муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Волошская средняя школа»
Утверждена
приказом директора
МБОУ «Волошская СШ»
№ 8 от 28.02.2019 г.
_____________/И. Н. Клопова/
ПРОГРАММА
летнего оздоровительного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Берёзка»
(направление: экологическое)
Программу составила начальник ДОЛ:
Артемова Людмила Сергеевна
Пояснительная записка
Создание отряда летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью актуально. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в лагере побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.
Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.
Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.
Даже самые элементарные понятия об экологической культуре должны начинаться с самого детства.
Работу начатую учителем и учениками в течении учебного года- на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях необходимо продолжить и в летнее время, в период работы летнего оздоровительного лагеря.
Пришкольный лагерь экологического направления как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Непосредственное включение обучающихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.
Информационная карта программы.
1 | Полное название программы | Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Берёзка» |
2 | Цель программы | Организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период. |
3 | Направление деятельности | -Физкультурно-оздоровительная деятельность; -Образовательно-содержательное направление (экологическое); -Художественно-творческая деятельность. |
4 | Содержание программы | Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации. |
5 | Автор программы | Артемова Л.С. |
6 | Муниципальное образовательное учреждение | МБОУ «Волошская СШ» |
7 | Адрес | п. Волошка ул. Павла Корякина д.1 |
8 | Место реализации | Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МБОУ «Волошская СШ», п. Волошка Коношского района Архангельской области |
9 | Возраст обучающихся | с 7 до 11 лет |
10 | Сроки реализации программы | с 03.06.19 г по 24.06.19 г |
Цель и задачи программы:
Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.
Задачи:
1. Развивать бережное отношение к природе.
2. Расширять кругозор по флоре и фауне Архангельской области.
3. Формировать у воспитанников активную жизненную позицию в области охраны природы.
4. Утверждать в сознании школьников нравственные и культурные ценности.
5. Прививать навыки здорового образа жизни, укрепление здоровья.
6. Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов.
7. Формировать у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.
Ожидаемые и прогнозируемые результаты:
Личностные УУД – формировать познавательный интерес;
оздоравливать и укреплять своё здоровье;
Предметные УУД – познакомить с флорой и фауной Архангельской области; знать нормы поведения в природе и уметь бережно к ней относиться к ней;
научиться сравнивать и наблюдать растения и животные;
выполнить проекты о лекарственных растениях Архангельской области и животных родного края;
создать словарь-справочник с рисунками растений и животных своего региона.
Метапредметные УУД – уметь работать с информацией; развивать творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность; повышать творческую активность путем вовлечения в социально-значимую деятельность; приобретать практические экологические и природоохранные навыки; знать законодательство об охране природы; пропагандировать здоровый образ жизни;
формировать умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, устанавливать дружеские отношения со сверстниками; развивать лидерские и организаторские качества, социальную активность;
уметь соблюдать правила поведения в природе, осуществлять контроль своего поведения и поведения других по охране флоры и фауны своего края края;
Направления и виды деятельности:
Образовательно –содержательное направление (экологическое воспитание);
Физкультурно-оздоровительная деятельность;
Художественно-творческая деятельность.
Образовательно – содержательное направление (экологическое воспитание).
Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.
Основные формы организации:
Конкурсные программы;
Экскурсии;
Познавательные игры;
Праздники;
Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Физкультурно – оздоровительная работа.
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
Спортивные игры на стадионе;
Подвижные игры на свежем воздухе;
Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;
«Первая помощь при укусе насекомых»;
«Чем опасны клещи»;
«Где ты найдёшь витамины»;
«Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Художественно – творческая деятельность.
Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Основные формы организации:
Изобразительная деятельность;
Конкурсные программы;
Творческие конкурсы;
Игровые творческие программы;
Концерты; праздники;
Творческие игры;
Выставки (рисунков, поделок и т.д.)
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Содержание и форма реализации.
Продолжительность смены 18 дней. Количество смен – 1. Программа рассчитана на обучающихся 1-8 классов. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.
Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.
Механизм реализации программы.
I. Подготовительный этап:
1. Подбор педагогических кадров.
2. Комплектование отрядов.
3. Разработка и оформление документации.
4. Оборудование кабинетов – отрядных мест.
II. Организационный этап:
1. Выявление и постановка целей развития коллектива и личности.
2. Сплочение детей.
3. Формирование законов и условий совместной жизнедеятельности.
4. Подготовка к дальнейшей жизнедеятельности по Программе.
5. Стартовый мониторинг развития коллектива и личности воспитанников.
III. Основной этап
1. Содружество детей и взрослых.
2. Коллективная деятельность, направленная на оздоровление детей и организацию их каникулярного досуга.
3. Личностный рост воспитанников.
4. Мониторинг жизнедеятельности коллектива, развития личности воспитанников.
IV. Заключительный этап:
1. Психолого-социально-педагогический анализ результатов.
Режим дня летнего оздоровительного лагеря.
08.30 – приход воспитателей, совещание по плану работы дня;
09.00 – 09.15 – зарядка;
09.15 – 09.30 – линейка;
09.30 – 10.00 – завтрак;
10.00 – 11.00 – инструктажи, отрядная работа – подготовка к мероприятиям
11.00 – 12.30 – проведение коллективных творческих дел,
прогулки, игры на свежем воздухе;
13.00 – 13.30 – обед;
13.30 – 14.30 – свободная деятельность по интересам, викторины и КТД
14.30 - полдник
14.30 – уход детей домой;
Условия реализации программы
Нормативно-правовые условия:
Устав МБОУ «Волошская СШ»
Положение о лагере дневного пребывания;
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;
Инструкции по организации и проведению экскурсий;
Приказы УО;
Должностные инструкции работников;
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;
Заявления от родителей;
Акт приемки лагеря.
Материально – техническое обеспечение:
Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий.
Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;
Видеотехника и аудиоматериалы;
Призы и награды для стимулирования.
Критерии эффективности программы:
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
План-график реализации программы
№ п/п | День проведения | Мероприятия |
1. | 3 июня | 1. Открытие лагеря. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе» 2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3.Диагностика здоровья (вес и рост детей в начале смены). 4. Праздник «Пусть всегда будет солнце» |
2. | 4 июня | 1. Беседа «Мы речь свою ведём о том, что вся Земля - наш общий дом. Осторожно, огонь» 2. Музыкальный час. 3.Игра «Веселыми тропинками лета». 4.Подвижные игры на воздухе. |
3. | 5 июня | 1. Минутка безопасности «Мы и дорога». 2. Спортивный час. 3. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе «Природа - наш друг» |
4. | 6 июня | 1. Минутка здоровья «Поговорим о Солнце» 2. Игра – путешествие «У Лукоморья…» встреча с сотрудником библиотеки. 3. Конкурс рисунков «Волшебные краски природы». 4.Инструктаж по ТБ « Правила поведения на воде». |
5. | 7 июня | 1. Беседа «Ты природу не губи, а люби и береги!» 2. Конкурс талантов «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля» 3. Подвижные игры на свежем воздухе. |
6. | 8 июня | 1.Минутка здоровья «Мои друзья: велосипед, ролики». 2. Развлекательная игра по станциям «Летняя карусель» 3.Ярмарка |
7. | 10 июня | 1. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фантазия" 2.Викторина "Экологический светофор". 3.Конкурс рисунков "Природа кричит «SOS!» |
8. | 11 июня | День России. 1. «Я люблю тебя, Россия» - рисование природы, сочинение стихотворных строк. 2.Праздник «Люблю тебя, моя Россия» 3.Оформление выставки рисунков. 4. Подвижные игры на свежем воздухе. |
9. | 13 июня | 1. Беседа «Смех – лучшее лекарство» 2. Викторина «Эти забавные животные» 3.Спортивный час. |
10. | 14 июня | 1.Минутка безопасности «Один дома…». 2.Игра «Найди клад» 3.Поделки из бросового материала «Вторая жизнь вещей» |
11. | 15 июня | 1. Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?» 2. Игра «Казаки-разбойники» 3.Ярмарка |
12. | 17 июня | 1.Минутка здоровья «Правильное питание» 2. Мероприятие по финансовой грамотности «Экономический калейдоскоп» 3. Конкурс «Раз картинка, два картинка» (Соревнование по собиранию пазлов). |
13. | 18 июня | 1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки» 2.Музыкальный час. 3. Развлекательная игра «Зов джунглей». |
14. | 19 июня | 1. Минутки здоровья "Береги глаза". 2. Экскурсия в пожарную часть. 3. Конкурс рисунков «Спички детям - не игрушка» |
15. | 20 июня | 1. Минутка здоровья «Гигиена в доме» 2. Викторина о животных "Правда ли это?". 3.Спортивный час |
16. | 21 июня | 1.Беседа «Съедобные и ядовитые растения, ягоды и грибы Архангельской области» 2. Конкурс фантастических рисунков "Моя планета через...". 3. Игра- путешествие «Лесные Робинзоны» |
17. | 22 июня | 1. Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали» 2.Развлекательная игра «Весёлые старты» |
18. | 24 июня | 1. Диагностика здоровья (вес и рост детей в конце смены). 2.Фестиваль «Радуга талантов». Закрытие лагерной смены. 3.Ярмарка |
Используемая литература:
1.Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.
2.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт, Москва, изд АСТ, 1999 г.
4.Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.
5.Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.
6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
7.Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.
8.Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.
9.Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.
10.Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.
10