Пояснительная записка
Учебная рабочая программа «Дорогою открытий и добра» для 3 класса разработана на основе комплексной программы внеурочной деятельности 1-4 классы. Авторы Н.Н. Деменёва, Т.Я.Железнова, С.К. Тивикова .Внеурочная деятельность направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.
В утверждённых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального
Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности, духовно-нравственного развития младших школьников.
Задачи программы:
Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Духовно- нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.
Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.
Формирование элементов правой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и конвенцией о правах ребёнка.
Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.
Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознаниям социальных умений.
Формирование опыта творческой деятельности и развития креативности.
Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.
Планируемые результаты
Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.
Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.
Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.
Опыт творческой деятельности.
Формирование коммуникативных, регулярных и познавательных
универсальных учебных действий.
Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.
Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания и др.). Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации. Создание творческих работ. Ведение дневника читателя и личного дневника. Выполнение коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценирование отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Изготовление элементов народных костюмов, поделок.
Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развернутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию и иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.
Содержание программы
Открываем школьный мир (7 ч.)
Здравствуй, школа! Экскурсия по школе, знакомство с расположением классов, различных кабинетов, библиотеки, школьного музея, залов и т. п. Люди, которые работают в школе: директор, завуч, библиотекарь, повар и др. Приветствия, знакомство с людьми, работающими в школе, получение
информации о школе. Беседа о том, чем гордится наша школа. Первые впечатления детей о школе (что нам нравится в нашей школе).
Мы теперь не просто дети мы теперь ученики. Осознание ребенком своей новой социальной роли — роли ученика («Мы стали учениками», «Каким должен быть ученик», «Я учусь быть учеником»). Правила поведения ученика в классе. Первые впечатления детей о классе (что нам нравится в нашем классе).Дополнительно : мини-исследование «Узнаем, как учились наши родители, бабушки и дедушки, какими они были первоклассниками, какие уроки они любили. Рассказываем об этом в классе».
Мои учителя. Моя первая учительница (учитель). Игры и упражнения: учимся задавать вопросы учителю и отвечать на его вопросы. Правила общения с учителем на уроке и в перемену.
Дополнительно : мини-исследование «Узнаем о любимых учителях наших родителей. Рассказываем об этом в классе».
Мои одноклассники. Способы и правила работы в парах и микрогруппах, способы взаимодействия с соседом по парте и другими одноклассниками («Учимся работать вместе, помогать друг другу», «Учимся дружить, вместе играть и учиться»). Правила общения с одноклассниками на уроках и в перемену.Дополнительно : разучивание игр, в которые можно играть на переменах.
Школьные вещи — наши помощники. Мой портфель, моя парта. Вещи, которые помогают Детям учиться: учебные принадлежности, доска, наглядные пособий и оборудование класса и др. Забота об
этих вещах, бережное отношение к ним. Дополнительно : коллективное трудовое дело по изготовлению раздаточного дидактического материала для уроков по разным учебным предметам.
Правила школьной жизни. Правила поведения на перемене, в школьной столовой, раздевалке и других местах школы. Взаимпомощь, вежливость в общении со взрослыми людьми, одноклассниками и
другими учениками школы. Дополнительно : занятие по культуре поведения (инсценировки, решение поведенческих ситуаций, игры на общение). «Стой! Внимание! Иди!» беседа о ПДД.
День рождения класса. Детско-родительский праздник. Создание традиций класса: игры, конкурсы, сюрпризы, чаепитие и т. п. Дополнительно: подготовка к Празднику «День рождения класса».
Удивляемся чудесам, совершаем открытия (10 ч.)
Тайны и чудеса вокруг нас. Мир вокруг нас — загадочный и удивительный. Источники информации
о мире: путешествия и экскурсии, книги, телепередачи, Интернет, компьютерные развивающие игры, искусство, другие люди. Приобщение к познанию и открытию мира («Учимся открывать чудеса и тайны мира, ценить их»).Дополнительно : обсуждение познавательных телепередач.
Книги — наши друзья и помощники. Познание мира, его тайн с помощью книг. Справочники, словари, энциклопедии. Библиотека: правила пользования библиотекой, правила поведения в библиотеке. Правила бережного обращения с книгами. Библиотекарь —человек, помогающий ориентироваться в мире книг.Дополнительно (на выбор): поход в библиотеку и знакомство с библиотекарем, изготовление детьми собственных книжек-малышек (с рисунками, аппликациями и подписями к ним), трудовое дело «Наряд для учебника» (изготовление обложек или закладок для учебников).
Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка).
Правила бережного обращения с техникой и окружающими нас вещами.Дополнительно : трудовое дело «Создаем чудеса своими руками» (оригами, плетение из бисера, вышивание, лепка и т. п.).
Мир прекрасный и удивительный.
Обобщение представлений о тайнах и чудесах мира вокруг нас, литературе и искусстве, богатстве и разнообразии знаний. Викторина об окружающем мире. Дополнительно : подбор загадок и вопросов для викторины, подготовка к викторине.
Создаем и сохраняем традиции ( 8 ч.)
Что такое традиция? Понятие «традиция»: традиционные мероприятия, праздники, их атрибуты. Сохранение традиций предков. Традиции культурного поведения. Дополнительно : фольклорный праздник (узнаем о традициях предков).
Школьные традиции. Традиционные школьные праздники и мероприятия. Школьные ритуалы. Традиции поведения в школе. Культура внешнего вида школьника. Создание новых школьных и классных традиций («Какую новую традицию мы хотим создать»).Дополнительно : мини-исследование «Традиции нашей школы».
Семейные традиции. .Традиционные семейные праздники. Правила семейных отношений. Традиционные блюда домашней кухни. Соблюдение национальных народных традиций в семье. Поддержка добрых семейных традиций и создание новых («Какие традиции вам нравятся в своей семье, какие новые традиции хотелось бы создать»).Дополнительно : трудовое дело по изготовлению подарков своим родным.
Праздничный календарь. Праздники как традиции. Общее представление о государственных праздниках (красных днях календаря). Традиции проведения праздников.
Дополнительно : подготовка и проведение праздника 23 февраля — праздника пап и дедушек.
Праздничный календарь Традиционные праздники: Новый год и Рождество, День защитника
Отечества, Международный женский день. Традиция защиты Отечества.Традиции уважения к матери. Традиции праздничных поздравлений и сюрпризов.Дополнительно : подготовка и проведение праздника 8 марта— праздника мам и бабушек.
Традиции малой РОДИНЫ. Традиционные праздники нашей малой родины (день города, села и др.). Конкурсы (на лучший двор, балкон, цветник и т. п.). Фольклор: песни, танцы, частушки, игры, забавы.
Дополнительно : разучивание народных танцев, песен, игр, забав.
Встречаем весну. Детско-родительский праздник. Создание традиций совместно с родителями.
Дополнительно : подготовка к празднику: «Встречаем весну».
Познаем любимый край (8 ч.)
Мой адрес. Место, где я живу: Россия, область; район, город, поселок, село или деревня. Понятие «родина» в широком и узком значении: родина — Россия, родина — мой город или село.
Дополнительно : экскурсия по городу или селу.
Природа моего края. Природа Нижегородского края. Любимые уголки природы моей малой родины. Забота о природе, охрана природы. Помощь взрослым в охране природы. Правила поведения в парке,
в лесу, на реке или озере. Дополнительно (на выбор): экскурсия в природу, организация выставки фотографий с изображениями природы, трудовое дело «Помощь природе» (уход за цветами, их посадка, уборка территории от мусора и т. п.).
Мой город, мое Село. Наша малая родина. Легенды и предания родного края. Достопримечательности малой родины. Известные земляки (люди нашего города или села, района). Особые места города или села, которые требуют нашей заботы. Дополнительно : мини-исследование «Моя малая родина» (сбор
материалов о малой родине, об известных земляках), трудовое дело (забота о школьном дворе или других местах микрорайона школы или села).
Моя улица, мой дом. Названия улиц нашего микрорайона или села. Дом, в котором я живу. Мои соседи. Традиции добрососедства. Правила общения с соседями. Помощь соседям.
Дополнительно : конкурс рисунков о малой родине, мини-исследование «Название моей улицы».
Мой дом, моя семья. Мой дом («За что я люблю свой дом»). Моя семья. Правила взаимоотношений с родными. Забота о своем доме и своей семье. Домашние обязанности. Помощь взрослым.
Дополнительно : выставка рисунков о семье.
Мои домашние любимцы, (животные, растения). Наши меньшие братья (домашние животные), забота о них. Растения возле дома, комнатные растения, забота о них. Дополнительно : выполнение проектов «Мой домашний любимец» (животное или растение).
Наши открытия. Детско-родительский праздник. Демонстрация сделанных за год открытий,
подведение итогов КТД в форме конкурсов и игр. Дополнительно: подготовка к празднику «Наши открытия».
Тематический план
Разделы программы | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Примечание |
план | факт |
I четверть Открываем школьный мир | 1. Здравствуй, школа! | 1 | 05.09 | | |
2. Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики. | 1 | 12.09 | | |
3. Мои учителя. | 1 | 19.09 | | |
4. Мои одноклассники. | 1 | 26.09 | | |
5. Школьные вещи – наши помощники. | 1 | 03.10 | | |
6. Правила школьной жизни. | 1 | 10.10 | | |
7. День рождения класса (обобщающее занятие-праздник) | 1 | 17.10 | | |
Итого: | 7 | | | |
II четверть Удивляемся чудесам, совершаем открытия | 1. Тайны и чудеса вокруг нас. | 1 | 24.10 | | |
2. Книги – наши друзья и помощники. | 1 | 07.11 | | |
3.Книги – наши друзья и помощники. | 1 | 14.11 | | |
4. Чудесный мир искусства (изобразительное искусство и музыка). | 1 | 21.11 | | |
5. Чудесный мир искусства (театр, кино, мультипликация, цирк) | 1 | 28.11 | | |
6.Удивительный мир людей. | 1 | 05.12 | | |
7. Удивительный мир людей. | 1 | 12.12 | | |
8. Удивительный мир вещей. | 1 | 19.12 | | |
9. Мир прекрасный и удивительный . | 1 | 26.12 | | |
10. Мир прекрасный и удивительный (обобщающее занятие). | 1 | 16.01 | | |
Итого: | 10 | | | |
III четверть Создаем и сохраняем традиции | 1. Что такое традиция? | 1 | 23.01 | | |
2. Школьные традиции. | 1 | 30.01 | | |
3. Семейные традиции. | 1 | 06.02 | | |
4. Праздничный календарь. | 1 | 13.02 | | |
5.Праздничный календарь. | 1 | 27.02 | | |
6.Традиции малой родины. | 1 | 06.03 | | |
7.Традиции малой родины. | 1 | 13.03 | | |
8. Встречаем весну .(обобщающее занятие праздник) | 1 | 20.03 | | |
Итого: | 8 | | | |
IV четверть Познаем любимый край | 1. Мой адрес. | 1 | 03.04 | | |
2. Природа моего края. | 1 | 10.04 | | |
3. Природа моего края. | 1 | 17.04 | | |
4.Мой город, мое село | 1 | 24.04 | | |
5. Моя улица, мой дом | 1 | 01.05 | | |
6. Мой дом, моя семья | 1 | 08.05 | | |
7. Мои домашние любимцы (животные, растения) | 1 | 15.05 | | |
8. Мои домашние любимцы (животные, растения) | 2 | 22.05 26.05 | | |
Итого: | 9 | | | |
| Итого за год : | 34 | | | |