СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования детей "БУШИДО"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного  образования детей

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей "БУШИДО"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА»



СОГЛАСОВАНО


Отдел дополнительного образования

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики


УТВЕРЖДЕНО


Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной республики От « ____» ____________2018 г. № ___




КОМПЛЕКСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ


СЕКЦИИ «БУШИДО – ПУТЬ ВОИНА»





Возраст детей от 5 до 17 лет

Срок реализации программы: 6 лет






Авторы:

Мельников Артем Николаевич,

Кучеренко Вера Сергеевна,

педагоги дополнительного образования






Донецк -2018


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы

Образовательная программа секции «БУШИДО – ПУТЬ ВОИНА» является комплексной дополнительной общеобразовательной программой,так как представляет собой совокупность самостоятельных программ, объединенных по принципу взаимодополнения и направленных на решение общих целей и задач. Она включает в себя две самостоятельные программыпо предметам: «каратэ-до» и «военно-патриотическое воспитание».Комплекснаяобразовательная программа по содержанию объединяет физкультурно-спортивное и военно-патриотическое направления дополнительного образования.


Государственные и ведомственные нормативные документы, определяющие и регламентирующие образовательный процесс по данной программе:

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики №I-233П-НС от 19.06.2015 г.).

  • Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 327 от 17.07.2015 г.).

  • Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 8 от 19.01.2015 г.).

  • Требования к программам дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 392 от 11.08.2015 г.).

  • Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 322 от 17.06.2015 г.).

  • Концепция развития дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 310 от 04.04.2016 г.).

  • Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 815 от 03.08.2016 г.).

  • Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 832 от 16.08.2017 г.).

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26.07.2016 г. № 793).

  • Положение об индивидуальной форме обучения в образовательных организациях. (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 24.09.2015 года № 570).

  • Устав Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дворец детского и юношеского творчества Кировского района города Донецка» (Приказ управления образования администрации г. Донецка № 331 от 21.06.2016 г.).


При разработке программы взята за основу аттестационная программа тестирования на разряды по традиционному каратэ-до, виды испытаний (тесты) и нормативы «Готов к труду и обороне» (ГТО), Устав вооруженных сил Донецкой Народной Республики.

Программа составлена на основе обобщения 10-ти летнего учебно-тренировочного опыта работы тренерско-преподавательского состава спортивного клуба «Бушидо» на базе общеобразовательной школы № 91 г. Донецка по подготовке спортсменов-каратеистов различной квалификации и опыта учебно-воспитательной работы ведущих специалистов дополнительного образования России и Донецкой Народной Республики.


Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Актуальность

Традиционно каратэ пользуется популярностью со стороны детей и их родителей т.к. способствует развитию физических и морально-волевых качеств обучающихся. Сегодня наше государство предъявляет системе дополнительного образования детей социальный заказ на формирование самодостаточной личности с сформированной устойчивой гражданской позицией, основанной на понимании истории, ценностных ориентиров общества и готовности выполнить свой гражданский долг.

Соединение в комплексной программе дополнительного образования программ физкультурно-спортивного направления «каратэ-до» и «военно-патриотического воспитания» призвано обеспечить достижение максимальной результативности в воспитании цельной, гармоничной и социально востребованной личности, имеющей сформированной гражданской позицией, способной на активную защиту Родины.


Новизна

Новизна данной образовательной программы опирается на понимание комплексности физического воспитания и формирования волевой личности, с активной гражданской позицией. В программе удачно сочетаются методы физкультурно-спортивного и военно-патриотического воспитания, что обеспечивает эффективное распределение нагрузки между предметами по отношению к результату обучения.


Педагогическая целесообразность:

Данная комплексная программа дополнительного образования детей педагогически целесообразна,так как предполагает одновременное физическое развитие (с приобретением спортивно-соревновательных навыков посредством изучения каратэ-до) и воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине; формирование профессионально значимых качеств и умений.


Цель и задачи дополнительной образовательной программы, ее отличительные особенности


Основной целью программы является - формирование и развитие физически развитой личности, имеющей активную гражданскую позицию, профессионально ориентированной на защиту Родины.


Задачи программы

Образовательные:

- ознакомить с историей развития каратэ;

- обучить приемам каратэ на уровне умений и навыков;

- изучить основы правил соревнований;

- приобщить к соревновательной деятельности; способствовать приобретению соревновательного опыта;

- сформировать у обучающихся современный уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности;

- сформировать у обучающихся умения и навыки по основам Начальной Военной Подготовки и по основам военной службы;

- овладеть навыками огневой, строевой подготовки, элементами военной топографии и ориентирования;

- ознакомить с правилами по технике безопасности при проведении занятий;

- ознакомить с особенностями оказания первой медицинской помощи при различных условиях обучения (в спортивном зале, на открытой площадке, в походе);



Развивающие:

- развить мышечную, зрительную память и образное мышление;

- развить физические качества: силу, скорость, гибкость, ловкость, координацию движений, выносливость;

- способствовать развитию и совершенствованию психофизиологических способностей, качеств и свойств личности.


Воспитательные:

- мотивировать устойчивую потребность выбора здорового образа жизни, физического совершенствования и самовоспитания;

-сформировать навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;

- развить морально- волевые качества личности;

- формировать моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

- сформировать мотивационно-ценностное отношение к выполнению гражданского долга и служению в армии;

- воспитать уважительное отношение к героическому прошлому нашего народа;

- сформировать устойчивый интерес к военной службе и военной профессии.


Отличительные особенности данной образовательной программы

Образовательнаяпрограмма по двум предметам: каратэ-до, военно-патриотическое воспитание «Путь воина»предусматриваетмежпредметные тематические связи со следующими предметами школьной программы:

- с физической культурой, акробатикой (отвлечённость от естественных форм движений человека, таких как ходьба, бег, прыжки), легкой и тяжелой атлетикой, гимнастикой;

- с историей (понимание единства Русского мира);

- с литературой (воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, верности конституционному и воинскому долгу).

Программа является пропедевтической по отношению к следующим областямзнаний:

  • психологии (понятие о природных задатках и способностях людей, личные качества характера, обеспечение успеха в творческой деятельности, тренинги на выявление и формирование тех или иных личностных качеств обучающихся);

  • анатомии (основы строения и функций человеческого тела);

  • физиологии (возрастные особенности человека, физиологические режимы жизнедеятельности);

  • медицины (комплекс мероприятий по оказанию само и взаимопомощи с использованием подручных средств);

  • биомеханики (понятие о законах движения тела в пространстве относительно опоры, звеньев тела относительно друг друга; перемещения тела впространстве, как единого цельного механизма);

  • начальной военной подготовки (подготовка подрастающего поколения к военной службе).

Планируемые к ознакомлению сведения адаптированы к возрастным особенностям обучающихся и необходимыми для повышения эффективности обучения по данной программе

Данная дополнительная программа предполагает три уровня освоения:

- 1-2 год обучения– ознакомительный, подразумевает тестирование исходного и текущего уровня физической подготовки; приобретение знаний, умений и навыков, соответствующих начальному уровню подготовки в предусмотренных программой образовательных областях обучения.

- 3-4 год обучения – базовый, подразумевает совершенствование приобретенных знаний и умений, тестирование компетентности обучающихся в данных образовательных областях и формирование навыков на уровне их практического применения, приобретение «пропедевтических» знаний по предусмотренным программой смежным образовательным областям.

- 5-6 год обучения – углубленный, совершенствование всех полученных навыков, итоговое оценивание уровняовладения программой обучения.

Программа соответствует дошкольному, начальному общему и основному общему уровням образования.


Срок реализации, возраст обучающихся, формы и режим занятий

Срок реализации комплексной дополнительной общеобразовательной программысекции физкультурно - спортивного и военно-патриотического воспитания «Бушидо – путь воина » - 6 лет.


Возраст обучающихся от 5 до17 лет. В одной возрастной группе могут заниматься одновременно мальчики и девочки. В связи с использованием принципа «взаимообучения и взаимопомощи» возможно формирование разно возрастных групп. В секцию принимаются дети с различным уровнем физической подготовки. При приеме на 1-й год обучения обучающиеся тестируются для определения входного уровня физической подготовленности.

Прием детей осуществляется на основании письменного заявления родителей и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка. Прием в такие группы проходит без конкурса ‒ ребенку достаточно иметь желание заниматься физическими упражнениями.

Прием в группы на второй и третий этап обучения осуществляется после пробного занятия. Целью которого, является выявление физических данных, двигательных навыков, координации движений, специальных знаний. Недостающие знания и навыки восполняются в процессе обучения, за счет организации наставничества опытных воспитанников над новичками.

При приеме в группы третьего и последующих годов обучения письменное заявление родителей и медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка также обязательны. В процессе обучения и по мере освоения программного материала допускается перевод обучающихся из одной группы в другую по рекомендации педагогов и с согласия родителей.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

г оды

обучения


предмет

Количество учебных часов в неделю

Количество учебных часов

в год

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

Основная часть:

Каратэ-до

4

6

8

8

8

8

72

108

144

144

144

144

Путь воина

2

2

4

4

4

4

36

36

72

72

72

72


Всего:

6

8

12

12

12

12

108

144

216

216

216

216


Учебный план программы предполагает максимальный объем учебной нагрузки на обучающихся. В каждом конкретном случае (в зависимости от состава группы, физических данных и возможностей обучающихся) возможна корректировка учебного плана в сторону уменьшения учебной нагрузки. Вариативная часть учебного плана позволяет при наличии в коллективе нескольких групп одного возраста организовывать их взаимодействие в массовых мероприятиях и воспитательной работе.


Формы организации занятий: групповые, индивидуальные.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебно-тренировочное занятие.

Педагог определяет наиболее эффективные методы для каждого конкретного занятия в зависимости от специфики предмета, плана мероприятий и воспитательной цели.

Типовое учебно-тренировочное занятие включает как теоретическую, так и практическую части. В теоретической части даются знания по терминологии и знанию понятий, использующихся в данной образовательной области. Практическая часть сочетает овладение отдельными техническими приемами и их практическое применение в тренировочной, соревновательной и др. ситуациях.

Для достижения цели и задач данной образовательной программы в рамках учебно-воспитательного процесса предусматриваются следующие формы проведения занятий:теоретические занятия; лекции; беседы; показы; практические учебно-тренировочные занятия; мастер-классы; семинары; учебно-тренировочные сборы; соревнования; конкурсы; экскурсии; посещение музеев; трудовые десанты; встречи с ветеранами ВОВ, афганских и чеченских событий; уроки мужества; спортивно- массовые мероприятия.

Индивидуальная работа организуется с воспитанниками, проявившими способности к соревновательной деятельности(группа от 1 до 5 человек) с целью создания соревновательных индивидуальных и командных программ с обучающимися второго и третьего этапов обучения из расчета 36 часов в год на такую группу. Для организации работы составляется индивидуальный учебный план, который является дополнением к данной программе.

Организационно-педагогические основы образовательного процесса

Комплексная программа состоит из двух самостоятельных образовательных программ по предметам: каратэ-до ивоенно-патриотическое воспитание «Путь воина».

Традиционное каратэ-до является основным предметом в комплексной программе. Современное каратэ - это самостоятельный вид спорта, форма физического воспитания детей и подростков, система приемов самообороны. Каратэ включает в себя технику ударов и блоков, стоек и перемещений, комбинационную технику, способы реакции на действия противника или противников, тактику ведения поединка с одним или несколькими противниками. В системе подготовки бойца присутствуют следующие разделы: базовая техника (кихон), базовый поединок, формальные упражнения ( ката), комбинации свободного спарринга (учи-коми), бункай ката, самооборона, свободный бой, поединок с судейством.

Каратэ-до представляет собойвыработанную сис­тему движений, в которой нет ничего случайного, ничего лишнего. Данная система движений призвана сделать тело спортсмена дисциплинированным и прекрасным; превращает его в чуткий инструмент, послушный воле самого спортсмена; развивает физические данные обучающихся; формирует необходимые технические навыки; является источником высоко точной техники выполнения; развивает координационные способности и задает необходимый уровень физических нагрузок.

Военно-патриотическое воспитание «Путь воина» является вспомогательным предметом программы. Она позволяет поддерживать необходимый уровень морально-нравственного воспитательного воздействия на обучающихся и помогает формировать единое информационное поле на занятиях.

Программа включает три этапа обучения. Продолжительность этапов обучения является величиной ориентировочной. Она определяется не временем, а достижением отдельными обучающимися ожидаемого результата в соответствии с поставленными задачами программы. Третий этап обучения является этапом совершенствования полученных навыков и может быть продлен по желанию воспитанников до достижения ими 18 лет.


Структура занятий:

Структура типовых занятий по предметам показана в программах по отдельным предметам.

На первом этапе обучения типовые занятия для всех образовательных предметов строятся с использованием игровой технологии.


Ожидаемые результаты обучения по комплексной программе после прохождения полного курса обучения

Воспитанники будут знать:

- историю развития каратэ-до;

- особенности оздоровительного, спортивного и прикладного направлений тренировки;

- специальнуюи спортивную терминологию;

- технику и тактику каратэ;

- правила соревнований по каратэ;

- технику безопасности на занятиях;

- устав воинской службы (устав внутренней службы, дисциплинарный устав, строевой устав);

- строевые команды и терминологию по строевой подготовке;

- основные вопросы туризма (особенности движения и ориентирования во время пеших переходов, сведения по снаряжению, питанию, гигиене в условиях похода);

-карта, условные обозначения;

- сведения по начальной огневой подготовке (виды оружия, правила обращения с оружием);

- основы и правила стрельбы;

- компас, азимут. Движение по азимуту. Ориентирование на местности;

- материальную часть АК-74 и ПМ.


Воспитанники будут:

- уметь обращаться со спортивным инвентарем;

- иметь максимально развитые физические качества: сила, общая выносливость, ловкость, гибкость, скорость;

- иметь развитые зрительную, слуховую и мышечную память, быстроту реакции, внимание, образное мышление, ассоциативную фантазию, воображение;

- владеть навыками саморегуляции, самоуправления, самоактуализации;

- иметь развитые позитивные морально-волевые качества личности;

- иметь сформированную моральную и психологическую готовность к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;

- проявлять сформированное чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики и исторических святынь Отечества, донецкого края;

- понимать значение Отечества как непреходящей ценности, чувствовать связь

с предыдущими поколениями;

- проявлять сформированное ценностное отношение к выполнению гражданского долга и служению в армии.


Воспитанники будут проявлять общеучебные умения и личностные качества:

  • познавательный интерес и ценностное отношение к физическому воспитанию и спорту;

  • стремление к творческой деятельности в разных сферах жизни, к самосовершенствованию и здоровому образу жизни;

  • позитивные морально-волевые качества личности (целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей);

  • чувство коллективизма и товарищества;

  • дисциплинированность, ответственность, отзывчивость, доброту, чуткость, трудолюбие;

  • проявлять признаки позитивной социализации: уметь выстраивать доброжелательные отношения с окружающими, быть успешным в разных сферах жизни, быть ориентированным на будущую профессию, обладать хорошим психическим и соматическим здоровьем личности;

  • иметь активную жизненную и гражданскую позицию;

  • иметь сформированные навыки саморегуляции, самоуправления, самоактуализации личности.

Ожидаемые результаты по отдельным предметам и этапам обучения прописаны в программах по предметам.


Формы и способы проверки результативности программы

Виды контроля: исходный, текущий, итоговый.

Формы контроля: групповой, индивидуальный.


Формы представления результативности программы:

- открытые и итоговые занятия,

- соревнования;

- показательные выступления,

- конкурсы,

- спортивные праздники;

- массовые мероприятия, походы, экскурсии.


Методы отслеживания результативности:

- педагогическое наблюдение;

- собеседование с обучающимися;

- медицинский контроль и самоконтроль, мониторинг физического состояния в процессе нагрузок;

- мониторинг результативности деятельности воспитанников;

- видеоматериал открытых занятий, соревновательных и показательных выступлений;

- фото - отчет.

Способы проверки ожидаемых результатов: зачеты, контрольные занятия, тестирования, походы, опросы, педагогическое наблюдение, открытые занятия, учебно-тренировочные сборы, соревнования, спортивные праздники, показательные выступления; тестирование физических качеств по программе ГТО, (Приложение 2); ведение учетной тетради спортсмена обучающимися, (Приложение 3).


Формы подведения итогов реализации программы:

-соревнования, военно-спортивные игры, смотры строевой и физической подготовки;

- анализ мониторинга индивидуальной результативности обучающихсяпо образовательным программам по предметам на протяжении всего срока обучения;

-квалификационный экзамен по каратэ-до.

Программа экзамена представленав Приложении 1.


Воспитанники, которые успешно прошли полный курс обучения по данной программе и показали уровень освоения предметов на «отлично» или «хорошо» получают Свидетельство о дополнительном образовании; воспитанники, получившие «удовлетворительно» имеют право на получение Сертификата о дополнительном образовании «Инструкции о порядке заполнения, выдачи и хранения свидетельства об окончании учреждения дополнительного образования» (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 г. № 253).



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


При работе с обучающимися используются следующие формы и методы обучения:

- групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;

- работа по индивидуальным планам;

- медико-восстановительные мероприятия;

- тестирование и медицинский контроль;

- участие в различных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

- инструкторская и судейская практика.


Педагогические технологии,элементы которых используются при организации учебно-воспитательного процесса в физкультурно-спортивной военно-патриотической секции «Бушидо – путь воина»:

  1. Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального развития. Отношение к воспитаннику как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса.

  2. Технология коллективного творческого дела рассматривается как эффективный способ формирования детского коллектива.

  3. Технология «создания ситуации успеха» ‒моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего коллектива; формирование стойкости в борьбе с трудностями.

  4. Игровая технология – используется преимущественно на первом этапе обучения. Объединяет достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков.

  5. Мультимедийные технологииприменяются для визуального отслеживания качества технического мастерства обучающихся, иллюстрирования теоретического материала, визуального показа образцов технического, спортивного мастерства (видео материалы соревнований высокого уровня, мероприятий, связанных с воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций).

6. Принцип «взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.


Педагогические принципы, лежащие в основе обучения

Принцип «доступности материала» возрастному и физическому развитию обучающихся, их технической подготовленности.

Принцип «наглядности» предполагает не только объяснение, но и грамотный показ движений, технических действий, понятий.

Принцип «последовательного изучения» – обучение от простого к более сложному, подготавливает ребёнка к каждому последующему этапу обучения.

Принцип «сотрудничества» подразумевает равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка; педагог и обучающиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

Принцип«взаимообучения и взаимопомощи» предполагает организацию обучения младших детей старшими, оказание помощи отстающим обучающимся более результативными в обучении.

Принцип «сознательности и активности обучающихся» вытекает из целей и задач дополнительного образования, определяет главную форму познавательной деятельности обучающихся.

Принцип «здоровьесбережения» – следование стратегии улучшения здоровья обучающихся, применение системы мер по сохранению здоровья детей во время обучения и формирование у них знаний и навыков по здоровьесбережению.


Методы и приемы обучения прописаны в программах по отдельным предметам комплексной программы.


Обеспечение методическими разработками:

1.Экзаменационная программа по каратэ – до. Приложение № 1.

2. Контрольные нормативы по «Готов к труду и обороне» (ГТО). Приложение № 2.

3. Учетная тетрадь спортсмена(приблизительный контрольный комплекс упражнений). Приложение № 3.

4. Тесты по военно-прикладному воспитанию для групп начальной подготовки иучебно-тренировочной. Приложение № 4.

5. Общие понятия, термины: Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания. Приложение № 5.

6. Контрольные нормативы по ОФП для зачисления в группу. Приложение № 6.

7. Список спортивно – массовых мероприятий на 2016 – 2017 год. Приложение № 7.

8.Словарь-классификатор японских терминов. Приложение № 8.

9.Словарь понятий и терминов, встречающихся в курсе начальной военной подготовки. Приложение №9.

10.Примерные величины ЧСС и АД (школьники). Приложение № 10.

11.Методические рекомендации для руководителя секции. Приложение № 11.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИ НАПИСАНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ


  1. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время ‒ новые подходы. Методическое пособие. ‒ М.: Педагогическое обще­ство России, 2015. ‒ 272 с.

  2. Быков, А. Воспитание школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны // Воспитание школьников . ‒ 2010 . ‒ № 5. ‒ С.3-9.

  3. Иванов А.В. Рукопашный бой: образовательная программа дополнительного образования детей для детско-юношеских спортивных школ. ‒ Волгоград: ФГАФК, 2012 – 91с.

  4. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации. / Под редакцией проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Картуновой. ‒ СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. ‒ 64 с.

  5. Спутник туриста. ‒ Москва : Физкультура и спорт, 1969.

  6. Уроки гражданственности Донбасса. Программа образовательно-воспитательного курса. ‒ Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики. Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования. ‒ Донецк, 2015. ‒ 154 с.

  7. Устав внутренней службы вооруженных сил СССР. ‒ Москва: Военное издательство, 1984.

  8. Хижняк В.В., Собъянин В.Н. Каратэ шотокан школа мастера Хироши Шираи Гичин Фунакоши, Каратэ – до – мой образ жизни.




ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Абрамова, С.В. Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права [Текст] ‒ М.: Глобус, 2006. ‒ 224 с.

  2. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Начальная школа // Начальная школа. ‒ 2011. ‒ №11. ‒ С.68 ‒ 71.

  3. Агапова, И.А. Мы ‒ патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия [Текст]: 1-11 классы. ‒ М.: ВАКО, 2010. ‒ 368 с.

  4. Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. ‒ 2013. ‒ №6. ‒ С.3-7.

  5. Александрова, Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий [Текст] ‒ Волгоград: Учитель, 2007. ‒ 203 с.

  6. Апарин В.Е., Фролова Н.В., Тимофеев В.К., Панков А.В. Совершенствование работы по врачебному контролю за физическим воспитанием и здоровьем студентов.

  7. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев: Автореф. дис. кан.пед.наук. ‒ М., 2003.

  8. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: меодология, теория, практика: учеб. пособие / Под ред. Н.Н.Маликова. ‒ М.: академия, 2009.

  9. Басаргина, А.А. Музей народной культуры [Текст] ‒ Белгород: КОНСТАНТА, 2006. ‒ 114 с.

  10. Батурина, Г.И. Нравственное воспитание школьников на народных традициях [Текст] ‒ М.: Народное образование, 2002 ‒ 112с.

  11. Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков методическое пособие / Н К. Беспятова, Д.Е. Яковлев [Текст] ‒ М.: Айрис Пресс: Айрис дидактика, 2006. ‒ 189 с.

  12. Быков, А.К. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников // Воспитание школьников. ‒ 2009. - №7. - С.21 - 24.

  13. Вайс, В. «Родительский дом ‒ начало начал»: (классный час) / В. Вайс // Воспитание школьников. ‒ 2009. ‒№ 2. ‒ С. 65-68.

  14. Войцеховский.С.М. Книга тренера ‒ М.: Физкультура и спорт, 1971.

  15. Волков И.П. Спортивная психология. – СПб.: Питер, 2002. ‒ 384 с..

  16. Вороненко, И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи / И. Вороненко // Воспитание школьников. ‒ 2008. ‒ № 1. ‒ С. 15-17.

  17. Гаврилычева, Г. Гражданское воспитание: опыт и перспективы / Г. Гаврилычева // Воспитание школьников. ‒ 2010. ‒ № 3. ‒ С. 3-9. ‒ Окончание в №4. ‒ С. 3-7.

  18. Дик, Н.Ф. Развивающие классные часы и праздники в 3-4-х классах [Текст] / Н.Ф. Дик. ‒ 2-е изд. ‒ Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. ‒ 340 с.

  19. Дубровский В.И. Реабилитация в спорте М.: Физкультура и спорт, 1991.

  20. Евладова, Е.Б., Логинова Л.Г. Организация дополнительного образования детей: Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. ‒ 192 с.

  21. Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М.: Лептос, 1994.

  22. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1970.

  23. Коц Я.М. Спортивная физиология. (Учебник для институтов физической культуры). ‒ М.: Физкультура и спорт, 1986.

  24. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. – М: Армпресс, 2006. – 69 с. – Режим доступа: http://smolpedagog.ru/article%2065.html

  25. Макарова Г.А. Спортивная медицина. Учебник. М.: Советский спорт, 2003.

  26. Макарова Г.А., Локтев С.А. Медицинский справочник тренера. ‒ М.: Советский спорт, 2005.

  27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. (Учебник для институтов физической культуры). – М.: Физкультура и спорт, 1991.

  28. Микрюков В.Ю. Каратэ. Учебное пособие для студ. высших учебных заведений ‒ М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  29. Накаяма М. Лучшее каратэ. ‒ М.: Физкультура и спорт, Спутник туриста, 1969.

  30. Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. Методические рекомендации. / Под редакцией проф. Н.Ф. Радионовой и к.п.н. М.Р. Картуновой. ‒ СПб.: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. ‒ 64 с.

  31. Панченко К.Л., Григорьев А.М., Попов А.А. Бокс. Техническая и тактическая подготовка.‒ М.: Физкультура и спорт, 1986.

  32. Приходько, В.И. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества / В.И. Приходько // Молодежь и общество. ‒ 2011. ‒ №2. ‒ С.53 ‒ 57.

  33. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» ; авт. сост. : Бондаренко Е.А., Петрова О.Г. ‒ М. : АС Траст, 2009. ‒ 240 с.

  34. Пашкович, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработка занятий [Текст] ‒ Волгоград: Учитель, 2006. ‒ 169 с.

  35. Райхлина, Е.Л. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании учащейся молодежи // Воспитание школьников. ‒ 2009. ‒ №9. ‒ С.26-28.

  36. Романова, Н. Познавательно-речевое развитие: [методика ‒воспитание любви к родному краю] / Н. Романова // Дошкольное воспитание. ‒2010. ‒№ 3. ‒С. 41-44.

  37. Устав внутренней службы вооруженных сил СССР, Москва. Военное издательство, 1984.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


  1. Армор, Ф. Уроки для воспитания характера [Текст] / Фрэн Армор ; [пер. с англ. А. Муравьева]. ‒ Донецк: Восточноевроп. миссия, 2009. ‒ 56 с. : ил.

  2. Герасенко, А. За северным полярным кругом: Раздел VIII. Край ты мой родной: [виртуальная экскурсия по г. Северску с элементами библиографии для 5-11-х кл.] / А. Герасенко // Библиотека «Библиопринт». Читаем, учимся, играем. ‒ 2012. ‒ № 10. ‒ С. 104-108.

  3. Голощапова, З. Наследие рода Румянцевых: Году Российской истории посвящается / З. Голощапова // Библиотека «Бибинформ». Библиополе. ‒ 2012. ‒ № 8. ‒ С. 55-61.

  4. Гончарова, Т. Что значит ‒ быть настоящим гражданином / Т. Гончарова // Досуг в школе. ‒ 2011. ‒ № 9. ‒ С. 21-23.

  5. Гресь, А. Маленькая статья о воспитании больших помощников / А. Гресь // Растем вместе. ‒ 2011. ‒ № 6. ‒ С. 4-7.

  6. Детская энциклопедия [Текст] : [в 12 т.] : для сред. и ст. возраста / Акад. пед. наук СССР. ‒ 3-е изд. ‒ М. : Педагогика, 1971-1977.

  7. Живые и мертвые: Роман. – М.: Аст: Транзиткнига, 2005.

  8. История родного края : учеб. пособие: в 2 ч. ‒ Ч. 2: 10 ‒ 11 кл. - Донецк:Кардинал, 1998. ‒ 20с.

  9. Исаковский, М. В. Родина [Текст]: стихи : [для дошк. возраста] / М. Исаковский; рис. А. Парамонова. ‒ М. : Дет. лит., 1980. ‒ 16 с.

  10. Исаковский, М. В. Родина наша [Текст]: стихи / М. В. Исаковский; рис. Ю. Молоканова. ‒ М.: Малыш, 1983. ‒ 18 с.

  11. Кублицкий, Г. И. Твоя Родина ‒ Советский Союз [Текст] / Г. И. Кублицкий; рис. В. Руденко. ‒ М.: Дет. лит., 1976. ‒ 175 с. : ил. ‒ (Библиотечная серия).

  12. Маскаль, И. «Никогда не оборвется веков связующая нить...» / Ираида Маскаль // Библиотека «Библиопринт». Читаем, учимся, играем. ‒ 2012. ‒ № 11. ‒ С. 45-51.

  13. Маркова, Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т. А. Маркова. ‒ М. : Просвещение, 1991. ‒ 108 с.

  14. Мухтар, А. У всех своя родина [Текст]: рассказы: пер. с узб. / Аскад Мухтар. ‒ М.: Дет. лит., 1964. ‒ 94 с.

  15. Мы живем среди людей [Текст]: кодекс поведения / [авт.-сост. И. В. Дубровина]. ‒ М.: Политиздат, 1989. ‒ 383 с.

  16. Наша Советская Родина / науч. ред. И. Е. Ворожейкин [и др.].‒1978.‒ 575с.

  17. Никитин, А. Ф. Школьный юридический словарь [Текст] : ок. 800 терминов и понятий / А. Ф. Никитин. ‒ М.: Дрофа, 1998. ‒ 224 с.

  18. Плаксий, С. Н. Становление в труде [Текст]: кн. для учащихся / С.И. Плаксий. ‒ М. : Просвещение, 1987. ‒ 174 с.

  19. Полевой, Б. Повесть о настоящем человеке. – М., 1966.

  20. Платонов, А. П. Котлован. – М.: АСТ, 2007. – 473 с.

  21. Проскурин, П. Л. Судьба. – М.: Эксмо, 1997. – 672 с.

  22. Распутин, В. Г. Живи и помни: Повести. – М.: Голос, 1993. – 494 с. Симонов, К. М.

  23. Семенов, Ю. С. ТАСС уполномочен заявить. – М.: Эксмо-ПРЕСС, 1997. – 656 с.

  24. Симонов, К. М. Сто суток войны. – Смоленск: Русич, 1999. – 569 с.

  25. Стрельцова Н. Викторина для старшеклассников «Овеянные славою флаг наш и герб» // Классный руководитель. ‒ 2009. ‒ № 3. ‒ С.117-124.

  26. Фадеев, А. Молодая гвардия. – М., 1968.

  27. Чаковский, А. Б. Блокада. Кн. 1, 2, 3, 4, 5. – Л., 1975.

  28. Шаламов, В. Т. Преодоление зла. – М.: Эксмо, 2001. – 826 с.

  29. Ширяев, В. А. Память не бывает безымянной. ‒ М.: Знание, 1984. ‒ 64с.

  30. Это надо не мертвым, это надо живым: из опыта работы Ворошиловской районной организации общества охраны памятников истории и культуры. ‒ Донецк: Лебедь, 1995. ‒ 41с.


20