СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного курса "Развитие познавательных способностей" в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного курса "Развитие познавательных способностей" в 3 классе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда

ГИМНАЗИЯ № 1


РАССМОТРЕНО

Методическим объединением учителей

Руководитель МО

_______М.А. Меньшикова

подпись И.О. Фамилия

Протокол № ____

от "____" ________ 2023 г.


СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_________Е.В. Воропаева

подпись И.О. Фамилия

Протокол № ______

от "___" _________ 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО


Директор МАОУ гимназии № 1


______________Г.А Лисичкина

подпись И.О. Фамилия

Приказ № ______

от "_____" __________2023 г.








Платная дополнительная общеобразовательная программа

социально-гуманитарной направленности

«Развитие познавательных способностей»


Возраст обучающихся: 9–10 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев





Авторы-составители:

Бунина Светлана Анатольевна

учитель начальных классов первой категории

Белунина Елена Борисовна

учитель начальных классов высшей категории

Плисовицкая Татьяна Николаевна

учитель начальных классов высшей категории

Вайст Марина Станиславовна

учитель начальных классов








Калининград 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Направленность программы

Платная дополнительная общеобразовательная программа «Развитие познавательных способностей» (РПС) имеет социально-гуманитарную направленность.

Актуальность программы

Большую роль в процессе учебной деятельности школьни­ков начальных классов играет уро­вень развития познавательных процессов: внимание, воспри­ятие, наблюдение, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возмож­ностей детей. Данная программа осуществляет общее развитие детей, их умственное и нравственное воспитание. Дает совокупность знаний в области общественных наук: математики, филологии, искусства. Направлена на осмысление основ психологии личности и группы, практик социального творчества и развитие социальной активности.

Отличительные особенности программы

Познавательные способности ребенка играют большую роль для успешного усвоения всех учебных предметов. Без развития таких способностей невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется на задания, направленные на развитие внимания, логики и мышления учащихся. Отличительные особенности программы соответствуют курсу РПС по методике О.А. Холодовой:

- определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающего курса;

- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

- ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов;

- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией;

- в основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов

Адресат программы

Платная дополнительная общеобразовательная программа предназначена для детей 9-10 лет.

Объем и срок освоения программы

Данная программа рассчитана на 9 месяцев.

На полное освоение программы требуется 36 часов.

Форма обучения

Форма обучения – очная, возможно использование дистанционных технологий.

Особенности организации образовательного процесса

В объединение принимаются все желающие, в группах может заниматься смешанный контингент из числа детей, обучающихся в образовательной организации. Программа рассчитана на индивидуальную и групповую работу с детьми 3 класса.

Состав групп до 15 человек.

Программа реализуется в рамках платной услуги образовательного учреждения МАОУ гимназии №1 и является платной для обучающихся.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Общее количество часов в год – 36 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут. Недельная нагрузка на одну группу – 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность заключается в том, что обучение по данной программе рассматривается как один из важных этапов, закладывающих развитие интеллекта, расширение кругозора каждого ребенка. Занятия по программе способствуют формированию личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.

Практическая значимость

Программе свойственна развивающая направленность. Это означает, что заданное в программе и подлежащее освоению детьми содержание знаний и практических действий способствует проявлению и становлению интересов к познанию, обогащает ребенка и выявляет его индивидуальные возможности. Это, как правило, практические виды деятельности, доступные ребенку: сравнение, преобразование, воссоздание, написание.

Цель: Формирование и развитие логического мышления через образовательную область "математика": научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся на основе системы развивающих занятий с использованием социальных сетей в образовательных целях.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Развивающие:

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость, сдержанность, трудолюбие, положительного отношения к русскому языку.

  • Прививать желание успешно учиться.

Принципы отбора содержания

  • Системность: задания располагаются в определённом порядке.

  • Принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются.

  • Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.

  • Увеличение объёма материала.

  • Наращивание темпа выполнения заданий.

  • Смена разных видов деятельности.

Основные формы и методы

Методы организации деятельности третьеклассников в большей степени ориентированы на самостоятельную умственную деятельность, на развитие навыков контроля и самоконтроля, на развитие познавательной активности детей.

Формы организации: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях обращено на такие каче­ства ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоя­тельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.

Планируемые результаты

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:

- формирование навыков применения полученных знаний и умений, ориентировки в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- углубление и расширение знаний воспитанников, исходя из интересов и специфики их способностей. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя рабочую тетрадь, свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;

- формирование умений перерабатывать полученную конкретную информацию математического профиля: делать выводы, сравнивать и группировать.

- развитие познавательных математических интересов, учебных мотивов, самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

- развитие логического и творческого мышления, речевых умений;

- развитие умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи, находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей;

-развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;

Механизм оценивания образовательных результатов.

Стартовый и итоговый контроль организуется по методике Холодовой О. А.; результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя (Приложение, таблица №1). Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. Контроль не допускает сравнения учащегося с другими детьми.

Формы подведения итогов реализации программы

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:

  • Стартовый (занятие №1) позволяет определить исходный уровень развития учащихся.

  • Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Самооценка и самоконтроль - определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

  • Итоговый (занятие № 34) предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

  1. 2

Развитие внимания.


11

2

9

Стартовый, текущий

  1. 3.

Развитие памяти.

11

2

9

Стартовый, текущий

Развитие и совершенствование воображения.

6

1

5

Стартовый, текущий

  1. 4.

Развитие мышления.


8

1

7

Стартовый, текущий, итоговый


Итого часов

36

6

30



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Развитие внимания.

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произволь­ного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует форми­рованию таких жизненно важных умений, как умение целе­направленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.

Раздел 2. Развитие памяти.

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени,

Раздел 3. Развитие и совершенствование воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

- дорисовывание несложных композиций из геометричес­ких тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

- деление фигуры на несколько заданных фигур и построе­ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

- складывание и перекладывание спичек с целью составле­ния заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Раздел 4. Развитие мышления.

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетра­дях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правиль­ные суждения и проводить доказательства без предваритель­ного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятий

Количество часов

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задания.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

1

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

1

Итоговое занятие.

1


Итого

36



КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


№ п/п

Режим деятельности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Развитие познавательных способностей»

1

Начало учебного года

01 сентября 2023 года

2

Продолжительность учебного периода в году обучения

36 учебных недель

3

Продолжительность учебной недели

5 дней

4

Периодичность учебных занятий

1 раз в неделю

5

Кол-во занятий в учебном году

36 занятий

6

Кол-во часов в учебном году

36 часов

7

Окончание учебного года

25 мая 2024 года

8

Период реализации программы

С 01 сентября 2023 года по 25 мая 2024 года


Организационно-педагогические условия реализации программы

Качество реализации платной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Развитие познавательных способностей» социально-гуманитарной направленности обеспечивается за счет:

- доступности, открытости, привлекательности для обучающихся и их родителей (законных представителей) содержания программы;

- наличие комфортной развивающей образовательной среды;

- применение современных педагогических технологий.

Кадровое обеспечение

Педагог начального общего образования, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю курса, без предъявления требований к стажу работы, обладать знаниями в области преподавания в начальных классах.

Материально-техническое обеспечение программы

- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

- Компьютер

- Принтер

- Фотокамера цифровая

Оборудование класса:

- Ученические двухместные столы с комплектом стульев

- Стол учительский с тумбой

- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Методическое обеспечение реализации программы включает:

- Учебно-методический комплект для педагога дополнительного образования и раздаточного дидактического материала (карточки, таблицы, схемы) для обучающихся.

Информационное обеспечение программы
    • Хранение учебно-методических ресурсов с использованием Интернет-сервисов;

    • Доступ к электронным учебным пособиям и использование обучающимися программных средств;

    • Доступ к ресурсам «Интернет» всем педагогам и обучающимся, участвующих в реализации программы;

    • Функционирование системы электронного обучения; использование технологий дистанционного обучения;

    • Использование программного обеспечения (zoom, skype) и социальных сетей для коммуникации между участниками образовательного процесса.

Информационное обеспечение программы

Интернет-ресурсы:

1. Министерство образования РФ: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://www.informika.ru/;

2. Российское образование федеральный портал: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://www.edu.ru/;

3. Новые технологии в образовании: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://edu.secna.ru/main/;

4. Уроки, конспекты. – Режим доступа: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: http://www.uchportal.ru/;

5. Персональный помощник педагога: [Электронный ресурс] / режим доступа URL: pedsovet.ru;

Список литературы

Нормативно-правовые документы:

- Конвенция о правах ребенка, одобренная генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.

- Конституция РФ.

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федеральный закон от 31.07.2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Литература для родителей:

  1. О.А.Холодова. Умники и умницы. 3 класс. В 2-х частях. Методические пособия;

  2. О.А.Холодова. Умники и умницы. Развитие познавательных способностей. 3 класс.

Литература для учителя:

  1. О.А.Холодова. «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей». Рабочие программы. 1–4 класс.