муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа№2
города ИскитимаНовосибирскойобласти
Рассмотрено на ШМО: Протокол № _______ от ____________ | УТВЕРЖДЕНО: Протокол педсовета № ____от ___________ |
Руководитель: ( Белич Ю.П. ) | Директор школы: (Рыбцев А.А.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«естествознание»
6 класс
Составитель: учитель первой
квалификационной категории
Гильденбрандт
Лилия Викторовна
Искитим 2021
Рабочая программа по курсу «естествознание»
для учащихся 6 классов
Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе ФГОС с учетом авторской программы А. Е. Гуревича, Д. А. Исаева, Л. С. Понтака «Введение в естественно-научные предметы. Естествознание» и адаптирована к условиям обучения в лицее, входит в состав из части, формируемой участниками образовательного процесса, и является пропедевтическим курсом по отношению к основному курсу физики 7 – 9 классов. Данный предмет введен в учебный план 6 классов согласно Приказа Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с учетом внесенных изменений (Приказ № 74 от 01.02.2012г.). Данный предмет введен в учебный план лицея.
Программа составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Стандарте основного общего образования.
Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся, заданными социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием системы общего среднего образования; в-третьих, психологическими возрастными особенностями обучаемых.
Программа включает пояснительную записку с требованиями к результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов; примерное поурочно-тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимых на их изучение, определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.
Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:
А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е. Гуревич. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. 5-6 класс: методическое пособие/. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е.Гуревич, М.В.Краснов, Л.А.Нотов, Л.С.Понтак. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5 класс: рабочая тетрадь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е.Гуревич, М.В.Краснов, Л.А.Нотов, Л.С.Понтак. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 6 класс: рабочая тетрадь. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 2013.
А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак «Физика. Химия. 5-6 класс. Методическое пособие. КИМы.» -М.: Дрофа, 2000.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Естествознание» является пропедевтическим курсом – интегрированный курс для младших подростков, в содержании которого рассматриваются пути познания человеком природы.
Естествознание, как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предмета решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые школьниками физические и химические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Своими целями, задачами и содержанием образования предмет «естествознание» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни.
Цели и задачи курса.
Подготовка к сознательному усвоению системного курса физики.
Познакомить с языком и методом физического познания.
Создать ориентационную и мотивационную основу для осознанного выбора профиля обучения.
Способствовать развитию учащихся, повышению их интереса к познанию законов природы, подготовке их к систематическому изучению курса физики на последующих этапах.
Расширение представлений учащихся о явлениях окружающего мира, их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.
Развитие умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, экспериментов.
Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний при выполнении экспериментов.
Воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества.
Использования полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Механические явления | 5 |
2 | Электромагнитные и световые явления | 4 |
3 | Земля – планета Солнечной системы | 4 |
4 | Человек дополняет природу | 6 |
Всего | 19 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
6 КЛАСС (19 ч, 0,5 ч в неделю)
Механические явления
Движение, виды движения. СИ – перевод единиц. Взаимодействие тел. Масса, скорость, расстояние, инерция, инертность, импульс.
Электромагнитные явления
Электрический ток как направленное движение электрических зарядов.
Источники тока: батарейка, аккумулятор, генератор электрического тока (без рассмотрения их устройства).
Действия тока. Тепловое действие тока.
Лампы накаливания. Электронагревательные приборы. Магнитное действие тока.
Электромагниты и их применение. Действие магнита на ток. Электродвигатели.
Световые явления
Свет как источник информации человека об окружающем мире. Источники света: звезды, Солнце, электрические лампы и др.
Прямолинейное распространение света, образование теней. Отражение света. Зеркала.
Преломление света. Линзы, их типы и изменение с их помощью формы светового пучка.
Оптические приборы: фотоаппарат, проекционный аппарат, микроскоп, телескоп (назначение приборов, использование в них линз и зеркал).
Глаз и очки.
Разложение белого света в спектр. Радуга.
Земля-планета солнечной системы.
Звездное небо: созвездия, планеты. Развитие представлений человека о Земле. Солнечная система. Солнце. Движение Земли: вращение вокруг собственной оси, смена дня и ночи на различных широтах, обращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Луна — спутник Земли. Фазы Луны. Знакомство с простейшими астрономическими приборами: астролябия, телескоп. Исследования космического пространства. К. Э. Циолковский, С. П. Королев — основатели советской космонавтики. Ю. А. Гагарин — первый космонавт Земли. Искусственные спутники Земли. Орбитальные космические станции.
Земля – место обитания человека
Атмосфера. Атмосферное давление, барометр. Влажность воздуха, определение относительной влажности. Атмосферные явления, гром и молния.
Человек дополняет природу
Механизмы. Механическая работа. Энергия. Синтетические материалы.
Механизмы – помощники человека. Простые механизмы, рычаг, наклонная плоскость, подвижный и неподвижный блоки; их назначение.
Механическая работа, условия ее совершения. Джоуль – единица измерения работы. Вычисление механической работы.
Энергия. Источники энергии. Различные виды топлива. Солнечная энергия, ее роль для жизни на Земле. Тепловые двигатели, двигатели внутреннего сгорания; их применение. Тепловые, атомные и гидроэлектростанции .
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока | Наименование тем |
Механические явления |
1 | 1 | Движение, виды движения. |
2 | 2 | СИ – перевод единиц. |
3 | 3 | Взаимодействие тел. |
4 | 4 | Скорость, расстояние. |
5 | 5 | Масса, инерция, инертность, импульс. |
Электромагнитные и световые явления |
6 | 1 | Электромагнитные явления. Электрический ток. Источники тока. |
7 | 2 | Действия электрического тока (тепловое, магнитное и химическое). |
8 | 3 | Световые явления. Источники света. Свет и тень. Отражение света. |
9 | 4 | Зеркала и их применение. Преломление света. Линза. Оптические приборы. Глаз и очки. Цвет. |
Земля – планета Солнечной системы |
10 | 1 | Астрономия - древняя наука. В мире звезд. Названия созвездий. |
11 | 2 | Карта звездного неба. Азимут и высота светил. |
12 | 3 | Солнце. Солнечная система. Луна – спутник Земли. |
13 | 4 | Космические исследования. |
Человек дополняет природу |
14 | 1 | Литосфера, мантия, ядро. Гидросфера. Исследования морских глубин. |
15 | 2 | Атмосфера. Измерение атмосферного давления. Барометры. |
16 | 3 | Влажность. Гигрометр и психрометр. Атмосферные явления. |
17 | 4 | Из истории развития авиации. Воздухоплавание. |
18 | 5 | Электростанции. Автоматика в нашей жизни. |
19 | 6 | Экономия ресурсов. Использование новых технологий. |
3