Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Рассмотрена на заседании методического совета Протокол № ___ от «__» _________2022 | Согласована заместитель директора по УВР __________________ «__» _________2022 | Принята педагогическим советом Протокол № ___ от «__» _____ 2022 | Утверждаю директор ___________________ Приказ № ___ от «__» _____ 2022 |
Рабочая программа
элективного курса для 8 класса
«Выбор профиля обучения»
н. п. Ёнский
2022
Пояснительная записка
Исследования, проводимые среди учащихся, показывают, что в большинстве случаев выпускники общеобразовательных школ имеют весьма ограниченное представление о своем профессиональном будущем, мире профессий, требованиях рынка труда, не знают, профессии востребованные на рынке труда в Мурманской области и в целом по России. Поэтому их профессиональный выбор часто оказывается неосознанным, необоснованным.
Элективный курс «Выбор профиля обучения» позволит учащимся принять обоснованное решение по выбору своей дальнейшей образовательной траектории и перспектив профессионального становления, в соответствии с собственными предпочтениями, способностями, интересами.
В целом, элективный курс направлен на повышение уровня профессиональной зрелости, т.е. способности сделать правильный профессиональный выбор и принимать на себя личную ответственность за свое решение.
Цель – формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению и выбору профессии.
Задачи:
- расширить знания учащихся о мире профессий; дать представления об основах выбора профессии;
- подготовить учащихся к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе (будущей профессии);
- сформировать у молодежи основу для личностного и профессионального самоопределения;
- научить использовать имеющиеся ресурсы и информацию для прогнозирования профессионального выбора; свободно выбирать тот или иной вариант своего профессионального будущего.
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов в течение одного полугодия, один час в неделю.
I. Планируемые результаты освоения элективного курса:
Личностные:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной
деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях
рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.
Предметные:
- получить знания о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг;
- получить знания о возможностях получения образования по избранному профилю и о перспективе, о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения в частности.
II. Содержание элективного курса
Вводное занятие. Ошибки и затруднения в выборе профессии. Правила выбора
профессии. Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий. Ошибки и затруднения в выборе профессии. Правила профессии.
Формула выбора профессии. Склонности и интересы в профессиональном выборе
(«хочу»). Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения Способности, условия их проявления и развития «Могу» – человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности) Качества характера. Методики определения ведущих качеств личности. Типы характера. Воспитание определенных качеств характера. «Надо» -
пространство запросов от рынка труда.
Многообразие мира профессий. Труд в жизни человека и общества. Разнообразие
профессий. Важность правильного выбора профессии. Понятие «правильный выбор профессии». Сущность понятий «профессионал» и «специалист».
Анализ профессий. Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет
труда. Цели труда. Средства труда. Проблемность трудовых ситуаций. Коллективность процесса труда. Ответственность в труде. Условия труда.
Классификация профессий. Профессии типа «человек – человек», «человек –
техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Группы, классы, отделы профессий.
Определение типа профессии. Определение профессиональных склонностей.
Мыслительные способности. Конвергентное и дивергентное мышление. Типы
мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-
логическое, наглядно-образное.
Интеллектуальный тест. Определение общего уровня интеллектуального развития.
Как развивать мышление? Интеллектуальная лабильность.
Личностные особенности. Темперамент. Типы темперамента: меланхолик, холерик,
сангвиник, флегматик. Определение темперамента.
Эмоциональные реакции. Физическая агрессия, косвенная агрессия,
раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия. Тест эмоций.
Поведение в конфликте. Приспособление, избегание, кооперация, конкуренция.
Правила поведения в конфликтной ситуации.
Здоровье и выбор профессии. Учет состояния здоровья при выборе профессии.
Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий и режима работы.
Результаты самодиагностики. Самоанализ практических тестов.
Профессии нашего региона. Профессии, связанные с сельским хозяйством.
Бюджетники: учителя, воспитатели, медицинские работники, продавцы, служащие.
Профессии, востребованные на рынке труда Мурманской области. «Куда пойти
учиться?» или учебные заведения России и Мурманской области.
Проект «Моя будущая профессия». Составление презентации. Защита проекта.
III. Тематическое планирование
№ | Тема раздела | Кол-во |
1 | Введение. Ошибки в выборе профессии | 1 |
2 | Формула выбора профессии | 1 |
3 | Многообразие мира профессий | 1 |
4 | Анализ профессий | 1 |
5 | Классификация профессий | 1 |
6 | Определение типа профессии. Определение профессиональных склонностей | 1 |
7 | Мыслительные способности | 1 |
8 | Интеллектуальный тест | 1 |
9 | Как развивать мышление? Интеллектуальная лабильность | 1 |
10 | Личностные особенности | 1 |
11 | Эмоциональные реакции | 1 |
12 | Поведение в конфликте | 1 |
13 | Здоровье и выбор профессии | 1 |
14 | Результаты самодиагностики | 1 |
15 | Профессии нашего региона | 1 |
16 | Профессии, востребованные на рынке труда Мурманской области | 1 |
17 | «Моя будущая профессия» | 1 |
| Итого: | 17 |
IV. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела | Дата |
1 | Введение. Ошибки в выборе профессии | |
2 | Формула выбора профессии | |
3 | Многообразие мира профессий | |
4 | Анализ профессий | |
5 | Классификация профессий | |
6 | Определение типа профессии. Определение профессиональных склонностей | |
7 | Мыслительные способности | |
8 | Интеллектуальный тест | |
9 | Как развивать мышление? Интеллектуальная лабильность | |
10 | Личностные особенности | |
11 | Эмоциональные реакции | |
12 | Поведение в конфликте | |
13 | Здоровье и выбор профессии | |
14 | Результаты самодиагностики | |
15 | Профессии нашего региона | |
16 | Профессии, востребованные на рынке труда Мурманской области | |
17 | «Моя будущая профессия» | |