ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ | ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ | «ШКОЛА № 887» | РАССМОТРЕНО | ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании МО | На методическом совете УКО | Заместитель директора |
Протокол № ________ | ____________И.П. Дынько | ____________И.П. Дынько |
«___»___________2018 г. | «_____»_________2018 г. | «_____»_________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование предмета: | Обществознание |
Класс(ы): | 10-11 (физико-математические) |
Уровень общего образования: | Общее |
Срок реализации программы: | 2018-2019 учебный год |
Рабочую программу составил(и) (должность, категория): | Волосков И. В., учитель обществознания, первая категория; |
Москва, 2019 год
1.Пояснительная записка
1.Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень"
Учебники: Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 11 класс. Базовый уровень" учебник для 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2012 год.
Статус рабочей программы.
Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и авторской программы "Обществознание.10—11 классы, базовый уровень" (68 ч.) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 класс, рассчитана на 68 учебных часов из расчёта 1 час в неделю. Сроком реализации программы считать 2 года.
2. Общая характеристика учебного предмета. Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на базовом уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.
Цели и задачи:
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
● формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
● работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
● критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
● анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
● решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
● участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
● участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
● осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
● подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
● осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.
3. Место учебной программы в учебном плане. Программа рассчитана на обучение в старшей школе, в 10-11 классе, в классах гуманитарного профиля. Учебный предмет обществознание тесно связан с историей, математикой, другими учебными предметами.
Год обучения | Количество часов в неделю | Количество учебных недель | Всего часов за учебный год |
10 | 1 | 34 | 34 |
11 | 2 | 34 | 34 |
| | | 68 |
4. Личностные, предемтные и метапредметные результаты освоения курса
Предметные результаты:
Выпускник научится:
Выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
раскрывать связь между мышлением и деятельностью;
различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;
выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;
анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;
различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;
выявлять особенности научного познания;
различать абсолютную и относительную истины;
иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;
выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.
Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.
Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
Выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;
характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;
высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;
формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;
оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.
Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;
выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее;
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица);
выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.
Личностные результаты:
- осознание российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- выработка осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбиратьн аиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД
-определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
5. Содержание учебного курса
Раздел 1 . Человек в обществе -21 ч.
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты. Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Человек как духовное существо. Духовный мир человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Раздел 2. Духовная культура -14 ч.
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации. Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений -31 ч
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России. Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы. Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура. Процессуальное право, гражданский, уголовный, конституционный процесс.
11 класс
Раздел 4. Экономическая подсистема общества (20 ч.)
Роль экономики в жизни общества. Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы. Рыночная экономика, рынок, его принципы, законы и виды. Деньги и банки, банковская система. Фирмы в экономике . Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Экономическая культура. Урок обобщения по теме: «Экономическая жизнь общества».
Раздел 5. Социальное развитие современного общества (15 ч.)
Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.
Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.
Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.
Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида.
Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.
Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.
Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.
Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ.
Раздел 6. Политическая жизнь современного общества (20 ч.)
Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.
Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.
Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.
Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.
Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.
Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.
Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.
Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).
Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.
Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.
Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.
Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.
Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.
Т е м а 7. Современный этап мирового развития (10 ч.)
Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.
Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации.
6. Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Основные виды деятельности | Дата |
| ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (5 ч) | | 13 | | |
1 | | Общество и общественные отношения | 1 | Объяснять понятия и термины: «общество», «социум», «общественные отношения», «культура», «закономерности общественного развития», «законы», «тенденции», «природа». Познакомиться с социальными взаимодействиями и общественными отношения, анализировать общество как форму совместной жизнедеятельности людей; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; тестирование | Сентябрь |
2 | | Типология обществ | 1 | Объяснять понятия и термины: «традиционное общество», «индустриализация», «техногенная цивилизация», «постиндустриальное общество», «западное общество», «цивилизация восточного типа», «внеэкономическое принуждение», «теократия», «секуляризация», «социальный контракт». Ознакомиться с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней. Осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; составлять схемы, таблицы. | Сентябрь |
3-4 | | Проблема общественного прогресса | 2 | Объяснять понятия и термины: «общественный прогресс», «регресс», «многовариантность общественного развития», «историческая альтернатива», «критерий прогресса»; ознакомиться с особенностями общественного прогресса, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития, подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Сентябрь |
5 | | Повторение по теме: «Общество как система» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум | Сентябрь |
| Деятельность как способ существования людей (3ч) | | 10 | | |
6 | | Содержание и формы деятельности | 1 | Объяснять понятия и термины: «духовная деятельность», «духовные ценности», «специализированная и неспециализированная духовная деятельность», «духовный мир», «духовное самоопределение личности», «аксиология», «опредмечивание ценностей», «распредмечивание ценностей», «секуляризация»; ознакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной культуры, объяснить процесс сохранения, распространения и освоения духовных ценностей; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | октябрь |
7 | | Трудовая деятельность | 1 | Объяснять понятия и термины: «труд», «социология труда», «социальное партнерство», «содержание труда», «культура труда», «человеческий фактор производства». Ознакомить с особенностями трудовой деятельности людей, с социологией труда, объяснить сущность социального партнерства и исследовать перспективы его развития в России; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | октябрь |
8 | | Игра и творчество как формы деятельности | 1 | Объяснять понятия и термины: игра, игровая деятельность, творчество. Ознакомиться с культурной и социологической теорией игры, теорией творчества как процесса; осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Октябрь |
| Сознание и познание (5ч) | | 10 | | |
9 | | Познание как деятельность | 1 | Объяснять понятия и термины: «знание», «познавательная деятельность», «онтология», «гносеология», «чувственное познание», «рациональное познание», «ощущения», «восприятие», «представление», «понятие», «суждение», «агностицизм», «априорные идеи», «мыслительные операции», «абстрагирование». Ознакомиться с особенностями познавательной деятельности; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, работа с таблицей, схемой. | Ноябрь |
10 | | Многообразие путей познания мира | 1 | Объяснять понятия и термины: «уровни человеческих знаний», «мифологическое знание», «рационально-логическое знание», «жизненный опыт», «здравый смысл», «эсхаталогия», «паранаука»; ознакомиться с видами и уровнями человеческих знаний; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Ноябрь |
11 | | Научное познание. Особенности научного познания. | 1 | Объяснять понятия и термины: «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция». Ознакомиться с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания; осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Ноябрь |
12 | | Социальное познание. Особенности социального познания. | 1 | Объяснять понятия и термины: «научное социальное знание», «обыденное знание», «методы социального познания», «социальный факт», «смысл», «ценности», «интерпретация», «культурный контекст», «идеальный тип», «конкретно-исторический подход»; ознакомиться с особенностями социального познания, раскрыть проблемы социальных и гуманитарных наук; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания | Декабрь |
13 | | Повторение по теме: «Сознание и познание» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум | декабрь |
| Духовная сфера жизни общества (9 часов) | | | | |
14 | | Духовное развитие общества | 1 | Объяснять понятия: культура, институт культуры, массовая культура, элитарная культура, народная культура, субкультура, контркультура. Определять формы взаимосвязи между уровнями культуры, соотносить примеры и проявления культуры с видами и формами | декабрь |
15 | | Духовный мир личности | 1 | Объяснять понятия: мировоззрения, вера, знание, стереотип. Определять признаки мировоззрения, формы взаимосвязи между видами мировоззрения, приводить конкретные примеры проявления разных видов мировоззрения | Декабрь |
16 | | Мораль и нравственность как институты культуры | 1 | Объяснять понятия: мораль, нравственность, моральные нормы, этическая категория. Определять функции морали, специфику моральных норм, особенности и сущность этических категорий «добро», «зло», «справедливость», «ответственность». | Январь |
17 | | Наука как институт культуры | 1 | Объяснять понятия: наука, институт культуры, функции науки, технологическая революция, технологическая волна, фундаментальная и прикладная наука. Определять функции науки, ее взаимосвязь с обществом, проявления технологических волн, соотносить их с разными этапами общественного развития, различия между фундаментальными и прикладными науками. | Январь |
18 | | Образование как институт культуры | 2 | Объяснять понятия: уровень образования, принципы образования, функции образования. Определять уровни образования, их взаимосвязь, объяснять принципы российского образования, приводить примеры реализации этих принципов | Январь |
19 | | Религия как институт культуры | 1 | Объяснять понятия: религия, религиозное мировоззрение, религиозный культ, обряд, церковь, секта, секуляризация, религиозный плюрализм, национальная религия, мировая религия. Определять функции религии, особенности современных мировых и национальных религий, тенденции развития современных религий | Февраль |
20 | | Средства массовой информации как институт культуры | 1 | Объяснять понятия: средство массовой информации, функции СМИ, виды СМИ. Определять особенности разных видов СМИ, их взаимосвязь с обществом и социально-политическими процессами | Февраль |
21 | | Обобщающее повторение модуля «Духовная сфера общественной жизни» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум | Февраль |
| Право и правоотношения (12) | | | | |
| Теория права (4) | | | | |
22 | | Сущность права | 1 | Объяснять понятия: право, закон, социальное назначение права, правовая идея, правовое государство, правовые институты и ценности, система правовых учреждений. Характеризовать различные точки зрения в понимании | Март |
23 | | Источники права | 2 | Объяснять понятия: источник права, правовой обычай, обычай делового договора, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право, закон, подзаконный акт, федеральный конституционный закон, договор, локальный нормативный акт, дипломатический иммунитет. Различать источники права, характеризовать их особенности. Объ2снять правила, согласно которым законы вступают в силу. Работа с документами. | Март |
24 | | Правомерное поведение | 1 | Объяснять понятия: правовое регулирование, механизм правового регулирования, правовые средства, правомерное поведение, эффективность права, эффективные законы. Объяснять механизм правового регулирования, раскрывать его принципы. Называть элементы и характеризовать стадии механизма правового регулирования. Приводить примеры необходимого и желательного правомерного поведения. | Март |
| Отрасли права (8) | | | | |
25-26 | | Конституция РФ. Гражданин РФ | 2 | Объяснять понятия: естественные права человека, поколения прав. Иметь представление о развитии идей о правах человека. Знать классификацию прав человека, содержание статей о правах и свободах человека. Понимать цели ограничения прав и свобод человека. Работать с документами. Объяснять понятия: правовой статус, лицо без гражданства, субъективные права и обязанности, общий правовой статус, специальный правовой статус, индивидуальный правовой статус. Называть элементы, составляющие правовой статус человека и гражданина, понимать их взаимосвязь. Объяснять разницу между правами человека и правами гражданина. | Март-апрель |
27 | | Семейное право | 1 | Знать базовые понятия: семья, семейные отношения, правовое регулирование родительства и супружества. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работ, составление краткого плана , конспекта занятия, решение ситуативных задач, дискуссия, беседа | Апрель |
28 | | Гражданское право | 1 | Знать базовые понятия: гражданское право, гражданские правоотношения, имущественные и неимущественные правоотношения. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: самостоятельная работа, решение ситуативных задач, беседа, дискуссия. | Апрель |
29 | | Правовое регулирование занятости и трудоустройства | 1 | Знать понятия: трудовое право, трудовые правоотношения, общее и частное право. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов. | Апрель |
30 | | Административное право | 1 | Знать понятия: административное право, административные правоотношения, административный проступок, административные санкции. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов | Май |
31 | | Уголовное право | 1 | Знать понятия: уголовное право, уголовные правоотношения, преступление, состав преступления, квалификация преступлений, санкции. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов | Май |
32 | | Процессуальное право | 1 | Знать понятия: Процессуальное право. Гражданский и уголовный процесс. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Май |
33-34 | | Обобщающее повторение | 2 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум | Май |
11 класс
№ | Раздел | Тема | Количество часов | Основные виды деятельности | Дата |
| Раздел 1. Человек и экономика (13) | | | | |
1 | | Экономика: наука и хохяйство | 1 | Знать понятия: Экономика – система, наука. Микро и макроэкономика, методы эконом. науки. Возникновение экономики как науки, экономики как хозяйства. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Сентябрь |
2-3 | | Экономический рост и развитие | 2 | Знать понятия: экономический рост, экономический цикл, показатели экономической активности, экономический закон. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Сентябрь |
4 | | Рынок и рыночные отношения | 1 | Знать понятия: рынок, виды рынка, принципы рынка, равновесная цена, открытость рынка. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Сентябрь |
5 | | Фирма на рынке | 1 | Знать понятия: фирма, способы организации фирмы, постоянные и переменные издержки фирмы, пути развития фирмы. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Октябрь |
6 | | Предпринимательство | 1 | Знать понятия: предпринимательство, формы организации предпринимательской деятельности, этапы организации и развития предпринимательской деятельности. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Октябрь |
7-8 | | Экономика и государство | 2 | Знать понятия: государственная политика, бюджетная, налоговая, кредитная, финансовая, таможенная, акцизная политика. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Октябрь-ноябрь |
9-10 | | Финансы в экономике | 2 | Знать понятия: деньги, виды денег, функции денег, бартер, товарный эквивалент, полноценные и неполноценные деньги, электронные деньги, эмиссия денег. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Ноябрь |
11 | | Занятость и безработица | 2 | Знать понятия: рынок труда, заработная плата, формы оплаты труда, безработица, измерение безработицы, виды безработицы. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Ноябрь |
12 | | Мировая экономика | 1 | Знать понятия: мировой рынок, виды рынков, мировое разделение труда, глобализация и ее противоречия, Россия в мировой экономике. Формирование у учащихся деятельностных способностей учащихся, самостоятельная работ, решение ситуативных задач, планов, дискуссия, беседа, составление планов, работа с текстами документов | Декабрь |
13 | | Обобщающее повторение | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум, работа с текстом, решение ситуативных задач, составление планов тем, таблиц, схем | Декабрь |
| Раздел 2. Социальное развитие современного общества (7 ч.) | | 20 | | |
14 | | Социальная структура общества | 1 | Объяснять понятия: социальная структура, социальная дифференциация, каста, рабство, сословия, классы, страты, социальный статус, социальная мобильность, социальные лифты. Показать исторические особенности социальной дифференциации, основания социальной стратификации в современном обществе, роль социальных институтов семьи, образования в процессе социальной дифференциации. Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами | Декабрь |
15 | | Социальные группы | 1 | Объяснять понятия: социальная группа, большие и малые социальные группы, групповая дифференциация, групповая мобильность, маргинальная группа, Показать различия больших и малых социальных групп. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи | Декабрь |
16 | | Социальные ценности, нормы, отклоняющееся поведение | 1 | Объяснять понятия: социальные нормы, виды социальных норм, социальные санкции. Знать о социальных ценностях и нормах, о правовом регулировании социальных отношений. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, определять границы нормативного поведения и отклоняющегося | Январь |
17 | | Этнос и нация, межнациональные отношения | 1 | Объяснять понятия: этнос, племя, народность, нация, этносоциальный организм, этнические отношения, этническая политика. Знать об этническом многообразии мира, формах этнических отнощений, видах дискриминационной национальной политики. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, | Январь |
18 | | Институт семьи и брака | 1 | Объяснять понятия: семья как социальная группа, традиционная и демократическая, нуклеарная и расширенная семья. Знать о традиционных семейных ценностях, тенденциях развития семьи в современном мире, государственной политике в поддержку семьи. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, | Январь |
19 | | Молодежь в современном обществе | 1 | Объяснять понятия: социально-демографическая группа, молодежь, молодежная субкультура, молодежная контркультура. Знать о гражданском совершеннолетии, начале трудовой деятельности, молодежной субкультуре. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры молодежных суб и контркультур, разных форм молодежного поведения. | Январь |
20 | | Обобщающее повторение | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум | Февраль |
| Раздел 3. Политическая жизнь современного общества (8ч.) | | | | |
21 | | Политическая система и политический режим | 1 | Объяснять понятия: политическая система, структура политической системы, политические институты, власть, политический режим, способы функционирования власти. Знать понятия политическая система и политический режим. Уметь называть основные черты тоталитарных режимов, различия демократических и недократических режимов. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры режимов в разных странах. | Февраль |
22 | | Демократия | 1 | Объяснять понятия: Демократия, либеральная демократия, неолиберальная демократия. Знать принципы и ценности демократии, проблемы современной демократии, основные направления демократических реформ в РФ. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи | Февраль |
23 | | Государство в политической системе | 1 | Объяснять понятия: Государства, внутренние и внешние функции государства, монархия, ее виды, республика, ее виды, унитарное и федеративное государство. Знать: признаки и различия между разными формами монархии и республики, унитарным и федеративным устройством государства. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи | Февраль-март |
24 | | Выборы в демократическом обществе | 1 | Объяснять понятия: мажоритарная и пропорциональная избирательная система. Знать об избирательных системах, избирательной компании, различия между пропорциональной и мажоритарной избирательной системой. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры влияния выборов на политический процесс | Март |
25 | | Политические партии и движения | 1 | Объяснять понятия: политическая партия, признаки политической партии, идеологии, политическая партия и движения. Знать о политическом поведении и политической психологии. Уметь аргументировать свою точку зрения. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры влияния партий и общественных движений на общественное мнение и социально-политические процессы в обществе. | Март |
26 | | Лидеры и элиты в политической жизни | 1 | Объяснять понятия: политические лидеры, политические элиты, виды политических лидеров и элит. Знать о типах лидерства, группах давления. Уметь отстаивать свою точку зрения. Развивать у учащихся умения систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать ситуативные задачи, приводить примеры влияния лидеров и элит на общественное мнение и социально-политические процессы в обществе. | Апрель |
27 | | Политический процесс | 1 | Объяснять понятия: политический процесс, его формы. Знать основные положения и типологизацию политических процессов. | Апрель |
28 | | Повторение модуля «Политическая жизнь современного общества» | 1 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум | Апрель |
| Раздел 4: Современный этап мирового развития (7ч.) | | | | |
29 | | Многообразие современного мира | 1 | Объяснять понятия: многообразие современного мира. Знать о развитии традиционных и индустриальных обществ в современном мире. | Май |
30 | | Глобализация и ее последствия | 1 | Объяснять понятия: глобализация, ее источники, противоречия глобализации. Знать о плюсах и противоречиях процесса глобализации. Уметь характеризовать роль НТР в процессе глобализации. | Май |
31 | | Целостность и противоречивость современного мира | 1 | Объяснять понятия: глобальные и регирональные проблемы. Знать о глобальных проблемах мира. Уметь ориентироваться в сложном, запутанном современном обществе | Май |
32-34 | | Обобщающее повторение | 3 | Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, комплексное повторение, практикум | Май |
1.8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 10кл.,- М., «Просвещение», 2017.
2. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М., «Просвещение», 2017.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 20017.
1.9. Планируемые результаты изучения учебного курса
Предметные результаты:
Учащиеся 10-11 классов научатся:
• понимать и правильно использовать основные экономические термины;
• распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;
• объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;
• характеризовать функции денег в экономике;
• анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
• распознавать на основе приведённых данных основные экономические системы и экономические явления, сравнивать их;
• характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;
• применять полученные знания для характеристики экономики семьи;
• использовать статистические данные, отражающие экономические изменения в обществе;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведённых данных распознавать основные социальные общности и группы;
• характеризовать основные социальные группы российского общества, распознавать их сущностные признаки;
• характеризовать ведущие направления социальной политики российского государства;
• давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;
• характеризовать собственные основные социальные роли;
• объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального института в обществе;
• извлекать из педагогически адаптированного текста, составленного на основе научных публикаций по вопросам социологии, необходимую информацию, преобразовывать её и использовать для решения задач;
• использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
• проводить несложные социологические исследования;
• характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;
• правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;
• характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;
• различать факты и мнения в потоке политической информации;
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
• характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.
Учащиеся получат возможность научиться:
• оценивать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики.
• наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;
• характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;
• анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
• выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики
• использовать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
• ориентироваться в потоке информации, относящейся к вопросам социальной структуры и социальных отношений в современном обществе;
• адекватно понимать информацию, относящуюся к социальной сфере общества, получаемую из различных источников.
• осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
• соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;
• использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.
Личностными результатами выпускников, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные УУД:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.