СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Дорогою открытий и добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Дорогою открытий и добра"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Дорогою открытий и добра"»



























Пояснительная записка

Учебная рабочая программа «Дорогою открытий и добра» для 3 класса разработана на основе комплексной программы внеурочной деятельности 1-4 классы. Авторы Н.Н. Деменёва, Т.Я.Железнова, С.К. Тивикова .Внеурочная деятельность направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

В утверждённых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального



Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности, духовно-нравственного развития младших школьников.

Задачи программы:

  1. Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

  2. Духовно- нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.

  3. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

  4. Формирование элементов правой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и конвенцией о правах ребёнка.

  5. Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

  6. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознаниям социальных умений.

  7. Формирование опыта творческой деятельности и развития креативности.

  8. Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

  9. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Планируемые  результаты

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.


Опыт творческой деятельности.

Формирование коммуникативных, регулярных и познавательных

универсальных учебных действий.

Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания и др.). Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации. Создание творческих работ. Ведение дневника читателя и личного дневника. Выполнение коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценирование отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Изготовление элементов народных костюмов, поделок.

Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развернутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию и иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.


Содержание программы

Открываем школьный мир (7 ч.)

Здравствуй, школа! Экскурсия по школе, знакомство с расположением классов, различных кабинетов, библиотеки, школьного музея, залов и т. п. Люди, которые работают в школе: директор, завуч, библиотекарь, повар и др. Приветствия, знакомство с людьми, работающими в школе, получение

информации о школе. Беседа о том, чем гордится наша школа. Первые впечатления детей о школе (что нам нравится в нашей школе).

Мы теперь не просто дети мы теперь ученики. Осознание ребенком своей новой социальной роли — роли ученика («Мы стали учениками», «Каким должен быть ученик», «Я учусь быть учеником»). Правила поведения ученика в классе. Первые впечатления детей о классе (что нам нравится в нашем классе).Дополнительно : мини-исследование «Узнаем, как учились наши родители, бабушки и дедушки, какими они были первоклассниками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом в классе».

Мои учителя. Моя первая учительница (учитель). Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на его вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемену.

Дополнительно : мини-исследование «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе».

Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками («Учимся работать вместе, помогать друг другу», «Учимся дружить, вместе играть и учиться»). Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену.Дополнительно : разучивание игр, в которые можно играть на переменах.

Школьные вещи — наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают Детям учиться: учебные принадлежности, доска, наглядные пособий и оборудование класса и др. Забота об

этих вещах, бережное отношение к ним. Дополнительно : коллективное трудовое дело по изготовлению раздаточного дидактического материала для уроков по разным учебным предметам.

Правила школьной жизни. Правила поведения на перемене, в школьной столовой, раздевалке и других местах школы. Взаимпомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одноклассниками и

другими учениками школы. Дополнительно : занятие по культуре поведения (инсценировки, решение поведенческих ситуаций, игры на общение). «Стой! Внимание! Иди!» беседа о ПДД.

День рождения класса. Детско-родительский праздник. Создание традиций класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепитие и т. п. Дополнительно: подготовка к Празднику «День рождения класса».

Удивляемся чудесам, совершаем открытия (10 ч.)

Тайны и чудеса вокруг нас. Мир вокруг нас — загадочный и удивительный. Источники информации

о мире: путешествия и экскурсии, книги, телепередачи, Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к познанию и открытию мира («Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их»).Дополнительно : обсуждение познавательных телепередач.

Книги — наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Библиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгами. Библиотекарь —человек, помогающий ориентироваться в мире книг.Дополнительно (на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собственных книжек-малышек (с рисунками, аппликациями и подписями к ним), трудовое дело «Наряд для учебника» (изготовление обложек или закладок для учебников).

Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка).

Правила бережного обращения с техникой и окружающими нас вещами.Дополнительно : трудовое дело «Создаем чудеса своими руками» (оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т. п.).

Мир прекрасный и удивительный.

Обобщение представлений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире. Дополнительно : подбор загадок и вопросов для викторины, подготовка к викторине.

Создаем и сохраняем традиции ( 8 ч.)

Что такое традиция? Понятие «традиция»: традиционные мероприятия, праздники, их атрибуты. Сохранение традиций предков. Традиции культурного поведения. Дополнительно : фольклорный праздник (узнаем о традициях предков).

Школьные традиции. Традиционные школьные праздники и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций («Какую новую традицию мы хотим создать»).Дополнительно : мини-исследование «Традиции нашей школы».

Семейные традиции. .Традиционные семейные праздники. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домашней кухни. Соблюдение национальных народных традиций в семье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых («Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые традиции хотелось бы создать»).Дополнительно : трудовое дело по изготовлению подарков своим родным.

Праздничный календарь. Праздники как традиции. Общее представление о государственных праздниках (красных днях календаря). Традиции проведения праздников.

Дополнительно : подготовка и проведение праздника 23 февраля — праздника пап и дедушек.

Праздничный календарь Традиционные праздники: Новый год и Рождество, День защитника

Отечества, Международный женский день. Традиция защиты Отечества.Традиции уважения к матери. Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов.Дополнительно : подготовка и проведение праздника 8 марта— праздника мам и бабушек.

Традиции малой РОДИНЫ. Традиционные праздники нашей малой родины (день города, села и др.). Конкурсы (на лучший двор, балкон, цветник и т. п.). Фольклор: песни, танцы, частушки, игры, забавы.

Дополнительно : разучивание народных танцев, песен, игр, забав.

Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Создание традиций совместно с родителями.

Дополнительно : подготовка к празднику: «Встречаем весну».

Познаем любимый край (8 ч.)

Мой адрес. Место, где я живу: Россия, область; район, город, поселок, село или деревня. Понятие «родина» в широком и узком значении: родина — Россия, родина — мой город или село.

Дополнительно : экскурсия по городу или селу.

Природа моего края. Природа Нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке,

в лесу, на реке или озере. Дополнительно (на выбор): экскурсия в природу, организация выставки фотографий с изображениями природы, трудовое дело «Помощь природе» (уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т. п.).

Мой город, мое Село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки (люди нашего города или села, района). Особые места города или села, которые требуют нашей заботы. Дополнительно : мини-исследование «Моя малая родина» (сбор

материалов о малой родине, об известных земляках), трудовое дело (забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села).

Моя улица, мой дом. Названия улиц нашего микрорайона или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям.

Дополнительно : конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название моей улицы».

Мой дом, моя семья. Мой дом («За что я люблю свой дом»). Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым.

Дополнительно : выставка рисунков о семье.

Мои домашние любимцы, (животные, растения). Наши меньшие братья (домашние животные), забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них. Дополнительно : выполнение проектов «Мой домашний любимец» (животное или растение).

Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий,

подведение итогов КТД в форме конкурсов и игр. Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия».

Тематический план


Разделы программы

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

план

факт

I четверть Открываем школьный мир

1. Здравствуй, школа!

1

05.09



2. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.

1

12.09



3. Мои учителя.

1

19.09



4. Мои одноклассники.

1

26.09



5. Школьные вещи – наши помощники.

1

03.10



6. Правила школьной жизни.

1

10.10



7. День рождения класса (обобщающее занятие-праздник)

1

17.10



Итого:

7




II четверть Удивляемся чудесам, совершаем открытия

1.  Тайны и чудеса вокруг нас.

1

24.10



2.  Книги – наши друзья и помощники.

1

07.11



3.Книги – наши друзья и помощники.

1

14.11



4.  Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка).

1

21.11



5. Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк)

1

28.11



6.Удивительный мир людей.

1

05.12



7. Удивительный мир людей.

1

12.12



8. Удивительный мир вещей.

1

19.12



9.  Мир прекрасный и удивительный .

1

26.12



10.  Мир прекрасный и удивительный (обобщающее занятие).

1

16.01



Итого:

10




III четверть Создаем и сохраняем традиции

1. Что такое традиция?

1

23.01



2.  Школьные традиции.

1

30.01



3. Семейные традиции.

1

06.02



4.  Праздничный календарь.

1

13.02



5.Праздничный календарь.

1

27.02



6.Традиции малой родины.

1

06.03



7.Традиции малой родины.

1

13.03



8. Встречаем весну .(обобщающее занятие праздник)

1

20.03



Итого:

8




IV четверть Познаем любимый край

1.  Мой адрес.

1

03.04



2. Природа моего края.

1

10.04



3. Природа моего края.

1

17.04



4.Мой город, мое село

1

24.04



5. Моя улица, мой дом

1

01.05



6. Мой дом, моя семья

1

08.05



7. Мои домашние любимцы (животные, растения)

1

15.05



8. Мои домашние любимцы (животные, растения)

2

22.05

26.05



Итого:

9





Итого за год :

34






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!