СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Теория и практика русского языка»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учеников 8 классов. Особенностью данного элективного курса  является его направленность на формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности, а также углубление знаний о языке как целостной структуре, его законах и правилах. При этом мы ставим перед собой задачу помочь учащимся овладеть всеми средствами языкового общения осознанно, представить язык как единую систему, а не как набор орфографических и пунктуационных правил и через постижение красоты родной речи воспитывать любовь и уважение к русскому языку как национальному достоянию.          

Решение этих конкретных задач позволит достичь конечной цели изучения курса " Теория и практика русского языка " – формирования навыков свободного владения родным языком в его устной и письменной формах, а также воспитания граждан – носителей правильной речи и ценителей родного слова.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Теория и практика русского языка»»














Рабочая программа

элективного курса по русскому языку для 8 класса

«Теория и практика русского языка»








Разработчик: учитель русского языка и литературы Алферьева М.Б.





















Пояснительная записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учеников 8 классов. Особенностью данного элективного курса является его направленность на формирование и совершенствование основных видов речевой деятельности, а также углубление знаний о языке как целостной структуре, его законах и правилах. При этом мы ставим перед собой задачу помочь учащимся овладеть всеми средствами языкового общения осознанно, представить язык как единую систему, а не как набор орфографических и пунктуационных правил и через постижение красоты родной речи воспитывать любовь и уважение к русскому языку как национальному достоянию.

Решение этих конкретных задач позволит достичь конечной цели изучения курса " Теория и практика русского языка " – формирования навыков свободного владения родным языком в его устной и письменной формах, а также воспитания граждан – носителей правильной речи и ценителей родного слова.

В структуре элективного курса большое внимание уделяется важнейшей единице языка – тексту: его строению и стилистическим особенностям, а также его составляющим: предложению и слову. Общий принцип построения курса– от общего к частному и конкретному. Язык – это средство общения. Речь – конкретное выражение языка. Текст – важнейшая единица языка. Текст состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Следовательно, чтобы говорить грамотно и хорошо, необходимо овладеть умениями и навыками обращения с каждым из звеньев данной цепочки.

Содержание элективного курса предполагает углубление знаний о лингвистической деятельности человека, о происхождении языков и речевом этикете, формирование умений анализа готового текста и создания собственного высказывания. Более подробное, чем на уроках русского языка, знакомство со стилистикой, лексикологией, законами словообразования помогут учащимся овладеть навыками редактирования. Кроме того, такая работа дает возможность учащимся основательнее подготовиться к экзамену по русскому языку за курс неполной средней школы и, конечно, к овладению такой формой письменного высказывания, как сочинение.

Содержание элективного курса дает возможность использования самых разнообразных методов и форм работы. Это могут быть лекции и эвристические беседы, лингвистические эксперименты, анализ текста, редактирование, семинарские и практические занятия, творческие задания, различные игровые ситуации и т. д.

Элективный курс рассчитан на 34 часа в 8 классе и 34 часа в 9 классе. Такое количество часов дает возможность расширить и углубить знания учащихся о языке, организовать работу по практическому формированию умений и навыков анализа текста, создания собственного связного высказывания и редактирования его.


Структурное содержание программы

Класс

Основные цели и задачи

Основное содержание программы.

8 класс

Постижение языка как целостной исторически сложившейся системы человеческого общения. Умение анализировать текст с точки зрения его строения, типа речи, лексико-фразеологических и синтаксических средств. Навыки устного и письменного рассказывания.

1. Лингвистика и деятельность человека. Язык как средство общения.

2. Устная и письменная речь. Понятие о литературном языке.

3. Речевой этикет. Речевая ситуация.

4. Текст, его признаки. Типы текста.

5. Предложение в тексте.

6. Слово в тексте. Словарный состав языка.

7. Состав слова и словообразование.

8. Фразеологизмы и их роль в речи

Основное содержание программы.

1. Лингвистика и деятельность человека. Язык как средство речевого общения. Основные единицы языка. Происхождение языка. Вопрос об искусственных языках.

2. Речевое общение. Единство двух его сторон (передача и восприятие смысла). Формы общения. Устная и письменная речь. Понятие о литературном языке.

3. Языковые и неязыковые средства общения. Жесты, сигналы, коды, символы. Способы общения животных.

4. Речевой этикет. Правила речевого общения. Культура поведения, культура речи и речевой этикет.

5.Из истории русского речевого этикета. Обращение. Нормы русского литературного языка. Нормативная и ненормативная лексика. Орфоэпическая норма.

6. Речевая ситуация и употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности, поздравления, приглашения.

7.Текст и его строение. Признаки текста. Тема и основная мысль текста. Смысловое и композиционное единство. Виды связей в тексте: цепная и параллельная. Абзац.

8. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

9. Логика и соотношение частей в тексте. План, тезисы, выписки, конспект. Аннотация как вид сокращенного текста. Выборочный и сжатый пересказ текста.

10. Предложение как единица текста. Выбор синтаксической конструкции. Простые и сложные предложения. Синонимичные синтаксические конструкции.

11. Слово как единица текста. Синонимы и их роль в тексте. Антонимы. Происхождение слова (исконно русские, старославянские, заимствованные слова). Сферы употребления слова. Общеупотребительная лексика. Диалектные, профессиональные, жаргонные слова и их употребление в речи. Слово в тексте и в контексте. Эмоционально окрашенная лексика. Стили речи и нормы употребления слов.

12. Словообразование, состав слова и словоупотребление. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Роль словообразовательных аффиксов в построении словообразовательных моделей. Лексическое и грамматическое значение приставок и суффиксов. Стилистически и эмоционально окрашенные приставки и суффиксы. Детское словотворчество и неологизмы.

13. Фразеологизмы и их роль в речи. Фразеологизм и его признаки. Отличие фразеологизмов от слов и свободных словосочетаний. Синонимичные и антонимичные фразеологизмы. Образность фразеологизмов. Источники русских фразеологизмов.


Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты:

владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

  • • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
    • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

  • • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

  • свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

  • • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Говорение и письмо:

  • • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

  • • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
    • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  • применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

  • коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.



Предметные результаты:

  • представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

  • понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

  • освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

  • опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

  • проведение многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

  • понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

  • осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.





















Календарно-тематическое планирование.

Элективный курс по русскому языку «Теория и практика русского языка»

8 класс


Особенности урока

Тема

Основные цели, содержание, предметные результаты образования

Теоретические понятия, Рр

Повторение

Задания для учащихся

1

Вводное занятие.

Лингвистика и деятельность человека. Язык как средство речевого общения.

Помочь уч-ся понять функ-цию языка в деятельности человека как средства речевого общения. Основ-ные единицы языка.

Язык как средство речевого общения.

Фонема, мор-фема, слово, предложение,текст, микро-текст

Знать основные единицы язык и их функции.

2

Происхождение языка.

Организовать работу учащихся по ознакомлению с историей русского языка, исторической грамматике. Как учили грамоте на Руси. Родственные языки. Вопрос об искусственных языках.

Праязык, язык-основа, славян-ские языки.

Выучить конспект лекции.

3

Речевое общение.

Обеспечить понимание принципа единства двух сторон речевого общения. Передача и восприятие смысла. Устная и пись-менная формы общения. Понятие о литературном языке.

Устная и письменная речь. Речевое общение. Язык и речь.

Лингвистика как наука о языке.

1. Составить диалог на тему "Разговор о прочитанном". "В магазине".2. Написать письмо приятелю с рассказом о прочи-танном.

4

Практическая работа 1

Речевое общение. Языковые и неязыковые средства общения.

Организовать работу уча-щихся по различению язы-ковых и неязыковых средств общения. Показать преимущество языковых средств перед неязы-ковыми. Способы общения животных.

Неязыковые средства. Язык как система знаков. Жесты, сигналы, коды, символы.


Подготовить материал для урока-экспери-мента: система дорожных знаков, значение жестов, коды и шифры (сценки, сообщения, материал к игре)

5


Речевой этикет.

Помочь учащимся уяснить правила речевого общения, осознать социальную и личностную значимость изучаемого материала. Культура поведения, культура речи и речевой этикет как важные слагаемые личности.

Речевой этикет.


Подготовить сценки и диалоги из истории этикета разных стран.

6

Практическая работа 2. Урок-игра.

Речевая ситуация и употребление этикетных формул.

Обеспечить усвоение уча-щимися норм и правил этикетных формул обра-щения, приветствия, про-щания, извинения, прось-бы, благодарности, пригла-шения.

Простите, из-вините, благо-дарю, спасибо, будьте добры, пожалуйста, прошу вас


Подготовить речевую ситуацию-диалог а) с нарушением правил этикета, б) с соблю-дением правил ре-чевого этикета.

7


Текст и его строение.

Организовать работу уча-щихся по обобщению зн-аний о тексте. Признаки текста. Тема и основная мысль текста.

Микротема. Абзац.


Учебник рус. яз № 353

8


Смысловое и композиционное единство текста.

Организовать работу учащихся по изучению видов связей в тексте. Цепная и параллельная связи и их особенности.

Цепная связь. Параллельная связь.


Учебник рус. яз №432

9


Цепная связь предложений в тексте.

Помочь учащимся находить и использовать средства цепной связи: лексический и грамматический повтор, повтор ключевого слова, синонимы и синонимические выражения, местоимения.

Синтаксичес-кий повтор, лексический повтор.

Синоним, синонимич-ное выраже-ние.

Анализ текста №1 "Сб. текстов для изложений 9 кл" Найдите цепную связь в тексте. Назовите средства связи.

10


Параллельная связь предложений в тексте.

Организовать работу уча-щихся по нахождению в тексте параллельной связи между предложениями. Роль вводных слов, наречий места, времени, деепричастных оборотов при параллельной связи. Конкретизация и развитие основной мысли, данной в первом предложении. Однотипность синтакси-ческих конструкций. Роль выбора времени и вида глаголов.

Конкретизация и развитие мысли, синтак-сическая одно-типность

Вид, время глагола.

Составить план текста №3, № 4 (сборник изл. 9 кл с. 167, 169)

11


Абзац

Актуализировать опыт учащихся по определению частей текста. Расширить понятие темы и микротемы, текста и микротекста. Строение абзаца. Значение первого предложения в абзаце. Комментирующая часть.

Абзац, микро-тема, микро-текст

Тема и назва-ние текста.

№411 уч рус яз. Назовите темы и мик-ротемы в тексте. Составьте плен текста. Перескажите его.

12

Практическая работа 3

Микротема и микротекст. Анализ текста "Буран в степи" ("Капитанская дочка")

Организовать работу по формированию навыков определения темы, основной идеи, микротем в тексте. Логика разбивки текста на абзацы.

микротема. Микротекст.

Абзац.

Выразительно пере-сказать текст "Буран в степи". Составить план текста и определить виды связей между предложениями. № 433 уч рус яз

13


Типы речи. Повествование.

Актуализировать знания учащихся о типах речи. Повествование как рассказ о каком-либо событии в его временной последова-тельности. Обязательность сюжета в повествовании.

Завязка. Разви-тие действия. Кульминация. Развязка.

Сюжет

Выучить конспект. Подобрать текст-повествование. До-казать, что данный текст – повествование.

14


Описание как тип речи. Тексты описательного характера.

Организовать работу по выявлению признаков текста-описания. Перечис-ление признаков и свойств описываемого явления. Композиция описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод.



Проанализировать от-рывок "Степь" из повести Гоголя "Тарас Бульба"

15

Практическая работа 4

Анализ текста описательно-го характера. Отрывок из повести Н. Гоголя "В Запорожской Сечи"

Формировать ЗУН по определению особенностей текста-описания. Роль описаний в речи.

Примерные тексты: в кн. контр и пров. работы с. 80-81 текст 1, 3; Сб. текстов изл для экз текст 11, 13.

Портрет, пейзаж,

Подготовить сооб-щения и анализы текстов описаний разных видов: опи-сание художественное и научное, портрет, пейзаж, описание предмета, картины (инд-групповые зада-ния, карточки).

16

Практическая работа 5


Создание текста-описания по предложенному образцу.

Организовать работу учащихся по форми-рованию ЗУН анализа текста-описания и само-стоятельному созданию описания по предло-женному образцу.

Работа с карточками, № 411, 412 уч рус. яз,


Закончить работу по созданию собствен-ного текста.

17


Типы речи. Рассуждение.

Организовать работу учащихся по определению особенностей текста-рассуждения. Рассуждение как словесное изложение, разъяснение и подтвер-ждение какой-либо мысли. Композиция текста-рас-суждения. Логическая и грамматическая связь меж-ду предложениями в рас-суждении. Синтаксис текста-рассуждения.

Тезис - аргументы - вывод.


Анализ текста 32, 33 из сборника текстов изложений для экзамен 9 кл с. 73, 75.

18

Практическая работа 6

Рассуждение. Анализ текста-рассуждения.

Организовать работу учащихся по коррекции знаний. Формировать ЗУН анализа текста-рассуж-дения.

Тезис, аргумен-ты. Какими мо-гут быть аргу-менты. Роль элементов по-вествования и описания.


Написать самостоятельное рассуждение по текстам 32, 33.

19


Способы доказательства мысли в рассуждении

Помочь учащимся в формировании ЗУН подбора доказательств в рассуждении. Логическое построение доказательств. Конкретные примеры. Доказательства от против-ного.Опровержение мысли.

Корректность высказывания, логичность доказательств. Употребление формулировок типа: если…



20


Логика и соотношение частей в тексте. Работа с рассказом И. Бунина "Лапти" (Сб. изл 9 кл № 5).

Организовать работу учащихся по формированию ЗУН переработки текста. Чем отличается план от тезисов. Простой и сложный план. Определение места предложения в тексте.

Практическое составление плана предло-женного текста. Опреде-ление места предложения в тексте.

Композиция повествова-ния, рассуж-дения, описа-ния.

Составить план высказываний Ломоносова № 431 уч рус яз.

21

Практическая работа 7

Тезисы и выписки.

Организовать работу учащихся по составлению тезисного план формиро-ванию умений делать не-обходимые выписки при работе с текстом. Необхо-димость тезисов и выписок при подготовке сообщений, докладов, рефератов. Рабо-та с источником, карточ-кой, самостоятельно. Выбо-рочный пересказ текста.

Тезисы, выписки, сообщения


Подготовить устное сообщение: Великие писатели о русском языке, Известные русские лингвисты, Я хочу рассказать о подвиг, человеке и т. д. Тезисы и выписки своего сообщения

22


Конспект

Помочь учащимся в формировании навыков составления конспектов. Конспект как краткое письменное изложение содержания текста. План - тезисы – конспект. Состав-ление плана и сокращение в нем необязательных пунк-тов. Определение главного и второстепенного в остав-шихся частях. Упрощение сложных синтаксических конструкций.

Составление конспекта по ст. домашнего задания.

План, тезисы. Причастные и деепричаст-ные обороты. Простые и сложные предложения.

Составить план и конспект № 428 уч рус яз.

23

Практическая работа 8

Аннотация как вид сокращенного текста.

Организовать работу уч-ся по составлению аннотаций. Формирование ЗУН по сокращению текста. Чему и кому посвящена книга? Каковы её основные темы и проблемы? Чем интересна книга?

Аннотация. Составление аннотаций к произведени-ям Пушкина, Гоголя, Лермонтова.


Напишите аннотацию к одной из ваших любимых книг.

24


Предложение как единица текста.

Организовать работу по изучению роли предло-жения как единицы текста. Выбор синтаксической конструкции и его зави-симость от типа и стиля речи. Простые и сложные предложения в тексте и их роль. Предложения с одно-родными и обособленными членами и их роль в тексте. Разнообразие синтакси-ческих конструкций и его значений.

Роль вводных слов, союзов, частиц в соеди-нении предло-жений.

Цепная и параллельная связь

Определить тип текста, количество простых, осложнен-ных и сложных пред-ложений. Какую роль играет в тексте выбор синтаксической конструкции? №418, 422 уч рус яз

25

Практическая работа 9

Синонимичные синтакси-ческие конструкции.

Организовать работу по формированию ЗУН использования в тексте синонимических конструкций.

Работа по си-нонимичной замене синтак-сических конструкций в тексте. Выбор вариантов.

Сложнопдчи-ненное пред-ложение, при-частные и деепричаст-ные обороты. Прямая и косвенная речь. Одно-составные предложения.

№403, 373№ 311 уч рус яз

26


Слово как единица текста. Синонимы и их роль в тексте

Организовать работу уч-ся по нахождению, опреде-лению синонимов в тексте. Точность словоупотреб-ления. Идеографические синонимы. Стилистически окрашенные синонимы. Контекстуальные синони-мы. Синонимы как выра-зительно-зобразительные средства. Синонимический ряд.

Нахождение синонимов в тексте, опреде-ление их роли. Работа со сло-варем. Идеографичес-кие, стилис-тически окра-шенные, контекстуаль-ные синони-мы.

Синонимы. Однозначные и многознач-ные слова.

По кн. Введенской "Русское слово" № 51, 69, 71, 72, 74 (карточки).

27


Антонимы.

Организовать работу уч-ся по изучению структуры антонимов, их исполь-зованию в речи. Много-значные слова и их анто-нимы. Синонимичные пары антонимов, контексту-альные антонимы стилис-тические приемы, осно-ванные на применении ан-тонимов.Словари атонимов.

Контекстуальные антонимы Однокорневые и разнокорне-вые антонимы. Антитеза и оксюморон.

Антонимы

Карт. Из кн."Русское слово" №76,77,82, 83, 84,85, 86, 87,88, 89.

28


Происхождение слова и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова.

Организовать работу по изучению состава русского языка с точки зрения его происхождения. Исконно русские слова: общесла-вянские, восточно-сла-вянские (древнерусские) и собственно русские. При-чины появления заимст-вованных слов. Как заимствования отличить от исконно русских слов. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

Старославянизмы, экзотичес-кие слова. Этимологический словарь и словарь иностранных слов.

Заимствова-ния. Исконно русские сло-ва.

№ 15, 20 в кн "Русское слово". Работа с этимологическим словарем и словарем иностранных слов. Подготовить сообщения о профессиональных, диалектных, жаргонных словах.

29


Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Организовать работу уч-ся по расширению представ-ления, ЗУН о диалектных, профессиональных, жаргонных словах.

Диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы.


№ 34, 35, 38 в кн "Русское слово"

30

Семинарское занятие.

Устаревшее и новое в русском языке.

Помочь уч-ся ответить на вопросы: почему и зачем в словарном составе языка возникают и существуют устаревшие и новые слова? Какую роль играют устаревшие и новые слова в тексте?

Историзмы, архаизмы, диалектизмы.


Найти историзмы, неологизмы в "Песня про царя..." М. Ю. Лермонтова и А. Толстого "Князь Серебряный". Опре-делить их роль в тексте, объяснить значение с помощью толкового словаря.

31


Слово в тексте и в контексте.

Организовать работу уч-ся по определению значения и роли слова в тексте и в контексте. Роль эмоционально окрашенной лексики. Стили речи и нормы употребления слов.

Работа по коррекции до-машнего зада-ния. Анализ до-машней работы

Контекстуальные синони-мы и анто-нимы.

Морфемный и словообразовательный разбор.

32


Словообразование, состав слова и словоупотребление.

Помочь учащимся уяснить роль словообразовательных аффиксов в построении словообразовательных мо-делей. Словообразование как основной путь пополнения словарного состава языка. Лексическое и грамматическое значение суффиксов и приставок. Стилистически и эмо-ционально окрашенные суффиксы и приставки. Детское словотворчество и неологизмы.


Синонимичные морфемы. Стилистически окрашенные морфемы.

Морфемы, способы сло-вообразова-ния

Морфемный анализ текста из 15-20 слов по выбору учащегося. Какие морфемы придают тексту сти-листическую и эмоцинальную окраску.

33

Фразеологизмы и их роль в речи.

Организовать работу уча-щихся по различению фра-зеологизмов и свободных словосочетаний. Фразеоло-гизм и его признаки. Точ-ность и образность фра-зеологизма. Целостность значения. Постоянство лексического состава. Фразеологические словари.

Фразеологичес-кий оборот, идиома, свободное словосочетание.

фразеология как раздел науки о языке.

№ 16, 17, 18. Найти во фразеолог. словаре значение фразеоло-гизмов: кануть в лету, развесистая клюква, во всю ивановскую. Найти фразеологиз-мы в любом тексте, объяснить их зна-чение, и роль в тексте.

34

Практическая работа 10

Синонмичные и антонимич-ные фразеологизмы. Лингвистический эксперимент.

Закрепить знания учащихся о фразеологизмах, умение находить их в тексте и навыки употребления в речи. Стилистические и эмоциональные оттенки значений фразеологизмов-синонимов. Образность фразеологизмов. Выбор фразеологизма в речи. Авторское изменение фразеологизма в речи.

Фразеологизмы синонимы. Фразеологизмы-антонимы.

Стили речи

№ 84, 87 в кн. "Русское слово"


Всего уроков 34

Практических работ 10













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!