Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»
Селивановского района Владимирской области
Программа дополнительного образования
«Туризм и спортивное ориентирование»
(спортивно-оздоровительное направление)
6-8 классы
разработал учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Коннов Вадим Сергеевич
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ на основании:
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные УУД :
- готовность и способность к саморазвитию;
- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)
Метапредметные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
Содержание курса:
Введение. Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.
Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиена спортивной тренировки. Значение и содержание врачебного контроля в тренировке юного ориентировщика. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при спортивных травмах: ушибах, вывихах, растяжениях, кровотечении. Практические занятия: Самоконтроль за состоянием здоровья по основным показателям: рост, пульс, дыхание, потоотделение. Способы оказания доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.
Топографическая подготовка ориентировщика. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Местность и ее классификация. Спортивные карты. Условные знаки. Рельеф и его изображение на карте. Практические занятия: Чтение условных знаков, рельефа спортивной карты различной сложности (1-2 год обучения). Корректировка карт на местности (2-3 год обучения). Составление карт (3 год обучения). Игры и упражнения, направленные на закрепление материала данной темы.
Специальная туристическая подготовка. Специальное личное снаряжение. Узлы. Работа с веревками. (1 год обучения). Работа с карабинами. Виды переправ. Навесная. Маятниковая. Бревно. Параллельная. Завал. Кочки. Преодоление болота по жердям, траверс склона, спуск, подъем) Наведение переправ. Страховка и само страховка.
Техническая и тактическая подготовка. Методы работы с картой. Способы определения точки стояния. Азимут, измерение расстояния на карте и местности (1-2 год обучения). Выбор пути движения на карте КП по карте и реализация его на местности (2-3 год обучения). Способы взятия КП. (3 год обучения). Тактические действия спортсмена до старта, на старте пункте выдачи карт, на дистанции и КП (1-2 год обучения). Составление тактического плана прохождения дистанции и распределение сил (2-3 год обучения). Тактические действия в индивидуальных и командных соревнованиях. (3 год обучения). Практические занятия: Разбор и анализ учебных трасс и трасс соревнований (1-2 год обучения). Анализ ошибок спортсмена (2-3 год обучения). Игры и упражнения на закрепление тактических приемов.(1-2 год). Определение расстояния, движения по азимуту, беглое чтение карты, выбор пути движения и реализация его с учетом различных факторов (3 год обучения). Игры и упражнения на обработку этих приемов.
Морально-волевая подготовка. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания.
Общая и специальная физическая подготовка. Краткий анализ ОФП. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Техника кроссового бега. Специфические особенности техники бега в лесу по пересеченной местности. Практические занятия: ОФП. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Подвижные игры и эстафеты. Изучение и совершенствование техники бега.
Правила соревнований Судейство. Инструкторские навыки. Организация и проведение всех видов соревнований. Состав судейских бригад, их обязанности. Основная документация соревнований. Практические занятия: Практика судейства во всех видах соревнований.
Игры на местности. Походы. Подвижные игры. Игры на местности с элементами техники ориентирования. Практические занятия: Игры, направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовленности ориентировщика.
Учебные соревнования.
Соревнования:
- по топографии;
- по рельефу;
- комбинированное ориентирование;
- в ограниченном коридоре;
- в заданном направлении;
- на маркированной трассе;
- по легенде;
- по азимуту
- ТПП
- КТМ
Эстафеты.
Формы организации:
- индивидуальная
- фронтальная
- групповая
- коллективная
- экскурсии, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности
обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Виды деятельности:
Игровая, познавательная, досугово развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
6 класс
№ п\п | Тема | количество часов | Планируемые результаты |
1. | Вводное занятие. Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов | 1 | Знать технику безопасности |
2. | Топография и ориентирование на местности | 11 | |
| Виды карт. История возникновения карты и её значение в жизни. | 1 | Различать спортивные карты |
| Условные топографические знаки, маркированный маршрут | 2 | Знать топографические знаки, уметь двигаться по маркированному маршруту |
| Устройство компаса. Стороны горизонта. | 1 | Уметь работать с компасом |
| Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты» | 1 | Знать топографические знаки, работа с компасом |
| Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам | 1 | Уметь ориентироваться по местным признакам |
| Измерение расстояний по карте. | 1 | Уметь определять расстояния по карте |
| Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев. | 4 | Приемы ориентирования карты, осуществлять движение по азимуту |
| Краеведение | 2 | |
| Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр. | 1 | Знать природные и культурно-исторические особенности родного края; правила поведения на природе. |
| Экскурсия в городской краеведческий музей. | 0.5 | |
| Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края. | 0.5 | Познакомиться с картой района (водные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.). |
3. | Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи | 6 | |
| Гигиена туриста. Походная мед. аптечка. Техника безопасности в лыжных походах. | 2 | Знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях и в условиях пониженных температур. |
| Купание в походе. Предупреждение охлаждений и простудных заболеваний. | 2 | Правила поведения на водоёмах, первая доврачебная помощь утопающим. |
| Первая доврачебная помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д. | 2 | Основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую доврачебную помощь при потертостях, порезах, ожогах. |
4. | Организация похода. | 5 | |
| Правила организации и проведения туристских походов. Распределение обязанностей в группе. | 1 | Уметь правильно подобрать инвентарь и правильно расчитать продукты на группу. |
| Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака. | 1 | Знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для однодневного походов. |
| Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. | 1 | Правильная организация питания в турпоходе и полевом лагере, порядок приготовления пищи на костре. |
| Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню. | 1 | Способы очистки воды, особенности приготавления пищу на костре. |
| Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха. Обеспечение безопасности в походе. | 1 | уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, осуществлять движение по азимуту. |
5. | Техника пешеходного туризма | 5 | |
| Техника пешеходного туризма: движение по ровной и сильно пересечённой местности, по лесу. Страховка при преодолении препятствий. | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, осуществлять движение по азимуту и маркерованному маршруту. |
| Техника вязания туристских узлов: прямой, академический, брамшкотовый, булинь и их назначение. | 1 | Вязание узлов разной сложности. |
| Техника вязания и применение туристских узлов: проводник, проводник – восьмёрка, схватывающий, ткацкий, стремя, встречный. | 1 | Вязание узлов разной сложности. |
| Виды палаток. Установка и снятие палатки. | 1 | Уметь ставить палатки. |
| Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий). | 1 | Пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты. |
6. | Топография и ориентирование на местности | 3 | |
| Повторение топознаков. Чтение карты. | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте. |
| Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.). | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Спортивное ориентирование на местности (движение по азимуту). | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
7. | Организация похода. | 1 | |
| Однодневный поход (Приготовление пищи на костре). | | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Подготовка к походу. | 1 | Планирование маршрута, составление графика движения. |
8. | Заключительное занятие. | 2 | Чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических факторов. |
| Итого | 36 | |
7 класс
№ п\п | Тема | количество часов | Планируемые результаты |
1. | Вводное занятие. Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства. Планирование работы объединения. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов. | 1 | Знать технику безопасности. |
2. | Топография и ориентирование на местности | 11 | |
| Виды карт. Условные топографические знаки. | 1 | Различать условные знаки спортивных карт. |
| Условные топографические знаки. Численный и линейный масштаб карты. | 2 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте. |
| Устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование спортивной карты. Азимут на объект. | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты». | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте. |
| Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам. | 1 | Определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Измерение расстояний по карте. | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев. | 4 | Приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту и макированному маршруту. |
| Краеведение | 2 | |
| Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр. | 1 | Знать природные и культурно-исторические особенности родного края, общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе. |
| Экскурсия в городской краеведческий музей. | 0.5 | |
| Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края. | 0.5 | Знать природные ископаемые и водные ресерсы области. |
3. | Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи | 6 | |
| Гигиена туриста. Походная мед. аптечка. | 2 | Знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях, комплектация медицинской аптечки. |
| Купание в походе. Предупреждение охлаждений. | 2 | Техника безопасности на незнакомых водоёмах |
| Первая доврачебная помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д. | 2 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую доврачебную помощь при потертостях, порезах, ожогах. |
4. | Организация похода. | 5 | |
| Правила организации и проведения туристских походов. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира, завхоза, краеведа и других ответственных лиц. | 1 | Применять тактико-технические приемы выбора пути движения. |
| Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака. | 1 | Знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для походов. |
| Типы костров. Костровое оборудование. Сушка обуви и одежды. Значение дисциплины в походе. | 1 | Правило организации питания в турпоходе и полевом лагере, порядок приготовления пищи на костре,способы очистки воды, правильно планировать место бивака, быстро разводить костер |
| Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню. | 1 | Специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере, порядок приготовления пищи на костре, способы очистки воды. приготавливать пищу на костре. |
| Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего, нормы переходов. Обеспечение безопасности в походе. | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
5. | Техника пешеходного туризма | 5 | |
| Техника пешеходного туризма: движение по ровной и сильно пересечённой местности, по лесу и по дорогам. Страховка при преодолении препятствий. | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Техника вязания туристских узлов: прямой, академический, брамшкотовый, булинь и их назначение. | 1 | Вязание узлов разной сложности. |
| Техника вязания и применение туристских узлов: проводник, проводник – восьмёрка, схватывающий, ткацкий, стремя, встречный. | 1 | Вязание узлов разной сложности. |
| Виды палаток. Установка и снятие палатки. | 1 | Пользоваться туристским снаряжением, рставить палатки, установка палатки «Зима». |
| Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий). | 1 | Личное и групповое снаряжение для похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты. |
6. | Топография и ориентирование на местности | 3 | |
| Повторение топознаков. Чтение карты. | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте. |
| Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.). | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Спортивное ориентирование на местности (движение по азимуту и маркированному маршруту). | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту и маркированному маршруту. |
7. | Организация похода. | 1 | |
| Подготовка к однодневному походу. | 1 | Планирование маршрута, составление графика движения, читать карту, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций. |
8. | Заключительное занятие. | 2 | Чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, факторов. |
| Итого | 36 | |
8 класс
№ п\п | Тема | количество часов | Планируемые результаты |
1. | Вводное занятие. Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства. Планирование работы объединения. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов. | 1 | Знать технику безопасности. |
2. | Топография и ориентирование на местности | 11 | |
| Виды карт. История возникновения карты и её значение в жизни. Условные топографические знаки. | 1 | Различать условные знаки спортивных карт. |
| Условные топографические знаки. Численный и линейный масштаб карты. | 2 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте. |
| Однодневный поход (Сличение карты с местностью) | | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте |
| Устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование спортивной карты. Азимут на объект. | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты» (топографический диктант, упражнения на превращение числового масштаба в натуральный). | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте. |
| Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту |
| Измерение расстояний по карте. Устройство и работа с курвиметром. | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту, уметь работать с курвиметром. |
| Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев. | 4 | Приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Краеведение | 2 | |
| Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр. | 1 | Знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов. |
| Экскурсия в городской краеведческий музей. | 0.5 | |
| Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края. | 0.5 | Знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря, общую характеристику туристических возможностей родного края, правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов. |
3. | Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи | 6 | |
| Гигиена туриста. Походная мед. аптечка. | 2 | Знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах. |
| Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений, простудных заболеваний. | 2 | Первая доврачебная помощь пострадавшему. |
| Первая медицинская помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д. | 2 | Основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах |
4. | Организация похода. | 5 | |
| Правила организации и проведения туристских походов. Подбор группы. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира, завхоза, краеведа и других ответственных лиц. | 1 | Применять тактико-технические приемы выбора пути движения, уметь бегло читать карту, |
| Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака. | 1 | Знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для однодневного и многодневного походов. |
| Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Культура поведения туристов и их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе. | 1 | Специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;правильно планировать место бивака;быстро разводить костер;заготавливать и хранить дрова;устанавливать и снимать палатку, организовывать в ней ночлег;приготавливать пищу на костре. |
| Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню. | 1 | Уметь организовать питание в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;приготавливать пищу на костре. |
| Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего, нормы переходов. Обеспечение безопасности в походе. | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
5. | Техника пешеходного туризма | 5 | |
| Техника пешеходного туризма: движение по ровной и сильно пересечённой местности, по лесу и по дорогам, по склонам различной крутизны. Страховка при преодолении препятствий. | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Техника вязания туристских узлов и их назначение. | 2 | Вязание узлов разной сложности. |
| Виды палаток. Установка и снятие палатки. | 1 | Установка и снятие палаток различной модефикации. |
| Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий). | 1 | Преодоление полосы препятствий. |
6. | Топография и ориентирование на местности | 3 | |
| Повторение топознаков. Чтение карты. | 1 | Знать топографические знаки, определять расстояния по карте. |
| Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.). | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
| Спортивное ориентирование на местности (движение по азимуту). | 1 | Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту. |
7. | Организация похода. | 1 | |
| Подготовка к двухдневному походу. | 1 | Планирование маршрута 2-3 дневных походов, составление графика движения, читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах дистанций соревнований, походах. |
8. | Заключительное занятие. | 2 | чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов. |
| | | чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов. |
| Итого | 36 | |