Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 83 города Тюмени
«Рассмотрено» Протокол №________ руководитель МО ___________ «31» августа 2017 г. | «Согласовано » Зам.директора по УВР _________И.Н. Шнейдер «31» августа 2017 г. | «Утверждаю» Директор гимназии __________С.С. Мальцева «31» августа 2017 г |
Программа дополнительных занятий
Занимательный немецкий
для 2-4х классов
Составитель: Бооль Валентина Васильевна
г. Тюмень, 2017 год
Введение
Настоящая программа предназначена для общеобразовательных учреждений, предлагающих для изучения не менее двух иностранных языков. В качестве второго иностранного языка выступает немецкий язык.
Практика показывает, что в настоящее время немецкий язык занимает в реестре изучаемых в российских школах вторых иностранных языков все более прочное место. Он вводится во всех типах общеобразовательных учреждений.
Данная программа предназначена для обучающихся 5-6 классов.При этом предполагается, что обучающиеся владеют русским языком и одним из европейских языков в качестве первого иностранного, в основе которого лежит латинский алфавит.
Программа строится на идеях обучения иностранному языку в контексте межкультурной парадигмы, предполагающей взаимосвязанное обучение языку и культуре. Ориентация на межкультурную парадигму обусловлена вызовами и перспективами развития мультикультурного и полилингвоэтнокультурного сообщества, в котором вынужден находиться человек сегодня и которое выступает в качестве неотъемлемого императива завтрашнего дня.
Пояснительная записка
На среднем этапе обучения подростки проявляют большую социальную активность, направленную на усвоение определенных образцов поведения и ценностей, стремятся к восприятию нового, интересного, их память развивается в направлении интеллектуализации, запоминание приобретает целенаправленный характер, речь становится более управляемым и развитой. Эти и объясняется актуальность программы.
Основными разделами программы являются:
Знакомство
Моя семья
Школа
Одежда
Игры (свободное время)
Театр
Курс является предметным и имеет социокультурную направленность. Он призван поддерживать у обучающихся устойчивый интерес к предмету и расширять страноведческие знания школьников о стране изучаемого языка. Программа будет способствовать развитию у обучающихся мотивов образовательной деятельности, они смогут обогатиться новой страноведческой информацией и узнать достаточно много интересных и полезных фактов о жизни немцев.
Занятия кружка рассчитаны на 72 часа (2 часа в неделю).
Занятия проводятся как в традиционном, так и нетрадиционном режиме и предполагают различные формы проведения: игры, круглый стол, видеоуроки, презентации. Программа предусматривает занятия комбинированного или практического характера, так как немецкий язык относится к группе практико-ориентированных предметов.
Практическая значимость данного курса заключается в формировании у обучающихся способности участвовать в непосредственном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях науки, техники и общественной жизни. Эта способность порождает у обучающихся формирование:
Умений понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения;
Знаний о системе иностранного языка и правил оперирования языковыми средствами в речевой деятельности;
Знаний правил речевого и неречевого поведения в определенных стандартных ситуациях, национальных особенностей страны изучаемого языка и умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями.
Основной формой контроля уровня достижений обучающихся является показ мини-спектакля-постановки, выставка проектов и качественная оценка учителя с анализом достоинств и недостатков той или иной работы.
Цели и задачи кружка
Социальный заказ общества в области обучения иностранным языком выдвигает задачу развития личности обучающегося, усиления гуманистического содержания обучения, более полную реализацию воспитательно-образовательно-развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому основной целью данной программы является развитие личности обучающихся, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Следовательно, специфичными для кружка иностранного языка являются коммуникативные цели обучения, которые предполагают обучение иноязычному общению в единстве всех его функций, а именно:
познавательной (сообщение и запрос информации, ее извлечение при чтении и аудировании);
регулятивной (выражение просьбы, совета, побуждения к речевым и неречевым действиям);
ценностно-ориентационной (выражение мнения, оценки, формирование взглядов, убеждений);
этикетной (соблюдение речевого этикета, имеющего у каждого народа свои особенности).
Таким образом, воспитательные, образовательные, развивающие цели как бы пронизывают практические, интегрированы в них. Комплексные коммуникативные цели ориентированы на получение практического результата обучения, на его образовательный, воспитательный и развивающий эффект.
Практический компонент цели заключается в формировании у школьников коммуникативной компетенции, обеспечивающей основные познавательно-коммуникативные потребности обучающихся.
Процесс обучения немецкому языку строится на системе упражнений в аудировании, говорении, чтении и письме.
Требования к уровню подготовки
На начальном этапе обучения языку, коммуникативная цель предполагает овладение как исходными умениями и навыками в устно-речевом общении, так и исходными умениями и навыками чтения и письма на немецком языке, а также приобретение некоторых языковых и страноведческих знаний. Это предусматривает:
Научиться читать и писать немецкие буквы, буквосочетания, слова, предложения;
Овладеть исходным словарным запасом. Его объем – примерно 450 лексических единиц;
Научиться относительно правильно произносить основные немецкие звуки, слова и фразы;
Научиться грамматически правильно оформлять свою речь на элементарном уровне, овладевая основными типами немецкого простого изложения, а также спряжении глаголов;
Пользоваться двуязычным словарем, переводом с немецкого языка на русский отдельных предложений.
Обучающийся должен уметь (говорение и письмо):
Приветствовать на немецком языке, представлять себя и других;
Давать краткие сведения о себе, других и запрашивать аналогичную информацию у партнера;
Выражать сомнение, переспрашивать;
Возражать, утверждать;
Запрашивать информацию с помощью предложений с вопросительными словами: Wo? Wer? Was? Wohin? Woher? Wozu?;
Выражать свое мнение, оценку;
Соблюдать речевой этикет при общении: знать как обратиться, поблагодарить, начать разговор, поддержать его;
Уметь вести диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями;
Уметь делать связное высказывание: описывать, характеризовать, объем высказывания 6-8 фраз.
Обучающийся должен уметь (чтение):
При установке на чтение с полным пониманием:
Зрительно воспринимать текст, узнавая грамматические явления и полностью понимать текст;
Членить текст на смысловые обрезки;
Выделять основные мысли.
При установке на чтение с полным понимание текста, содержащего незнакомые языковые явления:
Догадываться о значении незнакомых слов по знакомой части слова, по контексту;
Использовать словообразовательный анализ для понимания слова.
При установке на чтение с пониманием основного содержания:
Не замечать незнакомые явления, если они не мешают понять основное содержание текста в целом;
Воздерживаться от обращения к словарю, если без него можно обойтись;
Вычленить наиболее существенную информацию;
Использовать словарь, если это необходимо.
Обучающийся должен уметь (аудирование):
В целом понимать речь учителя по ведению урока;
Распознавать и полностью понимать речь товарища в ходе диалогического общения с ним;
Понимать в целом основное содержание сообщения учителя, включающее некоторые незнакомые явления;
«управлять» источником информации, задавая вопрос, если что-то непонятно, например: Entschuldigen Sie bitte was bedeutet…? (Простите, что означает…?)
Учебно-тематический план занятий
2 класс
общее количество часов - 68 (2 часа в неделю)
№ | Тема | Количество часов | Содержание занятия |
Вводный курс. (2часа) |
Знакомство (10 часов) |
1 | Пойдем играть! | 2 | Приветствие. Развитие коммуникативных навыков в диалогах. Согласие. Несогласие. Звуки h, ü |
2 | Читаем по-немецки | 2 | Практика чтения |
3 | Игры | 2 | Названия игр. Повествовательное предложение. Специальные вопросы. |
4 | Давайте знакомиться! | 2 | Представление себя и других. Запрос информации. Ответы на вопросы. Прощание. |
5 | Повторение (1 – 4) | 2 | Тестовые задания |
Моя семья (10 часов) |
5 | Моя мама | 2 | Восприятие информации на слух (диалоги). Представление членов семьи. Числительные 1 – 10 |
6 | Мои братья и сестры | 2 | Запрос информации (общие и специальные вопросы). Тематические диалоги. Числительные от 2 – 20. Звуки ei, ö |
7 | Мой папа | 2 | Притяжательные местоимения. Притяжательная частица bei. Модальные глаголы möchten, dürfen |
8 | Мои друзья | 2 | Описание человека. Прилагательные. Чтение с полным пониманием. Передача содержания текста. Диалоги. |
9 | Повторение (5 – 8) | 3 | Выполнение заданий различного типа. Проект «Моя семья» |
10 | Контроль знаний | 1 | Тестовые задания |
Школа (12 часов) |
11 | Мой класс | 2 | Описание классной комнаты. Цвета.Звук sch. Долгие звуки. |
12 | На уроке | 2 | Деятельности на уроке (глаголы). Выражение желания. Диалоги. |
13 | Школьные принадлежности | 2 | Определенный артикль в Nominativ и Akkusativ. Категория рода. |
14 | Что бы ты хотел? | 2 | Выражение желания при помощи модальных глаголов. Отрицание с nicht. Диалоги. |
15 | Повторение (9 – 12) | 3 | Выполнение заданий различного типа. Проект «Моя школа» |
16 | Контроль знаний | 1 | Тестовые задания |
Одежда (12 часов) |
17 | Мои вещи | 2 | Название одежды. Структура Ich habe. Диалоги с запросом информации. |
18 | Что одеть? | 2 | Описание одежды. Притяжательные артикли. Личные местоимения.Звуки z, ck. |
19 | Хана и Хейке | 2 | Выражение собственного мнения. Повелительное наклонение. |
20 | С Днем рождения! | 2 | Определенные артикль в Nominativ и Akkusativ. Притяжательные местоимения в Nominativ. |
21 | Повторение (13 – 16) | 3 | Выполнение заданий различного типа. Проект «Мой гардероб» |
22 | Контроль знаний | 1 | Тестовые задания |
№ | Тема | Количество часов | Содержание занятия |
Свободное время (12 часов) |
23 | Что случилось? | 2 | Тематическая лексика. Составление диалогов. Звуки ich, sp. Побуждение к действию. |
24 | Виды отдыха | 2 | Описание действий. Определенный и неопределенный артикль в Nominativ. |
25 | Играем в игры | 2 | Тематические диалоги. Неопределенный артикль в Nominativ. Игры. |
26 | Любимое занятие | 2 | Описание деятельности. Модальный глагол können. Интервью с запросом информации. |
27 | Повторение (17 – 20) | 3 | Выполнение заданий различного типа. Проект «Мое любимое занятие» |
28 | Контроль знаний | 1 | Тестовые задания |
Театр (12 часов) |
29 | Персонажи | 2 | Представление персонажей. Чтение стихотворного текста. |
30 | История | 3 | Дни недели. Время и часы. Рабочий день |
31 | Сценки | 2 | Чтение и инсценировка диалогов. |
32 | Костюмы и декорации | 2 | Подготовка костюмов и декораций. |
33 | Спектакль (театральная постановка) «Король и привидение» |
Итого: 68 часа
Учебно-тематический план занятий
3 класс
общее количество часов - 68 (2 часа в неделю)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Что болит? | 2 |
2 | Что случилось? | 2 |
3 | Я болен. | 2 |
4 | Голод и жажда. | 2 |
5 | Повторение | 2 |
5 | Что ты делаешь на выходных?. | 2 |
6 | Цирк | 2 |
7 | Добро пожаловать в цирк. | 2 |
8 | На перемене. | 2 |
9 | Повторение | 3 |
10 | Скоро у меня день рождения. | 1 |
11 | Приглашение. | 2 |
12 | Так много дел! | 2 |
13 | Мы празднуем день рождения. | 2 |
14 | Повторение. | 2 |
15 | Мое расписание. | 3 |
16 | Который час? | 1 |
17 | На уроке. | 2 |
18 | А у нас так. | 2 |
19 | Повторение. | 2 |
20 | Домашние животные. | 2 |
21 | Так много животных. | 3 |
22 | Где Мими? | 1 |
23 | Животные и их друзья. | 2 |
24 | Повторение. | 2 |
25 | Профессии. | 2 |
26 | Сказки. | 2 |
27 | Сценки. | 3 |
28 | Театр теней. | 1 |
29 | Чтение: Ганси | 2 |
30 | Игра в кубик. | 3 |
31 | Праздники. | 2 |
32 | Повторение | 2 |
33 |
Итого: 68 часа
Учебно-тематический план занятий
4 класс
общее количество часов - 68 (2 часа в неделю)
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сколько это стоит? | 2 |
2 | Футбол | 2 |
3 | Мои хобби. | 2 |
4 | Ищу друга по переписке. | 2 |
5 | Повторение | 2 |
5 | Наконец каникулы. | 2 |
6 | Мы уезжаем. | 2 |
7 | Каникулы на море. | 2 |
8 | У семьи Кляйн каникулы. | 2 |
9 | Повторение | 3 |
10 | Путь из Берлина. | 1 |
11 | Покупки. | 2 |
12 | Город. | 2 |
13 | Игры и загадки | 2 |
14 | Повторение. | 2 |
15 | Телефон, мобильный телефон. | 3 |
16 | Телевидение. | 1 |
17 | Радио. | 2 |
18 | Школьная газета. | 2 |
19 | Повторение. | 2 |
20 | Международный лагерь. | 2 |
21 | Так мы живем. | 3 |
22 | Со всего мира в Германию. | 1 |
23 | Праздники и каникулы. | 2 |
24 | Повторение. | 2 |
25 | Немецкоязычные страны, часть 1. | 2 |
26 | Немецкоязычные страны, часть 2. | 2 |
27 | Немецкоязычные страны, часть 3 | 3 |
28 | Немецкоязычные страны, часть 4,5 | 1 |
29 | Театр. | 2 |
30 | Путешествие в Планетанию. | 3 |
31 | Праздники | 2 |
32 | Повторение | 2 |
33 |
Список литературы
Gabriele Kopp, Siegfried Bütter, Josef Alberti, Planetino 1, Kursbuch, Hueber, 2008;
Gabriele Kopp, Siegfried Bütter, Josef Alberti, Planetino 1, Arbeitsbuch, Hueber, 2008;
Gabriele Kopp, Siegfried Bütter, Josef Alberti, Planetino 1, Lehrerhandbuch, Hueber, 2008; Büttner S., Kopp G. Planetino 2, Hueber, 2010
Немецкий язык. Мозаика. Учебник/Рабочая тетрадь (в 2-х частях) 3 класс. Аудиозапись к учебнику + CD-ROM
Гальскова Н.Д.
«Немецкий язык. Alles fit!». 2 класс. Авторы: Радченко О.А., Хебелер Г., Шмакова Е.Ю. и др.
УМК + СD-ROM „Der grüne Max“. E. Krulak-Kempisty, L. Reitzig, E. Endt, M. Obergfell
«Весёлые слова», Н.В. Хисматулина, Н.А. Емельяненко, «КАРО», Санкт-Петербург, 2004. Диск к интерактивной доске «Der Grüne Max».
«Игры на уроках немецкого языка в начальной школе», Ю.С. Райнеке, «Астрель», Москва, 2006.