СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности "Эколог"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитатана на детей 10-11 лет.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности "Эколог"»

Муниципальное казенное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

Кирово-Чепецкого района Кировской области




Программа принята на

Педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ

протокол № 1 Директор МКУ ДО ДДТ

от 05 сентября 2023 года 05 сентября 2023 года

___________А.Н. Лобанов



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Эколог»


Направленность: естественнонаучная

Уровень освоения программы: ознакомительный

Возраст детей:10-11 лет

Срок реализации: 1 год



Автор-составитель:

Козьминых Нина Владимировна,

педагог дополнительного образования

МКУ ДОД ДДТ







с.Филиппово

2023


Содержание


Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» ……………………………………….. стр 3-13


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации» ………………………………..………………стр 14-17


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.......................................................................................... стр 18-22.




























































  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог» естественнонаучной направленности, предназначена для экологического образования детей 10-11 лет в системе дополнительного образования и рассчитана на 1 год обучения.

Нормативно-правовое обеспечение программы. Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

  • Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

  • Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

  • СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

Программа «Эколог» типовая, адаптированная;

адаптирована для обучающихся младшего школьного возраста с учётом уровня компетенций школьников. Основа идеи обучения по программе – применение междисциплинарного подхода.

Адресат программы – обучающиеся младшего школьного возраста

(10-11лет).

Актуальность программы «Эколог»: в настоящее время экология вошла практически во все сферы нашей жизни, поэтому все большую актуальность приобретают исследования в области экологии. Обучающиеся знакомятся с основами рационального использования и охраны природных и сельскохозяйственных территорий. Данная программа позволяет продемонстрировать, как научный подход может быть применен в повседневной жизни. В процессе её освоения совершенствуются навыки критического мышления. Обучающиеся учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет подготовиться к взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными нестандартными проблемами.

Отличительные особенности программы: участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности с применением междисциплинарного подхода позволяет создать основу для освоения важных дисциплин. Программа дает возможность изучить мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь. Знакомство с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность ребенка. Необходимость определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты, учит самостоятельно познавать окружающий мир, изучать явления, анализировать, делать выводы. В процессе обучения по программе у обучающихся формируются представления об окружающей мире в опытно-экспериментальной деятельности, осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия.

В результате освоения программы обучающиеся получат знания о новых востребованных в современном мире профессиях: сити-фермер, ГМО-агроном, вертикальное земледелие (см. атлас новых профессий). Приоритетное направление деятельности – знакомство обучающихся с современными тенденциями в развитии сельского хозяйства.

Дополнительность программы «Эколог» состоит в том, что содержание программы дополняет и расширяет знания обучающихся в области естествознания по предмету «Окружающий мир» основной школы. Принципиальным является организация образовательной деятельности по программе – групповые формы работы, практико-ориентированная направленность обучения. Форма проведения занятий, методы и приемы соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся начальных классов средней школы.

Инновационность программы: учебно-исследовательская деятельность. Организация исследовательской работы способствует творческой активности обучающихся, развитию индивидуальных задатков и способностей детей, созданию условий для их самореализации.


Режим занятий по программе


Программа рассчитана на 1 год обучения, 68 учебных часов с периодичностью занятий –1 раз в неделю по 2 часа с одной группой из 12 человек.

Обучение по программе ведется с использованием различных форм обучения: очная с использованием электронного обучения, при необходимости с применением дистанционных образовательных технологий.

При выполнении самостоятельной работы на дому и с целью поддержки обучающихся с особыми познавательными запросами могут использоваться дистанционные формы обучения: вебинар, просмотр учебного фильма, участие в конкурсных мероприятиях в сети Интернет.

Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе определяются содержанием программы, возрастными особенностями обучающихся и предусматривают комплексные и практические занятия, экскурсии, проведение круглого стола, презентацию результатов исследования и защиту проектов, ролевые игры, викторины, интеллектуальные игры, ситуационные задачи. Обучение строится на основе практических и теоретических занятий. Практические занятия предусматривают проведение индивидуальных и командных экспериментов, подготовку проектов.


Цель и задачи программы

Цель – дополнительное образование детей и удовлетворение их познавательных потребностей в области экологии, формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи образовательные:

  • способствовать формированию у обучающихся системы знания об окружающем мире, о почве как основном природном ресурсе;

  • познакомить на элементарном уровне с основными экологическими понятиями;

  • научить детей ориентироваться в элементарных природных явлениях и видеть их взаимосвязь с жизнью человека;

  • расширять и углублять знания детей о растительном и животном мире, их значении в жизни человека, о приспособлении живых организмов к изменяющимся условиям среды, о простейших законах роста и развития организмов, условиях необходимых для полноценного существования;

  • познакомить с основами рационального использования и охраны природных и сельскохозяйственных территорий, научить детей правилам экологически грамотного поведения в природе.

Развивающие:

  • развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия действий человека в природе, использовать приобретенные знания по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности, соблюдению правил поведения в природе;

  • способствовать укреплению здоровья обучающихся посредством общения с природой и проведению мероприятий на свежем воздухе;

  • развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей потребность в общении с природой;

  • воспитывать убежденность в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью;

  • способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.


Планируемые результаты освоения программы

Предметные результаты:

В результате освоения программы обучающийся должен

Знать:

  • основы экологии;

  • иметь понятие об агроэкологии как науке;

  • особенности функционирования агроэкосистем;

  • агроэкологические проблемы, способы их решения, меры по предотвращению;

  • основы получения экологически безопасной продукции.

Уметь:

  • разбираться в агроэкологических проблемах;

  • оценивать и анализировать прямое и косвенное влияние человека на состояние агроэкосистем;

  • определять для себя интересную исследовательскую задачу в области агроэкологии, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, критически оценивать ситуацию.


Метапредметные результаты:

Способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий:

  • предвосхищать результат;

  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • способность к концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение и позицию.

Способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий:

  • ставить и формулировать проблемы;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Основным результатом является оформление проектов и выступление на мероприятиях различного уровня. Кроме того, организация различных праздников, викторин, игр, акций способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся и позволяет педагогу в непринужденной обстановке анализировать результаты учебной деятельности обучающихся.


































1.2. Содержание программы

1.2.1. Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество

часов

Форма организации занятий

Форма

аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Агроэкология (8ч)

1.1

Введение в агроэкологию

2

1

1

Комплексное

Практическое


Наблюдение, беседа, тестирование, анализ выполнения практических заданий и творческой работы

1.2

Урожай в сельском хозяйстве

8

3

5

Комплексное

Практическое


Наблюдение, беседа, викторина, опрос, дидактические игры, анализ выполнения практических заданий

1.3

Агроэкология и современность

4

2

2

Комплексное

Практическое


Наблюдение, беседа, викторина, дидактические игры, анализ выполнения практических заданий

2

Раздел 2. Экология и современное общество ( )

2.1

Экологические проблемы современности

4

2

2

Комплексное

Практическое


Наблюдение, беседа, дидактические игры, практическая работа, анализ выполнения творческой работы

2.2

Природа рядом с нами

8

2

6

Комплексное

Практическое


Наблюдение, беседа, дидактические игры, практическая работа, анализ выполнения творческой работы

2.3

Экология и мы

4

4

8

Комплексное

Практическое


Наблюдение, анализ, беседа, дидактические игры, анкетирование

3

Раздел 3. Пища на пользу человеку ( )

3.1

Секреты здорового питания

8

4

10

Комплексное Практическое


Наблюдение, анализ, беседа, анализ выполнения творческой работы

3.2

Продукты из-за моря

2

4

6

Комплексное Практическое


Наблюдение, беседа дидактические игры, анализ выполнения творческой работы

3.3

Не навредить

6

2

4

Комплексное Практическое

Наблюдение, беседа дидактические игры, анализ выполнения творческой работы

4

Раздел 4. Проектирование в агроэкологии ( )

4.1

Работа над проектом

6

2

4

Комплексное Практическое

Анализ выполнения творческой работы, беседа, наблюдение

4.2

Агроэкология – это интересно

4

2

2

Комплексное

Практическое

Наблюдение, анализ, беседа, тестирование, презентация проектов


Итого:

68




1.2.2. Содержание учебного плана

Раздел 1. Агроэкология (8 час.)

Тема 1.1. Введение в агроэкологию (2 час.)

Теория: Цель и задачи программы. Основные виды деятельности. Стартовая диагностика. Инструктаж по охране труда на учебных занятиях в помещении, в природе. Экология и природопользование, экологическая грамотность и культура. Окружающая среда, среда обитания. Агрономия. Примеры воздействия человека на природу: положительные (дельта Нила, «сады Семирамиды», заливные луга России, польдеры Голландии) и отрицательные (пустыни, солончаки, овраги, исчезновение видов, сокращение площадей естественных ландшафтов и т.д.).

Практика: игры на знакомство, на общение). Отгадывание кроссворда, работа в микрогруппах, рисование на тему «Как я представляю природу будущего».

Оборудование: Ноутбук (с программным обеспечением).

Форма контроля: тестирование, практическая работа, творческая работа.


Тема 1.2. Урожай в сельском хозяйстве (4 час.)

Теория: Культурные и сорные растения, сельскохозяйственная продукция и ее качество, урожай и урожайность. Насекомые – вредители сельского хозяйства. Экологически чистая продукция. Агрохимикаты (минеральные удобрения, яды, гербициды, стимуляторы). Область применения, экологические последствия.

Практика: практическая работа с гербарием и коллекцией насекомых по определению видов сорных растений и насекомых вредителей сельского хозяйства, викторина.

Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», нитратомер, чашка Петри, пипетка Пастера, контейнер для рассады.

Форма контроля: викторина, практическая работа, дидактические игры.

Тема 1.3. Агроэкология и современность (2 час.)

Теория: Наука на службе сельскому хозяйству, сельскохозяйственные машины, агроэкология и производство продовольствия.

Практика: чтение и выбор публикаций в СМИ по актуальным вопросам продовольственного обеспечения и его качества, выступления по теме «Современные достижения агроэкологии», обсуждение.

Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», нитратомер, чашка Петри, пипетка Пастера.

Форма контроля: дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.

Раздел 2. Пища на пользу человеку (18 час.)

Тема 2.1. Секреты здорового питания (10 час.)

Теория: Где растет хлеб? История происхождения хлеба. Польза и вред. Технологии приготовления хлеба. Классификация. Мёд – продукт пчелиной деятельности. Солнышко в стакане (изучение качества подсолнечного масла). Интересные факты. Изучение полезных свойств мёда.

Практика: Практическая работа по определению качества изучаемых продуктов. Изучить состав, свойства и качество хлеба, меда, подсолнечного масла с помощью опытов. Определение органолептических показателей продуктов питания. Определение качественных показателей продуктов питания.

Оборудование: Ноутбук, Комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», нитратомер, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», микроскоп, чашка Петри, пипетка Пастера.

Форма контроля: Дидактические игры, практическая работа, кроссворд, творческая работа.

Тема 2.2. Продукты из-за моря ( 6 час.)

Теория: Чай и чайные напитки. Классификация чая. История происхождения. Как чай появился в России. Необычные овощи. Картофель – заморский гость. Знакомство с необычными овощами и их полезными и вредными свойствами. Качество «заморских» продуктов.

Практика: Чайная церемония в разных странах. Определение качественных показателей разных сортов чая с помощью опытов. Определение качественных показателей овощей и фруктов, выставка (презентация) «Необычные овощи в наших магазинах».

Оборудование: Ноутбук, нитратомер, микроскоп, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», чашка Петри, пипетка Пастера.

Форма контроля: Дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.

Тема 2.3. Не навреди ( 2 час.)

Теория: Фаст фуд – плюсы и минусы. Супы быстрого приготовления – история возникновения. Домашние супы и супы быстрого приготовления. Чипсы – польза или вред. Сахар: польза или вред. Интересные факты о сахаре.

Практика: практическая работа «Чипсы – польза или вред?», определение качества чипсов разных производителей и домашних чипсов. Рецепты приготовления домашних супов. Написание эссе на тему «Не навреди».

Оборудование: Ноутбук, нитратомер, микроскоп, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», чашка Петри, пипетка Пастера.

Форма контроля: дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.


Раздел 3. Экология и современное общество (28 час.)

Тема 3.1. Основы сельскохозяйственного производства (4 час.)

Теория: Сельское хозяйство важная отрасль народного хозяйства. Основные сельскохозяйственные производства Кировской области. Важнейшие полевые культуры области. Экологические проблемы Земли и пути их решения: что такое наша планета с точки зрения экологии. Какие виды деятельности человека больше всего опасны для экологии. Рост населения Земли и проблемы продовольствия.

Практика: Экскурсия на предприятие ООО «Дороничи». Беседа «Важность труда на земле». Знакомство с сельскохозяйственной техникой.

Оборудование: Ноутбук (с программным обеспечением).

Форма контроля: викторина, практическая работа, дидактические игры, тесты.

Тема 3.2. Городское сельское хозяйство. (4 час.)

Теория: Сельское хозяйство в настоящем и будущем. Влияние сельскохозяйственного производства на экологическую ситуацию в регионе.

Профессии будущего: Оператор автоматизированной сельхозтехники; ГМО-агроном; Сити-фермер; Агроном-экономист. Сельскохозяйственное оборудование.

Сады и фермы в городских районах. Выращивание продуктов питания в черте города. Что требуется «городскому фермеру»? Городское сельское хозяйство, как метод борьбы с химическим загрязнением. Растения-биоиндикаторы здоровья почвы.

Практика: практическая работа «Чудо – грядка», интеллектуальная игра «Углеродный след».

Оборудование: Ноутбук (с программным обеспечением), Прибор контроля параметров почвы. Переносной комплект для естественнонаучного практикума «Чудо – грядка», гидропонная система.

Форма контроля: практическая работа, интеллектуальная игра «Углеродный след», работа по карточкам.

Тема 3.3. Климат и сельское хозяйство (2 час.)

Теория: Погода и климат. Изменение климата земли: причины и последствия. Зачем нужна метеостанция для фермера и сельского хозяйства? Метеорологические элементы: давление воздуха, солнечная радиация, влажность воздуха, осадки, ветер. Метеорологические явления опасные для сельскохозяйственного производства: заморозки, засуха, суховей, сильные ливни, вымерзание, вымокание, зимние ожоги коры плодовых деревьев.

Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания».

Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа.

Тема 3.4. Основы растениеводства (10 час.)

Теория: Зелёные растения, как средство производства в растениеводстве. Факторы, определяющие рост, развитие растений, урожай и его качество. Классификация факторов, определяющих рост, развитие растений, урожай и его качество. Отрасли растениеводства. Сельскохозяйственная техника.

Практика: Экскурсия в агрофирму «Дороничи», практическая работа на учебно-опытном участке. Практическая работа «Подготовка семян к хранению и посеву». Практическая работа «Подготовка почвы для подзимнего посева моркови». Опытническая работа «Посадка семян для школьной клумбы».

Оборудование: Комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», Комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», гидропонная система.

Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа.

Тема 3.5. Экология и мы (8час.)

Теория: Душа и экология, новое экологическое мышление. Принципы рационального природопользования. Экологические традиции и обряды. Среда обитания и здоровье человека. Экология пришкольного участка. Принципы здорового образа жизни. Красная книга, особо охраняемые территории нашей области.

Практика: Познавательная игра «Что? Где? Когда?», практическая работа по обследованию экологических условий пришкольного участка, практическая работа с Красной книгой Кировской области.

Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», нитратомер.

Форма контроля: дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.

Раздел 4. Проектирование в агроэкологии (8 час.)

Тема 4.1. Работа над проектом (8 час.)

Теория: Особенности индивидуальных и командных проектов в агроэкологии. Выбор тематики проектов. Правила работы с источниками информации. Постановка цели и задач проекта. Алгоритм подбора материалов и методов для исследования. Правила и порядок проведения экспериментальной работы. Порядок обработки и правила оценки результатов. Подготовка демонстрационных материалов. Правила оформления доклада и презентации. Экспертиза проекта.

Практика: Практическая работа по подготовке индивидуальных и командных проектов. «Зелёный проект». Выбор тематики проектов. Анализ источников информации. Постановка цели и задач проекта. Подбор материалов и методов для исследования. Проведение экспериментальной работы. Обработка и оценка результатов. Подготовка демонстрационных материалов. Подготовка доклада. Подготовка проекта. Подготовка презентации. Подготовка наглядных материалов. Участие с проектами в региональных, Всероссийских, Международных мероприятиях. Подведение итогов работы.

Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», прибор контроля параметров почвы, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», микроскоп, гидропонная система, чашка Петри, пипетка Пастера.

Форма контроля: Практическая работа, проект.



















2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2023-2024 учебный год


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата планируемая (число, месяц)

Дата фактическая (число, месяц)

Причина изменения даты

Раздел 1. Агроэкология (14 час.)

1.1. Введение в агроэкологию (2 час.)

1

Знакомство с агрономией. Стартовая диагностика. Инструктаж по ТБ.

2

Комплексное

Тестирование, беседа, выполнение практических творческих заданий.



06.10.


1.2. Урожай в сельском хозяйстве (8 час.)

2

Сельскохозяйственные культуры. Сорные растения

2

Практическое

Анализ выполнения практических заданий


13.10.


3

Урожай по осени считают

2

Комплексное

Наблюдение,

дидактические игры


20.10.


4

Насекомые и агроэкология

2

Практическое

Выполнение практических заданий


27.10.


5

Качество сельскохозяйственной продукции

2

Практическое

Анализ выполнения практических заданий



03.11


1.3. Агроэкология и современность (4час.)

11

Наука на службе сельскому хозяйству. «Современные достижения агроэкологии»

2

Комплексное

Викторина, опрос


10.11.


12

Сельскохозяйственные машины.

2

Практическое

Наблюдение, беседа


17.11.


Раздел 2. Пища на пользу человеку (18час.)

Секреты здорового питания (10час.)

13

Здоровое питание школьника.

2

Комплексное

Наблюдение,

дидактические игры


24.11.


14

Хлеб всему голова. Качество хлеба

2

Комплексное

Наблюдение,

дидактические игры


01.12.


15

Секреты подсолнечного масла

2

Практическое

Анализ выполнения практических заданий


08.12.


16

Мёд – продукт пчелиной деятельности

2

Практическое

Наблюдение, защита рефератов, беседа


15.12.


17

Что? Где? Когда?

2

Комплексное

Дидактическая игра



22.12.


Продукты из-за моря (6 час.)

18

Чай. Качество чая. Традиции чаепития

2

Комплексное

Наблюдение, беседа


29.12.


19

Важный овощ - картофель

2

Комплексное

Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий


12.01.


20

Качество «заморских» продуктов

2

Практическое

Анализ выполнения практических заданий



19.01.


Не навреди (2 час.)

21

Фастфуд – плюсы и минусы. Чипсы – польза или вред.

1

Комплексное

Наблюдение, беседа


26.01.


22

Сахар польза или вред

1

Комплексное

Анализ выполнения практических заданий



26.01.


Раздел 3. Экология и современное сельское хозяйство (28 час.)

2.1. Основы сельскохозяйственного производства (4 час.)

23

Экскурсия на сельскохозяйственное производство

2

Экскурсия на АПК

Экскурсия, наблюдение


02.02.


24

Сельское хозяйство Кировской области

2

Комплексное

Наблюдение, беседа, анкетирование



09.02.


2.2. Городское сельское хозяйство (4час.)

25

Городское сельское хозяйство. Сити-ферма

2

Комплексное

Наблюдение, беседа, тестирование


16.02.


26

«Чудо – грядка»

2

Практическое

Наблюдение, беседа, выполнение практических заданий



22.02.


3.3. Глобальное потепление и сельское хозяйство (2 час.)

27

Глобальные экологические проблемы и сельское хозяйство.


2

Комплексное

Наблюдение, беседа


01.03.


2.4. Основы растениеводства (10 час.)

28

Значение растений в жизни человека и животных.

Природа и её правила.

2

Комплексное

Наблюдение, беседа, тестирование, реферат


07.03.


29

Подготовка семян к хранению и посеву.


2

Практическое

Наблюдение, беседа, анализ выполнения практических заданий


15.03.


30

Сельскохозяйственная техника и оборудование

2

Комплексное

Наблюдение, беседа, анализ выполнения практических заданий


22.03.


31

Практическая работа «Посадка семян для школьной клумбы».

2

Практическое

Наблюдение, анализ выполнения практических заданий


29.03.


32

Агротехника посева основных с/х культур


2

Комплексное

Анализ выполнения практических заданий


05.04.


Экология и мы (8 час.)

33

Особо охраняемые территории Кировской области

2

Практическое

Наблюдение, практическая работа, беседа


12.04.


34

Сельское хозяйство будущего глазами детей

2

Комплексное

Анализ выполнения творческих заданий


19.04.


35

Экология пришкольного участка

2

Практическое

Анализ выполнения творческих заданий


26.04.


36

Принципы здорового образа жизни

2

Комплексное

Наблюдение, беседа,

дидактические игры



03.05.


Раздел 4. Проектирование в агроэкологии (8 час.)

Работа над проектом (8 час.)

37

Мы – исследователи. Биржа идей. Зелёный проект.


2

Практическое

Анализ выполнения практических заданий


10.05.


38

Проект – от идеи до результата

2

Практическое

Наблюдение,

дидактические игры


17.05.


39

Ступеньки проектного творчества

2

Комплексное

Наблюдение,

дидактические игры


23.05.


40

Успешность проекта – оценка его эффективности. Итоговая диагностика.

2

Практическое

Наблюдение, анализ выполнения практической работы, беседа


24.05.



Итого

68






2.2. Условия реализации программы

Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения учебного процесса, инфраструктуры организации и иных условий. Данная программа реализуется при определённых технических требованиях к условиям организации образовательного процесса:

  • образовательный процесс организуется в учебном кабинете, оснащённом средствами ИКТ в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами;

  • наличие учебно-опытного участка;

  • наличие персонального компьютера;

  • наличие выхода в Интернет;

  • возможность выхода на экскурсии;

  • возможность посещения фермерских сельскохозяйственных предприятий.

Рекомендуемое методическое обеспечение программы

Учебно-методические средства:

  • комплект учебно-наглядных пособий;

  • комплект учебно-методической документации;

  • наглядные и иллюстративные пособия и схемы;

  • таблицы-памятки;

  • раздаточный материал и информационный материал;

  • дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;

  • картотека с заданиями.


Материалы и оборудование:

  1. Весы лабораторные – 1

  2. Гидропонная система – 1

  3. Контейнер для рассады – 8

  4. Методические пособия – 1

  5. Микроскоп – 1

  6. Набор микропрепаратов – 1

  7. Нитратомер – 1

  8. Ноутбук (с программным обеспечением) – 1

  9. Пипетка Пастера – 12

  10. Прибор контроля параметров почвы – 1

  11. Стекло покровное – 12

  12. Стекло предметное – 12

  13. Чашка Петри – 12


Рекомендуемые дополнительные материалы и другие средства:

  • гербарий: культурных растений, сельскохозяйственных растений, сорных трав, целебных и ядовитых растений, по систематике растений;

  • географическая карта мира, карта РФ, карта Кировской области;

  • коллекции: семян культурных растений,

  • грунт для растений;

  • рассада растений;

  • осветительные приборы;

  • ёмкости для растений и жидкостей;

  • средства защиты, садовое оборудование;

  • субстраты (кокосовое волокно, торф, керамзит, вермикулит, песок, минеральная вата);

  • комплексные удобрения.


2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал тестирования, аналитическая справка о результатах реализации программы; журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, фото.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы, открытое занятие, выставка, защита творческих работ, научно-практическая конференция.

Оценочные материалы: с целью выявления соответствия уровня полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проходит текущий контроль по итогам каждого раздела.

Текущая диагностика знаний и умений обучающихся проводится в форме тестирования, викторин, участия с проектами в региональных, Всероссийских, Международных мероприятиях. По итогам работы оформляются фотовыставки или стенгазеты. По завершении изучения каждого раздела проводится текущий контроль в форме тестирования. Каждый тест состоит из теоретической и практической частей. Тестирование имеет следующие критерии оценивания:

«3» – 100-70% верных ответов;

«2»- 70-50% верных ответов;

«1»- до 50% верных ответов.

Что соответствует уровням успешности освоения программы:

Высокий, средний, низкий.

Сведения заносятся в таблицу.


Сводная таблица оценки успешности освоения программы

ФИО

обучающегося

Уровень теоретических знаний

Уровень практических умений

Уровень успешности освоения программы










Оценочные материалы

Раздел,

тема программы

Название диагностического материала

приложения/

Ссылка на источник

Раздел 1. Агроэкология

Тема 1.1. Введение в агроэкологию


Тема 1.2. Урожай в сельском хозяйстве

1.3. Агроэкология и современность

Тест




Викторина





Игра-викторина «Что где,когда?»

https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/1-klass/itogovyij-test-po-ekologii.html



https://znanio.ru/media/viktorina_ovoschnoj_urozhaj-180665




https://www.maam.ru/detskijsad/igra-viktorina-chto-gde-kogda-sistimatizacija-znanija-detei-o-trude-vzroslyh-v-gorode-i-v-selskom-hozjaistve.html

Раздел 2. Экология и современное общество

3.1. Экологические проблемы современности

3.2. Природа рядом с нами

3.3. Экология и мы






Анкета



Кроссворд


Тест,

викторина






https://kopilkaurokov.ru/ekologiya/prochee/ekologicheskie_situatsii_dlia_mladshikh_shkolnikov


https://www.uchportal.ru/load/288-1-0-93111


https://infourok.ru/ekologicheskaya-viktorina-dlya-nachalnoy-shkoli-2591984.html

Раздел 4. Пища на пользу

3.1. Секрет питания

4.2. Продукты из-за моря





3.3. Не навредить


Анкета, викторина



Тест, кроссворд






Кроссворд,

тест,

викторина


Приложение 2

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/05/15/igra-viktorina-pravilnoe-pitanie

http://semeika.info/viktorina-pro-chaj-ili-my-za-chaem-ne-skuchaem/

http://utinye-uroki.ru/index.php/krossvordy-po-predmetu-okruzhayushchij-mir/2-klass/1096-krossvord-azbuka-pitaniya


https://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/obespechenie-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-obzh/vrednyie-produktyi.html


https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/22/sbornik_testov_po_pitaniyu.doc


https://infourok.ru/igraviktorina-razgovor-o-pravilnom-pitanii-klass-3967572.html


2.4. Методические материалы

Название методического материала

Наименование

К какому разделу, теме

приложения/

Ссылка на источник

Технологическая

карта

«Нитраты в продуктах питания»

Раздел 4. Пища на

пользу

4.3. Не навредить

Приложение 4

Технологическая карта

«Определение загруженности территории автомобильным транспортом»

Раздел 3. Экология и современное общество

3.1. Экологические

проблемы современности

Приложение 5

Технологическая карта к занятию

«Оценка качества воды»

Раздел 2. Неживая природа

Тема 2.2 Оценка качества воды

https://infourok.ru/razrabotka-tehnologicheskoy-karti-issledovanie-vodi-2389636.html



Список литературы для педагога:


  1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фѐдоров».

  2. Издательство «Учебная литература», 2006.

  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. Проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007

  4. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.

  5. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.

  6. Муха, В.Д. Агропочвоведение / В.Д. Муха, Н.И. Картамышев, Д.В. Муха. – М.: КолосС, 2003. – 528 с.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность обучающихся. – М.: АРКТИ, 2009.


Список литературы для обучающихся:

  1. Плешаков А.А. «Атлас-определитель». -Москва: Просвещение, 2018. –с. 286.

  2. Доспехов Б. А. Методика полевого опыта / Б. А. Доспехов. -Москва : Колос, 1979. –с. 262–285 .

  3. Дояренко А. Г.Занимательная агрономия / Дояренко А. Г. -М.: Книга по Требованию, 2012. –192 с.

  4. Прянишников Д.Н., Якушкин И.В. Растение полевой культуры. М.: Колос, 1986. – 385 с.