СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку для учеников 8 класса.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку для учеников 8 класса.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ТУЛУНА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»


Утверждена

методическим советом МБОУ СОШ № 7


Протокол № 1

«31»августа 2018 г.


Председатель МС

Л.Л. Ермакова

____________________





Тайный мир текста

Программа для обучающихся 8-ых классов


Количество часов - 17






Автор:Татарникова Л. Н., учитель русского языка и литературы, 1категория, МБОУ СОШ № 7

Рецензент: Семина О.Л., учитель русского языка и литературы, 1категория, МБОУ СОШ № 7

Рецензент: Янькова М.Г., учитель русского языка и литературы, 1категория, МБОУ СОШ № 2
























Тулун, 2018 год



Программа элективного курса для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы для общеобразовательных учреждений по литературе к УМК ««Литература. 8 класс» учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /авт.-сост. Г.С. Меркин. [Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5—9 классы / авт.-сост.Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа)..]

Курс рассчитан на 17 часов.

Актуальность программы заключается в том, что анализ текста художественного произведения предлагается как процесс медленного чтения, чуткого вслушивания в слово, его многозначность, ёмкость, многогранность, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сферы мышления учащихся.

Новизна программы: данный курс рассматривает текст как речевое произведение и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения.

Значимость программы состоит в том, что вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе .Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений).

Курс рекомендован обучающимся 8-х классов.


Цель курса: является создание условий для формирования личности ученика, способной самостоятельно мыслить, полноценно воспринимать и оценивать литературное произведение, анализировать его с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы.


Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

обобщить, расширить и углубить знания учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;

способствовать формированию у учащихся понимания текста, развивать навыки анализа художественного произведения;

создавать информационное пространство о различных подходах к анализу текста;

развивать умения учащихся рассматривать слово не только в прямом его значении, но и видеть художественный смысл в структуре текста;

развивать устную и письменную речь, ассоциативное мышление, воображение и творческие способности учащихся;

воспитывать читателя, понимающего выраженный в художественном произведении замысел писателя, его манеру, стиль, миропонимание и мироощущение.


Структура курса:

В структуре изучаемого курса выделяются следующие четыре раздела:

Введение в курс. Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.

Теория литературного анализа. Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

Язык художественного произведения. Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.


Особенности литературного произведения. Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения.



Применяемые технологии:

  1. Технологии исследовательской деятельности обучающихся.

  2. Технологии проблемного изучения.

Основными организационными формами вовлечения обучающихся в учебную деятельность являются:

подготовка и защита проектов, докладов, рефератов;

проведение семинаров, исследований, экспериментов;

проведение творческих практикумов, мастерских, лабораторий;

самостоятельный анализ произведений и эпизодов;

конференции;

заочные экскурсии;

лекции, эвристические беседы;

презентации учащихся;

Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу обучающихся: наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста, трансформация (компрессия) текста, аналитическая беседа.

Планируемые результаты:

В результате обучения по данной программе обучающийся должен иметь представление:

-о художественном произведении в единстве формы и содержания,

-об определении выразительной функции слова,

-об осмыслении образов и картин мира, созданных художниками слова.


Знать:

- разные виды анализа текста;

-методику сбора материалов для анализа;

-историю создания предложенных произведений, их место в творчестве авторов; основные признаки художественного текста и принципы его организации;

- индивидуальные особенности художественного мира отдельных поэтов и писателей.


Уметь:

-вычленять художественные средства выразительности языка и понимать их роль в художественном произведении;

-анализировать и интерпретировать поэтический и прозаический текст в устной и письменной форме, давать ему личностную оценку;

-создавать собственные речевые высказывания в устной и письменной форме, содержащие литературоведческий разбор художественных текстов;

-владеть культурой устной и письменной речи, навыками научного исследования;

-выполнять задания творческого характера;

-работать индивидуально и в группе;

-осуществлять лингвистический анализ текста;

-создавать тесты по заданной спецификации;

-создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


1.Введение в курс

Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.

2.Теория литературного анализа

Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный. Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

3.Язык художественного произведения

Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

Тропы. Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет. Тропы как средство художественного изображения. Эпитеты в исторических песнях.

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

4.Особенности литературного произведения.

Персонаж в литературном произведении

Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо. Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

Функция детали в художественном произведении

Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения. Роль детали в раскрытии образа

Символика в художественном произведении

Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл. Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

Роль эпизода в художественном произведении

Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные. Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование


Тематическое планирование

Наименование

разделов и тем

Количество часов

1.Введение в курс (1)


Текст как знаковая система. Понятие контекста: авторский контекст и читательский.

1

2.Теория литературного анализа (3)


Понятие литературного анализа. Виды анализа: целостный, структурный, уровневый, проблемный.

1

Теоретические основы целостного анализа. Проблемный анализ. Понятие проблемного вопроса и проблемной ситуации.

1

Интерпретация- истолкование, разъяснение смысла. Отличие интерпретации от анализа.

1

3.Язык художественного произведения(4)


Язык разговорный, литературный, поэтический. Понятие поэтического языка.

1

Поэтическая фонетика. Звукопись. Звукоподражание. Аллитерация. Ассонанс. Эвфония.

1

Тропы.Виды тропов: аллегория, литота, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха, сравнение, перефраза, эпитет.

1

Поэтический синтаксис. Роль интонации. Синтаксические фигуры: риторические вопросы, обращения, восклицания. Эллипсис. Антитеза. Инверсия. Градация. Оксюморон. Синтаксические повторы: анафора, эпифора.

1

4.Особенности литературного произведения.(9)


Персонаж в литературном произведении.Человек как главный объект всякого искусства; литературный герой, персонаж, герой, действующее лицо.

1

Способы создания характера персонажа: имя, портрет, речь, поступки, поведение, мысли, чувства, отношение с окружающими, авторское отношение к герою, место героя в образной системе произведения.

1

Функция детали в художественном произведении. Деталь как самая малая и неделимая единица предметного мира произведения.

1

Роль детали в раскрытии образа.

1

Символика в художественном произведении Символ – предметный образ, несущий иносказательный смысл.

1

Многозначность символа. Символика имени. Цветосимвол. Число.

1

Роль эпизода в художественном произведении Эпизод - основной структурный элемент в системе произведения. Виды связи эпизодов: причинно- следственные, причинно-временные, собственно временные.

1

Анализ эпизода: его границы, время, место действия, система персонажей, расположение эпизода в контексте произведения, выявление точки зрения, оценочной позиции, с которой ведется повествование.

1

Обобщающее занятие.

1



Список литературы :

Альбеткова Р.И. От слова к словесности.- Журнал « Русская словесность», № 4, 2002.

Гинзбугг Л.Я. О литературном герое.- Л.,1979.

Гиршман. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. – М., 1981.

Голуб И.Б. Источники выразительности художественной речи. – Журнал «Русская речь», № 2, 1980.

Горбушин О.Ю. О лингвистическом анализе стихотворного текста на уроке. – Журнал « Русский язык в школе», № 3, 1991.

Горбаневский М. В. В мире имён и названий. – М.. 1988.

Горшков А.И. Русская словесность. Учебное пособие 10-11 класс.- М.,1996.

Григорьева А.Д., Иванова Н.Н. Язык поэзии XIX-XX вв. - М.: Наука, 1985.

Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе.- М.-Л.,1966

Добин Е.О. искусство детали.- Л.,1975.

Иванов В.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике. - Журнал «Русский язык в школе», № 4,5, 1977.

Коганович С.Л.Технология обучения анализу поэтического текста.- Журнал « Русская словесность», № 1, 2003.

Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Совсем необычный урок.- Воронеж. Учитель, 2001.

Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя. Л., 1974.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М., 1972.

Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс. - М.: Дрофа, 2000.

Маймин Е. А. Опыты литературного анализа.- М., Просвещение,1972.

Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения. - Журнал «Литература в школе», № 8, 1998.

Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

Пащук Н.М. Учимся анализировать поэтический текст. - Журнал « Русская словесность», № 2, 1999.

Семёнов Я. Троп. – Журнал « Литературная учёба» , № 1, 1987.

Солганик Г.Я. Стилистика текста.- М., 2002.

Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом .-М., 1986.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

Штильман С.Л.. Живая вода интерпретации.- Журнал « Русская словесность», № 5, 2002.

Эпштейн М. О. О значении детали в структуре образа. – Журнал « Вопросы литературы», № 1, 1984.



















ПАСПОРТ

на программу элективного курса

«Тайный мир текста»

I раздел(заполняется автором разработки)


а)Татарникова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7, Иркутская область, г. Тулун, ул. Блюхера, 60____________________________________

фамилия, имя, отчество автора, должность, учреждение, полный адрес

б) литература_____________________________________________________________

предмет, предметная область

в)________8 класс_____________________________________________________________

для каких классов (групп) предназначена разработка

г)_________2018_________________________________________________________________

с какого времени разработка используется

д)данная программа рассматривает текст как речевое произведение и ориентирована на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции восьмиклассников в области речеведения.____________________________

авторская оценка разработки

II раздел (заполняется администрацией образовательного учреждения)


а)_______ данная программа рекомендована для реализации __________________

оценка разработки

б)________ учебная ______________________________________________________________

форма (учебная, учебно-воспитательная программа, УМП, концепция,

методические рекомендации)

в)______ для реализации элективного курса _____________________________

где разработка используется: учебная деятельность, факультативы, кружковая,

внеклассная работа и т.п.

IIIраздел (заполняется экспертом на основании Положения
об авторских педагогических разработках)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!