Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №6 г. Иркутска
ПРОГРАММА
по русскому языку
«ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»
Составитель: учитель русского языка
Алабугина Т.Р.
2022г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная задача коррекционной школы 8 вида - научить ребенка адаптироваться в современных условиях жизни, главное свое назначение мы видим в подготовке наших учащихся к самостоятельной жизни и труду, в том числе в приобретении умений составлять деловые бумаги, что является необходимостью существования в обществе. Развитие устной и письменной речи, формирование речевых и коммуникативных умений являются необходимым условием для успешной социальной адаптации учащихся. Решению этой задачи должны способствовать уроки русского языка и чтения, а программа по деловому и творческому письму является логическим продолжением работы по развитию навыков связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Курс «Деловое письмо» направлен, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом. Целью уроков делового и творческого письма является формирование навыков коммуникативно – целесообразной речи. Деловая речь-это нормативная литературная речь, она должна быть по возможности благозвучной.
Деловую речь составляют виды деловых бумаг и документов, благодаря которым устанавливаются различного рода письменные деловые взаимоотношения между учреждениями и отдельными лицами. Деловая речь – это один из видов связной письменной речи. Она характеризуется некоторыми особенностями стиля, лексики, специфики, сферы применения. В деловых бумагах не употребляется эмоционально - оценочная, просторечная, диалектная лексика. Отличаются деловые бумаги манерой изложения: официальный тон, точность, ясность, возможная краткость; слова употребляются только в их прямом значении; изложение материала ведется в строгом порядке. В этом отношении работа над деловым письмом ценна тем, что приучает умственно отсталых детей писать точно, ясно, кратко.
Обучение деловому письму осуществляется по двум основным направлениям:
- учащиеся оформляют деловые бумаги по образцу (заполнение бланков, квитанций);
- формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме.
Следовательно, цели профильного обучения школьников по курсу делового русского языка в учебном заведении состоят в следующем:
- дать представление о нормах письменной деловой речи;
- показать значение о нормах письменной деловой речи;
- показать значение специальной лексики, используемой в официально - деловом стиле;
- повысить речевую культуру;
- расширить активный словарный запас учащихся;
- совершенствовать коммуникативные, практические навыки и умения.
Задачи курса:
Образовательные:
-
формировать умения в определении применения данной деловой бумаги.
-
формирование умения анализировать стандартный образец, т.е. выявление обязательных элементов, специфичных только для данного документа.
-
уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении.
-
формирование умения подражать образцу:
- анализ по вопросам учителя документа с новым содержанием;
- коллективное составление после разбора образца;
- составление документов самостоятельно.
Коррекционные:
-
развитие связной устной и письменной речи;
-
развитие произвольного внимания, самоконтроля;
-
развитие эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, эстетических чувств, способствующих развитию личности в целом.
-
приобщение учащихся к чтению специальной справочной литературы.
Воспитательные:
-
воспитание добросовестного отношения к работе, ответственности, аккуратности.
-
развитие и формирование эстетического вкуса.
В основу построения программы легли методические принципы обучения учащихся с нарушениями интеллекта русскому языку (по А.К.Аксёновой):
-
Принцип коммуникативной направленности;
-
Принцип единства развития речи и мышления;
-
Принцип повышения языковой и речевой мотивации;
-
Принцип формирования чувства языка и опоры на него;
-
Принцип взаимодействия работы над устной и письменной речью.
В данном курсе все темы созданы воедино. Работа с лексико- фразеологическими и грамматическими особенностями официально- делового стиля, с образцами документов начинается с азов. Это позволяет вспомнить пройденное, получить дополнительные сведения, разобрать основные виды деловых бумаг, обратиться к художественной литературе. Курс имеет теоретико – практическую направленность и предполагает при помощи теории организовать практическую работу. Все задания рассчитаны на применения знаний в практической деятельности. Успешное обучение зависит от знания составления документа. Новизна курса определяется формами организации учебного процесса, методами обучения, практической работой. Отличительной чертой творческих вопросов и заданий в том, что ответов не найдешь в учебниках, необходимо применить знания.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
-
виды деловых бумаг (Заявление, объявление, автобиография и др.);
-
когда данная деловая бумага применяется;
-
обязательные элементы, порядок расположения частей текста, специфичные только для данного документа.
Учащиеся должны уметь:
-
составлять и писать изученные виды деловых бумаг по плану, опорным словам и образцу (в том числе творческого характера);
-
выявлять принадлежность высказывания к определённому типу речи с точки зрения его назначения (повествование или описание);
-
находить в словах изученные орфограммы и применять на письме изученные орфографические правила (с помощью учителя или самостоятельно);
-
составлять документы из деформированного текста;
-
исправлять неправильно составленные документы;
-
переделать один вид деловой корреспонденции в другой;
-
пользоваться словарём.
Для работы по деловому письму вести отдельные тетради, которые в дальнейшем станут своеобразным справочником.
Программа рассчитана для учащихся 5-9 классов.
Срок реализации программы несколько лет.
Формы уроков – практикумы, часть урока, ролевая игра, экскурсия.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО» 5 класс
№ п/п | тема урока | количество часов |
теория | практика |
Личные документы официального характера 5 класс 5 часов | 1 | 4 |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | |
2 | Адрес на открытке, конверте | | 1 |
3 | Письмо родителям | | 1 |
4 | Поздравительная открытка | | 1 |
5 | Контрольная работа | | 1 |
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения 9 часов | 3 | 6 |
6 | Экскурсия на почту. | 1 | |
7 | Коллективное сочинение письма заболевшему товарищу. | 1 | |
8 | Заполнение поздравительных открыток родителям | | 1 |
9 | Контрольная работа за четверть | | 1 |
10 | Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. | 1 | |
11 | Поздравительная открытка. | | 1 |
12 | Письмо родным или друзьям. | | 1 |
13 | Контрольная работа. | | 1 |
14 | Работа над ошибками. | | 1 |
Виды делового письма творческого характера 5 часов | 1 | 4 |
15 | Коллективное составление поздравительной открытки в стенгазету | 1 | |
16 | Самостоятельная работа по написанию письма Деду Морозу | | 1 |
17 | Работа над ошибками. | | 1 |
18 | Отзыв о прочитанной книге. | | 1 |
19 | Контрольная работа за год. | | 1 |
Всего – 19часов | | |
5 класс
№ п\п | тема урока | часы | словарь | тип урока | оборудование | |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | гражданин профессия образование | вводный | Таблица «Стили речи», памятки «Требования к составлению деловых бумаг», презентация «Свойства официально-деловой письменной речи». | |
2 | Адрес на открытке, конверте | 1 | Адрес конверт | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 5кл., с.92 | |
3 | Письмо родителям | 1 | доверенность | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 5 кл., с.143 | |
4 | Поздравительная открытка | 1 | поздравление | комбинированный | Образец | |
5 | Контрольная работа | 1 | заявление работодатель | комбинированный | Образец, памятка «Как написать адрес», исправление ошибок(карточка) | |
6 | Экскурсия на почту. | 1 | почтальон | вводный | Образцы квитанций, различных бланков Книга “Все обо всем”. Где и как появилась почтовая служба, стр. 256-258 |
7 | Коллективное сочинение письма заболевшему товарищу. | 1 | | комбинированный | План, опорные слова |
8 | Заполнение поздравительных открыток родителям | 1 | | закрепление | Таблица «Правописание безударных гласных», схема |
9 | Контрольная работа за четверть | 1 | | контрольный | Образец |
10 | Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. | 1 | адрес адресант адресат | комбинированный | Образец |
11 | Поздравительная открытка. | 1 | юбилей | комбинированный | Образец |
12 | Письмо родным или друзьям. | 1 | | закрепление | Бланки, образцы |
13 | Контрольная работа. | | | контрольный | |
14 | Работа над ошибками. | | | | |
15 | Коллективное составление поздравительной открытки в стенгазету | 1 | Стенгазета заметка | обобщение знаний | Образец, памятка «Правила составления поздравления» |
16 | Самостоятельная работа по написанию письма Деду Морозу | 1 | | комбинированный | Образец (кому необходимо), конверты |
17 | Работа над ошибками. | 1 | адрес адресант адресат | закрепление | |
18 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | | комбинированный | Образцы отзывов |
19 | Контрольная работа за год. | 1 | | контрольный | « |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО» 6 класс
№ п/п | тема урока | количество часов |
теория | практика |
Личные документы официального характера 6 класс 4 часа | 1 | 3 |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | |
2 | Адрес на конверте | | 1 |
3 | Объявление. | | |
4 | Поздравительная открытка к празднику | | 1 |
5 | Контрольная работа | | 1 |
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения 7 часов | 2 | 5 |
6 | Экскурсия на почту. | 1 | |
7 | Заполнение адреса на посылку. | | 1 |
8 | Коллективное составление письма заболевшему товарищу. | 1 | |
9 | Заполнение поздравительных открыток родителям. | | 1 |
10 | Письмо родным или друзьям. | | 1 |
11 | Работа над ошибками. | | 1 |
12 | Контрольная работа. | | 1 |
Виды делового письма творческого характера 8 часов | 5 | 3 |
13 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы. | 1 | |
14 | Коллективное составление заметки в стенгазету | 1 | |
15 | Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» | | 1 |
16 | Работа над ошибками. | 1 | |
17 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | |
18 | Контрольная работа за год. | | 1 |
19 | «Кто стучится в дверь ко мне». Ролевая игра. | 1 | 1 |
Всего – 19 часов | | |
6 класс
№ п\п | тема урока | часы | словарь | тип урока | оборудование | |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | гражданин профессия образование | вводный | Таблица «Стили речи», памятки «Требования к составлению деловых бумаг», | |
2 | Адрес на открытке, конверте | 1 | Адрес конверт | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 5кл., с.92 | |
3 | Объявление | 1 | доверенность | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 6 кл., с.67 | |
4 | Поздравительная открытка | 1 | поздравление | комбинированный | Образец | |
5 | Контрольная работа | 1 | заявление работодатель | комбинированный | Образец, памятка «Как написать адрес», исправление ошибок(карточка) | |
6 | Экскурсия на почту. | 1 | почтальон | вводный | Образцы квитанций, различных бланков |
7 | Коллективное сочинение письма заболевшему товарищу. | 1 | | комбинированный | План, опорные слова |
8 | Заполнение поздравительных открыток родителям | 1 | | закрепление | Таблица «Правописание безударных гласных», схема «Русский язык» для 6 кл. с.245 |
9 | Контрольная работа за четверть | 1 | | контрольный | |
10 | Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. | 1 | адрес адресант адресат | комбинированный | Образец |
11 | Поздравительная открытка. | 1 | юбилей | комбинированный | Образец |
12 | Письмо родным или друзьям. | 1 | | закрепление | Образцы, «Русский язык» для 6 кл. с.251 |
13 | Контрольная работа. | | | контрольный | |
14 | Работа над ошибками. | | | | |
15 | Коллективное составление поздравительной открытки в стенгазету | 1 | Стенгазета заметка | обобщение знаний | Образец, памятка «Правила составления поздравления» |
16 | Самостоятельная работа по написанию письма Деду Морозу | 1 | | комбинированный | Образец (кому необходимо), конверты |
17 | Работа над ошибками. | 1 | адрес адресант адресат | закрепление | |
18 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | | комбинированный | Образцы отзывов |
19 | Контрольная работа за год. | 1 | | контрольный | « |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО» 7 класс
№ п/п | тема урока | количество часов |
теория | практика |
Личные документы официального характера 7класс 6 часов | 2 | 4 |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | |
2 | Письмо | | 1 |
3 | Объяснительная записка. | 1 | |
4 | Заявление. | | 1 |
5 | Объявление. | | 1 |
6 | Контрольная работа | | 1 |
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения 13 часов | 6 | 7 |
7 | Экскурсия на почту. | 1 | |
8 | Коллективное сочинение об экскурсии на почту. | 1 | |
9 | Заполнение адреса на посылку. | | 1 |
10 | Заполнение адреса на денежный перевод. | | 1 |
11 | Телеграмма. | 1 | |
12 | Составление телеграммы. | | 1 |
13 | Поздравительная открытка. | | 1 |
14 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | |
15 | Виды писем. | 1 | |
16 | Коллективное составление письма. | 1 | |
17 | Письмо родным или друзьям. | | 1 |
18 | Работа над ошибками. | | 1 |
19 | Контрольная работа. | | 1 |
Виды делового письма творческого характера 8 часов | 3 | 5 |
20 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы. | 1 | |
21 | Коллективное составление заметки в стенгазету | 1 | |
22 | Составление заметки по образцу на тему «Так вести себя нельзя!» | | 1 |
23 | Коллективное составление поздравительной открытки в стенгазету для выпускников | | 1 |
24 | Работа над ошибками. | | 1 |
25 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | |
26 | Контрольная работа за год. | | 1 |
27 | «Почта». Ролевая игра. | | 1 |
Всего – 28 часов | | |
7 класс
№ п\п | тема урока | часы | словарь | тип урока | оборудование |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | гражданин профессия образование | вводный | Таблица «Стили речи», памятки «Требования к составлению деловых бумаг». |
2 | Объяснительная записка. | 1 | объяснительная трудовая дисциплина | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 7кл., с.65, «Русский язык» для 8 кл., с.16 |
3 | Заявление. | 1 | заявление работодатель | комбинированный | Образец, памятка «Как написать заявление», «Русский язык» для 7 кл., с.102 |
4 | Объявление. | 1 | объявление | комбинированный | Образцы, план объявления, объявления из газет, «Русский язык» для 7кл., с.264 |
5 | Автобиография. Великие люди о себе. | 1 | крестьянин | сообщение новых знаний | Есенин С. А. Полное собрание сочинений: Кн. 1. - С. 8-10. |
6 | Автобиография. | 1 | автобиография | комбинированный | Образец, план-схема, «Русский язык» для 8 кл., с.144, «Русский язык» для 8 кл., с.44 |
7 | Контрольная работа | 1 | | контрольный | тесты |
8 | Экскурсия на почту. | 1 | | вводный | Образцы квитанций, различных бланков Книга “Все обо всем”. Где и как появилась почтовая служба, стр. 256-258 |
9 | Коллективное сочинение об экскурсии на почту. | 1 | почтальон | комбинированный | План, опорные слова |
10 | . Заполнение бланка на посылку. | 1 | бланк квитанция | закрепление | Образец |
11 | Заполнение бланка на денежный перевод | 1 | бланк квитанция | комбинированный | Образец |
12 | Заполнение бланка по платежам за коммунальные услуги. | 1 | коммунальные услуги | комбинированный | Образец |
13 | Телеграмма. | 1 | телеграмма | сообщение новых знаний | Образец, памятка «Правила составления телеграммы» Русский язык» для 7 класса, с.21 |
14 | Составление телеграммы. | 1 | | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 7 класса, с.21 |
| | | | | |
15 | Поздравительная открытка. | 1 | юбилей | комбинированный | Образцы открыток, сборник поздравительных текстов |
16 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | эпистолярный жанр | сообщение новых знаний | «Ванька» А.П.Чехов, «Русский язык» для 7 кл., с.180 |
17 | Виды писем. | 1 | речевой этикет просьба | комбинированный | Образцы писем, «Русский язык» для 7 кл., с.234,261 |
18 | Коллективное составление писем. | 1 | здравствуй до свидания | комбинированный | Памятка для написания личного письма, план письма, образец, «Русский язык» для 7 кл., с.180, с.234 |
19 | Письмо родным или друзьям. | 1 | | закрепление | Памятка для написания личного письма, план письма, карточки с деформированным текстом |
20 | Контрольная работа. | 1 | | повторение | памятка «Виды орфограмм |
21 | Работа над ошибками. | 1 | | контрольный | Бланки, карточки с деформированным текстом, образцы. памятка «Виды орфограмм |
22 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. | 1 | злободневность происшествие меткость языка | вводный | Статьи из газет, памятки «Типы текстов». |
23 | Коллективное составление заметки. | 1 | идея | комбинированный | Образец, план заметки, «Русский язык» для 7 кл., с.142 |
24 | Составление заметки по образцу на тему «Мой любимый уголок родного города» | 1 | | закрепление | Образец, план, карточки с заданием Русский язык» для 7 кл., с.142,162 |
25 | Самостоятельная работа по написанию заявления на работу, автобиографии. | 1 | | закрепление | Русский язык» для 7 кл., с.102,217 Образец автобиографии |
26 | Работа над ошибками. | 1 | | повторение | Образец, план, карточки с заданием |
27 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | рассуждение | комбинированный | Памятки «Отзыв о книге», «Как составить текст-рассуждение», художественные книги |
28 | Контрольная работа за год. | 1 | | контрольный | |
29 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | | закрепление | Коллективное составление заявления, автобиографии |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО» 8 класс
№ п/п | тема урока | количество часов |
теория | практика |
Личные документы официального характера 8 класс 7часов | 3 | 4 |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | |
2 | Объяснительная записка. | | 1 |
3 | Заявление. | 1 | |
4 | Объявление. | | 1 |
5 | Автобиография. Великие люди о себе. | 1 | |
6 | Автобиография. | | 1 |
7 | Контрольная работа | | 1 |
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения 14 часов | 6 | 8 |
8 | Экскурсия на почту. | 1 | |
9 | Коллективное сочинение об экскурсии на почту. | 1 | |
10 | Заполнение бланка на посылку. | | 1 |
11 | Заполнение адреса на денежный перевод. | | 1 |
12 | Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. | | 1 |
13 | Телеграмма | 1 | |
14 | Составление телеграммы. | | 1 |
15 | Поздравительная открытка. | | 1 |
16 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | |
17 | Виды писем. | 1 | |
18 | Коллективное составление письма. | 1 | |
19 | Письмо родным или друзьям. | | 1 |
20 | Контрольная работа. | | 1 |
21 | Работа над ошибками. | | 1 |
Виды делового письма творческого характера 8 часов | 5 | 3 |
22 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы. | 1 | |
23 | Коллективное составление заметки в стенгазету. | 1 | |
24 | Составление заметки по образцу на тему «Мой любимый уголок родного города» | | 1 |
25 | Самостоятельная работа по написанию заявления на работу, автобиографии. | | 1 |
26 | Работа над ошибками. | 1 | |
27 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | |
28 | Контрольная работа выбор профессии»)за год. | | 1 |
29 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | |
Всего – 29 часа | | |
8 класс
№ п\п | тема урока | часы | словарь | тип урока | оборудование |
1 | Из истории делового письма. Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | гражданин профессия образование | вводный | Таблица «Стили речи», памятки «Требования к составлению деловых бумаг», |
2 | Объяснительная записка. | 1 | объяснительная трудовая дисциплина | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 8кл., с.90-91, «Русский язык» для 8 кл., с.16 |
3 | Заявление. | 1 | заявление работодатель | комбинированный | Образец, памятка «Как написать заявление», «Русский язык» для 7 кл., с.102 |
4 | Объявление. | 1 | объявление | комбинированный | Образцы, план объявления, объявления из газет, , «Русский язык» для 8 кл., с.247 |
5 | Автобиография. Великие люди о себе. | 1 | крестьянин | сообщение новых знаний | «Русский язык» для 8 кл., с.44 |
6 | Автобиография. | 1 | автобиография | комбинированный | Образец, план-схема, «Русский язык» для 8 кл., с.144, «Русский язык» для 8 кл., с.44 |
7 | Контрольная работа | 1 | | контрольный | тесты |
8 | Экскурсия на почту. | 1 | | вводный | Образцы квитанций, различных бланков Книга “Все обо всем”. Где и как появилась почтовая служба, стр. 256-258 |
9 | Коллективное сочинение об экскурсии на почту. | 1 | почтальон | комбинированный | План, опорные слова |
10 | . Заполнение бланка на посылку. | 1 | бланк квитанция | закрепление | образец |
11 | Заполнение бланка на денежный перевод | 1 | бланк квитанция | комбинированный | Образец |
12 | Заполнение бланка по платежам за коммунальные услуги. | 1 | коммунальные услуги | комбинированный | Образец |
13 | Телеграмма. | 1 | телеграмма | сообщение новых знаний | Образец, памятка «Правила составления телеграммы» |
14 | Составление телеграммы. | 1 | | комбинированный | Образец. Русский язык» для 7 класса, с.21 |
| | | | | |
15 | Поздравительная открытка. | 1 | юбилей | комбинированный | |
16 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | эпистолярный жанр | сообщение новых знаний | «Ванька» А.П.Чехов, «Письмо няни» А. С.Пушкин «Русский язык» для 8 кл., с.223 |
17 | Виды писем. | 1 | речевой этикет просьба | комбинированный | Образцы писем, «Русский язык» для 7 кл., с.234 |
18 | Коллективное составление писем. | 1 | здравствуй до свидания | комбинированный | Памятка для написания личного письма, план письма, образец, «Русский язык» для 7-8 кл. |
19 | Письмо родным или друзьям. | 1 | | закрепление | Памятка для написания личного письма, план письма, карточки с деформированным текстом |
20 | Контрольная работа. | 1 | | повторение | |
21 | Работа над ошибками. | 1 | | контрольный | Образцы, памятка «Виды орфограмм», «Русский язык» для 8 кл., |
22 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. | 1 | злободневность происшествие меткость языка | вводный | Статьи из газет, памятки «Типы текстов». |
23 | Коллективное составление заметки. | 1 | идея | комбинированный | Образец, план заметки, «Русский язык» для 7 кл., с.142 |
24 | Составление заметки по образцу на тему «Мой любимый уголок родного города» | 1 | | закрепление | Образец, план, карточки с заданием |
25 | Самостоятельная работа по написанию заявления на работу, автобиографии. | 1 | | закрепление | |
26 | Работа над ошибками. | 1 | | повторение | Образец, план, карточки с заданием |
27 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | рассуждение | комбинированный | Памятки «Отзыв о книге», «Как составить текст-рассуждение», художественные книги |
28 | Контрольная работа за год. | 1 | | контрольный | |
29 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | | закрепление | Коллективное составление заявления, автобиографии |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН КУРСА «ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО» 9 класс
№ п/п | тема урока | количество часов |
теория | практика |
Личные документы официального характера 9 класс 8 часов | 2 | 6 |
1 | Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | |
2 | Расписка. | | 1 |
3 | Доверенность. | | 1 |
4 | Объяснительная записка. | | 1 |
5 | Заявление. | | 1 |
6 | Объявление. | | 1 |
7 | Автобиография. | 1 | |
8 | Контрольная работа | | 1 |
Деловые бумаги, необходимые для жизнеобеспечения 17 часов | 7 | 10 |
9 | Экскурсия на почту. | 1 | |
10 | Коллективное сочинение об экскурсии на почту. | 1 | |
11 | Числа в деловых бумагах. | 1 | |
12 | Заполнение бланка на посылку. | | 1 |
13 | Заполнение бланка на денежный перевод. | | 1 |
14 | Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. | | 1 |
15 | Контрольная работа за четверть | | 1 |
16 | Телеграмма. | | 1 |
17 | Составление телеграммы. | | 1 |
18 | Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. | 1 | |
19 | Поздравительная открытка. | | 1 |
20 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | |
21 | Виды писем. | 1 | |
22 | Коллективное составление письма. | 1 | |
23 | Письмо родным или друзьям. | | 1 |
24 | Работа над ошибками. | | 1 |
25 | Контрольная работа. | | 1 |
Виды делового письма творческого характера 8 часов | 5 | 3 |
27 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально – нравственные темы. | 1 | |
28 | Коллективное составление заметки в стенгазету. | 1 | |
29 | Составление заметки по образцу на тему «Как нельзя вести себя на природе». | | 1 |
30 | Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии») | | 1 |
31 | Работа над ошибками. | 1 | |
32 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | |
33 | Контрольная работа за год. | | 1 |
34 | «Поступаем на работу». Ролевая игра. | 1 | |
Всего – 34 часа | | |
9 класс
№ п\п | тема урока | часы | словарь | тип урока | оборудование |
1 | Требования к составлению деловых бумаг. | 1 | гражданин профессия образование | вводный | Таблица «Стили речи», памятки «Требования к составлению деловых бумаг», |
2 | Расписка. | 1 | расписка заимообразно | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 9 кл., с.46 |
3 | Доверенность. | 1 | доверенность | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 9 кл., с.186-187 |
4 | Объяснительная записка. | 1 | объяснительная трудовая дисциплина | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 9 кл., с.90-91, «Русский язык» для 8 кл., с.16 |
5 | Заявление. | 1 | заявление работодатель | комбинированный | Образец, памятка «Как написать заявление», «Русский язык» для 8 кл., с.126 |
6 | Объявление. | 1 | объявление | комбинированный | Образцы, план объявления, объявления из газет, «Русский язык» для 9 кл., с.23, «Русский язык» для 8 кл., с.247 |
7 | Автобиография. Великие люди о себе. | 1 | крестьянин | сообщение новых знаний | Есенин С. А. Полное собрание сочинений: Кн. 1. - С. 8-10. |
8 | Автобиография. | 1 | автобиография | комбинированный | Образец, план-схема, «Русский язык» для 9 кл., с.153, «Русский язык» для 8 кл., с.44 |
9 | Контрольная работа (тестирование) | 1 | | контрольный | тесты |
10 | Экскурсия на почту. | 1 | | вводный | Образцы квитанций, различных бланков Книга “Все обо всем”. Где и как появилась почтовая служба, стр. 256-258 |
11 | Коллективное сочинение об экскурсии на почту. | 1 | почтальон | комбинированный | План, опорные слова |
12 | Числа в деловых бумагах. | 1 | триста, четыреста, девяносто… | закрепление | Таблица «Правописание числительных», «Русский язык» для 9 класса, с.186 |
13 | Заполнение бланка на посылку. | 1 | бланк квитанция | комбинированный | Образец |
14 | Заполнение бланка на денежный перевод | 1 | | комбинированный | Образец |
15 | Заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги. | 1 | коммунальные услуги | комбинированный | Образец |
16 | Контрольная работа за четверть. | 1 | | контрольный | Бланки, образцы |
17 | Телеграмма. | 1 | телеграмма | сообщение новых знаний | Образец, памятка «Правила составления телеграммы» |
18 | Составление телеграммы. | 1 | | комбинированный | Образец, «Русский язык» для 9 класса, с.187 |
19 | Имена существительные собственные и нарицательные. Адрес. | 1 | адрес адресант адресат | закрепление | Образец, конверты, «Русский язык» для 8 кл., с.54, 76. |
20 | Поздравительная открытка. | 1 | юбилей | комбинированный | Образцы открыток, сборник поздравительных текстов |
21 | Эпистолярный жанр. Письма великих людей. | 1 | эпистолярный жанр | сообщение новых знаний | «Ванька» А.П.Чехов, «Письмо няни» 7 кл.. , «Русский язык» для 8 кл., с.223 |
22 | Виды писем. | 1 | речевой этикет просьба | комбинированный | Образцы писем, «Русский язык» для 9 кл., с.45, «Русский язык» для 8 кл., с.222 |
23 | Коллективное составление писем. | 1 | здравствуй до свидания | комбинированный | Памятка для написания личного письма, план письма, образец, «Русский язык» для 9 кл., с.112-113 |
24 | Письмо родным или друзьям. | 1 | | закрепление | Памятка для написания личного письма, план письма, карточки с деформированным текстом |
25 | Работа над ошибками. | 1 | | повторение | памятка «Виды орфограмм», «Русский язык» для 8 кл., с.261 |
26 | Контрольная работа. | 1 | | контрольный | Бланки, карточки с деформированным текстом, образцы. |
27 | Коллективное обсуждение заметок из газет на морально-нравственные темы. | 1 | злободневность происшествие меткость языка | вводный | Статьи из газет, памятки «Типы текстов». |
28 | Коллективное составление заметки. | 1 | идея | комбинированный | Образец, «Как составить текст-описание», план заметки, «Русский язык» для 9 кл., с.70-71 |
29 | Составление заметки по образцу на тему «Как вести себя нельзя на природе» | 1 | | закрепление | Образец, карточки с заданием |
30 | Самостоятельная работа по написанию заметки на тему «Моя мечта» («Мой выбор профессии») | 1 | | закрепление | Образец, план, карточки с заданием |
31 | Работа над ошибками. | 1 | | повторение | |
32 | Отзыв о прочитанной книге. | 1 | рассуждение | комбинированный | Памятки «Отзыв о книге», «Как составить текст-рассуждение», художественные книги |
33 | Контрольная работа за год. | 1 | | контрольный | |
34 | «Поступаем на работу» Ролевая игра. | 1 | | обобщающий | Образцы документов, памятки, планы, схемы |
Литература:
-
Учебники Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской «Русский язык» для 5 - 9 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-
Программа «Деловое и творческое письмо» 10-11 классы С.Ю.Ильина. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва: «Просвещение», 2006
-
А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта, Москва: «Просвещение», 2011г.
-
А.К.Аксёнова, Н.Г.Галунчикова «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания» в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя, Москва: «Просвещение», 2002
-
А.К.Аксёнова, Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». Учебник для вузов, Москва: Владос, 2004
-
Программа «Русский (родной) язык» В.В.Воронкова. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник 1, Москва: Владос, 2000
-
Н.Н.Бебешина, В.П.Свириденков «Развитие речи на уроках русского языка в V-VIII классах вспомогательной школы». Из опыта работы, Москва: «Просвещение», 1978.
-
С.Ю.Ильина «Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием». Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов, Санкт-Петербург: Издательство «Каро», 2006
-
А.В.Прудникова «Виды работ по развитию речи», Москва: Учпедгиз, 1965
-
Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е.Ю.Кашаева «Русский язык и культура речи». Учебное пособие для вузов, Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2001
-
«Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)» под редакцией Б.П.Пузанова, учебное пособие для вузов, Москва: Издательский центр «Академия», 2006
-
Н.Н.Бебешина, Ф.Н.Самсонова «Уроки русского языка во вспомогательной школе» 5-8 классы. Пособие для учителей, Москва: «Просвещение», 1970
-
С.Н.Комская, Г.В.Малых «Русский язык». Учебник для 9 класса вспомогательной школы, Москва: «Просвещение», 1990.
-
«Ванька» А.П.Чехов;
-
«Письмо к матери» С.А.Есенин;
-
Сборник поздравительных текстов;
-
Газеты с объявлениями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест
по теме «Личные документы официального характера»
1. Отметь правильный вариант ответа, соответствующий требованиям к составлению деловых бумаг.
а) Разговорный стиль речи
б) Точность
в) Официальный тон
г) Избыток информации
д) Употребление слов в их прямом значении
е) Краткость
ж) Ясность
з) Недостаточность информации
и) Свободная форма оформления
2. Соедини название документа с соответствующим определением.
Автобиография - документ, которым человек доверяет другому
лицу действовать вместо себя.
Объявление - документ, который подтверждает получение
чего-либо: денег, книг, инструментов или
ценных вещей.
Доверенность - извещение о чём-либо, напечатанное в газете
или вывешенное в специальном месте.
Расписка -документ, в котором излагается просьба,
ходатайство о чём-либо.
Заявление -документ, в котором человек последовательно
описывает свою жизнь.
. Восстанови последовательность составления заявления. Подпиши цифры около каждого пункта заявления в нужном порядке.
___ Дата заявления.
___ Что прилагается к заявлению.
___ От имени кого написано заявление.
___ Текст заявления.
___ Подпись.
___ Кому адресуется заявление.
4. Прочитай и определи вид данного документа. Впиши в соответствии форме его наименование.
Директору ГОКУ СКШ
Е.И.Петровой
От ученика 7 класса
Киселёва Николая
Я, Киселёв Николай, пропустил занятия в школе 21 ноября, потому что был на приёме у стоматолога.
22. 11. 2008г. Киселёв
5. Напиши расписку по общепринятой форме в получении заимообразно денег в сумме 500 рублей от Иванова Петра Степановича.
РАСПИСКА.
_Я,___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
___________ ___________
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Варианты заданий к блоку II:
1. Распредели обращения в таблице.
текст | обращение |
письмо друзьям или родным | |
официальное письмо | |
поздравительная открытка | |
Дорогая бабушка, любимые мои Коля и Варенька, уважаемый Иван Петрович, многоуважаемая Ирина Сергеевна, милые друзья, любимый, дорогие ветераны.
2. Восстанови части письма по данному ниже плану.
Наш дом стоит на высоком берегу. Внизу шумит река. Рядом темнеет лес. Там мы собираем грибы и ягоды. Вдали раскинулось поле, а за ним зеленеют холмы. От такой красоты дух захватывает.
Ты спрашиваешь, какие у меня планы на лето. Наверное, поеду в деревню к бабушке. Ведь там так хорошо!
Здравствуй, Витя!
Твоё письмо я получил, спасибо.
Напиши, где ты собираешься отдыхать.
Твой друг Саша.
План.
-
Обращение.
-
Ответ на письмо друга.
-
Описание места.
-
Вопрос к другу.
-
Подпись.
3. Переделай текст телеграммы в письмо. В письме сообщи причину отъезда Алексея и время его возвращения.
Задержись приездом деревню я уезжаю несколько дней подробности письмом
Алексей
4. Переделай текст письма в телеграмму.
Здравствуй, Паша!
Спасибо за посылку. Смена скоро закончится. Очень грустно расставаться с морем, но я очень соскучилась и жду с нетерпением встречи с тобой и с девчонками. Впечатлений много. При встрече обо всём расскажу.
Паша, со мной много вещей. Встреть меня, пожалуйста. Билет уже купила. Поезд приходит в Москву 28 августа в 12 часов дня. Я буду в 4 вагоне.
До свидания.
Твоя сестра Лариса.