Программа элективного курса «Основы проектной работы по литературе в 5 классе»
Выполнила: Старшова Н.В.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Матакская сош имени Героя Советского Союза С.А.Уганина»»
Дрожжановского района РТ
2021
Пояснительная записка
Вооружить учащегося знаниями, формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности – это требования новых стандартов образования. Учебная деятельность школьника полностью должна быть им усвоена в полной мере. Ученик должен становится субъектом учебной деятельности: состоятельно контролировать процесс своей учебной работы, адекватно оценивать качество его выполнения. Одним из таких способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Результат проектной и исследовательской деятельности - это формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, это новые для каждого ученика знания и способы деятельности. Для ученика проект- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектная деятельность позволяет ученику проявить себя индивидуально или в группе, показать публично достигнутый результат. Для учителя- это дидактическое средство развития, обучения, воспитания. Это деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико- ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Использование элементов проектно- исследовательской деятельности на уроках литературы позволяет не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Литература - замечательная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группе даст учащимся почувствовать предмет, получить новые знания. В настоящее время ФГОС ООО требует выполнение индивидуального итогового проекта для каждого учащегося. Учителю важно учить детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности, умело подвести учащихся к поставленной цели, помочь найти нужную информацию из потока информации.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время обучающиеся 5 класса испытывают затруднения при выполнении проектов. У них невысокий уровень развития самостоятельно мыслить, искать новые сведения, не сформированы навыки, необходимые для выполнения проектов. Данная программа направлена формирование у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность, формирование проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной компетентностей. С 5 класса для адаптации нужно постепенно вводить мини- проекты, краткосрочные, недельные проекты. Именно такого типа проекты интересны для пятиклассников, потому что они не требуют длительной подготовки.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно- исследовательской деятельности на основе самостоятельных исследований, развитие личностных качеств обучающихся; систематизация знаний по ведению по проектной деятельности, соблюдение составления документов по проектной деятельности.
Задачи программы: знакомство со структурой проектной деятельности, со способами поиска информации; повышение мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания; развитие интереса к проектной и исследовательской деятельности.
Особенности программы: программа построена таким образом, чтобы учащиеся сначала осваивают алгоритм реализации проекта, то есть получат представление о видах проекта, о том, как работать на каждом этапе проекта, о критериях оценивания проектной работы. Данная программа способствует объединять знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщать к конкретным жизненно важным проблемам. Программа носит практико- ориентированный характер, потому что приобретенные умения, знания необходимы в будущей проектной и исследовательской деятельности в старших классах. Программа предназначена для учащихся 5 класса и учителей, которые ведут уроки литературы в 5 классе. Поэтапно расписана структура проекта и основные требования к нему, а так же приложены для пользования образцы работ учащихся МБОУ «Матакская сош имени Героя Советского Союза Семёна Артемьевича Уганина»
Ожидаемые результаты: учащийся научится самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала; формулировать, доказать свою точку зрения выступать перед аудиторией; создавать компьютерную презентацию на основе POWER POINT.
Курс рассчитан на 17 часов.
Планируемые результаты реализации программы
Личностные: ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, социальной компетентности, мотивации
Метапредметные:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
Предметные: получение , преобразование и применение предметных знаний
Тематическое планирование элективного курса «Основы проектной деятельности»
п/п | Наименование темы | Содержание занятия | Виды деятельности | Кол-во часов | |
| |
1 | Вводное занятие | Знакомство с учебным курсом. Инструктаж по ТБ. | Беседа | 1 | |
2-3 | Типы проектов. | Что такое проект? Классификация проектов. | Практическая работа «Типы проектов» Знакомство с проектными работами старшеклассников | 2 | |
4-5 | Этапы работы над проектом | Основные этапы работы над проектом: подготовительный, поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный. Структура русских народных сказок, композиция сказки, основная часть, концовка. Часто используемые зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы. | 1.Составление алгоритма «Этапы работы над проектом» 2. Работа с терминами 3.Работа над мини-проектом «Сочиним сказку, стилизованную под русские народные сказки» | 2 | |
6-7 | Виды информации. Поиск информации. | Как использовать сервисы сети Интернет; библиотечный каталог; кино- и телефильмы о том, что вы исследуете; спросить у других людей; наблюдение; эксперимент, виды справочной литературы. | Составление плана работы над индивидуальным проектом. | 2 | |
8-9 | Методы и методика исследования | Методы эмпирического уровня: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, сравнение; методы теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ текста. | Работа над проектом «Хлеб- всему голова» | 2 | |
10-12 | Оформление работы | Оформление паспорта проекта (приложение№1) Формы презентации индивидуального проекта | Работа по оформлению паспорта проекта | 3 | |
13 | Я работаю в команде. Наш девиз «Один за всех, все за одного» | Способы группового взаимодействия. Как избежать конфликтов? | Разыгрывание разных конфликтных ситуаций. | 1 | |
14-15 | Подготовка к защите исследовательской работы. | Понятие презентации. Виды презентаций. Работа с программой POWER POINT. Как подготовить презентацию? (приложение 2) Демонстрация презентации. | Работа в группах; репетиция доклада- что самое главное в работе; выбор формы презентации; подготовка к ответам на вопросы; подготовка плана выступления; консультация с учителем. | 2 | |
16-17 | Итоговое занятие Зачет | Защита проектов. | Самооценка и взаимооценка хода и результата работы. | 2 | |
Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование. Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания наиболее актуального индивидуального проекта
( Темы проектов составлены по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной)
Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:
Пословицы, поговорки, загадки нашего края.
Иванушка – дурачок?
Урок- конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько человек показывают инсценировки басен; «критики» оценивают работу и тез и других, поводят итог изучения темы «Русские басни»
Чем напоминает сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна»
Электронная презентация «Иллюстрации к сказке А . Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».(подобрать к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображенным художником)
Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве
Почему Герасим ушел в деревню?
Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму»
Конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе.
Сказ Бажова
Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур- гончий пес»
Противопоставление Жилина и Костылина
Родная природа в русской поэзии 20 века
Конкурс иллюстраций к стихотворениям С.А.Есенина, в котором участники выступают с устной защитой своих работ, с выразительным чтением стихотворений.
Постановка нескольких картин из пьесы- сказки «Двенадцать месяцев»
Подготовить электронную презентацию «Литературные места России», включая краткие сведения о литературных местах, связанных с именами русских писателей и поэтов 20 века.
Материал для проведения занятий
Занятие №1 Тема: Вводное занятие
На первом занятии важно ознакомить с правилами успешной проектной деятельности:
В команде нет лидера, все члены команды равны
Команды не соревнуются
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе
Все должны проявлять активность
Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Занятие №2 -3 Типы проектов.
По профилю знаний: монопроекты , межпредметные проекты.
По продолжительности : краткосрочные и долгосрочные. Минипроекты могут укладываться в одно занятие, а краткосрочные выполняются за 4-6 уроков.
Проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.
Разновидности учебных проектов по русскому языку и литературе: информационный, ролевой, практико- ориентированный, творческий,
Исследовательские проекты чаще всего проводятся в форме индивидуальных консультаций и за рамками урока.
Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной проблеме;
Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической;
Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой- то идеи;
Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы;
Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.
Занятие № 4-5 Этапы работы над проектом
Подготовительный.
2. Планирование проекта.
3. Разработка проекта.
4. Оформление результатов проекта.
5. Презентация (защита) проекта.
6. Оценивание .
Проблема проекта | Почему то важно для меня | Актуальность проблемы |
Цель проекта | Зачем мы делаем этот проект? | Целеполагание |
Задачи проекта | Что для этого делаем? | Постановка задач |
Методы и способы | Как мы это можем делать? | Выбор способов и методов планирование |
результат | Что получится? | Ожидаемый результат |
1. Что значит - найти проблему? Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.
2. Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
- темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
- темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в
3. Цель проекта - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы проводим исследование..
4. Задачи проекта обычно уточняют цель исследования .
5. Успешная защита проекта- это тщательная подготовка, положительный настрой на выступление, использование ТСО, яркая концовка, готовность к импровизации, оригинальность выступления.
Занятие 6-7 Виды информации. Поиск информации
Информация -это знания , получаемые из разных источников. Это сведения, являющиеся объектом хранения, преобразования и распространения в системе различных коммуникаций.
Виды информации: текстовая, графическая, числовая, звуковая
Источники информации для разработки проекта: литература, Интернет, экспериментальные данные, устные сообщения.
Алгоритм сбора информации: цель поиска; тема и вид информации; источники методы сбора информации; обработка и систематизация ; оценка качества информации; анализ информации; выводы.
Занятие 8-9 Методы и методика исследования
Методы исследования:
- самостоятельно прочитать книги о том, что вы исследуете;
- познакомиться с кино- и телефильмами;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- наблюдение, эксперимент.
Методика исследования:
- Что я знаю об этом?
- Что могу высказать по этому поводу?
- Что мне уже известно?
1 .Прочитать книги о том, что вы исследуете
- чтение справочников и энциклопедий, записать все по вашей теме , что узнали .
2. Познакомиться с кино- и телефильмами
Это настоящий клад для исследователя. После просмотра записать все по вашей теме , что узнали .
3.Компьютер - ваш верный помощник . В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать, а затем записать все по вашей теме , что узнали
4.Спросить у других людей
Это может быть учитель, родители, бабушки и дедушки. Например, о цене хлеба вам обязательно расскажет бабушка, которая прошла войну.
5. Наблюдение, эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как«проба, опыт».. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.
Занятие 10-12 Оформление работы
Требования к оформлению проектной работы.
Проектная работа должна быть оформлена в текстовом документе:
-Шрифт Times New Roman;
-Размер шрифта – 14;
-Междустрочный интервал – 1,5;
-Выравнивание «по ширине»;
-Нумерование страниц: внизу справа.
-Во время защиты проекта необходимо наличие компьютерной презентации.
2. Паспорт проекта. Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
Структура проекта
№ | Название раздела | Объем |
1 | Титульный лист | 1стр |
2 | Оглавление | 1стр |
3 | Введение | 1-2стр |
| -актуальность | 1 абзац |
| -проблема | 5-6 предложений |
| -цель проекта | |
| - задачи проекта | |
| - гипотеза исследования | |
| - методы , используемые для реализации задач | |
| -обзор литературных источников | |
4 | Основная часть | до 13 страниц |
5 | Заключение | 1стр |
6 | Литература | Не менее 5 источников |
7 | Приложения | Не более 10 страниц |
3. Как подготовить презентацию?
Что я должен сказать в обязательном порядке?
Что еще можно было бы сказать?
О чем можно упомянуть к слову?
О чем следовало бы умолчать?
При ответе концентрируйтесь на сути, стараясь не повторять уже сказанного теми же словами.
4. Презентация может включать в себя:
1. Титульный слайд;
2. Слайд «Актуальность темы»;
3 . Слайд «Цель»;
4. Слайд «Гипотеза»;
5. Слайд «Задачи»;
6. Слайд «Преимущества перед другими аналогами» (если таковые имеются);
7. Слайды, описывающие проект;
8. Слайд «Выводы»;
9. Слайд «Спасибо за внимание».
5. Рекомендации ученику
а) выбери с помощью родителей и учителя тему;
б) подбери информацию;
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия; е) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;
з) защити проект.
6. Образец оформления титульного листа
МБОУ «? средняя общеобразовательная школа» ? муниципального района Республики Татарстан
Проектная работа
(тема)
Выполнил: _____________________
Руководитель :___________________
Телефон________________________
2021
Занятие 14-15 Подготовка к защите исследовательской работы
1. Критерии оценивания .
Учащиеся должны ознакомлены с критериями оценивания содержания проекта:
Осмысление актуальности
Верно(неверно) сформулирована цель
Краткий план достижения целей
Работа носит исследовательский характер
Содержание соответствует целям
Как раскрыта тема проекта
Объем источников
Степень самостоятельности проекта
Рефлексия: сделан ли вывод, достигнута ли цель, подтверждена ли гипотеза
Оформление работы
Качество защиты проекта: читает или рассказывает; отвечает на вопросы; знает демонстрационный материал; имеются ли выводы
Стратегия проведения презентации
Представиться, договориться о том, когда можно задавать вопросы.
Изложение фактов
Добиться интереса и внимания: привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать
Не забывать о принципах эффективной презентации: убедить, призывать к действию, помнить, что у слушателей обычно короткая память, поэтому важны энтузиазм, организованность, настрой на аудиторию, чувство юмора, хороший словарный запас, разнообразие тона голоса.
Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки ученика в
виде рефлексивного текста
Ты завершил проект «_____________________________________» и защитил его.
укажи название проекта
Опиши свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы выразить свое отношение к тому, какого результата ты достиг и как у тебя получилось это сделать.
Найди плюсы и минусы в работе, которую ты провел.
Оцени приобретенные навыки и умения (что нового ты научился делать), где может пригодиться твоя работа и новоприобретённые умения и навыки.
Опиши, что у тебя получилось лучше всего и что ты хотел бы изменить (улучшить).
Сделай самооценку твоего участия в презентации проекта.
У тебя должен получиться связный текст в объеме 10 - 15 предложений.