СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Акварелька"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования изостудии «Акварелька» составлена для обучающихся МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» на основе программы Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Акварелька"»

Пояснительная записка

Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.

Рабочая программа дополнительного образования изостудии «Акварелька» составлена для обучающихся МОУ «Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда» на основе программы Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007

Содержание образовательной программы направлено на:

  1. создание условий для развития личности ребенка;

  2. развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

  3. обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  4. приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

  5. создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Программный материал учитывает культурно-национальные особенности региона, расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с художественными техниками и оформительской деятельностью, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Учитывая региональные особенности района 10 % от учебного времени отводится для изучения Северных народов, для изучения национальных традиций, праздников, изображение национального костюма, элементов декоративно-прикладного искусства. Познавательные сведения и практическая работа НРК проводятся параллельно с изучаемой темой, совпадающей с темой урока.

Цель:

Развитие личности школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи:

1. Научить элементарной художественной грамоте и работе с различными художественными материалами.

2. Развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в художественной деятельности.

3. Воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей.

Программа кружка «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 13 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Количество 10-15 человек. Занятия 2 раза в неделю. Срок реализации 3 года, 2 раза в неделю по 2 часа (по 45 минут / час) с внутренним 10 минутным перерывом. Всего в год 412 часов, из них теоретических занятий – 20 ч, практических занятий – 76 ч, экскурсии – 6ч. Первый год обучения – 132 ч., второй -140ч., третий – 140 ч.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:

  • ознакомительный – первый год обучения для обучающихся 7 – 8 лет;

  • развивающий – второй год обучения для обучающихся 9 –10 лет;

  • исследовательский – третий год обучения для обучающихся 11–13 лет.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.


Возрастные особенности воспитанников

Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.

Ребенок, рисуя, часто мысленно действует среди изображаемых им предметов, он только постепенно становится по отношению к своему рисунку посторонним зрителем, находящимся вне рисунка и смотрящим на него с определенной точки зрения. Более же старшие дети, у которых развивается постепенно критическое отношение к своей продукции, часто бывают не удовлетворены своим рисунком, ищут совета и поощрения у взрослого и, если не находят, разочаровываются в своих возможностях.


Формы занятий Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
  • Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.

  • Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.

  • В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.

  • Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.

  • Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

  • Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.


Задачи 1 года реализации программы:


  1. формировать художественные умения и навыки

  2. приобщать к миру искусства через практическую деятельность

  3. развивать воображение и навыки сотрудничества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания

  • умение организовать рабочее место.

  • бережное отношение к инструментам, материалам.

развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера.

  • ознакомление с художественными терминами и понятиями.

  • овладение основами художественной грамоты

  • знание цветов и изобразительныых материалов

  • умение передавать форму, величину изображения.

  • приобретение навыка работы в паре, группе


Задачи 2 года реализации программы:

  1. совершенствовать полученные умения и навыки

  2. организовать обучение в тесной связи с окружающим миром природы и социума

  3. обогащать нравственный опыт детей


Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • Ориентирование в социальных ролях

  • Нравственно-этическое оценивание своей деятельности.

  • Развитие наблюдательности, зрительной памяти.

  • Активное использование в речи терминов.

  • Соблюдение последовательности выполнения работы.

  • Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

  • Диагностирова-

ние причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях.

  • Участие в коллективном обсуждении


Задачи 3 года реализации программы:

  1. учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности

  2. способствовать проявлению творческой индивидуальности

  3. раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты художественного творчества.

Ожидаемые результаты:

личностные

предметные

метапредметные

  • Сформированность мотивации к познанию и саморазвитию.

  • Отражение индивидуально-личностных позиций в творческой деятельности.

  • Развитие художественного вкуса.

  • Овладение художественными терминами.

  • Умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта.

  • Способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

  • Умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.


Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.

Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе - большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразию события из своей жизни и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных книг.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полёты и сказочные сценки.


Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы


Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей.

Так же проводится педагогическое наблюдение. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая городскими, региональными и всероссийскими конкурсами.

Итогом творческой работы каждого ученика в процессе обучения станет проект. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.


Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Материально-техническое обеспечение:

    • помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;

    • оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)

    • Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

  1. Методическое обеспечение:

  • видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);

  • дидактические материалы на различных носителях,

  • методические материалы, наглядные пособия.



Учебно-тематическое планирование


Первый год обучения. Ознакомительный этап: 7 – 8 лет.


Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 - 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.


Тематическое планирование




Тема


Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1

«Знакомство с королевой Кисточкой».

Урок-игра. Условия безопасной работы.

2

2

«Что могут краски?»

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Радуга.

2

3

«Изображать можно пятном».

Акварель, отработка приёма рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приёмом «размыть пятно».


6

4

«Осень. Листопад».

Смешение теплых цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстративного материала. Творчество великих художников.

10


5

«Грустный дождик»

Образ дождя, ограниченная палитра. Акварель. Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал.

2

6

«Красоту нужно уметь замечать».

Изображение спинки ящерки. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.

2

7


«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Гуашь. Отработка приёма: смешение цвета с белилами.

10

8

Рисуем дерево тампованием.

Создание творческие работы на основе собственного замысла с использованием художественных материалов.

4

9

«Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета.

Изобразительные свойства гуаши.

10

10

«Снежная птица зимы».

Холодная гамма цветов. Гуашь. Орнаментальная композиция.

10

11

«Кто живёт под снегом».

Урок – игра на развитие воображения. Холодные и тёплые цвета. Гуашь, акварель (по выбору).

6

12

«Красивые рыбы».

Гуашь. Отработка приёма – волнистые линии. Закрепление навыка – примакивание кистью. Беседа с показом иллюстративного и природного материала.

10

13

«Моя мама».

Творческая работа. Беседа с показом детских работ, иллюстраций по иконописи.

10

14

«Изображать можно в объёме».

Превратить комок пластилина в птицу. Лепка.

4

15

«Мы в цирке».

Ритм цветовых геометрических пятен. Гуашь. Основные цвета. Рисуем и играем.

10

16

«Фантастические цветы».

Аппликация на картоне с помощью цветных нитей. Освоение техники заполнения круга и угла. Составление композиции.

10

17

«Цветы и бабочки».

Декоративное рисование. Композиция в круге. Гуашь.

10

18

Обзорная экскурсия

«Здравствуй, мир!»


2

19

«Я мечтаю».

Свободная композиция.


10

20

Заключительное занятие.

Выставка работ, награждение активных кружковцев.

2


Всего часов:


132


Прогнозируемые результаты


Обучаемые первого года обучения

Должны знать:

  • названия основных и составных цветов;

  • понимать значение терминов: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, роспись;

  • изобразительные основы декоративных элементов;

  • материалы и технические приёмы оформления;

  • названия инструментов, приспособлений.

Должны уметь:

  • пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

  • полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

  • подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

  • владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов их смешением;

  • моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

  • пользоваться материалами.



Второй год обучения. Развивающий этап: 9–10 лет.


Изобразительное искусство – наиболее применимая область эмоциональной сферы ребёнка. На этом этапе он исследует форму, экспериментирует с изобразительными материалами, знакомится с мировой культурой. Более свободное владение различными художественными средствами позволяют ребёнку самовыразиться.




Тема


Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы.

2

2

«Орнаментальная композиция».

Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Организация плоскости.

10

3

«Изображать можно пятном».

Кляксография в чёрном цвете. Превратить пятно в зверушку.

10

4

«Осенние листья».

Пластика линий. Изобразительные свойства карандаша.

Линия, штрих, тон, точка.

10

5

«Осеннее дерево».

Живопись. Цветом обозначается и заливается пятно кроны дерева, плотно расположенное в листе. Затем кистью прорисовывается ствол, ветки и плоды. Декоративная проработка кроны листьями, узора на ветках, стволе. Контрастная заливка фона.

10

6

«Сказочная птица».

Декоративная композиция на освоение различных способов художественного выражения. Солёное тесто.

10

7

«Зимний лес».

Характер деревьев. Ограниченная палитра. Изобразительные свойства гуаши.

10

8

«К нам едет Дед Мороз».

Фигура человека в одежде. Контраст тёплых и холодных цветов.

6

9

«Ёлочка – красавица».

Впечатления о празднике. Творческая работа. Свободный выбор материала.

6

10

«Русская сказка с животными в костюмах».

Живопись. Декоративный и реалистический подход к композиции (решение костюма, передача окружения). Роль декоративного пятна.

10

11

«Кактусы».

Цветная графика. Натюрморт по наблюдению. Составить на листе композицию из кактусов, используя всё, или некоторые из наблюдаемых растений. Цветная акварельная подготовка и прорисовка тушью или фломастерами.

6

12

Поздравление.

Использование шаблона и трафарета. Штрих. Выделение главного.

6

13

«Бабочка».

Декоративная композиция. Рисунок на картоне с помощью цветных нитей. Освоение техники заполнения круга и угла.

10

14

«Цветы весны».

Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

10

15

«Город»

Цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

10

16

«Весна на другой планете».

Живопись. Развитие фантазии, воображения, свобода эксперимента в технике. «Весна на голубой планете», «Розовый сад», «Планета золотых деревьев».

10

17

Заключительное занятие.

Выставка работ, награждение активных кружковцев.

4


Всего часов:


140


Прогнозируемые результаты


Обучаемые второго года обучения

Должны знать:

  • особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

  • разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;

  • творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;

  • основы графики;

  • правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.

Должны уметь:

  • пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

  • пользоваться графическими материалами и инструментами (перья, палочки);

  • различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;

  • рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • выполнять орнамент в круге, овале, ленте;

  • проявлять творчество в создании работ.

Третий год обучения. Исследовательский этап: 10–13 лет.

На данном этапе важной становится цель – научить детей вести исследование доступных им проблем. Развить их способность ставить перед собой задачу и осуществить её выполнение.

Знания и умения, полученные за годы обучения, применяются в создании творческих работ.




Тема


Вид изобразительной деятельности

Кол-во

часов

1

Плоский орнамент и круглая форма.

Декоративное рисование. Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия в композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст.

2

2

«Сказочная рыба».

Живопись. Плотная компоновка в листе, проработка рыбы орнаментом.

2

3

«Подводный мир».

Живопись. Ритмическое построение композиции, взаимосвязь составляющих её крупных и мелких элементов. Развитие фантазии, чувства колорита, цвета, ритма.


10

4

«Осенний цветок».

Живопись. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме. Возможна компоновка двух-трёх цветков.

10

5

«Осеннее настроение».

Живопись. Передать в цвете различные настроения осени (ранняя осень, поздняя, дождливая, ветреная, туманная).

10

6

«Портрет животного».

Цветная графика. Передача характера животного (хитрое, грустное, жалкое, злое). Средства: линия, пятно, штрих, силуэт, ритм, контраст.

10

7

«Первый снег».

Графическая композиция с включением городского или деревенского пейзажа, персонажей (людей, детей, собак и т.д.)

8

8

«Портрет сказочного героя».

Живопись. Подчинение колорита образному решению. Отразить в работе характер героя через его одежду, руки, жест, позу, выражения лица, причёску. Выбор сказочного героя: Снежная королева, Бармалей, Колдун, Морской царь, Баба-Яга, Царевна-Лебедь и др.

8

9

Задание на колорит

Живопись. Движение масс, линий в листе, как способ передачи настроений, эмоций, напряжения.

2

10

Коллективная работа "Новогодняя елка"

Задание - игра: коллективное размещение игрушек на треугольнике елки и заполнение оставшихся пространств нарисованными бусами, свечками, конфетками.

10

11

Зима-кружевница

Освоение понятий ритма, пятна, линии как основных элементов графической выразительности.

5

12

коллективная работа

"Сказочный город"

Развитие пространственно-объемного изображения, соблюдение соразмерности элементов и подчинения их общему замыслу.

10

13

«Портрет мамы»

Развитие навыков работы по наблюдению, по памяти. Создание характера в портрете.

10

14

«Цирк»

Задача создания атмосферы цирка с использованием портрета циркового артиста (клоун, акробат, жонглер, дрессировщик, фокусник). Передача характера и движения основной фигуры.

10

15

«Весенний пейзаж»

Живопись. Передать в цвете различные состояния и весенние настроенияя в природе (весна в городе, в горах, весенняя пашня, поздняя цветущая весна)

10

16

«Цветы с натуры»

Живопись. Овладение приемами акварельной техники "по-сырому".

5

17

«Цветы сказочные и фантастические».

Цветная графика. Выполнение декоративного цветка в одной цветовой гамме.

6

18

Коллективная работа «Цветочная сказка»

Цветная графика. Сюжеты из сказок с Дюймовочкой, гномами, эльфами, муравьями и другими маленькими существами.

10

17

Заключительное занятие.

Выставка работ, защита проектов, награждение активных кружковцев.

2


Всего часов:


140


Прогнозируемые результаты


Обучаемые третьего года обучения

Должны знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров прошлого и настоящего;

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;

  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;

  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью;

  • знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;

  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Должны уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;

  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу;

  • анализировать форму, конструкцию, пространственное положение, тональные отношение, цвет изображаемых предметов;

  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;

  • передавать тоном и цветом объём и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;

  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приёмы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности.


Литература


  1. Е.М Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2001

  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. – М., 1989.

  3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.

  4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991, гл. XVII –с.345-349.

  5.  Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.: ил.

  6. А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

  7. Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2000.

  8. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. – 111с.: ил.

  9. Даниэль С.М. Искусство видеть. – Л., 1990.

  10. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

  11. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

  12. С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

  13. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил.

  14. Претте М.К. Творчество и выражение. Т.1,2. – М., 1981, 1985.

  15. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!