СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1»

Г. Кемерово

                                          

                           









             

Элективный курс по химии

«Решение задач по химии»

рабочая программа

для 10 «А»,11 «А» класса



Утверждена на заседании педагогического совета.

Протокол от____________

Председатель педсовета,

Директор гимназии

Л.С. Мельник

_____________________



Рассмотрена на заседании МО

__________________________

__________________________

Протокол от_______________

Руководитель МО__________



Составитель:

Камбалина В.А., учитель, высшая квалификационная категория














Кемерово

2015




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка ……………………………………………………………..3

  2. Учебно-тематический план ………………………………………………………...5

  3. Содержание курса ……………………………………………………………….......6

  4. Требования к уровню подготовки выпускников ……………………………….….9

  5. Учебно-методическое обеспечение …………………………………………….......10






































Пояснительная записка


Программа элективного курса «За страницами школьного учебника химии» разработана на основе


  1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего общего образования»;

  2. Учебного плана МБОУ «Гимназия №1»


В программе элективного курса решение задач занимает важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

При решении задач осуществляется осознание обучающимися своей собственной деятельности, обеспечение самостоятельности и активности обучающихся, достижение прочности знаний и умений применять полученные знания в нестандартных, творческих заданиях. Также у детей воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. В процессе решения задач реализуются межпредметные связи, показывающие единство природы, что позволяет развивать мировоззрение обучающихся. Выполнение задач расширяет кругозор обучающихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи, является одним из показателей уровня развития химического мышления обучающихся, глубины усвоения ими учебного материала.


Цель курса:

  • расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса:

  • закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении задач и упражнений;

  • исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения комбинированных задач;

  • формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении химических задач;

  • развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

  • способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.

Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе комбинированных). В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по данной теме.

Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала, предусмотрены уроки-практикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с указанием способов их решения.

При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство задач и упражнений взято из экзаменационных контрольно-измерительных материалов предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся - текущие контрольные работы, зачет.

Курс рассчитан:

в 10 классе – 1 час в неделю (34 часа в год) с делением на подгруппы

в 11 классе – 1 час в неделю (34 часа в год) с делением на подгруппы

Итого 68 часов.



















Учебно-тематический план

10 класс


Разделы

Теория

Практика

Всего часов

Современные представления о строении атома.

1

2

3

Химическая связь и строение вещества.

1

1

2

Химические реакции

1

4

5

Основы неорганической химии

1

3

4

Экспериментальные основы химии

-

3

3

Общие представления о промышленных способах

получения важнейших веществ

-

2

2

Расчеты по химическим формулам и уравнениям

реакций.

2

13

15

Итого:

6

28

34



Учебно-тематический план


11 класс


Разделы

Теория

Практика

Всего часов

Химическая связь и строение вещества.

1

2

3

Химические реакции.

1

4

5

Основы органической химии

1

18

19

Методы познания в химии


3

3

Общие представления о промышленных способах

получения важнейших веществ.


1

1

Расчеты по химическим формулам и уравнениям

реакций в органической химии.


3

3

Итого:

3

31

34





Содержание курса 10 класс



1. Современные представления о строении атома. (3часа)

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV–VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Тема 2. Химическая связь и строение вещества. (2 часа)

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.



Тема 3. Химические реакции. (5 часа)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена. Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов и способы защиты от нее.

Тема 4. Основы неорганической химии (4 часа)

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ –металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов – меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ – неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Тема 5. Экспериментальные основы химии (3 часа)

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений.

Тема 6. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ (2часа)

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Тема 7. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. (15часов)

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Нахождение молекулярной формулы вещества. Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

Содержание курса 11 класс



Тема 1. Химическая связь и строение вещества. (3ч)

Ковалентная химическая связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов в органической химии. Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Теория строения органических веществ Бутлерова. Изомерия.


Тема 2. Химические реакции. (5ч)

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеродов и кислородсодержащих органических соединений. Реакции, подтверждающие взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов в органической химии.

Тема 3. Основы органической химии(19ч)

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Взаимосвязь органических соединений.

Тема 4. Методы познания в химии(3ч)

Идентификация органических соединений. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).

Тема 5. Общие представления о промышленных способах

получения важнейших веществ. (1ч)

Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.


Тема 6. Расчеты по химическим формулам и уравнениям

реакций в органической химии.(3ч)

Вычисление массы растворенного органического вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Нахождение молекулярной формулы вещества.























Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения элективного курса ученик должен

Знать/понимать:

  • Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;

  • Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;

  • Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений.

Уметь:

  • Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; Определять валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам углеводородов;

  • Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).





















Учебно-методическое обеспечение


Литература для учащихся:


  1. Каверина, А.А. ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные материалы: 30 вариантов [Текст] / А.А. Каверина. Д.Ю Добротин, М.Г. Снастина, С.В. Стаханова; - М.: Издательство «Национальное образование», 2015.-320 с.; 27 см – 15000 экз. – ISBN 978-5-4454-0553-5




Литература для учителя:

  1. Новошинский, И.И. Типы химических задач и способы их решения: 8-11 класс [Текст] /И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.- 184 с.-(Подготовка к ЕГЭ); 21 см -2000 экз. – ISBN 978-5-91218-904-3

  2. Каверина, А.А. Отличник ЕГЭ. Химия. Решение сложных задач [Текст] / А.А. Каверина, Д.Ю Добротин, М.Г. Снастина, А.С. Корощенко; - М.: Интеллект-Центр, 2014.-200 с.; 21 см – 15000 экз. – ISBN 978-5-89790-899-8

  3. Медведев, Ю.Н. Химия. Вспупительные испытания. Подготовка к ЕГЭ [Текст] / Ю.Н. Медведев, А.Э. Антошин, Р.А. Лидин.-М.:Издательство «Экзамен», 2013.-510 с.21 см.-5000 экз.- ISBN 978-5-377-05548-8

















Календарно-тематическое планирование

10 класс


Раздел


Тема

Кол-во часов

Формы и методы проведения

Современные представления о строении атома

3



1.Строение электронных оболочек атома. Электронная конфигурация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

1

беседа

2.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам.

1

Решение задач

3.Общая характеристика металлов, переходных элементов и неметаллов главных подгрупп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.


1

Решение задач

Химическая связь и строение вещества

2


4.Ковалентная химическая связь. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.


1

Беседа, Решение задач

5.Типы кристаллической решетки.


1

Решение задач

Химические реакции

5


6. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.

1

Беседа, решение задач

7. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения.

1

Решение задач


8. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов.

1

Решение задач

9.Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена.

1

Решение задач

10.Окислительно-восстановительные реакции.

1

семинар

Основы неорганической химии

4


11.Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная).


1

Решение задач

12.Химические свойства простых веществ – металлов, переходных металлов и неметаллов.

1

семинар

13.Химические свойства оксидов, оснований, амфотерных гидроксидов, кислот, солей.

1

Решение задач

14.Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

1

Решение задач

Экспериментальные основы химии

3


15.Техника безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.


1

Беседа, Решение задач

16.Методы разделения смесей и очистки веществ. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы.

1

Решение задач, лабораторные опыты

17.Качественные реакции в неорганической химии. Основные способы получения неорганических соединений.

1

Семинар, практическая работа

Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ

2



18.Общие способы получения металлов.


1

Беседа, Решение задач

19.Общие научные принципы химического производства

1

Решение задач

Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций

15



20.Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.


1

Беседа, решение задач

21.Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.


1

Решение задач

22.Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.

1

Лекция Решение задач

23.Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

1

Решение задач

24.Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ.

1

Решение задач

25.Расчеты: теплового эффекта реакции.

1

Беседа, решение задач


26.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

1

Решение задач

27.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).

1

Зачет

28.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

Решение задач

29.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

Решение задач

30.Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.

1

Решение задач

31.Нахождение молекулярной формулы вещества.

1

Решение задач

32.Нахождение молекулярной формулы вещества.

1

Контрольная работа

33.Расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

1

Решение задач

34.Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси.

1

Решение задач











Календарно-тематическое планирование

11 класс


Раздел


Тема

Кол-во часов

Формы и методы проведения

Тема 1. Химическая связь и строение вещества.

3



Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов в органической химии.

1

Решение задач

Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Теория строения органических веществ Бутлерова. Изомерия.

1

Решение задач

Зависимость свойств веществ от их состава и строения. Теория строения органических веществ Бутлерова. Изомерия.

1

Беседа, Решение задач


Тема 2. Химические реакции.


5



Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии.

1

Решение задач


Правило В.В. Марковникова.

1

Решение задач


Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеродов и кислородсодержащих органических соединений.

1

Решение задач

Реакции, подтверждающие взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.


1

Решение задач

Гидролиз солей. Электролиз расплавов и растворов в органической химии.


1

семинар

Тема 3. Основы органической химии


19


Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная).


1

Решение задач

Взаимное влияние атомов в молекулах.

1

семинар

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода.

1

Решение задач

Радикал. Функциональная группа.

1

Решение задач

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная).

1

Зачет

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов,

1

Беседа, Решение задач

Характерные химические свойства углеводородов: алкенов, диенов,

1

Решение задач,

Характерные химические свойства углеводородов: алкинов,

1

Семинар,

Характерные химические свойства углеводородов: ароматических углеводородов (бензола и толуола).

1

Решение задач


Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов.

1

Решение задач

Характерные химические свойства фенола.

1

Решение задач

Характерные химические свойства альдегидов,

1



Характерные химические свойства предельных карбоновых кислот.

1

Беседа, решение задач

Характерные химические свойства сложных эфиров.

1

Решение задач

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот.

1

Лекция Решение задач

Биологически важные вещества: жиры, белки.

1

Решение задач

Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды).

1

Решение задач

Взаимосвязь органических соединений.

1

Беседа, решение задач


Взаимосвязь органических соединений.

1

Решение задач

Тема 4. Методы познания в химии


3


Идентификация органических соединений.


1

Решение задач, лабораторные опыты

Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).

1

Решение задач, Зачет

Основные способы получения кислородсодержащих соединений (в лаборатории).

1

Решение задач

Тема 5. Общие представления о промышленных cпособах получения важнейших веществ.


1

Решение задач

Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.


1

Решение задач


Тема 6. Расчеты по химическим формулам и уравнениям

реакций в органической химии.


3

Решение задач


Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси).


1

Решение задач


Вычисление массы растворенного органического вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.

1

Решение задач


Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях. Нахождение молекулярной формулы вещества.


1

Решение задач


24



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!