Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 35» г. Иваново
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ____ от ______2017 Председатель МО __________ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _____________ | УТВЕРЖДАЮ Директор школы № 35 __________ Приказ №_____от________2017 |
Рабочая программа
РОДНОЕ СЛОВО
«В мире звуков и букв»
к дополнительной общеобразовательной программе
для группы социально-педагогической адаптации детей к условиям школьной жизни
(дошкольная подготовка)
Направленность – социально-педагогическая
Вид - общеразвивающая
Составитель программы
учитель высшей категориии
МБОУ «СШ №35»
Наумова
Людмила Валентиновна.
г. Иваново
2019-2020 уч.г.
Пояснительная записка
Программа Родное слово «В мире звуков и букв» составлена на основе программы развития математических представлений «В мире звуков и букв», предлагаемой Т.М.Андриановой и И.Л.Андриановой УМК «Планета знаний» для дошкольной подготовки.
Программа Родное слово «В мире звуков и букв» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи. Она направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.
Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью.
Работа организована по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.
Цель:
Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи. Ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму.
Основные задачи.
Развитие связной устной речи: обучение правильному литературному произношению,
развитие творческого воображения и образного мышления.
Совершенствование звуковой культуры речи. Закрепление правильного произношения звуков. Упражнение в дифференциации звуков на слух. Развитие звукового дыхания. Произношение слов согласно орфоэпическим нормам литературного языка.
Укрепление и развитие артикуляции: обучение детей четкому произношению слов и фраз; формирование умений менять силу, высоту голоса, обучение правильному использованию интонационных средств. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказок с опорой на иллюстрации; понимание смысловых значений слов. Развитие интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации. Формирование правильного понимания переносного значения слов.
Решение задач в области формирования морфологической и синтаксической сторон детской речи. Умение замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Развитие диалогической и монологической речи. Обучение передаче текста содержательно, логично и последовательно на основе иллюстраций. Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир по готовому плану или по аналогии. Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков.
Подготовка к обучению чтению: выделение из речи слов, звуков; знакомство с правильным произношением звуков, выделение звуков из слов типа «ау», «уа», «ум», «дом», «сыр», «кот» и т.п. по порядку. Выделение звуков в начале, в конце и в середине слова; сопоставление слов по звуковой структуре.
Подготовка к обучению письму: подготовка пишущей руки к письму с помощью обведенных по контуру узоров и рисунков предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно; знакомство с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями; развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование предметов из элементов различной конфигурации.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Количество часов всего в год- 48
Количество часов в неделю- 1,5
Количество проверочных работ- 2
В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут:
- правильно произносить все звуки;
- выделять из слов звуки;
- отчетливо и ясно произносить слова;
- выделять слова и предложения из речи;
- соблюдать орфоэпические нормы произношения;
- раскрывать смысл несложных слов;
- давать описания знакомого предмета;
- пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным
иллюстрациям;
- составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
- работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо.
- конструировать буквы;
- штриховать по образцу.
Метапредметные результаты изучения курса
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология.
Познавательные УУД:
ориентироваться в тетрадях на печатной основе;
находить ответы на вопросы на иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Приёмы и методы работы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ.
Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые.
Тематический план
обучения по курсу Родное слово «В мире звуков и букв»
Наименование разделов, тем | Количество часов |
Добуквенный период | 10 |
Буквенный период | 38 |
Итого: | 48 |
Содержание программы курса
Родное слово «В мире звуков и букв»
Добуквенный период (10 часов)
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Моделирование предложения. Знаки препинания.
Слова — названия предметов. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.
Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и карандаша).
Буквенный период (38 часов)
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).
Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Употребление букв ь и ъ.
Знакомство с русским алфавитом, с печатным начертанием букв.
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения.Составление предложений.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Устные ответы на вопросы учителя.
Условия реализации рабочей программы
Материально-техническое обеспечение
АРМ учителя, рабочие тетради на печатной основе.
Методическое и дидактическое обеспечение
ЛИТЕРАТУРА
1. Т.М.Андрианова, И.Л.Андрианова В мире звуков и букв. АСТ, М., 2015
2. Безруких М.М. «Ступеньки к школе», М., Дрофа, 2004.
3. Федосова Н.А. программа Преемственность. М. АПКиПРО, 1999.
4. Айзман Р.И., Великанова JI.K., Жарова Г.П. Оценка степени готовности детей к
обучению в школе. Новосибирск, 1987.
5. Ефимова СП. Как подготовить ребенка к школе: советы врача. / Под редакцией
А.Г.Хрицковой. М. Просвещение, 1992.
6. Илюхина В.А. Волшебные линии: книга для педагогов и родителей. М., Дрофа, 2004.
7. Школа для дошколят. Развиваем внимание. М., Ромэн, 2004.
8. Школа для дошколят. Развиваем мышление. М., Ромэн, 2004.
9. Школа для дошколят. Развиваем память. М., Ромэн, 2004.
10. CD программы по дошкольной подготовке, интернет ресурсы.
Виды и формы контроля.
Разработаны 2 теста(на конец 1 и 2 полугодия)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу Родное слово «В мире звуков и букв»
№ п/п | Тема урока | Дата |
| Мы живём в России. | |
| Предметы вокруг нас. | |
| Мир полон звуков. Знакомство с клеткой, штриховкой. | |
| Как прекрасен этот мир, посмотри! | |
| Мир полон звуков. | |
| Знакомство с предложением. Выполнение заданий под диктовку, штриховка. | |
| Кто придумал все слова. | |
| Звуки речи. Гласные и согласные звуки. | |
| Слово делится на части. Знакомство с ударением. Рисование квадратов по клетке. | |
| Как хорошо уметь читать! | |
| Гласный звук [а]. Буквы Аа. Открываем театр! | |
| Согласные звуки [м], [м`]. Буквы Мм. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Выполнение горизонтальных и вертикальных линий. | |
| Гласный звук [у]. Буквы Уу. Знакомство с восклицательным знаком. | |
| Согласные звуки [н], [н`]. Буквы Нн. Большая буква в именах. | |
| Гласный звук [о]. Буквы Оо. Использование в речи слов ОН, ОНА, ОНО. Знакомство с наклонными (косыми) линиями. | |
| Читай, смекай, рассказывай! | |
| Согласные звуки [с], [с`]. Буквы Сс. «Снежная» страничка. | |
| Гласный звук [ы]. Буква ы. «Один-много». Самостоятельное составление образца узора (бордюра). | |
| Гласный звук [и]. Буквы Ии. Учимся задавать вопросы. | |
| Согласные звуки [л], [л`]. Буквы Лл. «Лисичкина» страничка. | |
| Согласные звуки [к], [к`]. Буквы Кк. Учимся образовывать слова. Полуовалы (рыбьи чешуйки), рисование кругов в клетке. | |
| Согласные звуки [р], [р`]. Буквы Рр. Страничка юного техника. | |
| Согласный звук [й`]. Буквы Йй. В гостях у доктора Айболита. | |
| Согласные звуки [т], [т`]. Буквы Тт. Рисование флажков, домиков по клеточкам. Тест №1. | |
| Согласные звуки [д], [д`]. Буквы Дд. Домашние питомцы. | |
| Согласные звуки [в], [в`]. Буквы Вв. Страничка о воде. | |
| Гласный звук [э]. Буквы Ээ. Комментированное письмо, штриховка. | |
| Играй, смекай, рассказывай! | |
| Согласные звуки [б], [б`]. Буквы Бб. | |
| Согласные звуки [г], [г`]. Буквы Гг. Рисование корабликов, сборка машины из геометрических фигур. | |
| Согласные звуки [п], [п`]. Буквы Пп. | |
| Согласные звуки [ф], [ф`]. Буквы Фф. | |
| Согласный звук [ш]. Буквы Шш. Графический диктант. | |
| Согласный звук [ж]. Буквы Жж. | |
| Согласные звуки [з], [з`]. Буквы Зз. «Зайкина» страничка. | |
| Буквы Ее. Рисование отрезков, штриховка. | |
| Играй, смекай, рассказывай! | |
| Буквы Ёё. | |
| Буквы Яя. Рисование больших кругов. | |
| Буквы Юю. | |
| Согласные звуки [х], [х`]. Буквы Хх. | |
| Согласный звук [ц]. Буквы Цц. Самостоятельное составление образца узора. | |
| Согласный звук [ч`]. Буквы Чч. | |
| Согласный звук [щ`]. Буквы Щщ. | |
| Знакомство с мягким и твёрдым знаками. Деление клетки на две части по горизонтали и по вертикали. | |
| Знакомство с мягким и твёрдым знаками. | |
| Алфавит. | |
| Играй, смекай, рассказывай! Деление клетки на три части по горизонтали и по вертикали, рисование спирали. Тест №2. | |