Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рассмотрено на заседании Утверждаю
педагогического совета директор школы:
протокол № ______Н. В. Савинкина
от « » августа 2018 г. приказ №
от « » сентября _2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« За страницами учебника русского языка
ДЛЯ __5__ КЛАССА
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка.
В соответствии с ФГОС в общем образовании важную роль в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России играет изучение русского языка. Важное средство развития у учащихся устойчивого интереса к родному языку – это изучение русского языка в занимательной форме. Воспитание интереса к изучению родного языка должно пробуждать у учащихся стремление углублять, систематизировать и расширять свои знания по русскому языку. Предлагаемая программа внеурочной деятельности рассчитана на учащихся 5 класса. Организация деятельности учащихся основывается на следующих принципах: коммуникативный, познавательный, принцип личностной направленности обучения и творческой активности.
Цель и задачи программы.
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями. Исходя из основной цели, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе деятельности:
1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование лингвистической компетенции;
2. Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
3. Выявление и поддержка лингвистически одаренных детей;
4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
5. Воспитания любви и уважения к родному языку, интереса к чтению
Место курса в учебном плане.
На внеурочную деятельность в 5 классе выделяется 34 часа (1 час в неделю)
Результаты изучения курса
Личностные результаты
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этнических чувств, доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
Умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
Умение создавать и использовать знаково – символические модели для решения учебных и практических задач
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом информационном пространстве – Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
Овладение следующими логическими действиями: сравнение; анализ; синтез; классификация и обобщение по родовидовым признакам; установление аналогий и причинно – следственных связей; построение рассуждений; отнесение к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
Готовность конструктивно решать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающие существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание программы.
Фонетика.
«В мире безмолвных и неведомых звуков»
Научить характеризовать звуки русского языка; составлять рассказ о первоначальных видах общения людей
Лексика.
Игра – занятие «Волшебные слова» Научить составлять правила употребления в речи «Волшебных слов»; контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; расширять представление о речевом общении; составлять диалоги с использованием обращений и средств речевого этикета.
Фразеологические обороты. Научить составлять рисунки и комментарии к фразеологическим оборотам; учиться работать с фразеологическим словарем. «В прошлое Машине времени» Научить характеризовать жизнь людей в первобытном обществе с точки зрения общения в совместной деятельности; понимать роль письменности в истории
«К словам – родственникам» Научить находить в тексте и использовать в собственных речевых произведениях синонимы, пользоваться лингвистическими словарями (словарем синонимов)
«О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» Научить корректировать своё высказывание в зависимости от речевой ситуации; составлять предложения с употреблением слов в прямом и переносном значении
«В гостях у Омонимов и Антонимов» Научить характеризовать значение омонимов и антонимов в русском языке; приводить примеры омонимов и антонимов с использованием лингвистических словарей; закреплять умение работать со словарями.
Синтаксис.
«Сказание о Сказуемом» Научить определять главные и второстепенные члены предложения; выделять словосочетания в предложении; определять связь слов в словосочетании; распространять предложения словосочетаниями «Все ли однородные одного рода» Научить выполнять разбор предложения, выделять главные и второстепенные члены предложения; находить однородные члены
Конструирование сложных предложений из простых предложений. Научить находить однородные члены предложения, ставить знаки препинания; конструировать сложных предложений из простых предложений.
Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» Научить пользоваться орфографическим словарем для составления словосочетаний; составлять предложения с однородными членами.
Морфемика.
«У всех ли в конце есть окончание?»
Научить объяснять значение частей слова; окончание?» разбирать слова по составу
Состав слова. Объяснять значение частей слова; научить разбирать слова по составу
«Основа плюс морфема, или как делают слова» Познакомить с понятием «морфема», научить образовывать новые слова с помощью различных морфем.
Игра - занятие «Образование слов» Знать и объяснять понятие «морфема», научить образовывать новые слова с помощью различных морфем.
«Где живут слова и как они находят своё место» Объяснять понятие «части речи», научить выделять их существенные признаки; определять части речи в предложениях.
Морфология
Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные. Научить определять имена существительные по признакам: одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные.
Род имен существительных. Число имен существительных. Закрепить понятие «род имен существительных»; научить определять число имен существительных
Склонение имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; практически склонять имена существительные; знать названия падежей русского языка; порядок их следования
Три склонения имен существительных. Научить определять 1, 2, 3 склонение имен существительных; верно писать падежные окончания имен существительных, применяя алгоритм
Имя прилагательное. Окончания. Научить определять имена прилагательные в тексте. Выделять окончания имен прилагательных.
Краткие имена прилагательные. Научить выделять в предложении сочетание имени существительного с именем прилагательным; понимать значение кратких имен прилагательных в речи.
Местоимение. На своем прямом месте. Научить понимать значение местоимений в русском языке; верно употреблять местоимения в речи. Редактировать текст.
«К кому возвращается Возвратное местоимение». Научить употреблять в речи возвратное местоимение; уметь определять личные местоимения с опорой на таблицу
Глагол. Времена глагола. Научить называть признаки глагола какчасти речи; знать основные времена глагола; определять время глаголов в предложениях.
Совершенный и несовершенный вид глагола. Научить называть признаки совершенного и несовершенного вида глаголов; определять вид глаголов (практическая работа)
I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола. Научить определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; называть признаки неопределенной формы глагола
Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов. Научить определять I и II спряжение глагола, применяя алгоритм; определять безударные окончания глаголов; определять время и лицо глагола.
Глаголы – исключения. Научить определять глаголы – исключения в тексте.
Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» Объяснить значение числительных в речи; знать написание числительных в пределах 1 – 30 объяснить различия функций количественных и порядковых числительных.
Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Объяснить значение наречий в русском языке, в ходе практической работы пониматьСтепени сравнения наречий. особенность наречий – неизменяемость. Научить характеризовать степени сравнения наречий; объяснять значение употребления наречий в русском языке.
Итоговое занятие. КВН «Части речи». Систематизировать знания учащихся по курсу русского языка
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
1 .Л. Ф. Климанова, Т. В, Бабушкина «Русский язык» Методическое пособие с поурочными разработками. 5 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013
2. Т.г Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник)
3. Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное
Приложение к рабочей программе
Класс: 5
Учитель: Бакунина Т.Н.
Количество часов:
всего – 34 ч., в неделю – 1 ч.
Планирование составлено на основе государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования 2014 г.
Учебник:
Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч.(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература:
1 .Л. Ф. Климанова, Т. В, Бабушкина «Русский язык» Методическое пособие с поурочными разработками. 5 класс Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – Москва, «Просвещение», 2013
2. Т.г Рик « Здравствуйте, Имя Существительное!» - М.: ВАКО, 2014 – 144 с. – (Занимательный учебник)
3. Т. Г. Рик « Доброе утро, Имя Прилагательное
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | дата | факт. дата |
| Фонетика – 1 час. | | | |
1 | В мире безмолвных и неведомых звуков | 1 | 4.09 | |
| Лексика – 5 часов. | | | |
2 | Игра – занятие «Волшебные слова» | 1 | 11.09 | |
3 | Фразеологические обороты | 1 | 18.09 | |
4 | «О значениях прекрасных и разных. Куда переносят переносные значения» | 1 | 25.09 | |
5 | «В гостях у Омонимов и Антонимов» | 1 | 2.10 | |
6 | «К словам – родственникам» | 1 | 16.10 | |
| Синтаксис – 7 часов. | | | |
7 | «Сказание о Сказуемом» | 2 | 23.10 30.10 | |
8 | «Все ли однородные одного рода» | 1 | 6.11 | |
9 | Конструирование сложных предложений из простых предложений | 2 | 13.11 20.11 | |
10 | Игра – занятие «Составление словосочетаний с использованием орфографического словаря» | 2 | 27.11 4.12 | |
| Морфемика – 5 часов. | | | |
11 | «У всех ли в конце окончание?» | 1 | 11.12 | |
12 | Состав слова | 1 | 11.12 | |
13 | «Основа плюс морфема, или как делают слова» | 1 | 25.12 | |
14 | Игра - занятие «Образование слов» | 1 | 15.01 | |
15 | «Где живут слова и как они находят своё место» | 1 | 22.01 | |
| Морфология – 15 часов. | | | |
16 | Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные имена существительные | 1 | 29.01 | |
20 | Род имен существительных. Число имен существительных | 1 | 5.02 | |
21 | Склонение имен существительных | 1 | 19.02 | |
22 | Три склонения имен существительных | 1 | 26.02 | |
23 | Имя прилагательное. Окончания | 1 | 5.03 | |
24 | Краткие имена прилагательные | 1 | 12.03 | |
25 | Местоимение. На своем прямом месте | 1 | 19.03 | |
26 | «К кому возвращается Возвратное местоимение». | 1 | 26.03 | |
27 | Глагол. Времена глагола | 1 | 9.04 | |
28 | Совершенный и несовершенный вид глагола | 1 | 16.04 | |
29 | I и II спряжение глаголов. Н. ф. глагола. | 1 | 23.04 | |
30 | Три лица глагола. Спряжение. Безударные окончания глаголов. | 1 | 30.04 | |
31 | Глаголы – исключения. | 1 | 7.05 | |
32 | Имя числительное. «Про непростые числа и простые числительные» | 1 | 14.05 | |
33 | Наречие как часть речи. Неизменяемость наречий. Степени сравнения наречий | 1 | 21.05 | |
| Итоговое занятие - 1 час. | | | |
34 | КВН «Части речи.» | 1 | 28.05 | |