СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по химии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

(МБОУ СОШ № 6)



ПРОВЕРЕНО

Заместитель директора

_____________ И.В.Ефимова

____ августа 2018 г

_____________ И.В.Ефимова

____ декабря 2018 г


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ № 6

____________ Е.Г. Трофименко

____ августа 2018 г




Рабочая программа

элективного учебного курса профильного обучения

на 2018-2019 учебный год





Название курса: Углубленное изучение неорганической химии через систему экспериментальных задач

Класс: 11

Учитель: Антонова Е.Ю.



г. Радужный -2018

Пояснительная записка

Программа элективного учебного курса «Углубленное изучение неорганической химии через систему экспериментальных задач» разработан на основе программы элективных курсов «Углубленное изучение неорганической химии через систему экспериментальных задач» Колесникова А.М., «Программы элективных курсов химия 10-11 классы профильное обучение авт.сост. Г.А. Шипарева изд. 2-е М. Дрофа 2006. По содержанию курс представляет собой расширенный вариант изучения неорганической химии и ориентирован на практическую деятельность. Курс предназначен для 11 класса, рассчитан на 30 часов.

Данный курс позволяет углубить знания о фундаментальных законах химии, о свойствах веществ, способах получения, взаимосвязи неорганических веществ, совершенствовать практические умения решать экспериментальные задачи, знакомит с различными способами их решения.

Цель курса:

  • расширить знания учащихся в основных теориях химии, о свойствах веществ, химических явлениях;

  • развить у учащихся практические умения в области химического эксперимента;

  • формировать умения грамотно оформлять результаты и выбирать наиболее рациональный путь решения;

  • обеспечивать профориентационную направленность занятий.

Задачи курса:

  • предоставить учащимся возможность реализовать творческие способности;

  • способствовать развитию логического мышления, развивать внимание и память;

  • развивать познавательные интересы и способности учащихся;

  • способствовать развитию самостоятельности, настойчивости, целеустремленности.

Курс базируется на знаниях полученных в 8-10 классах, на межпредметных связях с физикой.

Виды деятельности:

  • Беседа

  • Объяснение учителя

  • Индивидуальная работа

  • Коллективная работа

  • Самостоятельная работа

  • Практикум

  • Презентация

Требования к знаниям, умениям и навыкам.

Учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать и изучать химические явления;

  • описывать результаты наблюдения;

  • прогнозировать способы определения катионов и анионов в смеси веществ;

  • подбирать необходимые для эксперимента вещества и приборы, делать выводы, обсуждать результаты.

После изучения курса учащиеся должны:

  • знать свойства и способы получения неорганических веществ;

  • качественные реакции;

  • уметь объяснять свойства веществ на основе их химического строения, составлять структурные формулы веществ, уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных веществ, генетическую связь, способы получения.

Формы отчетности:

Завершается изучение элективного курса профильного обучения защитой проекта (зачетной работы).

По итогам изучения элективного курса выставляются отметки: «зачтено» или «незачтено».

Соответствующая запись делается в журнале элективных занятий.


Содержание программы.

Введение 1 час.

Техника безопасности и основные правила работы в химическом кабинете. Знакомство с оборудованием и основными приемами работы. Требования к оформлению отчета о работе.

Качественный анализ неорганических соединений (28 часов).

Качественный анализ и элементарный состав неорганических соединений. Особенности качественного анализа. Обнаружение катионов и анионов. Аналитические реакции как средство получения информации о составе вещества. Классификация аналитических реакций. Условия проведения.

Практическая работа №1 Качественные реакции на катионы.

Задача 1. Анализ раствора на наличие катионов бария, железа (III), меди (II), серебра, алюминия.

Задача 2. Определить с помощью качественных реакций содержимое пробирок.

Практическая работа №2 Качественные реакции на анионы.

Задача 1. Анализ раствора на наличие анионов нитратов, сульфатов, карбонатов, хлоридов, фосфатов.

Задача 2. Доказать опытным путем, что выданная соль - карбонат калия.

Задача 3. Доказать опытным путем, что выданная соль – сульфат калия.

Задача 4. Доказать опытным путем, что выданная соль – фосфат калия.

Общая характеристика металлов. Классификация и свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов. Окислительно – восстановительные способности металлов. Уравнения ОВР.

Практическая работа №3 Доказательство вытеснительной способности различных металлов согласно электрохимическому ряду напряжений.

Задача 1. Взаимодействие хлорида меди (II) с железом

Задача 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с медью.

Свойств меди, железа, алюминия. Получение соединений этих металлов. Электролиз солей.

Практическая работа №4 Cвойства алюминия. Свойства соединений алюминия.

Задача 1. Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами.

Задача 2. Получение гидроксида алюминия и его амфотерность.

Практическая работа №5 Железо и его соединения.

Задача 1. Взаимодействие железа с кислотами.

Задача 2. Получение гидроксидов железа и их химические свойства.

Задача 3. Качественные реакции на двух- и трехвалентное железо.

Свойства и получение щелочных и щелочно-земельных металлов и их соединений.

Практическая работа №6 Щелочные и щелочно - земельные металлы.

Задача 1. Охарактеризовать химические свойства гидроксидов щелочных металлов – реакция нейтрализации.

Задача 2. Определение среды раствора солей щелочных металлов.

Задача 3. Получение гидроксида кальция и его свойства.

Гидролиз солей. Определение растворимости в воде. Определение среды раствора.

Практическая № 7 Определение среды раствора.

Задача 1. Определить реакцию среды в растворах кислот и щелочей.

Задача 2. Пользуясь индикаторами определить среду растворов хлорида цинка, карбоната натрия, сульфата железа (II).

Задача 3. Пользуясь индикаторами определить среду раствора нитрата хрома (III), хлорида хрома (III).Общая характеристика солей. Классификация и свойства.

Итоговое занятие 1 час



Учебно-тематический план


Название раздела, темы

Всего количество часов на раздел, тему

Предполагаемые сроки прохождения

Теория

Практические

1

Введение

1


2н09

2

Качественный анализ неорганических соединений

21

7

3н09 – 2н03

3

Итоговое занятие

1


2н03


Итого

23

7

30






























Календарно-тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов на тему

Содержание занятия

Виды деятельности

Сроки прохождения

план

факт

1

Введение

1

Техника безопасности и основные правила работы в химическом кабинете. Знакомство с оборудованием и основными приемами работы. Требования к оформлению отчета о работе.

Инструктаж по ТБ

Беседа

12.09


2

Качественный анализ.

1

Качественный анализ и элементарный состав неорганических соединений. Особенности качественного анализа.

Аналитические реакции как средство получения информации о составе вещества. Формирование представлений о профессии химика-аналитика.

Объяснение учителя

Коллективная работа

19.09


3

Практическая работа №1 Качественные реакции на катионы.

.1

Задача 1. Анализ раствора на наличие катионов бария, железа (III), меди (II), серебра, алюминия

Задача 2. Определить с помощью качественных реакций содержимое пробирок.

Объяснение учителя

Коллективная работа

26.09


4

Практическая работа №2 Качественные реакции на анионы.

1

Задача 1. Анализ раствора на наличие анионов нитратов, сульфатов, карбонатов, хлоридов, фосфатов.

Задача 2. Доказать опытным путем, что выданная соль - карбонат калия.

Задача 3. Доказать опытным путем, что выданная соль – сульфат калия.

Задача 4. Доказать опытным путем, что выданная соль – фосфат калия.

Формирование представлений о профессии фармаколога и соотнесения знаний при получении данной профессии.

Объяснение учителя

самостоятельная работа

03.10


5

Общая характеристика металлов.

1

Классификация и свойства. Электрохимический ряд напряжений металлов. Окислительно– восстановительные способности металлов. Уравнения ОВР.

Объяснение учителя

Коллективная работа

10.10


6

Металлы главных подгрупп I и II групп.

1

Физические свойства. Получение. Химические свойства

Объяснение учителя

Коллективная работа

17.10


7

Щелочноземельные металлы

1

Взаимодействие кальция со сложными веществами. Оксиды и гидроксиды щелочных и щелочноземельных металлов. Жесткость воды

Объяснение учителя

Коллективная работа

24.10


8

Практическая работа №3 Доказательство вытеснительной способности различных металлов согласно электрохимическому ряду напряжений.

1

Задача 1. Взаимодействие хлорида меди (II) с железом

Задача 2. Взаимодействие хлорида железа (III) с медью.

Объяснение учителя

самостоятельная работа

07.11


9

Свойства меди, железа, алюминия.

1

Свойств меди, железа, алюминия. Получение соединений этих металлов. Электролиз солей. Формирование представлений о профессии химика-лаборанта и соотнесения знаний при получении данной профессии.

Объяснение учителя

Коллективная работа

14.11


10

Практическая работа №4 Cвойства алюминия. Свойства соединений алюминия.

1

Задача 1. Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами.

Задача 2. Получение гидроксида алюминия и его амфотерность

Объяснение учителя

практикум

21.11


11

Практическая работа №5 Железо

и его соединения.


1

Задача 1. Взаимодействие железа с кислотами.

Задача 2. Получение гидроксидов железа и их химические свойства.

Задача 3. Качественные реакции на двух- и трехвалентное железо.

Объяснение учителя

Коллективная работа

28.11


12

Щелочные металлы

1

Свойства и получение щелочных и щелочноземельных металлов и их соединений.

Объяснение учителя

самостоятельная работа

05.12


13

Практическая работа №6 Щелочные и щелочно - земельные металлы.


1

Задача 1. Охарактеризовать химические свойства гидроксидов щелочных металлов – реакция нейтрализации.

Задача 2. Определение среды раствора солей щелочных металлов.

Задача 3. Получение гидроксида кальция и его свойства

Объяснение учителя

Коллективная работа

12.12


14

Биологическая роль и применение соединений щелочных и щелочноземельных металлов

1

Общее содержание ионов металлов в организме человека. Соединения металлов, используемые в медицине. Калийные удобрения.

Объяснение учителя

Коллективная работа

19.12


15

Гидролиз солей

1

Гидролиз солей. Определение растворимости в воде. Определение среды раствора

Формирование представлений о профессии агронома-лаборанта и соотнесения знаний при получении данной профессии.

Объяснение учителя

Коллективная работа

26.12


16

Гидролиз солей

1

Гидролиз солей. Определение растворимости в воде. Определение среды раствора

Формирование представлений о профессии агронома-лаборанта и соотнесения знаний при получении данной профессии.

Объяснение учителя

индивидуальная работа

15.01


17







Гидролиз солей

1

Гидролиз солей. Определение растворимости в воде. Определение среды раствора

Формирование представлений о профессии агронома-лаборанта и соотнесения знаний при получении данной профессии.

Объяснение учителя

индивидуальная работа

22.01


18

Практическая работа №7 Определение среды раствора.

1

Задача 1. Определить реакцию среды в растворах кислот и щелочей.

Задача 2. Пользуясь индикаторами определить среду раствора хлорида цинка, карбоната натрия и сульфата железа (II).

Задача 3. Пользуясь индикаторами определить среду раствора хлорида хрома (III) и нитрата хрома (III)

Объяснение учителя

практикум

29.01


19

Общая характеристика солей. Получение и химические свойства солей.

1

Общая характеристика солей. Классификация. Получение средних, кислых и основных солей. Взаимодействие солей со щелочами, с металлами, друг с другом.

Объяснение учителя

индивидуальная работа

05.02


20

Общая характеристика солей. Получение и химические свойства солей.

1

Общая характеристика солей. Классификация. Получение средних, кислых и основных солей. Взаимодействие солей со щелочами, с металлами, друг с другом.

Объяснение учителя

самостоятельная работа

12.02


21

Общая характеристика кислот, получение и химические свойства.

1

Общая характеристика кислот. Классификация. Получение кислот. Химические свойства.

Объяснение учителя

Коллективная работа

19.02


22

Общая характеристика кислот, получение и химические свойства.

1

Общая характеристика кислот. Классификация. Получение кислот. Химические свойства.

Объяснение учителя

самостоятельная работа

25.02


23

Оксиды и основания, их свойства и получения.

1

Общая характеристика оксидов и оснований. Классификация. Получение. Химические свойства.

Объяснение учителя

самостоятельная работа

05.03


24

Оксиды и основания, их свойства и получения.


1

Общая характеристика оксидов и оснований. Классификация. Получение. Химические свойства.

Объяснение учителя

самостоятельная работа

12.03


25

Амфотерные гидроксиды, их свойства.

1

Химические свойства

Объяснение учителя

индивидуальная работа

19.03


26

Амфотерные гидроксиды, их свойства.

1

Химические свойства

Объяснение учителя

самостоятельная работа

02.04


27

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений

1

Генетическая связь

Объяснение учителя

индивидуальная работа

09.04


28

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических соединений

1

Генетическая связь

Объяснение учителя

самостоятельная работа

16.04


29

Понятие о двойных солях и комплексных соединениях

1

Комплексообразователь. Лиганды. Координационные число.

Объяснение учителя

Коллективная работа

23.04


30

Итоговое занятие

1



30.04


Методическое обеспечение

Литература для учителя:

  1. Р.А. Лидин, В.А. Молочко «Неорганическая химия в реакциях» Дрофа 2004

  2. А. В. Метельская «Химия в экзаменационных вопросах и ответах» Минск, 2016

  3. Н.Э. Варавва «Химия в схемах и таблицах» Москва, 2003

  4. Кузьменко И.Е., Еремин В.В. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. М. 2014

Литература для учащихся:

  1. А. П. Гаршин «Неорганическая химия» Санкт – Петербург 2016

  2. А.П. Гаршин «Органическая химия» Санкт – Петербург 2015

  3. А.С. Егоров «Экспресс курс неорганической и органической химии» Ростов – на Дону 2016


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!