I. Пояснительная записка
Программа «Английский с успехом» разработана на основе:
-
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
-
Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
-
Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Направленность программы.
Программа социально – педагогической направленности.
Актуальность программы заключается в реализации новейших интерактивных технологий преподавания английского языка на основе совершенствования коммуникативных и психолого-адаптационных методик, апробированных международным стандартом Cambridge English, существенно расширяющих формы и содержание школьного курса. Такой подход позволит обучающимся повысить уровень изучения английского языка и достигнуть личностных, предметных и метапредметных результатов в учебном процессе, а также сформировать поликультурную языковую личность в условиях новых требований в системе основного образования.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы: 8 месяцев.
Формы организации образовательной деятельности: групповая (15 человек) совместная образовательная деятельность.
Форма проведения аудиторных занятий – теоретическая и практическая.
Формы и методы работы:
Теоретический материал на занятиях излагается в виде лекций, бесед, демонстрации материала с использованием видеосистемы.
Практический материал на занятиях выполняется в виде практических творческих работ.
Для успешной реализации образовательного процесса используются следующие методы обучения:
-
объяснительно-иллюстративный: беседы, рассказы с иллюстрациями или демонстрацией работы программного обеспечения.
-
репродуктивный: учащиеся делают работы по образцу.
-
диалогический: диалог между педагогом и учащимся, совместное обсуждение вариантов выполнения работ.
-
частично-поисковый: учащиеся совместно с педагогом проводит поиск новых решений, поиск новых объектов изучения по темам занятий.
Продолжительность одного занятия: 45 минут.
Объем нагрузки в неделю: 2 раза в неделю.
Возраст: 12-13 лет.
II. Цель и задачи программы
Основная цель программы заключается в обеспечении системного подхода к формированию метапредметных умений и навыков средствами предмета «Английский язык». С поставленной целью естественным образом связано формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, которая выступает в роли образовательного контекста для формирования УУД.
Содержание и принципы построения данной программы позволяют решать следующие общеобразовательные и воспитательные задачи:
-
осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования в рамках учебного предмета «Английский язык»;
-
активизировать уже имеющиеся знания и расширить навыки обучающихся в области лексики, грамматики и фонетики;
-
развивать умения и навыки в различных видах речевой деятельности;
-
повысить общий уровень владения английским языком;
-
развить индивидуальность каждого ребёнка во время внеурочной деятельности;
-
формировать личность обучающегося, что является принципиальным условием его/её самоопределения в той или иной социокультурной ситуации;
-
способствовать развитию интереса обучающихся к изучению английского языка;
-
развить навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видах деятельности;
-
развивать навыки исследовательской и проектной деятельности;
-
воспитывать в обучающихся толерантность по отношению к людям других национальностей.
Программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов.
Календарное планирование годового учебного процесса осуществляется с учетом даты начала занятий, каникулярного периода и реализуется в течение учебного года путем последовательного изложения тем в соответствии с учебным планом.
III. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации |
Теория | Практика | Всего |
1 | People (составление профайла, развитие навыка просмотрового и поискового чтения, глаголы have got, be) | 2 | 5 | 7 | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Тест |
2 | Seasons (рассказ о своей родине; сезоны и время; сравнение Present Simple и Present Continuous) | 2 | 5 | 7 | Тест |
3 | Lifestyle (образ жизни; развитие языковой догадки при чтении текстов; Past Simple) | 2 | 5 | 7 | Тест |
4 | Sport (виды спорта и хобби; развитие навыка чтения и аудирования с полным пониманием текста; формы будущего времени - be going to/will) | 2 | 5 | 7 | Тест |
5 | Jobs (мир профессий, чтение с развитием догадки по контексту; развитие навыка аудирования с выборочным пониманием текста; прилагательные и наречия) | 2 | 5 | 7 | Тест |
6 | Food and culture (кухни мира и любимые блюда; развитие навыка чтения с полным пониманием текста; объектные местоимения; like/don’t mind/love/hate+ing) | 2 | 5 | 7 | Тест |
7 | Transport (виды транспорта; развитие навыка критического чтения; модальные глаголы can/must/have to) | 2 | 5 | 7 | Тест |
8 | Повторение и обобщение | 2 | 5 | 7 | Проект |
| ВСЕГО | 16 | 40 | 56 | | |
Содержание программы по темам
Раздел 1. People. Have got/be. Семья и друзья. Прилагательные для описания человека. Видео сюжет «People». Тексты «Friendfile», «A very tall man». Описание человека.
Раздел 2. Seasons. Present Continuous: утвердительная форма, отрицательная форма, вопросительная форма: общие и специальные вопросы. Present Simple в сравнении с Present Continuous. Слова-исключения: be/have(for possession)/love/see/understand. Прилагательные для описания погоды. Названия месяцев, времен года. Видеосюжет «Extreme weather». Тексты «The coldest city in the world», «Cuba weather».
Раздел 3. Lifestyle. Past Simple: вопросительная форма: общие и специальные вопросы. Каждодневные дела. Школьные предметы. Видеосюжет «Life underground». Тексты «Can you imagine your life without mobile phones?», «Timetable».
Раздел 4. Sport. Формы будущего времени: be going to/will/won’t. Спорт. Экстремальные виды спорта. Предложение сделать что-либо: Let’s/what about/why don’t we/I’d prefer/do you want to go/that’s a good idea. Видеосюжет «Tai-Chi and Kung-Fu». Тексты «the world’s top 5 favourite sports», «Sport in Brazil».
Раздел 5. Jobs. Прилагательные и наречия: правила образования, позиция в предложении. Профессии. Планы на будущее. Видеосюжет «Dabbawallas». Тексты «Find_my_job.com», «Job emails». Написание письма.
Раздел 6. Food and culture. Объектные местоимения: me/you/it/him/her/them/you. (Don’t)like/don’t mind/love/ hate+ing. Кулинария и основные приемы пищи. Блюда мировой кухни. Видеосюжет «Mexican food». Тексты «Tea: a world history», «Ten of the best by cuisine». Заказ в ресторане. Составление меню.
Раздел 7. Transport. Модальные глаголы can/must/have to. Транспорт. Глаголы движения. Фразы с by/on. Видеосюжет «Tokyo transport». Тексты «Transport survey», «Transport in Bangkok: report». Запрос информации в аэропортах и на вокзалах.
IV. Планируемые результаты
Личностные.
По окончании курса обучения у слушателей сформированы:
-
мотивация изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
-
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
-
стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
-
такие качества, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-
общекультурная и этническая идентичность как составляющие гражданской идентичности личности;
-
стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
-
готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные.
По окончании курса обучения у слушателей сформированы:
-
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
-
коммуникативная компетенция, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
-
исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
-
навык смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/, по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
-
регуляция действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные.
В результате изучения программы обучающийся должен:
Речевая компетенция
В говорении:
-
принимать участие в диалоге, если собеседник повторяет по его просьбе в замедленном темпе свое высказывание или перефразирует его, а также помогает ему сформулировать то, что он пытается сказать;
-
задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных ему или интересующих его тем;
-
использовать простые фразы и предложения, рассказывать о месте, где он живет, и людях, которых он знает.
В аудировании:
-
воспринимать на слух и понимать
-
речь учителя, одноклассников;
-
воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ/интервью);
-
воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую/нужную/необходимую информацию.
В чтении:
-
выбирать правильный ответ/ реплику из предложенных вариантов a,b,c (в прочитанных диалогах);
-
узнавать пропущенное слово по контексту (выбор из ряда предложенных слов – разных частей речи), правильно записывать слова при заполнении пропусков; понимать основное содержание текста, выбирать заголовок из трех предложенных;
-
понимать текст при чтении, правильно отвечать на вопросы, правильно писать слова в ответах;
-
понимать текст, правильно выбирать пропущенное слово из трех данных вариантов (грамматические формы);
-
читать аутентичные адаптированные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания;
-
читать аутентичные адаптированные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации.
В письменной речи:
-
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности;
-
писать простые открытки (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, адрес в регистрационный листок в гостинице;
-
вписать в анкету сведения о себе (возрасте, месте жительства, занятиях, увлечениях);
-
написать краткую записку, чтобы проинформировать кого-либо о своем местонахождении или месте встречи;
-
писать небольшие сочинения на определенные темы.
Языковая компетенция
-
применение правил написания слов, изученных в основной школе;
-
адекватное произношение и различение на слух всех звуков иностранного языка; соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
-
соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное); правильное членение предложений на смысловые группы;
-
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
-
знание основных способов словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
-
понимание и использование явлений многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
-
распознавание и употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций изучаемого иностранного языка; знание признаков изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
-
знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков.
Социокультурная компетенция
-
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
-
распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
-
знание употребительной фоновой лексики и реалий страны/стран изучаемого языка, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
-
знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
-
представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);
-
представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
-
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
V. Комплекс организационно-педагогических условий
2021-2022 учебный год | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь |
Недели обучения | 1.10.2021- 2.10.2021 | 4.10.2021- 9.10.2021 | 11.10.2021- 16.10.2021 | 18.10.2021- 23.10.2021 | 25.10.2021- 30.10.2021 | 8.11.2021-13.11.2021 | 15.11.2021-20.11.2021 | 22.11.2021-27.11.2021 | 29.11.2021-4.12.2021 | 6.12.2021- 11.12.2021 | 13.12.2021- 18.11.2021 | 20.12.2021- 25.12.2021 | 27.12.2021-30.12.2021 | 10.01.2022- 15.01.2022 | 17.01.2022- 22.01.2022 | 24.01.2022-29.01.2022 |
Теория | 1 | 1 | | 1 | 1 | 1 | | | 1 | 1 | | | | 1 | 1 | |
Практика | | 1 | 2 | 1 | | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Контроль | | | | | | | | | | | | | | | | |
Промежуточная и итоговая аттестация | | | | | | | | | | | | | | | | |
Каникулярный период | | | 2 | | | | | 2 | | | | | | | | |
Занятия, не предусмотренные расписанием | | | | | | 1 | | | | | | | | | 1 | |
2021-2022 учебный год | февраль | март | апрель | май | | | |
Недели обучения | 31.01.2022-5.02.2022 | 7.02.2022-12.02.2022 | 14.02.2022-19.02.2022 | 21.02.2022-26.02.2022 | 28.02.2022-5.03.2022 | 7.03.2022-12.03.2022 | 14.03.2022-19.03.2022 | 28.03.2022-02.04.2022 | 4.04.2022-9.04.2022 | 11.04.2022-16.04.2022 | 18.04.2022-23.04.2022 | 25.04.2022-30.04.2022 | 2.05.2022-7.05.2022 | 10.05.2022-14.05.2022 | 16.05.2022-21.05.2022 | 23.05.2022-28.05.2022 | Учебный период октябрь | Всего учебных недель | Всего часов по программе |
Теория | 1 | 1 | | | 1 | | | | 1 | 1 | | | | 1 | 1 | | 16 | 30 | 56 |
Практика | | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 40 | | |
Контроль | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Промежуточная и итоговая аттестация | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Каникулярный период | | | | 2 | | | | | | 2 | | | | | | | | | |
Занятия, не предусмотренные расписанием | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Формой подведения итогов реализации данной программы являются:
Текущий контроль, который осуществляется на каждом занятии через определенные формы контроля: наблюдение, тестирование, диктант, беседа, опрос, игры, творческий конкурс, творческий проект.
Оценивание грамматических тестов и лексических диктантов:
Грамматические тесты и лексические диктанты оцениваются баллами согласно максимальному количеству баллов в каждой работе.
Материально-технические условия реализации программы: Каждая аудитория оборудована компьютером с установленными программами, а также снабженным колонками для проведения аудирования и работы с мультимедийными приложениями к УМК. Также в каждой аудитории есть доска для работы, столы, стулья, шкафы для рабочих материалов. Широко используются наглядные пособия.
Учебно-методическое и информационное обеспечение: программа реализуется с помощью учебно-методического комплекса «Unlock 1», который включает книгу для учащегося, рабочую тетрадь, книгу для учителя, книгу для учителя с дополнительными материалами, аудиодиски для прослушивания в классе, DVD с видеоматериалами с заданиями.
VI. Список литературы
1. Unlock: Level 1: Listening and Speaking Skills, Student's Book, Ostrowska Sabina, Cambridge University Press 2015.
2. Unlock: Level 1: Listening and Speaking Skills: Teacher's Book (+ DVD-ROM), Ostrowska Sabina, Cambridge University Press 2015.
3. Unlock: Level 1: Reading and Writing Skills, Student's Book, Scott Andrew, Cambridge University Press 2015.
4. Unlock: Level 1: Reading and Writing Skills: Teacher's Book (+ DVD-ROM), Scott Andrew, Cambridge University Press 2015.