СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования "Туризм и спортивное ориентирование"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительного образования "Туризм и спортивное ориентирование" (спортивно-оздоровительного  направления)  для 6-8 классов. Предназначена для подготовки юных туристов.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Туризм и спортивное ориентирование"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красногорбатская средняя общеобразовательная школа»

Селивановского района Владимирской области











Программа дополнительного образования

«Туризм и спортивное ориентирование»

(спортивно-оздоровительное направление)

6-8 классы









разработал учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

Коннов Вадим Сергеевич
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ на основании:

  • Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №9 имени П.А.Столыпина г. Балашова Саратовской области».

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. №1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. №1897».

Результаты освоения курса внеурочной деятельности:

Личностные УУД :

- готовность и способность к саморазвитию;

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

Метапредметные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных

признаков;

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения

Содержание курса:

  1. Введение. Информация о работе кружка, техника безопасности, анкетирование.

  1. Врачебный контроль и самоконтроль. Гигиена спортивной тренировки. Значение и содержание врачебного контроля в тренировке юного ориентировщика. Самоконтроль спортсмена. Дневник самоконтроля. Основные причины травматизма при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при занятиях СО и меры их предупреждения. Доврачебная помощь при спортивных травмах: ушибах, вывихах, растяжениях, кровотечении. Практические занятия: Самоконтроль за состоянием здоровья по основным показателям: рост, пульс, дыхание, потоотделение. Способы оказания доврачебной помощи при спортивных травмах. Ведение дневника самоконтроля.

  1. Топографическая подготовка ориентировщика. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Местность и ее классификация. Спортивные карты. Условные знаки. Рельеф и его изображение на карте. Практические занятия: Чтение условных знаков, рельефа спортивной карты различной сложности (1-2 год обучения). Корректировка карт на местности (2-3 год обучения). Составление карт (3 год обучения). Игры и упражнения, направленные на закрепление материала данной темы.

  1. Специальная туристическая  подготовка. Специальное  личное  снаряжение. Узлы. Работа  с  веревками. (1  год обучения). Работа  с  карабинами. Виды переправ. Навесная. Маятниковая. Бревно. Параллельная. Завал. Кочки. Преодоление болота по жердям, траверс склона, спуск, подъем) Наведение переправ. Страховка и само страховка.

  1. Техническая и тактическая подготовка. Методы работы с картой. Способы определения точки стояния. Азимут, измерение расстояния на карте и местности (1-2 год обучения). Выбор пути движения на карте КП по карте и реализация его на местности (2-3 год обучения). Способы взятия КП. (3 год обучения). Тактические действия спортсмена до старта, на старте пункте выдачи карт, на дистанции и КП (1-2 год обучения). Составление тактического плана прохождения дистанции и распределение сил (2-3 год обучения). Тактические действия в индивидуальных и командных соревнованиях. (3 год обучения)Практические занятия: Разбор и анализ учебных трасс и трасс соревнований (1-2 год обучения). Анализ ошибок спортсмена (2-3 год обучения). Игры и упражнения на закрепление тактических приемов.(1-2 год). Определение расстояния, движения по азимуту, беглое чтение карты, выбор пути движения и реализация его с учетом различных факторов (3 год обучения). Игры и упражнения на обработку этих приемов.

  1. Морально-волевая подготовка. Воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, упорства, самостоятельности, инициативы, решительности, смелости, выдержки, самообладания.

  1. Общая и специальная физическая подготовка. Краткий анализ ОФП. Принципы обучения. Методы и приемы обучения. Техника кроссового бега. Специфические особенности техники бега в лесу по пересеченной местности. Практические занятия: ОФП. Игры с элементами общеразвивающих упражнений. Подвижные игры и эстафеты. Изучение и совершенствование техники бега.

  1. Правила соревнований Судейство. Инструкторские навыки. Организация и проведение всех видов соревнований. Состав судейских бригад, их обязанности. Основная документация соревнований. Практические занятия: Практика судейства во всех видах соревнований.

  2. Игры на местности. Походы. Подвижные игры. Игры на местности с элементами техники ориентирования. Практические занятия: Игры, направленные на совершенствование физической и тактико-технической подготовленности ориентировщика.

  1. Учебные соревнования.

           Соревнования:

         - по топографии;

         - по рельефу;

         - комбинированное ориентирование;

         - в ограниченном коридоре;

         - в заданном направлении;

         - на маркированной трассе;

         - по легенде;

         - по азимуту

         - ТПП

         - КТМ

         Эстафеты.

Формы организации:

         - индивидуальная

         - фронтальная

         - групповая

         - коллективная

         - экскурсии, соревнования, поисковые исследования через организацию деятельности

           обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.

Виды деятельности:

           Игровая, познавательная, досугово развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;



6 класс

п\п

Тема

количество часов

Планируемые результаты

1.

Вводное занятие.  

Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов

1

Знать технику безопасности

2.

Топография и ориентирование на местности

11



Виды карт. История возникновения карты и её значение в жизни.

1

Различать спортивные карты


Условные топографические знаки, маркированный маршрут 

2

 Знать топографические знаки, уметь двигаться по маркированному маршруту


Устройство компаса. Стороны горизонта.

1

Уметь работать с компасом


Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты»

1

Знать топографические знаки, работа с компасом


Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам

1

Уметь ориентироваться по местным признакам


Измерение расстояний по карте.

1

Уметь определять расстояния по карте


Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев.

4

Приемы ориентирования карты, осуществлять движение по азимуту


Краеведение

2



Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр.

1

Знать природные и культурно-исторические особенности родного края; правила поведения на природе.


Экскурсия в городской краеведческий музей.


0.5



Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края.

0.5

Познакомиться с картой района (водные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.).

3.

Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи

6



Гигиена туриста. Походная мед. аптечка. Техника безопасности в лыжных походах.

2

Знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях и в условиях пониженных температур.


Купание в походе. Предупреждение охлаждений и простудных заболеваний.

2

Правила поведения на водоёмах, первая доврачебная помощь утопающим.


Первая доврачебная помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д.

2

Основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую доврачебную помощь при потертостях, порезах, ожогах.

4.

Организация похода.

5



Правила организации и проведения туристских походов. Распределение обязанностей в группе.

1

Уметь правильно подобрать инвентарь и правильно расчитать продукты на группу.


Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака.

1

Знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для однодневного походов.


Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды.

1

 Правильная организация питания в турпоходе и полевом лагере, порядок приготовления пищи на костре.


Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню.

1

Способы очистки воды, особенности приготавления пищу на костре.


Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха. Обеспечение безопасности в походе.

1

уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, осуществлять движение по азимуту.

5.

Техника пешеходного туризма

5



Техника пешеходного туризма: движение по ровной и сильно пересечённой местности, по лесу. Страховка при преодолении препятствий.

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, осуществлять движение по азимуту и маркерованному маршруту.


Техника вязания туристских узлов: прямой, академический, брамшкотовый, булинь и их назначение.

1

Вязание узлов разной сложности.


Техника вязания и применение туристских узлов: проводник, проводник – восьмёрка, схватывающий, ткацкий, стремя, встречный.

1

Вязание узлов разной сложности.


Виды палаток. Установка и снятие палатки.

1

Уметь ставить палатки.


Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий).

1

Пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты.

6.

Топография и ориентирование на местности

3



Повторение топознаков. Чтение карты.

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте.


Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.).

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Спортивное ориентирование на местности (движение по азимуту).

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.

7.

Организация похода.

1



Однодневный поход (Приготовление пищи на костре).


Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Подготовка к походу.

1

Планирование маршрута, составление графика движения.

8.

Заключительное занятие.

2

Чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических факторов.


Итого

36




















































7 класс

п\п

Тема

количество часов

Планируемые результаты

1.

Вводное занятие.  

Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства.  Планирование  работы объединения. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов.

1

Знать технику безопасности.

2.

Топография и ориентирование на местности

11



Виды карт. Условные топографические знаки.

1

Различать условные знаки спортивных карт.


Условные топографические знаки.   Численный и линейный масштаб карты.

2

 Знать топографические знаки, определять расстояния по карте.


Устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование спортивной карты. Азимут на объект.

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты».

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте.


Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам.

1

Определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Измерение расстояний по карте.

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев.

4

Приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту и макированному маршруту.


Краеведение

2



Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр.

1

Знать природные и культурно-исторические особенности родного края, общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе.


Экскурсия в городской краеведческий музей.


0.5


Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края.

0.5

Знать природные ископаемые и водные ресерсы области.

3.

Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи

6



Гигиена туриста. Походная мед. аптечка.

2

Знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях, комплектация медицинской аптечки.


Купание в походе. Предупреждение охлаждений.

2

Техника безопасности на незнакомых водоёмах


Первая доврачебная помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д.

2

Основные приемы оказания первой доврачебной помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую доврачебную помощь при потертостях, порезах, ожогах.

4.

Организация похода.

5



Правила организации и проведения туристских походов. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира, завхоза, краеведа и других ответственных лиц.

1

Применять тактико-технические приемы выбора пути движения.


Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака.

1

Знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для походов.


Типы костров. Костровое оборудование. Сушка обуви и одежды. Значение дисциплины в походе.

1

 Правило организации питания в турпоходе и полевом лагере, порядок приготовления пищи на костре,способы очистки воды, правильно планировать место бивака, быстро разводить костер


Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню.

1

Специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере, порядок приготовления пищи на костре, способы очистки воды. приготавливать пищу на костре.


Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего, нормы переходов. Обеспечение безопасности в походе.

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.

5.

Техника пешеходного туризма

5



Техника пешеходного туризма: движение по ровной и сильно пересечённой местности, по лесу и по дорогам. Страховка при преодолении препятствий.

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Техника вязания туристских узлов: прямой, академический, брамшкотовый, булинь и их назначение.

1

Вязание узлов разной сложности.


Техника вязания и применение туристских узлов: проводник, проводник – восьмёрка, схватывающий, ткацкий, стремя, встречный.

1

Вязание узлов разной сложности.


Виды палаток. Установка и снятие палатки.

1

Пользоваться туристским снаряжением, рставить палатки, установка палатки «Зима».


Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий).

1

Личное и групповое снаряжение для похода, пользоваться туристским снаряжением, разжигать костры, ставить палатки, укладывать рюкзак, упаковывать и транспортировать продукты.

6.

Топография и ориентирование на местности

3



Повторение топознаков. Чтение карты.

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте.


Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.).

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Спортивное ориентирование на местности (движение по азимуту и маркированному маршруту).

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту и маркированному маршруту.


7.

Организация похода.

1



Подготовка к однодневному походу.

1

Планирование маршрута, составление графика движения,  читать карту, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах  дистанций.

8.

Заключительное занятие.

2

Чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, факторов.


Итого

36










































8 класс



п\п

Тема

количество часов

Планируемые результаты

1.

Вводное занятие.  

Беседа о туризме, о значении туризма для человека и государства.  Планирование  работы объединения. Техника безопасности при проведении занятий, экскурсий, походов.

1

Знать технику безопасности.

2.

Топография и ориентирование на местности

11



Виды карт. История возникновения карты и её значение в жизни. Условные топографические знаки.

1

Различать условные знаки спортивных карт.


Условные топографические знаки.   Численный и линейный масштаб карты.

2

 Знать топографические знаки, определять расстояния по карте.


Однодневный поход (Сличение карты с местностью)


Знать топографические знаки, определять расстояния по карте


Устройство компаса. Стороны горизонта. Ориентирование спортивной карты. Азимут на объект.

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Закрепление темы «Топознаки и масштаб карты» (топографический диктант, упражнения на превращение числового масштаба в натуральный).

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте.


Определение сторон горизонта по солнцу, звёздам и местным признакам

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту


Измерение расстояний по карте. Устройство и работа с курвиметром.

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте, работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту, уметь работать с курвиметром.


Соревнования по спортивному ориентированию среди кружковцев.

4

Приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Краеведение

2



Климат, растительность и животный мир родного края. Техника безопасности на период замерзания рек и озёр.

1

Знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря; общую характеристику туристических возможностей родного края; правила поведения на природе

экологические требования к выбору маршрутов.


Экскурсия в городской краеведческий музей.


0.5



Реки, озёра, полезные ископаемые нашего края.

0.5

Знать природные и культурно-исторические особенности родного края, района полевого лагеря, общую характеристику туристических возможностей родного края, правила поведения на природе экологические требования к выбору маршрутов.

3.

Гигиена туриста. Оказание первой доврачебной помощи

6



Гигиена туриста. Походная мед. аптечка.

2

Знать основы гигиены туриста; основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах.


Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений, простудных заболеваний.

2

Первая доврачебная помощь пострадавшему.


Первая медицинская помощь при отравлении, переломах, вывихе, кровотечении, обморожении, ожоге, укусе змеи и т. д.

2

Основные приемы оказания первой мед. помощи в полевых условиях; способы транспортировки пострадавших; оказывать первую мед. помощь при потертостях, порезах, ожогах




4.

Организация похода.

5



Правила организации и проведения туристских походов. Подбор группы. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира, завхоза, краеведа и других ответственных лиц.

1

Применять тактико-технические приемы выбора пути движения, уметь бегло читать карту,


Личное и групповое снаряжение. Ремнабор. Укладка рюкзака.

1

Знать требования к личному и групповому снаряжению; составлять перечень личного и группового снаряжения для похода и полевого лагеря; укладывать рюкзак для однодневного и многодневного походов.


Типы костров. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Культура поведения туристов и их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.

1

 Специфика организации питания в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;правильно планировать место бивака;быстро разводить костер;заготавливать и хранить дрова;устанавливать и снимать палатку, организовывать в ней ночлег;приготавливать пищу на костре.


Режим дня в походе. Питание в походе, подбор и хранение продуктов, составление меню.

1

Уметь организовать питание в турпоходе и полевом лагере;порядок приготовления пищи на костре;способы очистки воды;приготавливать пищу на костре.


Движение в походе: строй, темп, остановки для отдыха, обязанности ведущего и замыкающего, нормы переходов. Обеспечение безопасности в походе.

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.

5.

Техника пешеходного туризма

5



Техника пешеходного туризма: движение по ровной и сильно пересечённой местности, по лесу и по дорогам, по склонам различной крутизны. Страховка при преодолении препятствий.

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Техника вязания туристских узлов и их назначение.

2

Вязание узлов разной сложности.




Виды палаток. Установка и снятие палатки.

1

Установка и снятие палаток различной модефикации.


Практическое занятие по теме «Техника пешеходного туризма» (полоса препятствий).

1

Преодоление полосы препятствий.

6.

Топография и ориентирование на местности

3



Повторение топознаков. Чтение карты.

1

Знать топографические знаки, определять расстояния по карте.


Измерительные работы в походе (высота объекта, расстояние до недоступного объекта, азимут на объект, крутизна склона.).

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.


Спортивное ориентирование на местности (движение по азимуту).

1

Уметь работать с компасом, освоить приемы ориентирования карты, читать рельеф, осуществлять движение по азимуту.

7.

Организация похода.

1



Подготовка к двухдневному походу.

1

Планирование маршрута 2-3 дневных походов, составление графика движения,  читать карту, овладевать тактическими приемами спортивного наведения, навыкам движения по азимуту, знать и соблюдать правила техники безопасности при работе на технических этапах  дистанций соревнований, походах.

8.

Заключительное занятие.

2

чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов.




чтение карты, выбор пути движения с учетом картографических, технических, физиологических, метеорологических факторов.


Итого

36