СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа экологического проекта «Человек - природа»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем на территории уникальных мест рядом с мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе посещения занятий кружка дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала.

При знакомстве детей со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и развить интерес к природе, дать понимание своей причастности к ней. Байкал - одно из древнейших озер мира, уникальный объект нашей планеты. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.

Цель: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка всемирного природного наследия.

Просмотр содержимого документа
«Программа экологического проекта «Человек - природа»»



Программа экологического проекта «Человек - природа»

Руководители кружка:

ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

Методист отдела экологического просвещения - Аюрзанаева Ирина Андреевна Библиотека-филиал №4 МАУ ЦБС

Специалист - Раднаева Х.Т., библиотекарь детского отдела ГБОУ «СКОШИ №2»- Цырендоржиева С.Ц -учитель 4 «а» класса

Пояснительная записка

Мы живем на территории уникальных мест рядом с мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе посещения занятий кружка дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала.

При знакомстве детей со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и развить интерес к природе, дать понимание своей причастности к ней. Байкал - одно из древнейших озер мира, уникальный объект нашей планеты. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.

Цель: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка всемирного природного наследия.

Задачи:

  • формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды озера Байкал;

  • формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;

  • формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу; воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.

Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодёжи. В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учётом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения такого кружка.

Программа даёт возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек - природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа кружка направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам: природоведение, биология, география. Значительное место в программе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания. Для удобства восприятия информации тема «Человек - природа» рассматривается на примере литературных произведений и помогает разобраться учащимся в разных информационных источниках, посвященных проблемам экологии региона. Учащиеся должны знать:

  • многообразие растительного и животного мира, в том числе на территориях, подведомственных ФГБУ «Заповедное Подлеморье»;

  • историю открытия озера Байкал, современных исследователей и защитников Байкала;

  • особо охраняемые природные территории, расположенные вокруг Байкала, в том числе территории подведомственные ФГБУ «Заповедное Подлеморье».

Учащиеся должны уметь:

  • показывать на карте место расположения озера Байкал;

  • показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы, особо охраняемые природные территории;

- отличать основные виды животных и растений;

  • работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока. Тематическое планирование составлено на основе программы Е.Н. Кузевановой, Н.В. Мотовиловой «Байкаловедение», 2007 года.

Место проведение занятий:

Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 2, ул.Дальневосточная,!, тел.: +7 (3012) 43-68-46,+7 (3012) 43-59-57

Контактное лицо - Осколкова Людмила Александровна,заместитель директора по УВР.

Занятия по программе будут реализованы на базе 4а класса, кл. руководитель Цырендоржиева Светлана Цыбенжаповна.

Форма работы:

Литературные и экологические часы, работа в тетради "Лесная мозаика", беседы, обзоры, викторины, просмотр видеофильмов, обсуждение, мастер-классы, экскурсия.

Результаты работы будут освещены в социальных сетях и на сайтах партнеров.

Программа рассчитана на один учебный год.

Тематическое планирование

Тематическое планирование



Тема занятий:

Дата

проведения

Количество часов

1. 1. Введение. Озеро Байкал - сокровище планеты Земля. ООПТ вокруг Байкала. Территории подведомственные ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

ноябрь

1

2. 2. Видеофильм «Путешествие с Хрюшей «Озеро Байкал»


1

3. 3. Библиотека- филиал №4


1

Литературный час «Мифы и легенды о Байкале»



4. Подводный мир Байкала. Кто живет в Байкале? Викторина.

декабрь

1

5. 5.Квест-игра «Путешествие на Байкал»



6. 6. Библиотека- филиал №4


1

Литературный час, чтение вслух «По страницам сказок об озере Байкал» (Рыбы - омуль, осетр)



7. Растительный мир Байкальских территорий (на примере территорий подведомственных «ЗаповедномуПодлеморью»)

январь

1

8. 8. Экопросветительские мультфильмы о природе Байкала


1

9 9. Библиотека- филиал №4


1

Мастер-класс «Цветы Байкала» (оригами)



10. Животные, обитающие возле Байкала (на примере территорий подведомственных «Заповедному Подлеморью»)

февраль

1









11. Конкурс рисунков «Байкал-жемчужина Сибири»

март

1

12. Библиотека- филиал №4


1

Литературный час «Сказки и рассказы о животных Байкала». Знакомство с произведениями А.И. Виноградовой, С.А. Нестеровой



13. Человек и Байкал

март

1

14. Библиотека- филиал №4


1

Беседа «Что такое хорошо? Что такое плохо?» (как вести себя

на природе, на Байкале).

Разработать памятку «Я собираюсь на Байкал»



15. Как мы охраняем озеро Байкал, (на примере работы ФГБУ «Заповедное Подлеморье»)

апрель

1

16. Экспериментально-познавательное занятие « Поможем Байкалу»

апрель

1

17. Библиотека- филиал №4


1

Экологический час «Красная книга Республики Бурятия». Обзор, настольная игра «Живой Байкал». (Разработать игру по материалам Красной книги)



18. Памятники природы Байкала, достопримечательности территорий подведомственных ФГБУ «Заповедное Подлеморье»

май

1

19. Завершающее занятие: Экскурсия в Забайкальский национальный парк


В течении

ДНЯ