СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "В мире профессий" (9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "В мире профессий" предназначен для обучающихся 9 класса. Знания, полученные на элективе, помогут обучающимся свободно ориентироваться на рынке труда и пригодятся в любой профессии. Курс рассчитан на 17,5 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "В мире профессий" (9 класс)»

Подготовила Аксенова Лариса Ивановна

Элективный курс «В мире профессий»

Пояснительная записка

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Элективный курс «В мире профессийи» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель определяется посредством выполнения следующих задач:

  1. Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;

  2. Расширить знания школьников о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;

  3. Обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;

  4. Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;

  5. Обучить планированию профессиональной карьеры

Данный электив предназначен для учащихся 9 класса. Включенный в программу материал может применяться для различных групп школьников. Знания, полученные на элективе, помогут ученику свободно ориентироваться на рынке труда и пригодятся в любой профессии.

Курс рассчитан на 17,5 часов.















Учебно-тематический план

тема

Количество часов

Вид деятельности

Формы контроля

1

Введение. Предмет и задачи курса

1

Лекция

Устный ответ

2

Познавательные процессы и способности личности

3

Лекция с элементами беседы. Составление личного профессионального плана

Самостоятельная работа

3

Мир профессий

6

Беседа с учащимися. Работа со слайдом «Основные проблемы выбора профессии»

Устный ответ. Диагностические тесты.

4

Профессиональное самоопределение

3

Определение уровней различных видов памяти. Выполнение заданий в «Дневнике профессионального самоопределения»

Диагностические тесты

5

Подготовка к будущей карьере

2

Беседа с элементами самостоятельной работы. Работа со слайдами «Виды карьеры», «Внутренняя и внешняя оценка карьеры»

Самостоятельная работа

6

Составление нового варианта личного профессионального плана.

1,5


Сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале изучения курса «Выбор профессии», с новым вариантом

Самостоятельная работа

7

Обобщение по пройденным темам курса

1

Деловая игра.


Обобщающее тестирование.

















Содержание тем элективного курса

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.

Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Тема 2. Познавательные процессы и способности личности.

Память. Внимание. Особенности интеллектуальной сферы. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Тема 3. Психология личности.

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.

Тема 4. Мир профессий.

Понятия профессии, специальности, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Типы профессий. Характеристика профессий.

Тема 5. Профессиональное самоопределение.

Склонности и интересы в профессиональном выборе. Возможности личности в профессиональной деятельности. Специальные способности. Профпригодность. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. Выбор профессии на основе самооценки. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Тема 6. Подготовка к будущей карьере.

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Тема 7. Обобщение по пройденным темам курса.

Построение личного профессионального плана.













Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;

  • самоопределение;

  • профессиональные интересы и склонности, способности;

  • классификация, типы и подтипы профессий;

  • профессиональная пригодность;

  • проектирование профессионального жизненного пути;

  • карьера, виды карьеры;

  • личный профессиональный план;

  • самооценка;

  • профпригодность;

  • рынок труда

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;

  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;

  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям;

  • работать с профессиограммами;

  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;

  • составлять личный профессиональный план;

  • проектировать свою профессиональную карьеру























Учебно-методическое обеспечение

  1. Бобровская Л.Н., Просихина О.Ю. «Человек и профессия». Москва, 2008.

  2. Борисова Е.М. «Психологическая диагностика». Москва,2006.

  3. Вилсон Г. «Секреты профессионального творчества». Москва,2007.

  4. Гуревич К.М. «Сборник методик «Познай себя и других». Москва, 2006.

  5. Дружник В.В. «Психология общих способностей». Москва,2008.

  6. Кулюткин В.И. «Изменяющийся мир и творческий потенциал». Москва,2004.

  7. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса. Москва, «Глобус»,2007.







































































Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Дата проведения

Фактически

1

Введение. Предмет и задачи курса

1

08.09.2012.


2

Познавательные процессы и способности личности

1

15.09.12.


3

Психология личности

1

22.09.12.


4

Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

29.09.12.


5

Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека

1

06.10.12.


6

Мир профессий

6

13.10.12.


7

Понятия профессии, специальности, квалификации


20.10.12.


8

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда


27.10.12.


9

Классификация профессий


03.11.12.


10

Типы профессий


10.11.12.


11

Характеристика профессий



10.11.12.


12

Профессиональное самоопределение


1

17.11.12.


13

Выбор профессии на основе самооценки

1

24.11.12.


14

Мотивационные факторы выбора профессии

1

01.12.12.


15

Подготовка к будущей карьере

1

08.12.12.


16

Понятие карьеры. Виды карьеры

1

15.12.12.


17

Построение личного профессионального плана

1

22.12.12.


18

Обобщение по пройденным темам курса

1

29.12.12.


итого


17,5








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!