СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Баскетбол - путь к здоровью"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Содействие возможности в повышении работоспособности, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Баскетбол - путь к здоровью"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Каснянская средняя общеобразовательная школа Вяземского района Смоленской области




Согласовано Утверждено приказом директора

Зам. директора по ВР № 78/01-10 от 30.08.2019г.

___________И.С. Гуреева



Программа

дополнительного образования

(спортивно – оздоровительное направление)

« Баскетбол – путь к здоровью »


Возраст обучающихся 10-16 лет

Срок реализации 3 года






Руководитель: Варичева Лариса Валентиновна, учитель физической культуры

Количество часов в неделю – 4 часа

Всего – 144 часа

Принято на заседании педагогического совета Протокол №1

от 30 августа 2019 г.




д. Касня

2019 год






Пояснительная записка


Программа «Баскетбол – путь к здоровью» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания, является модифицированной, предназначена для спортивных секций образовательных учреждений.

Программа имеет спортивно-оздоровительную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных способностей, воспитание интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности, укрепление здоровья.

Новизна и оригинальность программы «Баскетбол – путь к здоровью» в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться баскетболом с «нуля» тем детям, которые еще не начали проходить раздел «баскетбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.

С каждым годом учебные нагрузки в школах возрастают, а возможности активного отдыха ограничены. Очень важно, чтобы после уроков ребёнок имел возможность снять физическое утомление и эмоциональное напряжение посредством занятий в спортивном зале весёлыми и разнообразными подвижными и спортивными играми.

Наиболее интересной и физически разносторонней является игра баскетбол, в которой развиваются все необходимые для здорового образа жизни качества (выносливость, быстрота, сила, координация движений, ловкость, точность, прыгучесть и др.), а также формируются личные качества ребёнка (общительность, воля, целеустремлённость, умение работать в команде).

В условиях небольшого школьного зала посредством баскетбола достигается высокая активность большой группы детей, также есть возможность легко дозировать нагрузку с учётом возраста, пола и подготовленности определённой группы, охватывая на начальном этапе 12-15 человек.

Актуальность программы «Баскетбол – путь к здоровью» в приобщении школьников к здоровому образу жизни, в профилактике асоциального поведения, в создании условий для профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, укреплении психического и физического здоровья детей.

Педагогическая целесообразность 3-летней программы «Баскетбол – путь к здоровью», как и многие другие виды спорта, требует постепенного многолетнего перехода от простого к сложному, от известного к неизвестному.

3-летний период программы позволяет планомерно работать с детьми разного возраста, объединяя их по физическим данным и подготовленности. Баскетбол позволяет решить проблему занятости у детей свободного времени, пробуждение интереса к определённому виду спорта. Практика показывает эффективность ранней подготовки учащихся для формирования полноценного коллектива единомышленников и успешной работы на последующих этапах.



Цель: Создание условий для полноценного интеллектуального, физического, эстетического развития и укрепления здоровья школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом, их успешной адаптации в образовательной и социальной среде. Содействие возможности в повышении работоспособности, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.


Задачи:


  1. Обучающие:

  • Познакомить занимающихся с интереснейшим видом спорта баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований.

  • Углублять и дополнять знания, получаемые учащимися на уроках физической культуры.


  1. Развивающие:

  • Укреплять опорно-двигательный аппарат учащихся.

  • Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять здоровье, закаливать организм.

  • Расширять спортивный кругозор детей.


  1. Воспитательные:

  • Формировать дружный, сплочённый коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения.

  • Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

  • Пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи занимающихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.

  • Воспитывать чувства патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину.





Планируемые результаты освоения программы

«Баскетбол – путь к здоровью»


К моменту завершения программы

Учащиеся научатся:

  • излагать основы знаний о здоровом образе жизни;

  • интересно и доступно излагать исторические факты развития баскетбола в стране;

  • руководствоваться правилами игры в баскетбол;

  • выполнять основные технические приемы баскетболиста;

  • осуществлять судейство соревнований по баскетболу, владеть информационными жестами судьи;

  • проводить разминку баскетболиста, организовывать проведение подвижных игр.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • мгновенно оценивать обстановку;

  • действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации;

  • проявлять самостоятельность;

  • управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями;

  • работать в группе и подчинять свои интересы коллективу, что способствует социализации учащихся.


Личностные результаты освоения программы

«Баскетбол путь к здоровью»


  • способность формировать ответственное отношение к учению, готовность занимающихся к саморазвитию и самообразованию с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • способность развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • способность формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, занимающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

  • способность предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.


Метапредметные результаты освоения программы

«Баскетбол – путь к здоровью»


  • способность определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • способность находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

  • способность организовывать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;

  • способность организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;

  • способность рационально распределять свое время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

  • способность вести наблюдения за показателями своего физического развития.


Предметные результаты освоения программы

«Баскетбол – путь к здоровью»


  • способность формировать знания о баскетболе и его роли в укреплении здоровья;

  • способность формировать знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой и спортом;

  • способность проявлять доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

  • способность оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игр и соревнований;

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой и спортом, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.


Формы и методы оценки


Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка. 

Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста полученных знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. 

Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.


Виды контроля


  • текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;

  • промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме тестирования (выполнение тестовых заданий и упражнений);

  • итоговая аттестация – участие в соревнованиях.


Оценивание результатов


Результатом работы программы является системная организация и проведения спортивных праздников, конкурсов, матчевых встреч, товарищеских игр с командами аналогичного возраста, соревнований школьного, районного и городского масштабов.


Формы проведения занятий:


1. Беседы.

2. Тренировочные занятия.

3. Тестирования.

4. Участие в спортивных конкурсах, соревнованиях, праздниках.

5. Просмотры соревнований.




Формы организации обучения:


1. Командная.

2. Групповая.

3. Подгрупповая.

4. Индивидуальная.

5. В парах.







































Методическое обеспечение программы «Баскетбол – путь к здоровью»

п/п

Тема программы

Форма организации и

проведения занятия

Методы и приёмы организации

Учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа

учёта

1.

Общие основы

баскетбола. ПП и ТБ.

Правила игры и

методика судейства.

Групповая, индивидуальная,

подгрупповая, фронтальная.

Словесный, объяснение, рассказ, беседа, практические задания, объяснение нового материала. Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, картинки, справочные материалы, плакаты.

Правила судейства в баскетболе.

Вводный, положение о соревнованиях по баскетболу.


2.

Общая физическая

подготовка баскетболиста.

Индивидуальная, групповая,

подгрупповая, поточная,

фронтальная.

Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки.

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого учащегося.

Тестирование,

карточки судьи,

протоколы.


3.

Специальная подготовка

баскетболиста.

Индивидуальная, групповая,

подгрупповая, фронтальная,

коллективно-групповая,

в парах.

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого учащегося.

Зачёт, тестирование,

учебная игра,

промежуточный

тест.


4.

Техническая

подготовка

баскетболиста.

Индивидуальная, групповая, индивидуально-фронтальная,

коллективно-групповая, подгрупповая, в парах.

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого учащегося.

Зачёт, тестирование, учебная игра, промежуточный тест, соревнование.


5.

Игровая подготовка

баскетболиста.

Групповая, подгрупповая,

коллективно-групповая.

Практические занятия, упражнения в парах, тренировки, учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого учащегося, видеозаписи.

Учебная игра, промежуточный отбор, соревнование.


Место программы «Баскетбол – путь к здоровью»


Программа рассчитана на 144 часа в год, с проведением занятий 2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часа в неделю. Срок реализации программы 3 года.

Программа предназначена для детей 10-16 лет. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.




































Распределение времени по темам программы «Баскетбол – путь к здоровью»


Тематическое планирование 1-2-3 года обучения программы «Баскетбол – путь к здоровью»


4 часа в неделю (144 часов в год)


п/п

Название тем

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

теория

практика

всего

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1.

Общие основы баскетбола.

ПП и ТБ. Правила игры.

8


8

6


6

6


6

2.

Общая физическая

подготовка

5

15

20

4

16

20

4

14

18

3.

Специальная подготовка


5

15

20

5

15

20

5

15

20

4.

Техническая подготовка


5

20

25

8

20

28

8

20

28

5.

Тактическая подготовка


5

20

25

8

20

28

8

20

28

6.

Игровая подготовка


5

25

30

8

20

28

6

22

28

7.

Контрольные и

календарные игры

2

14

16

2

12

14

2

14

16

8.

Общее количество часов

в год

35

109

144

41

103

144

39

105

144

Содержание программы 1-го года обучения


  1. Общие основы баскетбола – 8 часов.

  • История возникновения баскетбола в России. Правила игры. Состав команды, форма игроков.

  • Сведения о строении и функциях организма человека.

  • Влияние физических упражнений на организм человека.

  • Необходимость разминки в занятиях спортом.

  • Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях баскетболом.

  • Правила пожарной безопасности и поведения в спортивном зале.

  • Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

  • Правила игры мини-баскетбола, судейская жестикуляция и терминология.

  • Методика тренировки баскетболистов.

  • Техническая подготовка баскетболистов.

  • Психологическая подготовка баскетболиста

  • Подведение итогов года.

  1. Общая физическая подготовка – 20 часов.

  • Строевые упражнения.

  • Упражнения для рук плечевого пояса.

  • Упражнения для шеи и туловища.

  • Упражнения для ног.

  • Упражнения для всех групп мышц.

  • Подвижные игры: «Пятнашки», «Пустое место», «Снайперы», «Мяч водящего», «Гонка мячей».

  • Упражнения для развития быстроты.

  • Упражнения для развития ловкости.

  • Упражнения для развития гибкости.

  • Упражнения для развития прыгучести.

  1. Специальная физическая подготовка – 20 часов.

  • Упражнения для развития быстроты: ускорения, рывки на отрезках от 10 до 40 м (из различных исходных положений) лицом, боком, спиной вперёд.

  • Бег с максимальной частотой шагов на месте и в движении.

  • Бег за лидером со сменой направления (зигзагом, лицом, спиной вперёд, челноком, с поворотом).

  • Упражнения для развития специальной прыгучести: многократные прыжки с ноги на ногу, выпрыгивание вверх с доставанием ориентира, прыжки на одной ноге и толчком двух ног (вперёд, вверх, в стороны).

  • Упражнения с подтягиванием бедра толчковой ноги.

  • Упражнения для развития скорости реакции по зрительным и звуковым сигналам.

  • Упражнения для развития чувства мяча. Жонглирование одним, двумя мячами.

  • Подбрасывание и ловля мяча на месте, в движении шагом и бегом.

  • Метание различных мячей в цель.

  • Эстафеты с разными мячами.

  1. Техническая подготовка – 25 часов.

  • Обучение передвижению в стойке баскетболиста.

  • Обучение технике остановок прыжком и двумя шагами.

  • Обучение прыжку толчком двух ног и одной ноги.

  • Повороты вперёд и назад.

  • Ловля мяча двумя руками на месте, в движении, в прыжке при встречном и параллельном движении.

  • Передача мяча двумя руками от груди на месте, в движении, в стену, парами при встречном и параллельном движении.

  • Ведение мяча на месте, в движении, с изменением направления, скорости, высоты отскока.

  • Броски в кольцо двумя руками от груди с места, слева, справа, с отскоком от щита, в движении.

  • Броски в кольцо одной рукой от плеча на месте, слева, справа, с середины, без отскока и с отскоком от щита.

  • Обучение техники двух шагов с места, в движении.

  • Броски двумя руками от груди с двух шагов.

  1. Тактическая подготовка – 25 часов.

Нападение

  • Выход для получения мяча на свободное место.

  • Обманный выход для отвлечения защитника.

  • Розыгрыш мяча короткими передачами.

  • Атака кольца.

  • «Передай мяч и выходи».

  • Наведение своего защитника на партнёра.

Защита

  • Противодействие получению мяча.

  • Противодействие выходу на свободное место.

  • Противодействие розыгрышу мяча.

  • Противодействие атаке кольца.

  • Подстраховка

  • Система личной защиты.

  1. Игровая подготовка – 30 часов.

  • Обучение основным приёмам техники игры и тактическим действиям в упрощённой игровой обстановке 2х2, 3х3, 4х4, 5х5 мини-баскетбола.

  • Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

  1. Контрольные и календарные игры – 16 часов.

  • Двухсторонние контрольные игры по упрощённым правилам мини-баскетбола.

  • Товарищеские игры с командами соседних школ.

  • Итоговые контрольные игры.


Планируемые результаты освоения программы 1-го года обучения


К концу первого года обучения учащиеся:

  • получат теоретические сведения о баскетболе, правилах игры, о влиянии физических упражнений на самочувствие;

  • ознакомятся с правилами техники безопасности и пожарной безопасности;

  • улучшат общую физическую подготовку;

  • освоят упражнения СФП;

  • ознакомятся с азами технико-тактической подготовки;

  • обучатся игровой ориентации в мини-баскетболе;

  • улучшат общее внимание, дисциплину, почувствуют интерес к регулярным занятиям спортом, приобщатся к здоровому образу жизни;

  • научатся выполнять прыжки толчком двух ног и толчком одной ноги;

  • научатся выполнять повороты вперёд и назад с опорой на одну ногу;

  • научаться ловить мяч двумя руками на месте;

  • научатся передавать мяч двумя руками: сверху, от плеча, от груди, снизу, с места, с отскоком;

  • научатся вести мяч: с высоким отскоком, с низким отскоком, со зрительным контролем;

  • научатся выполнять ведение мяча: на месте, по прямой линии, по дугам;

  • научатся выполнять броски мяча в корзину двумя руками: от груди, с отскоком от щита, с места, под углом к щиту;

  • научатся освобождаться для получения мяча;

  • научатся противодействовать получению мяча, розыгрышу мяча, атаке корзины;

  • научатся останавливаться двумя шагами;

  • научатся ловить мяч двумя руками в движении;

  • научатся передавать мяч двумя руками в движении;

  • научаться передавать мяч одной рукой от головы, от плеча, с места;

  • научатся вести мяч зигзагом, а так же без зрительного контроля;

  • научатся разыгрывать мяч в командных нападающих действиях;

  • научатся в защитных действиях подстраховывать партнёра;

  • научатся противодействовать выходу соперника на свободное место в защитных действиях;

  • научатся выполнять броски в корзину двумя руками (ближние, средние, дальние);

  • научатся выполнять броски в корзину двумя руками: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;

  • научатся выполнять броски в корзину одной рукой с места;

  • научатся выполнять штрафной бросок одной рукой от плеча, двумя руками от груди.


Содержание программы 2-го года обучения


  1. Общие основы баскетбола – 6 часов.

  • Физическая культура и спорт в России.

  • Баскетбол в России. Достижения наших команд на мировой арене.

  • Правила техники безопасности на тренировках.

  • Основные сведения о спортивной квалификации.

  • Разряды, звания и порядок их присвоения.

  • Воспитание нравственных и волевых качеств спортсмена.

  • Правила пожарной безопасности.

  • Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.

  • Гигиенические требования к спортсменам.

  • Техника и тактика игры в баскетбол, их взаимосвязь.

  • Подведение итогов года.

  1. Общая физическая подготовка – 20 часов.

  • Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.

  • Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями.

  • Эстафеты без предметов и с мячами.

  • Упражнения для развития силы.

  • Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.

  • Упражнения для развития гибкости.

  • Упражнения для развития ловкости.

  • Комбинированные упражнения по круговой системе.

  • Развитие прыгучести.

  • Подвижные и спортивные игры по упрощённым правилам.

  1. Специальная физическая подготовка – 20 часов.

  • Упражнения для развития быстроты передвижения в баскетбольной стойке. Бег змейкой приставными шагами, спиной вперёд. Бег с остановками, поворотами, рывками по свистку. Эстафетный бег с передачами мяча.

  • Развитие специальной прыгучести. Прыжки с одной и двух ног с доставанием щита, с места и с разбега, одной и двумя руками. Серийные выпрыгивания из приседа. Эстафеты с прыжками на одной и двух ногах в различных вариантах. Прыжки со скакалкой.

  • Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения передач, ловли и бросков.

  • Упражнения для развития игровой ловкости. Передачи мяча в стену с последующей ловлей. Чередование передач и ведения на месте и в движении. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнёра. Комбинированные упражнения из бега, прыжков, ловли, передач, ведения, бросков с предельной интенсивностью.

  • Эстафеты и игры с ловлей, передачами и бросками мяча.

  1. Техническая подготовка – 28 часов.

  • Передвижение в баскетбольной стойке с изменением направления и скорости, с работой рук.

  • Остановки прыжком и двумя шагами без мяча и с мячом.

  • Повороты на месте вперёд и назад без мяча и с мячом.

  • Ловля и передача мяча изученными способами на месте, в движении, парами, тройками с изменением расстояния, скорости, исходных положений.

  • Обучение передачам двумя руками сверху, снизу, одной сверху, снизу, на месте, в движении.

  • Ведение мяча левой и правой рукой с изменением высоты отскока, направления, скорости, с остановками.

  • Ведение со сменой рук без зрительного контроля.

  • Обводка соперника с изменением направления.

  • Сочетания ведения, передач и ловли мяча.

  • Броски в кольцо двумя руками от груди и одной от плеча с места и в движении после двух шагов.

  • Обучение броску после ведения, после обводки, после ловли и двух шагов слева, справа и с середины.

  • Обучение штрафному броску двумя и одной рукой от плеча.

  • Обучение технике броска с места со средней дистанции.

  1. Техническая подготовка – 28 часов.

Нападение

  • Розыгрыш мяча игроками команд.

  • Организация атаки кольца.

  • «Передай мяч и выходи».

  • Заслон защитнику партнёра.

  • Наведение на партнёра своего защитника.

  • Взаимодействие «Треугольник».

  • Взаимодействие «Тройка».

  • Взаимодействие «Малая восьмёрка».

  • Скрестный выход.

  • Система быстрого прорыва.

  • Система нападения без центрового игрока.

Защита

  • Противодействие розыгрышу мяча.

  • Противодействие атаке.

  • Подстраховка партнёра.

  • Переключение на другого нападающего.

  • Проскальзывание.

  • Групповой отбор мяча.

  • Противодействие «Тройке».

  • Противодействие «Малой восьмёрке».

  • Система личной защиты.

  1. Игровая подготовка – 28 часов.

  • Овладение запланированными приёмами техники в игровых действиях.

  • Овладение индивидуальными и групповыми тактическими действиями.

  • Овладение основами тактики командных действий.

  • Воспитание соревновательной деятельности в игре.

  1. Контрольные и календарные игры – 14 часов.

  • Контрольные игры на проверку усвоения технических приёмов в игровой обстановке.

  • Подготовительные учебные двухсторонние игры.

  • Товарищеские встречи с командами соседних школ.

  • Итоговые контрольные игры с приглашением родителей.


Планируемые результаты освоения программы 2-го года обучения


К концу второго года обучения учащиеся:

  • расширят представление о баскетболе в России, о спортивной квалификации, разрядах, знаниях;

  • научатся правильно распределять нагрузки в режиме дня;

  • улучшат свои нравственные и волевые качества, станут более выносливым к любым нагрузкам;

  • пополнят технико-тактический арсенал игры в баскетбол;

  • освоят разнообразную игровую практику;

  • научатся ловить мяч двумя руками при движении сбоку;

  • научатся ловить мяч двумя руками в прыжке;

  • научатся ловить мяч одной рукой в движении;

  • освоят передачу мяча двумя руками в движении (встречные);

  • освоят передачу мяча двумя руками в движении (сопровождающие);

  • научатся передавать мяч одной рукой с боку (с отскоком);

  • научатся передавать мяч одной рукой снизу (с отскоком);

  • научатся передать мяч одной рукой в прыжке;

  • научатся выполнять броски в корзину двумя руками (добивание);

  • научатся выполнять броски в корзину одной рукой с отскоком от щита, в движении;

  • научатся выполнять броски в корзину за 3-х очковой линией;

  • научатся в нападении ставить заслон;

  • научатся в защитных действиях выполнять переключение на другого игрока;

  • научатся в защитных действиях применять систему личной защиты;

  • научатся обводить соперника с изменением высоты отскока;

  • научатся обводить соперника с изменением направления;

  • научатся ловить мяч одной рукой в прыжке;

  • научатся передавать мяч одной рукой (поступательные).


Содержание программы 3-го года обучения


  1. Теоретическая подготовка – 6 часов.

  • Значение физического развития граждан России для их подготовки к труду и защите Родины.

  • Планирование и контроль спортивной подготовки.

  • Основы техники игры и техническая подготовка.

  • Основы тактики игры и тактическая подготовка.

  • Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях.

  • Правила по мини-баскетболу.

  • Установка на игру и разбор результатов.

  • Психологическая подготовка юных спортсменов.

  • Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).

  • Подведение итогов года.

  1. Общая физическая подготовка – 18 часов.

  • Общеразвивающие упражнения на все группы мышц.

  • Беговые упражнения.

  • Повторный бег по дистанции от 30 до 60 м. Челночный бег. Старты из различных исходных положений.

  • Упражнения для развития различных двигательных качеств.

  • Комбинированные упражнения.

  • Упражнения для развития общей выносливости. Равномерный и попеременный бег на 500 м, 800 м, 1000 м.

  • Подвижные игры: «10 передач», «Снайперы», различные «Пятнашки».

  • Мини-футбол, пионербол, волейбол.

  1. Специальная физическая подготовка – 20 часов.

  • Подготовительные упражнения для рук. Укрепление лучезапястных суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями). Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног вместе (вперёд, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами, кистевыми эспандерами.

  • Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперёд, назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками, рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами, круговым вращением вокруг пояса.

  • Упражнения для координации движений.

  • Упражнения для развития специальной выносливости.

  1. Техническая подготовка – 28 часов.

  • Передвижения в защитной стойке, работа ног, рук. Финты, обманные движения, остановки, повороты.

  • Ловля и передачи мяча изученными способами в движении с пассивным и активным сопротивлением, одной и двумя руками.

  • Передачи мяча в прыжке в сочетании с ведением и бросками.

  • Скрытые передачи мяча.

  • Обводка соперника с поворотом и переводом мяча.

  • Перевод мяча под ногой, за спиной.

  • Броски мяча в кольцо одной рукой сверху, снизу.

  • Добивание мяча в кольцо двумя руками в прыжке.

  • Обучение броску крюком.

  • Разноудалённые броски с места и в движении.

  • Обучение технике трёхочкового броска.

  • Дальнейшее обучение штрафному броску.

  • Бросок в прыжке одной рукой.

  1. Тактическая подготовка – 28 часов.

Нападение

  • Командная атака кольца противника.

  • Дальнейшее обучение заслону на месте и в движении.

  • Наведение.

  • «Треугольник», «Тройка».

  • «Малая восьмёрка».

  • Скрестный выход.

  • Сдвоенный заслон.

  • Система быстрого прорыва.

  • Система эшелонированного прорыва.

  • Система нападения через центрового.

Защита

  • Противодействие атаки кольца.

  • Подстраховка.

  • Переключение.

  • Проскальзывание.

  • Групповой отбор мяча.

  • Система личной защиты.

  • Система зонной защиты.

  • Система смешанной защиты.

  • Система личного прессинга.

  • Система зонного прессинга.

  1. Игровая подготовка – 28 часов.

  • Дальнейшее обучение приёмам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным.

  • Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты.

  • Совершенствование приёмов игры и тактических действий с учётом индивидуальных способностей юного баскетболиста.

  • Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от её исхода).

  • Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся.

  • Учащиеся готовятся к роли инструктора, помощника тренера для участия в организации и проведения занятий (отдельных частей тренировки), массовых соревнований в качестве судей, секундометристов, секретарей.

  • Освоение терминологии, принятой в баскетболе.

  • Овладение командным языком, умение отдать рапорт.

  • Проведение упражнений по построению и перестроению группы.

  • В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.

  • Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести разминку.

  1. Контрольные и календарные игры – 16 часов.

  • Участие в первенстве школы по баскетболу.

  • Участие в матчевых встречах по мини-баскетболу.

  • Участие в товарищеских играх с командами соседних школ.

  • Участие сборной команды школы в первенстве района по баскетболу.

  • Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств.

  • Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по баскетболу.


Планируемые результаты освоения программы 3-го года обучения


К концу третьего года обучения учащиеся:

  • научатся планировать и контролировать спортивную подготовку;

  • улучшат технико-тактическую подготовку;

  • улучшат психологическую подготовку;

  • научатся выполнять броски мяча в корзину одной рукой: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно щиту;

  • научатся в нападающих действиях выполнять «наведение»;

  • научатся в командных нападающих действиях выполнять «скрестный выход»;

  • научатся в защитных командных действиях использовать «групповой отбор»;

  • научатся в защитных действиях выполнять «проскальзывание»;

  • научатся в защитных командных действиях противодействовать «скрестному выходу»;

  • научатся заполнять протокол игры;

  • научатся оказывать первую помощь при лёгких травмах;

  • научатся ловить мяч одной рукой при встречном движении;

  • научатся передавать мяч одной рукой (сопровождающие);

  • научатся передавать мяч одной рукой на большое расстояние (14-16 м);

  • научатся выполнять обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход;

  • научатся обводить соперника с изменением скорости;

  • научатся перехватывать мячи при передаче его соперником;

  • научатся действовать в нападении при выходе двух нападающих против одного защитника (2х1);

  • научатся действовать в нападении при выходе трёх нападающих против одного или двух защитников (3х1, 3х2);

  • научатся в нападающих командных действиях использовать систему «быстрого прорыва»;

  • научатся в нападающих командных действиях использовать «малую восьмёрку»;

  • научатся действовать в защите при выходе двух нападающих против одного защитника (1х2);

  • научатся действовать в защите при выходе трёх нападающих против одного защитника или против двух защитников (1х3, 2х3);

  • научатся перестраиваться в защите, чтобы противодействовать «быстрому прорыву» соперников.











Обеспечение программы методической продукцией


  1. Дидактические материалы:

  • Картотека упражнений по баскетболу.

  • Схемы и плакаты освоения технических приёмов в баскетболе.

  • Правила игры в баскетбол.

  • Правила судейства в баскетболе.

  • Регламент проведения баскетбольных турниров различных уровней.

  • Положение о соревнованиях по баскетболу.

  1. Методические рекомендации:

  • Рекомендации по организации безопасного ведения двухсторонней игры.

  • Рекомендации по организации подвижных игр с баскетбольным мячом.

  • Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.

  • Инструкции по охране труда.


Материально-техническое обеспечение


1. Основной учебной базой для проведения занятий является спортивной зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольным стойками, а также наличие баскетбольных мячей для каждого учащегося, набивных мячей, стоек для обводки, гимнастических матов, гимнастических скакалок, гантелей, футбольных, волейбольных мячей.

2. Журналы и справочники, а также фото и видеоаппаратура, электронные носители (кассеты, диски и дискеты).


Список литературы для педагогов:


  1. Баскетбол. Программа спортивной подготовки для ДЮСШ. М. Советский спорт, 2004 г.

  2. Гомельский А. Я. Баскетбол. Секреты мастерства. М. 1997 г.

  3. Грасис А. Специальные упражнения баскетболистов – М., ФиС, 1972 г.

  4. Нестеровский Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения. М. Академия. 2004 г.

  5. Официальные правила баскетбола. М. Спорт Академ Пресс 2000 г.

  6. Пинхолстер А. Энциклопедия баскетбольных упражнений – М., ФиС, 1973 г.

  7. Кудряшов В. П., Мирошникова Т. И. Физическая подготовка юных баскетболистов – Минск, 1970 г.

  8. Кузин В. В., Полиевский С. А. Баскетбол. Начальный этап обучения – М., ФиС, 1999 г.

  9. Линдеберг Ф. Баскетбол – игра и обучение – М., ФиС, 1971, 1972 гг.

  10. Чернов Е. А. Некоторые рекомендации по работе с детьми. Школа баскетбола. Самара. 2002 г.

  11. Яхонтов Е. Р. Индивидуальная тренировка баскетболиста – М., ФиС, 1981, 1985 гг.


Список литературы для учащихся и родителей:


  1. Баскетбол: 100 упражнений и советов для юных игроков. НИК Сортэл. М. 2002 г.

  2. Билл Гатмен и Том Финнеган. Все о тренировке юного баскетболиста. М. АСТ. 2007 г.

  3. Джерри В., Краузе, Дон Мейер. Баскетбол навыки и упражнения. М. АСТ. 2006 г.

  4. Евгений Гомельский. Игра гигантов. М. ВАГРИУС. 2004 г.

  5. Костинова Л. В. Баскетбол. М. ФиС. 2002 г.

  6. Кузин В. В., Полиевский С. А. Баскетбол. М. ФиС. 1999 г.

  7. Леонов А. Д., Малый А. А. Баскетбол – книга для учащихся – Киев, Радянська школа, 1989 г.