Дополнительная общеразвивающая программа «Буратино»
Возраст обучающихся -7 -11 лет.
Срок реализации программы — 3 года
За основу взяты программы:
1) Рабочая программа детского театрального кружка "Маска", разработана Александровой Еленой Георгиевной
[https://multiurok.ru/files/rabochaia-proghramma-dietskogho-tieatral-nogho-kruzhka-maska-rukovoditiel-alieksandrova-ieliena-gieorghiievna.html]
2) Программа «Буратино», разработанная педагогом дополнительного образования Бондаревой Натальей Ивановной.
[Малыхина Л.Б. Справочник педагога дополнительного образования / Л. Б. Малыхина. - Волгоград: Учитель. - 239 с.]
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Направленность
Дополнительная общеразвивающая программа «Буратино» адаптирована для развития творческих способностей детей 8 - 11 лет основам театрального творчества.
Программа дает возможность средствами театра помочь детям раскрыть их творческие способности, развить свои психические, физические и нравственные качества и возможности.
1.2. Актуальность программы
Актуальность определена ее социальным характером и состоит в том, что через театральное искусство происходит передача духовно-нравственного опыта человека, способствующего раскрытию творческих способностей.
Творческие способности у детей появляются и развиваются на базе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый энтузиазм к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новейших образов, побуждает к мышлению.
Театральная деятельность, как процесс развития творческих способностей ребёнка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театральном коллективе является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, и конечный результат – спектакль. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, развиваются символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Задача курса – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Театр врывается в нашу жизнь всё более настойчиво и разнообразно. Театральное искусство формирует позитивное отношение к миру, к личности. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, т.к. помогает им легко входить в совместную деятельность, вырабатывает чувство партнёрства и товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с окружающей социальной средой.
Педагогическая целесообразность
Основным в освоении программы являются принципы образного мышления, мастерства перевоплощения, а также искреннего проживания образа. Знакомство с основами актерского мастерства поэтапно и динамично. Упражнения актерского тренинга развивают творческие способности, зрительную память, логическое мышление чувства партнерства, координацию движений, выразительность внутренней и внешней пластики.
1.3. Цель и задачи
Цель: Развитие творческих способностей каждой личности, способного к самовыражению через овладение средствами художественной культуры театра.
Задачи обучения
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, уважение к другому человеку.
Развивать интерес к театральным традициям.
Развивать психические прочесы и фантазию
Развивать голос (голосообразование, рождение звука).
Развивать координацию движения, пластику, чувство темпоритма.
Научить работать в едином актерском ансамбле.
Пробудить творческую фантазию каждого ребенка,
Способы определения результативности
Наблюдения
Опрос детей и родителей
Творческий отчет
Формы подведения итогов:
Формы промежуточной аттестации: спектакли, литературно-музыкальные композиции, инсценировки, праздники.
Форма итоговой аттестации: защита творческого проекта (по окончании полного курса обучения).
Методическое обеспечение образовательного процесса:
Занятия проводятся: коллективные, малыми группами. индивидуальные. Продолжительность занятия - 1 академический час (45 минут). Чередование видов деятельности, присутствие игровых форм позволяет поддерживать активный темп работы и избегать переутомления учащихся.
Год обучения | Количество занятий | Количество детей в группе |
В неделю | В год | |
1 | 1 | 32 | 17 |
2 | 1 | 32 | 17 |
3 | 1 | 32 | 17 |
Учебно-тематическое планирование
1-й год обучения
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
2 | Мастерство актёра | 9 | 1 | 8 | |
3 | Сценическая речь | 9 | 1 | 8 | |
4 | Постановочная работа | 9 | - | 9 | |
5 | Пластика | 4 | - | 4 | |
| Итого: | 32 | 2 | 30 | |
Содержание программы
1 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1. | Вводное занятие. Знакомство с волшебным миром театрального искусства. Урок-презентация. | Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Что такое театр? Учимся быть артистами. Техника безопасности на занятиях. Игры на знакомство и внимание. «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д. Ознакомительная беседа о театральном искусстве Игры «Муравьи », «Кактус и ива» |
2. | Мастерство актёра. Подвижные игры, игры на внимание, память, логику. | Упражнения психофизического тренинга: - разогревающие– связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности; - основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом |
3. | Мастерство актёра. Этюдная работа. | - упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия. одиночные этюды по темам: - этюды на эмоции, - на выразительность жеста, - на развитие органики. |
4. | Мастерство актёра. Введение понятий «Актёрская оценка, сценическое внимание». | Изучаются следующие теоретические понятия: актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию. сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия. |
5. | Мастерство актёра. Слуховое внимание. Знакомство с актёрским тренингом. | Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.) |
6. | Сценическая речь. Тема: «Актёрская школа. Сценическая речь» | Правила гигиены голоса Способы закаливания голоса |
7. | Актёрский тренинг. Этюдная работа. Упр. на развитие силы голоса. | Гигиенический и вибрационный массаж лица Упражнения: а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе; б) на снятие мышечных и психологических зажимов (упражнения «Марионетка», «Взрыв», «Расслабляющий массаж», «Железное тело», «Шалтай-болтай» и т.д.). |
8. | Упр.на развитие силы голоса. Чтение отрывков (Агнии Барто) | Дыхание: а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.). б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»). в) Тренировка мышц дыхательного аппарата: - подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц; - дыхательный тренинг. |
9. | Артикуляционная гимнастика. Чтение стихов Агнии Барто. | Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка; упражнения для губ; упражнения для челюсти. Игры и упражнения на речевое дыхание « Игра со свечой», «Больной зуб», «Капризуля», «Колокольчики» |
10. | Конкурс на лучшего исполнителя скороговорок. | Конкурс на лучшего исполнителя скороговорок. Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.) |
11. | Постановочная работа. постановка этюдов. Подготовка к итоговому уроку-концерту. | Пластические этюды, этюды пристройки. |
12. | Пластика. | Выполнение музыкально-ритмических упражнений под музыку. - упражнения по коррекции осанки, коррекции походки. - упражнения, позволяющие снимать излишние мышечные напряжения, т.е. развивающие качество, которое в театральной практике называется свободой мышц. Игры на развитие двигательных способностей: «Муравьи», «Кактус и Ива», «Пальма», «Мокрые котята» и т.д. |
| | |
Учебно-тематическое планирование
2-й год обучения
№ п/п | Тема занятия | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
2. | Мастерство актёра | 9 | 1 | 8 | |
3. | Сценическая речь | 9 | 1 | 8 | |
4. | Постановочная работа | 9 | - | 9 | |
5. | Пластика. | 4 | - | 4 | |
| Итого: | 32 | 2 | 30 | |
Содержание программы
2 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1. | Вводное занятие. | Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях. Педагог знакомит воспитанником с планом работы на учебный год. Как родился театр? Для чего нам нужен театр? Основные моменты театрального ритуала Как входить в театр Как сидеть во время действия Что делать во время антракта Как одеться в театр Когда и как в театре есть, пить, жевать жвачку |
2. | Мастерство актёра. Знакомство с игрой на активацию внимания и памяти понятием «мимика», «жест». Упражнение в изображении героев с помощью мимики и жестов. | Игры: «Назови предыдущего», «Узелок на память», «Лавата», «Испорченный телефон». |
3. | Мастерство актёра. Этюдная работа. | - упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Воспитанники превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия. одиночные этюды по темам: - этюды на эмоции, - на выразительность жеста, - на развитие органики. |
4. | Пластика. Объяснение новых упражнений. Продолжаем знакомиться с понятием «этюд». | Игра «Мокрые котята». Одиночные этюды. Творческие задания на развитие пантомимики Разминка. Разогревающие упражнения на разные группы мышц. |
5. | Одну простую сказку хотим мы показать. Цель: « Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Учить средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки». | Разминка. Игры на развитие двигательных способностей: «Штанга», «Самолёты и бабочки». Этюд на развитие творческого воображения. Артикуляционная гимнастика: «Коняшки», «Покажи зубки», «Звонкий поцелуйчик», «Язык – змея» Творческая игра «Что это за сказка». |
6. | Мастерство актёра. Постучимся в теремок. Цель: «Объяснение новых упражнений. Закрепление понятия «этюд». Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию» | Игры на развитие двигательных способностей «Баба- яга», «Гипнотизёр» Театральная игра «Посмотри, что я делаю» Одиночные этюды на память физических действий.(сказка «Теремок») |
7. | Повторение пройденного материала. Характеристика персонажей русских народных сказок». | Чтение по ролям сказок «Теремок», «Колобок», «Кот, Петух и лиса». Анализ. |
8. | Сценическая речь Составляющие дыхательного аппарата. Объяснение новых упражнений. Объяснение новых упражнений, закрепление пройденного материала. | а) Тренируем верное дыхание (упражнения «Мяч», «Резиновая кукла», «Шарик» и т.п.). б) Знакомство с понятием «фонационное» (звучащее) дыхание (упражнения «Жилет», «Комар», «Котенок»). в) Тренировка мышц дыхательного аппарата: - подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц; - дыхательный тренинг. |
9. | | Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка; упражнения для губ; упражнения для челюсти |
10. | | Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.) |
11. | Постановочная работа. Постановка музыкальной сказки, по мотивам русской народной | Читка по ролям. Застольный период. Знакомство с музыкой к сказке. Понятие: «Характер героя». |
12. | | Выгородка. Совершенствование умение детей передавать образы героев сказки. Репетиционный период |
13. | Итоговое занятие. | Русская народная сказка на новый лад. |
Учебно-тематическое планирование
3-й год обучения
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) | Дата проведения |
1. | Вводное занятие. | 1 | - | 1 | |
2. | Мастерство актёра | 9 | 1 | 8 | |
3. | Сценическая речь | 9 | 1 | 8 | |
4. | Постановочная работа | 9 | - | 9 | |
5. | Пластика | 4 | - | 4 | |
| Итого: | 32 | 2 | 30 | |
Содержание программы
3 год обучения
№ п/п | Тема занятия | Содержание |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности «Театральные правила» | Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика театрального мастерства. Техника безопасности на занятиях. |
2. | Мастерство актёра. Многообразие выразительных средств в театре. | Просмотр отрывков из спектаклей. Объяснение новых упражнений. Разбор этюдов. Одиночные этюды |
3. | Значение поведения в актерском искусстве. | Одиночные этюды |
4. | Работа актёра над собой | Индивидуальная работа над ролью, над образом. |
5. | Сценическая речь. Дыхание, голос, дикция | Учимся говорить по-разному. Развивать интонационный строй речи. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. |
6. | Работа над текстом | Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Речевой тренинг. Требования к сценической речи. Чтецкая выразительность. |
7. | Пластика. Координация движений | Исполнение элементарных танцевальных движений под музыку. |
8. | Движение и музыка. | Анализ танцевальных номеров, оценка, делимся впечатлениями. Что больше всего запомнилось. |
9. | Постановочная работа | 1. Выбор пьесы, миниатюры 2. Знакомство детей со сценарием, обсуждение. Распределение ролей. 3. Детальный анализ отдельных эпизодов, сцен, событий в процессе работы над их сценическим воплощением («Придумки» - как показать то или иное действие) 4. Постановка мизансцен, репетиции отдельных сцен 5. Изготовление декораций, реквизита. Запись музыкальной фонограммы. Репетиция песен, танцев, пантомим 6. Репетиции всего спектакля целиком в полном оформлении (прогоны). 7. Генеральная репетиция |
10. | Итоговое занятие. | Показ спектакля. |
Источники:
1. «Театр» в начальной школе. Методическое пособие. М., 2006.
2. Айзерман Л.С. Испытание доверием. Записки учителя. М., 1991.
3. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008.
4. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. СПб.,2006..
5. Вечканова И.Г.Театрализованные игры в реабилитации дошкольников: Учебно- методическое пособие. СПб, 2006.
6. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998.
7. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа / Под ред.А.М.Докусова. М., 1974.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
9. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. М., 2004.
10. Голубков В.В. Мастерство устной речи. М., 1965.
11. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992.
12. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.