Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "В мире профессий" (9 класс)»
Подготовила Аксенова Лариса Ивановна
Элективный курс «В мире профессий»
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Элективный курс «В мире профессийи» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель определяется посредством выполнения следующих задач:
Помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
Расширить знания школьников о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
Обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
Сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
Обучить планированию профессиональной карьеры
Данный электив предназначен для учащихся 9 класса. Включенный в программу материал может применяться для различных групп школьников. Знания, полученные на элективе, помогут ученику свободно ориентироваться на рынке труда и пригодятся в любой профессии.
Курс рассчитан на 17,5 часов.
Учебно-тематический план
№ | тема | Количество часов | Вид деятельности | Формы контроля |
1 | Введение. Предмет и задачи курса | 1 | Лекция | Устный ответ |
2 | Познавательные процессы и способности личности | 3 | Лекция с элементами беседы. Составление личного профессионального плана | Самостоятельная работа |
3 | Мир профессий | 6 | Беседа с учащимися. Работа со слайдом «Основные проблемы выбора профессии» | Устный ответ. Диагностические тесты. |
4 | Профессиональное самоопределение | 3 | Определение уровней различных видов памяти. Выполнение заданий в «Дневнике профессионального самоопределения» | Диагностические тесты |
5 | Подготовка к будущей карьере | 2 | Беседа с элементами самостоятельной работы. Работа со слайдами «Виды карьеры», «Внутренняя и внешняя оценка карьеры» | Самостоятельная работа |
6 | Составление нового варианта личного профессионального плана. | 1,5 | Сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале изучения курса «Выбор профессии», с новым вариантом | Самостоятельная работа |
7 | Обобщение по пройденным темам курса | 1 | Деловая игра. | Обобщающее тестирование. |
Содержание тем элективного курса
Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса.
Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Тема 2. Познавательные процессы и способности личности.
Память. Внимание. Особенности интеллектуальной сферы. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Тема 3. Психология личности.
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.
Тема 4. Мир профессий.
Понятия профессии, специальности, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Типы профессий. Характеристика профессий.
Тема 5. Профессиональное самоопределение.
Склонности и интересы в профессиональном выборе. Возможности личности в профессиональной деятельности. Специальные способности. Профпригодность. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. Выбор профессии на основе самооценки. Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Тема 6. Подготовка к будущей карьере.
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
Тема 7. Обобщение по пройденным темам курса.
Построение личного профессионального плана.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
психологические особенности личности;
самоопределение;
профессиональные интересы и склонности, способности;
классификация, типы и подтипы профессий;
профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
карьера, виды карьеры;
личный профессиональный план;
самооценка;
профпригодность;
рынок труда
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
раскрывать психологические особенности своей личности;
выявлять свои способности и профессиональные интересы;
определять соответствие выбранной профессии своим способностям;
работать с профессиограммами;
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
составлять личный профессиональный план;
проектировать свою профессиональную карьеру
Учебно-методическое обеспечение
Бобровская Л.Н., Просихина О.Ю. «Человек и профессия». Москва, 2008.
Борисова Е.М. «Психологическая диагностика». Москва,2006.
Вилсон Г. «Секреты профессионального творчества». Москва,2007.
Гуревич К.М. «Сборник методик «Познай себя и других». Москва, 2006.
Дружник В.В. «Психология общих способностей». Москва,2008.
Кулюткин В.И. «Изменяющийся мир и творческий потенциал». Москва,2004.
Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия». Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса. Москва, «Глобус»,2007.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Дата проведения | Фактически |
1 | Введение. Предмет и задачи курса | 1 | 08.09.2012. | |
2 | Познавательные процессы и способности личности | 1 | 15.09.12. | |
3 | Психология личности | 1 | 22.09.12. | |
4 | Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 29.09.12. | |
5 | Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека | 1 | 06.10.12. | |
6 | Мир профессий | 6 | 13.10.12. | |
7 | Понятия профессии, специальности, квалификации | | 20.10.12. | |
8 | Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | | 27.10.12. | |
9 | Классификация профессий | | 03.11.12. | |
10 | Типы профессий | | 10.11.12. | |
11 | Характеристика профессий | | 10.11.12. | |
12 | Профессиональное самоопределение | 1 | 17.11.12. | |
13 | Выбор профессии на основе самооценки | 1 | 24.11.12. | |
14 | Мотивационные факторы выбора профессии | 1 | 01.12.12. | |
15 | Подготовка к будущей карьере | 1 | 08.12.12. | |
16 | Понятие карьеры. Виды карьеры | 1 | 15.12.12. | |
17 | Построение личного профессионального плана | 1 | 22.12.12. | |
18 | Обобщение по пройденным темам курса | 1 | 29.12.12. | |
итого | | 17,5 | | |