СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Учись писать грамотно", 6 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса в 6 классе "Учись писать грамотно"

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Учись писать грамотно", 6 класс»






ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «УЧИСЬ ПИСАТЬ ГРАМОТНО».6 КЛАСС

 

Реализация данной образовательной программы предполагает очную форму обучения с возможностью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты :

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;


Метапредметные результаты :

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Обучающийся получит возможность научиться:

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• основам рефлексивного чтения;

Формирование ИКТ – компетентности обучающихся

Обучающийся научится:

Создание письменных сообщений

Обучающийся научится:

• использовать средства орфографического и синтаксического контроля русского текста .



Предметные результаты

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);

• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);

• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.

Обучающийся получит возможность научиться:

• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение

Тайны русского языка

Знакомство с целями и задачами курса

Дорога в письменность

Как обходились без письма

Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы).

Древние письмена

Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»

Кто-кто в алфавите живет?

Как возникла наша письменность?

Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица.

Меня зовут Фонема.

Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.

Для всех ли фонем есть буквы?

Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинг, М.Ломоносова, рассказу А. Чехова «Каштанка»; по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности

В путь за «главным» правилом

«Ошибкоопасные места».

«Зеркальные» ( например, грабли) и «незеркальные» слова(например, дуб), работа по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость».

Тайна фонемы.

Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ)

Опасные согласные

Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер

На сцене гласные

Роль ударений в словах.

Выходим на главное правило

Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам

«Фонемные» и «нефонемные» правила

«Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется?

Мягкий знак в словах, орфографические правила, в которых «командуют» фонемы, работа по отрывкам из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решение проблемных игровых ситуации.

Ваши старые знакомые.

Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший,

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!

Непроизносимые согласные в корне слова. Тренировка необходима. Работа в программе - тренажер «Фраза».

«Нефонемное» правило

Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн.

Как «оседлать» правило?

Волшебное средство - «самоинструкция»

Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме.

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу

Память и грамотность

Виды памяти.

Виды памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти.

Поговорим о плане.

Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе, анализ шуточного плана Кролика по похищению Крошки Ру, проверочная работа по составлению плана.

Из чего строятся слова?

Строительная работа морфем.

Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»»;

Где же хранятся слова?

Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре?

Приставки-труженицы

Поговорим обо всех приставках сразу.

Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок.

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные в приставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-.

Нарушители главного правила (приставки второй группы)

Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. Работа в программе - тренажер «Фраза».

Самые трудные (приставки третьей группы)

Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками.

Что может означать приставка пре-?

Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза».

Что может означать приставка при-?

Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа в программе - тренажер «Фраза».

Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного).

Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок пре- и при-, тест онлайн.

Смотри в корень!

Слова - «родственники»

Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?

Кто командует корнями?

Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс а- продолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными.

Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений, проверочная работа по карточкам

«Пересаженные» корни

Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады

Обобщение изученного.

Тест


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Название темы (раздела)

Тема урока

Введение -1 ч

1(!)

Тайны русского языка.

Дорога в письменность -2 ч

2(1)

Как обходились без письма.

3(2)

Древние письмена.

Кто-кто в алфавите живет? -3 ч

4(1)

Как возникла наша письменность?

5(2)

Меня зовут Фонема.

6(3)

Для всех ли фонем есть буквы?

В путь за «главным» правилом — 5 ч

7(1)

«Ошибкоопасные места».

8(2)

Тайна фонемы.

9(3)

Опасные согласные.

10(4)

На сцене гласные.

11(5)

Выходим на главное правило.

«Фонемные» и «нефонемные» правила — 4 ч

12(1)

«Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется?

13(2)

Ваши старые знакомые.

14(3)

Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!

15(4)

«Нефонемное» правило.

Как «оседлать» правило? - 2 ч

16(1)

Волшебное средство - «самоинструкция».

17(2)

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

Память и грамотность-2 ч

18(1)

Виды памяти.

19(2)

Поговорим о плане.

Из чего строятся слова? -2 ч

20(1)

Строительная работа морфем.

21(2)

Где же хранятся слова?

Приставки-труженицы — 7 ч

22(1)

Поговорим обо всех приставках сразу.

23(2)

Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).

24(3)

Нарушители главного правила (приставки второй группы).

25(4)

Самые трудные (приставки третьей группы)

26(5)

Что может означать приставка пре-?

27(6)

Что может означать приставка при-?

28(7)

Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного).

Смотри в корень! - 6 ч

29(1)

Слова - «родственники»

30(2)

Кто командует корнями?

31(3)

Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»

32(4)

«Пересаженные» корни.

33(5)

Обобщение изученного.

34(6)

Итоговое тестирование.


ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Итоговое тестирование

А1. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) ра..бег, и..чезнуть

2) бе..полезный, во..мущение

3) и..менить, ..гореть

4) ни..вергаться, в..бираться

А2.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) ц..ганский, ц..нк

2) дикц..я, ц..ркуль

3) ц..кнуть, падчериц..н

4) нарц..сс, огурц..

А3. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) пр..красный, пр..город

2)пр..сказка, пр..шел

3) пр..открыл, пр..градил

4)пр..старелый, пр..стегнул

А 4. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) в..езд, л..ю

2) кон..ки, солов..и

3) нес..едобный, в пис..ме

4) мел..ница, под..ем

А5. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) ука..ка, зама..ка

2) Мари..ка, Сере..ка

3) голо.., моло..ьба

4) про..ьба, моро..

А.6. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) трос..ник, звез..ный

2) со..нце, лес..ница

3)поз..ний, капус..ный

4) ро..кий, ги..кий

А.7.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Ь?

1) врач.., доч..

2) не плач.., рож..

3) рощ.., хорош..

4) замуж.., мыш..

А.8.В каком ряду оба слова родственные?

1) лес, лестница

2) левый, налево

3) водичка, водитель

4)дивный, диванный

А.9. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) заг..раться, прик..саться

2) прил..гательное, к..снуться

3) соб..раться, забл..стеть

4) з..ря, прир..стать

А.10. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

1) ч..жой, брош..ра

2) ж..знь, ш..повник

3) щ..вель, ч..вство

4) параш..т, щ..пальце

Критерии оценивания Тестирование



Высокий уровень (зачёт) - выполнено 90-100% заданий теста

Повышенный уровень (зачёт) - выполнено 70-89% заданий теста

Базовый уровень (зачёт) - выполнено 50-69% заданий теста

Низкий уровень (незачёт)- выполнено менее 50% заданий теста



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Узорова О.В. Все основыне правила русского языка, без знания которых невозможно писать без ощибок.-М; АСТ:Астрель, 2013


Уроки русского языка с применением информационных технологий: методическое пособие с электорнным приложением.5-6 кл


Русский язык. Универсальный мультимедийный тренажёр.5-6 класс



РЭШ: Российская электронная школа.https://resh.edu.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс