Муниципальное казенное учреждение
дополнительного образования Дом детского творчества
Кирово-Чепецкого района Кировской области
Программа принята на
Педагогическом совете УТВЕРЖДАЮ
протокол № 1 Директор МКУ ДО ДДТ
от 05 сентября 2023 года 05 сентября 2023 года
___________А.Н. Лобанов
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эколог»
Направленность: естественнонаучная
Уровень освоения программы: ознакомительный
Возраст детей:10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Козьминых Нина Владимировна,
педагог дополнительного образования
МКУ ДОД ДДТ
с.Филиппово
2023
Содержание
Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты» ……………………………………….. стр 3-13
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающих формы аттестации» ………………………………..………………стр 14-17
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.......................................................................................... стр 18-22.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог» естественнонаучной направленности, предназначена для экологического образования детей 10-11 лет в системе дополнительного образования и рассчитана на 1 год обучения.
Нормативно-правовое обеспечение программы. Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
Программа «Эколог» типовая, адаптированная;
адаптирована для обучающихся младшего школьного возраста с учётом уровня компетенций школьников. Основа идеи обучения по программе – применение междисциплинарного подхода.
Адресат программы – обучающиеся младшего школьного возраста
(10-11лет).
Актуальность программы «Эколог»: в настоящее время экология вошла практически во все сферы нашей жизни, поэтому все большую актуальность приобретают исследования в области экологии. Обучающиеся знакомятся с основами рационального использования и охраны природных и сельскохозяйственных территорий. Данная программа позволяет продемонстрировать, как научный подход может быть применен в повседневной жизни. В процессе её освоения совершенствуются навыки критического мышления. Обучающиеся учатся преодолевать нестандартные задачи путем тестирования и проведения различных опытов. Все это позволяет подготовиться к взрослой жизни, где они могут столкнуться с необычными нестандартными проблемами.
Отличительные особенности программы: участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности с применением междисциплинарного подхода позволяет создать основу для освоения важных дисциплин. Программа дает возможность изучить мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь. Знакомство с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность ребенка. Необходимость определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, умение критически оценивать результаты, учит самостоятельно познавать окружающий мир, изучать явления, анализировать, делать выводы. В процессе обучения по программе у обучающихся формируются представления об окружающей мире в опытно-экспериментальной деятельности, осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия.
В результате освоения программы обучающиеся получат знания о новых востребованных в современном мире профессиях: сити-фермер, ГМО-агроном, вертикальное земледелие (см. атлас новых профессий). Приоритетное направление деятельности – знакомство обучающихся с современными тенденциями в развитии сельского хозяйства.
Дополнительность программы «Эколог» состоит в том, что содержание программы дополняет и расширяет знания обучающихся в области естествознания по предмету «Окружающий мир» основной школы. Принципиальным является организация образовательной деятельности по программе – групповые формы работы, практико-ориентированная направленность обучения. Форма проведения занятий, методы и приемы соответствует психолого-педагогическим особенностям обучающихся начальных классов средней школы.
Инновационность программы: учебно-исследовательская деятельность. Организация исследовательской работы способствует творческой активности обучающихся, развитию индивидуальных задатков и способностей детей, созданию условий для их самореализации.
Режим занятий по программе
Программа рассчитана на 1 год обучения, 68 учебных часов с периодичностью занятий –1 раз в неделю по 2 часа с одной группой из 12 человек.
Обучение по программе ведется с использованием различных форм обучения: очная с использованием электронного обучения, при необходимости с применением дистанционных образовательных технологий.
При выполнении самостоятельной работы на дому и с целью поддержки обучающихся с особыми познавательными запросами могут использоваться дистанционные формы обучения: вебинар, просмотр учебного фильма, участие в конкурсных мероприятиях в сети Интернет.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий по программе определяются содержанием программы, возрастными особенностями обучающихся и предусматривают комплексные и практические занятия, экскурсии, проведение круглого стола, презентацию результатов исследования и защиту проектов, ролевые игры, викторины, интеллектуальные игры, ситуационные задачи. Обучение строится на основе практических и теоретических занятий. Практические занятия предусматривают проведение индивидуальных и командных экспериментов, подготовку проектов.
Цель и задачи программы
Цель – дополнительное образование детей и удовлетворение их познавательных потребностей в области экологии, формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи образовательные:
способствовать формированию у обучающихся системы знания об окружающем мире, о почве как основном природном ресурсе;
познакомить на элементарном уровне с основными экологическими понятиями;
научить детей ориентироваться в элементарных природных явлениях и видеть их взаимосвязь с жизнью человека;
расширять и углублять знания детей о растительном и животном мире, их значении в жизни человека, о приспособлении живых организмов к изменяющимся условиям среды, о простейших законах роста и развития организмов, условиях необходимых для полноценного существования;
познакомить с основами рационального использования и охраны природных и сельскохозяйственных территорий, научить детей правилам экологически грамотного поведения в природе.
Развивающие:
развивать у школьников умения предсказывать возможные последствия действий человека в природе, использовать приобретенные знания по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности, соблюдению правил поведения в природе;
способствовать укреплению здоровья обучающихся посредством общения с природой и проведению мероприятий на свежем воздухе;
развивать познавательный интерес, любознательность, стремление к опытнической деятельности, желание самостоятельно найти ответ, совершенствовать интеллект детей.
Воспитательные:
воспитывать у детей потребность в общении с природой;
воспитывать убежденность в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью;
способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
В результате освоения программы обучающийся должен
Знать:
основы экологии;
иметь понятие об агроэкологии как науке;
особенности функционирования агроэкосистем;
агроэкологические проблемы, способы их решения, меры по предотвращению;
основы получения экологически безопасной продукции.
Уметь:
разбираться в агроэкологических проблемах;
оценивать и анализировать прямое и косвенное влияние человека на состояние агроэкосистем;
определять для себя интересную исследовательскую задачу в области агроэкологии, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, критически оценивать ситуацию.
Метапредметные результаты:
Способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий:
предвосхищать результат;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
способность к концентрации воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий:
ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
формулировать собственное мнение и позицию.
Способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий:
ставить и формулировать проблемы;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
Личностные результаты:
принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
развитие морально-этического сознания;
получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Основным результатом является оформление проектов и выступление на мероприятиях различного уровня. Кроме того, организация различных праздников, викторин, игр, акций способствует формированию универсальных учебных действий обучающихся и позволяет педагогу в непринужденной обстановке анализировать результаты учебной деятельности обучающихся.
1.2. Содержание программы
1.2.1. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации (контроля) |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Агроэкология (8ч) |
1.1 | Введение в агроэкологию | 2 | 1 | 1 | Комплексное Практическое | Наблюдение, беседа, тестирование, анализ выполнения практических заданий и творческой работы |
1.2 | Урожай в сельском хозяйстве | 8 | 3 | 5 | Комплексное Практическое | Наблюдение, беседа, викторина, опрос, дидактические игры, анализ выполнения практических заданий |
1.3 | Агроэкология и современность | 4 | 2 | 2 | Комплексное Практическое | Наблюдение, беседа, викторина, дидактические игры, анализ выполнения практических заданий |
2 | Раздел 2. Экология и современное общество ( ) |
2.1 | Экологические проблемы современности | 4 | 2 | 2 | Комплексное Практическое | Наблюдение, беседа, дидактические игры, практическая работа, анализ выполнения творческой работы |
2.2 | Природа рядом с нами | 8 | 2 | 6 | Комплексное Практическое | Наблюдение, беседа, дидактические игры, практическая работа, анализ выполнения творческой работы |
2.3 | Экология и мы | 4 | 4 | 8 | Комплексное Практическое | Наблюдение, анализ, беседа, дидактические игры, анкетирование |
3 | Раздел 3. Пища на пользу человеку ( ) |
3.1 | Секреты здорового питания | 8 | 4 | 10 | Комплексное Практическое | Наблюдение, анализ, беседа, анализ выполнения творческой работы |
3.2 | Продукты из-за моря | 2 | 4 | 6 | Комплексное Практическое | Наблюдение, беседа дидактические игры, анализ выполнения творческой работы |
3.3 | Не навредить | 6 | 2 | 4 | Комплексное Практическое | Наблюдение, беседа дидактические игры, анализ выполнения творческой работы |
4 | Раздел 4. Проектирование в агроэкологии ( ) |
4.1 | Работа над проектом | 6 | 2 | 4 | Комплексное Практическое | Анализ выполнения творческой работы, беседа, наблюдение |
4.2 | Агроэкология – это интересно | 4 | 2 | 2 | Комплексное Практическое | Наблюдение, анализ, беседа, тестирование, презентация проектов |
| Итого: | 68 | | | | |
1.2.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Агроэкология (8 час.)
Тема 1.1. Введение в агроэкологию (2 час.)
Теория: Цель и задачи программы. Основные виды деятельности. Стартовая диагностика. Инструктаж по охране труда на учебных занятиях в помещении, в природе. Экология и природопользование, экологическая грамотность и культура. Окружающая среда, среда обитания. Агрономия. Примеры воздействия человека на природу: положительные (дельта Нила, «сады Семирамиды», заливные луга России, польдеры Голландии) и отрицательные (пустыни, солончаки, овраги, исчезновение видов, сокращение площадей естественных ландшафтов и т.д.).
Практика: игры на знакомство, на общение). Отгадывание кроссворда, работа в микрогруппах, рисование на тему «Как я представляю природу будущего».
Оборудование: Ноутбук (с программным обеспечением).
Форма контроля: тестирование, практическая работа, творческая работа.
Тема 1.2. Урожай в сельском хозяйстве (4 час.)
Теория: Культурные и сорные растения, сельскохозяйственная продукция и ее качество, урожай и урожайность. Насекомые – вредители сельского хозяйства. Экологически чистая продукция. Агрохимикаты (минеральные удобрения, яды, гербициды, стимуляторы). Область применения, экологические последствия.
Практика: практическая работа с гербарием и коллекцией насекомых по определению видов сорных растений и насекомых вредителей сельского хозяйства, викторина.
Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», нитратомер, чашка Петри, пипетка Пастера, контейнер для рассады.
Форма контроля: викторина, практическая работа, дидактические игры.
Тема 1.3. Агроэкология и современность (2 час.)
Теория: Наука на службе сельскому хозяйству, сельскохозяйственные машины, агроэкология и производство продовольствия.
Практика: чтение и выбор публикаций в СМИ по актуальным вопросам продовольственного обеспечения и его качества, выступления по теме «Современные достижения агроэкологии», обсуждение.
Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», нитратомер, чашка Петри, пипетка Пастера.
Форма контроля: дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.
Раздел 2. Пища на пользу человеку (18 час.)
Тема 2.1. Секреты здорового питания (10 час.)
Теория: Где растет хлеб? История происхождения хлеба. Польза и вред. Технологии приготовления хлеба. Классификация. Мёд – продукт пчелиной деятельности. Солнышко в стакане (изучение качества подсолнечного масла). Интересные факты. Изучение полезных свойств мёда.
Практика: Практическая работа по определению качества изучаемых продуктов. Изучить состав, свойства и качество хлеба, меда, подсолнечного масла с помощью опытов. Определение органолептических показателей продуктов питания. Определение качественных показателей продуктов питания.
Оборудование: Ноутбук, Комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», нитратомер, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», микроскоп, чашка Петри, пипетка Пастера.
Форма контроля: Дидактические игры, практическая работа, кроссворд, творческая работа.
Тема 2.2. Продукты из-за моря ( 6 час.)
Теория: Чай и чайные напитки. Классификация чая. История происхождения. Как чай появился в России. Необычные овощи. Картофель – заморский гость. Знакомство с необычными овощами и их полезными и вредными свойствами. Качество «заморских» продуктов.
Практика: Чайная церемония в разных странах. Определение качественных показателей разных сортов чая с помощью опытов. Определение качественных показателей овощей и фруктов, выставка (презентация) «Необычные овощи в наших магазинах».
Оборудование: Ноутбук, нитратомер, микроскоп, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», чашка Петри, пипетка Пастера.
Форма контроля: Дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.
Тема 2.3. Не навреди ( 2 час.)
Теория: Фаст фуд – плюсы и минусы. Супы быстрого приготовления – история возникновения. Домашние супы и супы быстрого приготовления. Чипсы – польза или вред. Сахар: польза или вред. Интересные факты о сахаре.
Практика: практическая работа «Чипсы – польза или вред?», определение качества чипсов разных производителей и домашних чипсов. Рецепты приготовления домашних супов. Написание эссе на тему «Не навреди».
Оборудование: Ноутбук, нитратомер, микроскоп, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», чашка Петри, пипетка Пастера.
Форма контроля: дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.
Раздел 3. Экология и современное общество (28 час.)
Тема 3.1. Основы сельскохозяйственного производства (4 час.)
Теория: Сельское хозяйство важная отрасль народного хозяйства. Основные сельскохозяйственные производства Кировской области. Важнейшие полевые культуры области. Экологические проблемы Земли и пути их решения: что такое наша планета с точки зрения экологии. Какие виды деятельности человека больше всего опасны для экологии. Рост населения Земли и проблемы продовольствия.
Практика: Экскурсия на предприятие ООО «Дороничи». Беседа «Важность труда на земле». Знакомство с сельскохозяйственной техникой.
Оборудование: Ноутбук (с программным обеспечением).
Форма контроля: викторина, практическая работа, дидактические игры, тесты.
Тема 3.2. Городское сельское хозяйство. (4 час.)
Теория: Сельское хозяйство в настоящем и будущем. Влияние сельскохозяйственного производства на экологическую ситуацию в регионе.
Профессии будущего: Оператор автоматизированной сельхозтехники; ГМО-агроном; Сити-фермер; Агроном-экономист. Сельскохозяйственное оборудование.
Сады и фермы в городских районах. Выращивание продуктов питания в черте города. Что требуется «городскому фермеру»? Городское сельское хозяйство, как метод борьбы с химическим загрязнением. Растения-биоиндикаторы здоровья почвы.
Практика: практическая работа «Чудо – грядка», интеллектуальная игра «Углеродный след».
Оборудование: Ноутбук (с программным обеспечением), Прибор контроля параметров почвы. Переносной комплект для естественнонаучного практикума «Чудо – грядка», гидропонная система.
Форма контроля: практическая работа, интеллектуальная игра «Углеродный след», работа по карточкам.
Тема 3.3. Климат и сельское хозяйство (2 час.)
Теория: Погода и климат. Изменение климата земли: причины и последствия. Зачем нужна метеостанция для фермера и сельского хозяйства? Метеорологические элементы: давление воздуха, солнечная радиация, влажность воздуха, осадки, ветер. Метеорологические явления опасные для сельскохозяйственного производства: заморозки, засуха, суховей, сильные ливни, вымерзание, вымокание, зимние ожоги коры плодовых деревьев.
Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания».
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа.
Тема 3.4. Основы растениеводства (10 час.)
Теория: Зелёные растения, как средство производства в растениеводстве. Факторы, определяющие рост, развитие растений, урожай и его качество. Классификация факторов, определяющих рост, развитие растений, урожай и его качество. Отрасли растениеводства. Сельскохозяйственная техника.
Практика: Экскурсия в агрофирму «Дороничи», практическая работа на учебно-опытном участке. Практическая работа «Подготовка семян к хранению и посеву». Практическая работа «Подготовка почвы для подзимнего посева моркови». Опытническая работа «Посадка семян для школьной клумбы».
Оборудование: Комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», Комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», гидропонная система.
Форма контроля: наблюдение, беседа, практическая работа.
Тема 3.5. Экология и мы (8час.)
Теория: Душа и экология, новое экологическое мышление. Принципы рационального природопользования. Экологические традиции и обряды. Среда обитания и здоровье человека. Экология пришкольного участка. Принципы здорового образа жизни. Красная книга, особо охраняемые территории нашей области.
Практика: Познавательная игра «Что? Где? Когда?», практическая работа по обследованию экологических условий пришкольного участка, практическая работа с Красной книгой Кировской области.
Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», нитратомер.
Форма контроля: дидактические игры, практическая работа, викторина, творческая работа.
Раздел 4. Проектирование в агроэкологии (8 час.)
Тема 4.1. Работа над проектом (8 час.)
Теория: Особенности индивидуальных и командных проектов в агроэкологии. Выбор тематики проектов. Правила работы с источниками информации. Постановка цели и задач проекта. Алгоритм подбора материалов и методов для исследования. Правила и порядок проведения экспериментальной работы. Порядок обработки и правила оценки результатов. Подготовка демонстрационных материалов. Правила оформления доклада и презентации. Экспертиза проекта.
Практика: Практическая работа по подготовке индивидуальных и командных проектов. «Зелёный проект». Выбор тематики проектов. Анализ источников информации. Постановка цели и задач проекта. Подбор материалов и методов для исследования. Проведение экспериментальной работы. Обработка и оценка результатов. Подготовка демонстрационных материалов. Подготовка доклада. Подготовка проекта. Подготовка презентации. Подготовка наглядных материалов. Участие с проектами в региональных, Всероссийских, Международных мероприятиях. Подведение итогов работы.
Оборудование: Ноутбук, комплект лабораторного оборудования «Растения и их среда обитания», прибор контроля параметров почвы, комплект лабораторного оборудования «Сельскохозяйственные культуры», микроскоп, гидропонная система, чашка Петри, пипетка Пастера.
Форма контроля: Практическая работа, проект.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023-2024 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата планируемая (число, месяц) | Дата фактическая (число, месяц) | Причина изменения даты |
Раздел 1. Агроэкология (14 час.) |
1.1. Введение в агроэкологию (2 час.) |
1 | Знакомство с агрономией. Стартовая диагностика. Инструктаж по ТБ. | 2 | Комплексное | Тестирование, беседа, выполнение практических творческих заданий. | | 06.10. | |
1.2. Урожай в сельском хозяйстве (8 час.) |
2 | Сельскохозяйственные культуры. Сорные растения | 2 | Практическое | Анализ выполнения практических заданий | | 13.10. | |
3 | Урожай по осени считают | 2 | Комплексное | Наблюдение, дидактические игры | | 20.10. | |
4 | Насекомые и агроэкология | 2 | Практическое | Выполнение практических заданий | | 27.10. | |
5 | Качество сельскохозяйственной продукции | 2 | Практическое | Анализ выполнения практических заданий | | 03.11 | |
1.3. Агроэкология и современность (4час.) |
11 | Наука на службе сельскому хозяйству. «Современные достижения агроэкологии» | 2 | Комплексное | Викторина, опрос | | 10.11. | |
12 | Сельскохозяйственные машины. | 2 | Практическое | Наблюдение, беседа | | 17.11. | |
Раздел 2. Пища на пользу человеку (18час.) |
Секреты здорового питания (10час.) |
13 | Здоровое питание школьника. | 2 | Комплексное | Наблюдение, дидактические игры | | 24.11. | |
14 | Хлеб всему голова. Качество хлеба | 2 | Комплексное | Наблюдение, дидактические игры | | 01.12. | |
15 | Секреты подсолнечного масла | 2 | Практическое | Анализ выполнения практических заданий | | 08.12. | |
16 | Мёд – продукт пчелиной деятельности | 2 | Практическое | Наблюдение, защита рефератов, беседа | | 15.12. | |
17 | Что? Где? Когда? | 2 | Комплексное | Дидактическая игра | | 22.12. | |
Продукты из-за моря (6 час.) |
18 | Чай. Качество чая. Традиции чаепития | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | | 29.12. | |
19 | Важный овощ - картофель | 2 | Комплексное | Наблюдение, опрос, анализ выполнения практических заданий | | 12.01. | |
20 | Качество «заморских» продуктов | 2 | Практическое | Анализ выполнения практических заданий | | 19.01. | |
Не навреди (2 час.) |
21 | Фастфуд – плюсы и минусы. Чипсы – польза или вред. | 1 | Комплексное | Наблюдение, беседа | | 26.01. | |
22 | Сахар польза или вред | 1 | Комплексное | Анализ выполнения практических заданий | | 26.01. | |
Раздел 3. Экология и современное сельское хозяйство (28 час.) |
2.1. Основы сельскохозяйственного производства (4 час.) |
23 | Экскурсия на сельскохозяйственное производство | 2 | Экскурсия на АПК | Экскурсия, наблюдение | | 02.02. | |
24 | Сельское хозяйство Кировской области | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа, анкетирование | | 09.02. | |
2.2. Городское сельское хозяйство (4час.) |
25 | Городское сельское хозяйство. Сити-ферма | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа, тестирование | | 16.02. | |
26 | «Чудо – грядка» | 2 | Практическое | Наблюдение, беседа, выполнение практических заданий | | 22.02. | |
3.3. Глобальное потепление и сельское хозяйство (2 час.) |
27 | Глобальные экологические проблемы и сельское хозяйство. | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа | | 01.03. | |
2.4. Основы растениеводства (10 час.) |
28 | Значение растений в жизни человека и животных. Природа и её правила. | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа, тестирование, реферат | | 07.03. | |
29 | Подготовка семян к хранению и посеву. | 2 | Практическое | Наблюдение, беседа, анализ выполнения практических заданий | | 15.03. | |
30 | Сельскохозяйственная техника и оборудование | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа, анализ выполнения практических заданий | | 22.03. | |
31 | Практическая работа «Посадка семян для школьной клумбы». | 2 | Практическое | Наблюдение, анализ выполнения практических заданий | | 29.03. | |
32 | Агротехника посева основных с/х культур | 2 | Комплексное | Анализ выполнения практических заданий | | 05.04. | |
Экология и мы (8 час.) |
33 | Особо охраняемые территории Кировской области | 2 | Практическое | Наблюдение, практическая работа, беседа | | 12.04. | |
34 | Сельское хозяйство будущего глазами детей | 2 | Комплексное | Анализ выполнения творческих заданий | | 19.04. | |
35 | Экология пришкольного участка | 2 | Практическое | Анализ выполнения творческих заданий | | 26.04. | |
36 | Принципы здорового образа жизни | 2 | Комплексное | Наблюдение, беседа, дидактические игры | | 03.05. | |
Раздел 4. Проектирование в агроэкологии (8 час.) |
Работа над проектом (8 час.) |
37 | Мы – исследователи. Биржа идей. Зелёный проект. | 2 | Практическое | Анализ выполнения практических заданий | | 10.05. | |
38 | Проект – от идеи до результата | 2 | Практическое | Наблюдение, дидактические игры | | 17.05. | |
39 | Ступеньки проектного творчества | 2 | Комплексное | Наблюдение, дидактические игры | | 23.05. | |
40 | Успешность проекта – оценка его эффективности. Итоговая диагностика. | 2 | Практическое | Наблюдение, анализ выполнения практической работы, беседа | | 24.05. | |
| Итого | 68 | | | | | |
2.2. Условия реализации программы
Продуктивность работы во многом зависит от качества материально- технического оснащения учебного процесса, инфраструктуры организации и иных условий. Данная программа реализуется при определённых технических требованиях к условиям организации образовательного процесса:
образовательный процесс организуется в учебном кабинете, оснащённом средствами ИКТ в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами;
наличие учебно-опытного участка;
наличие персонального компьютера;
наличие выхода в Интернет;
возможность выхода на экскурсии;
возможность посещения фермерских сельскохозяйственных предприятий.
Рекомендуемое методическое обеспечение программы
Учебно-методические средства:
комплект учебно-наглядных пособий;
комплект учебно-методической документации;
наглядные и иллюстративные пособия и схемы;
таблицы-памятки;
раздаточный материал и информационный материал;
дидактические карточки для контроля знаний, умений, навыков;
картотека с заданиями.
Материалы и оборудование:
Весы лабораторные – 1
Гидропонная система – 1
Контейнер для рассады – 8
Методические пособия – 1
Микроскоп – 1
Набор микропрепаратов – 1
Нитратомер – 1
Ноутбук (с программным обеспечением) – 1
Пипетка Пастера – 12
Прибор контроля параметров почвы – 1
Стекло покровное – 12
Стекло предметное – 12
Чашка Петри – 12
Рекомендуемые дополнительные материалы и другие средства:
гербарий: культурных растений, сельскохозяйственных растений, сорных трав, целебных и ядовитых растений, по систематике растений;
географическая карта мира, карта РФ, карта Кировской области;
коллекции: семян культурных растений,
грунт для растений;
рассада растений;
осветительные приборы;
ёмкости для растений и жидкостей;
средства защиты, садовое оборудование;
субстраты (кокосовое волокно, торф, керамзит, вермикулит, песок, минеральная вата);
комплексные удобрения.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: материал тестирования, аналитическая справка о результатах реализации программы; журнал посещаемости, материалы анкетирования и тестирования, фото.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: конкурсы, открытое занятие, выставка, защита творческих работ, научно-практическая конференция.
Оценочные материалы: с целью выявления соответствия уровня полученных обучающимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проходит текущий контроль по итогам каждого раздела.
Текущая диагностика знаний и умений обучающихся проводится в форме тестирования, викторин, участия с проектами в региональных, Всероссийских, Международных мероприятиях. По итогам работы оформляются фотовыставки или стенгазеты. По завершении изучения каждого раздела проводится текущий контроль в форме тестирования. Каждый тест состоит из теоретической и практической частей. Тестирование имеет следующие критерии оценивания:
«3» – 100-70% верных ответов;
«2»- 70-50% верных ответов;
«1»- до 50% верных ответов.
Что соответствует уровням успешности освоения программы:
Высокий, средний, низкий.
Сведения заносятся в таблицу.
Сводная таблица оценки успешности освоения программы
ФИО обучающегося | Уровень теоретических знаний | Уровень практических умений | Уровень успешности освоения программы |
| | | |
| | | |
Оценочные материалы
Раздел, тема программы | Название диагностического материала | № приложения/ Ссылка на источник |
Раздел 1. Агроэкология Тема 1.1. Введение в агроэкологию Тема 1.2. Урожай в сельском хозяйстве 1.3. Агроэкология и современность | Тест Викторина Игра-викторина «Что где,когда?» | https://testedu.ru/test/okruzhayushhij-mir/1-klass/itogovyij-test-po-ekologii.html https://znanio.ru/media/viktorina_ovoschnoj_urozhaj-180665 https://www.maam.ru/detskijsad/igra-viktorina-chto-gde-kogda-sistimatizacija-znanija-detei-o-trude-vzroslyh-v-gorode-i-v-selskom-hozjaistve.html |
Раздел 2. Экология и современное общество 3.1. Экологические проблемы современности 3.2. Природа рядом с нами 3.3. Экология и мы | Анкета Кроссворд Тест, викторина | https://kopilkaurokov.ru/ekologiya/prochee/ekologicheskie_situatsii_dlia_mladshikh_shkolnikov https://www.uchportal.ru/load/288-1-0-93111 https://infourok.ru/ekologicheskaya-viktorina-dlya-nachalnoy-shkoli-2591984.html |
Раздел 4. Пища на пользу 3.1. Секрет питания 4.2. Продукты из-за моря 3.3. Не навредить | Анкета, викторина Тест, кроссворд Кроссворд, тест, викторина | Приложение 2 https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/05/15/igra-viktorina-pravilnoe-pitanie http://semeika.info/viktorina-pro-chaj-ili-my-za-chaem-ne-skuchaem/ http://utinye-uroki.ru/index.php/krossvordy-po-predmetu-okruzhayushchij-mir/2-klass/1096-krossvord-azbuka-pitaniya https://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/obespechenie-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-obzh/vrednyie-produktyi.html https://nsportal.ru/download/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/09/22/sbornik_testov_po_pitaniyu.doc https://infourok.ru/igraviktorina-razgovor-o-pravilnom-pitanii-klass-3967572.html |
2.4. Методические материалы
Название методического материала | Наименование | К какому разделу, теме | № приложения/ Ссылка на источник |
Технологическая карта | «Нитраты в продуктах питания» | Раздел 4. Пища на пользу 4.3. Не навредить | Приложение 4 |
Технологическая карта | «Определение загруженности территории автомобильным транспортом» | Раздел 3. Экология и современное общество 3.1. Экологические проблемы современности | Приложение 5 |
Технологическая карта к занятию | «Оценка качества воды» | Раздел 2. Неживая природа Тема 2.2 Оценка качества воды | https://infourok.ru/razrabotka-tehnologicheskoy-karti-issledovanie-vodi-2389636.html |
Список литературы для педагога:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фѐдоров».
Издательство «Учебная литература», 2006.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. Под ред. Проф. Е.Я. Когана. Рабочая тетрадь 5-7 класс. Издательство «Учебная литература», 2007
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М, 2001.
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления. – Москва, издательство «Аркти», 2006.
Муха, В.Д. Агропочвоведение / В.Д. Муха, Н.И. Картамышев, Д.В. Муха. – М.: КолосС, 2003. – 528 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность обучающихся. – М.: АРКТИ, 2009.
Список литературы для обучающихся:
Плешаков А.А. «Атлас-определитель». -Москва: Просвещение, 2018. –с. 286.
Доспехов Б. А. Методика полевого опыта / Б. А. Доспехов. -Москва : Колос, 1979. –с. 262–285 .
Дояренко А. Г.Занимательная агрономия / Дояренко А. Г. -М.: Книга по Требованию, 2012. –192 с.
Прянишников Д.Н., Якушкин И.В. Растение полевой культуры. М.: Колос, 1986. – 385 с.