СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Школьный музей"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Школьныйй музей"

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Школьный музей"»

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ.

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Музей» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ и нормативно-правовыми документами:

- Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года№1726-р;

- «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» приложения к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержке детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утвер-жденииСанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организа-ций дополнительного образования детей» от 04.07.2014г №41;

- Письмом Минобразнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении ин-формации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- «Положением о структуре, содержании и оформлении дополнительной общеобразовательной программы» МБОУ СОШ № 30



Дополнительная образовательная программа имеет туристско-краеведческую направ­ленность.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Программа ««Звон знания сельской школы» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Актуальность программы заключается в изучении своей родной школы, родного села. Обучающиеся погрузятся в изучение своей малой родины через работу школьного музея.

Социальная значимость программы заключается в воспитании патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Новизна программы «Школьный музей» состоит в том, что данная программа создает для обучающих перспективу их творческого роста, личностного развития на основе изучения истории России, родного города, округа, области, а также истории школы.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность: 

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе

Курс рассчитан на 1 год обучения (68 часов (2 часа в неделю Тематическое наполнение и часовая нагрузка отражены в учебно-тематическом плане. Специфика организации занятий по программе заключается во взаимосвязанности краеведческой и музееведческой составляющих курса. Осуществление такого подхода создаёт условия для комплексного изучения истории, культуры и природы края музейно-краеведческими средствами. Проведение занятий по этой схеме даёт возможность обучающимся получать знания об истории школы и представления по истории, культуре, и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие музейно-краеведческого исследования, изучать методики проведения таких исследований и осуществлять их в процессе практических занятий и в свободное время.

Программа рассчитана на обучающихся 11-17 лет.

Количество учебных недель – 34

Количество учебных дней – 68

Начало занятий групп– с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.

Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа



Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержка творческих способностей детей.

Задачи школьного музея:

- образовательные:

- познакомить учащихся с историей музейного дела;

-типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России (фондовой, архивной, культурно-образовательной и экспозиционной работой музея);

- сформировать у учащихся представления о современных музейных технологиях;

- развить первичные практические навыки музейной работы;

- побудить интерес учащихся к поисково-исследовательской деятельности.

- развивающие:

- развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- использовать полученные знания на уроках и во внеурочной деятельности;

- научить исследовательской и проектной деятельности;

- представлять свои знания и умения на различных конкурсах, видеть свой результат и необходимость своей деятельности.

- воспитательные:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

- воспитание чувства ответственности и долга перед малой Родиной;

-формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.







РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ

Благодаря работе в музее ученики научатся:

- работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

- находить и осуществлять отбор нужной информации;

- анализировать источники по заданным критериям;

- высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

- наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

- находить причины и следствия событий, происходящих в историк географическом пространстве;

- сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

- выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

- вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социально значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

Формой подведения итогов считать:

- учебная экскурсия в музее;

- урок-экскурсия в музее;

- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;

- написание и защита исследовательской работы;

- проведение учебно-практических конференций;

- оформление альбома-отчёта;

- самостоятельное оформление стендов;

- сбор и систематизация  материала;

- участие учащихся в окружных, всероссийских конкурсах с творческими  и исследовательскими   работами  краеведческого характера.







Направления работы музея


  1. История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!» (Сентябрь – октябрь)

    1. История создания СК 1

    2. Тренеры СК

    3. Достижения СК

    4. Учителя - спортсмены

  2. История школьного шахматного клуба «Мечта» (Ноябрь – декабрь)

2.1 История создания ШК

2.2 Тренеры ШК

2.3 Выдающиеся спортсмены ШК

2.4 География соревнований

  1. История образования на селе (Январь – март)

3.1 Начало школьного пути

3.2 Новая школа – второй дом

3.3 Ветераны педагогического труда

3.3.1 Мы помним тех, кто нас покинул (умершие)

3.3.2 Гордимся учителями (живые)

  1. Выпускники защитники отечества (Апрель -май)

4.1 Выпускники защитники начала 20 века

4.2 Выпускники – ветераны ВОВ

4.3 Выпускники – ветераны локальных войн

4.3.1 Афганская война 1979-1989

4.3.2 Первая Чеченская война 1994-1996

4.3.3 Вторая Чеченская война 1999-2009

4.3.4 СВО 2022-н.д.

4.4 Защитники отечества в мирное время



Учебно - тематический план работы

Название раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение в работу музея

4

4

0

Беседа

2

История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!»

15

5

10

Проведение экскурсии

3

История школьного шахматного клуба «Мечта»

15

5

10

Проведение интерактивной выставки

4

История образования на селе

20

7

13

Проведение тематических часов

5

Выпускники защитники отечества

10

3

7

Проведение открытых уроков

6

Подведение итогов работы музея

4

1

3

Проведение бесед, лекций


Итого

68

25

43






Количество учебных недель – 34

Количество учебных дней – 68

Начало занятий групп– с 1 сентября, окончание занятий – 31 мая.

Продолжительность каникул– с 1 июня по 31 августа



Содержание дополнительной образовательной программы

Название раздела. Введение в работу музея

Название темы. О чем рассказывает музей; История создания музеев; Кто, где и как собирает экспонаты; Основные разделы музея

Теория. Задачи и содержание, значение работы кружка «Музейное дело». Особенности работы историков-краеведов. Информация о технике безопасности при участии в краеведческих исследованиях.



Название раздела. Название темы. История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!»

Теория. Школьный музей. Профили музеев. Типы музеев. Паспорт экспоната. Правила оформления текстов для музейной экспозиции. Фонды музея и их значение.

Практика. Сбор и обработка информации по теме. Опрос, интервьюирование, беседы с представителями клуба. Подготовка выставки по собранному материалу.



Название раздела. Название темы. История школьного шахматного клуба «Мечта»

Теория. Основные признаки школьного музея. Учетная документация школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Паспорт школьного музея. Шахматный клуб «Мечта»

Практика. Сбор и обработка информации по теме. Опрос, интервьюирование, беседы с представителями клуба. Подготовка открытого занятия по собранному материалу.



Название раздела. Название темы. История образования на селе

Теория. Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).. Работа экскурсовода. Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина). Массовая работа музея. Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией.

Практика. Сбор информации об истории образования на селе, Сбор информация о старом здании школы, Сбор информации о новом здании школы, Сбор информации об учителях – ветеранах, Систематизация материала, подготовка лекций, Проведение экскурсии по подготовленной выставке



Название раздела. Название темы. Выпускники защитники отечества

Теория. Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний. Порядок ведения дневника исторических событий. Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания, работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

Практика. Подготовка материала по темам Выпускники – ветераны ВОВ, Афганская война 1979-1989, Первая Чеченская война 1994-1996, Вторая Чеченская война 1999-2009, СВО 2022-н.д., Защитники отечества в мирное время



Название раздела. Название темы. Подведение итогов работы музея

Теория. Хранение музейных экспонатов, Итоговое занятие

Практика. Проведение конкурса «Лучший экскурсовод»





Поурочно-тематическое планирование

Тема

Часы

Введение в работу музея (4 ч)

1

О чем рассказывает музей

1

2

История создания музеев

1

3

Кто, где и как собирает экспонаты

1

4

Основные разделы музея

1

История школьного спортивного клуба «Быстрее! Выше! Сильнее!» (15 ч)

1

Школьный музей.

1

2

Профили музеев. Типы музеев

1

3

Паспорт экспоната.

1

4

Правила оформления текстов для музейной экспозиции

1

5

Фонды музея и их значение.

1

6

Сбор информации по истории спортивного клуба

1

7

Сбор информации по истории спортивного клуба

1

8

Сбор информации по истории спортивного клуба

1

9

Сбор информации по истории спортивного клуба

1

10

Обработка собранной информации

1

11

Обработка собранной информации

1

12

Обработка собранной информации

1

13

Подготовка к презентации выставки «Быстрее! Выше! Сильнее!»

1

14

Подготовка к презентации выставки «Быстрее! Выше! Сильнее!»

1

15

Проведение экскурсии по подготовленной выставке

1

История школьного шахматного клуба «Мечта» (15 ч)

1

Основные признаки школьного музея.

1

2

Учетная документация школьного музея.  

1

3

Роль и место музея в образовательном учреждении.

1

4

Паспорт школьного музея.

1

5

Шахматный клуб «Мечта»

1

6

Сбор и систематизация информации о шахматном клубе

1

7

Сбор и систематизация информации о шахматном клубе

1

8

Сбор и систематизация информации о шахматном клубе

1

9

Сбор и систематизация информации о шахматном клубе

1

10

Сбор и систематизация информации о шахматном клубе

1

11

Обработка собранной информации

1

12

Обработка собранной информации

1

13

Подготовка к открытым занятиям по истории шахматного клуба «Мечта»

1

14

Подготовка к открытым занятиям по истории шахматного клуба «Мечта»

1

15

Проведение открытых занятий по подготовленной выставке

1

История образования на селе (20 ч)

1

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

1

2

Правила подготовки текстов экскурсий (обзорная и тематическая).

1

3

Работа экскурсовода.

1

4

Работа экскурсовода.

1

5

Как вести занятия по экспозициям школьного музея (игра-экскурсия, лаборатория, интервью, викторина).

1

6

Массовая работа музея. 

1

7

Разнообразие форм работы с аудиторией. Традиционные и нетрадиционные формы работы с аудиторией.

1

8

Сбор информации об истории образования на селе

1

9

Сбор информации об истории образования на селе

1

10

Сбор информации об истории образования на селе

1

11

Сбор информации об истории образования на селе

1

12

Сбор информация о старом здании школы

1

13

Сбор информации о новом здании школы

1

14

Сбор информации об учителях - ветеранах

1

15

Сбор информации об учителях - ветеранах

1

16

Сбор информации об учителях - ветеранах

1

17

Систематизация материала, подготовка лекций

1

18

Систематизация материала, подготовка лекций

1

19

Проведение экскурсии по подготовленной выставке

1

20

Проведение экскурсии по подготовленной выставке

1

Выпускники защитники отечества (10 ч)

1

Фиксирование исторических событий, точность и историческая достоверность записей воспоминаний.

1

2

Порядок ведения дневника исторических событий.

1

3

Как проводить беседы с очевидцами исторических событий и записывать их воспоминания, работа с первоисточниками; составление каталога и работа с ним.

1

4

Выпускники – ветераны ВОВ

1

5

Афганская война 1979-1989

1

6

Первая Чеченская война 1994-1996

1

7

Вторая Чеченская война 1999-2009

1

8

СВО 2022-н.д.

1

9

Защитники отечества в мирное время

1

10

Систематизация материала

1

Подведение итогов работы музея (4 ч)

1

Проведение конкурса «Лучший экскурсовод»

1

2

Проведение конкурса «Лучший экскурсовод»

1

3

Хранение музейных экспонатов

1

4

Итоговое занятие

1





Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы).



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

- Интерактивная доска с проектором - требуется 1 единица на группу, -

- Шкаф для хранения экспонатов – 1шт

- Выставочный стенд – 2 шт


Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, фотоаппарат.



Список литературы и электронных ресурсов

  1. В помощь активистам музея образовательной организации/ авт.-сост. А. П. Анчиков. – ООО «Педагогические технологии –НН», 2014

  2. В. П. Ососков, В. Т. Ковтун. «Основы ветеранской работы». Учебно-методическое пособие. Москва, «Эко-Пресс», 2013.

  3. «Поисковое движение России», Сборник нормативных актов и документов по поисковой работе. Составитель Н.И. Некрасова; отв. за выпуск О.С. Кныш. - Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.

  4. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.

  5. Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год.

  6. Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.

  7. Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989.

  8. Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.

  9. Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.

  10. ''Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях''/Справка коллегии Минобразования РФ №24/1 от 28. 12. 94г.

  11. В. Н. Лебедев ''Туристско-краеведческая деятельность – путь к пониманию истории родного края и нашей страны''. /Журнал ''Дополнительное образование'' №2 2001 год, с.54-58.

  12. Н. С. Борисов ''Методика историко-краеведческой работы в школе''. / М. ''Просвещение''. 1982 год.

Электронные ресурсы

  1. Виртуальные музеи и галереи мираhttp://www.ph4.ru/virtur

  2. Государственный исторический музей // http://www.shm.ru/

  3. Государственная Третьяковская галерея // http://www.tretyakovgallery.ru/

  4. Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru

  5. Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp

  6. Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp

  7. Музей-заповедник Кижи //http://kizhi.karelia.ru/index.html

  8. Музей-заповедник «Московский Кремль» // http://www.kreml.ru/

  9. Музеи Санкт-Петербурга и пригородов //http://kanikuly.spb.ru/tour_muzei.htm#muz_1

  10. Пушкинский музей //http://www.pushkinmuseum.ru/

  11. Портал Архивы России. http://www.rusarchives.ru/

  12. Российская газета. Поиск информации об участниках ВОВ в интернете. Ссылки для поиска людей в Интернете. https://rg.ru

  13. Российская государственная библиотека. http://elibrary.rsl.ru/

  14. Русский музей. http://rusmuseum.ru/

  15. Солдат. Справочники. http://www.soldat.ru/spravka/

  16. Фотоархив ВОВ 1941-1945 http://soldat1941.narod.ru

  17. Этнографический музей //http://www.ethnomuseum.ru/

  18. Эрмитаж //http://www.hermitagemuseum.org/

  19. // http: // www.5ka.ru/31/5519/1.html

- Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ... Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину

  1. // http: // www.kadashi.ru

- Музейная педагогика, обучение детей, занятия с детьми, интеракивные занятия с детьми, археология, писать пером…