Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
Г. Кемерово
Элективный курс по химии
«Решение задач по химии»
рабочая программа
для 10 «А»,11 «А» класса
Утверждена на заседании педагогического совета.
Протокол от____________
Председатель педсовета,
Директор гимназии
Л.С. Мельник
_____________________
Рассмотрена на заседании МО
__________________________
__________________________
Протокол от_______________
Руководитель МО__________
Составитель:
Камбалина В.А., учитель, высшая квалификационная категория
Кемерово
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ……………………………………………………………..3
Учебно-тематический план ………………………………………………………...5
Содержание курса ……………………………………………………………….......6
Требования к уровню подготовки выпускников ……………………………….….9
Учебно-методическое обеспечение …………………………………………….......10
Пояснительная записка
Программа элективного курса «За страницами школьного учебника химии» разработана на основе
Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования»;
Учебного плана МБОУ «Гимназия №1»
В программе элективного курса решение задач занимает важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.
При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение обучающихся. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.
Цель курса:
расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии;
развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;
исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;
формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;
развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из экзаменационных контрольно-измерительных материалов предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся - текущие контрольные работы, зачет.
Курс рассчитан:
в 10 классе – 1 час в неделю (34 часа в год) с делением на подгруппы
в 11 классе – 1 час в неделю (34 часа в год) с делением на подгруппы
Итого 68 часов.
Учебно-тематический план
10 класс
Разделы | Теория | Практика | Всего часов |
Современные представления о строении атома. | 1 | 2 | 3 |
Химическая связь и строение вещества. | 1 | 1 | 2 |
Химические реакции | 1 | 4 | 5 |
Основы неорганической химии | 1 | 3 | 4 |
Экспериментальные основы химии | - | 3 | 3 |
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ | - | 2 | 2 |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. | 2 | 13 | 15 |
Итого: | 6 | 28 | 34 |
Учебно-тематический план
11 класс
Разделы | Теория | Практика | Всего часов |
Химическая связь и строение вещества. | 1 | 2 | 3 |
Химические реакции. | 1 | 4 | 5 |
Основы органической химии | 1 | 18 | 19 |
Методы познания в химии | | 3 | 3 |
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ. | | 1 | 1 |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций в органической химии. | | 3 | 3 |
Итого: | 3 | 31 | 34 |
Содержание курса 10 класс
1. Современные представления о строении атома. (3часа)
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Тема 2. Химическая связь и строение вещества. (2 часа)
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.
Тема 3. Химические реакции. (5 часа)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.
Тема 4. Основы неорганической химии (4 часа)
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ –металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 5. Экспериментальные основы химии (3 часа)
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.
Тема 6. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ (2часа)
Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Тема 7. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. (15часов)
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы вещества. Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Содержание курса 11 класс
Тема 1. Химическая связь и строение вещества. (3ч)
Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов в органической химии. Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Теория строения органических веществ Бутлерова. Изомерия.
Тема 2. Химические реакции. (5ч)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеродов и кислородсодержащих органических соединений. Реакции, подтверждающие взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.
Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов в органической химии.
Тема 3. Основы органической химии(19ч)
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений.
Тема 4. Методы познания в химии(3ч)
Идентификация органических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).
Тема 5. Общие представления о промышленных способах
получения важнейших веществ. (1ч)
Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.
Тема 6. Расчеты по химическим формулам и уравнениям
реакций в органической химии.(3ч)
Вычисление массы растворенного органического вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).
Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Нахождение молекулярной формулы вещества.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного курса ученик должен
Знать/понимать:
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений.
Уметь:
Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; Определять валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам углеводородов;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учащихся:
Каверина, А.А. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные материалы: 30 вариантов [Текст] / А.А. Каверина. Д.Ю Добротин, М.Г. Снастина, С.В. Стаханова; - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.-320 с.; 27 см – 15000 экз. – ISBN 978-5-4454-0553-5
Литература для учителя:
Новошинский, И.И. Типы химических задач и способы их решения: 8-11 класс [Текст] /И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.- 184 с.-(Подготовка к ЕГЭ); 21 см -2000 экз. – ISBN 978-5-91218-904-3
Каверина, А.А. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач [Текст] / А.А. Каверина, Д.Ю Добротин, М.Г. Снастина, А.С. Корощенко; - М.: Интеллект-Центр, 2014.-200 с.; 21 см – 15000 экз. – ISBN 978-5-89790-899-8
Медведев, Ю.Н. Химия. Вспупительные испытания. Подготовка к ЕГЭ [Текст] / Ю.Н. Медведев, А.Э. Антошин, Р.А. Лидин.-М.:Издательство «Экзамен», 2013.-510 с.21 см.-5000 экз.- ISBN 978-5-377-05548-8
Календарно-тематическое планирование
10 класс
Раздел | Тема | Кол-во часов | Формы и методы проведения |
Современные представления о строении атома | 3 | |
| 1.Строение электронных оболочек атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов. | 1 | беседа |
2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. | 1 | Решение задач |
3.Общая характеристика металлов, переходных элементов и неметаллов главных подгрупп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. | 1 | Решение задач |
Химическая связь и строение вещества | 2 | |
4.Ковалентная химическая связь. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. | 1 | Беседа, Решение задач |
5.Типы кристаллической решетки. | 1 | Решение задач |
Химические реакции | 5 | |
6. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. | 1 | Беседа, решение задач |
7. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. | 1 | Решение задач |
| 8. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. | 1 | Решение задач |
9.Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. | 1 | Решение задач |
10.Окислительно-восстановительные реакции. | 1 | семинар |
Основы неорганической химии | 4 | |
11.Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). | 1 | Решение задач |
12.Химические свойства простых веществ – металлов, переходных металлов и неметаллов. | 1 | семинар |
13.Химические свойства оксидов, оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей. | 1 | Решение задач |
14.Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. | 1 | Решение задач |
Экспериментальные основы химии | 3 | |
15.Техника безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. | 1 | Беседа, Решение задач |
16.Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. | 1 | Решение задач, лабораторные опыты |
17.Качественные реакции в неорганической химии. Основные способы получения неорганических соединений. | 1 | Семинар, практическая работа |
Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ | 2 | |
| 18.Общие способы получения металлов. | 1 | Беседа, Решение задач |
19.Общие научные принципы химического производства | 1 | Решение задач |
Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций | 15 | |
| 20.Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. | 1 | Беседа, решение задач |
21.Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. | 1 | Решение задач |
22.Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. | 1 | Лекция Решение задач |
23.Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. | 1 | Решение задач |
24.Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. | 1 | Решение задач |
25.Расчеты: теплового эффекта реакции. | 1 | Беседа, решение задач |
| 26.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). | 1 | Решение задач |
27.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). | 1 | Зачет |
28.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. | 1 | Решение задач |
29.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. | 1 | Решение задач |
30.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. | 1 | Решение задач |
31.Нахождение молекулярной формулы вещества. | 1 | Решение задач |
32.Нахождение молекулярной формулы вещества. | 1 | Контрольная работа |
33.Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | 1 | Решение задач |
34.Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. | 1 | Решение задач |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
Раздел | Тема | Кол-во часов | Формы и методы проведения |
Тема 1. Химическая связь и строение вещества. | 3 | |
| Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов в органической химии. | 1 | Решение задач |
Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Теория строения органических веществ Бутлерова. Изомерия. | 1 | Решение задач |
Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Теория строения органических веществ Бутлерова. Изомерия. | 1 | Беседа, Решение задач |
| Тема 2. Химические реакции. | 5 | |
| Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. | 1 | Решение задач |
| Правило В.В. Марковникова. | 1 | Решение задач |
| Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеродов и кислородсодержащих органических соединений. | 1 | Решение задач |
Реакции, подтверждающие взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений. | 1 | Решение задач |
Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов в органической химии. | 1 | семинар |
Тема 3. Основы органической химии | 19 | |
Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). | 1 | Решение задач |
Взаимное влияние атомов в молекулах. | 1 | семинар |
Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. | 1 | Решение задач |
Радикал. Функциональная группа. | 1 | Решение задач |
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). | 1 | Зачет |
Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, | 1 | Беседа, Решение задач |
Характерные химические свойства углеводородов: алкенов, диенов, | 1 | Решение задач, |
Характерные химические свойства углеводородов: алкинов, | 1 | Семинар, |
Характерные химические свойства углеводородов: ароматических углеводородов (бензола и толуола). | 1 | Решение задач |
| Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов. | 1 | Решение задач |
Характерные химические свойства фенола. | 1 | Решение задач |
Характерные химические свойства альдегидов, | 1 | |
| Характерные химические свойства предельных карбоновых кислот. | 1 | Беседа, решение задач |
Характерные химические свойства сложных эфиров. | 1 | Решение задач |
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. | 1 | Лекция Решение задач |
Биологически важные вещества: жиры, белки. | 1 | Решение задач |
Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). | 1 | Решение задач |
Взаимосвязь органических соединений. | 1 | Беседа, решение задач |
| Взаимосвязь органических соединений. | 1 | Решение задач |
Тема 4. Методы познания в химии | 3 | |
Идентификация органических соединений. | 1 | Решение задач, лабораторные опыты |
Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). | 1 | Решение задач, Зачет |
Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории). | 1 | Решение задач |
Тема 5. Общие представления о промышленных cпособах получения важнейших веществ. | 1 | Решение задач |
Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки. | 1 | Решение задач |
| Тема 6. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций в органической химии. | 3 | Решение задач |
| Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). | 1 | Решение задач |
| Вычисление массы растворенного органического вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. | 1 | Решение задач |
| Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Нахождение молекулярной формулы вещества. | 1 | Решение задач |
24