МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Принята на педагогическом совете Утверждена
Протокол приказом муниципального бюджетного
от «27» августа 2019 г. общеобразовательного учреждения
№ 1 Починковской средней школы
от 03.09.2019 № 300/1/01-08
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
физкультурно-спортивной направленности
объединение
«Футбол»
Возраст обучающихся: 11 – 15 лет.
Срок реализации: 1 год
Автор (составитель): Машков В.М., учитель физической культуры
Адрес: пл. Ленина, д.11,
с. Починки, Починковский район,
Нижегородская область, 607910
Т/Ф 8(83197)50038
с. Починки
2019 г.
Пояснительная записка
Целью физического воспитания в спортивных объединениях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Актуальность программы состоит в том, что футбол – популярный вид спорта. А через заинтересованность учащихся в футболе есть возможность реализовать цель данной программы, а именно развить психические и физические качества ребенка, мотивировать его к здоровому образу жизни.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакций, перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов воспитанников (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников. Футбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Направленность – физкультурно - спортивная.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование со спортивной направленностью, способы спортивно-оздоровительной деятельности.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» и требованиями
Федеральных государственных образовательных стандартов.
Указ Президента Российской федерации от 19.04.2017 №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»;
Адресат программы – дети 11 – 15 лет, отнесенные к основной группе здоровья. Цель программы:
1. Формирование и развитие навыков разносторонней общефизической и физической подготовленности: выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей, а также воспитание морально-этических и волевых качеств;
2. Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям футболом и здоровому образу жизни.
Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:
Общие:
-
гармоничное развитие детей и подростков, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;
-
обучение новым знаниям, умениям и навыкам в физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности;
-
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям футболом, в школьные спортивные клубы, объединения, к участию в соревнованиях;
-
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
-
освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития футбола, о роли данного вида спорта в процессе формирования основ культуры здорового образа жизни;
-
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
- обучение новым двигательным действиям средствами футбола, их использования в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
Оздоровительные:
-
укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;
-
формирование у детей и подростков культуры движений, обогащение их двигательного опыта, как средствами футбола, так и физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью.
Воспитательные:
- воспитание у детей и подростков устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом, интереса к занятиям подвижными играми на примере и средствами футбола.
Объем и срок освоения: Программа рассчитана на 1 учебный год, общее количество часов 72.
Формы обучения: учебно-тренировочные занятия, игры, беседы, конкурсы, соревнования. Формы проведения итогов по каждой теме: метод тестирования контрольных испытаний.
Условия реализации программы: В школе создана хорошая материальная база, оснащённая современными, дорогостоящими футбольными и мини-футбольными мячами, а также мячи баскетбольные, утяжелители, набивные мячи. Наше объединение взаимодействует с Починковским народным краеведческим музеем.
Режим занятий: вторник, среда 1700 – 1745, 2 часа в неделю, 72 часа в год.
Планируемые результаты: В результате освоения данной программы учащиеся должны
знать:
– педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитание физических качеств;
– биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
– возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физическими упражнениями;
– психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
– правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
уметь:
– технически правильно осуществлять двигательные действия данного вида спорта, владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
– управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
– соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях, оказывать первую доврачебную помощь при травмах и несчастных случаях;
– контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
– владеть игровыми ситуациями на поле;
– уметь владеть техникой передвижений, остановок, поворотов, а также техникой ударов по воротам.
В результате изучения Программы учащимися должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты - отражают индивидуальные личностные качества учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это:
– формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
– понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
– понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
– знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, которые проявляются в познавательной и практической деятельности. Это:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи образовательной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей познавательной деятельности в области вида спорта «футбол»;
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– самостоятельно оценивать уровень сложности заданий (упражнений) во время занятий в соответствии с возможностями своего организма;
– находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, уметь вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Предметные результаты - характеризуют умение и опыт учащихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения материала Программы.
Учебный план
№ | Название темы | Количество часов | Формы аттестации и контроля |
всего | теория | практика |
1 | Теоретическая подготовка | 4 | 4 | | Устный опрос |
2 | Общая физическая подготовка | 10 | | 10 | Наблюдение |
3 | Специальная физическая подготовка | 10 | | 10 | Тестирование |
4 | Техническая подготовка | 20 | | 20 | Тестирование |
5 | Тактическая подготовка | 14 | | 14 | Наблюдение |
6 | Игровая подготовка | 14 | | 14 | Самоанализ |
Всего | 72 часа |
Содержание учебного плана
Физическая культура и спорт в России. Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической культуры для подготовки Российских людей к трудовой деятельности и защите Родины.
Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и развитие его в России. Чемпионат и кубок Росси по футболу.
Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима дня юного спортсмена.
Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные как гигиенические и закаливающие процедуры. Правила купания.
Правила игры в футбол. Разбор и изучение правил игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности.
Место занятий, оборудование. Площадка для игры в футбол, её устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, щиты стационарные и переносные для ударов.
Общая и специальная физическая подготовка. Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощёнными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче контрольных испытаний.
Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны и вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на высоте пояса. Наклоны туловища вперёд и в стороны; то же, в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперёд, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжки в полуприседе. Переход из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев. Упражнения на формирование правильной осанки.
Упражнения с набивным мячом. (масса 1 – 2 кг.) Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же, с поворотом кругом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу ногами в положении сидя.
Акробатические упражнения. Кувырок вперёд с шага. Два кувырка вперёд. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперёд. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперёд и назад в положение лёжа, прогнувшись. «Мост» из положения лёжа на спине. «Полушпагат».
Упражнение в висах и упорах. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз. Из упора лёжа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук: два подхода по 2 – 4 раза, 2 – 3 подхода по 3 – 5 раз.
Лёгкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Бег по пересечённой местности (кросс) до 1500 м. Бег медленный до 20 мин. Бег повторный до 6 х 30 м. и 4 х 50 м. Бег 300 м.
Прыжки с разбега в длину (310 – 340 см.) и в высоту (95 – 105 см.). Прыжки с места в длину.
Метание малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с места и с подхода шагом).
Подвижные игры и эстафеты: «Бой петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей.
Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол по упрощённым правилам.
Специальные упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 – 10 м. из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа.
Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения на 15, 30 м. Бег «змейкой» между расставленными в различном положении стойками для обводки. Бег с быстрым изменением скорости: после быстрого бега быстро резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении.
Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух ног, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот направо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом».
Техника игры в футбол. Классификация и терминология технических приёмов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полёта мяча после удара. Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; обманных движений (ложная и действительная фазы движения); отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча, толчком соперника; вбрасывание мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря: ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падения перекатом; выбивание мяча с рук.
Практические занятия.
Техника передвижения. Бег: по прямой, изменяя скорость и направление; приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега (выпадом и прыжками на ноги).
Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся навстречу справа или слева мячу; направляя мяч в обратном направлении и стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары на точность: ноги партнёру, ворота, цель, на ходу двигающемуся партнёру.
Удары по мячу головой. Удары серединой лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега, по летящему навстречу мячу: направляя мяч в обратном направлении и в стороны, посылая мяч верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность: в определённую цель на поле, в ворота, партнёру.
Остановка мяча. Остановка мяча подошвой и внутренней стороной катящегося и опускающегося мяча, мяча – на месте, в движении вперёд и назад, подготавливая мяч для последующих действий. Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча – на месте, в движении вперёд и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий.
Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъёма и внутренней стороной стопы: правой, левой ногой и поочерёдно; по прямой, меняя направления, между стоек и движущихся партнёров; изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом.
Обманные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки – неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону): во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнёру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу – вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнёру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъёма правой ноги и резко уйти вправо, этот же финт в другую сторону.
Отбор мяча. Перехват мяча – быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача мяча. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом, - выбивая и останавливая мяч ногой в выпаде.
Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Вбрасывание с места из положения ноги вместе и шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнёру, на ход партнёру.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча и в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.
Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка (с места и с разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъём с мячом на ноги после падения.
Отбивание мяча одним кулаком без прыжка и в прыжке (с места и с разбега).
Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.
Выбивание мяча ногой: с земли (по неподвижному мячу) и с рук (с воздуха по выпущенному из рук и подброшенному перед собой мячу) на точность.
Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий: вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол».
Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом – подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча – повернуться кругом и продолжить ведение или сделать рывок вперёд на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнёрами, чтобы не столкнуться друг с другом.
Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действие партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для использования ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных способов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку».
Выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча (не менее одной по каждой группе).
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча, т. е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбор мяча изученным способом.
Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от «угла удара», разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Учебные и тренировочные игры, применяя в них изученный программный материал.
Игровая подготовка. Чередование подготовительных, подводящих упражнений и упражнений по технике. Развитие специальных качеств в рамках структуры технических приемов в упражнениях повышенной интенсивности. Упражнение на переключения в выполнении технических приемов нападения и защиты повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков тактических действий, технических приемов и развития специальных качеств. Чередование изученных тактических действий индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите. Индивидуальные действия при бросках, индивидуальные действия при накрывании, индивидуальные действия при борьбе за отскочивший от щита мяч. Групповые и командные действия в нападении и защите. Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной программный материал по технической и тактической подготовке. В эту систему вводятся задания на переключение в тактических действиях с одной системы игры в нападении и защите на другую с применением характерных для этой системы групповых действий. Задания дифференцируются также с учетом игровых функций учащихся. Контрольные игры. Применяются в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Проводится регулярно, учитывая наполняемость учебной группы. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям. Календарные игры. Установка на игру, разбор игр. Отражение в заданиях, в учебных играх результатов анализа календарных игр.
Календарный учебный график
№ | Тема занятия | Дата проведения | Теоретическая\ практическая часть | Форма и оценка результатов |
(план) | (факт) | Тип\форма занятия | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. История и развитие футбола и мини-футбола в России. Гигиенические занятия и навыки. Закаливание. Режим и питание спортсмена, врачебный контроль, предупреждение травм. Основы спортивной тренировки. | | | Изучения нового материала / Рассказ | 4 | опрос |
ОФП |
2 | Строевые упражнения. Эстафетный бег. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка выполнения |
3 | Упражнения для рук и плечевого пояса | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка выполнения |
4 | Упражнения для ног | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка выполнения |
5 | Упражнения для шеи и туловища | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка выполнения |
6 | Упражнения для развития силы | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка выполнения |
7 | Упражнения для развития быстроты | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка выполнения |
8 | Упражнения для развития гибкости. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка выполнения |
9 | Упражнения для развития ловкости | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка выполнения |
СФП |
10 | Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
11 | Упражнения для развития силы удара. | | | Изучения нового материала / Практикум | 3 | Оценка техники выполнения |
12 | Упражнения для развития игровой ловкости. | | | Изучения нового материала / Практикум | 3 | Оценка техники выполнения |
13 | Упражнения для развития прыгучести. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
Техническая подготовка |
14 | Остановки мяча. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
15 | Ведение мяча. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
16 | Ведение мяча с обводкой. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
17 | Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
18 | Удары по катящемуся мячу внутренней частью подъема. Удары по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
19 | Удары по неподвижному мячу внешней частью подъема. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
20 | Удары по летящему мячу внутренней стороной стопы. Удары по летящему мячу серединой подъема. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
21 | Передачи в парах. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
22 | Передачи в парах, тройках. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
23 | Передачи мяча в движении. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
24 | Удары по мячу головой. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
25 | Удары по мячу головой с пассивным и активным сопротивлением. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
26 | Отбор мяча. Вбрасывание из-за боковой линии с места, с шага. | | | Изучения нового материала / Практикум | 1 | Оценка техники выполнения |
27 | Финты (обманные действия). Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
Тактическая подготовка |
28 | Позиционные нападения без изменения позиций игроков. Двусторонняя учебная игра. | | | Изучения нового материала / Практикум | 3 | Оценка техники выполнения |
29 | Тактика нападения: в игровых заданиях 3:1, 3:2, 3:3, 2:1 с атакой и без атаки ворот. | | | Изучения нового материала / Практикум | 4 | Оценка техники выполнения |
30 | Тактика защиты: индивидуальные действия. Двусторонняя учебная игра | | | Изучения нового материала / Практикум | 3 | Оценка техники выполнения |
31 | Тактика защиты: групповые действия. Тактика вратаря. Двусторонняя учебная игра | | | Изучения нового материала / Практикум | 4 | Оценка техники выполнения |
Игровая подготовка |
32 | Круговая тренировка. Упражнение на внимание, координацию, быстрота реакции. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
33 | Чередование изученных тактических действий индивидуальных, групповых и командных в нападении и защите | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
34 | Учебные игры | | | Изучения нового материала / Практикум | 4 | Оценка техники выполнения |
35 | Контрольные игры. | | | Изучения нового материала / Практикум | 4 | Оценка техники выполнения |
36 | Календарные игры. | | | Изучения нового материала / Практикум | 2 | Оценка техники выполнения |
Формы аттестации
№ п\п | Название контроля | Форма контроля |
1 | Входной (стартовый) контроль. | Тестирование физической подготовленности учащихся |
2 | Промежуточный (текущий) контроль. | Контроль техники выполнения упражнений. Контроль техники игры. |
3 | Итоговый контроль. | Соревнования. |
Контрольные упражнения по общей физической подготовке.
Физические способности | Контрольные упражнения | Возраст |
11- 12 лет | 13-15 лет |
Скоростные | Бег 30 м, сек | 4,9 - 5,2 - | 4,4 - 4,7 - |
Бег 60 м, сек | 9,1 – 9,4 10,0 | - - |
Бег 100м, сек | - | 14,3 – 14,8 |
Координационные | Челночный бег 3х10 м, сек | 8,7 - 9,1 | 7,9 - 8,4 |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 150 - 170 | 180 - 200 |
Выносливость | Бег 1500 м, мин/сек | 8,40 – 9,00 | - |
Бег 2000 м, мин/сек | - | 9,10 – 9,30 |
Гибкость | Наклон вперед из положения сидя, см | 6 | 9 |
Силовые | Подтягивание на высокой перекладине из виса, раз | 4 | 7 |
Контрольные упражнения по специальной физической подготовке.
№ п/п | Контрольные упражнения | Возраст (лет) |
11-12 | 13-15 |
1. | Бег 300м(с) | 57-60 | - |
2. | Бег 400м(с) | - | 70-73 |
3. | Бег 30м с ведением мяча(с) | 6,2 -6,4 | 5,7-6,0 |
4. | Удар по мячу ногой на дальность (м) | 45-50 | 50-55 |
5. | Жонглирование мячом | 12 | 15 |
6. | Удар по мячу ногой на точность | 5-6 | 7-8 |
7. | Бросок мяча рукой на дальность | 8-10 | 13-16 |
Методические материалы
Методическое обеспечение. Приемы, методы и формы занятий.
Занятия проводятся в основном в групповой форме. Учитываются склонности детей, их индивидуальные особенности, для этого используется такая организационная форма как объединение учащихся разного возраста.
Усилению мотивации занятий в объединении способствует привлечение подростков к содействию, руководство командой, т.е. овладение организаторскими навыками.
Занятия проходят в спортивном зале, на свежем воздухе.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение
Занятия проводит учитель с высшим образованием и 1 разрядом по футболу.
Информационное обеспечение
Диск с видеоиграми по футболу.
Для показа видео используется ноутбук.
Оборудование.
– Различные виды мячей (волейбольный, баскетбольный, мяч для метания)
– Скакалки
– Гимнастические скамейки
– Гимнастические палки
– Мячи футбольные
Список литературы
Список литературы основной:
1. Внеурочная деятельность учащихся. «Футбол». Работаем по новым стандартам. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов., М.: Просвещение, 2011
2. Шаг за шагом. Все о тренировке юного футболиста. М. Мукиан, Д. Дьюрст., М.: Астрель АСТ, 2007 г.
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2016.
4. Спорт в школе. Футбол. И.А. Швыков. «Терра спорт»., Москва 2002 г.
5. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2008 г.
6. Физическая культура. Тестовый контроль 5-9 классы., В.И. Лях., М.: Просвещение, 2009 г.
7. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2015.
Список литературы дополнительный:
1. Цирин Б. Я., Лукашин Ю. С. Футбол. – М.: Физкультура и спорт. 1982, 2-ое исправленное и дополненное издание, - 207 с., ил. – (Азбука спорта).
2. Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.- 264 стр
3. Годик, М. А. «Физическая подготовка футболистов» / М.А. Годик – М.: Терра-спорт, 2006. – 250 с.
4. Голомазов С. В., Чирва П. Г. «Теория и практика футбол» 2014 г.