- Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Программа «День народного единства» социально-гуманитарной направленности.
Актуальность программы определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, на популяризацию традиционной и современной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Саратовской области и Перелюбском муниципальном районе.
Молодое поколение на сегодняшний день имеет слабое представление о нравственной культуре, традициях и героических примерах из исторического прошлого нашей Родины. Богатое духовное наследие российских народов практически остается невостребованным. Так как национальная доктрина образования признает роль дополнительного образования сферой не только формирования и реализации творческих способностей, но и воспитания высоких нравственных принципов, то для гармоничного развития современной личности педагогически целесообразно приобщение учащихся в рамках проектной деятельности к сокровищам духовной и национальной культуры народов России, традициям проведения государственных праздников.
Отличительные особенности программы:
-
краткосрочность;
-
реализация в дни осенних каникул для организации творческого и познавательного досугаучащихся;
-
представляет собой творческий проект, посвященный государственному празднику - Дню народного единства;
-
возможность использования «Культурного дневника школьника Саратовской области» (9 раздел: «Памятные даты», который нацелен на привитие умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий);
-
привязка окончания программы к определенной дате – 4 ноября (Государственный праздник День народного единства)
Отличительной особенностью данной программы является то, что на протяжении реализации программы обучающие могут самостоятельно (заочно) ознакомиться с теоретическим материалом по разделам.
Реализация заочной и дистанционных форм обучения будет проходить посредством программы Skype.
Адресат программы: дети в возрасте 10 - 16 лет
Возрастные особенности адресата: 10–16 лет – юношеский возраст. Завершение физического и психического созревания. Социальная готовность к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. В отличие от подросткового возраста, где проявление индивидуальности осуществляется благодаря самоидентификации
– «кто я», в юношеском возрасте индивидуальность выражается через самопроявление –
«как я влияю». Основная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми в возрасте 10–16 лет сводится к решению противоречия между готовностью их к полноценной социальной жизни и недопущением отставания от жизни содержания и организации их образовательной деятельности.
Особое значение для развивающейся личности подростка имеет реализация собственных авторских замыслов, важность заявления и защиты своей позиции. Полноценное развитие напрямую зависит от полного действия – встречи замысла и результата, т.е. того, что лежит в основе проектной деятельности.
С учётом вышеперечисленных возрастных особенностей адресата в содержание данной программы введен проект. Фактически создаётся ситуация, когда появляется возможность самостоятельного выбора темы, группового обучения в ходе выполнения
определенного дела, активного конструирования знания. В процессе работы над проектом, постигаются реальные процессы, используются доступные приемы и методы проектирования (исследования), выявляются особенности и характеристики анализируемых объектов, оцениваются социально- экономические ограничения и ресурсные возможности, проявляются умения работать в команде.
Форма обучения: очная- заочное
Количество обучающихся в группе: 15-25 человек.
Принцип набора в группу: свободный.
Период реализации программы: осенние каникулы
Срок реализации: 8 дней
Объем программы: 8 часов
Режим работы: 4 раза за период реализации
программы по 2 академических часа в день с обязательным перерывом в 10 минут
- Цель и задачи программы
Цель: формирование социального опыта учащихся в процессе реализации краткосрочногопроекта по теме «День народного единства».
Задачи:
обучающие:
развивающие:
-
содействовать социализации учащихся;
-
развивать коммуникативные навыки, в том числе навыки работы в команде.
воспитательные:
- Планируемые результаты
Предметные: По окончании обучения учащиеся будут знать историю и традиции государственного праздника - Дня народного единства; расширят навыки продуктивной работы в рамках проектной деятельности.
Метапредметные: Учащиеся получат опыт эффективной коммуникации в рамках социального взаимодействия, разовьют навыки работы в команде;
Личностные: У учащихся формируется интерес к изучению истории и культурных традиций проведения государственных праздников.
-
Содержание программы
-
Учебный план
№ | Наименование | количество часов | Вид контроля/ форма контроля |
Всего | теория | практика |
1. | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Входной контроль викторина |
2. | Проект: «Единство в нас!» | 6 | 2 | 4 | текущий контроль/ самостоятельная работа итоговый контроль/ защита проекта |
ИТОГО | 8 | 3 | 5 | |
- Содержание учебного плана
-
Введение в программу
Теория: Информация о программе. День народного единства – государственный праздник, день воинской славы России. Освобождение Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Указ Президента РФ № 200-ФЗ от 29 декабря 2004 года. Традиции празднования Дня народного единства. Общественная патриотическая акция
«Алтарь Отечества».
Практика: Викторина «Россия – страна единства и согласия». Рефлексия
- Проект «Единство в нас»
Теория: Культурный дневник школьника Саратовской области. Введение в проектную деятельность. Идея проекта. Проблематизация. Выбор темы. Целеполагание.
Практика: Планирование. Игра на командообразование. Работа с источниками информации. Работа с «Культурным дневником школьника Саратовской области». Разработка проекта. Разработка презентации проекта. Защита проекта. Экскурсия в мультимедийныйисторико- культурный парк «Россия — моя история».
- Виды и формы контроля планируемых результатов программы
и их периодичность
Предметные результаты:
Входной контроль проводится в начале обучения, оценка знаний учащихся осуществляется в ходе проведения викторины.
Текущий контроль проводится в течение реализации программы, аттестация учащихся осуществляется в ходе самостоятельной работы в рамках проектной деятельности.
Итоговый контроль проводится на последнем занятии, оценивание осуществляется по итогам защиты проекта.
Метапредметные и личностные результаты:
Текущий контроль проводится с использованием метода педагогического наблюдения входе осуществления проектной деятельности.
- Календарный учебный график
№ | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма проведения | Форма контроля |
1 | 01.11 | Введение в программу | 2 | МБОУ «СОШ с. Иваниха» | Беседа + викторина | входной викторина |
2 | 02.11 | Проект: «Единство в нас!» | 2 | Проект | Самостоятельная работа |
3 | 03.11 | 2 | Самостоятельная работа |
4 | 04.11 | 2 | Итоговый Защита проекта |
-
Комплекс организационно-педагогических условий
- Методическое обеспечение программы
Программа является краткосрочной, состоит из двух тем: «Введение в программу» и
«Проект «Единство в нас».
Тема «Введение в программу» знакомит с целью и задачами программы, правилами поведения учащихся и осуществления ими учебной деятельности, погружает в историю и традиции государственного праздника «Дня народного единства».
В рамках проведения викторины проводится контроль по усвоению материала занятия, осуществляется педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся для определения дальнейших действий по оказанию помощи учащимся в выборе тематики проектов, по командообразованию и распределении ролей при осуществлении проектной деятельности.
Проект «Единство в нас» предполагает групповую работу учащихся над проектом:
Вариант 1:
в рамках раздела 9 «Памятные даты» Культурного дневника школьника Саратовской области. Он заполняется в электронной форме самостоятельно учащимся в любой последовательности. В дневник заносятся сведения об участии в мероприятиях, посвященных Дню народного единства и о культурных местах Перелюбского муниципального района, связанных с этим государственным праздником, посещенных учащимися.
По результатам анализа индивидуальных карт дневников всех учащихся, участвующих в проекте, заполняется общая интерактивная карта. Защита проекта осуществляется в форме презентации заполненной карты и рассказа учащихся о истории и традициях празднования Дня народного единства в Перелюбском муниципальном районе.
Вариант 2:
по разработке сценария и организационной подготовке праздника, посвященного Дню народного единства для учащихся образовательного учреждения и их родителей (возможны варианты).
Защита проекта осуществляется в форме массового праздничного мероприятия.
- Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо наличие кабинета, актового зала, оргтехники (ноутбука, проектора, экрана и т.п.)
- Оценочные материалы
Критерии оценивания проекта |
Наименование критерия. | результат |
Критерий 1. Постановка цели проекта | |
Цель не сформулирована | |
Цель сформулирована нечетко | |
Цель сформулирована, но не обоснована | |
Цель четко сформулирована и убедительно обоснована | |
Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта | |
План отсутствует | |
Представленный план не ведет к достижению цели проекта | |
Представлен краткий план достижения цели проекта | |
Представлен развернутый план достижения цели проекта | |
Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта | |
Тема проекта не раскрыта | |
Тема проекта раскрыта фрагментарно (не все аспекты темы раскрыты впроекте) | |
Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко) | |
Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе | |
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования | |
Использована не соответствующая теме и цели проекта информация | |
Большая часть представленной информации не относится к теме работы | |
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников | |
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников | |
Критерий 5. Анализ хода работы, выводы и перспективы | |
Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы | |
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы | |
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте | |
Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы | |
Критерий 6. Степень самостоятельности, творческий подход к работе в проектах | |
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение | |
Проявлен незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрирована самостоятельность в работе, не использованы возможности творческого подхода | |
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность , предпринята попытка представить собственного взгляда на тему проекта, применены элементы творчества | |
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта | |
Критерий 7. Качество проведения презентации | |
Презентация не проведена | |
Выступление не соответствует требованиям проведения презентации | |
Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, не показано умение отвечать на вопросы, доказывать точку зрения | |
Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, показано владение культурой общения с аудиторией | |
Критерий 8. Качество проектного продукта | |
Проектный продукт отсутствует | |
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетикой, удобством использования, соответствия заявленным целям) | |
Продукт не полностью соответствует требованиям качества | |
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) | |
-
Список литературы
Для педагога
-
400 лет окончанию Смутного времени: 4 ноября — День народного единства // Военно- исторический журнал. 2012. № 11.
-
Белов, Ю. В. «Коснулся глас тебя потомства...» / Ю. В. Белов // Московский журнал. История государства Российского. 2006. № 2. С. 2-6.
-
Богданов, А. Что мы празднуем 4 ноября? /Андрей Богданов // Наука и религия. 2012. № 11. С. 32-33.
-
Васильев, Д. 4 ноября – День народного единства. Праздник, подаренный историей /Дмитрий Васильев // Военные знания. 2010. № 11. С.16-17.
-
Лаптева, Л. Ф. «За землю русскую, за Москву» : (литературно-музыкальная композиция к Дню народного единства) / Л. Ф. Лаптева // Преподавание истории в школе. 2006. № 7. С. 69-72. ISSN 0132-0696.
-
Шукунда, С. З. Праздники национального единства как инструмент сплочения нации / С. 3. Шукунда // Вестник Московского университета. Сер.19, Лингвистка и межкультурная коммуникация.2007. № 3. С. 77-86.
Для учащихся
-
Земское ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков //Энциклопедия для детей: Т. 5, ч.1 (История России и ее ближайших соседей).- Сост. С.Т.Исмаилова.-М.: Аванта+, 1995.-C.377-381.
-
Иллюстрированная история СССР / Пашуто В.Т., Итенберг Б.С., Тарновский К.Н. и др.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Мысль, 1987.- C.49-51.
-
Костылев В.И. Минин и Пожарский: повесть: [для сред. шк. возраста] / В.И.Костылев ; рис. В.Г. Бритвина; [предисл. А.Н. Сахаров].- Москва: Дет.лит., 2006.-84,[3]с.: цв. ил.
-
Лебедев В.А. Утро Московии: исторический роман / В.А. Лебедев; предисл. авт.; худож. Ю.Н. Лаврухин.- Москва: Дет.лит., 2012.-445 [2] c.: ил.-(Школьная библиотека).
Информация на электронных носителях
1.Минин и Пожарский [видео]: художественный фильм / Режиссер В.Пудовкин; В ролях: А.Ханов, Б.Ливанов, Б.Чирков и др.- Москва: Миллениа, 2001.-1 вк. (103 мин.).- (Наследие).
Ссылки на интернет-источники
-
Культурный дневник школьника Саратовской области: https://soiro64.ru/kulturnyj-dnevnik-shkolnika/
-
Путешествие по Саратовской области: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12790339813315587202&parent- reqid=1615462842207089-865185728875209555737727-prestable-app-host-sas-web-yp- 46&path=wizard&text=туристические+маршруты+саратовской+области&wiz_type=vital&u rl=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvSojOQmyg69I