Программа элективного курса по русскому языку
«Теория и практика написания сочинения»
для учащихся 10-го класса
(профильный уровень)
Пояснительная записка
Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и нацелен на качественную подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, в том числе – части С.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования, поскольку задание С1 (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности, требующее развернутого ответа и проверяющее умение учащегося создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
Программа рассчитана на учащихся 10 классов и представляет систему поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать на итоговой аттестации по предмету.
Программа учитывает специфику КИМов, в нее включены основные модели части С, которая представляет наибольшую трудность для учащихся на ЕГЭ.
Программа позволяет учителю скорректировать основные лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции учащихся.
Цель
Основная цель курса – помочь учащимся успешно справиться с заданием части С: познакомить их с основными требованиями к этому виду работы, изучить модели построения сочинения-рассуждения и успешно применять полученные знания на практике.
Кроме того, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.
Задачи
Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.
Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.
Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.
Работать над типичными ошибками в части С.
Содержание курса «Теория и практика написания сочинения»
В программе курса рассматриваются основные принципы построения сочинения-рассуждения (часть С).
Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений учащихся в области письменной речи.
Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения части С ЕГЭ и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.
Структура курса «Теория и практика написания сочинения»
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме «Теория и практика написания сочинений разных жанров».
Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания, пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.
Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)
2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).
Программа рассчитана на 34 занятия (0,5 часа в неделю).
Ожидаемые результаты
В результате усвоения курса учащиеся должны:
Знать:
Специфику написания сочинения-рассуждения.
Основные теоретические положения о структуре, композиции, компонентах сочинения-рассуждения.
Уметь:
Выделять главную проблему текста.
Выстраивать комментарий к проблеме текста.
Определять позицию автора.
Аргументировать свою позицию.
Используемый учебно-методический комплекс
1. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2011.
2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2010.
3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.
4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2011.
5. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). М.: «Астрель», 2009.
6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011.
7. СимаковаЕ.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2008.
8. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2005.
9. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С). М., 2006.
10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение задания части 3 (С). М., 2007.
11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2008.
12. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)» / Г.Т. Егораева. – М., 2011.
Тематическое планирование курса
«Теория и практика написания сочинения»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во занятий |
1 | Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения. | 1 |
2 | Знакомство с критериями оценивания части С. | 1 |
3 | Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы. | 1 |
4 | Способы выявления основных проблем в тексте. Практикум. Выбор одной проблемы из нескольких. | 1 |
5 | Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. | 1 |
6 | Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование. | 1 |
7 – 8 | Практикум по выявлению проблематики текста. | 2 |
9 | Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста. Способы ее включения в сочинение. | 1 |
10 | Авторская позиция. Как определить авторскую позицию в тексте? Типовые конструкции для выражения авторской позиции. | 1 |
11 | Автор и рассказчик: в чем разница? | 1 |
12 | Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора. | 1 |
13 – 14 | Практикум по определению позиции автора. | 2 |
15 | Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств самого автора в предложенных текстах. | 1 |
16 – 17 | Авторский комментарий к проблеме текста. Оформление текстуального комментария. Практикум. | 2 |
18 – 19 | Отработка умений оформления трех частей сочинения: проблема, точка зрения автора, комментарий автора к поднятой проблеме. | 2 |
20 – 21 | Аргументация собственной позиции. Виды аргументов (из жизни, из литературы). | 2 |
22 | Структура аргумента. Практикум. | 1 |
23 | Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения. | 1 |
24 – 25 | Аргументация собственной точки зрения по проблеме. Практикум. | 2 |
26 | Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями. | 1 |
27 – 28 | Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Практикум. | 2 |
29 – 30 | Анализ ученических сочинений (часть С). Коррекция ошибок. Устранение недочетов. | 2 |
31 – 34 | Практикум по написанию части С (на материале текстов из вариантов ЕГЭ). | 4 |
| | = 34 |