СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа расчитана для детей средней группы
7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА ЭНМЕЛЕН»
689275 Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, с. Энмелен, ул. Н-Чирикова, 9
тел./факс: 8(427-35) 29-249 e-mail: school-еnmelen@yandex.ru
«Согласовано» Рассмотрено «Утверждаю»
Зам. директора по ДО на МО воспитателей ДО Директор школ
________ В. И. Рольтытваль руководитель МО Е. В. Петрова. ________Л.А. Родионова
Рабочая программа с учётом
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
(средняя группа 4 – 5 лет).
Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
2018-2019 учебный год.
1. Пояснительная записка.
Основой рабочей программы является перспективное планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Рабочая программа охватывает следующие образовательные области:
социально - коммуникативное развитие (направления – труд, безопасность, социализация, коммуникация);
познавательное развитие (направления – познание, окружающий мир, математическое развитие);
речевое развитие (направления - развитие речи, чтение художественной литературы, коммуникация);
художественно-эстетическое развитие (направления - музыка, изобразительное искусство);
физическое развитие (направления – здоровье, физическое развитие);
Рабочая программа предназначена для детей 4 – 5 лет (старшая группа) и рассчитана на 36 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.
Рабочая программа учитывает опыт практической работы, трансформированного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Ведущими целями инновационной рабочей программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой являются: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей рабочей программы первостепенное значение имеют:
забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит им расти общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
уважительное отношение к результатам детского творчества;
единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.
Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОУ. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, и степень приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Цель - организация проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми 5 – 6 лет (старшая группа), способствовать целенаправленному системному доступному планированию по данной программе, полагаясь на методические рекомендации к ней.
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в средней группе
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость прдставляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляется конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация , которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку -величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина, ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумывать небольшую сказку на заданную тему.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развивается ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды, усложняются игры с мячом.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Основные задачи рабочей программы воспитания, развития и образования детей 4- 5 года жизни:
обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «Я»;
формировать базовые качества личности, обеспечивающие раннюю социализацию ребенка;
развивать индивидуальность ребенка через освоение общепринятых норм и правил поведения (с учетом возраста);
воспитывать «участное», деятельностное отношение к миру ближайшего окружения.
Задачи физического развития:
- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- Формирование у воспитанников потребностей в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Задачи познавательного развития:
- Сенсорное развитие;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи речевого развития
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи социально-коммуникативное развития:
- Развитие игровой деятельности детей;
- Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе и моральным);
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Задачи художественно-эстетического развития:
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
Прогнозируемый результат:
физическое развитие
сформированы первоначальные представления о способах обеспечения сохранности своего организма;
сформированы умения и навыки самообслуживания и личной гигиены;
сформировано умение активно выполнять осваиваемые движения;
речевое развитие
умение вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;
имеет широкий кругозор о предметах непосредственного окружения, знает их признаки и свойства, функциональное назначение;
умеют выделять признаки и свойства предметов, устанавливать отношения сходства и различия;
умение использовать в разговорной практике необходимые для успешного общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и игровой практикой и другими жизненными проявлениями;
познавательно-коммуникативное развитие
проявление внимания, заботы, доверительного, доброжелательного отношения к людям разного возраста и пола;
сформированы нравственные качества: активность, уверенность, инициативность, самостоятельность;
сформируется произвольность в управлении своим поведением.
художественно-эстетическое развитие
сформировано умение создавать образы, соотносить, использовать средства выразительности;
сформированы представления о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации;
сформированы представления об эстетических признаках объектов окружающего мира
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Художественное эстетическое»
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих
задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
– развитие детского творчества;
– приобщение к изобразительному искусству.
Основные направления педагогической работыформировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребенка средствами искусства;
развивать художественные способности ребенка (изобразительные, литературные
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Месяц | Тема, цели занятий 1-й, 2-й недель | Тема, цели занятий 3-й, 4-й недель | |
сентябрь | тема | К. Ушинский «Бодливая корова» (чтение). Потешка «Дед хотел уху сварить (заучивание) | Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк» (рассказывание). С. Маршак «Вот какой рассеянный» (слушание) |
цели | Учить понимать: -эмоционально-образное содержание произведения; -нравственный смысл произведения; -произносить чистоговорки, скороговорки. Знакомить с малыми формами фольклора. | Учить: -понимать образное содержание и идею сказки; -передавать структуру сказки с помощью моделирования; -замечать и понимать образные слова и выражения в тексте. | |
Октябрь | тема | В. Вересаев «Братишка» (чтение). Потешка «Ножки, ножки, где вы были?» (заучивание) | Русская народная сказка «Зимовье зверей» (рассказывание). С. Михалков «Дядя Степа» (чтение) |
цели | Учить понимать: -эмоционально-образное содержание произведения; -нравственный смысл произведения; Углублять представление о соответствии названия текста Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки | Учить: -понимать и оценивать характеры героев; -передавать интонацией голоса и характер персонажей. | |
Ноябрь | тема | А. С. Пушкин «Ветер, ветер! Ты могуч...» (заучивание) | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказывание). Б. Заходер «Никто» (чтение) |
цели | Учить понимать содержание рассказа. Упражнять в использовании сравнений. Воспитывать любовь к миру природы | Учить: -воспринимать и осознавать образное содержание сказки; -замечать образные слова и выражения в тексте; -понимать содержание поговорок; -придумывать новые эпизоды к сказке. | |
Декабрь | тема | В. Осеева «Волшебная палочка» (чтение). 3. Александрова «Елочка» (заучивание) | Э. Успенский «Разгром» (чтение). Русская народная сказка «Жихарка» (рассказывание) |
цели | Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений. Развивать творческое воображение, выразительность речи | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста. Развивать образность и выразительность речи | |
Январь | тема | | М. Горький «Воробьишко» (чтение). А. Барто «Я знаю, что надо придумать» (заучивание) |
цели | | Учить: -эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста; -понимать средства выразительности. | |
Февраль | тема | С. Есенин «Поет зима, аукает» (чтение). Ю. Кушак «Олененок» (заучивание) | «Винни-Пух и все-все-все...» пер. с англ. Б. Заходера (чтение). Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича» (рассказывание) |
цели | Продолжать учить понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений. Упражнять в осознанном использовании средств интонационной выразительности | Учить: -понимать тему, образное содержание и идею сказки; -видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; -формулировать тему и основную мысль сказки. | |
Март | тема | С. Черный «Когда никого нет дома» (чтение). М. Лермонтов «Спи, младенец, мой прекрасный» (заучивание) | К. Чуковский «Федорино горе» (рассказывание). |
цели | Учить: - эмоционально воспринимать и понимать образное содержание произведения; - видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения. Развивать образность и выразительность речи | Учить эмоциональному восприятию образного содержания поэтического текста, пониманию значения использования автором средств выразительности. Развивать образность, выразительность речи. Воспитывать трудолюбие, аккуратность | |
Апрель | тема | Ш. Перро «Красная Шапочка» (чтение). Шотландская народная песня «Купите лук», пер. И. Токмаковой (заучивание) | «Про маленького поросенка Плюха» (по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод) (чтение). К. Чуковский «Телефон» |
цели | Учить понимать: -эмоционально-образное содержание произведения; -нравственный смысл произведения. Углублять представления детей о соответствии названия текста его содержанию. Знакомить с малыми формами фольклора. Повторить знакомые считалки | Учить: -понимать тему, образное содержание и идею сказки; -видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения; -формулировать тему и основную мысль сказки. Развивать образность и выразительность речи | |
Май | тема | Н. Носов «Заплатка» (чтение). Е. Серова «Одуванчик» (заучивание) | Х.-К. Андерсен «Огниво» (рассказывание). Я. Сегель «Как я был обезьянкой» (чтение) |
цели | Учить: -находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний; -понимать значение образных слов произведения; -замечать выразительные средства речи в произведениях. | Учить: -эмоциональному восприятию образного содержания произведения, пониманию значения использования автором средств -придумывать небольшие рассказы по предложенному воспитателем сюжету. Активировать употребление в речи эмоционально-оценочной лексики. Развивать образность и выразительность речи |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Сентябрь | тема | Нарисуй картинку про лето | Цветные шары (круглой и овальной формы) | Красивые цветы | На яблоне поспели яблоки |
цели | Учить доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять: - приемы рисования кистью; - умения правильно держать кисть, | Продолжать знакомить с приемами изображения предметов овальной и круглой формы. | Развивать наблюдательность, умение выбирать предмет для изображения. Учить передавать в рисунке части растения. | Учить: - рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него длинные и короткие ветви | |
Октябрь | тема | Яички простые и золотые | Сказочное дерево | Украшение фартука | Золотая осень |
цели | Закреплять знание овальной формы, понятия «тупой», «острый». Продолжать учить приему рисования овальной формы. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунки. Подводить к образному выражению содержания. Развивать воображение | Учить создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в передаче правильного строения дерева | Учить составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента. Развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение | Учить изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки | |
Ноябрь | тема | | Рисование по замыслу | Украшение свитера | Рыбки плавают в аквариуме |
цели | | Учить самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш | Закреплять умение украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду. .Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера. Развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу | Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество. Учить отмечать выразительные изображения | |
Декабрь | тема | Рисование по замыслу «День Чукотки» | Наша нарядная елка | Рисование по замыслу | Новогодние поздравительные открытки |
цели | Учить самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш | Учить: -передавать в рисунке образ новогодней елки; -пользоваться красками разных цветов, аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании. Формировать умение рисовать елку с удлиняющимися книзу ветвями. | Учить самостоятельно выбирать тему своего рисунка, доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка. Развивать творческие способности, воображение | Учить самостоятельно определять содержание рисунка и изображать задуманное. Закреплять технические приемы рисования | |
Январь | тема | | | Нарисуй какую хочешь игрушку | Развесистое дерево |
цели | | | Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. | Учить использовать разный нажим на карандаш для изображения дерева с толстыми и тонкими ветвями. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата. Развивать образное восприятие, воображение, творчество | |
Февраль | тема | Укрась свои игрушки | Красивая птичка | Украсим полосочку флажками | |
цели | Развивать эстетическое восприятие. Продолжать знакомить с дымковскими игрушками. Учить: -отмечать их характерные особенности; -выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы. -представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек; - приемы рисования кистью | Учить рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании красками, кистью. Развивать образное восприятие, воображение. Расширять представления о красоте, образные представления | Закреплять умение рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный прием. Развивать эстетические чувства; чувство ритма, композиции | | |
Март | тема | Расцвели красивые цветы | Нарисуй какую хочешь игрушку | Украсим кукле платьице | |
цели | Учить рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом. Развивать: - эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски); - чувство ритма, представления о красоте | Развивать умение задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. | Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение | | |
Апрель | тема | Сказочный домик-теремок | Дом, в котором ты живешь | Твоя любимая кукла | Мое любимое солнышко |
цели | Учить передавать в рисунке образ сказки. Развивать: - образные представления; - воображение; - самостоятельность и творчество Совершенствовать приемы украшения | Учить рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. | Учить: -создавать в рисунке образ любимой игрушки; - рассматривать рисунки, выбирать лучший из них, обосновывать свой выбор. | Развивать образные представления, воображение. Закреплять усвоенные ранее приемы рисования и закрашивания изображений | |
| тема | Нарисуй какую хочешь картинку | Самолеты летят сквозь облака | Нарисуй картинку про весну | Празднично украшенный дом |
Май | цели | Учить задумывать содержание рисунков, доводить свой замысел до конца. Воспитывать самостоятельность, творчество | Учить изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш. Развивать образное восприятие, образные представления. Вызывать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам | Учить передавать в рисунке впечатления от весны. Развивать умение удачно располагать изображение на листе. Упражнять в рисовании красками (хорошо промывать кисть, осушать ее, набирать краску на кисть по мере надобности) | Учить: - передавать впечатления от праздничного города в рисунке; - выбирать при анализе готовых |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
месяц | | Загородки и заборы |
Домики, сарайчики | ||
сентябрь | тема | ||||
цели | Упражнять: - в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; - в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур. Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок). Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения | Упражнять: - в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, установленными вертикально горизонтально; - в умении делать перекрытия; в усвоении пространственных понятий - в различении и назывании цветов. Развивать: - самостоятельность в нахождении способов конструирования; - способствовать игровому общению | |||
Октябрь | | Терема | Лесной детский сад | ||
| Упражнять: -в сооружении прочных кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; -в различении и назывании основных геометрических фигур, в штриховке. Развивать конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия | Учить: -организовывать пространство для конструирования; -планировать деятельность, моделировать; -конструировать различные предметы мебели; -объединять постройки единым сюжетом. Побуждать к созданию новых вариантов уже знакомых построек. Приобщать к совместной деятельности. Развивать конструкторские способности. Развивать пространственное мышление | |||
Ноябрь | | Грузовые автомобили | Мосты | ||
| Дать обобщенные представления: -о грузовом транспорте; -о строительной детали - цилиндре и его свойствах (в сравнении с бруском). Упражнять в конструировании грузового транспорта, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям. Побуждать к поиску собственных решений в сочетании и моделировании фигур. Развивать способность к плоскостному моделированию | Дать представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов. Закреплять умения: -самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их. Познакомить с трафаретной линейкой Упражнять: -в работе с трафаретной линейкой; -в сравнении геометрических фигур, в выделении их сходства и различия | |||
Декабрь | | Корабли | | Корабли | |
| Дать представления: -о разных видах судов; -о том, что их строение зависит от функционального назначения. -в планировании деятельности. Упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу | Закрепить представление: -о разных видах судов; -о том, что их строение зависит в анализе конструкций, в планировании деятельности; -в плоскостном моделировании длинных, коротких, широких и узких корабликов. | |||
Январь | | | Повторение | ||
| | Упражнять: -в конструировании по уменьшенным чертежам в плоскостном моделировании; -в умении строить элементарные -уточнять пространственные понятия | |||
Февраль | | Корабли | Самолеты | ||
| Закрепить представление: -о разных видах судов; -о том, что их строение зависит от функционального назначения. -в анализе конструкций; -в планировании деятельности. по замыслу; развивать способность к зрительному анализу | Дать представление: -о самолетах, их видах; Подвести к обобщению: -в конструировании самолетов по образцу; -в придумывании своих вариантов построек. -рассуждать, делать самостоятельны е выводы | |||
Март | | Подарок для мамы, бабушки, сестренки | | ||
| Учить мастерить несложные поделки. Знакомить со свойствами разных материалов. Формировать художественно-изобразительные навыки и умения | | |||
Апрель | | Мосты | Мосты | ||
| Дать представление о мостах, об их функциональном назначении. Рассмотреть образцы мостов разной конструкции: у одного устои из 4 цилиндров, у другого -из 2 кирпичиков, лежащих на широкой грани, у третьего - из брусков, у четвертого - из кубиков. Учить строить мост по образцу | Закрепить представление о мостах, об их функциональном назначении. Упражнять в конструировании мостов по замыслу. Учить: -анализировать постройки; -сравнивать их; -играть с полученными постройками | |||
Май | | В загадочном лесу | Конструирование с использованием конструкторов | ||
| Познакомить с различным природным материалом. Учить выполнять поделки из природного материала с использованием шишки, желудя, скорлупы грецкого ореха | Учить конструировать из деталей конструктора, совершенствовать конструкторские навыки. Развивать образное восприятие, воображение |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛЕПКЕ И АППЛИКАЦИИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
месяц | | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
АППЛИКАЦИЯ | ЛЕПКА | АППЛИКАЦИЯ | ЛЕПКА | ||
сентябрь | тема | Красивые флажки | Большие и маленькие морковки | Нарежь полоски и наклей из них какие хочешь предметы | Лепка по замыслу |
цели | Учить: - работать ножницами: правильно держать их; - сжимать и разжимать кольца; - резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки - флажки. Закреплять: - приемы аккуратного наклеивания; - умение чередовать изображения по цвету. Вызывать положительный эмоциональный отклик на созданные изображения | Учить лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, слегка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаться с материалом | Учить резать широкую полоску бумаги (примерно 5 см), правильно держать ножницы, правильно ими пользоваться. Развивать творчество, воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Закреплять приемы аккуратного пользования бумагой, клеем | Учить определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, творческие способности детей | |
Октябрь | тема | Украшение платочка | Рыбка | Лодки плывут по реке | Грибы |
цели | Закреплять знание круглой, квадратной и треугольной формы. Учить: -выделять углы, стороны квадрата; -осуществлять подбор цветосочетаний; -преобразовывать форму, нарезая квадрат на треугольники, круг Развивать композиционные умения, восприятие цвета | Закреплять: -знание приемов изготовления -приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных Учить обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы | Учить создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения | Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывания глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Развивать умение образно оценивать свои работы и работы друзей | |
ноябрь | тема | | Сливы и лимоны | Как мы все вместе набрали полную корзину грибов | Слепи что тебе хочется |
цели | | Продолжать обогащать представления о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие | Учить срезать уголки квадрата, закругляя их. Закреплять умение держать правильно ножницы, резать ими, аккуратно наклеивать части изображения в аппликации. Подводить к образному решению, образному видению результатов работы, к их оценке | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки | |
декабрь | тема | Вырежи и наклей какую хочешь постройку | Большая утка с утятами | Бусы на елку | Птичка |
цели | Формировать умение создавать разнообразные изображения построек в аппликации. Учить продумывать подбор деталей по форме и цвету. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета. Продолжать упражнять в разрезании полос по прямой, квадратов по диагонали и т. д. Закреплять приемы аккуратного наклеивания | Учить: - выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы; - лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции. | Закреплять знания о круглой и овальной формах. Учить: -срезать углы у прямоугольников и квадратов для получения бусинок овальной и круглой формы; -чередовать бусинки разной формы; -наклеивать аккуратно, ровно, | Учить: -лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; -оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки; -отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им | |
Январь | тема | | | Автобус. | Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки. |
цели | | | Закреплять: -умение вырезать нужные части -умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их (кузов Развивать умение композиционно оформлять свой замысел | Учить: -передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз; -объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности | |
Февраль | тема | Мы слепили снеговиков | Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке | Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зеленую травку | |
цели | Учить передавать относительную величину частей. Закреплять: -умение передавать в лепке предметы, состоящие из шаров - усвоенные приемы лепки. | Учить: -вырезать и наклеивать красивый -составлять из частей цветка красивое целое изображение. | Учить лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать: -умение создавать коллективную -образные представления, воображение | | |
март | тема | Красивый букет в подарок всем женщинам в детском саду | Мисочка | Вырежи и наклей, что бывает круглое и овальное | |
цели | Воспитывать желание порадовать окружающих, создать для них что-то красивое. Расширять образные представления детей. Развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными способами. Вызывать чувство радости от созданного изображения | Учить лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые -вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами | Учить выбирать тему работы в соответствии с определенными условиями. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение. Закреплять навыки аккуратного наклеивания | | |
Апрель | тема | Загадки | Чашечка | Вырежи и наклей что хочешь | Посуда для кукол |
цели | Закреплять умение: -соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов; -составлять изображение из готовых частей; -самостоятельно вырезать мелкие детали. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творчество, образное восприятие | Учить лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления | Учить: -задумывать изображение, подчинять замыслу последующую -вырезать из бумаги прямоугольные и округлые части предметов, мелкие детали. | Закреплять умение лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе. Продолжать развивать навыки коллективной работы | |
Май | тема | Красная Шапочка | Птичка клюет зернышки из блюдечка | Волшебный сад | Лепка по замыслу |
цели | Учить передавать в аппликации образ сказки. Продолжать учить изображать человека характерные детали (шапочка), соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать | Закреплять умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая и сглаживая места скрепления) | Учить: -создавать коллективную композицию, самостоятельно определяя -резать ножницами по прямой; | Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Учить пользоваться стекой для украшения изделий | |
| | | | | |
Музыкальное планирование по планированию музыкального руководителя
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Познание»
Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через
Задачи:
- Сенсорное развитие;
- развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной)
деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Основные направления педагогической работы;
формировать умение выбирать необходимую информацию;
формировать умение обобщать способы и средства своей деятельности;
развивать способность видеть общее в едином;
развивать устойчивый интерес к познанию окружающего мира;
формировать начала экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы;
формировать представления о связях между явлениями и предметами;
дать представление о грамматических правилах построения устной и письменной речи
обеспечить работу по подготовке к письму, обучению грамоте и речи как общекультурным средствам общения.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФЭМП В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Месяц | Тема и цель занятия 1-й недели | Тема и цели занятия 2-й недели | Тема и цели занятия 3-й недели | Тема и цели занятия 4-й недели | |
| Тема | Адаптационный период | Умение сравнивать две равные группы предметов | Сравнение двух групп предметов, разных по цвету | Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. |
Сентябрь | Цели | Подготовить детей к организованным занятиям по формированию элементарных математических представлений (способы измерения величин, количественные представления, ориентировка в пространстве и во времени и т. п.) | Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов. Закреплять умение сравнивать два предмета по величине. Упражнять в определении пространственных направлений от себя | Учить: -сравнивать две группы предметов, разных по цвету; -обозначать результат сравнения Уточнять представления о равенстве и неравенстве двух групп предметов. Закреплять умение различать и называть части суток | Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине и ширине, обозначать результаты сравнения словами: длинный - короткий, длиннее - короче, широкий - узкий, шире - уже |
Октябрь | Тема | Сравнение двух групп предметов, разных по форме | Итоговое число, полученное в результате счета в пределах 3 | Счет в пределах 3, указывая правой рукой на каждый предмет слева направо | Соотношение числительных с элементами множеств в пределах 3 |
Цели | Продолжать учить: -сравнивать две группы предметов, разных по форме; -называть отдельные части своего тела, в том числе симметричные (правая или левая рука, нога и т. д.); -использовать систему отсчета | Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?». Упражнять в умении определять геометрические фигуры (шар, куб, квадрат, треугольник, круг) осязательно-двигательным путем. Закреплять умение | Учить считать в пределах 3, используя следующие приемы: при счете правой рукой указывать на каждый предмет слева направо, называть числа по порядку; согласовывать их в роде, числе и падеже. Упражнять в сравнении двух предметов по величине (длине, ширине, высоте). | Учить: -соотносить числительные с эле - обозначать итоговое число; -осваивать собственное тело | |
Ноябрь | Тема |
| Образование числа 4 | Закрепление умения считать в пределах 4. | Образование числа 5. |
Цели | | Показать образование числа 4 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 3 и 4. Учить считать в пределах 4. Расширять представления о прямоугольнике на основе сравнения его с треугольником | Закреплять умение считать в пределах 4. Познакомить с порядковым значением числа. Учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Познакомить с образованием числа 5. Учить считать в пределах 5. Закреплять представление о последовательности частей суток. Развивать воображение, наблюдательность | |
декабрь | Тема | Знакомство с порядковым значением числа 5. | Представление о равенстве и | Знакомство с цилиндром. | Знакомство с цилиндром. |
цели | Продолжать учить считать в пределах 5. Познакомить с порядковым значением числа 5. Учить: -сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине) -обозначать результаты сравнения словами: длиннее, шире, короче, уже. | Закреплять умение счетной деятельности в пределах 5. Формировать: -представления о равенстве и Упражнять: -в различении и назывании -сравнении предметов, фигур | Формировать представления о порядковом значении числа (в пределах 5). Познакомить с цилиндром. Учить различать шар и цилиндр. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, четко выделять признак, по которому проводится сравнение. Побуждать детей повторять за воспитателем сказанное о свойствах, качествах предметов | Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5 по образцу. Продолжать уточнять представления о цилиндре. Развивать: -представление о последовательности частей суток; -умение действовать с пред | |
Январь | Тема | | | Сравнение 3 предметов по величине | Значения слов: вчера, сегодня, завтра. |
Цели | | | Упражнять в счете на слух в пределах 5. Учить: -сравнивать три предмета по величине; -раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности; -обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, самый короткий | Упражнять в счете на ощупь в пределах 5. Объяснить значение слов: вчера, сегодня, завтра. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине и пространственному расположению | |
Февраль | Тема | Сравнение 3 предмета | Сравнение 4—5 предметов по ширине | Целостное изображение предмета на отдельных частях |
|
Цели | Закреплять представление о значении слов: вчера, сегодня, завтра. Учить: -сравнивать 3 предмета по ширине; -раскладывать их в убываю вательности; -обозначать результаты сравнения словами: самый широкий, уже, самый узкий | Учить считать различные движение в пределах 3. Учить сравнивать 4—5 предметов по ширине, раскладывать их в возрастающей последовательности | Учить: -воспроизводить указанное -двигаться в заданном направлении (вперед, назад, налево, направо). | | |
март | Тема | Результат счета не зависит от величины | Сравнение 3 предметов по высоте | Независимость результата счета от расстояния между предметами | |
Цели | Объяснить, что результат счета не зависит от величины предмета. Учить сравнивать предметы по размеру, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький | Учить сравнивать 3 предмета по высоте, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, самый низкий. Развивать память, мышление | Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5). Закреплять полученные умения в образовании, сравнении чисел, в определении общего количества чего-либо | | |
апрель | Тема | Умение видеть равные группы предметов при разном их расположении | Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах 5. | Умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине | Результат счета не зависит от качественных признаков предмета. |
цели | Упражнять в умении видеть равные группы предметов при разном их расположении (в пределах 5). Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом | Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5. Упражнять в умении устанавливать последовательность частей суток | Учить соотносить форму предметов с геометрическими фигурами: шаром и кубом. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от качественных признаков предмета. Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, обозначать пространственные отношения относительно себя соответствующими словами | |
Май | Тема | Количество и счет | Величина | Сходства и различия геометрических фигур | Ориентировка в пространстве, во времени |
Цели | Закреплять умение в счете предметов. Упражнять в счете на слух, на ощупь, а также в счете движении | Закреплять умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; умение раскладывать 3-5 предметов в ряд в порядке возрастания (убывания) их длины (ширины, высоты или величины в целом), ориентируясь на образец | Упражнять в установлении признаков сходства и различия между кругом и шаром, квадратом и цилиндром, квадратом и кубом. Узнавать и обозначать словом форму знакомых предметов, то есть называть, какие предметы похожи на круг (тарелка, блюдце), прямоугольник (крышка стола, дверь, окно), шар (мяч, арбуз), цилиндр (стакан, башня), треугольник | Развивать ориентирование в пространстве на участке детского сада, сочетая с понятиями «далеко - близко». Формировать: - обобщенное представление о сутках; -опыт восприятия размеров -навык дифференциации |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
Сентябрь | тема | Детский сад | Незнайкин клад | «Во саду ли, в огороде» | Кто живет в аквариуме? |
цели | Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. . Приобщать детей к деятельности по оформлению своей группы и других помещений детского сада | Закреплять знания детей о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы. Упражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению | Закрепить понятия «фрукты», «овощи». Познакомить с некоторыми видами овощей: форма, цвет, вкус (баклажан, кабачок, редька) | Организовать: - целевое наблюдение за обитателями аквариума; -рассматривание строения рыбок. Воспитывать доброжелательное отношение к рыбкам | |
Октябрь | тема | Мой родной поселок | В мире стекла | «Люблю березку русскую» | Коровушка и бычок |
цели | Воспитывать любовь к родному краю. Рассказать о самых красивых местах родного поселка, других его достопримечательностях. . | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность | Дать определение понятий «дерево», «куст». Организовать целевое наблюдение за цветом листьев; за сезонными явлениями природы. Учить работать с календарем | Познакомить: - с обобщающим понятием - с коровкой и бычком | |
Ноябрь | тема | | Труд взрослых | Путешествие в прошлое (бумага) | Подкормка зимующих птиц |
цели | | Закрепить: -представление о работе шофера; -функции и назначение светофора. Уточнить знание правил дорожного движения | Познакомить с историей бумаги; с современными видами бумаги | Учить: - наблюдать за птицами (как ищут корм, чем можем им помочь); - осуществлять подкормку зимующих птиц. | |
Декабрь | тема | К ребятам приходит Айболит | Путешествие в прошлое предмета (стул) | Здравствуй, зимушка-зима! | Кролик - серенький, зайка -беленький |
цели | Ввести понятие «профессия». Объяснить, как важно обращаться к врачу, медицинской сестре. Познакомить с трудом врача, медицинской сестры, его содержанием, с их личностными и деловыми качествами. Упражнять в назывании сотрудников ДОУ по имени и отчеству. Формировать интерес к профессиям родителей | Объяснить, что человек создает предметы быта для своего дома. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы | Учить различать смену времен года: выпал снежок, появился лед на лужицах, деревья покрыты инеем. Закрепить знание свойств снега и льда | Познакомить с животными, которые живут в лесу. Учить различать зверей по цвету | |
Январь | тема | | | Ель | Птицы |
цели | | | Закрепить понятия «дерево», «куст». Учить рассматриванию, что находится в шишках ели | Организовать наблюдение: какие звуки издают птицы. Учить рассматриванию строения птицы, следов, которые птицы оставляют на снегу | |
Февраль | тема | Семья | Папы, дедушки - солдаты | Домашние животные | |
цели | Дать представление: -о том, что такое семья; -о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра) и др. | Дать доступные детскому пониманию представления о государственных праздниках. Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину | Закрепить знание характерных особенностей домаш- | | |
Март | тема | Моя мама лучше всех | Мебель | «Весна, весна, поди сюда» | |
цели | Расширять представление детей о семье. Учить: -читать стихи о мамах; -украшать группу к празднику; -проявлению заботы и внимания к маме | Закрепить понятие «мебель». Учить объединять и классифицировать предметы по разным признакам | Учить: -наблюдать первые признаки -рассматривать почки на деревьях; -слушать песенку капели; | | |
Апрель | тема | Дом, в котором ты живешь | Посуда | Цветы на подоконнике | Насекомые на участке |
цели | Познакомить с названиями улиц, на которых живут дети. Объяснить, почему важно знать свой домашний адрес, адрес детского сада | Познакомить: -с обобщающим понятием -с классификацией посуды: | Учить рассматриванию комнатных цветов, посаженных в уголке природы в группе. Дать об одном-двух растениях необходимую информацию | Наблюдать за насекомыми. Воспитывать доброжелательное отношение к насекомым | |
май | тема | Помощники | На чем я путешествую | Все цветы разные | Насекомые на участке |
цели | Побудить к рассказам об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи | Познакомить с обобщающим понятием «транспорт». Закрепить знания о различных видах транспорта, о частях автомобиля. Расширить представления об общественном транспорте. | Учить: - наблюдать за цветами - рассматривать одуванчик; - замечать отличительные | Закреплять умение называть насекомых (жук, бабочка, муха). |
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие»
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
К концу года дети средней группы могут:
Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).
Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений.
Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
• Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Задачи речевого развития
- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
- Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Месяц | | Тема, цели занятия 1-й недели | Тема, цели занятия 2-й недели | Тема, цели занятия 3-й недели | Тема, цели занятия 4-й недели |
сентябрь | Тема | Рассказывание об игрушках | Рассказывание по картине «Кошка с котятами» | Описание игрушек | Рассказывание об игрушках |
Цели | Учить: - составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; - правильно произносить в словах звуки [с], [с'], выделять в речи слова с этими звуками; - вслушиваться в звучание слов. - представления о значении терминов «слово», «звук» | Учить: - составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно; короткий рассказ на тему из личного опыта; - соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей | Учить: - называть признаки, действия описываемой игрушки, связывать между собой предложения; Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей. Формировать представления о предлогах «за», «под», «на», «в», навыки их применения в речи. | Учить: - составлять описание игрушки; - называть характерные признаки и действия; - составлять короткий рассказ на тему личного опыта Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов, их свойств, действий, которые можно с ними совершать | |
Октябрь | Тема | Рассказывание по набору игрушек | Рассматривание иллюстраций к сказке | Рассказывание о действиях и качествах предмета в диалоге | Рассказывание об игрушках.
|
Цели | Закреплять правильное произношение изолированного звука [з]. Учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания | Учить: -пересказывать короткую -пользоваться точными наименованиями для названия | Развивать навыки диалогической речи, общения в парах друг с другом. Учить: -самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них; -вслушиваться в звучание слов; -выделять в словах заданный звук | Учить: -описывать предмет, не называя его; - задавать допросы и отвечать Развивать навыки диалогической речи | |
Ноябрь | Тема | | Рассказывание по картинке «Собака со щенятами» | Описание игрушки | Описание и сравнение кукол |
Цели | | Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта | Учить: -составлять короткий описательный рассказ по игрушке; -слышать и правильно произносить звук [ш], изолированный, в словах и фразах; -вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию | Учить: -описывать и сравнивать кукол; -строить законченные предложения. Закреплять представления о понятии «мебель». Развивать навыки выразительной речи | |
Декабрь | Тема | Описание одежды | Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» | Рассказывание по набору игрушек | Рассказывание по картине |
цели | Учить: -описывать зимнюю одежду; -правильно называть предметы зимней одежды; -выделять на слух и правильно -подбирать слова на заданный звук. Формировать представление о назначении зимней одежды. Закреплять понятие «одежда» | Учить: - пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавая прямую речь персонажей; - самостоятельно подбирать слова со звуком [с] | Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек. Закреплять навыки правильного произношения звука [ж] в словах и фразах. Учить: -выделять звук [ж] в словах; -произносить четко и ясно слова и фразы с этим звуком; -правильно пользоваться интонацией, говорить достаточно громко | Учить: - составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; -выделять звуки в слове; -подбирать слова на заданный звук | |
Январь | Тема | | | Рассказывание по набору предметов | Сравнение предметных картинок |
Цели | | | Упражнять: -в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; -в образовании названий посуды. Учить: -правильно произносить звук [ч']; -отчетливо проговаривать слова с этим звуком | Учить: -сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; -подбирать слова, сходные | |
Февраль | Тема | Рассказывание по картине «Мама моет посуду» | Описание предметных картинок | Описание овощей. | |
Цели | Учить: -составлять рассказ по картине «Мама моет посуду». -представление о том, что | Учить: -составлять описание картины; -называть рассматриваемый объект, его свойства, признаки, действия; -давать оценку описываемому объекту -навык произношения звука [щ']; -умение различать твердые и мягкие согласные звуки. | Закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества. Расширять представления об овощах. Учить: -выделять в овощах определенные свойства; -правильно классифицировать овощи | | |
Март | Тема | Описание предметов и игрушек | Пересказ рассказа Н. Калининой «Помощники» | Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок | |
Цели | Продолжить учить составлять описания предметов, игрушек. Учить: произношению звуков [л], [л']; -подбирать слова со звуком [л] или л']. -подчеркнуто произносить звук в слове; -различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; -определять первый звук в слове | Учить: -пересказывать близко к содержанию текст рассказа Н. Калининой «Помощники»; . Закреплять: названия предметов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некоторых названий; - представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков. | Продолжать учить: -описывать предметы; -определять и называть первый звук в слове. -подбирать слова на заданный звук. Учить: -выделять звуки [л], [л'] в речи; -правильно пользоваться вопросительной и утвердительной | | |
Апрель | Тема | Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук | Рассказывание об игрушках. | Рассказывание о предметах. | Описание игрушек. |
цели | Продолжать формирование навыков связной речи. Учить: -подбирать нужные по смыслу слова; Закреплять усвоение обобщающих понятий: одежда, овощи, мебель. Развивать умения: -определять и называть первый звук в слове; -подбирать слова на заданный звук | Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Закреплять: -представления о том, что слова звучат; -состоят из звуков; -звуки в слове разные; -умение самостоятельно заканчивать слово, названное воспитателем | Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Учить: -четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные звуками [р], [р']; -произносить чистоговорку отчетливо в разных громкости и темпе. Закреплять умения: -составлении описания предмета; -рассказывании о внешнем виде, качествах и свойствах предмета | Продолжать обучение описанию внешнего вида предметов, их характерных признаков. Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат похоже на названия взрослых животных того же вида. | |
Май | Тема | Рассматривание и описание картинок, иллюстраций | Беседа о домашних животных. | Беседа о транспорте | Чтение р. н. с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Цели | Учить: -составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки; -четко и правильно произносить сочетание звуков [из]; -уместно употреблять в описательной речи предлог из | Формировать представления о домашних животных. Сообщить новые сведения о животных. Учить правильному произнесению названия детенышей домашних животных | Обогатить и уточнить: -представления о транспорте; -понимание общественной | Познакомить с содержанием русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Учить находить и выделять в сказке особенности композиции (присказка, зачин). Воспитывать любовь к русской народной сказке |
Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Физическая культура»
Цели: Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через:
Задачи:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
Физическое воспитание строится на основе «программы воспитания и обучения в детском саду». В основу содержания занятий физическими упражнениями, заложено то главное, что приобретает для ребенка решающее значение в данном возрасте, что послужит фундаментом его дальнейшего развития. Поэтому в дошкольном возрасте развиваем такие качества (координация движений, пространственных представлений, чувства ритма), которые обеспечат ребенку успешность в последующей учебной деятельности.
Условия:
оборудование спортзала
спортивный уголок в группе
оснащение в физкультурном зале
физкультурно – игровые площадки
Основные направления психолого-педагогической работы
- становлению мотивации к двигательной активности;
совершенствовать двигательные навыки;
воспитывать потребность в физическом самосовершенствовании;
воспитывать потребность в движении на основе «мышечной радости»
формировать представление о своем теле;
использовать разнообразные средства повышения двигательной активности при непосредственно образовательной деятельности и при самостоятельной деятельности
Планирование по планированию инструктора по физвоспитанию