СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Одна из важнейших задач обучения русскому языку – формирование умений грамотного письма, а также умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.     Необходимо помнить, что достижение целей образовательного процесса осуществляется в процессе формирования и развития орфографической, пунктуационной, коммуникативной, языковой,  лингвистической, культуроведческой компетенций в совокупности.    Слабо реализуются воспитательные возможности предмета «русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств личности школьника, его гражданского сознания; сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности; последовательного и глубокого приобщения к отечественной культуре и в то же время открытости для восприятия новых культур. Учитель- словесник должен показать учащимся роль русского языка и как средства сплочения народов России, и как языка межнационального общения, тем самым воспитывая у них чувство патриотизма и любви к родному языку и Родине.   В связи с тем, что стандарт общего образования по русскому языку развивает идеи действующего минимума содержания образования и характеризуется единым подходом в представлении целостной концепции его содержания на всех этапах обучения (начальная, основная, средняя), цели обучения должны быть сориентированы на развитие личности ученика основной школы и на его дальнейшее самоопределение с учетом его психофизических возможностей и учебных способностей и в соответствии с выбранным им уровнем освоения содержания образования по русскому языку. Содержание стандарта  общего образования по русскому языку способствует предпрофильной подготовке учащихся 8/9 классов, которая призвана обеспечить условия для адекватного выбора  школьниками дальнейшего обучения на старшей ступени ОУ и своей профессиональной карьеры в целом.    Введение предпрофильной подготовки в основной школе призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах посредством элективных курсов.    Существует необходимость углубления лингвистических знаний, расширения культурного контекста преподавания. В то же время важно учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие этому возрасту сложности: 1- отсутствие начитанности в области лингвистики, 2- недостаточная для выбора гуманитарного профиля осведомленность о процессах, протекающих в лингвистике, 3- неразвитость ( или недостаточная развитость) творческой деятельности, орфографической и пунктуационной грамотности.   

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по русскому языку в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Павловская основная школа №2

Рассмотрено и принято СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на школьном методическом Зам. директора по УВР Директор МКОУ

объединении микрогруппы ________/_______________ / Павловской ОШ №2

учителей гуманитарного цикла «___» _______2018года « ___» _______ 2018

(протокол №1 от «__» __.2018г)

Руководитель ШМГ

____________(Рябова В.И.)



Модифицированная программа

элективного курса по русскому языку

«Трудные вопросы орфографии. Развитие речи»


Классы: 9

Учитель: Рябова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая категория

Срок реализации – 17 часов

Форма реализации – элективный курс

Программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений, Русский язык 5-9 классы, авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М.: «Просвещение», 2014г.;

Программы элективных курсов по филологическим дисциплинам в 9 классе, Формозова Н.Н.Ульяновск: ИПК ПРО 2005г.



Эксперты: ______________ Рябова В.И., учитель русского языка и литературы, руководитель ШМО

__________________________________________________________



Пояснительная записка


Одна из важнейших задач обучения русскому языку – формирование умений грамотного письма, а также умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Необходимо помнить, что достижение целей образовательного процесса осуществляется в процессе формирования и развития орфографической, пунктуационной, коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций в совокупности.

Слабо реализуются воспитательные возможности предмета «русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств личности школьника, его гражданского сознания; сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности; последовательного и глубокого приобщения к отечественной культуре и в то же время открытости для восприятия новых культур. Учитель- словесник должен показать учащимся роль русского языка и как средства сплочения народов России, и как языка межнационального общения, тем самым воспитывая у них чувство патриотизма и любви к родному языку и Родине.

В связи с тем, что стандарт общего образования по русскому языку развивает идеи действующего минимума содержания образования и характеризуется единым подходом в представлении целостной концепции его содержания на всех этапах обучения (начальная, основная, средняя), цели обучения должны быть сориентированы на развитие личности ученика основной школы и на его дальнейшее самоопределение с учетом его психофизических возможностей и учебных способностей и в соответствии с выбранным им уровнем освоения содержания образования по русскому языку. Содержание стандарта общего образования по русскому языку способствует предпрофильной подготовке учащихся 8/9 классов, которая призвана обеспечить условия для адекватного выбора школьниками дальнейшего обучения на старшей ступени ОУ и своей профессиональной карьеры в целом.

Введение предпрофильной подготовки в основной школе призвано стать важным средством для выбора профиля обучения в старших классах посредством элективных курсов.

Существует необходимость углубления лингвистических знаний, расширения культурного контекста преподавания. В то же время важно учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие этому возрасту сложности: 1- отсутствие начитанности в области лингвистики, 2- недостаточная для выбора гуманитарного профиля осведомленность о процессах, протекающих в лингвистике, 3- неразвитость ( или недостаточная развитость) творческой деятельности, орфографической и пунктуационной грамотности.

На преодоление этих противоречий и нацелены специальные дополнительные курсы предпрофильной подготовки. Посредством элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки учащемуся основной школы открываются новые возможности для углубления содержания лингвистического образования и становления личности.

Элективные курсы для предпрофильной подготовки, являясь только дополнительными, не нарушают целостность базовой общеобразовательной подготовки. Поэтому они могут быть использованы в сочетании с любой из действующих программ по русскому языку, так как позволяют сочетать развитие индивидуальных способностей учащихся, их интересов с углублением базовой подготовки по русскому языку.

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии. Развитие речи» ориентирована на учащихся 9-х классов.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся в области орфографии и пунктуации, восполнить пробелы в знаниях учащихся, научить правильному с орфографической точки зрения письму как при самостоятельном изложении своих мыслей, так и при записи прослушанного или прочитанного текста. А также обеспечить возможность выбора учащимися направления углубленной учебной работы.

Задачи: формирование умений грамотного письма, а также умений опознавать, анализировать классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, уметь применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.

Программа рассчитана на 34 часа.

Занятия элективного курса включают в себя теоретические сведения о трудных случаях орфографии, комплекс тренировочных упражнений, орфографический разбор, систему контрольных заданий, упражнения по развитию речи учащихся.

Формы организации учебной деятельности разнообразны: фронтальная, групповая и индивидуальная работа в классе под руководством учителя, а также различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

Методика работы разнообразна: слово учителя, беседа, практическая работа с учебником, учебными пособиями, раздаточными дидактическими карточками, тестами, КИМами.

В процессе освоения элективного курса проводится мониторинг ЗУН школьников по орфографии, включающий в себя входной, промежуточный и итоговый контроль.

Учебно – тематический план


п/п

Дата

Тема

Кол – во

часов

Виды деят-ти учителя

Виды деят-ти учащихся

1.


Орфография как раздел науки о языке. Входной контроль.

1

Сообщение уч-ля, организация входного контроля

Слушание сообщения уч-ля и составление плана. Выполнение теста

2.


Безударные гласные корня

1

Беседа. Организация тренировочных упражнений, орфография чтения, работа с орфографическим словарем, проверочная работа

Составление опорной схемы. Выполнение тренировочных упражнений и проверочной работы. Орфографический разбор. Работа со словарем

3.


Правописание согласных в корне

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

4.


Правописание о-е-ё после шипящих. Гласные и,ы после ц.

1

Беседа. Организация тренировочных упражнений

Составление опорной схемы. Выполнение тренировочных упражнений. Орфографический разбор. Работа со словарем

5.


Гласные (не после шипящих) в суффиксах существительных, прилагательных, глаголов, причастий

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

6.


Согласные (кроме н) в суффиксах существительных, прилагательных

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

7.


Одна и две буквы н в суффиксах существительных, прилагательных, причастий, наречий

2

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

8.


Гласные е и и в окончаниях слов. Организация промежуточного контроля

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. раб. Организация промежуточного контроля

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р. Выполнение проверочной работы

9.


Правописание Ъ и Ь. Правописание приставок

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

10.


Правописание сложных слов

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

11.


Употребление и правописание частиц не и ни. Слитное и раздельное написание не и ни со

словами

1

Беседа. Организация тренировочных упражнений

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

12.


Дефис между частями самостоятельных слов, между словами и в служебных словах

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

13.


Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных и служебных слов. Употребление больших букв

1

Организация работы с учебником, орф. словарем, тренировочных упражнений, провер. работа

Составление плана- конспекта. Выполнение тренировочных упр., орфографический р-р

14.


Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста. Составление плана по тексту

1

Беседа. Организация тренировочных упражнений

Совершенствовать умение уч-ся определять тему, идею текста.

Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей

15.


Приемы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема, ключевые слова

1

Беседа. Организация тренировочных упражнений

Знакомство с приемами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем.

16.


Типы речи. Стиль текста


Беседа. Организация тренировочных упражнений

Повторений сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи

17.


Итоговый тест с последующим анализом

1

Беседа. Организация тренировочных упражнений