СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Актуальные проблемы современного обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе элективного курса представлены основные разделы обществознания. Элективный курс ставит задачу комплексного обобщения материалов курса Обществознание

Просмотр содержимого документа
«Программа "Актуальные проблемы современного обществознания"»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ШКОЛА № 887»

РАССМОТРЕНО



ПРИНЯТО



УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

На методическом совете УКО

Заместитель директора

Протокол № ________

____________И.П. Дынько

____________И.П. Дынько

«___»___________2018 г.

«_____»_________2018 г.

«_____»_________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Наименование предмета:

Обществознание

Класс(ы):

10-11 (физико-математические)

Уровень общего образования:

Общее

Срок реализации программы:

2018-2019 учебный год

Рабочую программу составил(и) (должность, категория):

Волосков И. В., учитель обществознания, первая категория;


Москва, 2019 год

1.Пояснительная записка

1.Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень"

Учебники: Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Базовый уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2012 год.


Статус рабочей программы.

Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" (68 ч.) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 класс, рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 2 года.

2. Общая характеристика учебного предмета. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

Цели и задачи:

●      развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

●      воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

●      освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

●      овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

●      формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

●      работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

●      критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

●      анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

●      решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

●      участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

●      участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;

●      осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

●      подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

●      осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.


3. Место учебной программы в учебном плане. Программа рассчитана на обучение в старшей школе, в 10-11 классе, в классах гуманитарного профиля. Учебный предмет обществознание тесно связан с историей, математикой, другими учебными предметами.

Год обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

10

1

34

34

11

2

34

34




68


4. Личностные, предемтные и метапредметные результаты освоения курса

Предметные результаты:

Выпускник научится:

  • Выделять черты социальной сущности человека;

  • определять роль духовных ценностей в обществе;

  • распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

  • различать виды искусства;

  • соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

  • выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

  • выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

  • раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

  • различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

  • выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

  • анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

  • различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

  • выявлять особенности научного познания;

  • различать абсолютную и относительную истины;

  • иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

  • выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

  • выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

  • Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

  • выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

  • приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

  • формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

  • Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

  • Выделять критерии социальной стратификации;

  • анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

  • выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

  • выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

  • конкретизировать примерами виды социальных норм;

  • характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

  • различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

  • определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

  • различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

  • выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

  • характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

  • характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

  • характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

  • высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

  • формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

  • оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

  • Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

  • выделять основные элементы системы права;

  • выстраивать иерархию нормативных актов;

  • выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

  • различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

  • обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

  • аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

  • раскрывать содержание гражданских правоотношений;

  • применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

  • различать организационно-правовые формы предприятий;

  • характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

  • давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

  • находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

  • характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

  • иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

  • извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник получит возможность научиться:


  • использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

  • оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

  • характеризовать основные методы научного познания;

  • выявлять особенности социального познания;

  • различать типы мировоззрений;

  • объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

  • выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;

  • устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

  • выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

  • систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);

  • выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

  • высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

  • анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

  • выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

  • толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

  • находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

  • выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

  • выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

  • анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

  • действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

  • перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

  • характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

  • ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

  • применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

  • характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

Личностные результаты:

- осознание российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- выработка осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбиратьн аиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные УУД

-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью


5. Содержание учебного курса

 Раздел 1 . Человек в обществе -21 ч.

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Раздел 2. Духовная культура -14 ч.

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формыосновные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

 Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений -31 ч

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Процессуальное право, гражданский, уголовный, конституционный процесс.

11 класс

Раздел 4. Экономическая подсистема общества (20 ч.)

Роль экономики в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Рыночная экономика, рынок, его принципы, законы и виды. Деньги и банки, банковская система.  Фирмы в экономике . Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Экономическая культура. Урок обобщения по теме: «Экономическая жизнь общества».

Раздел 5. Социальное развитие современного общества (15 ч.)

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.

Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.

Раздел 6. Политическая жизнь современного общества (20 ч.)

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Т е м а 7. Современный этап мирового развития (10 ч.)

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.


6. Календарно-тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности

Дата


ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (5 ч)


13



1


Общество и общественные отношения

1

Объяснять понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа». Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношения, анализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; тестирование

Сентябрь

2


Типология обществ

1

Объяснять понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт». Ознакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней. Осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; составлять схемы, таблицы.

Сентябрь

3-4


Проблема общественного прогресса

2

Объяснять понятия и термины: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомиться с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Сентябрь

5


Повторение по теме: «Общество как система»

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум

Сентябрь


Деятельность как способ существования людей (3ч)


10



6


Содержание и формы деятельности

1

Объяснять понятия и термины: «духовная деятельность», «духовные ценности», «специализированная и неспециализированная духовная деятельность», «духовный мир», «духовное самоопределение личности», «аксиология», «опредмечивание ценностей», «распредмечивание ценностей», «секуляризация»; ознакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

октябрь

7


Трудовая деятельность

1

Объяснять понятия и термины: «труд», «социология труда», «социальное партнерство», «содержание труда», «культура труда», «человеческий фактор производства». Ознакомить с особенностями трудовой деятельности людей, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

октябрь

8


Игра и творчество как формы деятельности

1

Объяснять понятия и термины: игра, игровая деятельность, творчество. Ознакомиться с культурной и социологической теорией игры, теорией творчества как процесса; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Октябрь


Сознание и познание (5ч)


10



9


Познание как деятельность

1

Объяснять понятия и термины: «знание», «познавательная деятельность», «онтология», «гносеология», «чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование». Ознакомиться с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работа с таблицей, схемой.

Ноябрь

10


Многообразие путей познания мира


1

Объяснять понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»; ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Ноябрь

11


Научное познание.

Особенности научного познания.

1

Объяснять понятия и термины: «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция». Ознакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Ноябрь

12


Социальное познание.

Особенности социального познания.

1

Объяснять понятия и термины: «научное социальное знание», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «смысл», «ценности», «интерпретация», «культурный контекст», «идеальный тип», «конкретно-исторический подход»; ознакомиться с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания

Декабрь

13


Повторение по теме: «Сознание и познание»

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум

декабрь


Духовная сфера жизни общества (9 часов)





14


Духовное развитие общества

1

Объяснять понятия: культура, институт культуры, массовая культура, элитарная культура, народная культура, субкультура, контркультура. Определять формы взаимосвязи между уровнями культуры, соотносить примеры и проявления культуры с видами и формами

декабрь

15


Духовный мир личности

1

Объяснять понятия: мировоззрения, вера, знание, стереотип. Определять признаки мировоззрения, формы взаимосвязи между видами мировоззрения, приводить конкретные примеры проявления разных видов мировоззрения

Декабрь

16


Мораль и нравственность как институты культуры

1

Объяснять понятия: мораль, нравственность, моральные нормы, этическая категория. Определять функции морали, специфику моральных норм, особенности и сущность этических категорий «добро», «зло», «справедливость», «ответственность».

Январь

17


Наука как институт культуры

1

Объяснять понятия: наука, институт культуры, функции науки, технологическая революция, технологическая волна, фундаментальная и прикладная наука. Определять функции науки, ее взаимосвязь с обществом, проявления технологических волн, соотносить их с разными этапами общественного развития, различия между фундаментальными и прикладными науками.

Январь

18


Образование как институт культуры

2

Объяснять понятия: уровень образования, принципы образования, функции образования. Определять уровни образования, их взаимосвязь, объяснять принципы российского образования, приводить примеры реализации этих принципов

Январь

19


Религия как институт культуры

1

Объяснять понятия: религия, религиозное мировоззрение, религиозный культ, обряд, церковь, секта, секуляризация, религиозный плюрализм, национальная религия, мировая религия. Определять функции религии, особенности современных мировых и национальных религий, тенденции развития современных религий

Февраль

20


Средства массовой информации как институт культуры

1

Объяснять понятия: средство массовой информации, функции СМИ, виды СМИ. Определять особенности разных видов СМИ, их взаимосвязь с обществом и социально-политическими процессами

Февраль

21


Обобщающее повторение модуля «Духовная сфера общественной жизни»

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум

Февраль


Право и правоотношения (12)






Теория права (4)





22


Сущность права

1

Объяснять понятия: право, закон, социальное назначение права, правовая идея, правовое государство, правовые институты и ценности, система правовых учреждений. Характеризовать различные точки зрения в понимании

Март

23


Источники права

2

Объяснять понятия: источник права, правовой обычай, обычай делового договора, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право, закон, подзаконный акт, федеральный конституционный закон, договор, локальный нормативный акт, дипломатический иммунитет. Различать источники права, характеризовать их особенности. Объ2снять правила, согласно которым законы вступают в силу. Работа с документами.

Март

24


Правомерное поведение

1

Объяснять понятия: правовое регулирование, механизм правового регулирования, правовые средства, правомерное поведение, эффективность права, эффективные законы. Объяснять механизм правового регулирования, раскрывать его принципы. Называть элементы и характеризовать стадии механизма правового регулирования. Приводить примеры необходимого и желательного правомерного поведения.

Март


Отрасли права (8)





25-26


Конституция РФ. Гражданин РФ

2

Объяснять понятия: естественные права человека, поколения прав. Иметь представление о развитии идей о правах человека. Знать классификацию прав человека, содержание статей о правах и свободах человека. Понимать цели ограничения прав и свобод человека. Работать с документами. Объяснять понятия: правовой статус, лицо без гражданства, субъективные права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус, индивидуальный правовой статус. Называть элементы, составляющие правовой статус человека и гражданина, понимать их взаимосвязь. Объяснять разницу между правами человека и правами гражданина.

Март-апрель

27


Семейное право

1

Знать базовые понятия: семья, семейные отношения, правовое регулирование родительства и супружества. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работ, составление краткого плана , конспекта занятия, решение ситуативных задач, дискуссия, беседа

Апрель

28


Гражданское право

1

Знать базовые понятия: гражданское право, гражданские правоотношения, имущественные и неимущественные правоотношения. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа, решение ситуативных задач, беседа, дискуссия.

Апрель

29


Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

Знать понятия: трудовое право, трудовые правоотношения, общее и частное право. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов.

Апрель

30


Административное право

1

Знать понятия: административное право, административные правоотношения, административный проступок, административные санкции. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов

Май

31


Уголовное право

1

Знать понятия: уголовное право, уголовные правоотношения, преступление, состав преступления, квалификация преступлений, санкции. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов

Май

32


Процессуальное право

1

Знать понятия: Процессуальное право. Гражданский и уголовный процесс. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Май

33-34


Обобщающее повторение

2

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум

Май


11 класс

Раздел

Тема

Количество часов

Основные виды деятельности

Дата


Раздел 1. Человек и экономика (13)





1


Экономика: наука и хохяйство

1

Знать понятия: Экономика – система, наука. Микро и макроэкономика, методы эконом. науки. Возникновение экономики как науки, экономики как хозяйства. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Сентябрь

2-3


Экономический рост и развитие

2

Знать понятия: экономический рост, экономический цикл, показатели экономической активности, экономический закон. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Сентябрь

4


Рынок и рыночные отношения

1

Знать понятия: рынок, виды рынка, принципы рынка, равновесная цена, открытость рынка. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Сентябрь

5


Фирма на рынке

1

Знать понятия: фирма, способы организации фирмы, постоянные и переменные издержки фирмы, пути развития фирмы. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Октябрь

6


Предпринимательство

1

Знать понятия: предпринимательство, формы организации предпринимательской деятельности, этапы организации и развития предпринимательской деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Октябрь

7-8


Экономика и государство

2

Знать понятия: государственная политика, бюджетная, налоговая, кредитная, финансовая, таможенная, акцизная политика. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Октябрь-ноябрь

9-10


Финансы в экономике

2

Знать понятия: деньги, виды денег, функции денег, бартер, товарный эквивалент, полноценные и неполноценные деньги, электронные деньги, эмиссия денег. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Ноябрь

11


Занятость и безработица

2

Знать понятия: рынок труда, заработная плата, формы оплаты труда, безработица, измерение безработицы, виды безработицы. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Ноябрь

12


Мировая экономика

1

Знать понятия: мировой рынок, виды рынков, мировое разделение труда, глобализация и ее противоречия, Россия в мировой экономике. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов

Декабрь

13


Обобщающее повторение

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум, работа с текстом, решение ситуативных задач, составление планов тем, таблиц, схем

Декабрь


Раздел 2. Социальное развитие современного общества (7 ч.)


20



14


Социальная структура общества

1

Объяснять понятия: социальная структура, социальная дифференциация, каста, рабство, сословия, классы, страты, социальный статус, социальная мобильность, социальные лифты. Показать исторические особенности социальной дифференциации, основания социальной стратификации в современном обществе, роль социальных институтов семьи, образования в процессе социальной дифференциации. Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами

Декабрь

15


Социальные группы

1

Объяснять понятия: социальная группа, большие и малые социальные группы, групповая дифференциация, групповая мобильность, маргинальная группа, Показать различия больших и малых социальных групп. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи

Декабрь

16


Социальные ценности, нормы, отклоняющееся поведение

1

Объяснять понятия: социальные нормы, виды социальных норм, социальные санкции. Знать о социальных ценностях и нормах, о правовом регулировании социальных отношений. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, определять границы нормативного поведения и отклоняющегося

Январь

17


Этнос и нация, межнациональные отношения

1

Объяснять понятия: этнос, племя, народность, нация, этносоциальный организм, этнические отношения, этническая политика. Знать об этническом многообразии мира, формах этнических отнощений, видах дискриминационной национальной политики. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи,

Январь

18


Институт семьи и брака

1

Объяснять понятия: семья как социальная группа, традиционная и демократическая, нуклеарная и расширенная семья. Знать о традиционных семейных ценностях, тенденциях развития семьи в современном мире, государственной политике в поддержку семьи. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи,

Январь

19


Молодежь в современном обществе

1

Объяснять понятия: социально-демографическая группа, молодежь, молодежная субкультура, молодежная контркультура. Знать о гражданском совершеннолетии, начале трудовой деятельности, молодежной субкультуре. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры молодежных суб и контркультур, разных форм молодежного поведения.

Январь

20


Обобщающее повторение

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум

Февраль


Раздел 3. Политическая жизнь современного общества (8ч.)





21


Политическая система и политический режим

1

Объяснять понятия: политическая система, структура политической системы, политические институты, власть, политический режим, способы функционирования власти. Знать понятия политическая система и политический режим. Уметь называть основные черты тоталитарных режимов, различия демократических и недократических режимов. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры режимов в разных странах.

Февраль

22


Демократия

1

Объяснять понятия: Демократия, либеральная демократия, неолиберальная демократия. Знать принципы и ценности демократии, проблемы современной демократии, основные направления демократических реформ в РФ. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи

Февраль

23


Государство в политической системе

1

Объяснять понятия: Государства, внутренние и внешние функции государства, монархия, ее виды, республика, ее виды, унитарное и федеративное государство. Знать: признаки и различия между разными формами монархии и республики, унитарным и федеративным устройством государства. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи

Февраль-март

24


Выборы в демократическом обществе

1

Объяснять понятия: мажоритарная и пропорциональная избирательная система. Знать об избирательных системах, избирательной компании, различия между пропорциональной и мажоритарной избирательной системой. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры влияния выборов на политический процесс

Март

25


Политические партии и движения

1

Объяснять понятия: политическая партия, признаки политической партии, идеологии, политическая партия и движения. Знать о политическом поведении и политической психологии. Уметь аргументировать свою точку зрения. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры влияния партий и общественных движений на общественное мнение и социально-политические процессы в обществе.

Март

26


Лидеры и элиты в политической жизни

1

Объяснять понятия: политические лидеры, политические элиты, виды политических лидеров и элит. Знать о типах лидерства, группах давления. Уметь отстаивать свою точку зрения. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры влияния лидеров и элит на общественное мнение и социально-политические процессы в обществе.

Апрель

27


Политический процесс

1

Объяснять понятия: политический процесс, его формы. Знать основные положения и типологизацию политических процессов.

Апрель

28


Повторение модуля «Политическая жизнь современного общества»

1

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум

Апрель


Раздел 4: Современный этап мирового развития (7ч.)





29


Многообразие современного мира

1

Объяснять понятия: многообразие современного мира. Знать о развитии традиционных и индустриальных обществ в современном мире.

Май

30


Глобализация и ее последствия

1

Объяснять понятия: глобализация, ее источники, противоречия глобализации. Знать о плюсах и противоречиях процесса глобализации. Уметь характеризовать роль НТР в процессе глобализации.

Май

31


Целостность и противоречивость современного мира

1

Объяснять понятия: глобальные и регирональные проблемы. Знать о глобальных проблемах мира. Уметь ориентироваться в сложном, запутанном современном обществе

Май

32-34


Обобщающее повторение

3

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум

Май


1.8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2017.

2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2017.

3. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 20017.

1.9. Планируемые результаты изучения учебного курса

Предметные результаты:

Учащиеся 10-11 классов научатся:


• понимать и правильно использовать основные экономические термины;

• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

• характеризовать функции денег в экономике;

• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;

• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;

• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;

• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;

• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;

• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственные основные социальные роли;

• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;

• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;

• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;

• проводить несложные социологические исследования;

• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

• различать факты и мнения в потоке политической информации;

• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;

• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;

• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;

• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.


Учащиеся получат возможность научиться:


• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.

• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики

• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;

• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;

• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.

• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.


Личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты: 

Регулятивные УУД:


  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные УУД:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!