СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Экология современного человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа редактирована в соответствии в Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Экология современного человека"»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных натуралистов»

г. Палласовки Волгоградской области










«Экология современного человека»

Программа дополнительного образования детей 13 – 16 лет.

Срок реализации – 2 года







Пояснительная записка


Программа «Экология современного человека» (1 год обучения) реализуется с 2002 года. В 2005 году была переработана на два года обучения.

В связи с возникшими новыми требованиями к современным дополнительным образовательным Программам в 2007 году была редактирована в соответствии с Примерными требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11 декабря 2006г. № 06-1844) и разработана как авторская.

По содержанию Программа является эколого – биологической. В основу её содержания положены следующие направления: а) экология здоровья человека;

б) природоохранное взаимодействие человека с природой. По функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной.

Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой - «образование длиною в жизнь», эпоха, которая востребовала человека с иными качествами. Это человек предприимчивый и творческий, самостоятельный и ответственный. Он способен видеть и решать проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет нужную информацию и т.д. и т.п. Все вышеперечисленные свойства и качества необходимы любому человеку и в любой профессиональной деятельности. Кроме того, человечество   вступило и в эпоху  экологического  кризиса, характеризующегося  острыми   противоречиями  во  взаимоотношениях  общества  и  природы, возникновением  трудно  разрешимых  глобальных  экологических  проблем. В этих  условиях  проблема  воспитания  экологически  грамотного, высоконравственного и  здорового  поколения, способного  существовать  и  развиваться  в  сложных  условиях  изменяющейся   среды заслуживает особого внимания. В предлагаемой Программе актуализируются перечисленные выше проблемы.

Экология  современного человека – комплексная  дисциплина, которая изучает  общие законы взаимоотношения биосферы  и человечества, влияние  природной  среды  на  человека. В  Программе  отражены  медицинские,  санитарно - гигиенические, психологические    и   педагогические  аспекты  этой проблемы, актуализируется потребность детей в самопознании и самосовершенствовании, побуждается мотивация к формированию своего здоровья собственными силами.

Программа является авторской. Новизна её состоит в том, что при организации учебно-воспитательного процесса уделяется большое внимание практической и исследовательской направленности деятельности детей, самостоятельности в изучении нового материала, выполнении творческих заданий по созданию мотиваций на здоровый образ жизни и мониторинг собственного здоровья. Роль педагога заключается в создании условий для продуктивной творческой деятельности, работе по раскрытию воспитательного потенциала изучаемых явлений и объектов, формировании атмосферы доверия, творчества и взаимопомощи на занятиях кружка. Большое внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания детей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на самостоятельное изучение взаимоотношений природы и человека. Эта задача успешно решается с использованием модульной технологии. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление,


2

на физическое, интеллектуальное и духовное развитие личности и на профилактику асоциального поведения. Поэтому кружок « Экология современного человека » является актуальным и необходимым, отвечает потребностям и запросам не только детей, но и их родителей, общества в целом.

Данная Программа рассчитана на работу с разновозрастной группой учащихся, что предполагает вариативность занятий в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного изучения материала, возрастными особенностями и личными предпочтениями.

Возраст детей, осваивающих Программу - 13 -16 лет. Занятия для детей первого года обучения проводятся согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, второго года обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, третьего года обучения -3 раза в неделю по 2 часа.

Программа трехгодичная, рассчитана на детей 7 – 9 классов, т.к. используемые средства обучения и воспитания наиболее действенны для детей этого возраста. Включив детей данного возраста в предлагаемые виды деятельности и обеспечив им усвоение содержания Программы, создаются условия для самореализиции личности ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, обеспечения его эмоционального благополучия.

Обучение носит развивающий, непрерывный характер, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ребенка; теоретические занятия в работе сочетаются с практическими; созданы условия для перевода обучения в поисковый режим, в творчество.

Программа предполагает наличие у детей знаний по ботанике, зоологии, анатомии, природоведению. Она также опирается на начальные элементарные сведения из медицины, обществоведения, географии. Выбранное направление позволяет осуществлять в ходе занятий связи с другими предметами естественно - научного цикла: биологией, химией, физикой, медициной.

Программа разработана с учетом требований модульной технологии, которые отражаются в следующих принципах обучения:

  • базируются на деятельностном принципе (учебное содержание осознанно усваивается, когда становится предметом активных действий);

  • строятся на идеях развивающего обучения (сегодня делаю с помощью, завтра - сам);

  • в основе также программированное обучение (четкость, логичность действий, активность и самостоятельность, регулярная проверка результатов, самоконтроль и взаимоконтроль);

  • перекликаются и с теорией проблемного обучения;

  • опираются на теорию поэтапного формирования умственной деятельности

(ребенок работает с конкретными объектами - проговаривание в громкой речи - проговаривание про себя - перевод во внутреннюю речь);

  • требуют межпредметной связи;

  • диктуют необходимость рефлексии;

  • строятся на принципах гибкости (определение зоны актуального и ближайшего развития, предоставление права свободного выбора задания, постепенное усложнение учебного материала и своевременное проведение коррекционной работы), природосообразности (принцип направлен на развитие умственных и физических способностей личности от зоны ближайшего развития) и паритетности (сотрудничество, деловое общение);

  • доступности и научности.

Для того, чтобы подвести детей к освоению предлагаемого Программой материала, используются словесные, наглядные и практические формы и методы обучения:

фронтальные, индивидуальные, групповые, совместно с учителями и педагогами дополнительного образования. Программа предполагает проведение практических занятий, тренингов, ролевых и познавательных игр, викторин, экскурсий, исследовательских и социальных проектов, тестов. Практикуются объяснения, лекции, рассказ, дискуссии, мозговые штурмы, конференции, практические работы, консультации, проектная деятельность, беседы, экскурсии. При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными выбираются те, которые ориентированы на самостоятельность ребенка, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен педагогом и аудиторией.

Индивидуальная работа проводится в режиме 2 часовых занятий с наиболее способными обучающимися с целью подготовки их к участию в конкурсах по экологии и биологии, конкурсах научно – исследовательских работ.

В качестве средств обучения используются в Программе следующие виды деятельности: учебная, трудовая и игровая. Активно используются средства массовой информации, печатные издания, справочники, записи на доске, наглядные пособия, произведения искусства, дидактические материалы, технические средства, аудиоматериалы. Уделяется немало внимания мимике, речи, манере подачи информации педагогом.

Контроль качества знаний и умений осуществляется посредством сл. форм и методов: фронтальный и индивидуальный опрос, конкурсы, соревнования, тестирование, типовые формы контроля знаний, зачеты, викторины, концерты, диагностика, выставки творческих работ, защита проекта, рефераты, исследовательские работы. Имеют место быть самоконтроль, взаимный контроль учащихся и контроль педагога.

Цели Программы:

  1. Обучить системе знаний о человеке и его здоровье, выработать основы самосбережения и укрепления здоровья.

  2. Сформировать коммуникативные умения; умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья, природоохранному поведению.

  3. Развить творческие способности детей посредством предоставления ребенку необходимых условий для оптимального развития задатков и интересов.

  4. Воспитывать социально значимые личностные качества и системы ценностей.

Задачи Программы:

  1. Стимулировать высокую познавательную активность детей.

  2. Включить детей в сотрудничество, в активный поиск знаний.

  3. Развивать коммуникабельность и самостоятельность детей.

  4. Формировать систему знаний о человеке; умений работать с литературой, проводить наблюдения, объяснять процессы и явления, устанавливать причинно – следственные связи.

  5. Формировать высокие эстетические нормы в отношениях между человеком и природой.

  6. Формировать ответственное отношение к своему и чужому здоровью.

  7. Создать предпосылки для самообразования и самовоспитания.

  8. Организовать психолого-педагогическую диагностику и валеологический мониторинг состояния здоровья.

  9. Социализировать учащихся, подготовить их к жизни в сложных условиях современной действительности.

Отличительные особенности данной Программы в том, что предполагаемая

деятельность детей обусловлена применением технологии модульного обучения, обеспечивающей следующую результативность:

  • более ответственное отношение детей к занятиям;

  • повышение уровня мотивации и познавательных способностей обучающихся в сфере учебной и внеклассной деятельности;

  • качество и эффективность проведения учебных занятий;

  • личностное развитие каждого ребенка;

  • сформированность устойчивых знаний основ предмета;

  • сформированность практических и общеучебных умений;

  • выполнение заданий конструктивного и творческого характера;

  • позитивную динамику роста уровня воспитанности;

  • повышение уровня обученности и креативности.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ребенок самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной Программе, развивает самостоятельную деятельность учащихся, формирует прочные знания и практические навыки. В процессе учебной деятельности по Программе создаются такие условия, которые позволяют детям перейти от репродуктивного вида деятельности к творческому.

Программный материал позволяет представлять результаты труда в виде: анализа текста,  обобщения информации в виде творческих и исследовательских работ, таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждений, выступлений (презентации), участия во всевозможных мероприятиях. Результатом деятельности учащихся может быть оформленная исследовательская работа по выбранной теме или результаты проектной деятельности. Работы обсуждаются на занятиях кружка и могут быть представлены на конкурсы творческих работ.

Итоги работы за год обучающиеся предоставляют в виде докладов и рефератов на итоговом занятии.


Ожидаемые результаты освоения Программы:

1 год обучения.

Учащиеся будут знать:

-основные термины и понятия экологии человека;

-влияние факторов среды на здоровье человека;

-методы оздоровления организма человека;

-здоровьесберегающие аспекты в экологии детей.

Учащиеся будут уметь:

-ответственно относиться к своему и чужому здоровью;

-участвовать в мониторинговых исследованиях;

-оформлять результаты своих наблюдений;

-использовать знание в учебных экологических ситуациях;

-организовывать занятия ритмикой, шейпингом;

-участвовать в проектной деятельности.

2 год обучения.

Учащиеся будут знать:

- правила ведения здорового образа жизни;

- правила оказания первой медицинской помощи;

-профессиональные методы борьбы с возрастом и болезнями;

-отличительные особенности некоторых заболеваний человека.

Учащиеся будут уметь:

- правильно организовывать свою экологическую деятельность;

-использовать валеологический потенциал природы как фактор укрепления

здоровья;

-грамотно выстраивать свое поведение и общение в обществе;



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!