Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье».
9 класс
Пояснительная записка
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания, на здоровье оказывает влияние здоровый образ жизни, т.е. стиль жизни, труда, быта; культура питания и отдыха; физическая нагрузка, отсутствие вредных пристрастий. Современный школьник должен знать правила и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья..
Поэтому программа "Человек и его здоровье" позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его.
Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников.
Курс "Человек и его здоровье" рассчитан на 12 занятий с учащимися 9-х классов, имеющими знания основных вопросов анатомии, и рекомендуются для группы учащихся, проявляющих интерес к физиологии и анатомии человека, медицине.
Цель курса: на основе системного подхода ознакомить учащихся с основами научных знаний о целостности организма человека, сформировать у учащихся правильное отношение к здоровому образу жизни и своему здоровью, формирование культа здоровья, профилактика вредных привычек, знакомство с основами валеологии, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи курса:
Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.
Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.
Воспитывать интерес к получению знаний о человеке как явлении природы
Развивать творческий потенциал учащихся: подготовка сообщений, выполнение практических работ, защита презентаций по здоровому образу жизни
Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.
В процессе преподавания курса используются разнообразные формы и методы: объяснение и рассказ, показ видеофильмов, подготовка сообщений, оформление тематических стендов, исследования, игры, тренинги.
Учащиеся должны знать:
- последствия вредных привычек на структуру и функции отдельных органов и организма в целом.
- санитарно-гигиенические нормы и правила.
- влияние социальных и экологических факторов воздействия на организм.
Учащиеся должны уметь:
- использовать знания для формирования культуры здорового образа жизни;
- предупреждать развитие патологий.
При получении зачета учитывается:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (12 часов)
Тема 1. Введение. (1 ч.)
Здоровый образ жизни - образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье. Занимательные факты по анатомии, физиологии, медицине.
Тема 2. Режим дня, личная гигиена – факторы сохранения здоровья. (1 ч.)
Режим дня – это организация и целесообразное распределение временных ресурсов человека, своеобразный жизненный график. Правильный распорядок дня – организация личного времени человека для наиболее оптимального использования его трудового потенциала. Для чего нужен режим дня? Основные составляющие режима дня.
Биоритмы – фундаментальные процессы живой природы, закономерная активность организма, его систем, осуществляемая с определенной периодичностью.
Режим дня как фактор здорового образа жизни ребенка.
Практическая работа «Разработка собственного режима дня»
Тема 3. Курение: мифы и реальность. Женское курение. (1 ч.)
Состав табачного дыма. Влияние курения на организм человека. Курение и рак. Курение и подросток. Вред курения. Вред курения для женщины. Влияние никотина на женский организм.
Практическая работа «Влияние никотина на ферменты слюны»
Тема 4. Алкоголь – социальное зло. Наследственная предрасположенность к алкоголизму. (1 ч.).
Пьянство и алкоголизм: сходства и различия. Причины алкоголизма. Алкогольные проблемы в России. Алкоголизм — социальное зло. Пагубное значение алкоголя для здоровья, культуры и хозяйства народа. Влияние генов на появление алкогольной зависимости.
Тренинг «Я умею сказать «нет».
Тема 5. Наркотики, зависимость, последствия. (1 ч.)
Зависимость от наркотиков, диагностика и профилактика болезни. Причины наркотической зависимости, её пагубность для человеческого организма.
Социальные последствия наркомании – это снижение общественной активности, проявляющееся в потере человеком трудоспособности
Коллаж рисунков, газета «Мы против наркотиков»
Тема 6. Компьютеры и телефоны, их влияние на организм человека, зависимость. (1 ч.)
Влияние мобильных устройств на здоровье человека. Плохая память и головные боли - как влияние мобильного телефона и компьютера на человеческий организм. Как уменьшить усталость глаз при работе за компьютером. Вредные микроорганизмы на корпусе мобильного телефона и клавиатуре компьютера. Последствия мобильной и компьютерной зависимости. Советы по безопасному использованию мобильных устройств и компьютера.
Тема 7. Стрессы. Беспокойство Действие стрессов и конфликтов на организм человека. (1 ч.)
Стресс — состояние повышенной нагрузки, эмоционального напряжения, комплекс неспецифических адаптационных реакций организма на любые раздражители. Виды стресса, их характеристика. Влияние стресса на жизнь человека. Позитивное влияние стресса на человека. Негативное влияние стресса. Методы борьбы со стрессом и пути предупреждения стрессовых ситуаций. Методы воздействия на организм человека, находящегося на грани стресса. Хронический стресс.
- Тренинг «Как снять тревожность»
Практическая работа «Основные законы бесконфликтного существования»
Тема 8. Неправильное питание. Пищевые добавки. Трансгенные продукты. (1 ч.)
Неправильное питание – это вредная привычка. Основные причины и
последствия неправильного питания для организма человека. Как нормализовать питание.
Профилактика неправильного питания. Профилактика и лечение детского ожирения.
Практическая работа «Определение вредных пищевых добавок в продуктах питания»
Тема 9. Стратегия твоей жизни. Внутренняя гармония – основа психического здоровья.
Тренинги: «Волшебный стул». «Общение жестами». «Разговор через стекло».
Тема 10. Наследственные заболевания человека.
Понятие о наследственных болезнях. Классификация наследственных болезней Хромосомные болезни. Факторы риска возникновения наследственных заболеваний. Профилактика и лечение наследственных болезней
Тема 11. Здоровье родителей – здоровье будущего ребенка.
Как от здоровья родителей зависит здоровье будущего ребенка.
Здоровый образ жизни, гармоничные взаимоотношения родителей в семье - это основа успешных родов и будущего хорошего здоровья ребенка. Конфликты в семейных отношениях, вредные привычки будущих родителей, отсутствие элементов физической культуры - путь к осложнениям развития ребенка.
Тема 12. Итоговое занятие
Литература для учащихся.
Биология. Анатомия человека. Авторский коллектив. Москва “Эксимо”, 2003 г.
Биология. Иллюстрированный словарь. Москва “Астрель”, 2005 г.
Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск “Факел” 1995 г.
Биология. Задания и упражнения. Т.Л. Богданова. Москва “Высшая школа” 1991 г.
“Как же вы устроены, господин тело?” Л.Этинген. Москва “ Линка - Пресс” 1997 г.
Тайны анатомии. Кэрол Доннер. Москва “Мир” 1988 г.
Литература для учителей.
Биология. Задания и упражнения. Т.Л. Богданова. Москва “Высшая школа” 1991 г.
Человек, его здоровье и окружающая среда. Д. П. Гольнева. Челябинск “Факел” 1995 г.
Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя. Москва “Первое сентября” 2000 г.
Биология. Технологические карты уроков. В.Н.Семенцова. Санкт – Петербург “Паритет” 2002 г.
“Как же вы устроены, господин тело?” Л.Этинген. Москва “ Линка - Пресс” 1997 г.
Тайны анатомии. Кэрол Доннер. Москва “Мир” 1988г.
Биология. Иллюстрированный словарь. Москва “Астрель”, 2005 г.