СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «Система, многообразие и эволюция живой природы»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс позволит расширить и системптизировать знания учащихся о важнейших признаках царств живой природы. Классифицировать растения и животных. Получить знания для успешной аттестации учащихся, которые выбрали биологический профиль.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Система, многообразие и эволюция живой природы»»

Программа элективного курса

«Система, многообразие и эволюция живой природы»

9 класс

Пояснительная записка

В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.

Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.

Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: «Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», был составлен данный элективный курс.

Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.

Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ГИА, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.

Элективный курс рассчитан на 35 часов учебных занятий в 9 классах средней общеобразовательной школы.

Задача курса:

Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).

Цели курса:

1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.

2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.

3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

4. Развить коммуникативные способности учащихся.



























Содержание курса

Общее количество часов – 35ч.

Введение (1 ч )

Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Раздел 1.Царство Растения. ( 12 ч.)

Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.Лишайники – симбиотический организм.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

строение клетки и тканей высших растений;

строение органов высших растений;

основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.

многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;

многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;

многообразие и особенности строения лишайников.

Лабораторные и практические работы

Строение растительной клетки.

Строение животных тканей.

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Раздел 2. Грибы.(2 ч.)

Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;

съедобные и несъедобные грибы.


Лабораторные и практические работы

Строение шляпочного гриба

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)

Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.

Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)

Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.

Лабораторные и практические работы

Многообразие простейших.

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.


Раздел 5. Царство Животные.(14 ч.)

Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

особенности строения клетки и тканей животного организма;

многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;

многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы

Строение животной клетки и тканей животного организма..

Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Особенности строения рыб.

Особенности строения птиц связанные с полётом.

Особенности строения млекопитающих.

Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.

Методические рекомендации по проведению занятий

Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочнымизаданиями и кодификаторами в форме ГИА, заслушивание сообщений и докладов учащихся.

Ожидаемые результаты

Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).











































Учебно – тематический план


п/п

Наименование тем


Всего часов

В том числе:

Теория

Лаб. р-та

Контроль

5класс (70ч.)


1

Введение.


1

1

-


2

Царство Растения

12

12

2

1

3

Грибы

2

2

1

1

4

Царство Бактерии

1

1



5

Царство Простейшие

2

2

1

1

6.

Царство Животные

17

17

5

1


Итого:

35

35

9

4






























Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения элективного курса«Система, многообразие и эволюция живой природы» учащиеся должны

знать:

  • Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;

  • Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Особенности строения бактериальной клетки;

  • Особенности строения тканей растений и животных;

  • Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;

  • Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;

  • Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;

  • Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.


уметь:

  • Сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;

  • Определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

  • Распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;

  • Распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;

  • Характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.

  • Изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;

  • Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;

  • Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.






Литература и средства обучения

Учебники:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1.

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. 

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники

6 класс


М., «Вента-графа»

2.

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С

Биология. Животные

7 класс


М., «Вента-графа»



Учебно-методические пособия для учителя:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1.

А.А.Калинина

Поурочные разработки по биологии 6 кл.

2005

М., «Вако»

2.

О.А.Пепеляева

Поурочные разработки по биологии 7 кл.

2004

М., «Вако»

6.

Е.А.Стручков

Дидактические материалы к курсу биологии в средней школе.

1998

Иваново


Пособия для учащихся (тетради и т.д.)

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство


Под ред. З.Брема  и И.Мейнке

Справочник школьника и студента

2003

М. « Дрофа»


Иванова Т.В.

Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.

2002

М. «Просвещение»


Контрольно-измерительные материалы:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1.

Г.И.Лернер

ГИА по новой форме

2009-2012

М.: Эксмо

2.

В.С.Рохлов

ГИА по новой форме

2009-2012

М., АСТ.Астрель


Пособия для подготовки к ГИА:

№ п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1.

Акимов С.И. и др.

Биология в таблицах, схемах, рисунках

2004

М: Лист-Нью

2.

Болгова И.В.

Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы

2006

М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование»

3.

А.А.Кириленко

Биология тематические тесты. Подготовка к ГИА

2009-2012

Ростов на Дону «Легион»


Электронные пособия (диски):

№ п/п

Название, класс

1.

Биология. Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники. 1С школа, 6 кл.

2.

Биология. Животные. 1С школа, 7 кл.

3.

Биология. Анатомия, физиология человека. 1С школа, 8 кл.

4.

Биология. Основы общей биологии. 1С школа, 9 кл.

5.

Электронные уроки и тесты. 6,7,8 кл

6.

Занимательная биология 6,7,8 кл


12