"РАДОСТЬ, ГРУСТЬ, ЗЛОСТЬ, СТРАХ, СЧАСТЬЕ, ЖАЛОСТЬ".
Задачи:
Диагностические:
Исследование уровня развития эмоций
Диагностика уровня сформированности правильного речевого вдоха и выдоха
Воспитательные:
Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
Воспитывать уважение друг к другу
№ | Содержание | Время |
| ЗАНЯТИЕ 9. | |
1 | Вступление. Настрой на работу. | 2 мин. |
2 | Дыхательное упражнение | 1 мин. |
3 | Игра Упражнение "Радость" | 3 мин. |
4 | Упражнение "Изобрази радость" | 3 мин. |
5 | Игра "Солнечный зайчик" | 4 мин. |
6 | Физкультминутка | 2 мин. |
7 | Пиктограмма | 3 мин. |
8 | Упражнение "Мне грустно, когда..." | 4 мин. |
9 | Игра "Волк и зайцы" | 3 мин. |
10 | ИЗО-деятельность "Изобрази эмоции" | 6 мин. |
11 | Глазодвигательное упражнение | 1 мин. |
12 | Упражнение "Угадай эмоции" | 4 мин. |
13 | Упражнение "Дружба начинается с улыбки" | 2 мин. |
14 | Завершение занятия. | 2 мин. |
| | 40 мин. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
РАЗМИНКА:
1) Создание положительного, рабочего настроя в группе.
2) Подготовка ребёнка к предстоящей деятельности.
Приветствие. Настрой на работу.
ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ
И. П. - сидя. Дети сидят с закрытыми глазами. Выдох - открыть глаза. Вдохнуть - закрыть глаза. Продолжать, выдыхая при свете, вдыхая в темноте. Пусть ваши глаза полностью расслабятся, когда они закрыты. Открыть глаза и поморгать.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Диагностика уровня сформированности эмоций. Работа по теме
(Тематические игры и упражнения).
Психолог:Сегодня мы поговорим о эмоциях. Посмотрите на лицо этого человека (Показывается пиктограмма "Радость"). Как вы думаете, какое лицо у этого человека? (Ответы детей). Да, радостное. А как вы догадались? (Ответы детей). Да, правильной. Молодцы. Когда у нас радостное лицо, то мы широко улыбаемся, Глаза у нас становятся узенькими, они прищуриваются. Давайте попробуем изобразить радость на своём лице.
(В ходе данного занятия можно использовать презентацию "Эмоции" из раздела "Презентации"")
Упражнение "ИЗОБРАЗИ РАДОСТЬ".
Все участники сидят в кругу. Один игрок изображает "радость" и передаёт это выражение соседу справа, тот должен повторить увиденное на лице соседа как можно точнее.
Психолог: Давайте поиграем в игру "СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК" чтобы у вас было хорошее настроение.
Упражнение "СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК".
o Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их.
o Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке
o Поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги.
o Он забрался на живот - погладь животик.
o Солнечный зайчик не озорник. Он любит и ласкает тебя, подружись с ним.
Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу.
Психолог: Какое настроение у вас стало после выполнения этого упражнения? (Ответы детей)
Физкультминутка.
Руки в стороны поставим. Правой левую достанем. | Стоя ноги врозь, руки в сторону. Поворот влево, правой ладошкой сделать хлопок по левой ладошке. |
А потом - наоборот, Будет вправо поворот. | Поворот вправо, левой ладошкой сделать хлопок по правой ладошке |
Раз - хлопок, два - хлопок, Повернись ещё разок! | Делая хлопки, повернуться вокруг себя. |
Раз - два - три - четыре, Плечи выше, руки - шире! | Хлопки в ладоши, приподнять плечи, руки развести в стороны. |
Опускаем руки вниз И на корточки садись! | Плавно опустить руки вниз. Присесть на корточки. |
Упражнение "ПИКТОГРАММА"
Психолог: (Демонстрирует пиктограмму "Злость") Посмотрите на лицо, изображённое на карточке. Какое чувство испытывает человек, изображённый на картинке? (Ответы детей). Посмотрите на выражение его лица...Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? А сейчас послушаем историю про мальчика Петю, которая называется "Сердитый дедушка".
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошёл гулять. Дедушка очень рассердился, потому что Петя ушёл за калитку без предупреждения. Куда он пошёл? Вдруг с ним что-то случится? Давайте разыграем эту историю.
Упражнение "МНЕ ГРУСТНО, КОГДА..."
Каждый ребёнок пытается закончить начатое ведущим предложение... Мне грустно, когда...
НАПРИМЕР:ребенок описывает грусть, как чувство, когда "... в твоем сердце слезы".
o "Я иногда плачу, когда мне грустно."
o "Когда ты сильно разозлишься, лучше никого не бить, потому что тебя могут ударить в ответ" и т. д.
Психолог демонстрирует пиктограмму "Страх". Посмотрите на картинку. Кто изображён на ней. Какое у него настроение? (Проходит обсуждение).
Психолог: Давайте поиграем в игру "Волк и зайцы".
Игра "ВОЛК И ЗАЙЦЫ"
Из числа игроков выбирается водящий - волк, остальные зайцы. Когда волк засыпает, зайцы потихоньку выходят на прогулку, но заслышав шаги, волк набрасывается на зайцев, ловит их.
После окончания игры, проходит обсуждение: какие эмоции испытывают игроки, побывавшие в роли зайцев. Было ли им страшно?
Работа в тетради, ИЗО-деятельность.
o Учащиеся должны выбрать по очереди 3 цвета красок, которые им больше всего нравятся, и нарисовать 3 кружочка.
Упражнение ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНОЕ
ЦЕЛЬ: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний.
И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 вспомогательным направлениям (по диагонали), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд). Движения глаз необходимо совмещать с дыханием.
o Учащимся даются листы бумаги. На них контур масок, надо изобразить весёлую, грустную, страшную маску.
Упражнение "УГАДАЙ ЭМОЦИИ".
Учащимся предлагаются пиктограммы с изображением эмоций. Они должны угадать, какая эмоция изображена на той или иной картинке.
Упражнение "ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ".
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Проверка выполненных заданий.
Закрепление положительных эмоций от работы.
Подведение итогов занятия.