СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для 5 класса " За страницами учебника русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная программа по русскому языку для 5 класса.

Просмотр содержимого документа
«Программа для 5 класса " За страницами учебника русского языка"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №1





Рассмотрено на заседании Утверждаю

педагогического совета директор школы:

протокол № ______Н. В. Савинкина

от « » августа 2018 г. приказ №

от « » сентября _2018 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



« За страницами учебника русского языка

ДЛЯ __5__ КЛАССА











2018 – 2019 учебный год











Пояснительная записка.

В соответствии с ФГОС в общем образовании важную роль в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России играет изучение русского языка. Важное средство развития у учащихся устойчивого интереса к родному языку – это изучение русского языка в занимательной форме. Воспитание интереса к изучению родного языка должно пробуждать у учащихся стремление углублять, систематизировать и расширять свои знания по русскому языку. Предлагаемая программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 класса. Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах: коммуникативный, познавательный, принцип личностной направленности обучения и творческой активности.

Цель и задачи программы.

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;

2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;

3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению

Место курса в учебном плане.

На внеурочную деятельность в 5 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю)

Результаты изучения курса

Личностные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.

Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.

Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.

Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.

Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно – следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.

Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.

Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание программы.

Фонетика.

«В мире безмолвных и неведомых звуков»

Научить характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о первоначальных видах общения людей

Лексика.

Игра – занятие «Волшебные слова» Научить составлять правила употребления в речи «Волшебных слов»; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; расширять представление о речевом общении; составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета.

Фразеологические обороты. Научить составлять рисунки и комментарии к фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем. «В прошлое Машине времени» Научить характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки зрения общения в совместной деятельности; понимать роль письменности в истории

«К словам – родственникам» Научить находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, пользоваться лингвистическими словарями (словарем синонимов)

«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» Научить корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; составлять предложения с употреблением слов в прямом и переносном значении

«В гостях у Омонимов и Антонимов» Научить характеризовать значение омонимов и антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями.

Синтаксис.

«Сказание о Сказуемом» Научить определять главные и второстепенные члены предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в словосочетании; распространять предложения словосочетаниями «Все ли однородные одного рода» Научить выполнять разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; находить однородные члены

Конструирование сложных предложений из простых предложений. Научить находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных предложений из простых предложений.

Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» Научить пользоваться орфографическим словарем для составления словосочетаний; составлять предложения с однородными членами.

Морфемика.

«У всех ли в конце есть окончание?»

Научить объяснять значение частей слова; окончание?» разбирать слова по составу

Состав слова. Объяснять значение частей слова; научить разбирать слова по составу

«Основа плюс морфема, или как делают слова» Познакомить с понятием «морфема», научить образовывать новые слова с помощью различных морфем.

Игра - занятие «Образование слов» Знать и объяснять понятие «морфема», научить образовывать новые слова с помощью различных морфем.

«Где живут слова и как они находят своё место» Объяснять понятие «части речи», научить выделять их существенные признаки; определять части речи в предложениях.

Морфология

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. Научить определять имена существительные по признакам: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.

Род имен существительных. Число имен существительных. Закрепить понятие «род имен существительных»; научить определять число имен существительных

Склонение имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; практически склонять имена существительные; знать названия падежей русского языка; порядок их следования

Три склонения имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм

Имя прилагательное. Окончания. Научить определять имена прилагательные в тексте. Выделять окончания имен прилагательных.

Краткие имена прилагательные. Научить выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; понимать значение кратких имен прилагательных в речи.

Местоимение. На своем прямом месте. Научить понимать значение местоимений в русском языке; верно употреблять местоимения в речи. Редактировать текст.

«К кому возвращается Возвратное местоимение». Научить употреблять в речи возвратное местоимение; уметь определять личные местоимения с опорой на таблицу

Глагол. Времена глагола. Научить называть признаки глагола какчасти речи; знать основные времена глагола; определять время глаголов в предложениях.

Совершенный и несовершенный вид глагола. Научить называть признаки совершенного и несовершенного вида глаголов; определять вид глаголов (практическая работа)

I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола. Научить определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагола

Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов. Научить определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов; определять время и лицо глагола.

Глаголы – исключения. Научить определять глаголы – исключения в тексте.

Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» Объяснить значение числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснить различия функций количественных и порядковых числительных.

Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Объяснить значение наречий в русском языке, в ходе практической работы пониматьСтепени сравнения наречий. особенность наречий – неизменяемость. Научить характеризовать степени сравнения наречий; объяснять значение употребления наречий в русском языке.

Итоговое занятие. КВН «Части речи». Систематизировать знания учащихся по курсу русского языка


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

1 .Л. Ф. Климанова, Т. В, Бабушкина «Русский язык» Методическое пособие с поурочными разработками. 5 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013

2. Т.г Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник)

3. Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное

























Приложение к рабочей программе





Класс: 5

Учитель: Бакунина Т.Н.

Количество часов:

всего – 34 ч., в неделю – 1 ч.

Планирование составлено на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2014 г.

Учебник:

Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

Дополнительная литература:

1 .Л. Ф. Климанова, Т. В, Бабушкина «Русский язык» Методическое пособие с поурочными разработками. 5 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013

2. Т.г Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник)

3. Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное























№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

дата

факт. дата


Фонетика – 1 час.




1

В мире безмолвных и неведомых звуков

1

4.09



Лексика – 5 часов.




2

Игра – занятие «Волшебные слова»

1

11.09


3

Фразеологические обороты

1

18.09


4

«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения»

1

25.09


5

«В гостях у Омонимов и Антонимов»

1

2.10


6

«К словам – родственникам»

1

16.10



Синтаксис – 7 часов.




7

«Сказание о Сказуемом»

2

23.10

30.10


8

«Все ли однородные одного рода»

1

6.11


9

Конструирование сложных предложений из простых предложений

2

13.11

20.11


10

Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря»

2

27.11

4.12



Морфемика – 5 часов.




11

«У всех ли в конце окончание?»

1

11.12


12

Состав слова

1

11.12


13

«Основа плюс морфема, или как делают слова»

1

25.12


14

Игра - занятие «Образование слов»

1

15.01


15

«Где живут слова и как они находят своё место»

1

22.01



Морфология – 15 часов.




16

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные

1

29.01


20

Род имен существительных. Число имен существительных

1

5.02


21

Склонение имен существительных

1

19.02


22

Три склонения имен существительных

1

26.02


23

Имя прилагательное. Окончания

1

5.03


24

Краткие имена прилагательные

1

12.03


25

Местоимение. На своем прямом месте

1

19.03


26

«К кому возвращается Возвратное местоимение».

1

26.03


27

Глагол. Времена глагола

1

9.04


28

Совершенный и несовершенный вид глагола

1

16.04


29

I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола.

1

23.04


30

Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов.

1

30.04


31

Глаголы – исключения.

1

7.05


32

Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные»

1

14.05


33

Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий

1

21.05



Итоговое занятие - 1 час.




34

КВН «Части речи.»

1

28.05