СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по литературе в 5 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по литературе в 5 классе»







Программа элективного курса «Основы проектной работы по литературе в 5 классе»















Выполнила: Старшова Н.В.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Матакская сош имени Героя Советского Союза С.А.Уганина»»

Дрожжановского района РТ







2021



Пояснительная записка

Вооружить учащегося знаниями, формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности – это требования новых стандартов образования. Учебная деятельность школьника полностью должна быть им усвоена в полной мере. Ученик должен становится субъектом учебной деятельности: состоятельно контролировать процесс своей учебной работы, адекватно оценивать качество его выполнения. Одним из таких способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Результат проектной и исследовательской деятельности - это формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, это новые для каждого ученика знания и способы деятельности. Для ученика проект- это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектная деятельность позволяет ученику проявить себя индивидуально или в группе, показать публично достигнутый результат. Для учителя- это дидактическое средство развития, обучения, воспитания. Это деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико- ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения. Использование элементов проектно- исследовательской деятельности на уроках литературы позволяет не столько обучать детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Литература - замечательная почва для проектной деятельности. Интересная работа в группе даст учащимся почувствовать предмет, получить новые знания. В настоящее время ФГОС ООО требует выполнение индивидуального итогового проекта для каждого учащегося. Учителю важно учить детей выстраивать материал в соответствующей логической последовательности, умело подвести учащихся к поставленной цели, помочь найти нужную информацию из потока информации.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время обучающиеся 5 класса испытывают затруднения при выполнении проектов. У них невысокий уровень развития самостоятельно мыслить, искать новые сведения, не сформированы навыки, необходимые для выполнения проектов. Данная программа направлена формирование у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность, формирование проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной компетентностей. С 5 класса для адаптации нужно постепенно вводить мини- проекты, краткосрочные, недельные проекты. Именно такого типа проекты интересны для пятиклассников, потому что они не требуют длительной подготовки.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно- исследовательской деятельности на основе самостоятельных исследований, развитие личностных качеств обучающихся; систематизация знаний по ведению по проектной деятельности, соблюдение составления документов по проектной деятельности.

Задачи программы: знакомство со структурой проектной деятельности, со способами поиска информации; повышение мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания; развитие интереса к проектной и исследовательской деятельности.

Особенности программы: программа построена таким образом, чтобы учащиеся сначала осваивают алгоритм реализации проекта, то есть получат представление о видах проекта, о том, как работать на каждом этапе проекта, о критериях оценивания проектной работы. Данная программа способствует объединять знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщать к конкретным жизненно важным проблемам. Программа носит практико- ориентированный характер, потому что приобретенные умения, знания необходимы в будущей проектной и исследовательской деятельности в старших классах. Программа предназначена для учащихся 5 класса и учителей, которые ведут уроки литературы в 5 классе. Поэтапно расписана структура проекта и основные требования к нему, а так же приложены для пользования образцы работ учащихся МБОУ «Матакская сош имени Героя Советского Союза Семёна Артемьевича Уганина»

Ожидаемые результаты: учащийся научится самостоятельно приобретать и применять знания; вести планирование и сбор материала; формулировать, доказать свою точку зрения выступать перед аудиторией; создавать компьютерную презентацию на основе POWER POINT.

Курс рассчитан на 17 часов.











Планируемые результаты реализации программы



Личностные: ценностно- смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, социальной компетентности, мотивации

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Предметные: получение , преобразование и применение предметных знаний



Тематическое планирование элективного курса «Основы проектной деятельности»

п/п

Наименование темы

Содержание занятия

Виды деятельности

Кол-во часов




1

Вводное занятие

Знакомство с учебным курсом. Инструктаж по ТБ.

Беседа

1


2-3

Типы проектов.

Что такое проект? Классификация проектов.

Практическая работа «Типы проектов»

Знакомство с проектными работами старшеклассников

2


4-5

Этапы работы над проектом

Основные этапы работы над проектом: подготовительный, поисковый, аналитический, практический, презентационный, контрольный.

Структура русских народных сказок, композиция сказки, основная часть, концовка.

Часто используемые зачины, концовки, постоянные эпитеты, повторы.

  1. 1.Составление алгоритма «Этапы работы над проектом»

  2. 2. Работа с терминами

3.Работа над мини-проектом «Сочиним сказку, стилизованную под русские народные сказки»

2


6-7

Виды информации. Поиск информации.

Как использовать сервисы сети Интернет; библиотечный каталог; кино- и телефильмы о том, что вы исследуете; спросить у других людей; наблюдение; эксперимент, виды справочной литературы.

Составление плана работы над индивидуальным проектом.

2


8-9

Методы и методика исследования

Методы эмпирического уровня: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, сравнение; методы теоретического уровня: изучение и обобщение, анализ текста.

Работа над проектом «Хлеб- всему голова»

2


10-12

Оформление работы

Оформление паспорта проекта (приложение№1)

Формы презентации индивидуального проекта

Работа по оформлению паспорта проекта

3



13

Я работаю в команде. Наш девиз «Один за всех, все за одного»

Способы группового взаимодействия. Как избежать конфликтов?

Разыгрывание разных конфликтных ситуаций.

1


14-15

Подготовка к защите исследовательской работы.

Понятие презентации. Виды презентаций. Работа с программой POWER POINT. Как подготовить презентацию? (приложение 2) Демонстрация презентации.

Работа в группах; репетиция доклада- что самое главное в работе; выбор формы презентации; подготовка к ответам на вопросы; подготовка плана выступления; консультация с учителем.

2


16-17

Итоговое занятие

Зачет

Защита проектов.

Самооценка и взаимооценка хода и результата работы.

2




Приведенные ниже темы проектных работ по русскому языку 5 класса можно по желанию изменять и расширять, добавляя новые задачи в предстоящее исследование. Представленные темы проектов по литературе 5 класса интересны детям, дают возможность проведения увлекательного исследования, более углубленного изучения выбранной темы, написания наиболее актуального индивидуального проекта

( Темы проектов составлены по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной)

Примерные темы проектов по литературе для учащихся 5 класса:

  1. Пословицы, поговорки, загадки нашего края.

  2. Иванушка – дурачок?

  3. Урок- конкурс, в котором несколько человек готовят рассказы о баснописцах; несколько человек показывают инсценировки басен; «критики» оценивают работу и тез и других, поводят итог изучения темы «Русские басни»

  4. Чем напоминает сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» сказку В.А.Жуковского «Спящая царевна»

  5. Электронная презентация «Иллюстрации к сказке А . Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».(подобрать к иллюстрациям цитаты из текста сказки, которые относятся к эпизодам, изображенным художником)

  6. Рассказ «Муму» в изобразительном искусстве

  7. Почему Герасим ушел в деревню?

  8. Друзья и враги Герасима из рассказа «Муму»

  9. Конкурс на лучшее чтение стихотворения о родной природе.

  10. Сказ Бажова

  11. Исследовательская работа по рассказу Ю. Казакова «Арктур- гончий пес»

  12. Противопоставление Жилина и Костылина

  13. Родная природа в русской поэзии 20 века

  14. Конкурс иллюстраций к стихотворениям С.А.Есенина, в котором участники выступают с устной защитой своих работ, с выразительным чтением стихотворений.

  15. Постановка нескольких картин из пьесы- сказки «Двенадцать месяцев»

  16. Подготовить электронную презентацию «Литературные места России», включая краткие сведения о литературных местах, связанных с именами русских писателей и поэтов 20 века.


Материал для проведения занятий



Занятие №1 Тема: Вводное занятие

На первом занятии важно ознакомить с правилами успешной проектной деятельности:

  1. В команде нет лидера, все члены команды равны

  2. Команды не соревнуются

  3. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе

  4. Все должны проявлять активность

  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.

Занятие №2 -3 Типы проектов.



  1. По профилю знаний: монопроекты , межпредметные проекты.

  2. По продолжительности : краткосрочные и долгосрочные. Минипроекты могут укладываться в одно занятие, а краткосрочные выполняются за 4-6 уроков.

  3. Проекты могут быть индивидуальными, парными и групповыми.

  4. Разновидности учебных проектов по русскому языку и литературе: информационный, ролевой, практико- ориентированный, творческий,

  5. Исследовательские проекты чаще всего проводятся в форме индивидуальных консультаций и за рамками урока.

Информационный проект – проект, целью которого является сбор, анализ и представление информации по какой-либо актуальной проблеме;

Исследовательский проект – проект, направленный на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы; при этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической;

Практико-ориентированный, прикладной, продукционный проект – проект, имеющий на выходе конкретный продукт; проект, направленный на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой- то идеи;

Творческий проект – проект, направленный на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы;

Социальный (социально-ориентированный) проект – проект, который направлен на повышение гражданской активности обучающихся и населения; проект, предполагающий сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике.



Занятие № 4-5 Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный.

2. Планирование проекта.

3. Разработка проекта.

4. Оформление результатов проекта.

5. Презентация (защита) проекта.

6. Оценивание .



Проблема проекта

Почему то важно для меня

Актуальность проблемы

Цель проекта

Зачем мы делаем этот проект?

Целеполагание

Задачи проекта

Что для этого делаем?

Постановка задач

Методы и способы

Как мы это можем делать?

Выбор способов и методов планирование

результат

Что получится?

Ожидаемый результат



1. Что значит - найти проблему? Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

2. Какими могут быть темы исследования?

Все темы можно условно объединить в три группы:

- темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

- темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в

3. Цель проекта - значит, ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы проводим исследование..

4. Задачи проекта обычно уточняют цель исследования .

5. Успешная защита проекта- это тщательная подготовка, положительный настрой на выступление, использование ТСО, яркая концовка, готовность к импровизации, оригинальность выступления.



Занятие 6-7 Виды информации. Поиск информации

Информация -это знания , получаемые из разных источников. Это сведения, являющиеся объектом хранения, преобразования и распространения в системе различных коммуникаций.

Виды информации: текстовая, графическая, числовая, звуковая

Источники информации для разработки проекта: литература, Интернет, экспериментальные данные, устные сообщения.

Алгоритм сбора информации: цель поиска; тема и вид информации; источники методы сбора информации; обработка и систематизация ; оценка качества информации; анализ информации; выводы.



Занятие 8-9 Методы и методика исследования


Методы исследования:

- самостоятельно прочитать книги о том, что вы исследуете;

- познакомиться с кино- и телефильмами;

- найти информацию в сети Интернет;

- спросить у других людей;

- наблюдение, эксперимент.

Методика исследования:

- Что я знаю об этом?

- Что могу высказать по этому поводу?

- Что мне уже известно?

1 .Прочитать книги о том, что вы исследуете

- чтение справочников и энциклопедий, записать все по вашей теме , что узнали .

2. Познакомиться с кино- и телефильмами

Это настоящий клад для исследователя. После просмотра записать все по вашей теме , что узнали .

3.Компьютер - ваш верный помощник . В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать, а затем записать все по вашей теме , что узнали

4.Спросить у других людей

Это может быть учитель, родители, бабушки и дедушки. Например, о цене хлеба вам обязательно расскажет бабушка, которая прошла войну.

5. Наблюдение, эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как«проба, опыт».. Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.



Занятие 10-12 Оформление работы

Требования к оформлению проектной работы.


  1. Проектная работа должна быть оформлена в текстовом документе:

-Шрифт Times New Roman;

-Размер шрифта – 14;

-Междустрочный интервал – 1,5;

-Выравнивание «по ширине»;

-Нумерование страниц: внизу справа.

-Во время защиты проекта необходимо наличие компьютерной презентации.



2. Паспорт проекта. Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:



Структура проекта

Название раздела

Объем

1

Титульный лист

1стр

2

Оглавление

1стр

3

Введение

1-2стр


-актуальность

1 абзац


-проблема

5-6 предложений


-цель проекта



- задачи проекта



- гипотеза исследования



- методы , используемые для реализации задач



-обзор литературных источников


4

Основная часть

до 13 страниц

5

Заключение

1стр

6

Литература

Не менее 5 источников

7

Приложения

Не более 10 страниц



3. Как подготовить презентацию?

  1. Что я должен сказать в обязательном порядке?

  2. Что еще можно было бы сказать?

  3. О чем можно упомянуть к слову?

  4. О чем следовало бы умолчать?

  5. При ответе концентрируйтесь на сути, стараясь не повторять уже сказанного теми же словами.

4. Презентация может включать в себя:

1. Титульный слайд;

2. Слайд «Актуальность темы»;

3 . Слайд «Цель»;

4. Слайд «Гипотеза»;

5. Слайд «Задачи»;

6. Слайд «Преимущества перед другими аналогами» (если таковые имеются);

7. Слайды, описывающие проект;

8. Слайд «Выводы»;

9. Слайд «Спасибо за внимание».


5. Рекомендации ученику

а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) подбери информацию;

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия; е) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;

з) защити проект.




6. Образец оформления титульного листа

МБОУ «? средняя общеобразовательная школа» ? муниципального района Республики Татарстан





Проектная работа

(тема)

Выполнил: _____________________

Руководитель :___________________

Телефон________________________

2021












Занятие 14-15 Подготовка к защите исследовательской работы



1. Критерии оценивания .

Учащиеся должны ознакомлены с критериями оценивания содержания проекта:

  1. Осмысление актуальности

  2. Верно(неверно) сформулирована цель

  3. Краткий план достижения целей

  4. Работа носит исследовательский характер

  5. Содержание соответствует целям

  6. Как раскрыта тема проекта

  7. Объем источников

  8. Степень самостоятельности проекта

  9. Рефлексия: сделан ли вывод, достигнута ли цель, подтверждена ли гипотеза

  10. Оформление работы

  11. Качество защиты проекта: читает или рассказывает; отвечает на вопросы; знает демонстрационный материал; имеются ли выводы




Стратегия проведения презентации



  1. Представиться, договориться о том, когда можно задавать вопросы.

  2. Изложение фактов

  3. Добиться интереса и внимания: привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать

  4. Не забывать о принципах эффективной презентации: убедить, призывать к действию, помнить, что у слушателей обычно короткая память, поэтому важны энтузиазм, организованность, настрой на аудиторию, чувство юмора, хороший словарный запас, разнообразие тона голоса.








Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки ученика в

виде рефлексивного текста

Ты завершил проект «_____________________________________» и защитил его.

укажи название проекта

Опиши свои впечатления о работе над проектом для того, чтобы выразить свое отношение к тому, какого результата ты достиг и как у тебя получилось это сделать.

Найди плюсы и минусы в работе, которую ты провел.

Оцени приобретенные навыки и умения (что нового ты научился делать), где может пригодиться твоя работа и новоприобретённые умения и навыки.

Опиши, что у тебя получилось лучше всего и что ты хотел бы изменить (улучшить).

Сделай самооценку твоего участия в презентации проекта.

У тебя должен получиться связный текст в объеме 10 - 15 предложений.



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!