Разработчик: учитель русского языка и литературы Алферьева М.Б.
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учеников 8 классов. Особенностью данного элективного курса является его направленность на формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности, а также углубление знаний о языке как целостной структуре, его законах и правилах. При этом мы ставим перед собой задачу помочь учащимся овладеть всеми средствами языкового общения осознанно, представить язык как единую систему, а не как набор орфографических и пунктуационных правил и через постижение красоты родной речи воспитывать любовь и уважение к русскому языку как национальному достоянию.
Решение этих конкретных задач позволит достичь конечной цели изучения курса " Теория и практика русского языка " – формирования навыков свободного владения родным языком в его устной и письменной формах, а также воспитания граждан – носителей правильной речи и ценителей родного слова.
В структуре элективного курса большое внимание уделяется важнейшей единице языка – тексту: его строению и стилистическим особенностям, а также его составляющим: предложению и слову. Общий принцип построения курса– от общего к частному и конкретному. Язык – это средство общения. Речь – конкретное выражение языка. Текст – важнейшая единица языка. Текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Следовательно, чтобы говорить грамотно и хорошо, необходимо овладеть умениями и навыками обращения с каждым из звеньев данной цепочки.
Содержание элективного курса предполагает углубление знаний о лингвистической деятельности человека, о происхождении языков и речевом этикете, формирование умений анализа готового текста и создания собственного высказывания. Более подробное, чем на уроках русского языка, знакомство со стилистикой, лексикологией, законами словообразования помогут учащимся овладеть навыками редактирования. Кроме того, такая работа дает возможность учащимся основательнее подготовиться к экзамену по русскому языку за курс неполной средней школы и, конечно, к овладению такой формой письменного высказывания, как сочинение.
Содержание элективного курса дает возможность использования самых разнообразных методов и форм работы. Это могут быть лекции и эвристические беседы, лингвистические эксперименты, анализ текста, редактирование, семинарские и практические занятия, творческие задания, различные игровые ситуации и т. д.
Элективный курс рассчитан на 34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе. Такое количество часов дает возможность расширить и углубить знания учащихся о языке, организовать работу по практическому формированию умений и навыков анализа текста, создания собственного связного высказывания и редактирования его.
1. Лингвистика и деятельность человека. Язык как средство речевого общения. Основные единицы языка. Происхождение языка. Вопрос об искусственных языках.
2. Речевое общение. Единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения. Устная и письменная речь. Понятие о литературном языке.
3. Языковые и неязыковые средства общения. Жесты, сигналы, коды, символы. Способы общения животных.
4. Речевой этикет. Правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.
5.Из истории русского речевого этикета. Обращение. Нормы русского литературного языка. Нормативная и ненормативная лексика. Орфоэпическая норма.
6. Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения.
7.Текст и его строение. Признаки текста. Тема и основная мысль текста. Смысловое и композиционное единство. Виды связей в тексте: цепная и параллельная. Абзац.
8. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.
9. Логика и соотношение частей в тексте. План, тезисы, выписки, конспект. Аннотация как вид сокращенного текста. Выборочный и сжатый пересказ текста.
10. Предложение как единица текста. Выбор синтаксической конструкции. Простые и сложные предложения. Синонимичные синтаксические конструкции.
11. Слово как единица текста. Синонимы и их роль в тексте. Антонимы. Происхождение слова (исконно русские, старославянские, заимствованные слова). Сферы употребления слова. Общеупотребительная лексика. Диалектные, профессиональные, жаргонные слова и их употребление в речи. Слово в тексте и в контексте. Эмоционально окрашенная лексика. Стили речи и нормы употребления слов.
12. Словообразование, состав слова и словоупотребление. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении словообразовательных моделей. Лексическое и грамматическое значение приставок и суффиксов. Стилистически и эмоционально окрашенные приставки и суффиксы. Детское словотворчество и неологизмы.
13. Фразеологизмы и их роль в речи. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных словосочетаний. Синонимичные и антонимичные фразеологизмы. Образность фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов.
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
№ | Особенности урока | Тема | Основные цели, содержание, предметные результаты образования | Теоретические понятия, Рр | Повторение | Задания для учащихся |
1 | Вводное занятие. | Лингвистика и деятельность человека. Язык как средство речевого общения. | Помочь уч-ся понять функ-цию языка в деятельности человека как средства речевого общения. Основ-ные единицы языка. | Язык как средство речевого общения. | Фонема, мор-фема, слово, предложение,текст, микро-текст | Знать основные единицы язык и их функции. |
2 | | Происхождение языка. | Организовать работу учащихся по ознакомлению с историей русского языка, исторической грамматике. Как учили грамоте на Руси. Родственные языки. Вопрос об искусственных языках. | Праязык, язык-основа, славян-ские языки. | | Выучить конспект лекции. |
3 | | Речевое общение. | Обеспечить понимание принципа единства двух сторон речевого общения. Передача и восприятие смысла. Устная и пись-менная формы общения. Понятие о литературном языке. | Устная и письменная речь. Речевое общение. Язык и речь. | Лингвистика как наука о языке. | 1. Составить диалог на тему "Разговор о прочитанном". "В магазине".2. Написать письмо приятелю с рассказом о прочи-танном. |
4 | Практическая работа 1 | Речевое общение. Языковые и неязыковые средства общения. | Организовать работу уча-щихся по различению язы-ковых и неязыковых средств общения. Показать преимущество языковых средств перед неязы-ковыми. Способы общения животных. | Неязыковые средства. Язык как система знаков. Жесты, сигналы, коды, символы. | | Подготовить материал для урока-экспери-мента: система дорожных знаков, значение жестов, коды и шифры (сценки, сообщения, материал к игре) |
5 | | Речевой этикет. | Помочь учащимся уяснить правила речевого общения, осознать социальную и личностную значимость изучаемого материала. Культура поведения, культура речи и речевой этикет как важные слагаемые личности. | Речевой этикет. | | Подготовить сценки и диалоги из истории этикета разных стран. |
6 | Практическая работа 2. Урок-игра. | Речевая ситуация и употребление этикетных формул. | Обеспечить усвоение уча-щимися норм и правил этикетных формул обра-щения, приветствия, про-щания, извинения, прось-бы, благодарности, пригла-шения. | Простите, из-вините, благо-дарю, спасибо, будьте добры, пожалуйста, прошу вас | | Подготовить речевую ситуацию-диалог а) с нарушением правил этикета, б) с соблю-дением правил ре-чевого этикета. |
7 | | Текст и его строение. | Организовать работу уча-щихся по обобщению зн-аний о тексте. Признаки текста. Тема и основная мысль текста. | Микротема. Абзац. | | Учебник рус. яз № 353 |
8 | | Смысловое и композиционное единство текста. | Организовать работу учащихся по изучению видов связей в тексте. Цепная и параллельная связи и их особенности. | Цепная связь. Параллельная связь. | | Учебник рус. яз №432 |
9 | | Цепная связь предложений в тексте. | Помочь учащимся находить и использовать средства цепной связи: лексический и грамматический повтор, повтор ключевого слова, синонимы и синонимические выражения, местоимения. | Синтаксичес-кий повтор, лексический повтор. | Синоним, синонимич-ное выраже-ние. | Анализ текста №1 "Сб. текстов для изложений 9 кл" Найдите цепную связь в тексте. Назовите средства связи. |
10 | | Параллельная связь предложений в тексте. | Организовать работу уча-щихся по нахождению в тексте параллельной связи между предложениями. Роль вводных слов, наречий места, времени, деепричастных оборотов при параллельной связи. Конкретизация и развитие основной мысли, данной в первом предложении. Однотипность синтакси-ческих конструкций. Роль выбора времени и вида глаголов. | Конкретизация и развитие мысли, синтак-сическая одно-типность | Вид, время глагола. | Составить план текста №3, № 4 (сборник изл. 9 кл с. 167, 169) |
11 | | Абзац | Актуализировать опыт учащихся по определению частей текста. Расширить понятие темы и микротемы, текста и микротекста. Строение абзаца. Значение первого предложения в абзаце. Комментирующая часть. | Абзац, микро-тема, микро-текст | Тема и назва-ние текста. | №411 уч рус яз. Назовите темы и мик-ротемы в тексте. Составьте плен текста. Перескажите его. |
12 | Практическая работа 3 | Микротема и микротекст. Анализ текста "Буран в степи" ("Капитанская дочка") | Организовать работу по формированию навыков определения темы, основной идеи, микротем в тексте. Логика разбивки текста на абзацы. | микротема. Микротекст. | Абзац. | Выразительно пере-сказать текст "Буран в степи". Составить план текста и определить виды связей между предложениями. № 433 уч рус яз |
13 | | Типы речи. Повествование. | Актуализировать знания учащихся о типах речи. Повествование как рассказ о каком-либо событии в его временной последова-тельности. Обязательность сюжета в повествовании. | Завязка. Разви-тие действия. Кульминация. Развязка. | Сюжет | Выучить конспект. Подобрать текст-повествование. До-казать, что данный текст – повествование. |
14 | | Описание как тип речи. Тексты описательного характера. | Организовать работу по выявлению признаков текста-описания. Перечис-ление признаков и свойств описываемого явления. Композиция описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод. | | | Проанализировать от-рывок "Степь" из повести Гоголя "Тарас Бульба" |
15 | Практическая работа 4 | Анализ текста описательно-го характера. Отрывок из повести Н. Гоголя "В Запорожской Сечи" | Формировать ЗУН по определению особенностей текста-описания. Роль описаний в речи. | Примерные тексты: в кн. контр и пров. работы с. 80-81 текст 1, 3; Сб. текстов изл для экз текст 11, 13. | Портрет, пейзаж, | Подготовить сооб-щения и анализы текстов описаний разных видов: опи-сание художественное и научное, портрет, пейзаж, описание предмета, картины (инд-групповые зада-ния, карточки). |
16 | Практическая работа 5 | Создание текста-описания по предложенному образцу. | Организовать работу учащихся по форми-рованию ЗУН анализа текста-описания и само-стоятельному созданию описания по предло-женному образцу. | Работа с карточками, № 411, 412 уч рус. яз, | | Закончить работу по созданию собствен-ного текста. |
17 | | Типы речи. Рассуждение. | Организовать работу учащихся по определению особенностей текста-рассуждения. Рассуждение как словесное изложение, разъяснение и подтвер-ждение какой-либо мысли. Композиция текста-рас-суждения. Логическая и грамматическая связь меж-ду предложениями в рас-суждении. Синтаксис текста-рассуждения. | Тезис - аргументы - вывод. | | Анализ текста 32, 33 из сборника текстов изложений для экзамен 9 кл с. 73, 75. |
18 | Практическая работа 6 | Рассуждение. Анализ текста-рассуждения. | Организовать работу учащихся по коррекции знаний. Формировать ЗУН анализа текста-рассуж-дения. | Тезис, аргумен-ты. Какими мо-гут быть аргу-менты. Роль элементов по-вествования и описания. | | Написать самостоятельное рассуждение по текстам 32, 33. |
19 | | Способы доказательства мысли в рассуждении | Помочь учащимся в формировании ЗУН подбора доказательств в рассуждении. Логическое построение доказательств. Конкретные примеры. Доказательства от против-ного.Опровержение мысли. | Корректность высказывания, логичность доказательств. Употребление формулировок типа: если… | | |
20 | | Логика и соотношение частей в тексте. Работа с рассказом И. Бунина "Лапти" (Сб. изл 9 кл № 5). | Организовать работу учащихся по формированию ЗУН переработки текста. Чем отличается план от тезисов. Простой и сложный план. Определение места предложения в тексте. | Практическое составление плана предло-женного текста. Опреде-ление места предложения в тексте. | Композиция повествова-ния, рассуж-дения, описа-ния. | Составить план высказываний Ломоносова № 431 уч рус яз. |
21 | Практическая работа 7 | Тезисы и выписки. | Организовать работу учащихся по составлению тезисного план формиро-ванию умений делать не-обходимые выписки при работе с текстом. Необхо-димость тезисов и выписок при подготовке сообщений, докладов, рефератов. Рабо-та с источником, карточ-кой, самостоятельно. Выбо-рочный пересказ текста. | Тезисы, выписки, сообщения | | Подготовить устное сообщение: Великие писатели о русском языке, Известные русские лингвисты, Я хочу рассказать о подвиг, человеке и т. д. Тезисы и выписки своего сообщения |
22 | | Конспект | Помочь учащимся в формировании навыков составления конспектов. Конспект как краткое письменное изложение содержания текста. План - тезисы – конспект. Состав-ление плана и сокращение в нем необязательных пунк-тов. Определение главного и второстепенного в остав-шихся частях. Упрощение сложных синтаксических конструкций. | Составление конспекта по ст. домашнего задания. | План, тезисы. Причастные и деепричаст-ные обороты. Простые и сложные предложения. | Составить план и конспект № 428 уч рус яз. |
23 | Практическая работа 8 | Аннотация как вид сокращенного текста. | Организовать работу уч-ся по составлению аннотаций. Формирование ЗУН по сокращению текста. Чему и кому посвящена книга? Каковы её основные темы и проблемы? Чем интересна книга? | Аннотация. Составление аннотаций к произведени-ям Пушкина, Гоголя, Лермонтова. | | Напишите аннотацию к одной из ваших любимых книг. |
24 | | Предложение как единица текста. | Организовать работу по изучению роли предло-жения как единицы текста. Выбор синтаксической конструкции и его зави-симость от типа и стиля речи. Простые и сложные предложения в тексте и их роль. Предложения с одно-родными и обособленными членами и их роль в тексте. Разнообразие синтакси-ческих конструкций и его значений. | Роль вводных слов, союзов, частиц в соеди-нении предло-жений. | Цепная и параллельная связь | Определить тип текста, количество простых, осложнен-ных и сложных пред-ложений. Какую роль играет в тексте выбор синтаксической конструкции? №418, 422 уч рус яз |
25 | Практическая работа 9 | Синонимичные синтакси-ческие конструкции. | Организовать работу по формированию ЗУН использования в тексте синонимических конструкций. | Работа по си-нонимичной замене синтак-сических конструкций в тексте. Выбор вариантов. | Сложнопдчи-ненное пред-ложение, при-частные и деепричаст-ные обороты. Прямая и косвенная речь. Одно-составные предложения. | №403, 373№ 311 уч рус яз |
26 | | Слово как единица текста. Синонимы и их роль в тексте | Организовать работу уч-ся по нахождению, опреде-лению синонимов в тексте. Точность словоупотреб-ления. Идеографические синонимы. Стилистически окрашенные синонимы. Контекстуальные синони-мы. Синонимы как выра-зительно-зобразительные средства. Синонимический ряд. | Нахождение синонимов в тексте, опреде-ление их роли. Работа со сло-варем. Идеографичес-кие, стилис-тически окра-шенные, контекстуаль-ные синони-мы. | Синонимы. Однозначные и многознач-ные слова. | По кн. Введенской "Русское слово" № 51, 69, 71, 72, 74 (карточки). |
27 | | Антонимы. | Организовать работу уч-ся по изучению структуры антонимов, их исполь-зованию в речи. Много-значные слова и их анто-нимы. Синонимичные пары антонимов, контексту-альные антонимы стилис-тические приемы, осно-ванные на применении ан-тонимов.Словари атонимов. | Контекстуальные антонимы Однокорневые и разнокорне-вые антонимы. Антитеза и оксюморон. | Антонимы | Карт. Из кн."Русское слово" №76,77,82, 83, 84,85, 86, 87,88, 89. |
28 | | Происхождение слова и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова. | Организовать работу по изучению состава русского языка с точки зрения его происхождения. Исконно русские слова: общесла-вянские, восточно-сла-вянские (древнерусские) и собственно русские. При-чины появления заимст-вованных слов. Как заимствования отличить от исконно русских слов. Старославянизмы в составе русского литературного языка. | Старославянизмы, экзотичес-кие слова. Этимологический словарь и словарь иностранных слов. | Заимствова-ния. Исконно русские сло-ва. | № 15, 20 в кн "Русское слово". Работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов. Подготовить сообщения о профессиональных, диалектных, жаргонных словах. |
29 | | Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. | Организовать работу уч-ся по расширению представ-ления, ЗУН о диалектных, профессиональных, жаргонных словах. | Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы. | | № 34, 35, 38 в кн "Русское слово" |
30 | Семинарское занятие. | Устаревшее и новое в русском языке. | Помочь уч-ся ответить на вопросы: почему и зачем в словарном составе языка возникают и существуют устаревшие и новые слова? Какую роль играют устаревшие и новые слова в тексте? | Историзмы, архаизмы, диалектизмы. | | Найти историзмы, неологизмы в "Песня про царя..." М. Ю. Лермонтова и А. Толстого "Князь Серебряный". Опре-делить их роль в тексте, объяснить значение с помощью толкового словаря. |
31 | | Слово в тексте и в контексте. | Организовать работу уч-ся по определению значения и роли слова в тексте и в контексте. Роль эмоционально окрашенной лексики. Стили речи и нормы употребления слов. | Работа по коррекции до-машнего зада-ния. Анализ до-машней работы | Контекстуальные синони-мы и анто-нимы. | Морфемный и словообразовательный разбор. |
32 | | Словообразование, состав слова и словоупотребление. | Помочь учащимся уяснить роль словообразовательных аффиксов в построении словообразовательных мо-делей. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Лексическое и грамматическое значение суффиксов и приставок. Стилистически и эмо-ционально окрашенные суффиксы и приставки. Детское словотворчество и неологизмы. | Синонимичные морфемы. Стилистически окрашенные морфемы. | Морфемы, способы сло-вообразова-ния | Морфемный анализ текста из 15-20 слов по выбору учащегося. Какие морфемы придают тексту сти-листическую и эмоцинальную окраску. |
33 | | Фразеологизмы и их роль в речи. | Организовать работу уча-щихся по различению фра-зеологизмов и свободных словосочетаний. Фразеоло-гизм и его признаки. Точ-ность и образность фра-зеологизма. Целостность значения. Постоянство лексического состава. Фразеологические словари. | Фразеологичес-кий оборот, идиома, свободное словосочетание. | фразеология как раздел науки о языке. | № 16, 17, 18. Найти во фразеолог. словаре значение фразеоло-гизмов: кануть в лету, развесистая клюква, во всю ивановскую. Найти фразеологиз-мы в любом тексте, объяснить их зна-чение, и роль в тексте. |
34 | Практическая работа 10 | Синонмичные и антонимич-ные фразеологизмы. Лингвистический эксперимент. | Закрепить знания учащихся о фразеологизмах, умение находить их в тексте и навыки употребления в речи. Стилистические и эмоциональные оттенки значений фразеологизмов-синонимов. Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизма в речи. Авторское изменение фразеологизма в речи. | Фразеологизмы синонимы. Фразеологизмы-антонимы. | Стили речи | № 84, 87 в кн. "Русское слово" |