СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Система, многообразие и эволюция живой природы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа. Может быть использована для расширения знаний обучающихся по систематике живых организмов, особенностях современной классификации, усложнения строения и эволюции живых организмов, как наиболее важных и сложных вопросов биологии. Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Система, многообразие и эволюция живой природы"»

Утверждено на педагогическом Рассмотрено на ШЭС

совете школы протокол №1 протокол № 1

от 29 августа 2019 года от 27 августа 2019 года

___________ Ш.Валиева






Оқу-тақырыптық жоспар

Учебно-тематическое планирование



Элективтi курс

Элективный курс

«Система, многообразие и эволюция живой природы»


Сынып

Класс 9



Мұғалім

Учитель Маленкова Е. Я.


Сағат саны барлығы

Количество часов всего 34


аптасына

в неделю 1









КГУ «Средняя школа № 13» акимата города Рудного

Костанайской области
















Программа элективного курса по биологии для 9 класса

«Система, многообразие и эволюция живой природы»






Направление: ЕМ



Составитель:

Маленкова Е. Я., учитель биологии














г. Рудный, 2019 год








































Программа элективного курса предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа. Может быть использована для расширения знаний обучающихся по систематике живых организмов, особенностях современной классификации, усложнения строения и эволюции живых организмов, как наиболее важных и сложных вопросов биологии. Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся.

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для подготовки обучающихся старших классов. Её особенность состоит в фундаментальном характере изложения предмета, имеющего цель – сформировать у учащихся целостное естественнонаучное мировоззрение на основе современных данных ученых - систематиков.

Программа предусматривает изучение теоретических и прикладных вопросов из различных разделов биологии. Успешному освоению материала способствует выполнение лабораторных и практических работ, самостоятельная реферативная работа обучающихся по некоторым темам.

Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: ботаники, зоологии, основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.

Большую роль в усвоении курса играют знания, полученные учащимися при изучении других предметов естественнонаучного цикла и общественных дисциплин.

Таким образом, данный курс обеспечивает не только углубление знаний по биологии, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нём, пониманию роли и предназначения современного человека.


Цель программы:

Обеспечение расширения знаний по разделам «Систематика», «Эволюционная теория».

Задачи программы:

  • Систематизировать знания о многообразии и происхождении живой природы.

  • Усвоить основные термины, понятия по биологии.

  • Закрепить навыки проведения лабораторных и практических работ.

Основные требования к знаниям и умениям:

  • Знание основных понятий, закономерностей и законов в области строения, жизни и развития растительного, животного организмов и человека, развития органического мира;

  • Умение обосновывать выводы, используя биологические термины, объяснять явления природы, применять знания в практической деятельности.

В результате изучения программы обучающиеся должны:

  • Знать важнейшие достижения в области систематики и эволюционной теории;

  • Составлять характеристики основных групп живых организмов;

  • Осуществлять реферативную работу;

  • Работать с учебной и научно-популярной литературой; использовать ресурсы сети Интернет и периодических изданий.

Формы контроля достижения результатов:

  • Анкетирование, выявление заинтересованности предметом.

  • Оценка качества выполнения практических, творческих и проектных работ.

  • Мониторинг качества обученности по биологии в 9 классе – входящее и контрольное.


Формы организации учебной деятельности:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование, создание компьютерной презентации Power Point; работа с Интернетом, СМИ).

Технологии:

Занятия предусматривают внедрение современных педагогических технологий, содействующих эффективному развитию творческого потенциала у обучающихся, индивидуализации и персонализации образования. Методологической основой занятий является деятельностный подход.

Ведущие методы:

  • словесные (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

  • наглядные (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимацией, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

  • частично-поисковые, проблемные (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практические (решение генетических задач).











Содержание элективного курса:

«Система, многообразие и эволюция живой природы».

Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.

Многообразие организмов. Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Демонстрация схем, отражающих основные направления эволюции живой природы.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники.

Особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразие и место в системе органического мира. Характерные признаки царства Грибы, отличающие его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификация, отделы (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенности организации их основных представителей, роль в природе и жизни человека, в его хозяйственной деятельности.

Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • многообразие и особенности строения представителей различных групп грибов;

  • съедобные и несъедобные грибы.

Лабораторные и практические работы

«Строение шляпочного и плесневого гриба»

Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.

Царство растений. Строение (ткани, клетки, органы), жизнедеятельность и размножение растительного организма (на примере покрытосеменных растений). Распознавание (на рисунках) органов растений.

Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.

Особенности процессов жизнедеятельности растительного организма.

Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Особенности организации низших растений – водорослей, их распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями, приспособленность водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и практическое значение.

Особенности Зелёных водорослей, Красных и Бурых водорослей.

Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов, рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Сравнение их между собой и с водорослями, обоснование более сложную организации мхов по сравнению с водорослями.

Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными, роль в природе и практическое значение. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе.

Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Папоротниковидными.

Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Особенности организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными. Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений, характеристики семейств.

Демонстрация схем и таблиц отражающих:

  • строение клетки и тканей высших растений;

  • строение органов высших растений;

  • основные процессы жизнедеятельности растительного организма: фотосинтез, дыхание, транспорт веществ.

  • многообразие и особенности строения представителей основных отделов растений;

  • многообразие и особенности строения представителей основных семейств покрытосеменных растений;

  • многообразие и особенности строения лишайников.

Лабораторные и практические работы

Строение растительной клетки.

Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.

Особенности строения, жизнедеятельности Одноклеточных, или Простейших, их основные типы (Саркожгутиконосцы), многообразие видов, среда обитания и приспособленность к жизни в ней основных представителей Простейших каждого из типов, значение Одноклеточных в природных сообществах, в жизни человека.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих многообразие и особенности строения простейших организмов.

Лабораторные и практические работы

Многообразие простейших

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Губки.

Происхождение, многообразие видов, особенности строения и жизнедеятельности губок как примитивных многоклеточных.

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Кишечнополостные.

Особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности Кишечнополостных как низших многоклеточных.

Многообразие Кишечнополостных, классы Сцифоидных, Коралловых полипов, разнообразное значение Кишечнополостных в природных сообществах, практическое значение.

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Черви.

Особенности строения, жизнедеятельности Плоских, Круглых и Кольчатых червей как более высокоорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кишечнополостными; многообразие видов. Сравнение типов червей между собой.

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Моллюски.

Особенности строения и жизнедеятельности Моллюсков как наиболее сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с Кольчатыми червями, происхождение Моллюсков. Особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Членистоногие.

Особенности строения Членистоногих как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Кольчатыми червями, многообразие видов, объединённых в классы.

Общая характеристика класса Паукообразных, особенности строения, жизнедеятельности, связанные с наземной средой обитания. Представители класса Паукообразных на примере отрядов Скорпионы, Пауки и Клещи, многообразие видов, образ жизни, приспособленность к жизни на суше. Особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания.

Характеристика основных типов беспозвоночных и классов членистоногих. Иглокожие.

Повторение особенностей Типа Иглокожих - донных морских животных, их многообразие, особенности строения, жизнедеятельности, их роль в водных природных сообществах.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Рыбы.

Особенности организации рыб как водных позвоночных, их классификация, многообразие видов. Характерные признаки основных групп Хрящевых и Костных рыб, черты приспособленности к обитанию в водной среде, роль в природе и практическое значение.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Земноводные.

Особенности строения, жизнедеятельности Земноводных, связанных с жизнью на суше и размножением в воде.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.

Особенности строения, жизнедеятельности Пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, их происхождение.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых  в природе и жизни человека. Птицы.

Основные особенности организации птиц и их широкое распространение на нашей планете, происхождение птиц. Многообразие птиц, особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп (птицы водоёмов, болотные, дневные хищники, ночные хищники, или совы), их роль в природе и значение в жизни человек. Особенности организации птиц, связанные с жизнью в степях и пустынях, антарктических морях; осёдлые, кочующие и перелётные птицы, роль пернатых в природе.

Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие.

Прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им широко распространиться на Земле, занять основные среды жизни, сходство с Пресмыкающимися; отметить их происхождение от зверозубых рептилий. Особенности строения и жизнедеятельности Млекопитающих как наиболее высокоорганизованных позвоночных, особенности строения нервной системы, органов чувств, систем внутренних органов, обеспечивающих высокий уровень обмена веществ. Особенности размножения, развития плацентарных млекопитающих, основные отряды, роль их основных представителей в природных сообществах.

Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных.

Демонстрация схем и таблиц, отражающих:

  • особенности строения клетки и тканей животного организма;

  • многообразие и особенности строения основных типов животных: кишечнополостные; плоские, круглые, кольчатые черви; моллюски, членистоногие, хордовые;

  • многообразие и особенности строения основных классов типа Хордовые.

Лабораторные и практические работы

Строение животной клетки и тканей животного организма.

Внешнее строение представителей типа Членистоногие.

Особенности строения рыб.

Особенности строения птиц связанные с полётом.

Особенности строения млекопитающих.

Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Система, многообразие и эволюция живой природы»

9 класс на 2019 – 2020 учебный год

Количество недельных часов 1, годовых часов 34



Кол-во часов

Тема занятия

Практическая часть

Дата

1


Систематика. Основные систематические группы живых организмов.



2


Неклеточные формы жизни. Вирусы, вироиды, фаги.





Империя Клеточные. Особенности строения клеток прокариот и эукариот.



3


Надцарство Прокариоты. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.



4


Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека.



5


Многообразие грибов, их классификация. Лишайники.



6


Царство растений, основные признаки. Растительные ткани, их функции. Вегетативные и генеративные органы, их функции.



7


Жизнедеятельность и размножение растительного организма, его целостность.



8


Классификация растений.

Подцарство Низшие растения. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.




9


Споровые растения. Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.



10


Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.




11


Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки.



12


Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.



13


Эволюция растительного мира.



14


Царство Животные, основные признаки, классификация.



15


Подцарство Одноклеточные животные.



16


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Губки.



17


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Кишечнополостные.



18


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Черви.



19


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Моллюски.



20


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Тип Членистоногие. Класс ракообразные.



21


Тип Членистоногие. Класс паукообразные.



22


Тип Членистоногие. Класс насекомые.



23


Характеристика основных типов беспозвоночных и классов Членистоногих. Иглокожие.





24


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Низшие хордовые.



25


Надкласс Рыбы.



26


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Земноводные.



27


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Пресмыкающиеся.



28


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Птицы.



29


Хордовые животные, основные признаки классов. Роль хордовых в природе и жизни человека. Млекопитающие.



30


Эволюция строения и функций органов и систем органов у животных.



31


Место человека в системе органического мира.



32


Доказательства происхождения человека от животных.



33


Тренировочные тестирования.



34


Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование



 










Рекомендуемая литература.


  1. Кемп Б., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1986.

  2. Азимов А. Краткая история биологии. М.: Мир, 1967. 2.АбдеевР. Ф. Философия информационной цивилизации: Уч. пособие. М., 1994.

  3. Воробьев Р. И. Эволюционное учение вчера, сегодня, зав­тра: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1995.

  4. История биологии с древнейших времен до начала XX века / Под ред. С. С. Микул и некого. М.: Наука, 1972.

  5. История биологии с начала XX века до наших дней / Под ред. Л. Я. Бляхера. М.: Наука, 1975.

  6. Пианка Э. Эволюционная экология. М., 1993.

  7. https://biouroki.ru «Биоуроки»

  8. https://bio-lessons.ru/2018/01/02/osnovy-sistematiki-sistematika-rast/ - «Bio - Lessons», образовательный сайт