М
униципальное автономное учреждение дополнительного образования
«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Принята на заседании «УТВЕРЖДАЮ»
методического совета Директор МАУДО «РГДДТ»
от «___» ___________ 2021 г. ______________Ю.А. Меликов
Протокол № _____________ «___» ______________ 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«Безопасный Интернет летом»
Возраст учащихся: 7-12 лет
Автор-составитель:
Королева Екатерина Анатольевна,
педагог дополнительного образования
г. Рязань, 2022
Пояснительная записка
Основной целью деятельности дистанционного обучения на летний период является высокий уровень организации отдыха, обучения, безопасности и досуга детей. Основной акцент уделяется созданию необходимых условий для личностного, творческого, интеллектуального развития учащихся, включения их в познавательную, творческую деятельность, привитие навыков самоуправления, чувства коллективизма и патриотизма, формирование у детей общечеловеческой культуры и ценностей.
Вопросы обеспечения информационной безопасности детей в сети Интернет, использование разнообразных безопасных онлайн сервисов, защита их физического, умственного и нравственного развития последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий, электронных СМИ и с существенным возрастанием численности использования детьми современных информационно-коммуникационных технологий.
Программа носит дистанционный, краткосрочный характер и реализуется в каникулярный период.
Новизна программы «Безопасный Интернет летом» заключена в достижении детьми метапредметных результатов по формированию навыков и умений безопасного и целесообразного поведения в сети Интернет, безопасного использования онлайн сервисов, повышении культурно-познавательного кругозора, умений соблюдать нормы информационной этики и права, где отсутствует риск, связанный с причинением информационного вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Цель программы: формирование безопасной информационной среды, освоение базовых принципов безопасного поведения в сети Интернет и пропаганда безопасности личного информационного пространства.
Задачи программы:
Предметные:
-
Формировать знания о безопасном поведении при работе с информацией в сети Интернет, анализировать и обобщать полученную информацию.
-
Формировать умения безопасного использования онлайн сервисов.
-
Формировать умения соблюдать нормы информационной этики.
-
Формирование информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности.
Метапредметные:
-
Развитие ИКТ-грамотности и информационной культуры личности.
-
Развитие умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
-
Развитие познавательной и творческой активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
-
Вырабатывать сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности.
-
Формировать и развивать нравственные, этические, духовные, психологические качества личности.
-
Стимулировать поведение и деятельность на соблюдение норм и правил личной информационной безопасности.
-
Формировать способность к саморазвитию и самообразованию в области информационной безопасности.
Срок реализации программы, возраст детей.
Программа «Безопасный Интернет летом» разработана для детей 7-12 лет, предусматривает занятия в течение летнего периода (июнь месяц) по 2 часа 2 раза в неделю. Всего 4 часа на каждую группу. Общее количество – 18 часов.
Отличительные особенности, учитываемые данной программой: кратковременность, интенсивность и насыщенность занятий, возможность дистанционного обучения.
Формы проведения занятий
• лекция с элементами беседы предназначена для изучения теоретических основ по каждой теме (данная форма обучения позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, «оживить» атмосферу занятия);
• практическое обучение - практическое занятие;
• презентация, видео урок - публичное представление определенной темы или предмета;
• интерактивные формы – онлайн тренажеры, лаборатории, игры, тренинги и др.
Планируемые результаты
Предметные:
В результате освоения программы у учащихся будут:
-
Формироваться знания о безопасном поведении при работе с информацией в сети Интернет.
-
Формироваться знания и умения безопасного использования онлайн сервисов.
-
Формироваться умения в соблюдении норм информационной этики, умения информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности.
Метапредметные:
-
Развивается ИКТ-грамотность и информационная культура личности.
-
Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
-
Развивается познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
-
Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности.
-
Формируются и развиваются нравственные, этические, духовные, психологические качества личности.
-
Стимулируется поведение и деятельность на соблюдение норм и правил личной информационной безопасности.
-
Формируется способность к саморазвитию и самообразованию в области информационных технологий.
Способы определения планируемых результатов - активность учащихся на занятиях, выполнение учащимися диагностических, практических, творческих заданий, решение задач поискового характера, викторин, создание проектов и пр.
Формами подведения итогов реализации программы «Безопасный Интернет летом» могут быть выставки творческих работ, фотоотчеты, совместный проект.
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего | Теория | Практика |
1 | Безопасный интернет | 10 | 3 | 7 |
2 | Создание онлайн-документов | 8 | 3 | 5 |
| Итого: | 18 | 6 | 12 |
Содержание программы
Тема 1. Безопасный интернет
Теория: Интернет, интернет-сообщества. Полезные сайты для отдыха и учёбы. Социальные сети. Детские поисковики, приложения, сайты, социальные сети. Виртуальная личность. Угрозы в сети: почта, спам, вирусы, личные данные, ложные сообщения, недоброжелатели. Памятка о правилах безопасного использования сети Интернет (общение, поведение, персональные данные, сетевой этикет, авторское право, контроль времени в сети, линия помощи «Дети онлайн»). Интернет-этикет как образ жизни.
Практика: Задания-головоломки, загадки «Опасности в сети», кроссворды, презентация «Темная сторона интернета», видеофрагмент «1000 друзей», «Жизнь интернет-пользователя», мультфильм «Интернет зависимость». Игра «Безопасно/опасно», видео-сказка «Безопасность», презентация «Интернет-викторина», видео «Основы безопасности в интернет», Мои суперспособности при работе в безопасном интернете. Филворд «Безопасный интернет». «Киберграмотен ли ты?»
Творческая работа учащихся «Я – вне опасности». Выставка творческих работ, фотоотчетов учащихся по пропаганде безопасного поведения в сети Интернет.
Тема 2. Создание онлайн-документов
Теория: Безопасное использование сервисов интернет. Создание аккаунта онлайн. Мой первый документ онлайн. Создание презентаций онлайн. Создание картинки онлайн. Сохранение и публикация личных документов.
Практика: обучающие видео по теоретическим вопросам программы, создание онлайн-документов.
Творческая работа учащихся Создание коллективного документа с общим доступом.
Список использованной литературы
-
Бирюков А.А. Информационная безопасность защита и нападение 2 е издание: Издательство: ДМК-Пресс., 2017, 434 с.
-
Доценко С.М., Шпак В.Ф. Комплексная информационная безопасностьобъекта. От теории к практике, Издательство: ООО «Издательство Полигон», 2000, 215 с.
-
Колесниченко Д. Н. Анонимность и безопасность в интернете. От чайника к пользователю. Самоучитель Издательство: БХВ-Петербург, 2012, 240с.
-
Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство/ под ред. Г.У. Солдатовой. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 48с.
-
Сорокина Е.В., Третьяк Т.М. Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет. [Текст] Учебно-методический комплект. - М.: СОЛОНПРЕСС, 2010. - 176 с.: ил
-
Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. №2 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» - http://base.garant.ru/12188176/;
Интернет-ресурсы
-
https://disted.edu.vn.ua/media/bp/rus/html/oppilaille.htm - международный онлайн-конкурс по безопасному использованию Интернета;
-
http://www.saferinternet.ru - портал Российского Оргкомитета по безопасному использованию Интернета;
-
http://www.saferinternet.ru/ - Безопасный Интернет. Портал Российского Оргкомитета по проведению Года Безопасного Интернета. Мероприятия, Интернет и законодательство, проблемы и решения, международные ресурсы;
-
http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu. html - Безопасность в Интернете. "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете"
-
http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html - Личная безопасность. Основы безопасности жизни. Рекомендации взрослым: как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным;
-
http://www.ifap.ru/library/book099.pdf - «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации;
-
http://azbez.com/safety/internet - Азбука безопасности в Интернет;
-
http://videouroki.net -Материалы викторины «Безопасность детей в сети интернет»;
-
сообщества для детей, родителей, педагогов социальной сети ВКонтакте.