Программа элективного курса
«Система, многообразие и эволюция живой природы»
9 класс
Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения.Курс составлен в соответствии с требованиями стандарта основного общего образования по биологии.
Элективный курс «Система, многообразие и эволюция живой природы » позволит расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; классификации растений и животных: отдел (тип), класс; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции. В 9 классе, прежде всего, необходимо систематизировать знания, полученные в 6 -8 классе для успешной аттестации учащихся, которые решили в дальнейшем выбрать биологический и медицинский профиль.
Ссылаясь на вышеуказанные элективные курсы и в соответствии с особенностями новой версии контрольно измерительных материалов для государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по биологии, состоящей из пяти содержательных блоков: «Биология как наука», « Признаки живых систем», «Система, многообразие и эволюция живой природы», « Человек и его здоровье», « Взаимосвязи организмов и окружающей среды», был составлен данный элективный курс.
Преподавание элективного курса предполагает использование различных педагогических методов и приёмов: лекционно-семинарской системы занятий, выполнение лабораторных работ, тренинги – работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА. Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), с живым и гербарным материалом, постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Разнообразие лабораторных и практических работ предполагает возможность выбора конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы и резерва времени. Учащиеся могут выбрать тему и объём сообщения на интересующую их тему.
Отработка навыка работы с кодификаторами в форме ГИА, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной лабораторной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Изучение материала данного курса целенаправленно на подготовку школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА) и дальнейшему выбору биологического и медицинского профиля.
Элективный курс рассчитан на 35 часов учебных занятий в 9 классах средней общеобразовательной школы.
Задача курса:
Систематизация знаний учащихся о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы и подготовка школьников к государственной итоговой аттестации (ГИА).
Цели курса:
1. Расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов.
2. Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности живых организмов.
3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
4. Развить коммуникативные способности учащихся.
Содержание курса
Общее количество часов – 35ч.
Введение (1 ч )
Систематика живой природы. Положение прокариотических и эукариотических организмов системе живой природы. Принципы ботанической классификации. Специфика животного типа организации, её отличие от типов организации растений и грибов.
Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.
Раздел 1.Царство Растения. ( 12 ч.)
Особенности строения растительной клетки. Ткани растений. Особенности строения и жизнедеятельности растительного организма. Эволюция растений. Основные отделы растений, их отличительные признаки (водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные); семейства покрытосеменных растений.Лишайники – симбиотический организм.
Демонстрация схем и таблиц отражающих:
строение клетки и тканей высших растений;
строение органов высших растений;
основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.
многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;
многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;
многообразие и особенности строения лишайников.
Лабораторные и практические работы
Строение растительной клетки.
Строение животных тканей.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 2. Грибы.(2 ч.)
Особенности строения грибной клетки. Сходство и отличия грибов с растениями и животными. Многообразие грибов: шляпочные, плесневые, грибы-паразиты. Правила сбора грибов. ПМП при отравлении грибами.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;
съедобные и несъедобные грибы.
Лабораторные и практические работы
Строение шляпочного гриба
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 3. Царство Бактерии.(1 ч.)
Особенности строения бактериальной клетки. Процессы жизнедеятельности бактерий. Признаки и профилактика бактериальных заболеваний.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих формы, строение и особенности размножения бактериальной клетки.
Раздел 4. Царство Простейшие.(2 ч.)
Особенности строения простейших. Многообразие: корненожки, жгутиконосцы, инфузории. Значение в природе и жизнедеятельности человека.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.
Лабораторные и практические работы
Многообразие простейших.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Раздел 5. Царство Животные.(14 ч.)
Особенности строения животной клетки. Ткани животных. Отличительные признаки и процессы жизнедеятельности животного организма. Эволюция животных. Общая характеристика и многообразие основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые. Общая характеристика и многообразие основных классов типа Хордовые.
Демонстрация схем и таблиц, отражающих:
особенности строения клетки и тканей животного организма;
многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;
многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.
Лабораторные и практические работы
Строение животной клетки и тканей животного организма..
Внешнее строение представителей типа Членистоногие.
Особенности строения рыб.
Особенности строения птиц связанные с полётом.
Особенности строения млекопитающих.
Тренинги. Работа с тренировочными заданиями и кодификаторами в форме ГИА.
Методические рекомендации по проведению занятий
Использовать следующие методы – лекции, лабораторные работы, тренинги – работа с тренировочнымизаданиями и кодификаторами в форме ГИА, заслушивание сообщений и докладов учащихся.
Ожидаемые результаты
Данный элективный курс поможет учащимся расширить и систематизировать знания о важнейших отличительных признаках, процессах жизнедеятельности, многообразии и роли в природе и жизни человека основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бактерий и простейших организмов; успешно пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА).
Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе: |
Теория | Лаб. р-та | Контроль |
5класс (70ч.) | |
1 | Введение. | 1 | 1 | - | |
2 | Царство Растения | 12 | 12 | 2 | 1 |
3 | Грибы | 2 | 2 | 1 | 1 |
4 | Царство Бактерии | 1 | 1 | | |
5 | Царство Простейшие | 2 | 2 | 1 | 1 |
6. | Царство Животные | 17 | 17 | 5 | 1 |
| Итого: | 35 | 35 | 9 | 4 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения элективного курса«Система, многообразие и эволюция живой природы» учащиеся должны
знать:
Классификацию растений, животных, грибов, лишайников и простейших организмов;
Особенности строения клеток растений, животных, грибов, простейших организмов;
Особенности строения бактериальной клетки;
Особенности строения тканей растений и животных;
Особенности строения вегетативных и генеративных органов растений и основные процессы жизнедеятельности;
Многообразие и распространение основных систематических групп растений, животных, грибов, простейших организмов;
Происхождение основных групп растений и основных типов и классов животных;
Значение растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
уметь:
Сравнивать строение клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы;
Определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;
Распознавать и описывать органы высших растений на гербарных образцах, живых объектах, рисунках и таблицах;
Распознавать и описывать органы и системы органов животных на рисунках, таблицах;
Характеризовать роль растений, животных, грибов, бактерий и простейших организмов в природе и жизни человека.
Изучать биологические объекты, проводить лабораторные наблюдения, описывать и объяснять результаты опытов;
Осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в словарях, справочниках, научной и научно-популярной литературе, сети Интернет;
Составлять краткие рефераты и сообщения по интересующим темам, представлять их аудитории.
Литература и средства обучения
Учебники:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. | Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс | | М., «Вента-графа» |
2. | Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С | Биология. Животные 7 класс | | М., «Вента-графа» |
Учебно-методические пособия для учителя:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | А.А.Калинина | Поурочные разработки по биологии 6 кл. | 2005 | М., «Вако» |
2. | О.А.Пепеляева | Поурочные разработки по биологии 7 кл. | 2004 | М., «Вако» |
6. | Е.А.Стручков | Дидактические материалы к курсу биологии в средней школе. | 1998 | Иваново |
Пособия для учащихся (тетради и т.д.)
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
| Под ред. З.Брема и И.Мейнке | Справочник школьника и студента | 2003 | М. « Дрофа» |
| Иванова Т.В. | Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. | 2002 | М. «Просвещение» |
Контрольно-измерительные материалы:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Г.И.Лернер | ГИА по новой форме | 2009-2012 | М.: Эксмо |
2. | В.С.Рохлов | ГИА по новой форме | 2009-2012 | М., АСТ.Астрель |
Пособия для подготовки к ГИА:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | Акимов С.И. и др. | Биология в таблицах, схемах, рисунках | 2004 | М: Лист-Нью |
2. | Болгова И.В. | Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы | 2006 | М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование» |
3. | А.А.Кириленко | Биология тематические тесты. Подготовка к ГИА | 2009-2012 | Ростов на Дону «Легион» |
Электронные пособия (диски):
№ п/п | Название, класс |
1. | Биология. Растения. Грибы. Бактерии. Лишайники. 1С школа, 6 кл. |
2. | Биология. Животные. 1С школа, 7 кл. |
3. | Биология. Анатомия, физиология человека. 1С школа, 8 кл. |
4. | Биология. Основы общей биологии. 1С школа, 9 кл. |
5. | Электронные уроки и тесты. 6,7,8 кл |
6. | Занимательная биология 6,7,8 кл |
12