СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА для детского оздоровительного лагеря

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа с экологической направленностью для детского оздоровительного лагеря.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА для детского оздоровительного лагеря»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Волошская средняя школа»



Утверждена

приказом директора

МБОУ «Волошская СШ»

№ 8 от 28.02.2019 г.

_____________/И. Н. Клопова/














ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря

с дневным пребыванием детей

«Берёзка»

(направление: экологическое)


 



 










Программу составила начальник ДОЛ:

Артемова Людмила Сергеевна





Пояснительная записка

Создание  отряда летнего лагеря дневного пребывания с экологической направленностью актуально.  В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Поэтому  сохранение среды  приобретает первостепенное значение. Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры в лагере побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира; умело отдохнуть с пользой на здоровье.

Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.

Пользуясь этой программой, хотелось бы, чтобы ребенок осмыслил, что он является частицей окружающего мира и осознавал гражданскую ответственность за свои действия, понимал ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, село или город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы видел экологическую ситуацию и учитывал её в своём поведении, чтобы человек был убеждён в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Даже самые элементарные понятия об экологической культуре должны начинаться с самого детства.

Работу начатую учителем и учениками в течении учебного года- на уроках окружающего мира, на внеклассных мероприятиях необходимо продолжить и в летнее время, в период работы летнего оздоровительного лагеря.

Пришкольный лагерь экологического направления как раз и поможет неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию. Непосредственное включение обучающихся в природоохранную и просветительскую деятельность необходимо для формирования личности, способной жить в гармонии с природой.


















Информационная карта программы.

1

Полное название

программы

Программа пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Берёзка»

2

Цель программы

Организация отдыха и оздоровления обучающихся школы в летний период.

3

Направление деятельности

-Физкультурно-оздоровительная деятельность;

-Образовательно-содержательное направление (экологическое);

-Художественно-творческая деятельность.

4

Содержание программы

Мероприятия, реализующие программу; ожидаемые результаты и условия реализации.

5

Автор программы

Артемова Л.С.


6

Муниципальное образовательное учреждение

МБОУ «Волошская СШ»

7

Адрес

п. Волошка ул. Павла Корякина д.1

8

Место реализации

Пришкольный летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием при МБОУ «Волошская СШ», п. Волошка Коношского района Архангельской области

9

Возраст обучающихся

с 7 до 11 лет

10

Сроки реализации

программы

с 03.06.19 г по 24.06.19 г




























Цель и задачи программы:

Цель - создание условий для полноценного летнего отдыха детей и одновременного формирования у детей глубоких экологических знаний и умений в непосредственном общении с природой.

Задачи:

1. Развивать бережное отношение к природе.

2. Расширять кругозор по флоре и фауне Архангельской области.

3. Формировать у воспитанников активную жизненную позицию в области охраны природы.

4. Утверждать в сознании школьников нравственные и культурные ценности.

5.  Прививать навыки здорового образа жизни, укрепление здоровья.

6. Включение ребёнка в различные виды деятельности с учетом его возможностей и интересов.

7. Формировать у детей представлений о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.


Ожидаемые и прогнозируемые результаты:

Личностные УУД – формировать познавательный интерес;

оздоравливать и укреплять своё здоровье;


Предметные УУД – познакомить с флорой и фауной Архангельской области; знать нормы поведения в природе и уметь бережно к ней относиться к ней;

научиться сравнивать и наблюдать растения и животные;

выполнить проекты о лекарственных растениях Архангельской области и животных родного края;

создать словарь-справочник с рисунками растений и животных своего региона.


Метапредметные УУД – уметь работать с информацией; развивать творческие способности, детскую самостоятельность и самодеятельность; повышать творческую активность путем вовлечения в социально-значимую деятельность; приобретать практические экологические и природоохранные навыки; знать законодательство об охране природы; пропагандировать здоровый образ жизни;

формировать умения и навыки индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, устанавливать дружеские отношения со сверстниками; развивать лидерские и организаторские качества, социальную активность;

уметь соблюдать правила поведения в природе, осуществлять контроль своего поведения и поведения других по охране флоры и фауны своего края края;


Направления и виды деятельности:

  • Образовательно –содержательное направление (экологическое воспитание);

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность;

  • Художественно-творческая деятельность.

Образовательно – содержательное направление (экологическое воспитание).

Программа работы экологического лагеря, способствует воспитанию любви к малой Родине и ее богатствам, выработке у подростков экологического мировоззрения в целом.

Основные формы организации:

 Конкурсные программы;

 Экскурсии;

  Познавательные игры;

  Праздники;

  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Физкультурно – оздоровительная работа.

Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:

 Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

 Выработка и укрепление гигиенических навыков;

  Расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

  Утренняя гимнастика (зарядка);

  Спортивные игры на стадионе;

  Подвижные игры на свежем воздухе;

  Эстафеты - спортивная игра «Веселые старты»;

  • Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»

  • Беседы медсестры:

    • «Первая помощь при укусе насекомых»;

    • «Чем опасны клещи»;

    • «Где ты найдёшь витамины»;

    • «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;

Утренняя зарядка проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

Художественно – творческая деятельность.

Воспитательные мероприятия подобраны с учётом тематики лагеря и возрастных особенностей детей.

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Основные формы организации:

 Изобразительная деятельность;

 Конкурсные программы;

 Творческие конкурсы;

  Игровые творческие программы;

  Концерты; праздники;

  Творческие игры;

  Выставки (рисунков, поделок и т.д.)

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Содержание и форма реализации.

Продолжительность смены 18 дней. Количество смен – 1. Программа рассчитана на обучающихся 1-8 классов. Руководство смены осуществляется начальником лагеря, за программное и методическое обеспечение отвечают воспитатели. Задача воспитателей: максимально обеспечить всех ребят возможностью интеллектуального развития школьников, их познавательных интересов, продуктивно работать по охране и укреплению здоровья детей.

Высшим органом самоуправления является общий сбор участников смены. Проводятся ежедневные линейки, на которых дается старт предстоящим мероприятиям и подводится итог прошедшего дня.


Механизм реализации программы.            

I. Подготовительный этап: 

1.        Подбор педагогических кадров.

2.        Комплектование отрядов.

3.        Разработка и оформление документации.

4.        Оборудование кабинетов – отрядных мест.

         II.      Организационный этап:

1.        Выявление и постановка целей развития коллектива и личности.

2.        Сплочение детей.

3.       Формирование законов и условий совместной жизнедеятельности.

4.        Подготовка к дальнейшей жизнедеятельности по Программе.

5.        Стартовый мониторинг развития коллектива и личности воспитанников.

 

     III.      Основной этап

1.        Содружество детей и взрослых.

2.        Коллективная деятельность, направленная на оздоровление детей и организацию их каникулярного досуга.

3.        Личностный рост воспитанников.

4.        Мониторинг жизнедеятельности коллектива, развития личности воспитанников.

 

     IV.      Заключительный этап:

1.        Психолого-социально-педагогический анализ результатов.



Режим дня летнего оздоровительного лагеря.

08.30  – приход воспитателей, совещание по плану работы дня;

09.00  – 09.15  – зарядка;

09.15 – 09.30  – линейка;

09.30 – 10.00 – завтрак;

10.00 – 11.00 – инструктажи, отрядная работа – подготовка к мероприятиям 

11.00 – 12.30  – проведение коллективных творческих дел,

прогулки, игры на свежем воздухе;

13.00 – 13.30  – обед;

13.30 – 14.30  – свободная деятельность по интересам, викторины и КТД

14.30 - полдник

14.30  – уход детей домой;



Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия:

  • Закон «Об образовании РФ»;

  • Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.;

  • Устав МБОУ «Волошская СШ»

  • Положение о лагере дневного пребывания;

  • Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания;

  • Правила по технике безопасности, пожарной безопасности;

  • Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере;

  • Инструкции по организации и проведению экскурсий;

  • Приказы УО;

  • Должностные инструкции работников;

  • Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра;

  • Заявления от родителей;

  • Акт приемки лагеря.

Материально – техническое обеспечение:

  1. Создание оптимальных условий для проведения разнообразных мероприятий.

  2. Наличие канцелярских принадлежностей, материалы для творчества детей;

  3. Видеотехника и аудиоматериалы;

  4. Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности программы:

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

  1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы.

  2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.

  3. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.

  4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.































План-график реализации программы

п/п

День проведения

Мероприятия

1.

3 июня

1. Открытие лагеря. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»

2. Ознакомление с планом работы лагеря, инструктаж по ТБ. 3.Диагностика здоровья (вес и рост детей в начале смены).

4. Праздник «Пусть всегда будет солнце»


2.

4 июня

1. Беседа «Мы  речь свою ведём о том, что вся Земля - наш общий дом. Осторожно, огонь»

2. Музыкальный час.

3.Игра «Веселыми тропинками лета».

4.Подвижные игры на воздухе.


3.

5 июня

1. Минутка безопасности «Мы и дорога».

2. Спортивный час.

3. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе «Природа - наш друг»


4.

6 июня

1. Минутка здоровья «Поговорим о Солнце»

2. Игра – путешествие «У Лукоморья…» встреча с сотрудником библиотеки.

3. Конкурс рисунков «Волшебные краски природы».

4.Инструктаж по ТБ « Правила поведения на воде».


5.

7 июня

1. Беседа «Ты природу не губи, а люби и береги!»

2. Конкурс талантов «Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля»

3. Подвижные игры на свежем воздухе.


6.

8 июня

1.Минутка здоровья «Мои друзья: велосипед, ролики».

2. Развлекательная игра по станциям «Летняя карусель»

3.Ярмарка

7.

10 июня

1.  Конкурс поделок из природного материала "Природа и фантазия"

2.Викторина "Экологический светофор".

3.Конкурс рисунков "Природа кричит «SOS!»


8.

11 июня

День России. 1. «Я люблю тебя, Россия» - рисование природы, сочинение стихотворных строк.

2.Праздник «Люблю тебя, моя Россия»

3.Оформление выставки рисунков.

4. Подвижные игры на свежем воздухе.


9.

13 июня

1. Беседа «Смех – лучшее лекарство»

2. Викторина «Эти забавные животные»

3.Спортивный час.


10.

14 июня

1.Минутка безопасности «Один дома…».

2.Игра «Найди клад»

3.Поделки из бросового материала «Вторая жизнь вещей»

11.

15 июня

1. Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?»

2. Игра «Казаки-разбойники»

3.Ярмарка


12.

17 июня

1.Минутка здоровья «Правильное питание»

2. Мероприятие по финансовой грамотности «Экономический калейдоскоп»

3. Конкурс «Раз картинка, два картинка» (Соревнование по собиранию пазлов).

13.

18 июня

1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

2.Музыкальный час.

3. Развлекательная игра «Зов джунглей».

14.

19 июня

1. Минутки здоровья "Береги глаза".

2. Экскурсия в пожарную часть.

3. Конкурс рисунков «Спички детям - не игрушка»


15.

20 июня

1. Минутка здоровья «Гигиена в доме»

2. Викторина о животных "Правда ли это?".

3.Спортивный час

16.

21 июня

1.Беседа «Съедобные и ядовитые растения, ягоды и грибы Архангельской области»

2. Конкурс фантастических рисунков "Моя планета через...".

3. Игра- путешествие «Лесные Робинзоны»

17.

22 июня

1. Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»

2.Развлекательная игра «Весёлые старты»


18.

24 июня

1. Диагностика здоровья (вес и рост детей в конце смены).

2.Фестиваль «Радуга талантов». Закрытие лагерной смены.

3.Ярмарка



























Используемая литература:


1.Волкова А. М., Гончарова А. С., Данилова А. Н. Экология и дети. - М., 1993.

2.Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

3. Детская энциклопедия “Я познаю мир” Спорт, Москва, изд АСТ, 1999 г.

4.Книга для учителя “Физическая культура” сценарии праздников и игровых занятий. Москва “Первое сентября” 2002 г.

5.Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Спирин А. П. Экология: Учебник. - М., 1995.

6. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.

7.Прутченков А. С., Самкова В. А. Эколого-экономическая игра «Голубая планета»: Методическая разработка. - М., 1996.

8.Сивачева Л.Н. “Физкультура – это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием” Санкт-Петербург “Детство-пресс” 2002 г.

9.Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

10.Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии. - М., 1995.



10