СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса по русскому языку «Теория и практика написания сочинения» для учащихся 10-го класса (профильный уровень) - 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10-11 классов»

Программа элективного курса по русскому языку

«Теория и практика написания сочинения»

для учащихся 10-го класса

(профильный уровень)


Пояснительная записка

Элективный курс «Теория и практика написания сочинения» составлен на основании Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утвержден приказом МО от 05.03.04 №1089) и нацелен на качественную подготовку выпускников к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, в том числе – части С.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования, поскольку задание С1 (сочинение) является заданием повышенного уровня сложности, требующее развернутого ответа и проверяющее умение учащегося создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Программа рассчитана на учащихся 10 классов и представляет систему поэтапной работы над сочинением, которое предлагается написать на итоговой аттестации по предмету.

Программа учитывает специфику КИМов, в нее включены основные модели части С, которая представляет наибольшую трудность для учащихся на ЕГЭ.

Программа позволяет учителю скорректировать основные лингвистические, языковые и коммуникативные компетенции учащихся.


Цель


Основная цель курса – помочь учащимся успешно справиться с заданием части С: познакомить их с основными требованиями к этому виду работы, изучить модели построения сочинения-рассуждения и успешно применять полученные знания на практике.

Кроме того, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами.


Задачи


  • Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.

  • Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

  • Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.

  • Работать над типичными ошибками в части С.

Содержание курса «Теория и практика написания сочинения»


В программе курса рассматриваются основные принципы построения сочинения-рассуждения (часть С).

Особенностью этого курса является его ориентированность на совершенствование умений учащихся в области письменной речи.

Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Учащимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться писать сочинения части С ЕГЭ и овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся. 


Структура курса «Теория и практика написания сочинения»

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится углублению знаний учащихся по теме «Теория и практика написания сочинений разных жанров».

Попутно повторяются и закрепляются трудные случаи правописания, пунктуации. Должное внимание уделяется лингвистическому анализу текста.


Почти на каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

1) Теоретическая часть (изучение требований, разбор трудных вопросов)

2) Практическая часть (отработка необходимых навыков).


Программа рассчитана на 34 занятия (0,5 часа в неделю).


Ожидаемые результаты


В результате усвоения курса учащиеся должны:

       Знать:

  • Специфику написания сочинения-рассуждения.

  • Основные теоретические положения о структуре, композиции, компонентах сочинения-рассуждения.

        Уметь:

  • Выделять главную проблему текста.

  • Выстраивать комментарий к проблеме текста.

  • Определять позицию автора.

  • Аргументировать свою позицию.


Используемый учебно-методический комплекс


1. «ЕГЭ. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами» / Г.Т. Егораева. – М., 2011.

2. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон. текст дан. - Москва: ФИПИ, 2010.

3. Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2011.

5. Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). М.: «Астрель», 2009.

6. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011.

7. СимаковаЕ.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2008.

8. Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2005.

9. Д. Архарова, Т. Долинина, А. Чудинов. «Русский язык. Единый государственный экзамен. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задание типа С). М., 2006.

10. Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Выполнение задания части 3 (С). М., 2007.

11. Русский язык. ЕГЭ. Материалы для экспертов. ФИПИ. М., 2008.

12. «ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С)» / Г.Т. Егораева. – М., 2011.


Тематическое планирование курса

«Теория и практика написания сочинения»


п/п

Тема занятия

Кол-во

занятий

1

Вводное занятие. О структуре экзаменационного сочинения.

1

2

Знакомство с критериями оценивания части С.

1

3

Тема текста и проблематика текста: в чем отличие? Типы проблем. Составление таблицы.

1

4

Способы выявления основных проблем в тексте. Практикум.

Выбор одной проблемы из нескольких.

1

5

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

1

6

Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. Редактирование.

1

7 – 8

Практикум по выявлению проблематики текста.

2

9

Авторская позиция. Знакомство с информацией об авторе текста.

Способы ее включения в сочинение.

1

10

Авторская позиция. Как определить авторскую позицию в

тексте? Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

1

11

Автор и рассказчик: в чем разница?

1

12

Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора.

1

13 – 14

Практикум по определению позиции автора.

2

15

Авторский комментарий к проблеме текста. Поиск доказательств

самого автора в предложенных текстах.

1

16 – 17

Авторский комментарий к проблеме текста. Оформление текстуального комментария. Практикум.

2

18 – 19

Отработка умений оформления трех частей сочинения: проблема,

точка зрения автора, комментарий автора к поднятой проблеме.

2

20 – 21

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов (из жизни, из литературы).

2

22

Структура аргумента. Практикум.

1

23

Типовые конструкции для выражения собственной точки зрения.

1

24 – 25

Аргументация собственной точки зрения по проблеме. Практикум.

2

26

Композиция сочинения. Основные средства связи между абзацами, предложениями.

1

27 – 28

Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. Практикум.

2

29 – 30

Анализ ученических сочинений (часть С). Коррекция ошибок.

Устранение недочетов.

2

31 – 34

Практикум по написанию части С (на материале текстов из вариантов

ЕГЭ).

4



= 34



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!