Программа диагностики подростков, зависимых от вредных привычек психоактивных веществ
Обнаружить детей и подростков с зависимым поведением можно, оценив их вовлеченность в применение психоактивных веществ. Можно попытаться выяснить, пробовали ли ребята алкоголь и наркотики и как часто, и сделать выводы о степени риска развития зависимости. Как правило, для этого проводится анкетирование. Опросы составляются по следующим темам:
- Опыт табакокурения (возраст начала курения, регулярность, отказ от курения).
- Опыт употребления алкогольных напитков (возраст первой пробы алкоголя, вид предпочитаемого напитка, оценка привлекательности алкогольного опьянения, регулярность, дозировка, ситуации и мотивация приема алкоголя).
- Опыт употребления наркотических веществ (осведомленность о различных наркотиках, возраст первой пробы и вид вещества, ситуация приобщения, регулярность применения).
Также могут исследоваться представления ребят о вреде, оценка риска отрицательных последствий приема психоактивных веществ, отношение к людям, злоупотребляющим алкоголем и наркотиками, и т.п.
При составлении анкет педагоги должны быть осторожными: важно не допустить вопросов, провоцирующих любопытство и не соответствующих возрасту и жизненному опыту учащихся. Кроме того, достоверность анкет в условиях образовательного учреждения достаточно сомнительна: подростки часто склонны давать социально желательные ответы из-за опасений последующих мер со стороны учителей. Другие, напротив, склонны преувеличивать свой опыт и даже бравировать им. Большей достоверности можно достичь анонимным анкетированием независимыми специалистами при проведении массовых исследований с большим охватом учащихся. В этом случае реально получить общую картину степени приобщения ребят к употреблению психоактивных веществ, однако задача выявления подростков группы риска таким образом не решается.
При доверительных отношениях со специалистом, занимающимся профилактикой зависимого поведения в школе и при условии соблюдения конфиденциальности старшеклассникам могут быть предложены тесты, которые помогут обнаружить их вовлеченность в употребление алкоголя и наркотических веществ.
Цель программы: Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков группы риска - это начальный этап профилактики и коррекции зависимости.
Полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления деятельности и помогут впоследствии оценить эффективность работы, проведенной с детьми и подростками.
1 этап Вступительный
Анкетирование при входе в программу.
Анкета №1
Что тебе известно о табаке?
Среди твоих знакомых есть курильщики?
Можешь ли ты по внешним признакам определить курильщика?
Почему люди начинают курить?
Что такое пассивное курение?
Анкета №2
1. Что тебе известно о табаке?
____________________________________________________________
2. Среди твоих знакомых есть курильщики? _____________________
3. Можешь ли ты по внешним признакам определить курильщика?
_____________________________________________________________
4. Почему люди начинают курить?
_____________________________________________________________
5. Что такое пассивное курение?
_____________________________________________________________
Анкета, направленная на изучение характера отношения подростков к наркомании
Предложенная анкета не является «тестом», в ней нет «хороших» и «плохих» ответов. Важно, чтобы Вы выразили свое личное мнение. Вам предлагается ряд вопросов. Тот ответ, который Вы считаете наиболее приемлемым для себя, нужно подчеркнуть. Заранее благодарим вас за участие.
АНКЕТА
1. Что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»?
а) не пить, б) не курить, в) заниматься спортом,
г) не употреблять наркотики, д) полноценно питаться
2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
а) да, частично, б) эта проблема меня пока не волнует, в) нет;
3. Есть ли среди Ваших знакомых людей, употребляющие наркотические вещества?
а)да, б) нет;
4. Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы:
А) немедленно прекратили с ним (с ней) отношения,
Б) продолжали бы дружить, не обращая внимания;
В) постарались бы помочь излечиться;
Г) попросили бы дать попробовать.
5. Пробовали ли Вы наркотики? Какие?
______________________________________________________________
6. Хотели бы Вы попробовать наркотическое вещество? Какое?
______________________________________________________________
7. Наркотик стоит попробовать:
А) чтобы придать себе смелость и уверенность;
Б) чтобы легче общаться с другими людьми;
В) чтобы испытать чувство эйфории;
Г) из любопытства;
Д) чтобы не быть «мокрой курицей» в компании друзей;
Е) чтобы показать свою независимость родителям и учителям;
Ж) не стоит пробовать в любом случае.
8. Талантливые люди принимают наркотики, чтобы получить приток вдохновения:
А) да, б) нет
9. Наркотик делает человека свободным:
А) да, б) нет;
10. Наркотик избавляет от обыденности жизни:
А) да, б) нет;
11. Наркотики дают ни с чем не сравнимое ощущение удовольствия:
А) да, б) нет;
12. Наркотики бывают «легкими» и «тяжелыми»?
А) да, б) нет;
13. Если наркотики не вводить в вену, привыкания не будет?
А) да, б) нет;
14. От очередного употребления наркотика всегда можно отказаться:
а) да, б) нет; в) если есть сила воли, то да.
15. Наркоманами становятся только слабые и безвольные:
а) да, б) нет.
16. Если бросать, то лучше бросать:
а) постепенно, б) сразу, в) бросить невозможно.
17. В наше время существуют эффективные методы лечения наркомании, которые позволяют человеку снова вернуться к нормальной жизни, стать полноценным членом общества:
А) да, б) нет.
________________________________________________________
Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:
Класс ____________________
Пол ж, м_______________________
Ваш возраст____________________
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!
Анализ результатов:
1. Подростки, ответившие положительно на вопрос 5, вероятнее всего имеют опыт употребления наркотических веществ.
2. Для подростков, выбравших вариант г вопроса 4 и вариант, а, б, в, г вопроса 6 характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков.
3. Подростки, ответившие отрицательно на вопрос 6 и вариант ж вопроса 7 имеют четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков, положительные ответы на вопросы 9-17 свидетельствуют о недостаточной информированности подростков по проблеме наркомании. Об этом также говорит и крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью (выбор варианта а вопроса 4)недооценка масштабов наркомании, низкая значимость здоровья (выбор варианта г , д вопроса 2) и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом.
2 этап Основной
Тест-опросник «Аддиктивная склонность2»
Поставьте «галочку» напротив выбранного утверждения в случае Вашего согласия. После выполнения теста подсчитайте общую сумму баллов.
№ | Утверждение | |
1 | Если человек в меру и без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества - это нормально. | |
2 | Человек должен иметь право выпивать, сколько он хочет и где он хочет. | |
3 | Некоторые правила и запреты можно отбросить, если чего-нибудь сильно захочешь. | |
4 | Мне бы понравилась работа официантки в ресторане/дегустатора вин. | |
5 | Я часто испытываю потребность в острых ощущениях. | |
6 | Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие токсические вещества. | |
7 | Правы люди, которые в жизни следуют пословице: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». | |
8 | Бывало, что я случайно попадал(а) в неприятную историю или драку после употребления спиртных напитков. | |
9 | Бывали случаи, когда мои родители, другие люди высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил(а) | |
10 | Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям, это нормально. | |
11 | Чтобы получить удовольствие, стоит нарушить некоторые правила и запреты. | |
12 | Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся. | |
13 | Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал(а), что сейчас не время и не место. | |
14 | Сигарета в трудную минуту меня успокаивает. | |
15 | Удовольствие - это главное, к чему стоит стремиться в жизни. | |
16 | Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают. | |
17 | Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. | |
18 | Я бы попробовал(а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал(а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания. | |
19 | Мои друзья рассказывали, что в некоторых ситуациях они испытывали необычные состояния: видели красочные интересные видения, слышали странные необычные звуки и др. | |
20 | В последнее время я замечаю, что стал(а) много курить. Это как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог. | |
21 | Бывало, что по утрам (после того, как я накануне употреблял(а) алкоголь) у меня дрожали руки, а голова просто раскалывалась. | |
22 | Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно. | |
23 | Часто в состоянии опьянения я испытывал(а) чувство невесомости, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего. | |
24 | Мне неприятно вспоминать и говорить о ряде случаев, которые были связаны с употреблением алкоголя. | |
25 | Мои друзья умеют хорошо расслабиться и получить удовольствие. | |
26 | В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден(а) был(а) принимать успокаивающие препараты. | |
27 | Я пытался (пыталась) избавиться от некоторых пагубных привычек. | |
28 | Употребляя алкоголь, я часто превышал(а) свою норму. | |
29 | Мне нравится состояние, которое возникает, когда немного выпьешь. | |
30 | У меня были неприятности в школе в связи с употреблением алкоголя. | |
| Итого: | |
Интерпретация полученных результатов:
• до 13 баллов – риск зависимого поведения не выражен
• от 14 до 16 баллов – умеренно выраженный риск зависимого поведения
• от 17 баллов и более – выраженные признаки склонности к зависимому поведению
Для определения степени никотиновой зависимости (для курящих) используется
Тест Фагерстрема3
Вопрос | Варианты ответов | Баллы |
Сколько времени проходит после утреннего пробуждения, прежде чем Вы закуриваете первую сигарету? | В течении первых 5 минут | 3 |
От 6 до 30 минут | 2 |
От 31 до 60 минут | 1 |
Более часа | 0 |
Тяжело ли Вам воздерживаться от курения в тех местах, где оно запрещено? | Да | 1 |
Нет | 0 |
От какой сигареты в течение дня Вам труднее всего отказаться? | От утренней | 1 |
От последующей | 0 |
Сколько сигарет в день Вы выкуриваете? | 10 или менее | 0 |
От 11 до 20 | 1 |
От 21 до 30 | 3 |
более 30 | 3 |
Курите ли Вы в первой половине дня больше, чем во второй? | Да | 1 |
Нет | 2 |
Курите ли Вы во время болезни, когда Вы должны придерживаться постельного режима? | Да | 1 |
Нет | 0 |
Сумма баллов | | |
Результаты теста:
• 0 – 3 балла – низкий уровень зависимости. При прекращении курения основное внимание следует уделять психологическим факторам.
• 4 – 5 баллов – средний уровень зависимости. Использование препаратов замещения никотина весьма желательно.
• 6 – 10 баллов – высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать довольно неприятные ощущения в организме. Справиться с этими ощущениями помогут препараты замещения никотина, хотя не стоит полагаться исключительно на их действие.
Анкеты и опросники, направленные на выявление учащихся группы риска формирования зависимостей, могут быть адресованы не только самим учащимся. Оценку поведению подростков могут дать и родители.
Вот пример подобной анкеты (речь идет об употреблении наркотиков).
Анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростков4.
1. Обнаруживали ли Вы у ребенка:
Вопросы | Баллы |
Снижение успеваемости в школе в течение последнего года | 50 |
Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе | 50 |
Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям | 50 |
Частую, непредсказуемую смену настроения | 50 |
Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить | 50 |
Частые простудные заболевания | 50 |
Потерю аппетита, похудание | 50 |
Частое выспрашивание денег | 50 |
Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям | 50 |
Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни | 50 |
Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание музыкальных записей | 50 |
Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения | 50 |
Гневливость, агрессивность, вспыльчивость | 50 |
Нарастающее безразличие, потерю энтузиазма | 100 |
Резкое снижение успеваемости | 100 |
Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях | 100 |
Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией | 100 |
Нарушения памяти, неспособность мыслить логически | 100 |
Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т.п. | 100 |
Нарастающая лживость | 100 |
Чрезмерно расширенные или узкие зрачки | 200 |
Значительные суммы денег без известного источника дохода | 300 |
Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды | 300 |
Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей | 300 |
Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т.п | 300 |
Состояние опьянения без запаха спиртного | 300 |
Покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке, следы от уколов | 300 |
2. Слышали ли Вы от ребенка:
Вопросы | Баллы |
Высказывание о бессмысленности жизни | 50 |
Разговоры о наркотиках | 100 |
Отстаивания своего права на употребление наркотиков | 200 |
3. Сталкивались ли Вы со следующим:
Вопросы | Баллы |
Пропажей лекарств из аптечки | 100 |
Пропажей денег, ценностей, книг, одежды и т.д. | 100 |
4. Случалось ли с Вашим ребенком:
Вопросы | Баллы |
Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т.д. | 100 |
Задержание в связи с вождением автотранспорта в состоянии опьянения | 100 |
Совершение кражи | 100 |
Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков | 300 |
Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения в (том числе алкогольного) | 100 |
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.
Еще один подход при выявлении учеников группы риска склонности к зависимому поведению заключается в диагностике личностных особенностей, увеличивающих вероятность приобщения подростков к употреблению психоактивных веществ.
Традиционно такими чертами считаются: инфантилизм, внушаемость и подражательность, ригидность и упрямство, прогностическая некомпетентность, наивность, любопытство и высокая поисковая активность, максимализм, яркость воображения, нетерпеливость, склонность к риску и «вкусу опасности», страх быть покинутым.
Некоторые из этих особенностей учтены в диагностическом опроснике Завьялова В.Ю., заполнять который могут как родители, так и педагоги.
Опросник выявления предрасположенности
к аддиктивному (зависимому) поведению
1. Проявляет ли подросток низкую устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам?
2. Проявляет ли часто неуверенность в себе и имеет низкую самооценку?
3. Испытывает ли трудности в общении со сверстниками на улице?
4. Тревожен, напряжен ли в общении в учебном заведении?
5. Стремится ли к получению новых ощущений, удовольствий быстрее и любым путем?
6. Зависит ли от своих друзей, легко ли подчиняется мнению знакомых, готов ли подражать образу жизни приятелей?
7. Имеет ли отклонения в поведении, вызванные травмами головного мозга, инфекциями, либо врожденными заболеваниями (в том числе связанными с мозговой патологией)?
8. Свойственны ли ему непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия?
9. Отягощена ли наследственность наркоманиями или алкоголизмом?
Обработка результатов теста:
Ответ «да» на вопросы №№ 1, 2, 3, 4 – по 5 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 6, 8 – по 10 баллов.
Ответ «да» на вопросы №№ 5, 7, 9 – по 15 баллов.
Если в результате набрано:
0-15 баллов: подросток не входит в «группу риска»;
15-30 баллов: средняя вероятность, требуется повышенное внимание;
Свыше 30 баллов: подросток находится в «группе риска» и предрасположен к аддиктивному поведению.
Диагностика склонности к зависимому поведению и выявление подростков «группы риска» - это начальный этап деятельности по профилактике и коррекции зависимого поведения. Именно полученные результаты подскажут педагогам и психологам направления дальнейшей деятельности и помогут в последующем оценить эффективность проведенной с детьми и подростками профилактической работы.
3 Этап Заключительный
Анкетирование по завершении программы
1. Что нового ты узнал во время работы?
2. Нужно ли проводить специальную работу, чтобы ребята меньше курили?
3. Как изменились твои взгляды на психоактивные вещества (табакокурение, алкоголизм, наркотики)?
4. Как можно вытеснить из жизни человека пристрастия табаку?
5. Сформулируй права некурящего человека.
6. Как ты сформулируешь отказ на предложение покурить?
Использованная литература:
1 Копыт Н.Я. и Сидоров П.И. Профилактика алкоголизма. – М.: Медицина, 1986.
2 В.В. Юсупов, В.А. Корзунин. Психологическая диагностика зависимого поведения. – СПб.: Речь, 2007.
3 Цит. по Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005.
4 Цит. по Змановская Е.В, Девиантология (психология отклоняющегося поведения) – М.: Академия, 2003