СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии для 8 класса ОВЗ вариант 1

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по биологии для 8 класса  ОВЗ. Предназначено для обучающихся с лёгкими интеллектуальными нарушениями.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для 8 класса ОВЗ вариант 1»

РАССМОТРЕНА:на заседании ШМО МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Руководитель МО

_________ Л.П. Нестеренко

Протокол №

от « »августа 2021 г.

ПРИНЯТА:

на заседании педагогического совета МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

Протокол №

от « »августа 2021 г.


УТВЕРЖДЕНА:

Директор школы

МКОУ «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа»

_________ Т.В. Бондаренко

Приказ №

от « »сентября 2021 г.


























АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Вариант 1





8 класс









Учитель:

Нестеренко Людмила Петровна,

учитель географии и биологии,

I квалификационная категория


2021-2022 учебный год


Рабочая программа по биологии ОВЗ (8класс)

составлена на основе:  Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

 Устава Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;

 примерной основной образовательной программы соответствующей ступени обучения;

 санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;

 учебного плана Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области (федерального и регионального компонента, компонента Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области);

 годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

 основной образовательной программы Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Кульбакинская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области;

 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений .5-9 классы» Допущенной Министерством образования и науки РФ. Под редакцией В.В.Воронковой. Москва. Владос.2011г.

 «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений . Биология. Животные» Автор В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.В. Шевырева. Москва.  Владос, 2011г.





Рабочая программа составлена с учётом особенностей данного класса, учитывает особенности познавательной деятельности обучающихся, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Целью данной программы является использование процесса обучения биологии для повышения уровня общего развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.

С учетом уровня обученности воспитанников данного класса основной задачей курса является:

-сообщение учащимся знаний об основных элементах живой природы (о строении и жизни животных);

-проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрение окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех животных, растений), бережного отношения к природе;

-формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, лето, весна в жизни животных;

-первоначальное ознакомление с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы;

-привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция недостатков умственного развития учащихся;

  • в процессе знакомства с животными у учащихся развивается наблюдательность, речь и мышление;

  • дети имеют возможность устанавливать простейшие причинно - следственные отношения и взаимосвязь живых организмов между собой и с неживой природой;

  • взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.



Основой для разработки структуры данной образовательной программы для данной категории детей является Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Согласно данной концепции можно выделить основные взаимосвязанные содержательные линии при обучении биологии. Это:

  • Овладение основными знаниями по биологии.

  • Развитие способности использовать знания по биологии и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

  • Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой природы.

  • Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • 1) в направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;

  • формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

  • воспитание культуры личности, отношения к биологии как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

  •  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

  •  развитие интереса к творчеству и биологических способностей;

  • 2) в метапредметном направлении

  • • формирование представлений о биологии как части общечеловеческой культуры, о значимости биологии в развитии цивилизации и современного общества;

  •  развитие представлений о биологии как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта естественнонаучного моделирования;

  •  формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для биологии и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

  • 3) в предметном направлении

  • овладение конкретными биологическими знаниями, не­обходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • формирование представлений о биологических идеях и методах;

  • формирование представлений о биологии как форме опи­сания и методе познания действительности;

  • овладение биологическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;

  • создание фундамента для биологического развития, формирования механизмов мышления, характерных для естественнонаучной деятельности.

  • 4) в направлении обеспечения прав участников образовательного процесса на получение качественного образования:

  • обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ.

Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Биология»

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. В результате изучения курса у выпускников основной школы будут сформированы биологические знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Рабочая программа выделяет два уровня овладения образовательными результатами:

  • минимальный - является обязательным для всех обучающихся включая детей с задержкой психического развития ;

  • достаточный - не является обязательным для детей с задержкой психического развития ( в дальнейшем параметры данного уровня будут указываться специальным значком )


 

Личностные результаты обучения биологии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

  • формирование личностных представлений о целостности природы,

  • формирование толерантности и миролюбия;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,

  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,

  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения биологии:

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Предметными результатами обучения биологии в 8 классе являются:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а так же в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).





Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по четвертям и по итогам года.

Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: учебник А.И. Никишов, А.В. Теремов. Биология. Животные. 8 класс.- Москва «Просвещение» 2009 год.



Введение.

Многообразие животного мира. Места обитания животных и при­способленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоноч­ные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные. Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных

Беспозвоночные животные.

Общие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позво­ночника (внутреннего скелета).

Черви.

Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании.

Демонстрация живого червя или влажного препарата.

Черви-паразиты (глисты). Вред глистов. Профилактика и борь­ба с глистными заболеваниями.

Насекомые.

Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблонная плодожорка, май­ский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, пита­ние, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приноси­мый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болез­нетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.

Пчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятель­ности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание. Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда.

Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелко­пряда.

Демонстрация живых насекомых, а также коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям. Демонстрация филь­мов о насекомых.

Экскурсия в природу для наблюдения за насекомыми.

Позвоночные животные.

Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Рыбы. Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Реч­ные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь). Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная си­стема, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство. Рациональное использование и охрана рыб.

Демонстрация живой рыбы (в аквариуме), скелета рыбы, филь­мов о рыбах.

Земноводные. Общие признаки земноводных. Среда обитания.

Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля­гушки, способ передвижения.

Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.

Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.

Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни.

Значение и охрана земноводных.

Демонстрация живой лягушки или влажного препарата.

Пресмыкающиеся. Общие признаки пресмыкающихся (пере­движение — ползание по суше). Внешнее строение, питание, дыха­ние, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размноже­ние пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни.

Демонстрация влажных препаратов.

Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Птицы. Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно­сти внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.

Питание птиц.

Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).

Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).

Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).

Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.

Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Демонстрация скелета птицы, чучел птиц, влажного препарата, модели строения яйца, фильмов о птицах.

Экскурсия в зоопарк или на птицеферму.

Млекопитающие, или звери. Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.

Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров тела, рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.

Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

Демонстрация скелета млекопитающего, чучел, влажных пре­паратов.

Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Вне­шний вид и отличительные особенности каждого из этих живот­ных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Об­щие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между зайцами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцев и кроликов. Значение зайцев и их охрана.

Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид,и отличительные особенности каж­дого из этих животных. Черты сходства и различия между некото­рыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распро­странение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.

Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и знчение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие при­знаки растительноядных животных. Дикие растительноядные жи­вотные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свинья). Характе­ристика этих животных, распространение, значение и охрана их. Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верб­люд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные животные — свинья.

Корова. Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.

Корма для коров. Уход за коровами. Современные животновод­ческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.

Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.

Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец. Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.

Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Зна­чение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова.

Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их корм­ление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Внешнее строение лошади: особенности туловища, го­ловы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.

Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тя­желовозы и рысаки.

Содержание лошадей. Выращивание жеребят.

Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: об­щие признаки изученных групп животных, признаки сходства и раз­личия. Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды. Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.

Экскурсии в зоопарк, заповедник, на звероферму, в какой-либо питомник или морской аквариум для наблюдений за поведением животных, за их кормлением и уходом.

Практическая работа на учебном подсобном хозяйстве: участие в уходе за помещением и жи­вотными, участие в раздаче кормов.

Формы организации учебного процесса – урок, урок – экскурсия, урок – практическая работа.

Формы учебной деятельности – коллективная, групповая, индивидуальная.



Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования.

Технологии обучения:

- дифференцированное обучение;

- личностно-ориентированное обучение.











Содержание тем учебного курса



№п/п

Тематические разделы

Кол-во

часов

1.

Введение

2

2.

Беспозвоночные животные.

Черви.

Насекомые



2

7

3.

Позвоночные животные.

Рыбы.

Земноводные.



7

3







Пресмыкающиеся.

Птицы.

3

12


Млекопитающие.

16


Сельскохозяйственные млекопитающие

14

4.

Экскурсии и практические работы

4


Всего

70











Календарно – тематическое планирование

8к класс



№ урока

Тема


Цель

Коррекционная работа

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Домашнее задание

Дата проведения





Введение 2ч.





1

Многообразие животного мира.

1

Сформировать понятие о многообразии животного мира, познакомить с некоторыми конкретными представителями данных групп, встречающимися на Земном шаре и относящихся к группе редких и исчезающих видов.

Развивать умение классифицировать животных по данному основанию, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Гепард. Страус.

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

Стр.3-6


2

Значение животных и их охрана.

1

Рассказать о значении животных в природе и для человека, познакомить с животными Красной книги, выявить меры охраны животных.

Развивать мыслительную деятельность детей, умение сравнивать и соотносить; расширять кругозор и словарный запас.


Схематические зарисовки и записи в тетрадях

Стр.6-10






Черви 2ч.





3

Общие признаки беспозвоночных животных

Дождевой червь

1

Познакомить обучающихся с общими признаками беспозвоночных животных,

особенностями внешней и внутренней организацией дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви.

Формирование умений решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать.

Формирование критического мышления

Черви. Дождевые черви. Пиявки. Трубочники.

Демонстрация живого дождевого червя, записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб.тетр. с.1 № 1,2

Стр.10-15


4

Круглые черви – паразиты человека

1

Выяснить особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей, многообразие их видов, рассмотреть черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму.






Развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником. Формирование критического мышления.

Глисты. Аскариды.

Схематические зарисовки и записи в тетрадях

Стр.15-20






Насекомые 7ч.





5

Внешнее строение и образ жизни насекомых.

1

Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и их образе жизни.

Познакомить с представителями этого класса.

Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Дыхальца

Наблюдения за живыми насекомыми Раб. тетр. с.2 № 1



Схематические зарисовки и записи в тетрадях

Стр.20-23


6

Бабочка – капустница.

1


Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида бабочки капустницы и вреде наносимом сельскому хозяйству.


Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Бабочка – капустница.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация коллекции насекомых Раб. тетр. с.3 № 5

Стр.23-25


7

Яблонная плодожорка

1


Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида яблонной плодожорки и вреде наносимом сельскому хозяйству.


Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Яблонная плодожорка

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.6 № 11

Стр.25-27


8

Майский жук.

1

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида майского жука

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Майский жук.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, демонстрация насекомых Раб. тетр. с.2 № 1,2,3,4

Стр.27-29


9

Комнатная муха

1

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида комнатной мухи

Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Комнатная муха

Записи и схематические зарисовки в тетрадях демонстрация насекомых.

Стр.29-31


10

Медоносная пчела

1

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида медоносной пчелы, раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни; её ролью в природе и жизни человека.

Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Рой. Пчеловодство

Демонстрация коллекции пчёл, схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.4 № 7,8,9

Стр.31-35


11

Тутовый шелкопряд

1

Познакомить учащихся с особенностями внешнего вида тутового шелкопряда

Развитие мыслительных операций; активизация словарного запаса

Куколка

Демонстрация коллекции насекомых, схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.5 № 10; с.6,№ 11

Стр.35-44






Рыбы 7ч.





12

Внешнее строение и скелет рыбы.

1

Сформировать

представление о внешнем строении и скелете рыб.


Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное.

Слизь.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.8 № 1,2,3; с.9 №5

Стр.45-50


13

Внутреннее строение рыбы

1


Сформировать

представление

внутреннем строении рыб.


Развивать логическое мышление, умение сравнивать, выделять главное.

Жабры

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.11 № 10

Стр.50-52


14

Размножение рыб

1

Показать особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида

Развивать умение анализировать информацию, расширять кругозор учащихся

Икринки. Личинки. Мальки.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 7

Стр.52-54


15

Речные рыбы

1

Уточнить и расширить представления детей о речных рыбах

Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи

Окунь. Щука.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.9 №,4, 6

Стр.54-56


16

Морские рыбы

1

Уточнить и расширить представления детей о морских рыбах

Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи

Треска. Океаническая сельдь. Стаи (косяки).

Записи и схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.10 № 8

Стр.56-59


17

Рыболовство и рыбоводство

1


Познакомить учащихся с рыболовством и рыбоводством, дать понятие о значении данной отрасли сельского хозяйства

Работать над расширением словарного запаса детей; формирование фразовой речи

Рыболовство и рыбоводство. Трал.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13

Стр.59-61


18

Рациональное использование и охрана рыб

1




Создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний по теме «Рыбы», познакомить с рациональным использованием и охраной рыб.

Способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, дополнительную информацию.

Белуга. Осётр.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.12 № 11, 12,13

Стр.61-72






Земноводные 3ч.





19

Общие Признаки земноводных.

Среда обитания и внешнее строение лягушки.

1

Раскрыть многообразие земноводных в связи с условиями жизни; определить общие признаки земноводных

Формирование представлений о среде обитания и внешнем строении земноводных на примере лягушки

Развитие механической памяти на основе упражнений на запоминание слов.

Лягушки. Жабы. Тритоны.

Демонстрация в/ф; схематические зарисовки и записи в тетрадях. Раб. тетр. с.13 № 1,2,3

Стр.72-75


20

Внутреннее строение земноводных

1




Познакомить учащихся с внутренним строением земноводных

Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы

Филлобус – самая маленькая лягушка

Схематические зарисовки в тетрадях Раб. тетр. с.15 № 6,7

Стр.75-77


21

Размножение и развитие лягушки

1

Познакомиться с размножением и развитием лягушки


Развивать мышление.

Научиться сравнивать, обобщать













Земноводные 3ч.


Органы пищеварения, кровообращения, нервная система.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.17 № 8,9

Стр.77-82


22

Среда обитания и внешнее строение пресмыкающихся

1

Выделить признаки, характерные для класса Пресмыкающихся; показать многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные с наземным образом жизни; ознакомить с чертами более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы

Прыткая ящерица. Обыкновенный уж. Обыкновенная гадюка.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.18 № 1,2,3

Стр.82-85


23

Внутреннее строение пресмыкающихся

1


Познакомить учащихся с внутренним строением пресмыкающихся

Формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни, анализировать, делать выводы

Атмосферный воздух. Трёхкамерное сердце. Скелет.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.19 № 4

Стр.85-87


24

Размножение и развитие пресмыкающихся

1


Познакомить учащихся размножением и развитием пресмыкающихся

Развивать мышление.

Научиться сравнивать, обобщать


Плотная кожистая оболочка.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.20 № 6

Стр.87-94






Птицы 12ч.





25

Особенности внешнего строения птиц, скелет птиц.

1

Раскрыть особенности строения и скелета птицы, связанные с полетом и средой обитания.


Развивать мышление.

Научиться сравнивать, обобщать


Ноздри. Крупные глаза. Маховые перья. Рулевые перья.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.21 № 1,2

Стр.94-95


26

Особенности скелета

1

Показать особенности скелета птицы, связанные с воздушной средой обитания и полетом.

Способствовать развитию логического мышления, умение сравнивать, анализировать, выделить причинно - следственные связи в природе.

Череп. Позвоночник. Скелет конечностей. Высокий гребень.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.22 № 3,4

Стр.95-99


27

Особенности внутреннего строения

1




Познакомить учащихся с особенностями внутреннего строения птиц

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.


Пищевод. Лёгкие. Сердце. Печень. Поджелудочная железа. Почки. Кишечник. Желудок. Кровеносные сосуды. Трахея.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.23 № 5,6

Стр.99-100


28

Размножение птиц

1


Познакомить учащихся с размножением и развитием птиц

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.


Зародыш.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.24 № 7,8,9

Стр.100-101


29

Птицы, кормящиеся в воздухе

1

Познакомить учащихся с птицами, кормящимися в воздухе, дать понятие о том, почему ласточки и стрижи целые дни проводят в воздухе.

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.


Ласточки. Стрижи – насекомоядные птицы. Перелётные птицы. Деревенские ласточки. Городские ласточки.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.25 № 10

Стр.105-107


30

Птицы леса

1

Сформировать представление о птицах леса, научить отличать птиц леса от других экологических групп.

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.


Большой пёстрый дятел. Синицы. Синичники.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.25 № 11,12

Стр.107-110


31

Хищные птицы

1

Познакомить учащихся с хищными птицами, научить отличать хищных птиц от других экологических групп.

Развивать и корригировать словесно-логическое мышление через сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, выполнение практической работы; развивать связную и монологическую речь, обогащать словарь.


Степной орёл. Серая сова.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.26-27 № 13, 14

Стр.110-113


32

Птицы пресных водоёмов и болот

1


Сформировать представление учащихся о жизни пресного водоёма, познакомить с разнообразием птиц водоёмов и болот.

Развивать познавательный интерес учащихся; учить работать с дополнительной литературой, применять в работе ранее полученные знания, учить рассуждать и делать выводы.

Утки – кряквы. Гоголь. Серая утка. Плавательная перепонка.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях. Раб. тетр. с.28 № 15, 16

Стр.113-117


33

Птицы, обитающие вблизи жилья человека

1

Продолжить формирование у учащихся знаний о различных экологических группах птиц; познакомить с многообразием, образом жизни и значением птиц, обитающих вблизи жилья человека

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия при прослушивании записи «голоса птиц» и просмотре фотографий птиц

Голуби. Воробьи. Трясогузки.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 18

Стр.117-127


34

Домашние куры

1

Расширять представление учащихся о группах птиц на основе знакомства с курицей

Развитие внимания и мышления с учётом субъективного опыта учащихся;

развитие связной речи

Красный зубчатый гребень. Длинные серповидные перья.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.30 № 19

Стр.127-130


35

Домашние утки и

гуси

1

Формировать у детей представления о домашних птицах (гуси, утки) их внешнем виде, питании

Развивать у детей психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Способствовать пополнению пассивного и активного словаря, развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков.


записи и схематические Зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 20

Стр.130-131


36

Птицеводство

1

Сформировать у учащихся знания о птицеводстве как о важной отрасли сельского хозяйства.

Развить умение работать с литературой и выступать перед аудиторией, повысить уровень информационной культуры







Млекопитающие 16ч.

Птицеводство

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.31 № 21

Стр.131-136


37

Внешнее строение млекопитающих

1

Раскрыть особенности внешнего строения млекопитающих, связанные со средами их обитания.

Отработать умения распознавать зверей среди других классов Хордовых

Волосяной покров. Наружная ушная раковина.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32 № 1

Стр.136-140


38

Особенности скелета и нервной системы

1

Познакомить учащихся с особенностями скелета и нервной системы

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Черепная коробка. Челюсти. Шейные, грудные, поясничные позвонки. Рёбра. Грудина.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.32-33 № 2,3

Стр.140-143


39

Внутренние органы

1

Познакомить учащихся с особенностями внутренних органов млекопитающих

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Большой круг кровообращения. Малый круг кровообращения. Левое предсердие. Правое предсердие.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.33-34 № 4,5,6

Стр.143-146


40

Грызуны

1

Актуализировать знания учащихся о роли грызунов в живой природе и хозяйственной деятельности человека;

содействовать овладению учащимися способов, средств, которые помогут усвоению знаний о характерных признаках грызунов.

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Ласка. Суслик. Ондатра.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.35 № 8,9

Стр.146-149


41

Значение грызунов в природе и в жизни человека

1

Раскрыть биологические особенности грызунов. Показать их значение в природе и в жизни человека. Познакомить с хозяйственной деятельностью.

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.


Записи и схематические зарисовки в тетрадях

Стр.149-151


42

Зайцеобразные

1

Познакомить учащихся с представителями семейства зайцеобразных,

их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов,

размножением и значением в природе и жизни человека.

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Беляк. Русак. Дикий кролик.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

Стр.151-153


43

Разведение домашних кроликов

1

Знакомство с

основными вопросами разведения кроликов.

Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Кролиководческая ферма

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37 № 12,13

Стр.151-153


44

Хищные звери

1

Формировать представления об особенностях хищников


Способствовать развитию мыслительных процессов, связной устной речи

Плотоядные

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.37-38 № 14,15

Стр.159-165


45

Дикие пушные хищные звери

1


Формировать представления об особенностях диких пушные хищных зверях.

Корригировать устную речь при работе над пересказом, развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Соболь. Лесная куница. Европейская норка.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 16

Стр.165-168


46

Разведение норки на зверофермах

1

Познакомить учащихся с особенностями разведения норки на зверофермах

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Американская норка

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

Стр.168-172


47

Домашние хищные звери – кошка, собака

1

Расширить представление о кошках и собаках

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Ризеншнауцер. Доберман. Ирландский сеттер. Ньюфаундленд.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях

Стр.172-176


48

Ластоногие

1

Познакомить учащихся с представителями семейства ластоногих,

их внешним строением, питанием, особенностями строения зубов,

размножением и значением в природе

Развивать умения наблюдать, выявлять существенные признаки, сравнивать, развивать навыки работы с учебником, устную речь.

Ластоногие

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.39 № 17

Стр.176-178


49

Китообразные

1

Изучить млекопитающих животных, относящихся к китообразным.

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Китообразные

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.40 № 18,19,20

Стр.178-181


50

Парнокопытные

1

Дать общую характеристику отряда парнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Парнокопытные

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.181-186


51

Непарнокопытные

1

Дать общую характеристику отряда непарнокопытных, познакомить с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению






Непарнокопытные

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.41 № 21

Стр.186-190


52

Приматы

1

Рассказать учащимся об особенностях строения, внешнего вида и образа жизни приматов

Развивать навык коммуникативного общения.





















С/х млекопитающие 12ч.

Приматы

Записи и схематические зарисовки в тетрадях, Раб. тетр. с.43 № 24,26

Стр.190-194


53

Корова

1

Познакомить учащихся с сельскохозяйственным млекопитающим животным корова.

Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития.


Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.194-197


54-55

Содержание коров на фермах

2

Познакомить учащихся с содержанием коров на фермах

Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития.

Коровник

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.197-198

Стр.199-200


56

Выращивание телят

1

Познакомить учащихся с выращиванием телят

Коррекция произвольного внимания. Коррекция речевого развития.


Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.200-202


57

Овцы

1

Познакомить детей с овцами

Коррекция речи, внимания, мышления детей.


Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.202-205


58

Содержание овец и выращивание ягнят

1

Познакомить детей с содержанием овец и выращиванием ягнят. Учить детей сравнивать уход за телятами и ягнятами. Находить общее и различия в их содержании.

Коррекция речи, внимания, мышления детей.

Овчарни

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.205-207


59

Верблюды

1

Ознакомление со значением верблюдоводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности, умения различать породы верблюдов

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Верблюдоводство

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.207-209


60

Северные олени

1

Ознакомление со значением оленеводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности.

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Оленеводство

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.209-211


61

Домашние свиньи

1

Ознакомление со значением свиноводства в системе животноводства, продолжить развитие биологической грамотности.

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Свиноводство

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.211-219


62

Содержание свиней на свиноводческих фермах.

1

Познакомить учащихся с содержанием свиней на свиноводческих фермах.

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Свинарники

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.213-215


63-64

Выращивание поросят

2

Познакомить учащихся с выращиванием поросят

Корригировать внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью;

развивать навыки восприятия.

корригировать учебно-познавательную деятельность детей с нарушенным интеллектом, повышать мотивацию к обучению

Свиноматка

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.215-216

Стр.216-217


65

Домашние лошади

1

Познакомить учащихся с отличительными особенностями, внешним строением тела, назначением домашних лошадей

Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно

Верховая езда

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.217-219


66

Содержание лошадей и выращивание жеребят

1

Познакомить учащихся с содержанием лошадей и выращиванием жеребят

Развивать слуховое и зрительное восприятие, устойчивость и переключение внимания, умения выделять главное, излагать свои мысли логически верно

Конюх. Конюшня.

Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.219-221


67

Что мы узнали о животных?

1


Обобщить знания учащихся об основных свойствах живого организма, о строении и жизнедеятельности клетки, укрепить знания об органах и системах органов животного организма

Продолжить развивать у учащихся познавательные способности и интерес, а также продолжить развивать умения излагать свои мысли; при ответах выделять самое главное, извлекать информацию при слушании текста.


Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.221-223


68-69














Наблюдение за птицами в парке (экскурсия)












2










Активизировать навыки самостоятельной работы учащихся по сбору нужной информации. Привить умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта.


Развивать умение наблюдать за природным объектом. Вовлечь в исследование.











Записи и схематические зарисовки в тетрадях.

Стр.223-226

Стр.226




70



Обобщение изученного за год



1




Обобщить знания, полученные за год



Продолжить развивать умения излагать свои мысли;





















Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:



В результате изучения курса биологии в 8 классе обучающиеся должны знать:

  • основные отличия животных от растений;

  • признаки сходства и различия между изученными группами животных;

  • общие признаки, характерные для каждой из этих групп животных;

  • места обитания, образ жизни и поведение тех животных, кото­рые знакомы учащимся;

  • названия некоторых наиболее типичных представителей изучен­ных групп животных, особенно тех, которые широко распростране­ны в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

  • основные требования ухода за домашними и некоторыми сельс­кохозяйственными животными (известными учащимся).

Должны уметь:

  • узнавать изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагмен­тах, чучелах, живых объектах);

  • кратко рассказывать об основных чертах строения и образа жиз­ни изученных животных;

  • устанавливать взаимосвязи между животными и их средой оби­тания: приспособления к ней, особенности строения организма и по­ведения животных;

  • проводить несложный уход за некоторыми сельскохозяйствен­ными животными или домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома;

  • рассказывать о своих питомцах (их породах, поведении и повадках).















Список литературы:



  1. Аксёнова А.К., Антропов А. П., Бгажнокова И. М. и др. Издание: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Русский язык. Математика. История. Этика. Природоведение. География. Естествознание. Изобразительная деятельность. Домоводство. Музыка. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2006 – 296 с.

  2. Боднарук М. М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы – М.: Учитель, 2007 – 174 с.

  3. Бугай О. В., Микитюк А. Н. и др. Биология в определениях, таблицах и схемах. 6-11 кл. – Харьков, Ранок г. Харьков, 2008 – 128 с.

  4. Дудкина О. П. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания. – М: Учитель, 2010 – 255 с.

  5. Ляшенко Н. В. и др. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока. – М.: Учитель, 2010 – 189 с.

  6. Степанчук Н. А. Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых. – М.: Учитель, 2010 – 167 с.

  7. Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!