ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Учись писать грамотно» в 7 классе предназначена для обучающихся 7 классов. Содержание программы подготавливает учащихся к восприятию и закреплению наиболее сложных тем орфографии. Программа элективного курса актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
Цель курса:
-обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
-обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
-способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Реализовать данные цели помогут следующие задачи:
-овладение основными нормами русского литературного языка;
-создание прочной базы орфографических навыков;
-формирование языковой и лингвистической компетенций;
-совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
-развитие коммуникативных навыков;
Курс рассчитан на 1 час в неделю и 34 часа в год.
Реализация данной образовательной программы предполагает очную форму обучения с возможностью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты :
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Метапредметные результаты :
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать пути достижения целей;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Обучающийся получит возможность научиться:
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• основам рефлексивного чтения;
Формирование ИКТ – компетентности обучающихся
Обучающийся научится:
Создание письменных сообщений
Обучающийся научится:
• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста .
Предметные результаты
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.
Принципы русской орфографии Входная тестовая работа.
Правописание гласных и согласных корня
Проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно, правильное написание путём подбора однокоренных слов. Правописание слов с чередующимися гласными, условия выбора гласной в корнях с чередованием. Безошибочное
написание согласных в корнях слов. Объяснение выбора букв о-ё после шипящих в корнях слов, применение способов определения написания окончаний слов.
Правописание приставок
Безошибочное определение трёх групп приставок в зависимости от их правописания. Семантическая основа выбора написания приставок при- и пре-.
Правописание форм глагола
Правильное написание гласной в безударных личных окончаниях глагола. Условия выбора буквы «мягкий знак» и правильное применение правила. Применение способов действия по написанию суффиксов глаголов, суффиксов причастий и условий их употребления. Применение правил написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике.
Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов
Условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применение правила при написании. Определение словообразовательной основы сложных прилагательных, применение правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приведение примеров, грамотное употребление дефиса на письме. Объяснение выбора слитного и раздельного написания числительных, применение способа определения слитного или раздельного написания слов. Применение правила, связанного со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объяснение в тексте и самостоятельный подбор примеров слов с данной орфограммой. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способов определения слитного или раздельного написания слов. Объяснение выбора слитного и раздельного написания наречий, применение способа определения слитного или раздельного написания слов-наречий. Применение правила дефисного написания наречий.
Правописание Н и НН в различных частях речи
Безошибочное определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах полных отыменных прилагательных. Правильное написание слов с Н и НН, определение условия выбора одной и двух букв «Н». Определение условия выбора одной и двух Н в суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличительные особенности омонимичных форм. Условия выбора одной и двух Н в суффиксах имен существительных.
Правописание НЕ с разными частями речи
Применение правила слитного написания НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ на практике, приведение примеров, опознание в тексте соответствующих словоформ, грамотное употребление данных словоформ в собственных письменных работах. Определение условий всегда раздельного написания НЕ со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. Объяснение условий выбора слитного или раздельного написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании. Применение правила написания НЕ с причастиями на практике, приведение собственных примеров, грамотное употребление причастий с не на письме. Объяснение условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с наречиями, применение данного правила при написании.
Правописание служебных частей речи
Определение написания производных и непроизводных предлогов и безошибочное написание их. Опознавание союзов и безошибочное написание их.
Пунктуация в простых и сложных предложениях
Распознавание обращения в художественном тексте, применение правила постановки знаков препинания при обращениях на практике. Определение трудных случаев постановки знаков препинания при однородных членах, применение правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при причастном обороте на практике. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознание одиночных деепричастий и наречия. Применение пунктуационного правила постановки знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).
Итоговая проверочная (тестовая) работа |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
Название темы (раздела) | № | Тема урока |
Введение-2 ч | 1(1) | Принципы русской орфографии |
2(2) | Входная тестовая работа |
Правописание гласных и согласных корня — 4 ч | 3(1) | Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. |
4(2) | Правописание чередующихся гласных в корне слова. |
5(3) | Правописание непроизносимых согласных корня, удвоенных согласных. |
6(4) | О,Е,Ё после шипящих и Ц в корне, суффиксе, окончании сущестительных, прилагательных, глаголов, причастий. |
Правописание приставок — 2 ч | 7(1) | Приставки с традиционным написанием. Приставки пре -/при- |
8(2) | Приставки, оканчивающиеся на з и с |
Правописание форм глагола- 5 ч | 9(1) | Правописание личных окончаний глаголов. |
10(2) | Употребление ь знака в глагольных формах. |
11(3) | Правописание суффиксов глаголов -ова(-ева), -ыва(-ива), гласной перед ударным суффиксом -ва-. |
12(4) | Правописание суффиксов причастий -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ),-ом-,-ем-, -им- |
13(4) | Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн- |
Слитное, раздельное и дефисное написание сложных слов - 5 ч | 14(1) | Слитные и дефисные написания сложных имён существительных. |
15(2) | Слитные и дефисные написания имён прилагательных. |
16(3) | Слитные и дефисные написания имён числительных. |
17(4) | Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений. |
18(5) | Слитные и раздельные написания наречий, образованных от имён существительных .Дефисное написание наречий. |
Правописание Н и НН в различных частях речи -3 ч | 19(1) | Употребление Н и НН в полных формах отымённых имён прилагательных. |
20(2) | 20. Употребление Н и НН в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.потребление Н и НН в полных формах отымённых имён прилагательных. |
21(3) | 21. Употребление Н и НН в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях. |
Правописание НЕ с разными частями речи -5 ч | 22(1) | Слитное написание НЕ со словами, не употребляющимися без НЕ. |
23(2) | Написание НЕ с именами существительными. |
24(3) | Раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями. |
25(4) | Написание НЕ с причастиями. |
26(5) | Написание НЕ с наречиями. |
Правописание служебных частей речи -3 ч | 27(1) | Правписание предлогов. Правописание производных предлогов. |
28(2) | Правписание союзов. Правописание производных союзов. |
29(3) | Правописание частиц. |
Пунктуация в простых предложениях -5 ч | 30(1) | Пунктуация в простых осложнённых предложениях. |
31(2) | Пунктуация в предложениях с деепричастным оборотом. |
32(3) | Пунктуация в предложениях с причастным оборотом. |
33(4) | Пунктуация в предложениях с прямой речью. |
34(5) | Итоговая тестовая работа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Узорова О.В. Все основыне правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ощибок.-М; АСТ:Астрель, 2013
Уроки русского языка с применением информационных технологий: методическое пособие с электорнным приложением.7 -8 кл
Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажёр.7-8 класс
Русский язык. Интерактивные дидактические материалы.7 класс
РЭШ: Российская электронная школа.https://resh.edu.ru/