МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
Утверждена методическим советом МБОУ СОШ № 7 Протокол № 1 «31»августа 2018 г. Председатель МС Л.Л. Ермакова ____________________ | | |
Тайный мир текста
Программа для обучающихся 8-ых классов
Количество часов - 17
Автор:Татарникова Л. Н., учитель русского языка и литературы, 1категория, МБОУ СОШ № 7 |
Рецензент: Семина О.Л., учитель русского языка и литературы, 1категория, МБОУ СОШ № 7 |
Рецензент: Янькова М.Г., учитель русского языка и литературы, 1категория, МБОУ СОШ № 2 |
Тулун, 2018 год
Программа элективного курса для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе к УМК ««Литература. 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /авт.-сост. Г.С. Меркин. [Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5—9 классы / авт.-сост.Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)..]
Курс рассчитан на 17 часов.
Актуальность программы заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.
Новизна программы: данный курс рассматривает текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения.
Значимость программы состоит в том, что вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе .Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).
Курс рекомендован обучающимся 8-х классов.
Цель курса: является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;
способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;
создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;
развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;
развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;
воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.
Структура курса:
В структуре изучаемого курса выделяются следующие четыре раздела:
Введение в курс. Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.
Теория литературного анализа. Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.
Язык художественного произведения. Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.
Особенности литературного произведения. Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения.
Применяемые технологии:
Технологии исследовательской деятельности обучающихся.
Технологии проблемного изучения.
Основными организационными формами вовлечения обучающихся в учебную деятельность являются:
подготовка и защита проектов, докладов, рефератов;
проведение семинаров, исследований, экспериментов;
проведение творческих практикумов, мастерских, лабораторий;
самостоятельный анализ произведений и эпизодов;
конференции;
заочные экскурсии;
лекции, эвристические беседы;
презентации учащихся;
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу обучающихся: наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста, трансформация (компрессия) текста, аналитическая беседа.
Планируемые результаты:
В результате обучения по данной программе обучающийся должен иметь представление:
-о художественном произведении в единстве формы и содержания,
-об определении выразительной функции слова,
-об осмыслении образов и картин мира, созданных художниками слова.
Знать:
- разные виды анализа текста;
-методику сбора материалов для анализа;
-историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;
- индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.
Уметь:
-вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;
-анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;
-создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;
-владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;
-выполнять задания творческого характера;
-работать индивидуально и в группе;
-осуществлять лингвистический анализ текста;
-создавать тесты по заданной спецификации;
-создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Введение в курс
Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.
2.Теория литературного анализа
Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.
3.Язык художественного произведения
Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.
Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.
Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.
Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.
4.Особенности литературного произведения.
Персонаж в литературном произведении
Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.
Функция детали в художественном произведении
Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа
Символика в художественном произведении
Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.
Роль эпизода в художественном произведении
Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1.Введение в курс (1) | |
| Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский. | 1 |
2.Теория литературного анализа (3) | |
| Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. | 1 |
| Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации. | 1 |
| Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа. | 1 |
3.Язык художественного произведения(4) | |
| Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка. | 1 |
| Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония. | 1 |
| Тропы.Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. | 1 |
| Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора. | 1 |
4.Особенности литературного произведения.(9) | |
| Персонаж в литературном произведении.Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. | 1 |
| Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения. | 1 |
| Функция детали в художественном произведении. Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. | 1 |
| Роль детали в раскрытии образа. | 1 |
| Символика в художественном произведении Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. | 1 |
| Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число. | 1 |
| Роль эпизода в художественном произведении Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. | 1 |
| Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование. | 1 |
| Обобщающее занятие. | 1 |
Список литературы :
Альбеткова Р.И. От слова к словесности.- Журнал « Русская словесность», № 4, 2002.
Гинзбугг Л.Я. О литературном герое.- Л.,1979.
Гиршман. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. – М., 1981.
Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи. – Журнал «Русская речь», № 2, 1980.
Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке. – Журнал « Русский язык в школе», № 3, 1991.
Горбаневский М. В. В мире имён и названий. – М.. 1988.
Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие 10-11 класс.- М.,1996.
Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX-XX вв. - М.: Наука, 1985.
Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.,1966
Добин Е.О. искусство детали.- Л.,1975.
Иванов В.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике. - Журнал «Русский язык в школе», № 4,5, 1977.
Коганович С.Л.Технология обучения анализу поэтического текста.- Журнал « Русская словесность», № 1, 2003.
Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж. Учитель, 2001.
Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.
Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.
Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2000.
Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.- М., Просвещение,1972.
Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения. - Журнал «Литература в школе», № 8, 1998.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.
Пащук Н.М. Учимся анализировать поэтический текст. - Журнал « Русская словесность», № 2, 1999.
Семёнов Я. Троп. – Журнал « Литературная учёба» , № 1, 1987.
Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2002.
Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом .-М., 1986.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
Штильман С.Л.. Живая вода интерпретации.- Журнал « Русская словесность», № 5, 2002.
Эпштейн М. О. О значении детали в структуре образа. – Журнал « Вопросы литературы», № 1, 1984.
ПАСПОРТ
на программу элективного курса
«Тайный мир текста»
I раздел(заполняется автором разработки)
а)Татарникова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7, Иркутская область, г. Тулун, ул. Блюхера, 60____________________________________
фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес
б) литература_____________________________________________________________
предмет, предметная область
в)________8 класс_____________________________________________________________
для каких классов (групп) предназначена разработка
г)_________2018_________________________________________________________________
с какого времени разработка используется
д)данная программа рассматривает текст как речевое произведение и ориентирована на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения.____________________________
авторская оценка разработки
II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)
а)_______ данная программа рекомендована для реализации __________________
оценка разработки
б)________ учебная ______________________________________________________________
форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция,
методические рекомендации)
в)______ для реализации элективного курса _____________________________
где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая,
внеклассная работа и т.п.
IIIраздел (заполняется экспертом на основании Положения
об авторских педагогических разработках)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________