Программа экологического проекта «Человек - природа»
Руководители кружка:
ФГБУ «Заповедное Подлеморье»
Методист отдела экологического просвещения - Аюрзанаева Ирина Андреевна Библиотека-филиал №4 МАУ ЦБС
Специалист - Раднаева Х.Т., библиотекарь детского отдела ГБОУ «СКОШИ №2»- Цырендоржиева С.Ц -учитель 4 «а» класса
Пояснительная записка
Мы живем на территории уникальных мест рядом с мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. В ходе посещения занятий кружка дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала.
При знакомстве детей со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и развить интерес к природе, дать понимание своей причастности к ней. Байкал - одно из древнейших озер мира, уникальный объект нашей планеты. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.
Цель: подготовка детей к природоохранному и ресурсосберегающему поведению, формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участка всемирного природного наследия.
Задачи:
формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды озера Байкал;
формирование знаний и умений по оценке состояния озера Байкал и прибрежных территорий;
формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу; воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников.
Важным аспектом устойчивого развития является формирование природоохранного сознания, экологически ориентированных жизненных установок, традиций и навыков у молодёжи. В связи с тем, что крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба является озеро Байкал, а современные экологические знания должны преподаваться с учётом региональных особенностей, не вызывает сомнения необходимость введения такого кружка.
Программа даёт возможность сформировать у учащихся комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и функционировании уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах Байкала и о методах гармонизации отношений «человек - природа». Внимание школьников привлекается к особенностям и чувствительности биологического разнообразия озера Байкал к хозяйственной деятельности, к проблемам взаимодействия человека и природы. Программа кружка направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности учащихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа построена в соответствии с уровнем знаний, преподаваемым по предметам: природоведение, биология, география. Значительное место в программе отведено практическим работам, которые позволяют закреплять теоретические знания. Для удобства восприятия информации тема «Человек - природа» рассматривается на примере литературных произведений и помогает разобраться учащимся в разных информационных источниках, посвященных проблемам экологии региона. Учащиеся должны знать:
многообразие растительного и животного мира, в том числе на территориях, подведомственных ФГБУ «Заповедное Подлеморье»;
историю открытия озера Байкал, современных исследователей и защитников Байкала;
особо охраняемые природные территории, расположенные вокруг Байкала, в том числе территории подведомственные ФГБУ «Заповедное Подлеморье».
Учащиеся должны уметь:
показывать на карте место расположения озера Байкал;
показывать по карте основные притоки озера Байкал, острова и заливы, особо охраняемые природные территории;
- отличать основные виды животных и растений;
работать с литературой в библиотеке и составлять небольшие рефераты по темам урока. Тематическое планирование составлено на основе программы Е.Н. Кузевановой, Н.В. Мотовиловой «Байкаловедение», 2007 года.
Место проведение занятий:
Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 2, ул.Дальневосточная,!, тел.: +7 (3012) 43-68-46,+7 (3012) 43-59-57
Контактное лицо - Осколкова Людмила Александровна,заместитель директора по УВР.
Занятия по программе будут реализованы на базе 4а класса, кл. руководитель Цырендоржиева Светлана Цыбенжаповна.
Форма работы:
Литературные и экологические часы, работа в тетради "Лесная мозаика", беседы, обзоры, викторины, просмотр видеофильмов, обсуждение, мастер-классы, экскурсия.
Результаты работы будут освещены в социальных сетях и на сайтах партнеров.
Программа рассчитана на один учебный год.
Тематическое планирование
Тематическое планирование
Тема занятий: | Дата проведения | Количество часов |
1. 1. Введение. Озеро Байкал - сокровище планеты Земля. ООПТ вокруг Байкала. Территории подведомственные ФГБУ «Заповедное Подлеморье» | ноябрь | 1 |
2. 2. Видеофильм «Путешествие с Хрюшей «Озеро Байкал» | | 1 |
3. 3. Библиотека- филиал №4 | | 1 |
Литературный час «Мифы и легенды о Байкале» | | |
4. Подводный мир Байкала. Кто живет в Байкале? Викторина. | декабрь | 1 |
5. 5.Квест-игра «Путешествие на Байкал» | | |
6. 6. Библиотека- филиал №4 | | 1 |
Литературный час, чтение вслух «По страницам сказок об озере Байкал» (Рыбы - омуль, осетр) | | |
7. Растительный мир Байкальских территорий (на примере территорий подведомственных «ЗаповедномуПодлеморью») | январь | 1 |
8. 8. Экопросветительские мультфильмы о природе Байкала | | 1 |
9 9. Библиотека- филиал №4 | | 1 |
Мастер-класс «Цветы Байкала» (оригами) | | |
10. Животные, обитающие возле Байкала (на примере территорий подведомственных «Заповедному Подлеморью») | февраль | 1 |
11. Конкурс рисунков «Байкал-жемчужина Сибири» | март | 1 |
12. Библиотека- филиал №4 | | 1 |
Литературный час «Сказки и рассказы о животных Байкала». Знакомство с произведениями А.И. Виноградовой, С.А. Нестеровой | | |
13. Человек и Байкал | март | 1 |
14. Библиотека- филиал №4 | | 1 |
Беседа «Что такое хорошо? Что такое плохо?» (как вести себя на природе, на Байкале). Разработать памятку «Я собираюсь на Байкал» | | |
15. Как мы охраняем озеро Байкал, (на примере работы ФГБУ «Заповедное Подлеморье») | апрель | 1 |
16. Экспериментально-познавательное занятие « Поможем Байкалу» | апрель | 1 |
17. Библиотека- филиал №4 | | 1 |
Экологический час «Красная книга Республики Бурятия». Обзор, настольная игра «Живой Байкал». (Разработать игру по материалам Красной книги) | | |
18. Памятники природы Байкала, достопримечательности территорий подведомственных ФГБУ «Заповедное Подлеморье» | май | 1 |
19. Завершающее занятие: Экскурсия в Забайкальский национальный парк | | В течении ДНЯ |