Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО зам директора по УР директор МБОУ СОШ № 1
______/Маркина С.Ю. _____ /Егорова О.А.../ ______ /Паньшина О.В./
протокол № ___ от
«____» _______ 2019 «____» _______ 2019 «____» _______ 2019
Шахматы в школе
программа факультативного предмета
для 2-го класса общеобразовательной школы
Категория обучаемых: дополнительное образование обучающихся 8-9 лет
Срок реализации программы 1 год
Учитель: Мальцева В.А.
высшая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 1 с. Петрокаменское
с. Петрокаменское
2019
Содержание
Пояснительная записка …………………………………….3-6
Учебно-тематический план…………………………………7
Содержание курса…………………………………………...8-9
Требования к уровню знаний в конце обучения……..…..10-11
Перечень необходимого оборудования и инвентаря……..12
Литература…………………………………………………..13
Пояснительная записка
Программа «Шахматная школа», рассчитана на год, предусматривает 34 занятия, учебная нагрузка в неделю – по 1 часу в неделю.
Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Обучение проходит за счет занятий внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС второго поколения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
- непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и целостности образования в целом;
- развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Древняя игра шахматы открывает новые горизонты познания. Создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность. Не случайно последние десятилетия шахматы вводят в расписание занятий начальной школы.
Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.
Экспериментаторы отмечают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных потребностей, критичности, самостоятельности мышления.
Факультативный предмет «шахматы» - средство разностороннего развития индивида. Это – универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить недостаток логики в школьном обучении. Через уроки шахмат можно подойти к путям формирования личности нового типа, развития инициативы, активности, способностей, трудолюбия, творческого потенциала современного школьника начальных классов.
Цель программы: Развитие личности ребенка и его интеллектуальных способностей средствами шахматной игры.
Задачи программы:
Ознакомить обучающихся с основами игры в шахматы.
Развивать у обучающихся логическое мышление, самостоятельность мышления, познавательные потребности и жизненную активность.
Формировать у обучающихся интерес к шахматам как виду спорта.
Воспитывать у младших школьников уважение к своему противнику, к окружающим, любовь к чистоте и порядку.
Учить оценивать собственные силы, замечать ошибки противника, не допускать подобных ошибок в своей игре.
Решая первую задачу, необходимо обучить детей ходам шахматных фигур, понимать и использовать шахматную терминологию, ценность шахматных фигур, и различные виды шахматного мата. При решении второй задачи нужно знакомить обучающихся с правилами рокировки, с разными случаями игры «вничью», с простейшими тактическими приёмами и шахматными комбинациями, с особенностями игры в шахматных окончаниях. Формируя у детей этого возраста интерес к шахматам как виду спорта, также необходимо знакомить с дебютными принципами и с правилами игры на соревнованиях.
При решении двух других задач, несмотря на младший школьный возраст шахматистов, педагог должен своим примером учить детей уважению к окружающим, в том числе к своему противнику, наблюдательности, терпению и сосредоточенности в игре.
На занятиях шахматами прорабатывается теоретический материал, играются тренировочные партии, домашнее задание.
Учебный курс состоит из 5 блоков: блок «Знакомство с шахматами», блок «Матование короля», блок «Тактика», блок «Шахматные окончания», блок «Турниры».
Занятия с юными шахматистами могут проходить в классной комнате или рекреациях школы.
Результаты занятий в объединениях спортивно-оздоровительного профиля зависят от стремления детей освоить приемы спортивного мастерства, от природных задатков и способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.
Желающие, успешно освоившие игру в шахматы, могут выполнить нормативы соответствующих спортивных разрядов. Это вызвано тем, что в течение учебного года на занятиях проводится несколько учебных турниров, а детей, хорошо в них сыгравших, необходимо поощрять. «Учебный V разряд» преследует не спортивную, а учебную цель. Для его присвоения учитываются следующие требования:
умение ставить мат с использованием ферзя и ладей;
умение использовать все ходы фигур (рокировка, взятие на проходе);
знание правил игры в турнирах;
хорошие результаты в учебных турнирах.
Подведение итогов работы спортивно-оздоровительного направления организуется в дни зимних, весенних и летних каникул по классам, по параллелям классов, на первенство школы, летом победители школьных состязаний участвуют в районных и городских соревнованиях школьников.
Для повышения эффективности работы на уроках, создано учебное пособие: рабочая тетрадь «Шахматы». В ней даются по урокам шахматные сведения, задания для выполнения на уроках и домашние задания для закрепления пройденной темы.
В данном возрасте полностью теоретические занятия неэффективны, продолжительность объяснения темы не должна превышать 20 минут. После первой половины урока должна предусматриваться физкультминутка.
С целью контроля проводятся тесты, контрольные работы, шахматные головоломки, шахматные игры, в том числе - компьютерные.
В качестве дополнительных заданий детям, имеющим компьютер, можно использовать шахматные учебные программы. Использование компьютерных программ, благодаря помощи родителей, даёт очень хорошие результаты.
Учебно-тематический план
№ | Наименование блока | Общее количество часов | В том числе |
теоретические занятия | практические занятия |
| Блок «Знакомство с шахматами» | 9 | 3 | 6 |
| Блок «Матование короля» | 8 | 2 | 6 |
1 | Блок «Тактика» | 7 | 2 | 5 |
2 | Блок «Шахматные окончания» | 3 | 1 | 2 |
3 | Блок «Турниры» | 7 | 1 | 6 |
Итого: | 34 | 9 | 25 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Шахматная доска и фигуры | 1 | 1 | |
2 | Ходы и взятие фигур | 4 | 1 | 3 |
3 | Цель и результат шахматной партии. Понятие «шах», «мат», «пат» | 4 | 1 | 3 |
4 | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен | 4 | 1 | 3 |
5 | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывание дебюта | 4 | 1 | 3 |
6 | Особенности «матования» одинокого короля | 4 | 1 | 3 |
7 | Тактические приемы и особенности их применения | 4 | 1 | 3 |
8 | Начальные сведения об эндшпиле | 3 | 1 | 2 |
9 | Начальные сведения об миттельшпиле | 5 | 1 | 4 |
10 | Подведение итогов года | 1 | - | 1 |
| Итого | 34 | 9 | 25 |
Пояснения к учебно-тематическому плану
В течение первой четверти изучаются блоки «Знакомство с шахматами» и «Матование короля», проводятся тренировочные турниры.
Во второй четверти основная нагрузка ложится на изучение блоков «Тактика» и «Шахматные окончания» и проводятся тренировочные турниры, проводится первенство класса
К концу года дети должны уметь ставить основные виды матов и играть шахматные партии, соблюдая основные правила игры в шахматы.
Содержание курса
Блок «Знакомство с шахматами»
Знакомство детей с шахматами. Занимательные рассказы. Зарождение шахмат в Индии. Легенды о появлении шахмат.
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонтали, вертикали, диагонали. Начальная расстановка фигур. Место каждой фигуры. Правило: «Ферзь любит свой цвет».
Ходы шахматных фигур: ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешек. Взаимодействие фигур в игровых ситуациях: ладья против пешек, слон против пешек, конь против пешек, ладья против легких фигур, ферзь против легких фигур и пешек, король против других фигур.
Сложные шахматные правила: Ход «рокировка». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Ценность фигур. Размен фигур и выигрыш материала. «Взятие на проходе».
Отработка на практике ходов фигур, взаимодействия фигур, использование рокировки. Игры с целью повторения ранее изученных тем.
Понятие «шах». Защита от шаха. Понятие «мат». Простейшие случаи матования. Мат в один ход. Понятие «пат». Понятие «игра вничью».
Решение заданий на мат в один ход, тренировочные партии с постановкой мата.
Блок «Матование короля»
Матование одинокого короля двумя ладьями. Сторож и разбойник. Лесенка. Обход.
Матование одинокого короля ферзем и королем. Цугцванг. Зажим.
Матование одинокого короля ладьей и королем.
«Детский мат». Игра на «детский мат».
Понятие о дебюте. Понятие о центре. Общие принципы дебюта. Развитие фигур первыми шестью ходами. Гармоничное развитие фигур. Понятие «отсталость в развитии».
Игра партий всеми фигурами. Защита в партии от «детского мата».
Мат в один ход. Простые позиции и сложные позиции с использованием тактических приемов.
Отработка постановки различных видов мата в 1 ход. Конкурсы на постановку мата.
Блок «Тактика»
Изучение тактических шахматных ударов: связка, двойной удар, «вилка», открытое нападение, вскрытый шах, двойной шах.
Изучение шахматных комбинаций: отвлечение, завлечение, уничтожение защиты.
Матование при помощи двойного шаха, мат по 8-й (1-й) горизонтали
Решение позиций с использованием изученных тактических приемов и комбинаций. Конкурсы комбинаций.
Блок «Шахматные окончания»
Пешечные окончания. Проходная пешка. Защищенная проходная пешка. Проведение проходной пешки.
Реализация лишнего материала в окончаниях.
Игра в окончаниях. Тематические турниры по окончаниям. Решение позиций.
Блок «Турниры»
Игра в тренировочных турнирах. Правила игры в турнирах. Шахматный кодекс. Квалификационные турниры на V разряд (по мере готовности учащихся).
ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения обучающиеся ознакомятся
с основами игры в шахматы:
правилами рокировки;
ценностью фигур;
случаями завершения игры «вничью»;
названиями видов шахматного мата;
дебютными принципами;
простейшими тактическими приемами и комбинациями;
особенностями игры в шахматных окончаниях;
правилами игры в соревнованиях;
легендами о зарождении шахмат;
шахматной терминологией по пройденным темам;
овладеют:
игрою всеми шахматными фигурами в соответствии с шахматными правилами;
делать рокировку, взятие на проходе;
решать задачи на мат в 1 ход различной сложности;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем, ладьей и королем;
проводить элементарные комбинации;
разыгрывать «простые» пешечные эндшпиля.
выполнят V разряд по шахматам: 20% обучающихся (допуск к участию в классификационных турнирах на IV разряд)
Предметно-информационная составляющая:
(а именно: правила рокировки, случаи завершения «игры вничью», названия видов шахматного мата, дебютные принципы, особенности игры в шахматных окончаниях, правила игры в соревнованиях, легенды о зарождении шахмат, шахматную терминологию по пройденным темам).
Деятельностно-коммуникативная составляющая:
понимание и использование ценности шахматных фигур, видов шахматного мата, простейших тактических приемов и комбинаций;
способность размышлять и находить самостоятельное решение шахматных задач.
Ценностно-ориентационная составляющая:
способность оценить силу противника, видеть свои ошибки и ошибки в игре соперника;
стремление довести игру до конца, выиграть партию;
стремление к порядку, чистоте и точности;
способность проявить терпение к противнику в процессе игры.
ПЛАНИУРЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ)
Личностными результатами
овладение установками, нормами и правилами игры;
самооценка умственных и физических способностей;
планирование участия в различных соревнованиях школьного, районного и других уровней;
бережное отношение к инвентарю;
Метапредметными результатами
проявление инновационного подхода к решению шахматных задач в процессе игры;
самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по игре в шахматы;
согласование и координация совместной познавательной деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательной деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
диагностика результатов познавательной деятельности по принятым критериям и показателям;
Предметными результатами освоения являются:
В познавательной сфере:
В трудовой сфере:
планирование процесса игры;
проектирование последовательности операций;
контроль промежуточных и конечных результатов по установленным критериям и показателям;
В мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности в конкретной деятельности;
согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательной деятельности;
осознание ответственности за качество результатов игры;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени;
В коммуникативной сфере:
В физиолого-психологической сфере:
Перечень необходимого оборудования и инвентаря
/ сверх комплекта общеобразовательного класса /
Демонстрационная доска с комплектом магнитных фигур (желательно наличие двух досок);
Комплекты шахмат с досками (картонными или пластиковыми) –
10-15 комплектов в зависимости от наполняемости класса;
Комплект наглядных пособий: плакаты, рисунки, фотографии;
Комплект раздаточного материала: карточки с заданиями.
Желательно: учебное пособие «Шахматы»- рабочая тетрадь – у каждого обучающегося;
Литература
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. Киев: Радянська школа, 1986.
Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. М.: Владос, 2002.
Князева В. Уроки шахмат. Ташкент: Укитувчи, 1992.
Костров В., Давлетов Д. Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. Учебник для 1-2 класса начальной школы. СПб.: Шахматная федерация Санкт-Петербурга, 2001.
Костров В., Рожков П. 1000 шахматных задач, решебник, 1 год.. СПб.: «Литера», 2001.
Костров В. Шахматная рабочая тетрадь. СПб.: «Ювента», 2001.
Петровский А. Общая психология. М.: Просвещение, 1986.
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А. Пожарский. – М., 1996
Подласый И. Педагогика. М.: Просвещение, 1996.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
Сухин И. Шахматы первый год или учусь и учу. Пособие для учителя. Обнинск: «Духовное возрождение», 1999.
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч. – № 1996. - № 3
Тимофеев А.А. Общие подходы концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе // Начальное образование. – 2006. - № 4
Шахматы – школе. Сост.: Б.Гершунский, А.Костьев. М.: Педагогика, 1991.