Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана в соответствии с психо-физическими особенностями учащихся и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а также на основе:
1.АООП МБОУ «Южно-Алексндроская СОШ № 5»;
2.Программы для специальных (коррекционных) классов VIII-вида под редакцией Воронковой программа 5-9 классов I-часть предмет «биология» (Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011г);
3.Рекомендаций по результатам диагностики специалистов
4.Учебного плана МБОУ «Южно-Алексндроская СОШ № 5» для детей с легкой степенью умственной отсталости;
5.Годового календарного учебного графика МБОУ «Южно-Алексндроская СОШ № 5»;
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Человек. 9 класс», Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева, Москва, Просвещение, 2019 г.
При составлении адаптированной программы учитывались методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Красноярском крае из Письма Министерства образования и науки Красноярского края № 76-9151 от 4 сентября 2015 г.
Рабочая программа рассчитана на 2020 – 2021 учебный год, на Овчинникову Любовь и Миягашеву Марию и составляет в год 68 часов, в неделю 2 часа.
Это обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.
Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.
Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.
Основными задачами преподавания биологии являются:
сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Планируемые личностные и предметные результаты
Требования к результатам освоения курса биологии включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии дает возможность достичь следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
Метапредметными результатами освоения материала являются:
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;
- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах органов животных; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по биологии:
Минимальный уровень:
иметь представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавать и различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе и правила техники безопасности, правила здорового образа жизни в объеме программы;
выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;
описывать особенности состояния своего организма;
знать названия специализации врачей;
применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
иметь представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;
осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами, между природой и человеком, между органами и системами органов у человека;
устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; уметь выполнять классификацию на основе выделения общих признаков;
узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знать названия, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
знать способы самонаблюдения, уметь описывать особенности своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога выполнять практические работы (измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Общая характеристика учебного предмета
В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.
Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Цели
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдеения за биологическими объектами;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 68 ч. в год – 2 часа в неделю.
Требования к уровню подготовки обучающихся 9-ого класса.
Учащиеся должны знать:
• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;
• о влиянии физической нагрузки на организм;
• нормы правильного питания;
• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;
• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;
• меры предупреждения сколиоза;
• свою группу крови и резус-фактор;
• норму кровяного давления;
• состояние своего зрения и слуха;
• санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;
• соблюдать санитарно-гигиенические требования;
• измерять температуру тела;
• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.
Содержание учебного предмета
Введение
Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.
Тема 1. Общий обзор организма человека
Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Тема 2. Опора тела и движение
Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.
Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
Лабораторная работа №1 Состав костей.
Тема 3. Кровь и кровообращение
Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.
Лабораторная работа №2 Подсчет частоты пульса.
Тема 4. Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.
Тема 5. Пищеварение
Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Тема 6. Выделительная система
Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.
Тема 7. Кожа
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Тема 8. Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.
Тема 9. Органы чувств
Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины
При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие педагогические технологии:
игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры);
дифференцированное обучение;
личностно-ориентированное;
здоровьесберегающие;
технология поддержки ребенка;
педагогика сотрудничества.
Критерии и нормы оценки результатов обучения
«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.
«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.
«Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса
«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.
Сетка часов по темам
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Лабораторные работы |
1. | Введение. | 1 | |
2. | Тема 1. Общий обзор организма человека. | 6 | №1 «Устройство светового микроскопа» |
3. | Тема 2. Опора и движение | 13 | |
4. | Тема 3. Кровь и кровообращение. | 9 | №2 «Подсчет частоты пульса» |
5. | Тема 4. Дыхание. | 7 | |
6. | Тема 5. Пищеварение. | 10 | №3 «Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке» |
7. | Тема 6. Выделительная система | 2 | |
8. | Тема 7. Кожа. | 4 | |
9. | Тема 8. Нервная система. | 9 | |
10. | Тема 9. Органы чувств. | 6 | |
11. | Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации. | 1 | |
| Всего: | 68 | 3 |
Тематическое планирование
№ урока | Количество часов | Наименование раздела, тема уроков | Дата проведения |
План | Факт |
Введение – 1 ч. |
| 1 | Место человека среди млекопитающих. | | |
Тема 1. Общий обзор организма человека – 2 ч. |
| 1 | Организм человека. Строение клеток и тканей организма | | |
| 1 | Органы и системы органов человека. | | |
Тема 2. Опора и движение – 5 ч. |
| 1 | Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета | | |
| 1 | Состав и строение костей. Лаб. работа №1 «Состав костей» | | |
| 1 | Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. | | |
| 1 | Значение и строение мышц. Основные группы мышц. человека | | |
| 1 | Роль физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. | | |
Тема 3. Кровь и кровообращение – 5 ч. |
| 1 | Значение крови и кровообращения. Состав крови. | | |
| 1 | Органы кровообращения. Сосуды. | | |
| 1 | Большой и малый круги кровообращения. | | |
| 1 | Сердце и его работа. Лаб. работа №2 Подсчет частоты пульса. | | |
| 1 | Предупреждение сердечно - сосудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях | | |
Тема 4. Дыхание – 4 ч. |
| 1 | Органы дыхания. | | |
| 1 | Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. | | |
| 1 | Болезни органов дыхания и их предупреждение. | | |
| 1 | Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. | | |
Тема 5. Пищеварение – 5 ч. |
| 1 | Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты | | |
| 1 | Питательные вещества и витамины. | | |
| 1 | Органы пищеварения. | | |
| 1 | Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. | | |
| 1 | Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний. | | |
Тема 6. Почки – 2 ч. |
| 1 | Почки – органы выделения. | | |
| 1 | Предупреждение почечных заболеваний. | | |
Тема 7. Кожа – 3 ч. |
| 1 | Значение и строение кожи. | | |
| 1 | Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. | | |
| 1 | Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении. | | |
Тема 8. Нервная система – 3 ч. |
| 1 | Строение и значение нервной системы. | | |
| 1 | Гигиена умственного труда. Режим дня. | | |
| 1 | Сон и его значение. | | |
Тема 9. Органы чувств – 3 ч. |
| 1 | Значение органов чувств. | | |
| 1 | Строение, функции, гигиена органа зрения. | | |
| 1 | Строение органа слуха. Гигиена слуха. | | |
Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 ч. |
| 1 | Охрана здоровья человека. | | |
| 1 | Повторение | | |
Учебно- техническое обеспечение
№ п.п. | Средства | Перечень средств |
1. | Учебно- лабораторное оборудование и приборы | Учебно-лабораторное оборудование Микроскоп учебный Спиртовка лабораторная Термометр лабораторный Капельница с пипеткой Ложка для сжигания вещества Мензурка 50 мл | Палочка стеклянная Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18 Стекло предметное Фильтровальная бумага Цилиндр мерный с носиком Чашка Петри 100 Штатив для пробирок |
2. | Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Плакаты: Ткани Скелет человека Мышцы Состав крови Строение сердца Кровообращение Внутренние органы Кожа Зрительный анализатор Слуховой анализатор | Правильная осанка Плоскостопие Муляжи: Сердце Позвонки Технические средства обучения: · Персональный компьютер · Телевизор |
3. | Цифровые образовательные ресурсы | Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004 Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания. |
Список используемой литературы
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Дидактические игры на уроках естествознания. Человек. | Т.М.Лифанова | Москва 2011 |
2. | Активные формы и методы обучения биологии. | Молис С.С., Молис С.А. | М.: Просвещение |
3. | Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. | Дудкина О.П. | М: Учитель, 2010 |