СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа биология 9 класс (ОВЗ)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана в соответствии с психо-физическими особенностями учащихся и с учетом  рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии

Просмотр содержимого документа
«Программа биология 9 класс (ОВЗ)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 9 класса разработана в соответствии с психо-физическими особенностями учащихся и с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а также на основе:

1.АООП МБОУ «Южно-Алексндроская СОШ № 5»;

2.Программы для специальных (коррекционных) классов VIII-вида под редакцией Воронковой программа 5-9 классов I-часть предмет «биология» (Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011г);

3.Рекомендаций по результатам диагностики специалистов

4.Учебного плана МБОУ «Южно-Алексндроская СОШ № 5» для детей с легкой степенью умственной отсталости;

5.Годового календарного учебного графика МБОУ «Южно-Алексндроская СОШ № 5»;

Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Биология. Человек. 9 класс», Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырева, Москва, Просвещение, 2019 г.

При составлении адаптированной программы учитывались методические рекомендации по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Красноярском крае из Письма Министерства образования и науки Красноярского края № 76-9151 от 4 сентября 2015 г.

Рабочая программа рассчитана на 2020 – 2021 учебный год, на Овчинникову Любовь и Миягашеву Марию и составляет в год 68 часов, в неделю 2 часа.

Это обучающиеся, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.

Цель школьного курса биологии – дать элементарные, но научные и систематические сведения об окружающем мире, о неживой природе, растениях, животных, строении человека.

Данная программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся интеллектуальной недостаточностью. Биологический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты, понимать причинно-следственные зависимости.

Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках биологии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им употреблять новые слова в связной речи. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, чтением и развитием речи, изобразительным искусством, СБО и др.

Основными задачами преподавания биологии являются:

  1. сообщение учащимся знаний об основных элементах нежи­вой природы (воле, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об орга­низме человека и его здоровье);

  2. формирование правильного понимания таких природных яв­лений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жиз­ни растений и животных;

  3. проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, не­обходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;


Рабочая программа выполняет две основные функции:

1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.

Планируемые личностные и предметные результаты

Требования к результатам освоения курса биологии включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии дает возможность достичь следующих личностных результатов:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- реализация установок здорового образа жизни;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала являются:

- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметными результатами освоения биологии являются:

- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов;

- классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

- различение на таблицах органов животных; на живых объектах и таблицах разных отделов, классов, семейств животных, сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по биологии:

Минимальный уровень:

иметь представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавать и различать изученные объекты в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе и правила техники безопасности, правила здорового образа жизни в объеме программы;

выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

описывать особенности состояния своего организма;

знать названия специализации врачей;

применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

иметь представления об объектах неживой и живой природы, организме человека;

осознавать основные взаимосвязи между природными компонентами, между природой и человеком, между органами и системами органов у человека;

устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знать признаки сходства и различия между группами растений и животных; уметь выполнять классификацию на основе выделения общих признаков;

узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

знать названия, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

знать способы самонаблюдения, уметь описывать особенности своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога выполнять практические работы (измерять температуру тела, оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);

владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.


Общая характеристика учебного предмета

В разделе «Человек» (9 класс) человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит умственно отсталым учащимся воспринимать человека как часть живой природы.

Учитывая факт завершенности обучения в школе и переход к самостоятельной жизни, в 9 классе в разделе «Человек» впервые предлагается изучение тем «Размножение и развитие», «Средства защиты от беременности» и т. п.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

В результате изучения естествоведческого курса учащиеся должны получить общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Цели

• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и роли живых организмов; методах познания живой природы;

• овладение умениями применять биологические знания для распознавания изученных растений; работать с биологическими приборами, инструментами; проводить наблюдеения за биологическими объектами;

• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматиз­ма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебному плану для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII вид) на изучение биологии в 9 классе отводится 68 ч. в год – 2 часа в неделю.

Требования к уровню подготовки обучающихся 9-ого класса.

Учащиеся должны знать:

• название, элементарные функции и расположение основных органов в организме человека;

• о влиянии физической нагрузки на организм;

• нормы правильного питания;

• о вредном влиянии никотина, алкоголя и наркотиков на организм человека;

• названия специализации врачей, к которым можно обращаться за помощью;

• меры предупреждения сколиоза;

• свою группу крови и резус-фактор;

• норму кровяного давления;

• состояние своего зрения и слуха;

• санитарно-гигиенические правила.

Учащиеся должны уметь:

• применять приобретенные знания о функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления здоровья;

• соблюдать санитарно-гигиенические требования;

• измерять температуру тела;

• оказывать доврачебную помощь при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах.




Содержание учебного предмета

Введение

Место человека среди млекопитающих в живой природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Заметные черты сходства и различия в строении тела человека и животных.

Тема 1. Общий обзор организма человека

Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.

Тема 2. Опора тела и движение

Скелет. Значение опорно-двигательной системы. Состав и строение костей. Скелет человека. Соединения костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

Мышцы. Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа №1 Состав костей.

Тема 3. Кровь и кровообращение

Кровь, ее состав и значение, плазма крови. Органы кровообращения: кровеносные сосуды и сердце. Большой и малый круги кровообращения. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему.

Лабораторная работа №2 Подсчет частоты пульса.

Тема 4. Дыхание

Значение дыхания. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.) Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.

Тема 5. Пищеварение

Значение пищеварения для человека. Питательные вещества и витамины. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы - здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Значение приготовления пищи. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.

Лабораторная работа №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.

Тема 6. Выделительная система

Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний.

Тема 7. Кожа

Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.

Практическая работа №1. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.

Тема 8. Нервная система

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Высшая нервная деятельность человека. Гигиена умственного и физического труда. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Сон и его значение.

Тема 9. Органы чувств

Значение органов чувств. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.

Тема 10.Охрана здоровья человека в Российской Федерации

Система здравоохранения в РФ. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.























Перечень педагогических технологии преподавания учебной дисциплины

При организации учебного процесса на уроках биологии используются следующие педагогические технологии:

  • игровые (развивающие игры, обучающие игры, сюжетно-ролевые игры);

  • дифференцированное обучение;

  • личностно-ориентированное;

  • здоровьесберегающие;

  • технология поддержки ребенка;

  • педагогика сотрудничества.

Критерии и нормы оценки результатов обучения

«Оценка 5» ставится ученику, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу, не более 1 недочета, логичность и полнота изложения.

«Оценка 4» ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного; использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса, самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по пройденному материалу, незначительные нарушения логики изложения материала, использование нерациональных приемов решения учебной задачи, отдельные неточности в изложении материала.

«Оценка 3» ставится при минимальном уровне выполнения требований, предъявляемом к конкретной работе, не более 4-6 ошибок или не более 10 недочетов по текущему материалу, не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу, нарушения логики изложения материала, неполнота раскрытия вопроса

«Оценка 2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке понятий, искажающие их смысл.







Сетка часов по темам


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Лабораторные работы

1.

Введение.

1


2.

Тема 1. Общий обзор организма человека.

6


№1 «Устройство светового микроскопа»

3.

Тема 2. Опора и движение

13


4.

Тема 3. Кровь и кровообращение.

9

№2 «Подсчет частоты пульса»

5.

Тема 4. Дыхание.

7


6.

Тема 5. Пищеварение.

10

№3 «Обнаружение белка и крахмала в пшеничной муке»

7.

Тема 6. Выделительная система


2


8.

Тема 7. Кожа.


4


9.

Тема 8. Нервная система.


9


10.

Тема 9. Органы чувств.


6


11.

Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.

1



Всего:

68

3











Тематическое планирование

урока

Количество часов

Наименование раздела, тема уроков

Дата проведения

План

Факт

Введение – 1 ч.

1

Место человека среди млекопитающих.



Тема 1. Общий обзор организма человека – 2 ч.

1

Организм человека. Строение клеток и тканей организма



1

Органы и системы органов человека.



Тема 2. Опора и движение – 5 ч.

1

Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные части скелета



1

Состав и строение костей.

Лаб. работа №1 «Состав костей»



1

Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.




1

Значение и строение мышц. Основные группы мышц. человека



1

Роль физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц.



Тема 3. Кровь и кровообращение – 5 ч.

1

Значение крови и кровообращения. Состав крови.



1

Органы кровообращения. Сосуды.



1

Большой и малый круги кровообращения.



1

Сердце и его работа.

Лаб. работа №2 Подсчет частоты пульса.



1

Предупреждение сердечно - сосудистых заболевании. Первая помощь при кровотечениях



Тема 4. Дыхание – 4 ч.

1

Органы дыхания.



1

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.



1

Болезни органов дыхания и их предупреждение.



1

Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.



Тема 5. Пищеварение – 5 ч.

1

Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты



1

Питательные вещества и витамины.



1

Органы пищеварения.



1

Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.

Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.



1

Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний.



Тема 6. Почки – 2 ч.

1

Почки – органы выделения.



1

Предупреждение почечных заболеваний.



Тема 7. Кожа – 3 ч.

1

Значение и строение кожи.



1

Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.



1

Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении.



Тема 8. Нервная система – 3 ч.

1

Строение и значение нервной системы.



1

Гигиена умственного труда. Режим дня.



1

Сон и его значение.



Тема 9. Органы чувств – 3 ч.

1

Значение органов чувств.



1

Строение, функции, гигиена органа зрения.



1

Строение органа слуха. Гигиена слуха.



Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации – 2 ч.

1

Охрана здоровья человека.



1

Повторение



Учебно- техническое обеспечение

№ п.п.

Средства

Перечень средств

1.

Учебно- лабораторное оборудование и приборы

Учебно-лабораторное оборудование

Микроскоп учебный

Спиртовка лабораторная

Термометр лабораторный

Капельница с пипеткой

Ложка для сжигания вещества

Мензурка 50 мл


Палочка стеклянная

Пробирка стеклянная Стекло покровное 18/18

Стекло предметное

Фильтровальная бумага

Цилиндр мерный с носиком

Чашка Петри 100

Штатив для пробирок

2.

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Плакаты:

Ткани

Скелет человека

Мышцы

Состав крови

Строение сердца

Кровообращение

Внутренние органы

Кожа

Зрительный анализатор

Слуховой анализатор

Правильная осанка

Плоскостопие

Муляжи:

Сердце

Позвонки

Технические средства обучения:

·  Персональный компьютер

· Телевизор

3.

Цифровые образовательные ресурсы

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб­ликанский мультимедиа центр, 2004

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания.

Список используемой литературы

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Дидактические игры на уроках естествознания. Человек.

Т.М.Лифанова

Москва 2011


2.

Активные формы и методы обучения биологии.

Молис С.С., Молис С.А.

М.: Просвещение

3.

Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания.

Дудкина О.П.

М: Учитель, 2010