Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа п. Сибирский»
«Рассмотрено» на МО учителей филологии протокол заседания МО № 2 от 30.10.2018 г. | Приложение 1 к ООП ООО МКОУ ХМР «СОШ п. Сибирский» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
ДЛЯ 6 КЛАССА
УЧИТЕЛЯ
СТЕННИКОВОЙ ЮЛИИ ВЛАДИМИРОВНЫ
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: ВСЕГО 17, В НЕДЕЛЮ 0,5
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
п. Сибирский
2018 г.
Планируемые результаты освоения изучения учебного предмета.
Настоящая программа по родной литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы.
Учебный предмет «Родная литература на русском языке» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает 17 часов, т. е. 0,5 часа в неделю.
Программа по учебному предмету «Родная литература на русском языке» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами - русским языком и литературой.
Рабочая программа для 6 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родной русской литературе соотнесена с программой по литературе для 6 класса. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В результате изучения учебного предмета «Родная литература на русском языке»
ученик должен: знать/понимать
богатство лексики русского языка;
особенности употребления лексики русского языка;
эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
пересказывать прозу; говорение и письмо
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.
Содержание учебного предмета (17ч)
Тема 1. Средства художественной изобразительности (5 часов)
Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание.
Основные виды учебной деятельности.
Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач, определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической, излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии, аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста), осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.
Тема 2. Юмор в произведениях словесности (2 часа)
Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь.
Основные виды учебной деятельности.
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
Тема 3. Произведения устной народной словесности (2 часа)
Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания.
Основные виды учебной деятельности.
Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ, использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей,
аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.
Тема 4. Эпическое произведение (3 часа)
Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения.
Основные виды учебной деятельности.
Анализировать (в т.ч. выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других.
Тема 5. Лирическое произведение (3 часа)
Понятие о литературном лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма.
Основные виды учебной деятельности
Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки, создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно, осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции.
Тема 6. Драматическое произведение (2 часа)
Понятие о литературном драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет.
Основные виды учебной деятельности
Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения), осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом.
3. Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов на изучение | Дата изучения
План Факт | Коррекция |
| Тема 1. Средства художественной изобразительности | | | |
1. | Понятие о средствах художественной изобразительности. Сравнение, аллегория, эпитет | 1 | | | |
2. | Метафора, олицетворение, синекдоха. Гипербола | 1 | | | |
3. | Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор. | 1 | | | |
4. | Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза. | 1 | | | |
5. | Практическое занятие «Играем со словами» | 1 | | | |
| Тема 2. Юмор в произведениях словесности | | | | |
6. | Юмор в жизни и произведениях словесности. Средства создания юмора. | 1 | | | |
7. | Практическое занятие «Играем со словами» | 1 | | | |
8. | Особенности стиха и языка былин. | 1 | | | |
9. | Легенды и предания | 1 | | | |
| Тема 4. Эпическое произведение, его особенности | | | | |
10. | Особенности эпического произведения. Литературный герой, его характер | 1 | | | |
11. | Герой и автор. Язык эпического произведения | 1 | | | |
12. | Практическое занятие «Играем со словами» | 1 | | | |
| Тема 5. Лирическое произведение, его особенности | | | | |
13. | Что такое лирическое произведение. Язык лирического произведения | 1 | | | |
14. | Двусложные и трёхсложные размеры. Аллитерация. Рифма. | 1 | | | |
| Тема 6. Драматическое произведение, его особенности | | | | |
15. | Что такое драматическое произведение. | 1 | | | |
16. | Сюжет драматического произведения | 1 | | | |
17. | Итоговое занятие | 1 | | | |