СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Спортивный туризм"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа по спортивному туризму расчитана на 2 года обучения.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Спортивный туризм"»

Управление образования администрации г. Магнитогорска

Муниципальное образование учреждение дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодежи»




Утверждаю Утверждена

Директор ДТДМ на методическом

Лаптева Н.Р. совете ДТДМ

«____»_______________ «____»________________

М.П.



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Спортивный туризм»

(для детей среднего и старшего школьного возраста)








Коноплин Андрей Николаевич

педагог дополнительного образования

2 квалификационная категория



Рецензент программы:











Магнитогорск

2006


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ



  • Тип программы

Модифицированная

  • Образовательная область

Физическая антропология

  • Направленность деятельности

Туристско-краеведческая

  • Способ освоения содержания образования

Эвристический, креативный

  • Уровень освоения содержания образования

Общекультурный, профориентированный

  • Уровень реализации программы

Средний общий, основной

  • Форма реализации программы

Групповая, индивидуальная

  • Продолжительность реализации программы

Двухгодичная


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


«Без странствий не создается

ни одна индивидуальность»

Гете.


Образовательная программа «Туристское многоборье» составлена в соответствии нормативными документами, определяющими деятельность учреждений дополнительного образования: Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ; Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования от 22.02.1997г. №223: Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования» от 18 июня 2003 г.


Актуальность программы.

Программа нацелена на реализацию идеи разностороннего развития личности ребенка. Спортивный туризм (туристское многоборье) во всех формах своей деятельности способствует разностороннему развитию личности ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил, совершенствованию технико-тактического туристского мастерства, приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма, изучению своего края и воспитывает патриота своей Родины.

Программа рассчитана на два года обучения, но в случае необходимости может быть использована в более длительный срок.

Время, отведённое на обучение в первый год, составляет 216 часов, 288-во второй; практические занятия составляют большую часть программы.


В предлагаемой программе представлена первая часть программ занятий спортивным туризмом: туристским многоборьем на этапах базовой, начальной и учебно-тренировочной туристско-спортивной подготовки (1-2 года обучения). Программа определяет основы базовой многолетней комплексной подготовки спортсменов: туристов-многоборцев в объединении дополнительного туристского образования. Они рассчитаны на учащихся в возрасте 11-18 лет (6-11 классы). Рекомендуемый минимальный состав группы первого года занятий - 15 человек, второго года - не менее 12 человек, третьего года - не менее 8 человек.

При наборе воспитанников в группу (объединение, команду) первого года занятий следует комплектовать группу (объединение, команду) с превышением минимального состава объединения с учетом естественного отсева занимающихся. Кроме того, не все воспитанники по тем или иным причинам будут иметь возможность участвовать в учебных, учебно-тренировочных, квалификационных, спортивных и зачетных мероприятиях, спортивно-туристских соревнованиях, туристских походах.

Программа предусматривает прохождение воспитанниками своеобразного индивидуализированного образовательного спортивно-туристского маршрута - путешествия в окружающую среду с элементами его познания при соответствующей их уровню подготовленности (спортивной, функциональной, технической и пр.) и при психолого-педагогической поддержке и сопровождении. При этом персонализированные образовательные спортивно-туристские маршруты носят комплексный образовательно-воспитательный характер и проходят через ряд образовательных областей: словесность, естествознание, искусство, физическая культура и спортивный (в том числе оздоровительный) туризм, социальная практика, технология, психологическая культура и др.)


При том продвижение воспитанников по персонифицированному

образовательному туристско-спортивному маршруту предполагается на относительно завершенных уровнях - годичных циклах, успешное освоение которых должно подготовить занимающихся к выполнению определенных Единой всероссийской спортивной классификацией разрядных нормативов по спортивному туризму и для успешного освоения следующего цикла (этапа) туристско-спортивной подготовки (дополнительного образования).

Комплексность программы основывается на цикличности спортивно-туристской, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности и самодеятельности туристского коллектива, по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности занимающихся.

Предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процесса в четырех основных направлениях:

  • физическое воспитание и дополнительное образование средствами спортивного туризма (туристского многоборья);

  • формирование разносторонне развитой личности в спортивно-туристской, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности - в спортивном туризме (спортивные походы) и экспедиционной (научно-исследовательской) деятельности;

  • развитие самодеятельности, социальная и личностная адаптация воспитанников через создание благоприятных условий для проявления инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей;

  • способствование личностному профессиональному и жизненному самоопределению воспитанников через создание условий для реализации «профессиональных проб» в сфере спортивно-туристской, туристско-краеведческой и экспедиционной деятельности.








ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Формирование здоровой и развитой личности подростка посредством туристско-краеведческой деятельности.

Цель программы реализуется через решение следующего комплекса задач:

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Образовательные – приобретение воспитанниками знаний:

- о физической культуре, спорте и туризме;

- о своем крае;

- о технике и тактике туристского многоборья;

- о спортивных походах и путешествиях;

- об ориентировании на местности;

- о необходимых краеведческих наблюдений и исследований;

- об оказанию первой доврачебной помощи;

- о формированию здорового образа жизни;

- профориентационных: о профессиях, связанных с туристической деятельностью;

- о культуре межличностного общения.

2. Развивающих - развивать стремление к самостоятельности, самопознанию, изучению окружающего мира, социума, природы и к саморазвитию.

3. Воспитательных - создание условий для раз­вития духовности на основе отечественных и об­щечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности и патриотизма.







ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ


  1. Целенаправленность: соответствие содержания обучения и воспитания, методов и форм организации обучения главным задачам учебных заведений; соответствие обучения и воспитания, методов и форм организации обучения учебному плану и программам по специальности.

  2. Научность: формирование у обучаемых системы теоретических знаний; достоверность фактов, явлений, закономерностей; научная аргументация научных выводов, действий.

  3. Связь обучения с жизнью: профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса; получение ответа на вопрос где, когда и как можно использовать приобретенные знания и в жизни, и в производстве.

  4. Систематичность и последовательность: Строгое, логическое расположение учебного материала, как в учебной программе, так и в методах передачи знаний обучающимся; Последовательное овладение обучающимися знаниями, умениями и одновременно их применение на практике.

  5. Доступность: учет образовательного уровня обучающихся; учет возрастных особенностей обучающихся; учет потребностей и интересов обучающихся.

  6. Сознательность и активность: необходимо вызвать у учащихся желание работать самостоятельно, творчески; развитие у обучающихся научно-практического мышления и творческого подхода к приобретению знаний, умение самостоятельно ими пользоваться для решения конкретных жизненных задач.

  7. Наглядность обучения: последовательность демонстраций; соблюдение требований культуры показа; наличие вывода преподавателя.

  8. Интегративный подход: одновременное использование различных методов и форм обучения;

  9. Гедонистическая направленность: предполагающая органи­зацию работы таким образом, чтобы она стала источником по­ложительных эмоций, мотивов деятельности, доставляла удов­летворение и радость;

  10. Принцип соревновательности: всего образовательно-воспи­тательного и учебно-тренировочного процесса, стимулирующий активность, творчество, саморазвитие, самосовершенствование, самовоспитание обучающихся.



ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

  1. Лекции.

  2. Практическое занятие.

  3. Учебно-тренировочные выезды.

  4. Поход выходного дня.

  5. Соревнования.

  6. Многодневные походы.

  7. Уроки-экскурсии.

  8. Туристские игры на местности.







ПСИХОФИЗОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ


В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. В эти же годы открыто проявляется абсолютное большинство жизненно необходимых личных и деловых качеств человека. Например, высшего уровня своего развития в детстве достигает непосредственная механическая память, образуя вместе с достаточно развитым мышлением предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования логической, смысловой памяти. Высокоразвитой, разнообразной и богатой становится речь, мышление оказывается представленным во всех его основных видах: наглядно-действенном наглядно-образном и словесно-логическом. Все эти процессы обретают произвольность и речевую опосредованность. У подростков они функционируют уже на базе сформировавшейся внутренней речи. Становится возможным обучение подростка различным видам практической и умственной (интеллектуальной) деятельности, причем с использованием множества приемов и средств обучения. Формируются и развиваются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Подростничество имеет множество характерных именно для возраста противоречий и конфликтов. С одной стороны, интеллектуальная развитость подростков, которую они демонстрируют при решении разных задач, связанных со школьными предметами и другими делами, побуждает взрослых к обсуждению с ними достаточно серьезных проблем, да и сами подростки активно к этому стремятся. С другой стороны, при обсуждении проблем особенно таких, которые касаются будущей профессии, этики поведения, ответственного отношения к своим обязанностям, обнаруживается удивительная инфантильность этих, внешне выглядящих почти взрослыми, людей. Возникает психолого-педагогическая дилемма, разрешить которую может только опытный взрослый: относясь к подростку серьезно, т.е. по-взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребенком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого «детского» обращения не обнаруживать.

Занятия туризмом позволяют ребенку обрести уверенность в себе, являются отличным способом познания себя и окружающего мира, развития качеств личности, необходимых для самоактуализации в обществе.





ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на 2 года (по необходимости может быть расширена до 3-х лет).

Первый годичный цикл - этап базовой туристско-спортив­ной подготовки - предусматривает 216 часа учебно-тренировоч­ной работы (по 6 часов в неделю). Занятия организуются по базовой туристской, туристско-спортивной программе. Преду­сматривается психолого-педагогическая и медицинская диагно­стика творческих способностей, талантов и возможностей обу­чающихся, определение начального общего уровня физического и функционального развития.

За год занятий обучающимся необходимо овладеть набором стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, участию в туристских походах, краеведению, сани­тарии и личной гигиене туриста-спортсмена, соблюдению эле­ментарных правил безопасности жизнедеятельности и туризма, организации туристского быта в полевых условиях и самооб­служивания, основам здорового образа жизни и закаливания организма. В первый год создаются условия для активной со­циальной адаптации воспитанников в объединении (команде) и предполагается формирование коллектива - туристской по­ходно-экспедиционной группы из всех занимающихся в объ­единении.

В течение года воспитанники принимают участие в школь­ных соревнованиях по ориентированию на местности и туристском слете (класс В), сдают нормативы и требования на значок «Юный турист России», выполняют разрядные нормативы 3-2-го юно­шеского разряда по спортивному туризму.


Второй годичный цикл - этап начальной туристско-спор­тивной подготовки - предусматривает 288 часов учебно-трениро­вочной работы (по 8 часов в неделю). Предполагается выявление и активная психолого-педагогическая поддержка и сопровождение развития творческих, личностных, организаторских и спортивно-туристских задатков и возможностей обучающихся;

определение уровня специальной физической подготовлен­ности, возрастного и функционального развития; составление психолого-педагогического портрета - характеристики ребенка, изучение межличностных взаимоотношений. Формиру­ется коллектив спортивно-туристской команды из числа зани­мающихся в объединении воспитанников.

Обучающимся необходимо в совершенстве овладеть основа­ми стандартных знаний, умений и навыков по ориентированию на местности, туристскому многоборью, спортивным турист­ским походам, краеведению, санитарии и гигиене туриста-спорт­смена, основам медицинской подготовки, обеспечению безопас­ности, организации туристского быта в полевых условиях и са­мообслуживания.

В течение года воспитанники выполняют нормативы юноше­ских разрядов по спортивному туризму (спортивные походы и туристское многоборье); принимают участие в соревнованиях по пешеходному туризму на городском летнем туристском слете учащихся в составе команды турист­ского многоборья. (класс А)














УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ


Этап базовой туристско-спортивной подготовки


п/п


Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1. Основы туристской подготовки

1.1

Туристские путешествия, история развития туризма. Виды.

1

1

-

1.2

Воспитательная роль туризма

1

1

-

1.3

Туристское снаряжение.

4

1

3

1.4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.

18

2

16

1.5

Подготовка к походу, путешествию.

8

2

6

1.6

Питание в туристском походе.

6

2

4

1.7

Туристские должности в группе.

6

2

4

1.8

Организация передвижения в походе, преодоление препятствий.

18

2

16

1.9

Техника безопасности в туристских походах и на занятиях

6

2

4

1.10

Подведение итогов похода.

6

2

4

1.11

Туристские слеты и соревнования

18

2

16



94

20

72

2. Топография и ориентирование

2.1

Понятие о топографической спортивной карте

2

2


2.2

Условные знаки

6

1

5

2.3

Понятия: масштаб, рельеф, азимут.

6

2

4

2.4

Компас. Работа с компасом

6

2

4

2.5

Измерение расстояний

4

1

3

2.6

Способы ориентирования

6

2

4

2.7

Действия в случае потери ориентировки

4

2

2

2.8

Прохождение по заданному маршруту.

2

-

2



36

12

24

3. Краеведение.

3.1

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

2

2


3.2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи.

12

2

10

3.3

Изучение района путешествия

4

2

2

3.4

Охрана природы и памятников культуры в походе. Экологические мероприятия.

6

2

4



24

8

16

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.

2

1

1

4.2

Походная медицинская аптечка

2

1

1

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

6

2

4

4.4

Приемы транспортировки пострадавшего

6

2

4



16

6

10

5. Общая и специальная физическая подготовка

5.1

Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений

1

1

-

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждении спортивных травм

2

1

1

5.3

Общая физическая подготовка

28

-

22

5.4

Специальная физическая подготовка

21

-

21



46

4

42

6. Зачетные мероприятия

6.1

Зачетные соревнования по туристскому многоборью

Вне сетки часов

6.2

Зачетный поход

Вне сетки часов


Итого

216

50

166








СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ


Кол-во часов

Содержание занятия

Вид занятия

        1. Основы туристской подготовки.


2

Туристские путешествия, история развития туризма. Виды. Воспитательная роль туризма.

Теория

1

Техника безопасности в туристских походах, на занятиях, на соревнованиях, в транспорте. Взаимоотношения с местным населением.

Теория

1

Соблюдение мер безопасности при проведении занятий в помещении, на местности (улице).


Практика

1

Правила поведения при переездах группы на транспорте.


Практика

2

Меры безопасности при преодолении естественных препят­ствий. Организация гимнастической самостраховки и взаимо­помощь. Правила пользования альпенштоком.

Практика

1

Правила поведения туристов в населенном пункте. Взаимоотношения туристов с местным населением.


Практика

1

Туристское снаряжение. Виды. Хранение и эксплуатация туристского снаряжения.

Теория

1

Укладка рюкзака.

Практика

1

Одежда и обувь туриста. Уход за одеждой и обувью.

Практика

1

Специальное туристское снаряжение. Основные приемы использования специального снаряжения.

Практика

2

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Организация бивака.

Теория

2

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря.

Практика

2

Установка палаток различных типов и модификаций. Предохранение палатки от намокания. Эксплуатация, ремонт

Практика

2

Типы и назначения костров, правила разведения. Особенности разведения костра при различных погодных условиях. Заготовка дров.

Практика

2

Правила поведения у костра и меры безопасности при обращении с огнем. Правила безопасной работы с пилой и топором, хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Практика

1

Обустройство места для приготовления пищи.

Практика

2

Определение мест для хранения продуктов, забора воды, умывания, туалета, мусорной ямы.

Практика

2

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Практика

1

Правила организации купания в туристском походе.

Практика

2

Организация ночлегов туристской группы в помещениях (учебный класс, спортивный зал и т.д. ).

Практика

1

Подготовка к походу, путешествию.

Теория

1

Изучение района путешествия

Практика

2

Подготовка к однодневному тренировочному походу в летнее время.

Практика

2

Подготовка к однодневному тренировочному походу в зимнее время.

Практика

2

Подготовка к многодневному тренировочному летнему походу.

Практика

2

Питание в походе. Энергетические затраты организма в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Режим питания

Теория

2

Составление меню и раскладка продуктов. Способы термообработки пищи. Водно-солевой режим. Хранение продуктов в походе.

Практика

2

Приготовление пищи на костре.

Практика

2

Тактика передвижения в походе и преодоления естественных препятствий. Режим движения, темп. Направляющий и замыкающий. Режим ходового дня. Характеристика естественных препятствий.

Теория

2

Отработка движения группы колонной. Соблюдение режима движения.

Практика

2

Особенности передвижения по ровной и пересеченной местности, по лесу, через кустарники, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практика

2

Особенности передвижения по снежному покрову.

Практика

2

Отработка техники передвижения на лыжах.

Практика

2

Использование простейших узлов, их назначение, техника вязания.

Практика

2

Использование специального туристского снаряжения: страховочные системы, карабины, веревки, и т.д.

Практика

2

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах.

Практика

2

Преодоление реки, оврага. Отработка техники передвижения по навесной переправе различных видов («параллельные перила», «бабочка», и т. д.).

Практика

2

Туристские должности в группе.

Теория

2

Игра «Мы идём в поход».

Практика

2

Тренинг «Я руководитель группы».

Практика

1

Подведение итогов похода.

Теория

2

Составление отчёта о походе.

Практика

2

Как составить фотоотчёт.

Практика

1

Обработка материалов, собранных в походе.

Практика


Туристские слеты и соревнования


2

Туристские слёты и соревнования в туристском многоборье.

Теория

8

Соревнования по технике лыжного туризма.

Практика

8

Туристский слёт школьников «Зори Магнитки».

Практика


Основы гигиены и первая доврачебная помощь.


1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний.Гигиена. Основы анатомического строения тела

Теория

1

Основные приёмы гигиены в походных условиях

Практика

1

Походная медицинская аптечка.

Теория

1

Подготовка медицинской аптечки для одно- и многодневного похода

Практика

2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Теория

2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи при ранениях, ожщгах.

Практика

2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи при заболеваниях

Практика

2

Приемы транспортировки пострадавшего

Теория

2

Приемы транспортировки пострадавшего в летних условиях

Практика

2

Приемы транспортировки пострадавшего в летних условиях

Практика

2. Топография и ориентирование

2

Понятие о топографической спортивной карте

Теория

1

Условные знаки.

Теория

2

Условные знаки.

Практика

2

Сдача нормативов по теме «Условные знаки»

Практика

1

Топографический диктант.

Практика

2

Понятие: масштаб, рельеф.

Теория

2

Определение масштаба на топографических и спортивных картах

Практика

2

Определение рельефа на топографических и спортивных картах

Практика

2

Компас. Работа с компасом.

Теория

2

Определение азимута при помощи компаса.

Практика

2

Работа с картой и компасом

Практика

1

Измерение расстояний

Теория

2

Измерение расстояний по карте.

Практика

2

Измерение расстояний на местности.

Практика

2

Способы ориентирования

Теория

2

Определение сторон света по природным объектам.

Практика

2

Определение сторон света по солнцу, звёздам, часам.

Практика

2

Действия в случае потери ориентировки

Теория

2

Действия в случае потери ориентировки

Практика

2

Прохождение по заданному маршруту.

Практика

Краеведение.

2

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

Теория

2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи.

Теория

4

Экскурсия в Историко-ландшафтный музей заповедник «Аркаим».

Практика

2

Экскурсия в пещеру «Авдотьинская»

Практика

2

Экскурсия в краеведческий музей г.Магнитогорска.

Практика

2

Изучение района путешествия

Теория

2

Сбор гербария «Растения Урала».

Практика

2

Охрана природы и памятников культуры в походе. Экологические мероприятия.

Теория

2

Экологический рейд возле скалы «Слон» (район оз.Банное).

Практика

2

Экологический рейд в пещеру «Авдотьинская».

Практика

Общая и специальная физическая подготовка

1

Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений.

Теория

1

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждении спортивных травм

Теория

1

Ведение дневника самоконтроля.

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на скорость 100м (начало года).

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на 2000м. (начало года).

Практика

2

Силовые упражнения. Сдача нормативов (начало года).

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на скорость 100м (начало года).

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на 2000м. (начало года).

Практика

2

Силовые упражнения. Сдача нормативов (начало года).

Практика

10

Лыжная подготовка.

Практика

2

Ходьба на лыжах.

Практика

2

Бег прямым ходом.

Практика

2

Бег коньковым ходом.

Практика

2

Отработка техники спуска и подъёма по склону.

Практика

2

Кросс на лыжах.

Практика

6

Спортивные игры.

Практика

2

Футбол.

Практика

2

Волейбол.

Практика

2

Баскетбол.

Практика

2

Отработка техники падения вперёд с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения назад с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения вперёд с разбега.

Практика

2

Отработка техники падения назад с разбега.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет вперёд с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет назад с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет вперёд с разбега.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет назад с разбега.

Практика

2

Отработка кувырков.

Практика




УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Этап базовой туристско-спортивной подготовки


п/п


Наименование тем и разделов

Количество часов

всего

теория

практика

1. Основы туристской подготовки

1.1

История развития водного туризма.

1

1

-

1.3

Снаряжение для водного туризма.

6

1

5

1.4

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в водном походе.

8

2

6

1.5

Подготовка к водному походу, путешествию.

6

2

4

1.6

Питание в водном туристском походе.

6

2

4

1.7

Туристские должности в группе туристов водников.

4

2

2

1.8

Организация передвижения в водном походе, преодоление препятствий.

10

2

8

1.9

Техника безопасности в туристских водных походах и на занятиях

4

1

3

1.10

Подведение итогов водного похода.

6

2

4

1.11

Туристские слеты и соревнования по водному туризму

4

2

2


История развития спелеотуризма.

1

1



Снаряжение для спелеотуризма.

6

2

4


Организация туристского быта. Привалы и ночлеги в спелеопоходе.

8

2

6


Подготовка к спелеопоходу, путешествию.

6

2



Питание в спелеотуристском походе.

6

2



Туристские должности в группе туристов спелеологов.

4

2



Организация передвижения в спелеопоходе, преодоление препятствий.

10

2



Техника безопасности в спелеотуристских походах и на занятиях

4

1



Подведение итогов спелеопохода.

6

2



Туристские слеты и соревнования по спелеотуризму

4

2




94

36

58

2. Топография и ориентирование

2.1

Азимут и истинный азимут.

4

2

2

2.2

Особенности ориентирования на различных

типах местности

4

1

3

2.3

Прохождение заданного маршрута.

6

2

4

2.4

Особенности ориентирования на реке.

6

2

4

2.5

Особенности ориентирования в пещерах.

4

1

3

2.6

Понятие топосъёмки карстовых полостей

6

2

4

2.7

Действия в случае потери ориентировки

6

2

4



44

12

32

3. Краеведение.

3.1

Россия, её природные особенности, история, известные земляки.

2

2


3.2

Основные туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи.

12

2

10

3.3

Изучение района путешествия

4

2

2

3.4

Охрана природы и памятников культуры в походе. Экологические мероприятия.

6

2

4



24

8

16

4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

4.1

Гигиена. Врачебный контроль и самоконтроль в походе

2

1

1

4.2

Походная медицинская аптечка

2

1

1

4.3

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

6

2

4

4.4

Приемы транспортировки пострадавшего

6

2

4



20

6

10

5. Общая и специальная физическая подготовка

5.1

Основы анатомии и физиологии организма человека и влияние на него физических упражнений

1

1

-

5.2

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждении спортивных травм

2

1

1

5.3

Общая физическая подготовка

28

1

34

5.4

Специальная физическая подготовка

21

1

34



52

4

48

6. Зачетные мероприятия

6.1

Зачетные соревнования по туристскому многоборью

16

6.2

Зачетный категорийный поход

38


Итого

288

50

166










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ


        1. Основы туристской подготовки.


Кол-во часов

Содержание занятия

Вид занятия

1

Туристские путешествия, история развития туризма.

Теория

1

Воспитательная роль туризма.

Теория

1

Техника безопасности в туристских походах, на занятиях, на соревнованиях, в транспорте. Взаимоотношения с местным населением.

Теория

1

Соблюдение мер безопасности при проведении занятий в помещении, на местности (улице).


Практика

1

Меры безопасности при преодолении естественных препят­ствий.

Практика

2

Специальное туристское снаряжение для водного туризма

Теория

2

Использование специального снаряжения для водного туризма

Практика

2

Специальное туристское снаряжение для спелеотуризма

Теория

2

Использование специального снаряжения для спелеотуризма

Практика

2

Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Организация бивака.

Теория

2

Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря.

Практика

2

Установка палаток различных типов и модификаций. Предохранение палатки от намокания.

Практика

2

Типы и назначения костров, правила разведения. Особенности разведения костра при различных погодных условиях. Заготовка дров.

Практика

2

Правила поведения у костра и меры безопасности при обращении с огнем. Правила безопасной работы с пилой и топором, хранения и переноски колющих и режущих предметов.

Практика

2

Обустройство места для приготовления пищи.

Практика

2

Организация бивака в зимнее время. Установка палатки типа «Зима». Установка печки, правила и приемы эксплуатации.

Практика

2

Определение мест для хранения продуктов, забора воды, умывания, туалета, мусорной ямы.

Практика

2

Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт).

Практика

2

Правила организации купания в туристском походе.

Практика

2

Организация ночлегов туристской группы в помещениях (учебный класс, спортивный зал и т.д. ).

Практика

2

Организация бивака в экстремальных условиях в летнее время.

Практика

2

Организация бивака в экстремальных условиях в зимнее время.

Практика

2

Подготовка к походу, путешествию.

Теория

2

Туристические возможности родного края, обзор экскурсионных объектов

Практика

2


Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий, экспедиций в России.

Практика

2

Изучение района путешествия

Практика

2

Подготовка к однодневному тренировочному походу в летнее время.

Практика

2

Подготовка к однодневному тренировочному походу в зимнее время.

Практика

2

Подготовка к 2-3-х дневному тренировочному летнему походу.

Практика

2

Подготовка к 2-3-х дневному тренировочному летнему походу.

Практика

2

Подготовка к многодневному тренировочному летнему походу.

Практика

2

Питание в походе. Энергетические затраты организма в походе. Основные характеристики суточного питания: калорийность, пищевая ценность. Режим питания

Теория

2

Состав пищевых продуктов, соотношение в суточном рационе в зависимости от условий похода. Требования к разнообразию питания в походе

Теория

2

Составление меню и раскладка продуктов. Способы термообработки пищи. Водно-солевой режим.

Практика

2

Хранение продуктов в походе.

Практика

2

Приготовление пищи на костре.

Практика

2

Тактика передвижения в походе и преодоления естественных препятствий. Режим движения, темп. Направляющий и замыкающий. Режим ходового дня. Характеристика естественных препятствий.

Теория

2

Отработка движения группы колонной. Соблюдение режима движения.

Практика

2

Особенности передвижения по ровной и пересеченной местности, по лесу, через кустарники, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практика

2

Особенности передвижения по снежному покрову.

Практика

2

Отработка техники передвижения на лыжах.

Практика

2

Использование простейших узлов, их назначение, техника вязания.

Практика

2

Использование специального туристского снаряжения: страховочные системы, карабины, веревки, и т.д.

Практика

2

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах.

Практика

2

Преодоление реки, оврага. Отработка техники передвижения по навесной переправе различных видов («параллельные перила», «бабочка», и т. д.).

Практика


Туристские должности в группе.


2

Туристские должности в группе.

Теория

2

Игра «Мы идём в поход».

Практика

2

Тренинг «Я руководитель группы».

Практика


Подведение итогов похода.


2

Подведение итогов похода.

Теория

2

Составление отчёта о походе.

Практика

2

Как составить фотоотчёт.

Практика

2

Обработка материалов, собранных в походе.

Практика

2

Проведение «точки» похода.

Практика


Туристские слеты и соревнования


2

Туристские слёты и соревнования в туристском многоборье.

Теория

16

Соревнования по технике лыжного туризма.

Практика

16

Туристский слёт школьников «Зори Магнитки».

Практика

2. Топография и ориентирование

2

Понятие о топографической спортивной карте

Теория

1

Условные знаки.

Теория

2

Условные знаки.

Практика

2

Сдача нормативов по теме «Условные знаки»

Практика

1

Топографический диктант.

Практика

2

Понятие: масштаб, рельеф.

Теория

2

Определение масштаба на топографических и спортивных картах

Практика

2

Определение рельефа на топографических и спортивных картах

Практика

2

Компас. Работа с компасом.

Теория

2

Определение азимута при помощи компаса.

Практика

2

Работа с картой и компасом

Практика

1

Измерение расстояний

Теория

2

Измерение расстояний по карте.

Практика

2

Измерение расстояний на местности.

Практика

2

Способы ориентирования

Теория

2

Определение сторон света по природным объектам.

Практика

2

Определение сторон света по солнцу, звёздам, часам.

Практика

2

Действия в случае потери ориентировки

Теория

2

Действия в случае потери ориентировки

Практика

Краеведение.

2

Родной край, его природные особенности, история, известные земляки.

Теория

2

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Краеведческие музеи.

Теория

4

Экскурсия в Историко-ландшафтный музей заповедник «Аркаим».

Практика

2

Экскурсия в пещеру «Авдотьинская»

Практика

2

Экскурсия в краеведческий музей г.Магнитогорска.

Практика

2

Изучение района путешествия

Теория

2

Сбор гербария «Растения Урала».

Практика

2

Охрана природы и памятников культуры в походе. Экологические мероприятия.

Теория

2

Экологический рейд возле скалы «Слон» (район оз.Банное).

Практика

2

Экологический рейд в пещеру «Авдотьинская».

Практика

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.


1

Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Гигиена. Основы анатомического строения тела

Теория

1

Основные приёмы гигиены в походных условиях

Практика

1

Походная медицинская аптечка.

Теория

1

Подготовка медицинской аптечки для одно- и многодневного похода

Практика

2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.

Теория

2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи при ранениях, ожщгах.

Практика

2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи при заболеваниях

Практика

2

Приемы транспортировки пострадавшего

Теория

2

Приемы транспортировки пострадавшего в летних условиях

Практика

2

Приемы транспортировки пострадавшего в летних условиях

Практика

Общая и физическая подготовка.

1

Строение и функции организма человека и влияние на него физических упражнений.

Теория

1

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждении спортивных травм

Теория

1

Ведение дневника самоконтроля.

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на скорость 100м (начало года).

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на 2000м. (начало года).

Практика

2

Силовые упражнения. Сдача нормативов (начало года).

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на скорость 100м (начало года).

Практика

2

Легкая атлетика. Сдача нормативов. Бег на 2000м. (начало года).

Практика

2

Силовые упражнения. Сдача нормативов (начало года).

Практика

10

Лыжная подготовка.

Практика

2

Ходьба на лыжах.

Практика

2

Бег прямым ходом.

Практика

2

Бег коньковым ходом.

Практика

2

Отработка техники спуска и подъёма по склону.

Практика

2

Кросс на лыжах.

Практика

6

Спортивные игры.

Практика

2

Футбол.

Практика

2

Волейбол.

Практика

2

Баскетбол.

Практика

Специальная физическая подготовка.

2

Отработка техники падения вперёд с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения назад с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения вперёд с разбега.

Практика

2

Отработка техники падения назад с разбега.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет вперёд с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет назад с высоты человеческого роста из положения стоя.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет вперёд с разбега.

Практика

2

Отработка техники падения через предмет назад с разбега.

Практика

2

Отработка кувырков.

Практика

2

Бег по пересечённой местности

Практика







Воспитательная работа


Ведущей идеей воспитательного процесса является воспитание культуры общения и отношений у школьников среднего и старшего звена средствами туристско-краеведческой деятельности.


Цель – создание условий для воспитания духовно-богатой личности, ее всестороннего развития, удовлетворения индивидуальных потребностей в социализации, самореализации.

Задачи:

1.содействие духовно-нравственному развитию личности, восхождению к общечеловеческим ценностям;

2.развитие творческого и интеллектуального потенциала воспитанников, его познавательных и коммуникативных качеств;

3.формирование «Я»-концепции у старшеклассников.


Содержание воспитательного процесса:


Модуль 1.Воспитание культуры общения и отношений с учащимися.


Тема

1.Восприятие мира (наши органы чувств).

2.Язык жестов и движений.

3.Мир наших чувств.

4.Тайна моего «Я».

5. Творческое задание «Моя печать»

6.Мое телосложение (или несколько слов о здоровье).

7. Игра « Кто твой сосед?»

8. Проведение конкурса и защита лучшего экскурсионного проекта «Эксурс»

9. Диспут на тему: «Я – Русский»

10. Дискуссионный клуб «Ваш взгляд на мир»

11.Список качеств, важных для общения.

12.Конфликт. Открытый конфликт. Лесенка.

13.Куда уходит злость? Как не ссориться?

14.Приемы привлечения и удержания внимания.

15.Диагностика.


Модуль 2. Индивидуальная работа с воспитанниками.

1.Создание индивидуальной карты воспитанников.

2.Консультирование.

3.Диалоговое общение по проблемам воспитанников.


Модуль 3. Работа с семьей.

1.Родительские гостиные (просветительская работа).

2.Индивидуальная работа с родителями.

3.Включение родителей в совместные КТД.


Модуль 4. Организация и проведение досуговой деятельности воспитанников

Данный модуль включает в себя возможность участия детей в городских, дворцовых мероприятиях (Новый год, выпуск поздравлений, экскурсии и выезды за город и т.д.).


Мероприятия

Направление

Срок проведения

Ответственный

1.

Экскурсия в «Авдотьинскую пещеру»

Познавательная деятельность


Сентябрь2007 г.

А.Н. Коноплин

2.

Выезд на природу

Оздоровительное направление


Октябрь 2007 г.

-«-

3.

Экскурсия в краеведческий музей

Краеведческое направление


Ноябрь 2007г.

-«-

4.

Празднование дня именинника

культуролгическое направление

Декабрь 2007 г

Февраль 2008

-«-

5.

Празднование «Нового года»

направление

Январь 2008г.

-«-

6.

Празднование «дня защитника отечества»

культурологическое

направление

Февраль 2008 г.

-«-

7.

Празднование «Международного женского дня»

культурологическое

направление

Март 2008 г.

-«-



















































ПРИЛОЖЕНИЕ



























Учебно-методический комплекс


ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

«Туристское многоборье»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  1. Методическая разработка блока «Начальная туристская подготовка».

- практические задания

- литература

  1. Планы конспекты по темам;

  2. Туристско-краеведческая викторина «В свободную минуту» для юных туристов;

  3. Методтческая разработка «Легенды Урала».


ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для эффективности реализации образовательной программы «Спортивный туризм» необходимо дидактическое обеспечение:


  • конспекты занятий;

  • набор карт (физических, топографических, спортивных);

  • отчёты о походах (пеших и лыжных, спелео );

  • технические описания пеших и лыжных походов и экспедиций;

  • правила проведения соревнований по туристскому многоборью, туристских слётов;

  • положения соревнований различного уровня;

  • видео- фотоматериалы;

  • топографические знаки рельефа, естественных и искусственных препятствий;

  • раздаточный материал, карточки, схемы;

  • дидактические игры и материалы:

викторина «Знай свой край»,

игра «Мы идём в поход».





МЕХАНИЗМ ОТСЛЕЖИВАНИЯ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ


Ожидаемые результаты реализации программы

К концу первого года обучения по программе «Туристское многоборье» воспитанники должны знать:
  • природно-климатические особенности и историко-географическое положение родного края;

  • туристические возможности родного края;

  • природоохранную деятельность туристов;

  • основы топографии и ориентирования;

  • основы хронологии, топонимики;

  • основы жизнидеятельности человека в природных условиях;

  • меры безопасности при проведении тренировочных занятий и в походах;

  • требования, предъявляемые к туристскому снаряжению;

  • особенности привалов и ночлегов в походе;

  • энергетические затраты организма в походе;

  • правила гигиены и оказания первой доврачебной помощи.

уметь:

  • ориентироваться на местности;

  • работать с топографическими и спортивными картами (определять масштаб и расстояние);

  • изображать топографические знаки;

  • работать с компасом;

  • рассчитывать энергетические затраты организма во время похода;

  • оказывать первую доврачебную помощь;

  • выполнять основные приёмы гигиены в походных условиях;

  • выполнять основные приёмы по организации привалов и ночлегов;

  • выполнять основные приёмы по преодолению элементарных препятствий:

-переправа по бревну;

-переправа по навесной переправе ();

-преодоление спуска и подъёма по перилам;

-преодоление болота;

-преодоление глубокого снежного покрова;

- траверс склона;

-преодоление лавиноопасного участка;


Владеть техникой вязки узлов.

К концу второго года обучения по программе «Истоки: из глубины веков» воспитанники должны знать:
  • транспортные магистрали родного края;

  • особенности истории, культуры, климата, растительного и животного мира родного края;

  • требования к личному и групповому снаряжению;

  • правила проведения соревнований по туристскому многоборью;

  • правила проведения степенных и категорийных походов по пешеходному, водному и спелеотуризму;

  • основы валеологии;

  • основы спелеологии;

уметь:

  • работать с картой и компасом на уровне разряда по ориентированию;

  • иметь опыт участия в соревнованиях по туристскому многоборью в классе «А»;

  • иметь опыт участия в степенном или категорийном походе;

  • самостоятельно обустраивать быт в туристском походе;

  • владеть элементарными приёмами по оказанию первой медицинской помощи;

  • владеть основными приёмами самозащиты;

  • самостоятельно приготовить пищу на костре;

  • Самостоятельно рассчитывать энергозатраты человеческого организма и владеть техникой восполнения энергии;

  • Владеть основными техниками оздоровления организма и закаливания;

  • Свободно владеть техникой преодоления препятствий на уровне 3 разряда по туристскому многоборью;

  • Владеть основами техники водного, спелеотуризма и скалолазания.


Средства оценки программы.


  1. Топографический диктант.

  2. Самостоятельная работа.

  3. Походы выходного дня.

  4. Туристские игры на местности.

  5. Туристские слёты.

  6. Соревнования различных уровней.

  7. Походы и экспедиции (различной сложности).

  8. Разработка проектов экспедиции.

  9. Сдача физических нормативов.

  10. Тесты по блокам программы.



Способы отслеживания и фиксации результатов
образовательного процесса

Деятельность обучаемых оценивается по следующим критериям:

– восприятие даваемого материала, готовность участвовать в решении проблемной ситуации, смоделированной педагогом;

– творческая активность, умение использовать полученные знания, сформированные умения и навыки в самостоятельной работе;

– повышение уровня коммуникативных способностей.


Оценка деятельности каждого школьника проводится по трем уровням – высокий, средний, низкий.


Уровень

Характеристика

1.

Высокий

Хорошее усвоение изученного материала, прочные навыки практической работы, высокий уровень самостоятельности при выполнении творческих заданий повышенной сложности

2.

Средний

Проявляет недостаточное усвоение знаний, средний уровень самостоятельности при выполнении заданий

3.

Низкий

Усвоение материалов низкое, недостаточные знания для самостоятельного выполнения заданий, низкий уровень активности


Кроме того, существует балльно-рейтинговая система оценки знаний школьников. Выполняя ту или иную работу, они набирают определенное количество баллов: набранные за полугодие 50—60 баллов соответствуют оценке «зачтено», 61-80 баллов — «хорошо», свыше 80 баллов — «отлично». Общее количество баллов складывается из количества баллов, полученных в ходе выполнения обязательных и дополнительных (выбранных самими детьми) заданий. За выполнение заданий обычной сложности они могут получить от 3 до 5 баллов, повышенной сложности — до 10 баллов.


















ЛИТЕРАТУРА

- Методическая литература для педагога

  1. Астафьев В.И. В лесу и в поле как дома. В помощь начинающим туристам. – Минск: «Полымя» 1989г.

  2. Бардин К.В. Азбука туризма. – М.: «Просвещение», 1981.

  3. Верн Ж. История великих путешествий. – М.: 1993.

  4. Дрогов И.А. Подготовка инструкторов детско-юношеского туризма. Учебно-методическое пособие. – М.: Федеральный центр детско-юношеского туризма 2004г.

  5. Дублянский В.И.,Илюхин В.В. Путешествия под землёй.-М.: «Физкультура и спорт» 1981г.

  6. Исаков К.Ф. По карте, следам, приметам. Военно-спортивные игры учащихся. – Минск: 1979.

  7. Кириков С.В. По Южному Уралу и Башкирии - М.: Издательство Московского университета, 1989.

  8. Кирин Ф.Я. География Челябинской области. Изд. 3-е. переработ. – Челябинск: Южно-Уральское кн. изд., 1969.

  9. .

  10. Минхаиров Ф.Ф. Турист на дистанции. В помощь начинающему тренеру. - Казань: изд.Школа 2004г.

  11. Рифей: Уральский литературно-краеведческий сборник.- Челябинск: 1980-1983.

  12. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие. М.: «Владос» 1996г.

  13. Туристская игротека. Ред. Ю.С.Константинова. – М.: Гуманитарный издательский дом, 2000.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!