СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Дорогою открытий и добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа дополнительного образования "Дрогою открытий и добра"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Дорогою открытий и добра"»

































































Пояснительная записка

Учебная рабочая программа «Дорогою открытий и добра» для 4 класса разработана на основе комплексной программы внеурочной деятельности 1-4 классы. Авторы Н.Н. Деменёва, Т.Я.Железнова, С.К. Тивикова .Внеурочная деятельность направлена на выполнение миссии школы: «Способствовать становлению личности, готовой самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способной к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способной учиться всю жизнь, адаптироваться к быстро меняющимся условиям» по направлению «Духовно – нравственное воспитание школьников».

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), созданной в рамках работы по реформированию общеобразовательной школы, выделены базовые национальные ценности (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество), сформулированы цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина. Важнейшей задачей современной школы является развитие у юного поколения чувства патриотизма, воспитание личности учащихся на основе принятия базовых национальных ценностей.

В утверждённых Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) 2-го поколения определены планируемые результаты начального образования, в том числе личностные и метапредметные. К ним, в частности, относится становление у младших школьников основ гражданской идентичности в форме осознания своего «Я» как гражданина России, воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, развитие этических чувств, знание моральных норм и ориентация на их выполнение. ФГОС НОО предусматривают формирование у школьника целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, формирование уважительного отношения к чужому мнению, истории и культуре других народов. Важнейшим компонентом стандарта является развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Программа «Дорогою открытий и добра» направлена на реализацию перечисленных выше требований ФГОС НОО и основных положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, достижение личностных и метапредметных результатов начального образования.

Цель программы: создание условий для социализации личности, становления гражданской идентичности, духовно-нравственного развития младших школьников.

Задачи программы:

  1. Воспитание у младших школьников патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

  2. Духовно- нравственное развитие ребёнка, формирование его нравственного сознания, чувств, поведения.

  3. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих и национальных ценностей.

  4. Формирование элементов правой культуры учащихся на основе знакомства с Всеобщей декларацией прав человека и конвенцией о правах ребёнка.

  5. Эстетическое развитие ребёнка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости.

  6. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способности к самопознаниям социальных умений.

  7. Формирование опыта творческой деятельности и развития креативности.

  8. Формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.

  9. Формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных учебных действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные универсальные учебные действия. Основы гражданской идентичности в форме осознания себя гражданином России. Любовь к своему Отечеству, родному краю, к своей малой родине. Бережное отношение к природе. Уважение к государству, его символам, законам, Конституции. Уважение к людям, прославившим Отечество. Чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю. Осознание своей эстетической принадлежности.

Любовь к родному краю. Бережное отношение к природе, создание заповедников.

Дружба, взаимопонимание между народами. Уважение к культуре других народов. Умение соблюдать правила добрососедства. Сотрудничество и взаимопомощь народов разных стран. Толерантность как терпимость, доброжелательность, принятие другого человека таким, какой он есть. Интерес к народному искусству, промыслам и ремеслам. Уважение к народной мудрости, заключенной в сказках, пословицах, афоризмах. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Умение сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, сказки разных народов.

Представления о Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Осознание связи прошлого, настоящего и будущего. Сохранение памяти о предках. Бережное отношение к семейным реликвиям. Уважительное отношение к семейным традициям, обычаям. Любовь к родным и близким, умение ее выражать. Осознание необходимости выбора будущей профессии, ценности любого труда. Умение находить радость в окружающем мире, в общении с людьми, доставлять радость другим.

Осознание взаимосвязи человека и общества, важности свершения дел на пользу обществу. Стремление к взрослению. Ценность науки, знания. Бережное отношение к книге. Ценность культуры: музеи, памятники, произведения искусства. Эстетическое отношение к миру, искусству.

Знание основных моральных норм, ориентация в нравственном содержании поступков. Развитие этических чувств. Умение видеть ценность и уникальность каждого человека. Эмпатия как понимание чувств других людей. Культура поведения: умение вести себя культурно в школе, в семье, в общественных местах. Умение общаться со знакомыми и незнакомыми людьми. Развитие положительных качеств личности: доброты, отзывчивости, милосердия, бескорыстия, трудолюбия, сдержанности, вежливости, находчивости, целеустремленности, справедливости, честности и др. Забота о других людях. Установка на здоровый образ жизни.

Коммуникативные, регулярные и познавательные универсальные учебные действия. Умение общаться с учителем, со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности; взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий. Овладение навыками учебного сотрудничества. Умение быть доброжелательными и вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями.

Умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности. Умение адекватно использовать речевые средства в ситуациях общения. Умение пользоваться вежливыми словами (словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания и др.). Умение высказывать свою точку зрения и воспринимать точку зрения другого человека, умение достигать согласия, приходить к общему решению в совместной деятельности, умение выполнять правила дружной работы и игры. Умение делать выбор модели поведения в конкретной ситуации. Создание творческих работ. Ведение дневника читателя и личного дневника. Выполнение коллективных и индивидуальных проектов. Участие в творческих общеклассных играх, в народных играх. Сочинение сказок, загадок, рассказов по репродукциям картин, на основе информации, полученной в беседе с родственниками, из справочной литературы. Инсценирование отрывков из сказок, стихотворений. Разыгрывание кукольных спектаклей, ситуаций поведения. Отгадывание загадок, кроссвордов, ребусов. Изготовление элементов народных костюмов, поделок.

Умение пользоваться различными источниками информации, в том числе ресурсами библиотек и Интернетом; составлять развернутое сообщение на основе текстового и иллюстративного материала. Умение находить информацию и иллюстративный материал в литературных источниках, справочной литературе, пользоваться словарями и энциклопедиями, оформлять результаты поисковой деятельности. Выполнение сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения. Самопознание, самоконтроль и самооценка поведения в конкретной ситуации.

Предметные результаты

Первый уровень – приобретение младшими школьниками социальных знаний и представлений: о России как Родине, Отечестве, о своей малой родине, о культуре разных стран и народов, о правах человека, о правах ребенка, о нравственных нормах и правилах культурного поведения.

Второй уровень – получение младшими школьниками опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), первоначальное становление патриотизма и гражданственности, способности к осознанию себя патриотом своей страны.

Третий уровень – получение младшими школьниками опыта культурного поведения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, опыта социальной заботы о других людях и окружающей действительности, опыта творческой деятельности, становление у детей коммуникативных, познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.

Содержание программы

Живем мы по соседству (16 ч.)


  • Мы и наши соседи. Представление о соседстве. Соседи по дому, по школьному классу. Правила взаимоотношений с соседями. Рассказ И. Василенко «Мостик». Страны-соседи. Государства – соседи России. Традиции добрососедства и сотрудничества разных стран.

  • Аист на крыше. Республики Украина, Беларусь, Молдова, их столицы. Восточные славяне – предки русских, украинцев и белорусов. Киевская Русь. Особенности природы Украины, Белоруссии, Молдавии. Охрана природы, заповедники (Беловежская Пуща, Аскания-Нова). Основные занятия людей. Взаимопомощь в труде, ответственность за себя и за других. Уважение к хлебу и труду земледельца. Правила бережливых. Общее в судьбе разных народов. Сохранение памяти о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Города-герои. День Победы. Обычаи и традиции белорусов, украинцев, молдаван. Изделия народных промыслов, национальные костюмы, блюда национальной кухни. Праздники: Пасха, Иван Купала.

  • У янтарного моря. Страны Балтии: Литовская, Латвийская, Эстонская республики; их столицы. Стихи и легенды о природе стран Балтии. Янтарь – символ Прибалтики. Предания о Вильнюсе, Риге, Таллине. Достопримечательности этих городов. Обычаи и традиции литовцев, латышей, эстонцев. Роль моря в жизни прибалтов. Литовская легенда «Неринга». Национальные костюмы. Изделия народных промыслов. Традиционный праздник песни.

  • Мои путешествия. Обобщающее занятие – воображаемое путешествие по разным странам. Презентация результатов проектной деятельности детей по теме «Мои путешествия по разным странам».

  • В городах Кавказа. Страны Закавказья: республики Грузия, Азербайджан, Армения, их столицы. Образ природы горного края в произведениях русских и кавказских поэтов и художников. Основные занятия людей. Народные ремесла. Грузинская сказка «Научись ремеслу». Древняя культура народов Закавказья. Почитание традиций предков. Старинные праздники кавказских народов, похожие на русские народные праздники. Современные праздники. Народные костюмы, блюда национальной кухни. Национальные черты характера грузин, армян, азербайджанцев. Фольклор.

  • Многоцветные краски Востока. Страны Центральной Евразии: республики Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан, их столицы. Природа Средней Азии и Казахстана, ее отражение в произведениях писателей и художников. Основные занятия и традиции казахов, узбеков, таджиков, туркмен, киргизов. Жилище, народные костюмы, блюда национальной кухни. Народные герои и народная мудрость. Рассказы о Ходже Насреддине. Казахская сказка «Чудесный сад». Обычаи добрососедства и взаимопомощи. Религиозные и народные праздники.

  • Фестивальные встречи. Детско-родительский праздник в форме фестиваля разных народов. Оформление павильонов с учетом национальных традиций разных народов. Флаги стран – участников фестиваля. Приветствия на разных языках. Песни, танцы, стихи, игры народов России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и Казахстана. Инсценирование отрывков из народных сказок. Традиционные национальные угощения.


Из страны детства в мир взрослых (18 ч.)

  • Я взрослею. Мир детства и мир взрослых. Права ребенка. Статьи Конвенции о правах ребенка: «Ребенком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста»; «Ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе». Взросление; дела, помогающие взрослеть. Общество, различные значения этого слова. Человек и общество. Вхождение ребенка в общество. Общественные организации. Дела и поступки, полезные для других людей. Клубы и кружки для школьников.

  • Мои права. Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция Российской Федерации – документы, в которых раскрыты мои права. Основные права ребенка. Права и обязанности школьника.

  • Таинственный мир знаний. Знание. Библиотека и другие хранилища информации. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенок должен иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников». Роль книги в жизни человека. Энциклопедии, словари, справочники. Детская периодическая печать. Правила поведения в библиотеке и бережного отношения к книге. Наука и ее значение в жизни общества. Процесс познания мира человеком. Ученые и изобретатели. Предвидение научных открытий в сказках и произведениях научной фантастики. Волшебные предметы и современные изобретения. Дети-изобретатели.

  • Пора в путь-дорогу. Путешествия и туризм. Значение путешествий в жизни человека. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенку должны предоставляться возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически». Знакомство с памятниками культуры. Виды музеев: города-музеи Италии, Греции и других стран, краеведческие, художественные музеи, дома-музеи знаменитых людей. Музейные экспонаты. Правила поведения на экскурсии в музее, по городу. Познание малой родины: природа история родного края, знаменитые земляки. Правила поведения в походе. Бережное отношение к природе. Качества, необходимые туристам. Физическая подготовка, занятия спортом и укрепление здоровья. Олимпийские игры: история, традиции, символы.

  • Путешествие по родному краю. Обобщающее занятие – воображаемое путешествие по родному краю. Викторина «Знаешь ли ты свой город (село)» или конкурс знатоков родного края.

  • Приглашаем в театр. Театр как искусство. История происхождения театра. Музы – покровительницы искусства. Виды театра: кукольный, драматический, оперы и балета и др. Театр зверей, цирк. Искусство быть зрителем. Правила поведения в театре. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенок имеет право свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством». Приобщение детей к искусству.

  • Досуг – дело серьезное. Понятие «досуг». Виды досуга, помогающие детям взрослеть. Проведение досуга с пользой для себя и других. Парк как место отдыха, познания, общения. Виды парков: национальные парки, парки культуры и отдыха и др. Зоопарк. Диснейленд и Диснейворлд. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила общения и взаимодействия со знакомыми и незнакомыми людьми. Правила дружной игры. Культура поведения на улице, в транспорте, в парке. Статья Конвенции о правах ребенка: «Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях».

  • Правила общения. Культура поведения. Понятие о культуре поведения. Правила культурного поведения в школе, семье, в общественных местах. Правила общения со знакомыми и незнакомыми людьми.

  • Парк чудес и открытий. Детско-родительский праздник. Выставка рисунков, поделок, фантастических проектов парка «страна детства». Показ опытов, фокусов, демонстрация моделей и изобретений. Конкурс на лучшее исполнение песен, стихов, танцев. Отгадывание кроссвордов и загадок. Реклама любимых книг, газет или журналов. Веселые соревнования, эстафеты и игры.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Колич.

часов

Дата

Примечание

план

факт

I.

Живём мы по соседству.

16 ч.




1

 Мы и наши соседи.

1

03.09



2

Мы и наши соседи.

1

10.09



3.    

Аист на крыше.

1

17.09



4.    

Аист на крыше.

1

24.09



5.    

Аист на крыше.

1

01.10



6

У янтарного моря.

1

08.10



7.

У янтарного моря.

1

15.10



8.

У янтарного моря.

1

22.10



9.

Мои путешествия (обобщающее занятие – воображаемое путешествие по разным странам

1

05.11



10.

 В горах Кавказа.

1

12.11



11.

  В горах Кавказа.

1

19.11



12.

В горах Кавказа.

1

26.11



13.

Многоцветные краски Востока.

1

03.12



14.

Многоцветные краски Востока.

1

10.12



15.

Многоцветные краски Востока.

1

17.12



16.

    Фестивальные встречи (обобщающее занятие-праздник)

1

24.12



II.

Из страны детства в мир взрослых.

18ч.




17.

Я взрослею

1

14.01



18.

Я взрослею.

1

21.01



19.

Мои права.

1

28.01



20

Мир знаний.

1

04.02



21.

Мир знаний.

1

11.02



22.

Мир знаний.

1

18.02



23.

Пора в путь-дорогу.

1

25.02



24.

Пора в путь-дорогу.

1

04.03



25.

Пора в путь-дорогу.

1

11.03



26.

Путешествие по родному краю (обобщающее занятие – воображаемое путешествие).

1

18.03



27.

Приглашаем в театр.

1

01.04



28.

Приглашаем в театр.

1

08.04



29.

Досуг – дело серьезное.

1

15.04



30.

Досуг – дело серьезное.

1

22.04



31.

Правила общения. Культура поведения.

1

29.04



32.

Правила общения. Культура поведения.

1

06.05



33.

Правила общения. Культура поведения.

1

13.05



34.

Парк чудес и открытий (обобщающее занятие-праздник)

1

20.05













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!