СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образование "Мир природы по биологии на 2022-2023 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный. Научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т.е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования -экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образование "Мир природы по биологии на 2022-2023 учебный год»






Рабочая программа по кружку «Мир природы» для 5 -6 классов










Программу разработала учитель биологии высшей категории

Юрченко Татьяна Николаевна



















2022

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования по курсу «Мир природы» для 5-6 классов разработана:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 .№ 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)

  2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16)

  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 22.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

  4. Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей («Точка роста») (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 1 ноября 2021 г. ТВ – 1913/02)

  • Актуальность. Введение занятий биологического кружка особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не

менее интересно, чем, например, виртуальный. Научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т.е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять. Для этого необходим новый этап образования -экологическое образование в результате, которого значительно повысится уровень экологической культуры. Также актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Направленность программы- естественнонаучная Профиль - биология

Уровень освоения программы – базовый. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Программа ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Возраст воспитанников: 10-12 лет. В программе кружка отражены взаимосвязи природы и человека, на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся знакомятся с различными живыми организмами, изучают их строение и особенности функционирования. Живые организмы рассматривается как часть живой природы, окружающей школьника и имеющей для него эстетическое, этическое, познавательное и практическое значение.

Рабочая программа рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Для каждой темы указано количество часов, отведенных на изучение теоретического материала и практических занятий.

В ходе работы кружка учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Сроки реализации рабочей программы: 2022-2023 учебный год.

Новизна программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что при ее реализации, у обучающихся возникает интерес к биологии, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные качества личности, и как результат – участие в олимпиадах, биологических конкурсах разного уровня.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что содержание курса направлено на формирование учебных действий, обеспечивающих познавательных и коммуникативных качеств личности. обучающиеся могут включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;

  • добровольное привлечение к процессу деятельности;

  • чередование коллективной и индивидуальной работы;

  • свободный выбор вида деятельности;

  • нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

  • развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы: формирование личности, способной ответственно относиться к окружающей среде и своему здоровью, посредством приобщения к миру природы и участия в исследовательской деятельности на природных объектах.

Задачи Образовательные:

  • Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.

  • Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

  • Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

  • Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

  • Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

  • Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.

  • Развитие монологической устной речи.

  • Развитие коммуникативных умений.

  • Развитие нравственных и эстетических чувств.

  • Развитие способностей к творческой деятельности. Воспитательные:

  • Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

  • Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

  • Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Формы работы: Теоритическое занятие Практические занятия

Фронтальный и индивидуальный опрос. Отчеты по лабораторным работам.

Творческие задания.

Информационно-поисковая работа с использованием ИКТ. Исследовательские: выполнение проектных работ Конкурсные: выставки плакатов, рисунков, газет

Игровые: викторины, конкурсы Познавательные: экскурсии

Рабочая программа кружковой деятельности в 5-6 классах разработана с использованием оборудования центра «Точка роста» на база МБОУ «Витовская ООШ им. А. Е. Зубцова» «Точка роста» обеспечивается реализация образовательных программ естественно-научной и технологической направленностей, разработанных в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и с учетом рекомендации Федерального оператора учебного предмета «Биология». Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые здесь подходы, структуру и содержание при организации обучения биологии в 5-9 классах.

Использование оборудования центра «Точки роста» при реализации данной программы позволяет создать условия:

  • для расширения содержания школьного биологического образования;

  • для повышения познавательной активности обучающихся в естественнонаучной области; значимых интересов и потребностей;

  • для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

  • для работы с одаренными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности.


Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

 развитие эстетического сознания через освоение художественного на, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

 формирование и развитие компетентности в области использовании.

Предметные результаты:

 формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;

 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;  формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по от ношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

 формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

 освоение приёмов рациональной организации охраны труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Методические условия реализации программы

Типы занятий:

      • комбинированный;

      • первичного ознакомления с материалом;

      • усвоение новых знаний;

      • применение полученных знаний и умений на практике;

      • закрепления, повторения;

      • итоговое.

Формы и методы обучения:

      • Теоретические занятия;

      • Презентации;

      • Творческие задания;

      • Индивидуальная работа;

      • Подготовка и проведение мероприятий;

      • Проектная деятельность;

      • Экскурсии;

      • Игры.

Формы контроля усвоения материала:

      • Самостоятельные творческие работы;

      • Сообщения по интересующей их проблеме. Формы проведения занятий.

      • Рассказ, беседа. Учащиеся активно участвуют в разговоре, задают вопросы.

      • Семинар – учащиеся самостоятельно готовят сообщения по теме занятий.

      • Работа с литературой.

      • Викторины, конкурсы, игры.

      • Подготовка и проведение экскурсий.

Содержание программы

Введение

Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование. Биология – наука о живой природе. Оформление уголка кружка «Занимательная биология» История микроскопирования. Знакомство с устройством микроскопа. Р. Гук – первооткрыватель клетки. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки. Открытие микромира Левенгуком. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды. Осенняя экскурсия: «Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»

В мире невидимок.

Путешествие в микрокосмос. Строение и разнообразие бактерий. Значение бактерий в природе. Значение бактерий в жизни человека

В царстве растений

Удивительные растения. Путешествие в клетку растений. Мини – исследование: «Кто раскрасил мир растений? Корень, его строение и значение. Тайны листа растений. Мини - исследование: «Маленькой елочке холодно зимой?». Интеллектуальная игра «Тайны растений»

В царстве грибов

Урок занимательной микологии. Тайны грибов. Строение грибов

В царстве животных

Насекомые и их строение. Удивительный мир насекомых. «Подцарство. Простейшие, или Одноклеточные»

Загрязнение окружающей среды

Анализ загрязненности проб почвы. Определение влажности разных видов почвы. Определение температуры воздуха в кабинете. Анализ загрязненности проб снега Определения влажности воздуха рядом с растением. Составления графика освещенности в кабинете. Определение общей жесткости воды. Презентация животные и растения брянской области, занесенные в красную книгу. По страницам Красной ниги. Заповедник «Брянский лес». Весенняя экскурсия

Тематическое планирование


Дата


Тема занятия

Кол-во часов

Оборудование «Точки Роста»




Всего

Теория

Практика




Введение

7

3

4



Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. Приборы для научных исследований,

лабораторное оборудование

1

1


Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование


Биология – наука о живой природе.

1

1




Оформление уголка

кружка «Занимательная биология»


1




История микроскопирования.

Знакомство с устройством микроскопа.


1


1



Р. Гук – первооткрыватель клетки. Что увидел в микроскоп Роберт Гук? Рассматривание среза пробки.



1

Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование

Микроскоп цифровой,

микропрепараты. Электронные таблицы и плакаты.



Открытие микромира Левенгуком. Что увидел Левенгук в капле воды? Путешествие в каплю воды.



1


Осенняя экскурсия: «Путешествие в природу с биноклем и микроскопом»


1


1



В мире невидимок.

4

3

1



Путешествие в микрокосмос.

1

1


Микроскоп цифровой,

микропрепараты. Электронные таблицы и плакаты.

Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование

Цифровая лаборатория по экологии (датчик освещенности

температуры).



Строение и разнообразие бактерий

1


1


Значение бактерий в природе

1

1



Значение бактерий в жизни человека

1

1




В царстве растений

7

2

5


Удивительные растения

1

1



Путешествие в клетку растений

1


1


Мини – исследование: «Кто раскрасил мир растений?

1


1


Корень, его строение и значение.

1


1


Тайны листа растений



1

Микроскоп цифровой, микропрепараты. Внутреннее строение

листа.


Мини - исследование:

«Маленькой елочке холодно зимой?»



1

Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.


Интеллектуальная игра «Тайны растений»


1





В царстве грибов

3

1

2



Урок занимательной микологии.

1

1


Цифровой микроскоп

Лабораторное оборудование.


Тайны грибов

1


1


Строение грибов

1


1



В царстве животных

2


2



Насекомые и их строение. Удивительный мир насекомых

1


1

Микроскоп цифровой,

микропрепараты. Электронные таблицы и плакаты.

Цифровая лаборатория по биологии. Лабораторное оборудование

Гербарный материал— строение насекомого


«Подцарство. Простейшие, или Одноклеточные»

1


1



Загрязнение окружающей среды

6


6



Анализ загрязненности

проб почвы.

1


1

Цифровая лаборатория с датчиками рН, датчиком температуры и датчиком влажности почвы.



Определение влажности разных видов почвы.



1


Определение температуры воздуха в кабинете.



1


Анализ загрязненности проб снега

1


1


Определения влажности воздуха рядом с растением

1


1


Составления графика освещенности в кабинете.

1


1


Определение общей жесткости воды

1


1


Презентация животные и растения брянской области, занесенные в красную книгу.

1

1




По страницам Красной

книги.

1

1




Заповедник «Брянский

лес»

1

1




Весенняя экскурсия

1


1




Список литературы

1 Афанасьев С. Ю. «Самые удивительные растения», Москва, 2009 2 А. В. Скок. Систематика растений, Брянск, 2013

3 Новак Ф. А. Полная иллюстрированная энциклопедия, 1982 4 Занимательная биология для детей, Белый город 2012

5 Акимушкин «Занимательная биология», 2017 Российского

общеобразовательного

http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические

  • Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http :// school - collection . edu . ru

  • Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www . km . ru / education

http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF). http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического Вся биология - http://www.sbio.info


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!