СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа, 6 кл. "География родного края"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по географии родного края (Новосибирская область). 6 кл. 

Просмотр содержимого документа
«Программа, 6 кл. "География родного края"»

Структура документа

Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительная записка; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, перечнем практических работ и экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; учебно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


к рабочей программе по курсу

«География родного края»

6 класс (35 часов)


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми инструктивно – методическими документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

- Приказ Минобрнауки Новосибирской области от.01.07.2014 №1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных организаций, расположенных на территории НСО на 2016/17 учебный год».

-учебные планы МБОУ СОШ № 108 г. Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа».


Цель курса: формирование знаний о географическом положении, природе, населении, особенностях природопользования Родного края (Новосибирской области).

Задачи курса:

  • формирование географического образа НСО как территории с уникальными природными условиями и ресурсами, создание образа своего родного края.

  • развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников - карт, учебников, статистических данных, Интернет-ресурсов;

  • развитие умений и навыков вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате деятельности человека, принимать простейшие меры по защите и охране природы.


Данный курс рассчитан на 1 год обучения в VI классе и предполагает изучение содержания в течение 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.

Приоритетные направления в методике преподавания курса «Природа родного края» — преемственность в реализации содержания образования с учетом внутрипредметных связей, учет межпредметных связей, проектный подход в организации учебно-познавательной деятельности.

Методика реализации курса «Природа родного края» отдает приоритет деятельностному и практико-ориентированному подходам.

Важным показателем будет формирование способности школьников включаться в сотворчество, основанное на развитии воображения, ассоциативного мышления и умения импровизировать.

Контроль знаний и умений будет осуществляться через презентацию индивидуальных или коллективных творческих проектов, и оцениваться по пятибальной системе.




Личностные   и   метапредметные результаты



Результаты



Формируемые  умения


Средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы


Метапредметные  результаты


регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

    • формулировать собственное мнение и позицию;

    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия








СТРУКТУРА КУРСА




Модуль

Количество часов


1.


Введение в тему.

5 час.

2.

Историко-географическое знакомство с НСО.

7 час.

3.

Водные бассейны и климат территории.

8 час.

4.

Растительный и животный мир Новосибирской области.

11 час.

5.

Экологические проблемы НСО.

3 час.

6.


Подведение итогов «Мой Родной край».

2 час.


ИТОГО:


35 час.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение (5 час.)

Историческая справка о регионе, области, городе. Флаг и герб Новосибирской области. Расположение территории НСО на карте РФ, ближайшие территориальные соседи.

Понятия: населённый пункт, область, регион, карта, картограф, масштаб, условные обозначения.

Историко-географическое знакомство с НСО (5 час.)

История освоения Сибири. Возникновение нашей области. Раскопки и исторические открытия. Виртуальная экскурсия в музей. Географическое положение Новосибирской области. Её границы и рельеф территории. Топонимика географических названий нашего края.

Понятие: границы территории, топонимика, город, село, название населенных пунктов, озер, рек.

Водные бассейны и климат территории (8 час.)

Реки, озера и подземные воды НСО. Пресные и соленые озера, термальные воды. Климатические особенности НСО. Наличие оздоровительных ресурсов НСО.

Понятие: реки, течение, истоки, бассейн реки, озера, виды озер, бережное отношение к водеспособы охраны, климатические карты.

Растительный и животный мир Новосибирской области (11 час.)

Деление НСО по природным комплексам. Растительный и животный мир НСО и их особенности. Достопримечательные природные места Родного края.

Понятие: биологическое разнообразийприродные зоны, зональность,

Экологические проблемы НСО (3 час.)

Изменения окружающей природы в процессе жизнедеятельности человека. Способы восстановления окружающей среды. Охраняемые территории НСО.

Понятия: экология, экологические проблемы, охраняемые территории, заказник, анкетирование населения.

Подведение итогов «Мой Родной край» (2 час.)

Защита проектов по курсу «Природа Родного края».











































КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№№


Раздел. Тема урока



Сроки

1-3.

Историческая справка о регионе, области, городе.

Сентябрь

4.

Флаг и герб Новосибирской области, г. Новосибирска.

Сентябрь

5.

Расположение территории НСО на карте РФ, ближайшие территориальные соседи.

Октябрь

6.

История освоения Сибири. Возникновение нашей области.

Октябрь

7.

Раскопки и исторические открытия. Виртуальная экскурсия в музей.

Октябрь

8.

Географическое положение Новосибирской области, её границы.

Октябрь

9.

Рельеф территории НСО, полезные ископаемые.

Ноябрь

10.

Топонимика географических названий родного края.

Ноябрь

11-13.

Климатические особенности НСО.


14-15.

Озёра (пресные и солёные), искусственные водоёмы. Подземные (термальные) воды.


16-17.

Реки НСО.


18.

Наличие оздоровительных ресурсов НСО.


19-20.

Деление НСО по природным комплексам.


21-23.


Растительный мир НСО.


24-26.

Животный мир НСО.


27-29.

Достопримечательные природные места Родного края.



30-31.

Изменения окружающей природы в процессе жизнедеятельности человека.


32-33.

Способы восстановления окружающей среды. Охраняемые территории НСО.


34-35

«Мой Родной край»



ИТОГО:





ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,

Раздел темы.

Практическая работа. Проектная деятельность.


1.


Введение в тему.


Рисуем карту школы и пришкольной территории «Мы здесь живем».

Создание схемы – «Путь в школу и домой».

2.

Историко-географическое знакомство с НСО.


Определение положения НСО на карте «Западно-Сибирской равнины», знакомство с пограничными областями.

Топонимика географических названий нашего края.

«Как появились названия населенных пунктов и рек».

Работа со словарем топонимических названий Родного края.

Рельеф территории НСО.


3.

Климат и водные бассейны территории НСО.


Работа с данными наблюдений за погодой и оформление их в таблицу. Составление отчёта наблюдения за погодой.

Определение местоположения озер и направление течения рек нашей области.


4.

Растительный и животный мир Новосибирской области.


Определение природных зон на карте НСО.

Распределение растительности на территории НСО.

Распределение животного мира на территории НСО.


5.

Экологические проблемы НСО.


Уникальные места произрастания растений и зимовок животных на территории НСО. Животные и растения НСО, занесённые в «Красную книгу».


6.


Подведение итогов «Мой Родной край».

Защита творческих работ «Мой любимый уголок природы».

Презентации о Новосибирске.










УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Используемые учебные пособия:

  1. География Новосибирской области. Кравцов В.М., Донукалова Р.П., Новосибирск, «ИНФОЛИО – пресс», 1996г.,

  2. История Новосибирской области. Миненко Н.А. Новосибирск, 2003г

  3. Наш край в древности и средневековье. Троцкая Т.М., Соболев В.И., Новосибирск, « Студия Дизайн ИНФОЛИО», 1996.

  4. Новосибирск. Генеральный план развития города 2007 – 2030г. Сибирское книжное издательство: Новосибирск 2007

  5. Атлас Новосибирской Области под редакцией В. А. Николаевой.

Список литературы для учащихся:

  1. Материалы Департамента природных ресурсов и охраны окружающей

среды Новосибирской области.

  1. Материалы отдела "Природа НСО" Новосибирского государственного краеведческого музея.

  2. Красная книга Новосибирской области (животные). Новосибирск, 2000.

  3. Красная книга Новосибирской области (растения). Новосибирск, 1998.

  4. Красная книга Новосибирской области/ Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области. - 2-е изд. - Новосибирск: Арта, 2008. - 528 с.

  5. Чернобай Л.П. Реки Новосибирского водохранилища. Новосибирск, 2008.

  6. Чернобай Л.П. Малые реки левобережья Оби. Новосибирск, 2011.