СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «День народного единства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, на популяризацию традиционной и современной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Саратовской области и Перелюбском муниципальном районе.

Просмотр содержимого документа
«Программа «День народного единства"»










  1. Комплекс основных характеристик

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы



    1. Пояснительная записка

Программа «День народного единства» социально-гуманитарной направленности.

Актуальность программы определяется государственным и региональным заказом на сохранение и восстановление исторической преемственности поколений, на популяризацию традиционной и современной культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, в том числе в Саратовской области и Перелюбском муниципальном районе.

Молодое поколение на сегодняшний день имеет слабое представление о нравственной культуре, традициях и героических примерах из исторического прошлого нашей Родины. Богатое духовное наследие российских народов практически остается невостребованным. Так как национальная доктрина образования признает роль дополнительного образования сферой не только формирования и реализации творческих способностей, но и воспитания высоких нравственных принципов, то для гармоничного развития современной личности педагогически целесообразно приобщение учащихся в рамках проектной деятельности к сокровищам духовной и национальной культуры народов России, традициям проведения государственных праздников.

Отличительные особенности программы:

  • краткосрочность;

  • реализация в дни осенних каникул для организации творческого и познавательного досугаучащихся;

  • представляет собой творческий проект, посвященный государственному празднику - Дню народного единства;

  • возможность использования «Культурного дневника школьника Саратовской области» (9 раздел: «Памятные даты», который нацелен на привитие умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий);

  • привязка окончания программы к определенной дате – 4 ноября (Государственный праздник День народного единства)

Отличительной особенностью данной программы является то, что на протяжении реализации программы обучающие могут самостоятельно (заочно) ознакомиться с теоретическим материалом по разделам.

Реализация заочной и дистанционных форм обучения будет проходить посредством программы Skype.

Адресат программы: дети в возрасте 10 - 16 лет

Возрастные особенности адресата: 10–16 лет – юношеский возраст. Завершение физического и психического созревания. Социальная готовность к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. В отличие от подросткового возраста, где проявление индивидуальности осуществляется благодаря самоидентификации

– «кто я», в юношеском возрасте индивидуальность выражается через самопроявление –

«как я влияю». Основная задача педагога дополнительного образования в работе с детьми в возрасте 10–16 лет сводится к решению противоречия между готовностью их к полноценной социальной жизни и недопущением отставания от жизни содержания и организации их образовательной деятельности.

Особое значение для развивающейся личности подростка имеет реализация собственных авторских замыслов, важность заявления и защиты своей позиции. Полноценное развитие напрямую зависит от полного действия – встречи замысла и результата, т.е. того, что лежит в основе проектной деятельности.

С учётом вышеперечисленных возрастных особенностей адресата в содержание данной программы введен проект. Фактически создаётся ситуация, когда появляется возможность самостоятельного выбора темы, группового обучения в ходе выполнения

определенного дела, активного конструирования знания. В процессе работы над проектом, постигаются реальные процессы, используются доступные приемы и методы проектирования (исследования), выявляются особенности и характеристики анализируемых объектов, оцениваются социально- экономические ограничения и ресурсные возможности, проявляются умения работать в команде.

Форма обучения: очная- заочное

Количество обучающихся в группе: 15-25 человек.

Принцип набора в группу: свободный.

Период реализации программы: осенние каникулы

Срок реализации: 8 дней

Объем программы: 8 часов

Режим работы: 4 раза за период реализации

программы по 2 академических часа в день с обязательным перерывом в 10 минут



    1. Цель и задачи программы


Цель: формирование социального опыта учащихся в процессе реализации краткосрочногопроекта по теме «День народного единства».

Задачи:

обучающие:

  • познакомить с историей и традициями государственного праздника - Дня народного единства;

  • расширить опыт проектной деятельности.

развивающие:
  • содействовать социализации учащихся;

  • развивать коммуникативные навыки, в том числе навыки работы в команде.

воспитательные:
  • формировать интерес к истории и культурным традициям государственных праздников



    1. Планируемые результаты

Предметные: По окончании обучения учащиеся будут знать историю и традиции государственного праздника - Дня народного единства; расширят навыки продуктивной работы в рамках проектной деятельности.

Метапредметные: Учащиеся получат опыт эффективной коммуникации в рамках социального взаимодействия, разовьют навыки работы в команде;

Личностные: У учащихся формируется интерес к изучению истории и культурных традиций проведения государственных праздников.



    1. Содержание программы


      1. Учебный план

Наименование

количество часов


Вид контроля/

форма контроля

Всего

теория

практика

1.

Введение в программу

2

1

1

Входной контроль

викторина



2.

Проект: «Единство в нас!»



6



2



4

текущий контроль/ самостоятельная работа


итоговый контроль/ защита проекта

ИТОГО

8

3

5






      1. Содержание учебного плана



  1. Введение в программу

Теория: Информация о программе. День народного единства – государственный праздник, день воинской славы России. Освобождение Москвы от польских захватчиков в 1612 году. Федеральный закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России». Указ Президента РФ № 200-ФЗ от 29 декабря 2004 года. Традиции празднования Дня народного единства. Общественная патриотическая акция

«Алтарь Отечества».

Практика: Викторина «Россия – страна единства и согласия». Рефлексия



  1. Проект «Единство в нас»

Теория: Культурный дневник школьника Саратовской области. Введение в проектную деятельность. Идея проекта. Проблематизация. Выбор темы. Целеполагание.

Практика: Планирование. Игра на командообразование. Работа с источниками информации. Работа с «Культурным дневником школьника Саратовской области». Разработка проекта. Разработка презентации проекта. Защита проекта. Экскурсия в мультимедийныйисторико- культурный парк «Россия — моя история».



    1. Виды и формы контроля планируемых результатов программы

и их периодичность



Предметные результаты:

Входной контроль проводится в начале обучения, оценка знаний учащихся осуществляется в ходе проведения викторины.

Текущий контроль проводится в течение реализации программы, аттестация учащихся осуществляется в ходе самостоятельной работы в рамках проектной деятельности.

Итоговый контроль проводится на последнем занятии, оценивание осуществляется по итогам защиты проекта.

Метапредметные и личностные результаты:

Текущий контроль проводится с использованием метода педагогического наблюдения входе осуществления проектной деятельности.


    1. Календарный учебный график



Дата

Тема занятия

Кол-во

часов

Место проведения

Форма проведения

Форма контроля

1

01.11

Введение в программу

2

МБОУ «СОШ с. Иваниха»

Беседа + викторина

входной

викторина

2

02.11



Проект: «Единство в нас!»

2



Проект

Самостоятельная работа

3

03.11

2

Самостоятельная работа

4

04.11

2

Итоговый

Защита проекта

  1. Комплекс организационно-педагогических условий



    1. Методическое обеспечение программы



Программа является краткосрочной, состоит из двух тем: «Введение в программу» и

«Проект «Единство в нас».

Тема «Введение в программу» знакомит с целью и задачами программы, правилами поведения учащихся и осуществления ими учебной деятельности, погружает в историю и традиции государственного праздника «Дня народного единства».

В рамках проведения викторины проводится контроль по усвоению материала занятия, осуществляется педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся для определения дальнейших действий по оказанию помощи учащимся в выборе тематики проектов, по командообразованию и распределении ролей при осуществлении проектной деятельности.

Проект «Единство в нас» предполагает групповую работу учащихся над проектом:

Вариант 1:

в рамках раздела 9 «Памятные даты» Культурного дневника школьника Саратовской области. Он заполняется в электронной форме самостоятельно учащимся в любой последовательности. В дневник заносятся сведения об участии в мероприятиях, посвященных Дню народного единства и о культурных местах Перелюбского муниципального района, связанных с этим государственным праздником, посещенных учащимися.

По результатам анализа индивидуальных карт дневников всех учащихся, участвующих в проекте, заполняется общая интерактивная карта. Защита проекта осуществляется в форме презентации заполненной карты и рассказа учащихся о истории и традициях празднования Дня народного единства в Перелюбском муниципальном районе.

Вариант 2:

по разработке сценария и организационной подготовке праздника, посвященного Дню народного единства для учащихся образовательного учреждения и их родителей (возможны варианты).

Защита проекта осуществляется в форме массового праздничного мероприятия.



    1. Условия реализации программы



Для успешной реализации программы необходимо наличие кабинета, актового зала, оргтехники (ноутбука, проектора, экрана и т.п.)



    1. Оценочные материалы



Критерии оценивания проекта

Наименование критерия.

результат

Критерий 1.

Постановка цели проекта


Цель не сформулирована


Цель сформулирована нечетко


Цель сформулирована, но не обоснована


Цель четко сформулирована и убедительно обоснована


Критерий 2.

Планирование путей достижения цели проекта


План отсутствует


Представленный план не ведет к достижению цели проекта


Представлен краткий план достижения цели проекта


Представлен развернутый план достижения цели проекта


Критерий 3.

Глубина раскрытия темы проекта


Тема проекта не раскрыта


Тема проекта раскрыта фрагментарно (не все аспекты темы раскрыты впроекте)


Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко)


Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе


Критерий 4.

Разнообразие источников информации, целесообразность их использования


Использована не соответствующая теме и цели проекта информация


Большая часть представленной информации не относится к теме работы


Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников


Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников


Критерий 5.

Анализ хода работы, выводы и перспективы


Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы


Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы


Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте


Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы


Критерий 6.

Степень самостоятельности, творческий подход к работе в проектах


Работа шаблонная, показывающая формальное отношение


Проявлен незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрирована самостоятельность в работе, не использованы возможности творческого подхода


Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность , предпринята попытка представить собственного взгляда на тему проекта, применены элементы творчества


Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным

отношением автора к идее проекта


Критерий 7.

Качество проведения презентации


Презентация не проведена


Выступление не соответствует требованиям проведения презентации


Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, не показано умение отвечать на вопросы, доказывать точку зрения


Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, показано владение культурой общения с аудиторией


Критерий 8.

Качество проектного продукта


Проектный продукт отсутствует


Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетикой, удобством использования, соответствия заявленным целям)


Продукт не полностью соответствует требованиям качества


Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)



    1. Список литературы

Для педагога


  1. 400 лет окончанию Смутного времени: 4 ноября — День народного единства // Военно- исторический журнал. 2012. № 11.

  2. Белов, Ю. В. «Коснулся глас тебя потомства...» / Ю. В. Белов // Московский журнал. История государства Российского. 2006. № 2. С. 2-6.

  3. Богданов, А. Что мы празднуем 4 ноября? /Андрей Богданов // Наука и религия. 2012. № 11. С. 32-33.

  4. Васильев, Д. 4 ноября – День народного единства. Праздник, подаренный историей /Дмитрий Васильев // Военные знания. 2010. № 11. С.16-17.

  5. Лаптева, Л. Ф. «За землю русскую, за Москву» : (литературно-музыкальная композиция к Дню народного единства) / Л. Ф. Лаптева // Преподавание истории в школе. 2006. № 7. С. 69-72. ISSN 0132-0696.

  6. Шукунда, С. З. Праздники национального единства как инструмент сплочения нации / С. 3. Шукунда // Вестник Московского университета. Сер.19, Лингвистка и межкультурная коммуникация.2007. № 3. С. 77-86.

Для учащихся
  1. Земское ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы от поляков //Энциклопедия для детей: Т. 5, ч.1 (История России и ее ближайших соседей).- Сост. С.Т.Исмаилова.-М.: Аванта+, 1995.-C.377-381.

  2. Иллюстрированная история СССР / Пашуто В.Т., Итенберг Б.С., Тарновский К.Н. и др.- 4-е изд., испр. и доп.- М.: Мысль, 1987.- C.49-51.

  3. Костылев В.И. Минин и Пожарский: повесть: [для сред. шк. возраста] / В.И.Костылев ; рис. В.Г. Бритвина; [предисл. А.Н. Сахаров].- Москва: Дет.лит., 2006.-84,[3]с.: цв. ил.

  4. Лебедев В.А. Утро Московии: исторический роман / В.А. Лебедев; предисл. авт.; худож. Ю.Н. Лаврухин.- Москва: Дет.лит., 2012.-445 [2] c.: ил.-(Школьная библиотека).


Информация на электронных носителях

1.Минин и Пожарский [видео]: художественный фильм / Режиссер В.Пудовкин; В ролях: А.Ханов, Б.Ливанов, Б.Чирков и др.- Москва: Миллениа, 2001.-1 вк. (103 мин.).- (Наследие).

Ссылки на интернет-источники
  1. Культурный дневник школьника Саратовской области: https://soiro64.ru/kulturnyj-dnevnik-shkolnika/

  2. Путешествие по Саратовской области: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12790339813315587202&parent- reqid=1615462842207089-865185728875209555737727-prestable-app-host-sas-web-yp- 46&path=wizard&text=туристические+маршруты+саратовской+области&wiz_type=vital&u rl=http%3A%2F%2Ffrontend.vh.yandex.ru%2Fplayer%2FvSojOQmyg69I








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!