МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА»
СОГЛАСОВАНО Отдел дополнительного образования Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики | УТВЕРЖДЕНО Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики От « ____» ____________2018 г. № ___ |
КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СЕКЦИИ «БУШИДО – ПУТЬ ВОИНА»
Возраст детей от 5 до 17 лет
Срок реализации программы: 6 лет
Авторы:
Мельников Артем Николаевич,
Кучеренко Вера Сергеевна,
педагоги дополнительного образования
Донецк -2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы
Образовательная программа секции «БУШИДО – ПУТЬ ВОИНА» является комплексной дополнительной общеобразовательной программой,так как представляет собой совокупность самостоятельных программ, объединенных по принципу взаимодополнения и направленных на решение общих целей и задач. Она включает в себя две самостоятельные программыпо предметам: «каратэ-до» и «военно-патриотическое воспитание».Комплекснаяобразовательная программа по содержанию объединяет физкультурно-спортивное и военно-патриотическое направления дополнительного образования.
Государственные и ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс по данной программе:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №I-233П-НС от 19.06.2015 г.).
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 327 от 17.07.2015 г.).
Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 8 от 19.01.2015 г.).
Требования к программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 392 от 11.08.2015 г.).
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 322 от 17.06.2015 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 310 от 04.04.2016 г.).
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 815 от 03.08.2016 г.).
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017 г.).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793).
Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.09.2015 года № 570).
Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» (Приказ управления образования администрации г. Донецка № 331 от 21.06.2016 г.).
При разработке программы взята за основу аттестационная программа тестирования на разряды по традиционному каратэ-до, виды испытаний (тесты) и нормативы «Готов к труду и обороне» (ГТО), Устав вооруженных сил Донецкой Народной Республики.
Программа составлена на основе обобщения 10-ти летнего учебно-тренировочного опыта работы тренерско-преподавательского состава спортивного клуба «Бушидо» на базе общеобразовательной школы № 91 г. Донецка по подготовке спортсменов-каратеистов различной квалификации и опыта учебно-воспитательной работы ведущих специалистов дополнительного образования России и Донецкой Народной Республики.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Актуальность
Традиционно каратэ пользуется популярностью со стороны детей и их родителей т.к. способствует развитию физических и морально-волевых качеств обучающихся. Сегодня наше государство предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование самодостаточной личности с сформированной устойчивой гражданской позицией, основанной на понимании истории, ценностных ориентиров общества и готовности выполнить свой гражданский долг.
Соединение в комплексной программе дополнительного образования программ физкультурно-спортивного направления «каратэ-до» и «военно-патриотического воспитания» призвано обеспечить достижение максимальной результативности в воспитании цельной, гармоничной и социально востребованной личности, имеющей сформированной гражданской позицией, способной на активную защиту Родины.
Новизна
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание комплексности физического воспитания и формирования волевой личности, с активной гражданской позицией. В программе удачно сочетаются методы физкультурно-спортивного и военно-патриотического воспитания, что обеспечивает эффективное распределение нагрузки между предметами по отношению к результату обучения.
Педагогическая целесообразность:
Данная комплексная программа дополнительного образования детей педагогически целесообразна,так как предполагает одновременное физическое развитие (с приобретением спортивно-соревновательных навыков посредством изучения каратэ-до) и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине; формирование профессионально значимых качеств и умений.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы, ее отличительные особенности
Основной целью программы является - формирование и развитие физически развитой личности, имеющей активную гражданскую позицию, профессионально ориентированной на защиту Родины.
Задачи программы
Образовательные:
- ознакомить с историей развития каратэ;
- обучить приемам каратэ на уровне умений и навыков;
- изучить основы правил соревнований;
- приобщить к соревновательной деятельности; способствовать приобретению соревновательного опыта;
- сформировать у обучающихся современный уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности;
- сформировать у обучающихся умения и навыки по основам Начальной Военной Подготовки и по основам военной службы;
- овладеть навыками огневой, строевой подготовки, элементами военной топографии и ориентирования;
- ознакомить с правилами по технике безопасности при проведении занятий;
- ознакомить с особенностями оказания первой медицинской помощи при различных условиях обучения (в спортивном зале, на открытой площадке, в походе);
Развивающие:
- развить мышечную, зрительную память и образное мышление;
- развить физические качества: силу, скорость, гибкость, ловкость, координацию движений, выносливость;
- способствовать развитию и совершенствованию психофизиологических способностей, качеств и свойств личности.
Воспитательные:
- мотивировать устойчивую потребность выбора здорового образа жизни, физического совершенствования и самовоспитания;
-сформировать навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;
- развить морально- волевые качества личности;
- формировать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
- сформировать мотивационно-ценностное отношение к выполнению гражданского долга и служению в армии;
- воспитать уважительное отношение к героическому прошлому нашего народа;
- сформировать устойчивый интерес к военной службе и военной профессии.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Образовательнаяпрограмма по двум предметам: каратэ-до, военно-патриотическое воспитание «Путь воина»предусматриваетмежпредметные тематические связи со следующими предметами школьной программы:
- с физической культурой, акробатикой (отвлечённость от естественных форм движений человека, таких как ходьба, бег, прыжки), легкой и тяжелой атлетикой, гимнастикой;
- с историей (понимание единства Русского мира);
- с литературой (воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, верности конституционному и воинскому долгу).
Программа является пропедевтической по отношению к следующим областямзнаний:
психологии (понятие о природных задатках и способностях людей, личные качества характера, обеспечение успеха в творческой деятельности, тренинги на выявление и формирование тех или иных личностных качеств обучающихся);
анатомии (основы строения и функций человеческого тела);
физиологии (возрастные особенности человека, физиологические режимы жизнедеятельности);
медицины (комплекс мероприятий по оказанию само и взаимопомощи с использованием подручных средств);
биомеханики (понятие о законах движения тела в пространстве относительно опоры, звеньев тела относительно друг друга; перемещения тела впространстве, как единого цельного механизма);
начальной военной подготовки (подготовка подрастающего поколения к военной службе).
Планируемые к ознакомлению сведения адаптированы к возрастным особенностям обучающихся и необходимыми для повышения эффективности обучения по данной программе
Данная дополнительная программа предполагает три уровня освоения:
- 1-2 год обучения– ознакомительный, подразумевает тестирование исходного и текущего уровня физической подготовки; приобретение знаний, умений и навыков, соответствующих начальному уровню подготовки в предусмотренных программой образовательных областях обучения.
- 3-4 год обучения – базовый, подразумевает совершенствование приобретенных знаний и умений, тестирование компетентности обучающихся в данных образовательных областях и формирование навыков на уровне их практического применения, приобретение «пропедевтических» знаний по предусмотренным программой смежным образовательным областям.
- 5-6 год обучения – углубленный, совершенствование всех полученных навыков, итоговое оценивание уровняовладения программой обучения.
Программа соответствует дошкольному, начальному общему и основному общему уровням образования.
Срок реализации, возраст обучающихся, формы и режим занятий
Срок реализации комплексной дополнительной общеобразовательной программысекции физкультурно - спортивного и военно-патриотического воспитания «Бушидо – путь воина » - 6 лет.
Возраст обучающихся от 5 до17 лет. В одной возрастной группе могут заниматься одновременно мальчики и девочки. В связи с использованием принципа «взаимообучения и взаимопомощи» возможно формирование разно возрастных групп. В секцию принимаются дети с различным уровнем физической подготовки. При приеме на 1-й год обучения обучающиеся тестируются для определения входного уровня физической подготовленности.
Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Прием в такие группы проходит без конкурса ‒ ребенку достаточно иметь желание заниматься физическими упражнениями.
Прием в группы на второй и третий этап обучения осуществляется после пробного занятия. Целью которого, является выявление физических данных, двигательных навыков, координации движений, специальных знаний. Недостающие знания и навыки восполняются в процессе обучения, за счет организации наставничества опытных воспитанников над новичками.
При приеме в группы третьего и последующих годов обучения письменное заявление родителей и медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка также обязательны. В процессе обучения и по мере освоения программного материала допускается перевод обучающихся из одной группы в другую по рекомендации педагогов и с согласия родителей.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№п/п | г оды обучения предмет | Количество учебных часов в неделю | Количество учебных часов в год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Основная часть: |
| Каратэ-до | 4 | 6 | 8 | 8 | 8 | 8 | 72 | 108 | 144 | 144 | 144 | 144 |
| Путь воина | 2 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 36 | 36 | 72 | 72 | 72 | 72 |
| Всего: | 6 | 8 | 12 | 12 | 12 | 12 | 108 | 144 | 216 | 216 | 216 | 216 |
Учебный план программы предполагает максимальный объем учебной нагрузки на обучающихся. В каждом конкретном случае (в зависимости от состава группы, физических данных и возможностей обучающихся) возможна корректировка учебного плана в сторону уменьшения учебной нагрузки. Вариативная часть учебного плана позволяет при наличии в коллективе нескольких групп одного возраста организовывать их взаимодействие в массовых мероприятиях и воспитательной работе.
Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.
Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебно-тренировочное занятие.
Педагог определяет наиболее эффективные методы для каждого конкретного занятия в зависимости от специфики предмета, плана мероприятий и воспитательной цели.
Типовое учебно-тренировочное занятие включает как теоретическую, так и практическую части. В теоретической части даются знания по терминологии и знанию понятий, использующихся в данной образовательной области. Практическая часть сочетает овладение отдельными техническими приемами и их практическое применение в тренировочной, соревновательной и др. ситуациях.
Для достижения цели и задач данной образовательной программы в рамках учебно-воспитательного процесса предусматриваются следующие формы проведения занятий:теоретические занятия; лекции; беседы; показы; практические учебно-тренировочные занятия; мастер-классы; семинары; учебно-тренировочные сборы; соревнования; конкурсы; экскурсии; посещение музеев; трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий; уроки мужества; спортивно- массовые мероприятия.
Индивидуальная работа организуется с воспитанниками, проявившими способности к соревновательной деятельности(группа от 1 до 5 человек) с целью создания соревновательных индивидуальных и командных программ с обучающимися второго и третьего этапов обучения из расчета 36 часов в год на такую группу. Для организации работы составляется индивидуальный учебный план, который является дополнением к данной программе.
Организационно-педагогические основы образовательного процесса
Комплексная программа состоит из двух самостоятельных образовательных программ по предметам: каратэ-до ивоенно-патриотическое воспитание «Путь воина».
Традиционное каратэ-до является основным предметом в комплексной программе. Современное каратэ - это самостоятельный вид спорта, форма физического воспитания детей и подростков, система приемов самообороны. Каратэ включает в себя технику ударов и блоков, стоек и перемещений, комбинационную технику, способы реакции на действия противника или противников, тактику ведения поединка с одним или несколькими противниками. В системе подготовки бойца присутствуют следующие разделы: базовая техника (кихон), базовый поединок, формальные упражнения ( ката), комбинации свободного спарринга (учи-коми), бункай ката, самооборона, свободный бой, поединок с судейством.
Каратэ-до представляет собойвыработанную систему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Данная система движений призвана сделать тело спортсмена дисциплинированным и прекрасным; превращает его в чуткий инструмент, послушный воле самого спортсмена; развивает физические данные обучающихся; формирует необходимые технические навыки; является источником высоко точной техники выполнения; развивает координационные способности и задает необходимый уровень физических нагрузок.
Военно-патриотическое воспитание «Путь воина» является вспомогательным предметом программы. Она позволяет поддерживать необходимый уровень морально-нравственного воспитательного воздействия на обучающихся и помогает формировать единое информационное поле на занятиях.
Программа включает три этапа обучения. Продолжительность этапов обучения является величиной ориентировочной. Она определяется не временем, а достижением отдельными обучающимися ожидаемого результата в соответствии с поставленными задачами программы. Третий этап обучения является этапом совершенствования полученных навыков и может быть продлен по желанию воспитанников до достижения ими 18 лет.
Структура занятий:
Структура типовых занятий по предметам показана в программах по отдельным предметам.
На первом этапе обучения типовые занятия для всех образовательных предметов строятся с использованием игровой технологии.
Ожидаемые результаты обучения по комплексной программе после прохождения полного курса обучения
Воспитанники будут знать:
- историю развития каратэ-до;
- особенности оздоровительного, спортивного и прикладного направлений тренировки;
- специальнуюи спортивную терминологию;
- технику и тактику каратэ;
- правила соревнований по каратэ;
- технику безопасности на занятиях;
- устав воинской службы (устав внутренней службы, дисциплинарный устав, строевой устав);
- строевые команды и терминологию по строевой подготовке;
- основные вопросы туризма (особенности движения и ориентирования во время пеших переходов, сведения по снаряжению, питанию, гигиене в условиях похода);
-карта, условные обозначения;
- сведения по начальной огневой подготовке (виды оружия, правила обращения с оружием);
- основы и правила стрельбы;
- компас, азимут. Движение по азимуту. Ориентирование на местности;
- материальную часть АК-74 и ПМ.
Воспитанники будут:
- уметь обращаться со спортивным инвентарем;
- иметь максимально развитые физические качества: сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость;
- иметь развитые зрительную, слуховую и мышечную память, быстроту реакции, внимание, образное мышление, ассоциативную фантазию, воображение;
- владеть навыками саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;
- иметь развитые позитивные морально-волевые качества личности;
- иметь сформированную моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
- проявлять сформированное чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики и исторических святынь Отечества, донецкого края;
- понимать значение Отечества как непреходящей ценности, чувствовать связь
с предыдущими поколениями;
- проявлять сформированное ценностное отношение к выполнению гражданского долга и служению в армии.
Воспитанники будут проявлять общеучебные умения и личностные качества:
познавательный интерес и ценностное отношение к физическому воспитанию и спорту;
стремление к творческой деятельности в разных сферах жизни, к самосовершенствованию и здоровому образу жизни;
позитивные морально-волевые качества личности (целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей);
чувство коллективизма и товарищества;
дисциплинированность, ответственность, отзывчивость, доброту, чуткость, трудолюбие;
проявлять признаки позитивной социализации: уметь выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, быть успешным в разных сферах жизни, быть ориентированным на будущую профессию, обладать хорошим психическим и соматическим здоровьем личности;
иметь активную жизненную и гражданскую позицию;
иметь сформированные навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации личности.
Ожидаемые результаты по отдельным предметам и этапам обучения прописаны в программах по предметам.
Формы и способы проверки результативности программы
Виды контроля: исходный, текущий, итоговый.
Формы контроля: групповой, индивидуальный.
Формы представления результативности программы:
- открытые и итоговые занятия,
- соревнования;
- показательные выступления,
- конкурсы,
- спортивные праздники;
- массовые мероприятия, походы, экскурсии.
Методы отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- собеседование с обучающимися;
- медицинский контроль и самоконтроль, мониторинг физического состояния в процессе нагрузок;
- мониторинг результативности деятельности воспитанников;
- видеоматериал открытых занятий, соревновательных и показательных выступлений;
- фото - отчет.
Способы проверки ожидаемых результатов: зачеты, контрольные занятия, тестирования, походы, опросы, педагогическое наблюдение, открытые занятия, учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивные праздники, показательные выступления; тестирование физических качеств по программе ГТО, (Приложение 2); ведение учетной тетради спортсмена обучающимися, (Приложение 3).
Формы подведения итогов реализации программы:
-соревнования, военно-спортивные игры, смотры строевой и физической подготовки;
- анализ мониторинга индивидуальной результативности обучающихсяпо образовательным программам по предметам на протяжении всего срока обучения;
-квалификационный экзамен по каратэ-до.
Программа экзамена представленав Приложении 1.
Воспитанники, которые успешно прошли полный курс обучения по данной программе и показали уровень освоения предметов на «отлично» или «хорошо» получают Свидетельство о дополнительном образовании; воспитанники, получившие «удовлетворительно» имеют право на получение Сертификата о дополнительном образовании «Инструкции о порядке заполнения, выдачи и хранения свидетельства об окончании учреждения дополнительного образования» (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 г. № 253).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При работе с обучающимися используются следующие формы и методы обучения:
- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
- работа по индивидуальным планам;
- медико-восстановительные мероприятия;
- тестирование и медицинский контроль;
- участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;
- инструкторская и судейская практика.
Педагогические технологии,элементы которых используются при организации учебно-воспитательного процесса в физкультурно-спортивной военно-патриотической секции «Бушидо – путь воина»:
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального развития. Отношение к воспитаннику как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.
Технология коллективного творческого дела рассматривается как эффективный способ формирования детского коллектива.
Технология «создания ситуации успеха» ‒моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива; формирование стойкости в борьбе с трудностями.
Игровая технология – используется преимущественно на первом этапе обучения. Объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков.
Мультимедийные технологии – применяются для визуального отслеживания качества технического мастерства обучающихся, иллюстрирования теоретического материала, визуального показа образцов технического, спортивного мастерства (видео материалы соревнований высокого уровня, мероприятий, связанных с воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций).
6. Принцип «взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.
Педагогические принципы, лежащие в основе обучения
Принцип «доступности материала» возрастному и физическому развитию обучающихся, их технической подготовленности.
Принцип «наглядности» предполагает не только объяснение, но и грамотный показ движений, технических действий, понятий.
Принцип «последовательного изучения» – обучение от простого к более сложному, подготавливает ребёнка к каждому последующему этапу обучения.
Принцип «сотрудничества» подразумевает равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Принцип«взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.
Принцип «сознательности и активности обучающихся» вытекает из целей и задач дополнительного образования, определяет главную форму познавательной деятельности обучающихся.
Принцип «здоровьесбережения» – следование стратегии улучшения здоровья обучающихся, применение системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и формирование у них знаний и навыков по здоровьесбережению.
Методы и приемы обучения прописаны в программах по отдельным предметам комплексной программы.
Обеспечение методическими разработками:
1.Экзаменационная программа по каратэ – до. Приложение № 1.
2. Контрольные нормативы по «Готов к труду и обороне» (ГТО). Приложение № 2.
3. Учетная тетрадь спортсмена(приблизительный контрольный комплекс упражнений). Приложение № 3.
4. Тесты по военно-прикладному воспитанию для групп начальной подготовки иучебно-тренировочной. Приложение № 4.
5. Общие понятия, термины: Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания. Приложение № 5.
6. Контрольные нормативы по ОФП для зачисления в группу. Приложение № 6.
7. Список спортивно – массовых мероприятий на 2016 – 2017 год. Приложение № 7.
8.Словарь-классификатор японских терминов. Приложение № 8.
9.Словарь понятий и терминов, встречающихся в курсе начальной военной подготовки. Приложение №9.
10.Примерные величины ЧСС и АД (школьники). Приложение № 10.
11.Методические рекомендации для руководителя секции. Приложение № 11.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИ НАПИСАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время ‒ новые подходы. Методическое пособие. ‒ М.: Педагогическое общество России, 2015. ‒ 272 с.
Быков, А. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны // Воспитание школьников . ‒ 2010 . ‒ № 5. ‒ С.3-9.
Иванов А.В. Рукопашный бой: образовательная программа дополнительного образования детей для детско-юношеских спортивных школ. ‒ Волгоград: ФГАФК, 2012 – 91с.
Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации. / Под редакцией проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Картуновой. ‒ СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. ‒ 64 с.
Спутник туриста. ‒ Москва : Физкультура и спорт, 1969.
Уроки гражданственности Донбасса. Программа образовательно-воспитательного курса. ‒ Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. ‒ Донецк, 2015. ‒ 154 с.
Устав внутренней службы вооруженных сил СССР. ‒ Москва: Военное издательство, 1984.
Хижняк В.В., Собъянин В.Н. Каратэ шотокан школа мастера Хироши Шираи Гичин Фунакоши, Каратэ – до – мой образ жизни.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] ‒ М.: Глобус, 2006. ‒ 224 с.
Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. ‒ 2011. ‒ №11. ‒ С.68 ‒ 71.
Агапова, И.А. Мы ‒ патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. ‒ М.: ВАКО, 2010. ‒ 368 с.
Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. ‒ 2013. ‒ №6. ‒ С.3-7.
Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] ‒ Волгоград: Учитель, 2007. ‒ 203 с.
Апарин В.Е., Фролова Н.В., Тимофеев В.К., Панков А.В. Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов.
Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук. ‒ М., 2003.
Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: меодология, теория, практика: учеб. пособие / Под ред. Н.Н.Маликова. ‒ М.: академия, 2009.
Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] ‒ Белгород: КОНСТАНТА, 2006. ‒ 114 с.
Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] ‒ М.: Народное образование, 2002 ‒ 112с.
Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] ‒ М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. ‒ 189 с.
Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. ‒ 2009. - №7. - С.21 - 24.
Вайс, В. «Родительский дом ‒ начало начал»: (классный час) / В. Вайс // Воспитание школьников. ‒ 2009. ‒№ 2. ‒ С. 65-68.
Войцеховский.С.М. Книга тренера ‒ М.: Физкультура и спорт, 1971.
Волков И.П. Спортивная психология. – СПб.: Питер, 2002. ‒ 384 с..
Вороненко, И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи / И. Вороненко // Воспитание школьников. ‒ 2008. ‒ № 1. ‒ С. 15-17.
Гаврилычева, Г. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. ‒ 2010. ‒ № 3. ‒ С. 3-9. ‒ Окончание в №4. ‒ С. 3-7.
Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. ‒ 2-е изд. ‒ Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. ‒ 340 с.
Дубровский В.И. Реабилитация в спорте М.: Физкультура и спорт, 1991.
Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. ‒ 192 с.
Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970.
Коц Я.М. Спортивная физиология. (Учебник для институтов физической культуры). ‒ М.: Физкультура и спорт, 1986.
Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. – М: Армпресс, 2006. – 69 с. – Режим доступа: http://smolpedagog.ru/article%2065.html
Макарова Г.А. Спортивная медицина. Учебник. М.: Советский спорт, 2003.
Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. ‒ М.: Советский спорт, 2005.
Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Учебник для институтов физической культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991.
Микрюков В.Ю. Каратэ. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Накаяма М. Лучшее каратэ. ‒ М.: Физкультура и спорт, Спутник туриста, 1969.
Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации. / Под редакцией проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Картуновой. ‒ СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. ‒ 64 с.
Панченко К.Л., Григорьев А.М., Попов А.А. Бокс. Техническая и тактическая подготовка.‒ М.: Физкультура и спорт, 1986.
Приходько, В.И. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. ‒ 2011. ‒ №2. ‒ С.53 ‒ 57.
Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» ; авт. сост. : Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. ‒ М. : АС Траст, 2009. ‒ 240 с.
Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] ‒ Волгоград: Учитель, 2006. ‒ 169 с.
Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. ‒ 2009. ‒ №9. ‒ С.26-28.
Романова, Н. Познавательно-речевое развитие: [методика ‒воспитание любви к родному краю] / Н. Романова // Дошкольное воспитание. ‒2010. ‒№ 3. ‒С. 41-44.
Устав внутренней службы вооруженных сил СССР, Москва. Военное издательство, 1984.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Армор, Ф. Уроки для воспитания характера [Текст] / Фрэн Армор ; [пер. с англ. А. Муравьева]. ‒ Донецк: Восточноевроп. миссия, 2009. ‒ 56 с. : ил.
Герасенко, А. За северным полярным кругом: Раздел VIII. Край ты мой родной: [виртуальная экскурсия по г. Северску с элементами библиографии для 5-11-х кл.] / А. Герасенко // Библиотека «Библиопринт». Читаем, учимся, играем. ‒ 2012. ‒ № 10. ‒ С. 104-108.
Голощапова, З. Наследие рода Румянцевых: Году Российской истории посвящается / З. Голощапова // Библиотека «Бибинформ». Библиополе. ‒ 2012. ‒ № 8. ‒ С. 55-61.
Гончарова, Т. Что значит ‒ быть настоящим гражданином / Т. Гончарова // Досуг в школе. ‒ 2011. ‒ № 9. ‒ С. 21-23.
Гресь, А. Маленькая статья о воспитании больших помощников / А. Гресь // Растем вместе. ‒ 2011. ‒ № 6. ‒ С. 4-7.
Детская энциклопедия [Текст] : [в 12 т.] : для сред. и ст. возраста / Акад. пед. наук СССР. ‒ 3-е изд. ‒ М. : Педагогика, 1971-1977.
Живые и мертвые: Роман. – М.: Аст: Транзиткнига, 2005.
История родного края : учеб. пособие: в 2 ч. ‒ Ч. 2: 10 ‒ 11 кл. - Донецк:Кардинал, 1998. ‒ 20с.
Исаковский, М. В. Родина [Текст]: стихи : [для дошк. возраста] / М. Исаковский; рис. А. Парамонова. ‒ М. : Дет. лит., 1980. ‒ 16 с.
Исаковский, М. В. Родина наша [Текст]: стихи / М. В. Исаковский; рис. Ю. Молоканова. ‒ М.: Малыш, 1983. ‒ 18 с.
Кублицкий, Г. И. Твоя Родина ‒ Советский Союз [Текст] / Г. И. Кублицкий; рис. В. Руденко. ‒ М.: Дет. лит., 1976. ‒ 175 с. : ил. ‒ (Библиотечная серия).
Маскаль, И. «Никогда не оборвется веков связующая нить...» / Ираида Маскаль // Библиотека «Библиопринт». Читаем, учимся, играем. ‒ 2012. ‒ № 11. ‒ С. 45-51.
Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т. А. Маркова. ‒ М. : Просвещение, 1991. ‒ 108 с.
Мухтар, А. У всех своя родина [Текст]: рассказы: пер. с узб. / Аскад Мухтар. ‒ М.: Дет. лит., 1964. ‒ 94 с.
Мы живем среди людей [Текст]: кодекс поведения / [авт.-сост. И. В. Дубровина]. ‒ М.: Политиздат, 1989. ‒ 383 с.
Наша Советская Родина / науч. ред. И. Е. Ворожейкин [и др.].‒1978.‒ 575с.
Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь [Текст] : ок. 800 терминов и понятий / А. Ф. Никитин. ‒ М.: Дрофа, 1998. ‒ 224 с.
Плаксий, С. Н. Становление в труде [Текст]: кн. для учащихся / С.И. Плаксий. ‒ М. : Просвещение, 1987. ‒ 174 с.
Полевой, Б. Повесть о настоящем человеке. – М., 1966.
Платонов, А. П. Котлован. – М.: АСТ, 2007. – 473 с.
Проскурин, П. Л. Судьба. – М.: Эксмо, 1997. – 672 с.
Распутин, В. Г. Живи и помни: Повести. – М.: Голос, 1993. – 494 с. Симонов, К. М.
Семенов, Ю. С. ТАСС уполномочен заявить. – М.: Эксмо-ПРЕСС, 1997. – 656 с.
Симонов, К. М. Сто суток войны. – Смоленск: Русич, 1999. – 569 с.
Стрельцова Н. Викторина для старшеклассников «Овеянные славою флаг наш и герб» // Классный руководитель. ‒ 2009. ‒ № 3. ‒ С.117-124.
Фадеев, А. Молодая гвардия. – М., 1968.
Чаковский, А. Б. Блокада. Кн. 1, 2, 3, 4, 5. – Л., 1975.
Шаламов, В. Т. Преодоление зла. – М.: Эксмо, 2001. – 826 с.
Ширяев, В. А. Память не бывает безымянной. ‒ М.: Знание, 1984. ‒ 64с.
Это надо не мертвым, это надо живым: из опыта работы Ворошиловской районной организации общества охраны памятников истории и культуры. ‒ Донецк: Лебедь, 1995. ‒ 41с.
20