СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Закономерности наследования".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта программа - план для преподавания элективного курса по разделу генетики.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Закономерности наследования".»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 г. Йошкар-Олы»











ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА


«ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ»


(10 класс)











Автор: Палагина Людмила Леонидовна,

учитель биологии МБОУ «Средней общеобразовательной школы №10 г. Йошкар-Олы»











Пояснительная записка

В связи с недостаточным количеством часов общей биологии в старших классах, а также в связи с тем, что за последние годы наблюдается рост процента детей, сдающих предмет биологию, один из вариантов решения проблемы - это изучение наиболее интересующимися учащимися элективного курса по основам генетики с элементами медицинской генетики.

Генетика - наука о наследственности и изменчивости организмов. Медицинская генетика изучает закономерности наследственности и изменчиво­сти с точки зрения патологии. В последние годы на фоне общего снижения заболеваемости и смертности уве­личился удельный вес врожденных и наследственных болезней. В связи с этим роль ге­нетики в жизни человека и практической медицине значительно возросла.

Теоретическая часть преподавания курса включает темы: цитологические и био­химические закономерности наследования признаков, экологическая генетика, наслед­ственные болезни, общие принципы профилактики наследственных болезней.

На семинарских занятиях разбираются вопросы: генная инженерия и достижения в области биотехнологии; роль наследственности и среды в развитии патологии; генные болезни, хромосомные болезни, болезни с наследственными предрасположениями; ме­дико-генетическое консультирование и др.

Практические занятия включают в себя: решение ситуационных задач; примене­ние генеалогического метода, цитогенетических методов; разбор лабораторных ме­тодов диагностики наследственных заболеваний; решение генетических задач. В качестве иллюстрации используются фотографии, слайды, презентации, таблицы.

Программа соответствует методологическим принципам современного биологического познания, на основе которых у учащихся формируется системное и творческое мышление, познавательная самостоятельность, исследовательские умения и навыки; а так же значительно углубляет знания по изучаемым вопросам по сравнению с базовым курсом.

Цели элективного курса:

1.Воспитание личности, имеющей развитое естественно – научное восприятие природы;

2.Развитие творческого потенциала учащихся;

3.Развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;

4.Закрепление, систематизация знаний учащихся по биологии;

5.Обучение учащихся основным подходам по решению генетических и медико-генетических проблем;

6.Изучение и углубление основных законов и понятий по закономерностям наследования;

7.Углубление и расширение знаний по предмету биология и некоторых разделов генетики.

8.Более полная подготовка учащихся к вступительным испытаниям в форме ЕГЭ.

Программа элективного курса рассчитана на 30 часов (1 час в неделю).

Содержание учебной программы.

1. Введение

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.

Генетика-наука о наследственности и изменчивости.

Лекция 1.

2. Цитологические основы наследственности.

Строение и типы метафазных хромосом человека. Понятие о кариотипе.

Современные методы хромосомного анализа.

Гаметогенез. Половые клетки Развитие сперматозоидов и яйцеклеток. Сперматогенез. Овогенез. Отличие сперматогенеза от овогенеза.

Отличие половых клеток от соматических.

3.Биохимические основы наследственности.

Программирование синтеза белка в клетке. Ключевые слова и понятия.

Самостоятельная работа:

Определение строения и-РНК по структуре ДНК.

Определение строения молекулы белка по структуре и-РНК (ДНК).

Определение структуры ДНК по строению молекулы белка.

Лекция 2.

Закономерности наследования признаков.

Основные понятия и термины в современной генетике.

Законы Менделя.

Менделирующие признаки человека.

Типы наследования признаков и групп крови.

Хромосомная теория наследственности Т. Моргана.

Линейное распределение генов. Карты хромосом.

Основные положения хромосомной теории наследственности.

Генетика пола, наследование, сцепленное с полом.

Влияние генотипической среды и факторов внешней среды на проявление признаков.

Практическая работа

Решение задач на сцепленное наследование, наследование групп крови, дигибридное скрещивание, кроссинговер, пенетрантность.

Лекция 3. Методы генетики человека. Генеалогический метод.

Особенности изучения генетики человека.

Основные методы изучения наследственности человека.

Клинико–гениалогический метод.

Типы наследования признаков.

Самостоятельная работа.

Написание реферата, создание презентации на любую изученную тему по выбору.

Лекция 4.

Изменчивость.

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Классификация мутаций.

Репарация молекулы ДНК.

Самостоятельная работа.

Изучение информационных источников по пройденным темам.

Лекция 5.

Наследственность и патология.

Наследственные болезни. Классификация.

Хромосомные болезни.

Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом.

Синдромы с числовыми аномалиями аутосом.

Синдромы, обусловленные структурными аномалиями хромосом.

Генные заболевания.

Самостоятельная работа

Подготовка схем, докладов по пройденным темам. Семинар.

Практическая работа Защита проектов и презентации учащихся.

Формы контроля: самостоятельные работы; практические работы; защита авторских проектов учащихся, презентаций.

Тематическое планирование учебного материала


п/п


Тема занятия

Кол-во часов


Форма занятия

Введение. Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Генетика-наука о наследственности и изменчивости.

2

Лекция

Строение и типы метафазных хромосом человека. Понятие о кариотипе

Современные методы хромосомного анализа


2

Лекция

Семинар, анкетирование, работа в группах

Гаметогенез. Половые клетки Развитие сперматозоидов и яйцеклеток

1

Лекция

Сперматогенез. Овогенез. Отличие сперматогенеза от овогенеза

Отличие половых клеток от соматических.

1


Лекция

Практическая работа, работа в группах.

Биохимические основы наследственности человека

1

Лекция.

Практическая работа, работа в группах.

Определение строения и-РНК по структуре ДНК.

Определение строения молекулы белка по структуре и-РНК (ДНК).

Определение структуры ДНК по строению молекулы белка

2

Самостоятельная работа

Основные понятия и термины в современной генетике.

Законы Менделя.

Менделирующие признаки человека.

1

Лекция

Типы наследования признаков и групп крови.

Хромосомная теория наследственности Т. Моргана

1

Лекция

Линейное распределение генов. Карты хромосом.

Основные положения хромосомной теории наследственности.

Генетика пола

1

Лекция, работа в группах.

Влияние генотипической среды и факторов внешней среды на проявление признаков.

1

Лекция

Решение задач на сцепленное наследование, наследование групп крови, дигибридное скрещивание, кроссинговер, пенетрантность

2


Практическая работа

Особенности изучения генетики человека.

Основные методы изучения наследственности человека.

Клинико– генеалогический метод.

2

Лекция

Типы наследования признаков

1

Лекция

Написание реферата, создание презентации на любую изученную тему по выбору.

-

Самостоятельная работа

Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Комбинативная изменчивость.

2

Лекция, работа в группах

Мутационная изменчивость. Классификация мутаций.

Репарация молекулы ДНК.

2

Лекция

Изучение информационных источников по пройденным темам


Самостоятельная домашняя работа

Наследственные болезни. Классификация.

1

Лекция

Хромосомные болезни.

Синдромы с числовыми аномалиями половых хромосом.

Синдромы с числовыми аномалиями аутосом.

Синдромы, обусловленные структурными аномалиями хромосом.

2

Лекция

Генные заболевания.

Мультифракционное наследование

1

Лекция, беседа

Подготовка схем, докладов по пройденным темам. Семинар.

2

Семинар

Защита проектов и презентации учащихся.

2

Практическая работа


Итого: 30 часов.


Основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть ученик после изучения дисциплины.

Ученик должен знать:

1.Строение и функции хромосом, нормальный кариотип человека, стадии и механизмы митоза и мейоза.

2.Основные современные методы цитогенетического исследования. Генетическую роль нуклеиновых кислот. 3.Свойства генетического кода.

4.Механизмы реализации наследственной информации и признаки организма. Сущность законов Менделя.

5.Сущность современной хромосомной теории наследственности.

6.Сущность генеалогического метода и области его применения.

7.Основные типы наследования признаков (аутосомно-доминантный, аутосомно- рецессивный, сцепленный с полом) и механизмы их передачи.

8.Причины и сущность мутационной изменчивости.

9.Основные виды мутаций: генные, хромосомные, геномные; причины появления мутаций.

10 Сущность и область применения близнецового метода изучения наследственности человека.

Ученик должен уметь:

1.Решать задачи на моногибридное, дигибридное скрещивание.

2.Решать задачи на наследование групп крови, резус-фактор

3.Анализировать родословные схемы, прогнозировать вероятность наследования признаков

4.Составлять родословную человека, описание генотипов.

5.Работать самостоятельно и в группе;

6.Владеть биологической терминологией;

7.Пользоваться справочной литературой по биологии и генетике для мониторинговых исследований.

Литература:

Баркин В.Б. и др. Общая биология 10-11 класс. М.: Дрофа, 2003.

Изучение темы «Генетика» // Биология в школе. 2015. №7.

Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. М.: Просвещение, 1981.

Фросин В.Н. Учебные задачи по общей и медицинской генетике. Казань, 2000.

Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к ЕГЭ. Общая биология. М.:

Дрофа, 2012.

Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах\ авт. – сост.

М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. 2-е изд.стереотип.- Волгоград.- Учитель 2008.- 167 с.

Мансурова С.Е., Шклярова О.А. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс. – М.: СПб: ООО «Виктория плюс», 2006. 112 с.

Лекционный материал.

И.П. Карузина «Учебное пособие по основам генетики» М., Медицина, 1981

Я.Н. Яргин «Биология», М., Медицина, 1984 г.

П. Кемп, К.Арме «Введение в биологию», М., Мир, 1988 г.

Б. Алберте, Д. Брей и др. «Молекулярная биология клетки», М. Мир, 1994 г.

Н. Грин, У.Статут, Д.Тейлор «Биология в 3-х томах», М., Мир. 1990 г.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!