СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования по шахматам для 1-2 класса начальной школы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на детей 7-8 летнего возраста. В программе дана подробная пояснительная записка и тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по шахматам для 1-2 класса начальной школы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1


РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО зам директора по УР директор МБОУ СОШ № 1

______/Маркина С.Ю. _____ /Егорова О.А.../ ______ /Паньшина О.В./

протокол № ___ от

«____» _______ 2019 «____» _______ 2019 «____» _______ 2019





Шахматы в школе

программа факультативного предмета

для 2-го класса общеобразовательной школы

Категория обучаемых: дополнительное образование обучающихся 8-9 лет

Срок реализации программы 1 год



Учитель: Мальцева В.А.

высшая квалификационная категория

МБОУ СОШ № 1 с. Петрокаменское










с. Петрокаменское

2019





Содержание

  1. Пояснительная записка …………………………………….3-6

  2. Учебно-тематический план…………………………………7

  3. Содержание курса…………………………………………...8-9

  4. Требования к уровню знаний в конце обучения……..…..10-11

  5. Перечень необходимого оборудования и инвентаря……..12

  6. Литература…………………………………………………..13

Пояснительная записка

Программа «Шахматная школа», рассчитана на год, предусматривает 34 занятия, учебная нагрузка в неделю – по 1 часу в неделю.

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Обучение проходит за счет занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и целостности образования в целом;

- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Древняя игра шахматы открывает новые горизонты познания. Создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность. Не случайно последние десятилетия шахматы вводят в расписание занятий начальной школы.

Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

Экспериментаторы отмечают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных потребностей, критичности, самостоятельности мышления.

Факультативный предмет «шахматы» - средство разностороннего развития индивида. Это – универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить недостаток логики в школьном обучении. Через уроки шахмат можно подойти к путям формирования личности нового типа, развития инициативы, активности, способностей, трудолюбия, творческого потенциала современного школьника начальных классов.

Цель программы: Развитие личности ребенка и его интеллектуальных способностей средствами шахматной игры.

Задачи программы:

  1. Ознакомить обучающихся с основами игры в шахматы.

  2. Развивать у обучающихся логическое мышление, самостоятельность мышления, познавательные потребности и жизненную активность.

  3. Формировать у обучающихся интерес к шахматам как виду спорта.

  4. Воспитывать у младших школьников уважение к своему противнику, к окружающим, любовь к чистоте и порядку.

  5. Учить оценивать собственные силы, замечать ошибки противника, не допускать подобных ошибок в своей игре.

Решая первую задачу, необходимо обучить детей ходам шахматных фигур, понимать и использовать шахматную терминологию, ценность шахматных фигур, и различные виды шахматного мата. При решении второй задачи нужно знакомить обучающихся с правилами рокировки, с разными случаями игры «вничью», с простейшими тактическими приёмами и шахматными комбинациями, с особенностями игры в шахматных окончаниях. Формируя у детей этого возраста интерес к шахматам как виду спорта, также необходимо знакомить с дебютными принципами и с правилами игры на соревнованиях.

При решении двух других задач, несмотря на младший школьный возраст шахматистов, педагог должен своим примером учить детей уважению к окружающим, в том числе к своему противнику, наблюдательности, терпению и сосредоточенности в игре.

На занятиях шахматами прорабатывается теоретический материал, играются тренировочные партии, домашнее задание.

Учебный курс состоит из 5 блоков: блок «Знакомство с шахматами», блок «Матование короля», блок «Тактика», блок «Шахматные окончания», блок «Турниры».

Занятия с юными шахматистами могут проходить в классной комнате или рекреациях школы.

Результаты занятий в объединениях спортивно-оздоровительного профиля зависят от стремления детей освоить приемы спортивного мастерства, от природных задатков и способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.

Желающие, успешно освоившие игру в шахматы, могут выполнить нормативы соответствующих спортивных разрядов. Это вызвано тем, что в течение учебного года на занятиях проводится несколько учебных турниров, а детей, хорошо в них сыгравших, необходимо поощрять. «Учебный V разряд» преследует не спортивную, а учебную цель. Для его присвоения учитываются следующие требования:

  • умение ставить мат с использованием ферзя и ладей;

  • умение использовать все ходы фигур (рокировка, взятие на проходе);

  • знание правил игры в турнирах;

  • хорошие результаты в учебных турнирах.

Подведение итогов работы спортивно-оздоровительного направления организуется в дни зимних, весенних и летних каникул по классам, по параллелям классов, на первенство школы, летом победители школьных состязаний участвуют в районных и городских соревнованиях школьников.

Для повышения эффективности работы на уроках, создано учебное пособие: рабочая тетрадь «Шахматы». В ней даются по урокам шахматные сведения, задания для выполнения на уроках и домашние задания для закрепления пройденной темы.

В данном возрасте полностью теоретические занятия неэффективны, продолжительность объяснения темы не должна превышать 20 минут. После первой половины урока должна предусматриваться физкультминутка.

С целью контроля проводятся тесты, контрольные работы, шахматные головоломки, шахматные игры, в том числе - компьютерные.

В качестве дополнительных заданий детям, имеющим компьютер, можно использовать шахматные учебные программы. Использование компьютерных программ, благодаря помощи родителей, даёт очень хорошие результаты.

Учебно-тематический план

Наименование блока Общее количество часов В том числе

теоретические

занятия

практические

занятия

Блок «Знакомство с шахматами»

9

3

6

Блок «Матование короля»

8

2

6

  1. 1

Блок «Тактика»

7

2

5

  1. 2

Блок «Шахматные окончания»

3

1

2

  1. 3

Блок «Турниры»

7

1

6

Итого:

34

9

25

Учебно-тематический план

п/п

Темы

Количество часов

1

Шахматная доска и фигуры

1

1


2

Ходы и взятие фигур

4

1

3

3

Цель и результат шахматной партии. Понятие «шах», «мат», «пат»

4

1

3

4

Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен

4

1

3

5

Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывание дебюта

4

1

3

6

Особенности «матования» одинокого короля

4

1

3

7

Тактические приемы и особенности их применения

4

1

3

8

Начальные сведения об эндшпиле

3

1

2

9

Начальные сведения об миттельшпиле

5

1

4

10

Подведение итогов года

1

-

1


Итого

34

9

25

Пояснения к учебно-тематическому плану

В течение первой четверти изучаются блоки «Знакомство с шахматами» и «Матование короля», проводятся тренировочные турниры.

Во второй четверти основная нагрузка ложится на изучение блоков «Тактика» и «Шахматные окончания» и проводятся тренировочные турниры, проводится первенство класса

К концу года дети должны уметь ставить основные виды матов и играть шахматные партии, соблюдая основные правила игры в шахматы.

Содержание курса

Блок «Знакомство с шахматами»

Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы. Зарождение шахмат в Индии. Легенды о появлении шахмат.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Начальная расстановка фигур. Место каждой фигуры. Правило: «Ферзь любит свой цвет».

Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешек. Взаимодействие фигур в игровых ситуациях: ладья против пешек, слон против пешек, конь против пешек, ладья против легких фигур, ферзь против легких фигур и пешек, король против других фигур.

Сложные шахматные правила: Ход «рокировка». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш материала. «Взятие на проходе».

Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия фигур, использование рокировки. Игры с целью повторения ранее изученных тем.

Понятие «шах». Защита от шаха. Понятие «мат». Простейшие случаи матования. Мат в один ход. Понятие «пат». Понятие «игра вничью».

Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии с постановкой мата.

Блок «Матование короля»

Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и разбойник. Лесенка. Обход.

Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг. Зажим.

Матование одинокого короля ладьей и королем.

«Детский мат». Игра на «детский мат».

Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы дебюта. Развитие фигур первыми шестью ходами. Гармоничное развитие фигур. Понятие «отсталость в развитии».

Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от «детского мата».

Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с использованием тактических приемов.

Отработка постановки различных видов мата в 1 ход. Конкурсы на постановку мата.

Блок «Тактика»

Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной удар, «вилка», открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах.

Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение, уничтожение защиты.

Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й) горизонтали

Решение позиций с использованием изученных тактических приемов и комбинаций. Конкурсы комбинаций.

Блок «Шахматные окончания»

Пешечные окончания. Проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Проведение проходной пешки.

Реализация лишнего материала в окончаниях.

Игра в окончаниях. Тематические турниры по окончаниям. Решение позиций.

Блок «Турниры»

Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах. Шахматный кодекс. Квалификационные турниры на V разряд (по мере готовности учащихся).

ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения обучающиеся ознакомятся

с основами игры в шахматы:

  • правилами рокировки;

  • ценностью фигур;

  • случаями завершения игры «вничью»;

  • названиями видов шахматного мата;

  • дебютными принципами;

  • простейшими тактическими приемами и комбинациями;

  • особенностями игры в шахматных окончаниях;

  • правилами игры в соревнованиях;

  • легендами о зарождении шахмат;

  • шахматной терминологией по пройденным темам;

овладеют:

  • игрою всеми шахматными фигурами в соответствии с шахматными правилами;

  • делать рокировку, взятие на проходе;

  • решать задачи на мат в 1 ход различной сложности;

  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем, ладьей и королем;

  • проводить элементарные комбинации;

  • разыгрывать «простые» пешечные эндшпиля.

выполнят V разряд по шахматам: 20% обучающихся (допуск к участию в классификационных турнирах на IV разряд)

Предметно-информационная составляющая:

  • знание основ игры в шахматы

(а именно: правила рокировки, случаи завершения «игры вничью», названия видов шахматного мата, дебютные принципы, особенности игры в шахматных окончаниях, правила игры в соревнованиях, легенды о зарождении шахмат, шахматную терминологию по пройденным темам).

Деятельностно-коммуникативная составляющая:

  • понимание и использование ценности шахматных фигур, видов шахматного мата, простейших тактических приемов и комбинаций;

  • способность размышлять и находить самостоятельное решение шахматных задач.

Ценностно-ориентационная составляющая:

  • способность оценить силу противника, видеть свои ошибки и ошибки в игре соперника;

  • стремление довести игру до конца, выиграть партию;

  • стремление к порядку, чистоте и точности;

способность проявить терпение к противнику в процессе игры.

ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)

Личностными результатами

  • овладение установками, нормами и правилами игры;

  • самооценка умственных и физических способностей;

  • планирование участия в различных соревнованиях школьного, районного и других уровней;

  • бережное отношение к инвентарю;

Метапредметными результатами

  • проявление инновационного подхода к решению шахматных задач в процессе игры;

  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по игре в шахматы;

  • согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

  • диагностика результатов познавательной деятельности по принятым критериям и показателям;

Предметными результатами освоения являются:

В познавательной сфере:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для игры;

В трудовой сфере:

  • планирование процесса игры;

  • проектирование последовательности операций;

  • контроль промежуточных и конечных результатов по установленным критериям и показателям;

  • В мотивационной сфере:

  • оценивание своей способности и готовности в конкретной деятельности;

  • согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательной деятельности;

  • осознание ответственности за качество результатов игры;

  • стремление к экономии и бережливости в расходовании времени;

В коммуникативной сфере:

  • публичная презентация и защита

В физиолого-психологической сфере:

  • сочетание образного и логического мышления в процессе игры.

Перечень необходимого оборудования и инвентаря

/ сверх комплекта общеобразовательного класса /

  1. Демонстрационная доска с комплектом магнитных фигур (желательно наличие двух досок);

  2. Комплекты шахмат с досками (картонными или пластиковыми) –

10-15 комплектов в зависимости от наполняемости класса;

  1. Комплект наглядных пособий: плакаты, рисунки, фотографии;

  2. Комплект раздаточного материала: карточки с заданиями.

  3. Желательно: учебное пособие «Шахматы»- рабочая тетрадь – у каждого обучающегося;

Литература

  1. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.

  2. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев: Радянська школа, 1986.

  3. Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. М.: Владос, 2002.

  4. Князева В. Уроки шахмат. Ташкент: Укитувчи, 1992.

  5. Костров В., Давлетов Д. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. Учебник для 1-2 класса начальной школы. СПб.: Шахматная федерация Санкт-Петербурга, 2001.

  6. Костров В., Рожков П. 1000 шахматных задач, решебник, 1 год.. СПб.: «Литера», 2001.

  7. Костров В. Шахматная рабочая тетрадь. СПб.: «Ювента», 2001.

  8. Петровский А. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.

  9. Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – М., 1996

  10. Подласый И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.

  11. Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

  12. Сухин И. Шахматы первый год или учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск: «Духовное возрождение», 1999.

  13. Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч. – № 1996. - № 3

  14. Тимофеев А.А. Общие подходы концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе // Начальное образование. – 2006. - № 4

  15. Шахматы – школе. Сост.: Б.Гершунский, А.Костьев. М.: Педагогика, 1991.