Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Павловская основная школа №2
Рассмотрено и принято СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на школьном методическом Зам. директора по УВР Директор МКОУ
объединении микрогруппы ________/_______________ / Павловской ОШ №2
учителей гуманитарного цикла «___» _______2018года « ___» _______ 2018
(протокол №1 от «__» __.2018г)
Руководитель ШМГ
____________(Рябова В.И.)
Модифицированная программа
элективного курса по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии. Развитие речи»
Классы: 9
Учитель: Рябова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая категория
Срок реализации – 17 часов
Форма реализации – элективный курс
Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, Русский язык 5-9 классы, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: «Просвещение», 2014г.;
Программы элективных курсов по филологическим дисциплинам в 9 классе, Формозова Н.Н.Ульяновск: ИПК ПРО 2005г.
Эксперты: ______________ Рябова В.И., учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО
__________________________________________________________
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач обучения русскому языку – формирование умений грамотного письма, а также умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Необходимо помнить, что достижение целей образовательного процесса осуществляется в процессе формирования и развития орфографической, пунктуационной, коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций в совокупности.
Слабо реализуются воспитательные возможности предмета «русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств личности школьника, его гражданского сознания; сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности; последовательного и глубокого приобщения к отечественной культуре и в то же время открытости для восприятия новых культур. Учитель- словесник должен показать учащимся роль русского языка и как средства сплочения народов России, и как языка межнационального общения, тем самым воспитывая у них чувство патриотизма и любви к родному языку и Родине.
В связи с тем, что стандарт общего образования по русскому языку развивает идеи действующего минимума содержания образования и характеризуется единым подходом в представлении целостной концепции его содержания на всех этапах обучения (начальная, основная, средняя), цели обучения должны быть сориентированы на развитие личности ученика основной школы и на его дальнейшее самоопределение с учетом его психофизических возможностей и учебных способностей и в соответствии с выбранным им уровнем освоения содержания образования по русскому языку. Содержание стандарта общего образования по русскому языку способствует предпрофильной подготовке учащихся 8/9 классов, которая призвана обеспечить условия для адекватного выбора школьниками дальнейшего обучения на старшей ступени ОУ и своей профессиональной карьеры в целом.
Введение предпрофильной подготовки в основной школе призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах посредством элективных курсов.
Существует необходимость углубления лингвистических знаний, расширения культурного контекста преподавания. В то же время важно учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие этому возрасту сложности: 1- отсутствие начитанности в области лингвистики, 2- недостаточная для выбора гуманитарного профиля осведомленность о процессах, протекающих в лингвистике, 3- неразвитость ( или недостаточная развитость) творческой деятельности, орфографической и пунктуационной грамотности.
На преодоление этих противоречий и нацелены специальные дополнительные курсы предпрофильной подготовки. Посредством элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки учащемуся основной школы открываются новые возможности для углубления содержания лингвистического образования и становления личности.
Элективные курсы для предпрофильной подготовки, являясь только дополнительными, не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Поэтому они могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ по русскому языку, так как позволяют сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их интересов с углублением базовой подготовки по русскому языку.
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии. Развитие речи» ориентирована на учащихся 9-х классов.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в области орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в знаниях учащихся, научить правильному с орфографической точки зрения письму как при самостоятельном изложении своих мыслей, так и при записи прослушанного или прочитанного текста. А также обеспечить возможность выбора учащимися направления углубленной учебной работы.
Задачи: формирование умений грамотного письма, а также умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Программа рассчитана на 34 часа.
Занятия элективного курса включают в себя теоретические сведения о трудных случаях орфографии, комплекс тренировочных упражнений, орфографический разбор, систему контрольных заданий, упражнения по развитию речи учащихся.
Формы организации учебной деятельности разнообразны: фронтальная, групповая и индивидуальная работа в классе под руководством учителя, а также различные виды самостоятельной деятельности учащихся.
Методика работы разнообразна: слово учителя, беседа, практическая работа с учебником, учебными пособиями, раздаточными дидактическими карточками, тестами, КИМами.
В процессе освоения элективного курса проводится мониторинг ЗУН школьников по орфографии, включающий в себя входной, промежуточный и итоговый контроль.
Учебно – тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Кол – во часов | Виды деят-ти учителя | Виды деят-ти учащихся |
1. | | Орфография как раздел науки о языке. Входной контроль. | 1 | Сообщение уч-ля, организация входного контроля | Слушание сообщения уч-ля и составление плана. Выполнение теста |
2. | | Безударные гласные корня | 1 | Беседа. Организация тренировочных упражнений, орфография чтения, работа с орфографическим словарем, проверочная работа | Составление опорной схемы. Выполнение тренировочных упражнений и проверочной работы. Орфографический разбор. Работа со словарем |
3. | | Правописание согласных в корне | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
4. | | Правописание о-е-ё после шипящих. Гласные и,ы после ц. | 1 | Беседа. Организация тренировочных упражнений | Составление опорной схемы. Выполнение тренировочных упражнений. Орфографический разбор. Работа со словарем |
5. | | Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов, причастий | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
6. | | Согласные (кроме н) в суффиксах существительных, прилагательных | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
7. | | Одна и две буквы н в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий | 2 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
8. | | Гласные е и и в окончаниях слов. Организация промежуточного контроля | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. раб. Организация промежуточного контроля | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р. Выполнение проверочной работы |
9. | | Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
10. | | Правописание сложных слов | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
11. | | Употребление и правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со словами | 1 | Беседа. Организация тренировочных упражнений | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
12. | | Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
13. | | Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов. Употребление больших букв | 1 | Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа | Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р |
14. | | Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста. Составление плана по тексту | 1 | Беседа. Организация тренировочных упражнений | Совершенствовать умение уч-ся определять тему, идею текста. Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей |
15. | | Приемы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема, ключевые слова | 1 | Беседа. Организация тренировочных упражнений | Знакомство с приемами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем. |
16. | | Типы речи. Стиль текста | | Беседа. Организация тренировочных упражнений | Повторений сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи |
17. | | Итоговый тест с последующим анализом | 1 | Беседа. Организация тренировочных упражнений | |