СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в детском саду".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы:Обеспечить эмоционально-психологический комфорт для детей в группе детского сада, формироватьу каждого ребенка интегративные качества «эмоционально отзывчивый».

Задачи:                                                                                                                                                                                 1) Реализовать задачи личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка.         2) Создать условия для проявления индивидуальных положительных качеств ребёнка, умение жить в коллективе.

3) Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, распознавать и проявлять их.

4) Дать представленияо способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово).                                                                                                                               5)Совершенствовать способности управления  своими чувствами и эмоциями.   

6) Развивать  коммуникативные способности (умение общаться со взрослыми и сверстниками); умение анализировать, выражать своё отношение к отрицательным и положительным поступкам и качествам окружающих.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в детском саду".»

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 г. Улан-Удэ»

(Ступень дошкольного образования « Медвежонок»)













Рабочая программа



«Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста в детском саду»















Программа разработана


Алфёровой Н.Д., воспитателем








г. Улан-Удэ, 2014 год



Пояснительная записка

В настоящее время изменились требования к дошкольному воспитанию, связанные с изменением социальных условий жизни. Окружающий мир стал жестоким и агрессивным. Поэтому для детей нужно создать такие условия, которые давали бы ребёнку всю полноту и радость жизни, обеспечивая не только его физическое развитие и потребности, но и своевременное психическое развитие. От эмоционального благополучия, комфорта ребёнка зависит его взаимодействие с окружающими людьми, формирование социальных взаимоотношений, развитие любознательности, крепкое здоровье. Эмоции ребёнка – это «послание взрослым о его внутреннем состоянии, поэтому свою работу я направила на то, чтобы создать в группе доброжелательную, спокойную атмосферу, чтобы дети испытывали чувство уверенности, и у них преобладало бодрое, жизнерадостное настроение.

Цель программы: Обеспечить эмоционально-психологический комфорт для детей в группе детского сада, формировать у каждого ребенка интегративные качества «эмоционально отзывчивый».

Задачи: 1) Реализовать задачи личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребёнка. 2) Создать условия для проявления индивидуальных положительных качеств ребёнка, умение жить в коллективе.

3) Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей, распознавать и проявлять их.

4) Дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). 5)Совершенствовать способности управления своими чувствами и эмоциями.

6) Развивать коммуникативные способности (умение общаться со взрослыми и сверстниками); умение анализировать, выражать своё отношение к отрицательным и положительным поступкам и качествам окружающих.


Принципы:

1) Уважение к свободе и достоинству каждого ребёнка как маленького, но полноправного человека.

2) Последовательность и систематичность в реализации данной программы воспитателем. 3) Учёт возрастных психологических особенностей при отборе содержания и методов воспитания и обучения. 4) Осознанное отношение детей к поступкам сверстников, взрослых, литературных героев.

5)Возможность самостоятельно применять знания, полученные от взрослых.


Формы работы: 1) Организация « Дней радостных встреч».

2) Беседы на этические темы с показом иллюстраций.

3) Прослушивание музыки, песен в записи, пение с детьми в свободной деятельности.

4) Специально-организационная деятельность (занятия) эмоционально-познавательной направленности.

5) Подвижные игры и игровые упражнения.

6) Сюжетно-ролевые игры.

7) Элементы психогимнастики, техники выразительных движении, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики.

8) Чтение и рассказывание сказок, художественной литературы.

9) Посещение театров, просмотр спектаклей в детском саду.

10) Развлечения, праздники с участием детей.

11) Драматизация сказок.

12) Использование кукольного, пальчикового театра.

13)Чтение и заучивание потешек, считалок, небылиц, обыгрывание их в повседневной жизни.

14) Детские коллекции по «интересам « детей.

15) Празднование « Дня рождения детей».

16) Работа с родителями.


Методы и приёмы:

1) Создание и обустройство окружающей среды. 2) Поощрение, психологическое « поглаживание», комплимент.

3) Вербализация чувств - « Зеркало эмоции». 4) Активное слушание, диалог.

5) Метод « проживания» системы реальной или фантастической вместе с ребёнком- « оживлялки». 6) Подражание положительным героям сказок, фильмов, взрослым.



Результативность:

1) Эмоционально-психологический комфорт каждого ребёнка; формирование у каждого ребенка интегративного качества «эмоционально отзывчивый».

2) Различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер.

3) Произвольно направлять своё внимание на испытываемые эмоциональные ощущения. 4) Одновременно направлять своё внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

5) Управлять своими чувствами и эмоциями.



Реализация программы может осуществляться в организованной образовательной деятельности (самостоятельные занятия; как часть любого интегрированного занятия), в совместной деятельности воспитателя с детьми.

















Перспективный план

старшая группа

месяц

Тема занятия

Программные задачи

сентябрь

1

«Вернём настроение Клёпе»

Учить замечать и узнавать эмоциональное состояние игрового персонажа (радостный, грустный) по мимике. Воспитывать сочувствие к игрушке, побуждать к оказанию помощи. Снять напряжение мышц лица, тела.

октябрь

1

«Мимические признаки эмоций»

Продолжать учить распознавать различные эмоции по выражению лица, позе.

ноябрь

1

«Наше настроение»

Развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей, формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области эмоции.

декабрь

1

«Как понять друг друга»

Учить детей понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижению, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения.

январь

1

«Путешествие в мир эмоции»

Продолжать знакомству детей с эмоциями , закреплять полученные на занятиях знания и умения. Развитие эмоциональной сферы дошкольников. Развивать способности общаться с помощью пантомимики, мимики, жестов.

февраль

1

«Мой любимый сказочный герой»

Способствовать самовыражению ребёнка. Продолжать учить средствами жестикуляции и мимики передавать наиболее характерные черты персонажа сказки.

март

1

«Знакомство с эмоцией Робость»

Знакомство с чувством робости. Определить с детьми, кого можно считать робким. Формировать умение передавать эмоциональное состояние, использовать различные выразительные средства.

апрель

1

«Путешествие в страну Вины (стыда)»

Познакомить детей с новой эмоцией « стыд-вина» и её графическим изображением. Формировать умение передавать эмоциональное состояние, использовать различные выразительные средства. Учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

май

1

«Поиграем вместе»

Развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнёром. Развивать эмпатию. Способствовать сплочению детского коллектива, учить детей проигрывать.





Перспективный план

подготовительная группа

месяц

тема

Программные задачи:

сентябрь

1

«Русские народные сказки и их значение в эмоциональном благополучие детей».

Воспитывать умение сопереживать героям сказки. Вызвать у детей эмоциональный отклик на картины.

октябрь

1

«Знакомство с эмоциями гнева, удивления»

Учить детей различать эмоции со схематическим изображением, учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, использовать различные выразительные средства, развивать эмпатию.

ноябрь

1

«Знакомство с эмоциями горе, страх»

Расширять представление детей об эмоциях горе,страх, предлагать их сравнивать. Продолжать развивать эмпатию, воображение.

декабрь

1

«Знакомство с эмоцией радости (хорошего настроения)».

Раскрыть сущность понятия «радость». Формировать у детей доброжелательное поведение. Учить конструктивным способам управлять собственным поведением, снимать напряжение.

январь

1

«Путешествие в страну фантазии»

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики. Воспитывать умение найти своё место в коллективе сверстников, общаться со взрослыми, справляться со своими страхами.

февраль

1

«Знакомство с эмоциями грусти»

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. Снятие напряжения мышц лица, тела.

март

1

«Знакомство с эмоциональными переживаниями удивления, злости».

Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительных жёстов, обучение элементарным приёмам регулирования поведения, развитию чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.

апрель

1

«Твои поступки и чувства других»

Развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других людей зависит от наших поступков.

май

1

«Спорящие лица»

Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций.









































Диагностика уровня знаний детей об эмоциональной сфере ребёнка ( по результатам входной и итоговой диагностики).

Место проведения диагностики- МАОУ СОШ № 32 г. Улан-Удэ « ( Ступень дошкольного образования « Медвежонок», группа № 4)

Дата обследования: входная диагностика-сентябрь 2011 г, итоговая - апрель 2013 г.

Цель диагностического обследования: изучить уровень знаний детей об эмоциональной сфере ребёнка (уровень осведомлённости детей о содержании различных эмоции, чувств, причинах их появления и способах выражения).

Возраст детей- старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Общее количество обследуемых детей- 10 человек.

Диагностические методы: наблюдение, беседа, вопросы к детям ( Научно-практический журнал «Психолог в детском саду», 2007, № 1.

Блок п /п

Название

Группа № 4 (старший дошкольный возраст)

входная

Итоговая

Блок 1

Содержание и обозначение эмоции и чувств.


60 %


90 %

Блок 2


Выражение эмоций и чувств.

52 %

85 %

Блок 3

Причины эмоциональных переживаний.

60 %

92 %

Блок 4

Сопереживание.

80 %

100%


Среднее значение в %

63 %

91,7








Блок 1




Что такое любовь?

Что такое дружба?

Что ты чувствуешь, когда тебя ругают за плохой поступок?

Как называется чувство, когда что-то тебе не нравится?


Входная итогов

Входная итогов

Входная итогов

Входная итогов

1)Маша М.

_ _

+ +


+ +

+ +

2)Настя С.

+ +

+ +

+ +

+ +

3)Лиза П.

_ +

+ +

+ +

_ +

4)Паша М.

+ +

+ +

+ +

+ +

5)Коля Ш.

_ +

_ +

+ +

_ _

6)Дима Х.

+ +

+ +

_ +

_ +

7)Саша П.

+ +

+ +

_ +

_ _

8)Оля Б.

+ +

+ +

_ +

_ _

9)Анжела С.

+ +

+ +

+ +

_ +

10)Оксана Л.

_ +

+ +

_ +

_ +


60 % 90 %

90 % 100 %

60 % 100 %

30 % 70 %





Блок

2





Как можно узнать, какое настроение у человека?

Как без слов показать, что тебе страшно?

Как ты думаешь, можно плакать от радости? Почему?

Можно ли смеяться, когда тебе страшно? Почему?

Может ли злой человек притворяться добрым? Почему?

Может ли человек, когда ему страшно, не показывать это? Почему?


Вход итог

Вход итог

Вход итог

Вход итог

Вход итог

Вход итог

1)Маша М

+ +

+ +

_ _

+ +

+ +

+ +

2)Настя С.

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

3)Лиза П.

_ +

_ +

_ +

_ +

_ +

+ +

4)Паша М.

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

5)Коля Ш.

+ +

_ +

_ _

_ +

_ +

_ +

6)Дима Х.

+ +

_ +

_ +

_ +

_ +

+ +

7)Саша П.

+ +

+ +

_ _

_ +

_ _

+ +

8)Оля Б.

+ +

_ +

+ +

_ _

_ _

+ +

9)АнжелаС.

+ +

+ +

_ _

_ +

_ _

+ +

10)ОксанаЛ.

+ +

_ +

_ +

_ +

_ _

_ +


90% 100%

50%100%

30% 60%

30% 90%

30% 60%

80%100%





Блок

3





В каких случаях люди радуются?

Почему люди плачут?

Когда бывает страшно?

Когда мама (папа) гордится тобой?

Почему люди становятся врагами?

За что можно презирать человека?


Вход итог

Вход итог

Вход итог

Вход итог

Вход итог

Вход итог

1)Маша М.

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

+ _

2)Настя С.

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

+ +

3)Лиза П.

+ +

+ +

+ +

+ +

_ _

_ +

4)Паша М.

+ +

+ +

+ +

+ +

+ _

+ +

5)Коля Ш.

_ +

+ +

+ +

_ +

_ +

_ +

6)Дима Х.

+ +

_ +

_ +

+ +

_ +

_ +

7)Саша П.

+ +

+ +

+ +

_ +

_ +

_ +

8)Оля Б.

+ +

_ +

_ +

+ +

_ +

_ +

9)АнжелаС.

+ +

+ +

+ +

+ +

_ +

_ +

10)ОксанаЛ.

+ +

+ +

_ +

_ +

_ _

_ _


90%100%

70%100%

70%100%

70%100%

30% 70%

30% 80%




Блок

4




Если маме или папе грустно, что сделаешь, скажешь?

Если у кого-то из твоих друзей день рождения, что он чувствует?

Если кто-то из ребят упал и плачет, что ты сделаешь?

Если кого-то из ребят похвалили, что он чувствует?


Вход итог

Вход итог

Вход итог

Вход итог

1)Маша М.

+ +

+ +

+ +

+ +

2)Настя С.

+ +

+ +

+ +

+ +

3)Лиза П.

+ +

+ +

+ +

+ +

4)Паша М.

+ +

+ +

+ +

+ +

5)Коля Ш.

_ +

_ +

+ +

_ +

6)Дима Х.

+ +

+ +

+ +

_ +

7)Саша П.

+ +

+ +

+ +

+ +

8)Оля Б.

+ +

+ +

+ +

_ +

9)Анжела С.

+ +

+ +

+ +

+ +

10)Оксана Л.

+ +

_ +

_ +

_ +


90% 100%

80% 100%

90% 100%

60% 100%



График ( среднее значение уровня знаний детей -по итогам входной и итоговой диагностик).



Вывод: Из сводной таблицы и графика видно, что идёт постепенный рост уровня знаний детей об эмоциональной сфере ребёнка (в сравнении: результаты входной и итоговой диагностик), надо продолжать работу с детьми по всем направлениям и разделам.















Работа по диагностике

Особое внимание уделить тем детям, которые идут с нежеланием в детский сад- Маша, Бато.

1)Устроить «день радостных встреч» -

подарить каждому ребёнку сувенир на память(воздушный шар, поделку из природного материала, открытку).

2)Предложить принести из дома фотографии для стенда «Мир эмоций», «Моё настроение», плакат «Азбука эмоции», любимую игрушку.

3)Выяснить, чем дети любят заниматься дома.

4)При желании дать возможность заняться любимым делом, предложить настольные-печатные игры «Как поднять друг другу настроение», «Угадай ,какое у меня настроение », «Наши поступки».

5)Постоянно отмечать положительные качества детей, успехи в присутствии других детей. Рассмотреть «сокровища» детей, показать свои.

6)Организовать праздничное чаепитие «Сладкий вечер», украсить группу, торжественно отмечать дни рождения детей.

7)Чтение и заучивание весёлых стихотворений, рассказов.

8)Игры «Хороводы сказочных героев», «Солнечный зайчик», «Приветствие», «Переодевалки», «Художники», »Цепочка добрых дел», «Бюро добрых услуг», «Солнечный круг», «Волшебный стул», »Кладоискатель», «Портрет»,«Дружат дети всей планеты», «Актёры», «Злой дракон», «Кто смешнее засмеётся»,тренинговая игра «Угадай и покажи настроение», этюды «Ласковое солнышко», упражнения «Лицо загорает».

9)Дидактические игры »Азбука настроений», «Кубики», «Собери маску», «Угадай настроение» ,»Дорисуй портрет», «Забавный гномик», «Встреча эмоций». 10)Дидактические пособия «Котауси и Мяуси», «Ворчун и весельчак», «Весёлые ,грустные или…», «Чьё окошко?», «Календарь эмоций». 11)Маски с разными эмоциональными состояниями. 12) Мимическая гимнастика.

13)Занятия путешествия.



















Работа с родителями


1)Родительские собрания.

2)Консультации на темы, способствующие развитию у детей социальных и нравственных форм поведения: »Что такое эмоции?», «Как определить эмоциональное состояние ребёнка?», »Как преодолеть негативное эмоциональное состояние?», »Значение социально-психологического климата в семье», »Типы поведения детей или « почему дети ведут себя по-разному?», »Взаимодействие ребёнка с внешним миром», «Папа, мама и я – вместе дружная семья!».

3)Использование папки - передвижки. 4)Организация совместной культурной программы, включающей концерты, выставки работ детей и родителей. 5)Праздничное чаепитие «сладкий вечер» ( в начале и конце года). 6)Анкетирование для более полного представления о характере ребёнка. 7)Вопросы к родителям «как бы поступили в данной ситуации» (с вариантами ответов).


Анкетный опрос родителей Для установления причин эмоционального неблагополучия детей важно определить ситуации или объекты, вызывающие негативные, болезненные переживания. В этом случае целесообразно провести анкетный опрос родителей или других близких ребёнку людей с целью выявления психологического микроклимата в семье.

Анкета № 1

Ф.И.О. ребёнка--------------------возраст-----возраст---------№ группы-------.

Ф.И.О. родителей---------------------------------------------------------------------------------

1) Как ваш ребёнок засыпает? . быстро . медленно .требует, чтоб с ним сидели . требует, чтоб не гасили свет 2) Как он спит? .крепко спокойно . неспокойно .вскрикивает .плачет .разговаривает во сне 3) Как просыпается? . сразу . не сразу 4)В каком настроении просыпается Ваш ребёнок? . весёлый, спокойный . раздражительный . грустный . в слезах 5) Как он ест? . охотно, не выбирает пищу, быстро сам . неохотно, выбирает пищу, медленно, с помощью взрослых 6)С каким настроением Ваш ребёнок идёт в детский сад? . радостное . иногда не хочет . часто отказывается . капризничает . другое 7)В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад? . трудности в отношениях с воспитателем . трудности в отношении со сверстниками . привязанность к матери . позднее засыпание вечером . другие причины 8) Замечаете ли Вы проявление страха у Вашего ребёнка? . да . иногда . нет 9)Если замечаете, то при каких обстоятельствах? . в тёмной комнате . при наказаниях, окриках . при недовольстве взрослых его поведением . когда слушает страшную сказку . когда видит собаку, змею . без видимой причины 10) Как проявляется страх у ребёнка? . плачет.убегает . впадает в ярость . зовёт взрослых . справляется сам 11) Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным? . часто .редко .иногда 12) Как Ваш ребёнок реагирует на агрессию со стороны других детей и взрослых ( когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т .д? .ответное нападение .плачет .проявляет гнев( бросает игрушки, мимическое выражение эмоций, словесное) .замыкается, « уходит в себя» .уходит, убегает от обидчика 13) Чему радуется Ваш ребёнок?.новой игрушке, подаркам .встрече с близкими людьми .встрече со сверстниками, друзьями .когда вы вместе играете .совместным походам в театр, цирк и т.д. 14) Что вызывает у него огорчение? 15) На что он обижается? 16) Часто ли ребёнок плачет? .да .нет 17) Какое обычно состояние у ребёнка? .спокойное .плаксивое .возбуждённое 18) Как быстро проходит у него переживание? .быстро .не очень быстро .через длительное время 19) Умеет ли Ваш ребёнок выразить своё сочувствие близким? .да .редко .нет 20) Какие эмоции наблюдаются в игре по отношению к предметам и игрушкам? .доброжелательный интерес .агрессивность .безразличие 21) Как ребёнок относится к животным? .доброжелательный интерес, желание поиграть .страх .агрессивность .безразличие 22) Какие эмоции преобладают по отношению к сверстникам во время игры? .доброжелательность .агрессивность.безразличие 23) С кем из детей группы Ваш ребёнок наиболее часто общается? 24)Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми? .да .иногда .нет 25) Жалуется ли на сверстников? .да .иногда .нет 26) На что жалуется в отношениях со сверстниками? .дети не принимают в игру .обижают .не хотят дружить .отнимают игрушки .шумят 27) Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми? .уравновешенный .терпеливый .чуткий .уступчивый .приветливый .вспыльчивый .склонный чаще командовать, чем подчиняться 28) Умеет ли ребёнок отстаивать свои интересы перед взрослыми? .да .не всегда .нет 29) Умеет ли ребёнок отстаивать свои интересы перед сверстниками? .да .не всегда .нет 30) Каким образом он отстаивает свои интересы? .находит аргументы .упрашивает .вежливо требует .агрессивно требует .плачет 31) Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду? . прямого влияния не оказывают .благополучие семейных отношений –это эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду . сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому----------------------------- Предлагаемая анкета частично может быть использована и для опроса воспитателей.

Анкета № 2

1)С каким настроением Ваша дочь (сын) идёт в детский сад? .радостно .иногда не хочет .часто отказывается .капризничает .другое ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 2)В чём Вы видите причину нежелания ребёнка идти в детский сад? .трудности в отношениях с педагогом .со сверстниками .привязанность к матери .позднее засыпание вечером .другие причины ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 3)Как складываются у Вашей дочери (сына) взаимоотношения со взрослыми?Благополучно (с кем именно): .с воспитателями .с помощником воспитателя .с музыкальным руководителем .инструктором по физкультуре .с педагогом дополнительного образования .с другими специалистами----------------------------------------------------------------------------------------------------- Неблагополучно (причины): .иногда бывают конфликты .обижается на взрослых за то, что наказывают .не разрешают брать игрушки .другое--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 4)С кем из детей группы Ваш ребёнок наиболее часто общается? ---------------------------------------------- 5)Рассказывает ли дома о своих взаимоотношениях с детьми?.да .иногда .нет 6)Жалуется ли на сверстников? .да .иногда .нет 7)На что жалуется? .дети не принимают в игру .обижают .не хотят дружить .отнимают игрушки .шумят 8)Что Вам хотелось бы изменить в отношениях дочери(сына) с ровесниками?------------------------------ 9)Есть ли у Вашего ребёнка чувство собственного достоинства? В чём оно проявляется?------------------------------------------------------------------------------------------------------- 10)Как Ваш ребёнок обычно реагирует на агрессию со стороны других детей, взрослых (когда на него кричат, отнимают игрушки, угрожают и т.д)? ------------------------------------------------------------------ 11)Какой Ваш ребёнок в общении с другими детьми? .уравновешенный .терпеливый.чуткий .уступчивый .приветливый .вспыльчивый .склонен чаще командовать, чем подчиняться .другой ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -12)Как, на Ваш взгляд, влияют детско-родительские отношения в семье на общение ребёнка со сверстниками и взрослыми в детском саду? .прямого влияния не оказывают .благополучие семейных отношений-это психологическая защита, эмоциональный тыл ребёнка, облегчающий его жизнь в детском саду .сущность семейных отношений ещё недостаточно понятна ребёнку, поэтому ----------------------------































Дидактические игры, этюды, тренинговые игры и упражнения


1.Игра «Волшебный стул»

Цель: Активизация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.

Ход игры: Грустному ребёнку надо сесть на стульчик. А остальным детям даётся задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. Дети подходят к волшебному стулу, и , поглаживают сидящего ребёнка, говоря ласковые слова.

2.Игра «Кладоискатель» Проводится беседа: «У меня есть тазик, в котором зарыт клад. Но найти этот клад сможет только смелый ребёнок, который разберёт (прочитает) в карте – схеме. Что добраться до клада, тебе нужно внимательно изучить карту и последовательно передвигаться с помощью пальчиков от указателя к указателю. Добравшись до финиша, предлагаю откопать клад руками.

3.Игра «Портрет»

Цель: Научить ребёнка распознавать эмоции - свои и окружающих, развивать умение схематично их изображать, снять психомышечное напряжение.

Ход игры: Ребёнок садится напротив взрослого. Взрослый в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Я буду называть части тела, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Брови и губы заготавливаются заранее, причём выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Какое настроение у этого портрета? Если ребёнок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит своё. 4.Игра «Хоровод сказочных героев»

Цель: Развитие выразительности движений, мимики, раскованности, групповой сплочённости.

Ход игры: Дети двигаются по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображают какого-либо сказочного героя с определённым настроением. Закончить хоровод нужно на положительной эмоции, например радости. 5.Этюд «Ласковое солнышко»

Цель: Снять психомышечное напряжение, расслабление.

Ход этюда: Что вы сейчас чувствуете? Вы расслабились, успокоились? Давайте нарисуем лицо человечка, которому так же хорошо, как вам сейчас (демонстрирует схематично рисунок лица со спокойным выражением).

6.Игра «Солнечный зайчик»

Цель: Снять напряжение мышц лица, тела.

Ход игры: Проводится релаксация, дети слушают и расслабляются. 7.Дидактическая игра «Азбука настроения».

Выдаются карточки с изображением зверюшек, изображения должны хорошо передавать эмоциональные состояния каждого персонажа ( испуганного, спокойного, довольного, злого).Способствуют развитию осознания собственных чувств и отношения к чему-либо(к действиям и поступкам сказочных персонажей, конфликтным ситуациям. Дидактическая игра « Кубики».Даём кубик на каждой стороне которого схематичное изображение какого либо эмоционального состояние. Бросает кубик воспитатель, а дети мимикой, позой, жестами изображают соответствующие эмоции. Тот, кто выполнял артистично задание, будет бросать кубик следующим. 8.Дидактическая игра «Собери маску» Выдаются картонные изображения отдельных деталей лица (губы, брови, глаза и т. д ). Играют несколько детей. Один ребёнок собирает маску с каким-либо эмоциональным состоянием из составных деталей. Остальные играющие определяют это состояние. 9.Дидактическая игра «Угадай настроение»

Выдаются карточки с изображением героев мультфильмов и пиктограммы различных эмоциональных состояний. Раздаются по три карточки, к каждой из которых следует подобрать пиктограмму, соответствующую эмоциональному состоянию героя. 10.Дидактическая игра «Дорисуй портрет»

Предлагается определить настроение по лицу, изображённому на портрете, на котором некоторые детали недорисованы. Ребёнок определяет настроение по имеющимся деталям и дорисовывает недостающие.

11.Дидактическая игра «Забавный гномик»

Выдаются карточки с изображением гномика в различных эмоциональных состояниях и пиктограммы соответствующих эмоций. Предлагаю выбрать карточку на которой изображён гномик с похожим настроением, и изобразить это настроение на своем лице. 12.Дидактическая игра «Встреча эмоций»

Выдаются картинки с изображением сказочных сюжетов и пиктограммы различных эмоций. Показываю картинку, предлагаю определить, какое настроение у того или иного персонажа, и просит обосновать свой ответ.

13.Игра «Диагностика настроения детей»

С помощью разноцветных флажков ( свет тона – радостное, доброе, весёлое настроение, тёмные тона – мрачное, сердитое, угрюмое, плохое настроение). Дети выбирают цвет, соответствующий их настроению.

14. Игра «Приветствие»

Во время игры здороваются друг с другом различными способами( носиками, локоточками , пяточками) под быструю музыку. 15.Тренинговая игра «Угадай и покажи настроение»

Дети двигаются под музыку по кругу вокруг выложенных на полу мимических картинок, с окончанием музыки каждый ребёнок берёт карточки, возле которых он остановился. Рассматривать картины, определять вид эмоции, изображать на ней и показать её. 16.Игра «Переодевалки»

Детям предлагается игра как способ улучшения настроения: дети наряжают друг друга с помощью смешных украшений и разглядывать себя в зеркале. 17.Игра «Художники»

На изображённом во весь лист ватмане контуре человека дети коллективно изображают весёлое, радостное настроение, используя краски, цветные карандаши, фломастеры.




Литература

1) Данилина Т.А, Стёпина Н.М «В мире эмоций»

2) Белая К.Ю, Зимонина В.Н «Художественно-эстетическое и социальное-нравственное воспитание дошкольника» 3) Кошелёва А «Эмоциональное развитие дошкольника» 4) Запорожца А, Неверовича Я «Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста»

5) Кошелёва М «Эмоциональное развитие дошкольника»

6) Изард К.Э «Психология эмоций»

7) Крюкова С.В , Слободяник Н.П «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»

8) Кряжева Н.Л «Мир детских эмоций»

9) Минаева В.М «Развитие эмоций дошкольников» 10) Рылеева Е.В «Путешествие в мир эмоций» (Демонстративные материалы для фронтальной работы) 11) Шишова Т. «Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавится от страхов: эмоционально развивающие игры и задания» 12) Стрелкова Л. «Эмоциональный букварь от АХ до ай –яй –яй» 13) Чистякова М. «Психогимнастики»














Советы родителям «Как определить эмоциональное состояние ребёнка».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!