Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 5 г. Углегорска
УТВЕРЖДЕНО
Директор
МБОУ СОШ №5 г. Углегорска
Приказ №
от 201- г.
Рассмотрена на ШМО
Учителей математики физики
Рук. ШМО
_________
Протокол №
от ____________201-г.
ПРОГРАММА
Элективного курса по математике
9 класс
«Устные приёмы решения задач в курсе математики 5 – 9класса»
Разработана
на основе программы по математике
для 5 – 9 класса.
Учитель математики
Трушкина Людмила Васильевна.
2016 – 2017 уч. год
-
- Пояснительная записка
Многие задания в курсе математики можно решить устно или быстро получить ответ, не применяя традиционных приёмов,
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на элективных курсах и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют повторить, расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу, развивают мышление и исследовательские знания учащихся; формируют базу общих универсальных приемов и подходов, а также частных приёмов решения заданий.
Программа рассчитана на 34 часа.
Цели элективного курса : подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с новыми требованиями.
Задачи: Повторить и обобщить знания по алгебре и геометрии за курс основной общеобразовательной школы; расширить знания по отдельным темам курса 5-9 классов; выработать умение пользоваться устными приёмами решения задач.
- Основные методические особенности курса:
Подготовка по тематическому принципу, соблюдая «правила спирали» от простых типов заданий к сложным.
Максимальное использование наличного запаса знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения», для получения ответа простым и быстрым способом.
- Структура курса
Курс рассчитан на 34 занятия.
Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры с применением приёмов устных вычислений.
Выражения и их преобразования.
Уравнения и системы уравнений.
Неравенства.
Координаты и графики.
Функции.
Арифметическая и геометрическая прогрессии.
Текстовые задачи.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Геометрические задачи
-
- Учебно-тематический план
№ занятия.
| Тема | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
1-4 | Числа и выражения. Преобразование выражений. Приёмы устных вычислений. | 4ч | | |
5-8 | Уравнения. Способы решения, применение устных приёмов. | 4 ч. | | |
9-11 | Системы уравнений. Приёмы решения. Задачи, решаемые с помощью систем. | 3ч. | | |
12-13 | Неравенства. Применение неравенств. | 2 ч. | | |
14-15 | Координаты и графики. | 2ч. | | |
16-18 | Функции | 3ч. | | |
19-20 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Задачи, решаемые устно. | 2ч. | | |
21-23 | Текстовые задачи. Вычисляем быстро (устно) | 3ч. | | |
24-25 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 2 ч. | | |
26-30 | Решение геометрических задач. Применение устных приёмов решения. | 5ч. | | |
31-34 | Пробное тестирование | 4ч. | | |
| | | | |
-
- Содержание программы
- Числа и выражения. Преобразование выражений
Свойства степени с натуральным и целым показателями. Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Уравнения
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно рациональных и уравнений высших степеней).
Системы уравнений
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение специальных приёмов при решении систем уравнений.
Неравенства
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). . Область определения выражения. Системы неравенств.
Координаты и графики
Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием. Уравнения прямых, парабол, гипербол. Геометрический смысл коэффициентов для уравнений прямой и параболы.
Функции
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств функции по её графику. Чтение графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Арифметическая и геометрическая прогрессии
Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула n-го члена. Характеристическое свойство. Сумма n первых членов. Комбинированные задачи.
Текстовые задачи
Задачи на проценты. Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Решение задач на нахождение статистических характеристик, работа со статистической информацией, решение комбинаторных задач, задач на нахождение вероятности случайного события.
Решение геометрических задач.
Решение задач из контрольно-измерительных материалов для ГИА
Список используемой литературы
Дидактические материалы